ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Короленко К.В.
Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье предложена модель формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности, основанная на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности.
Ключевые слова: оздоровительная деятельность, подготовка студентов, готовность к оздоровительной деятельности, модель подготовки специалистов.
Анотація. Короленко К.В. Формування готовності студентів факультету фізичного виховання і спорту до оздоровчої діяльності. У статті запропонована модель формування готовності студентів факультету фізичного виховання і спорту до оздоровчої діяльності, заснована на взаємозв'язку мотиваційного, контрольного і технологічного компонентів готовності. В процесі реалізації моделі в першу чергу необхідно враховувати взаємозв'язок оздоровчої і педагогічної діяльності, що сприяє становленню відповідних мотивацій особи.
© Короленко К.В., 2009
Ключові слова: оздоровча діяльність, підготовка студентів, готовність до оздоровчої діяльності, модель підготовки фахівців.
Annotation. Когокл^ К.^ Forming of readiness of students of faculty of physical education and sport to health activity. In the
article the model of forming of readiness of students of faculty of physical education and sport is offered to health activity, based on intercommunication of motivational, control and technological components of readiness. In the process of realization of model above all things it is necessary to take into account intercommunication of health and pedagogical activity, that is instrumental in becoming of the proper motivations of personality.
Key words: health activity, preparation of students, readiness to health activity, model of preparation of specialists.
Введение
В настоящее время остро стоит проблема разработки и оптимизации профессиональной подготовки специалистов по массовым формам занятий физическими упражнениями. Системы и методики оздоровительной направленности, современные ритмопластические виды гимнастики и хореографии в подготовке специалистов физического воспитания используются недостаточно [1-3]. Эти обстоятельства настоятельно требуют поиска новых путей подготовки специалистов по оздоровительной деятельности в рамках высшего физкультурного образования и выявляют актуальную проблему готовности студентов к этой работе. В настоящее время модели формирования готовности студентов факультетов физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности не существует, поэтому ее разработка и апробация представляется актуальной [4-6].
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в поисках средств подготовки специалистов по оздоровительным технологиям необходима разработка педагогической технологии, включающей современные ритмопластические виды гимнастики и хореографию [7, 8, 3].
Мы предположили, что эффективность формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности будет успешной, если в педагогической технологии будут соблюдены следующие условия: разработаны педагогические условия и критерии готовности к оздоровительной деятельности; разработана соответствующая модель.
Взаимосвязанными структурными элементами данной модели являются:
• формирование мотивации к оздоровительной деятельности; диагностика состояния здоровья на доврачебном уровне;
• формирование базовой двигательной подготовки и технология обучения оздоровительной деятельности.
Каждый из этих элементов обеспечивает формирование, соответственно, мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. Обобщая различные подходы к проблеме готовности, можно выделить два основных толкования:
1) готовность - особое психическое состоя-
ние, установка личности на совершение определенной деятельности;
2) готовность - сложное многоуровневое образование, включающее в себя познавательные, волевые, мотивационные, нравственные характеристики [9].
Для уточнения понятия «готовность студентов факультетов физического воспитания к оздоровительной деятельности», были использованы квалификационные требования образовательного стандарта к выпускнику физкультурного вуза по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».
Профессиональная деятельность вы-
пускников факультета физического воспитания и спорта определяется как педагогическая или оздоровительно-педагогическая. Изучение литературных источников, а также собственный практический опыт позволил представить готовность студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности как единство следующих компонентов: мотивационного, диагностического, технологического. Поэтому в нашем понимании, готовность к оздоровительной деятельности
- это интегральное качество будущего специалиста (Формирование готовности преподавателя физ-воспитания к оздоровительной деятельности 85), определяющее установку его личности на решение соответствующих педагогических задач.
Готовность следует рассматривать как системную характеристику. Она состоит из следующих компонентов: мотивационного - формирование к оздоровительной деятельности, диагностического
- (контрольного) - владение методами диагностики на доврачебном уровне, технологического - (базовая двигательная подготовка, технология оздоровительной деятельности). Степень готовности определяется уровнем сформированности каждого из перечисленных компонентов.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Цель, задачи работы, материал и методы. Цель данного исследования - формирование готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
У определить уровень подготовки специалистов в области «Физическая культура и спорт»;
> выучить степень проявления интереса и потребности студентов к занятиям физической культурой и спортом;
> разработать модель формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности.
Данные задачи решались с помощью методов:
> Анализ научно-методической литературы.
> Естественный педагогический эксперимент.
> Контрольные испытания.
> Статистическая обработка данных.
Результаты исследования.
Модель прошла успешную экспериментальную апробацию на кафедре олимпийского профессионального спорта в период 2007-2008 гг. Исследованиями было охвачено 100 студентов. Большая часть из них прошла эксперимент в полном объеме. Экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 45 человека состояла из 10 юношей-спортсменов и 10
- не спортсменов, 15 девушек-спортсменок и 10 -не спортсменок. Студенты ЭГ имели опыт занятий спортивной, художественной гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами на паркете, восточными единоборствами. Контрольная группа (КГ) в количестве 51 человека состояла из 10 юношей-спортсменов и 10 - не спортсменов, 13 девушек-спортсменок и 18 - не спортсменок. Студенты КГ занимались до поступления в вуз спортивной, художественной, атлетической гимнастикой, спортивными танцами на паркете, легкой атлетикой, восточными единоборствами.
Студенты не-спортсмены обеих групп имели опыт занятий физической культурой в объеме программы средней школы, а также различными видами спорта от 1 до 2 лет.
Суть эксперимента заключалась в том, что базовая двигательная подготовка студентов и ЭГ, и КГ осуществлялась средствами современных ритмопластических видов гимнастики. Различие заключалось в том, что в ЭГ изучались хореография, стретчинг и базовые виды оздоровительной аэробики, а программа занятий студентов КГ включала развивающую ритмическую гимнастику и шейпинг.
Различными были мотивирование студентов: в ЭГ основной упор делался на оздоровительный характер деятельности, а в КГ - на спортивный результат. Результаты эксперимента показали, что средние показатели всех трех компонентов готовности к оздоровительной деятельности, как и характеристики состояния здоровья, оказались на статистически значимом уровне выше у студентов в ЭГ. Это означает, что при направленном применении средств и методов хореографии, стретчинга и современных ритмопластических видов гимнастики в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности студентов разработанная нами модель может быть успешно реализована в рамках учебного процесса вузов, готовящих специалистов по физическому воспитанию.
Обоснованием для выбора классической аэробики, степ-аэробики, слайд-аэробики и стрет-чинга в качестве средств формирования двигательной школы, обеспечивающей готовность студентов к оздоровительной деятельности, явилась универсальность используемых в них базовых упражнений, которые после прочного усвоения могут быть адаптированы для других современных ритмопластических видов гимнастики с учетом их специфики. По нашему мнению, оздоровительно-обучающие технологии обладают большими преимуществами
для развития профессионально значимых качеств будущего учителя в области оздоровления по сравнению с методами, применяемыми при подготовке спортсменов.
При оценке профессиональной готовности приоритетным является сформированность мотивации будущих преподавателей физического воспитания к оздоровительной деятельности.
В процессе формирования готовности к оздоровительной деятельности на первый план, наряду с обучением предметным знаниям, умениям и навыкам, выводится формирование личности студентов [9, 10].
Проведенный анализ профессиональнопедагогической подготовки физкультурных кадров (в том числе по гимнастике) показывает, что созданные условия либерализации деятельности вузов, выраженные в их самостоятельности по решению вопросов содержания обучения, организации и методов ведения учебного процесса способствуют проявлению творчества в деятельности преподавателя [3]. Для этого необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной деятельности в профессиональную, с соответствующей сменой потребностей и мотивов. Наши исследования показывают, что учебная активность студентов повышается, если они осознают профессиональную важность учебных дисциплин.
На основании анализа литературных источников и собственного практического опыта в основу педагогической технологии, направленной на формирование готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности, была положена концепция управления реализацией физического потенциала человека. Студенческий возраст, к которому относится начало обучения студентов в вузе, является наиболее благоприятным для формирования готовности к какой-либо деятельности. Готовность выступает психологическим состоянием, интегрирующим в себе все внутренние противоречия, присущие данному возрасту, разрешение которых становится движущей силой развития и профессионального становления студента. Одновременно со становлением двигательной активности и морфологическим созреванием отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата развиваются двигательные качества. В процессе формирования готовности студентов к оздоровительной деятельности учитывались: гетерохронность в темпе социального и биологического развития в различные возрастные периоды, особенности опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, периода полового созревания, динамика формирования скоростно-силовых качеств, выносливости, работоспособности. Для студентов 17-25 лет характерно достижение высоких темпов развития физического потенциала в целом. Учитывая особенности их онтогенеза, надо направленно применять средства и методы современных ритмопластических видов гимнастики для
формирования двигательной школы; развивать профессионально важные физические качества, повышать уровень функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения студентов для дальнейшей оздоровительной деятельности.
Выводы.
Предложенная модель формирования готов -ности студентов вуза физического воспитания к оздоровительной деятельности основана на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. Экспериментально доказано, что модель может быть успешно реализована средствами современных ритмопластических видов гимнастики и хореографии. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности. Развитие мотивационного компонента следует осуществлять по механизму сдвига мотива на кон -кретную цель, в нашем случае - от спортивной деятельности - к оздоровительной.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности.
Литература.
1. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Мякинченко Е. Б., Шестаков М. П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / М.: СпортАкадемПресс, 2002.
3. Сиднева Л. В. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробике у студентов высших физкультурных заведений / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 2000.- 27с.
4. Гертнер С. В. Формирование готовности будущих учителей к оздоровительной работе в летних оздоровительных лагерях/ Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Ураль -ский гос. пед. ун-т., 2005.
5. Косихин В.П. Модель педагогической готовности будущего учителя-предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе // Теория и практика физической культуры, 1995. - № 5-6. С. 43^4.
6. Лейфа А. В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: РГУФК, 2005. - 48 с.
7. Борисенко С. И., Терехина Р. Н., Савельева Л. А., Турищева Л. И. К вопросу о хореографической подготовке в гимнастике / Тезисы докл. межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых СПбГАФК. СПб.: 1996.- С. 57-59.
8. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 168 с.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы/ Учеб. пособие для вузов. Минск, 1981. - 198 с.
10. Кузьмин А. М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры / Дис. ... докт. пед. наук. Челябинск: УралГАФК , 1999. -310 с.
Поступила в редакцию 04.05.2009г.