Научная статья на тему 'Индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения студентов основным приемам оздоровительной аэробики'

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения студентов основным приемам оздоровительной аэробики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / ИНСТРУКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / SANITARY AEROBICS / COMPLEX APPROACH / MODEL OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT / INSTRUCTOR-METHODICAL PRACTICE / AND BURN-IN EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонская А. О.

В процессе экспериментального исследования доказана эффективность индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения студентов основным приемам оздоровительной аэробики. В качестве ведущего фактора, определившего содержание учебного материала и методы педагогических воздействий, была избрана целевая установка на полноценное освоение студентами основных приемов оздоровительной аэробики и их дальнейшее использование как средства физического самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонская А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF AN INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH TO STUDENT EDUCATION IN SANITARY AEROBICS

Experimental study has proved the efficiency of an individually-differentiated approach in the main education process of a sanitary aerobics student. Contents of the scholastic material and the method pedagogical influence were identified as the most influential factors in full-fledged mastery by the student and their further use as facility physical self-education.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения студентов основным приемам оздоровительной аэробики»

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВНЫМ ПРИЕМАМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

А.О. Афонская

В процессе экспериментального исследования доказана эффективность индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения студентов основным приемам оздоровительной аэробики. В качестве ведущего фактора, определившего содержание учебного материала и методы педагогических воздействий, была избрана целевая установка на полноценное освоение студентами основных приемов оздоровительной аэробики и их дальнейшее использование как средства физического самовоспитания.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, комплексный подход, модель педагогического эксперимента, инструкторско-методическая практика, тренировочный эффект.

Наметившиеся в последние годы положительные изменения в образовании, в том числе и в физкультурном, нашли свое отражение в разработке новых образовательных стандартов и, как следствие, учебных планов. Включение в федеральный стандарт предметного блока «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды» позволяет вводить в программу подготовки специалистов по физической культуре многое из того, что уже оформилось, систематизировалось и приобрело устойчивый самостоятельный вид. Однако до последнего времени основной направленностью в подготовке специалистов по физической культуре была преимущественная ориентация на спорт высших достижений.

При этом данные научных исследований подтверждают, что за последние 15-20 лет остро встала проблема разработки и оптимизации профессиональной подготовки специалистов по массовым формам занятий физическими упражнениями, и здесь особенно выделяется базовая или оздоровительная аэробика.

Данные анализа научно-методической литературы позволяют констатировать, что среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности именно оздоровительная аэробика объединяет возможность эффективного воздействия в целом на физическое развитие, способствует повышению функциональных возможностей человека и оказывает корригирующее влияние на отдельные компоненты телосложения.

Постоянное разнообразие логически выстроенных и научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий (благодаря музыкальному сопровождению и танцевальному стилю движений)

позволяет ей на протяжении многих лет удерживать высокий уровень среди других видов физкультурной деятельности.

Одним из важных направлений в реализации комплексного подхода к оздоровлению студенческой молодежи, по мнению многих специалистов, является модернизация системы физического воспитания на основе внедрения личностно-ориентированного содержания физкультурноспортивной деятельности, соответствующей стилю и образу жизни студентов, социально-психологическому и морфофункциональному статусу. Практика показывает, что формирование компонентов такой деятельности в зависимости от состояния здоровья происходит, как правило, при поэтапном освоении базовых средств: общеподготовительных упражнений, аэробики, и других видов спорта.

Выделение аэробики в качестве базового средства оздоровительной физической культуры обосновано по ряду критериев (энергоемкости, эмоциональной насыщенности, полиструктурности и др.), особую значимость приобрели ее виды для достижения кумулятивного эффекта в оздоровлении разных категорий населения. Однако многие вопросы методики обучения основным приемам и разновидностям аэробики изучены недостаточно и мало представлены в специальной литературе. Это обстоятельство существенно ограничивает дальнейшее развитие аэробики как оздоровительного средства и ее внедрение в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность студентов.

Мы предположили, что формирование у студентов основных приемов оздоровительной аэробики будет эффективным, если этот процесс: во-первых, рассматривается ими как необходимое условие оценки, сохранения и укрепления собственного здоровья и повышения профессиональной мобильности и мастерства; во-вторых, включает освоение программы двигательных действий в здоровьесберегающем режиме на основе учета индивидуальных особенностей темпо-ритма, двигательной и физической подготовленности; в-третьих, вооружает студентов средствами и методами проведения физкультурнооздоровительной работы с разными категориями населения; в-четвертых, обеспечивает формирование умений и навыков педагогического контроля и самоконтроля результатов физкультурно-оздоровительной практики.

Были организованы три экспериментальные группы. В каждой группе занималось по 28-30 студентов. Учебные занятия проводились в сетке учебного расписания один раз в неделю по 90 минут. Занятия проводились по авторской рабочей учебной программе. Самостоятельные занятия студенты проводили в процессе инструкторско-методической практики.

Полученные в ходе конкретно-социологических исследований результаты послужили основанием для разработки и уточнения моделей

педагогических экспериментов. В ходе организации экспериментов решались три взаимосвязанные задачи:

1. Изучалась эффективность традиционной организации процесса физического воспитания, определялись пути его оптимизации и реконструкции.

2. Разрабатывались основные положения и методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики как способа физического самовоспитания студентов.

3. Исследовалась эффективность экспериментальной

педагогической методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики.

Для оценки эффективности разработанной нами педагогической технологии в процессе диагностико-формирующего эксперимента использовались следующие критерии:

- критерий развития физического потенциала испытуемых, который позволил оценить структуру и динамику их физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья в период эксперимента;

- критерий мотивационно-потребностной сферы, выражающийся в устойчивости отношений, склонностей и интересов испытуемых к процессам и результатам физического воспитания;

- критерий успешности усвоения студентами основных приемов оздоровительной аэробики, выраженный в отношении числа правильно выполненных операций к общему числу операций оздоровительной аэробики в учебной комбинации приемов.

Учебно-воспитательный процесс в экспериментальных группах строился на основе разработанной нами структурно-логической схемы обучения и рабочих учебных программ.

В качестве ведущего фактора, определившего содержание учебного материала и методы педагогических воздействий, была избрана целевая установка на полноценное освоение студентами основных приемов оздоровительной аэробики и их дальнейшее использование как средства физического самовоспитания. В этом заключается основное отличие экспериментальной методики от традиционно организованных занятий аэробикой в группах здоровья и фитнес-клубах.

Другое отличие состоит в том, что предметом педагогического воздействия являются не только те или иные частные признаки, характеризующие состояние здоровья, его сохранение и укрепление, но и социально-психологические качества студента, определяющие состав и полноту его жизнедеятельности, профессионального совершенствования.

С третьим отличием мы связываем проведение индивидуализированного обучения, основанного на разных темпах освоения студентами содержания учебного материала. Вместо

интуитивного подхода к определению эффективности педагогических

воздействий применяется корректная постановка дидактической задачи поэтапного (посильного) формирования этого вида физкультурно -оздоровительной деятельности, развертывающейся в последовательный ряд градаций сложности изучаемых приемов.

Содержание теоретического материала рабочих программ подбиралось с учетом возраста обучаемых, направленности их интересов и предпочтений к определенному виду физической активности, что дало возможность осуществить углубленное изучение вопросов организации здорового образа жизни, использования средств и методов физического самовоспитания, гигиенических мероприятий в режиме дня, регулирования нагрузки и самоконтроля на занятиях.

Практический раздел рабочих программ осваивался занимающимися в экспериментальных группах с ориентацией на спортивную тренировку, включающей развитие специальных физических качеств и совершенствование техники выполнения упражнений в предпочитаемых видах спорта. Сдача контрольных нормативов оценивалась батареей тестов, принятой в нашем исследовании, дополнялась отдельными контрольными нормативами и требованиями, характерными для того или иного вида спорта. Динамика результатов учитывалась на протяжении всего периода обучения и обсуждалась с занимающимися.

Значительная роль в реализации идеи экспериментального подхода отводилась инструкторско-методической практике. Здесь был задействован и апробирован обширный арсенал организационных форм проведения тренировки и соревнований по оздоровительной аэробике. Содержание указанных мероприятий было приближено к действующим правилам соревнований и правилам безопасности, что в определенной мере стимулировало активность их участников на достижение максимально возможного результата.

Диалектическое развитие оздоровительной аэробики, обнадеживающие результаты ее применения для решения локальных задач приводит к осмыслению и современному представлению о ней как эффективном способе организации физкультурно-оздоровительной практики человека. Такая перспектива обусловливает необходимость тщательной проработки методики формирования ее основных приемов, с помощью которых человек овладевает этим способом и преобразует свою собственную природу.

Разработанная нами методика определяет технику решения задач обучения для достижения цели оздоровления, поэтому мы ее рассматриваем как инструмент, при помощи которого педагогическая идея становится достижением практики. Организация занятий по оздоровительной аэробике имеет ряд особенностей, которые мы реализуем следующим образом.

Во-первых, мы осуществляем отбор основных приемов, из которых можно составить содержание комплексов оздоровительной аэробики с выполнением требований безопасности.

Во-вторых, при исполнении основных приемов следует правильно (посильно) выполнять включенные в них элементы техники и исключить случаи перенапряжения и «переразгибания».

В-третьих, мы рекомендуем проводить выделение зон физической нагрузки в зависимости от характера двигательных действий на основе общего понятия «вертикальная ударная нагрузка».

В-четвертых, разработанное нами содержание обучения можно реализовывать в специальных или приспособленных местах занятий.

Эти особенности реализовывались в основной форме обучения -уроке, где мы старались творчески подходить к проведению каждого занятия, используя общепринятую схему как ориентир.

Об оздоровительной эффективности экспериментальной программы и методике ее освоения мы судили по динамике физической подготовленности, так как известно, что в основном при наличии психического, духовного и физического благополучия возможно достижение физического совершенства и наоборот.

В результате наших исследований выявлено, что выраженный тренировочный эффект произошел в показателях, которые более всего были «вовлечены» в процесс обучения оздоровительной аэробике: как у юношей, так и у девушек достоверно (t=2,07^4,63; Р<0,05-0,001) улучшились результаты в показателях мышечной силы, координации движений и выносливости. Причем это улучшение произошло фактически у каждого студента, только у студентов-спортсменов, имеющих массовые разряды, прирост был более высоким, чем у студентов-спортсменов старших разрядов. Этот положительный итог мы объясняем тем, что на занятиях по оздоровительной аэробике был реализован индивидуальный подход, при котором выполнялась установка на достижение каждым испытуемым максимально возможного результата.

Список литературы

1. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник для вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 2008. 379 с.

2. Лисицкая Т.С. Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. Троицк: Тровант лтд., 2000. 18 с.

3. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Сов. спорт, 2004. 40 с.

4. Хоум Э.Т., Френке Б.Д. Оздоровительный фитнесс. Киев: Олимпийская лит-ра, 2000.

Афонская Анна Олеговна канд. пед. наук, доц., fvistgu@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EFFICIENCY OF AN INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH TO STUDENT

EDUCATION IN SANITARY AEROBICS

A.O. Afonskaya

Experimental study has proved the efficiency of an individually-differentiated approach in the main education process of a sanitary aerobics student. Contents of the scholastic material and the method pedagogical influence were identified as the most influential factors in full-fledged mastery by the student and their further use as facility physical самовоспитания.

Key words: sanitary aerobics, complex approach, model of the pedagogical experiment, Instructor-methodical practice, and burn-in effect.

Afonskaya Anna Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, fvistgu@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Е.В. Белых, Е.Д. Грязева, В.Н. Егоров, Н.С. Березин

Изложены основные подходы к понятиям физической культуры и физкультурного образования. Систематизирован накопленный организационный и педагогический опыт физкультурного образования в Тульском государственном университете.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физкультурное образование, физкультурно-спортивная подготовка студентов, подготовка будущих специалистов в сфере физической культуры, спорта и туризма.

Сфера физической культуры и спорта в современном мире очень широка, весьма структурирована и полифункциональна. Значение ее для формирования и развития личности на протяжении всей жизни человека, а также эффективного существования других сфер общественного бытия, социальных групп и человечества, в глобальных процессах трудно переоценить.

Исторически физкультурный компонент присутствовал и развивался прежде всего в сфере образования как общего, так и профессионального, и уже в конце XIX века появляется относительно новое направление - физкультурное образование. Вместе с тем само это понятие, его содержание до сих пор является предметом обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.