ганды библиотечных фондов, лишь 15% клубов ориентируются на интеллектуальное творчество читателей. Поэтические клубы, культивирующие литературное творчество читателей, не только способствуют развитию индивидуальных форм социализации самодеятельных поэтов, но формируют новый уровень читательской информационной культуры, способствуя пониманию сложных непрозаических текстов, обращая внимания на многослойность вербальной информации. Созда-
вая прецедент печатных и электронных публикаций молодых авторов, библиотеки развивают адекватные формы краеведения, повышая профессиональную компетентность сотрудников библиотек.
Современные муниципальные библиотеки России, не прибегая к системе запретов и спецхранов, ориентируют своих читателей на осознанность выбора информации в сложных условиях неограниченного доступа к информации.
Библиографический список
1. Скворцов, В.В. Из истории библиотечного дела США (XVII в.-90-е гг. XIX в.) // Библиотековедение и библиография за рубежом: сб. - М. , 1974. - Вып. 49.; Талалакина, О.И. История библиотечного дела за рубежом. - М., 1982.
2. Каневский, Б.П. Книга в идеологической экспансии американского империализма // Книга. Исследования и материалы: сб. ЦУ. - М.: Книжная палата, 1987.
3. Сеидов, В.Г. От традиционной дипломатии к публичной дипломатии // Информация. Дипломатия. Психология. - М., 2002.
4. Хачатуров, К. А. Роль международной информации в формировании репутации государства // Информация. Дипломатия. Психология. - М.: Известия, 2002.
5. Панарин, И.Н. Информационные войны и Россия // Информация. Дипломатия. Психология. - М.: Известия, 2002.
6. Чернов, А.А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Информация. Дипломатия. Психология. - М.: Известия, 2002.
7. Елепов, Б.С. Геополитический характер распространения русской книги: к постановке вопроса / Б.С. Елепов, С. А. Пайчадзе; ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2001.
8. Шабалина, М. В. Книговедение: опыт региональных изысканий. - М.: Либерея, 2006.
9. Сеидов, В. Г. Государство и СМИ // Информация. Дипломатия. Психология. - М.: Известия, 2002.
10. Громова, О. Проект работает, и книги уже расходятся по школам и городам! [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа :http://ps.1september.ru/newspaper.php?vear=1999&num=14
11. Бахмин, В.О фондах в России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/
12. «Пушкинская библиотека»: Книги для российских библиотек [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/znamia/1999/6
13. Упорядочить сведения // Ршкнижное обозрение. - 2009. - № 301.
14. Бесстремянная, Ю.С. Изменения в потоке печатной продукции: Парадоксы статистики или объективная закономерность? // Библиотековедение. - 1997. - № 5-6.
15. Филиппова, Н.Ф. Книжный рынок и фонды библиотек Пермской области // Библиотековедение. - 1997. - № 1.
16. Глазков, М.Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (октябрь 1917-1939). - М.: Пашков дом, 2001.
17. Шомракова, И.А. Книга и возрождение русской культуры // Русская культура и современность: материалы ХЦ науч. конф. - СПб. СПГИК, 1993.
18. Доклад о деятельности библиотек Алтайского края / АКУНБ им. В.Я. Шишкова. - Барнаул, 2000-2007.
Статья поступила в редакцию 05.11.09
УДК 378.147
И.Н. Егоров, аспирант АлтГПА, г. Славгород, E-mail: [email protected] Г.А. Калачев, д-р мед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К САМООРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются состояние здоровья, физическая подготовленность студентов педагогического колледжа и их готовность к оздоровительной деятельности. Представлена авторская модель развития у студентов компетенций в области здорового образа жизни и готовности их к самооздоровлению.
Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, оздоровительная деятельность, уровень здоровья, физическая подготовленность, самоорганизация.
Особое внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что студенты являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. В первую очередь это относится к студентам педагогических учебных заведений - будущим учителям, от которых во многом зависит нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Между тем, проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, преодолением негативно влияющих на их состояние факторов, наименее изучены, по сравнению с другими группами детей и учащейся молодежи. Как показывают многочисленные исследования, обучение в вузе отнюдь не способствует улучшению здоровья студентов. Усугубляется действие ряда школьных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья, появляются новые, связанные с изменением образа жизни. Огромный объем информации, постоянный дефицит времени, отсутствие навыков самостоятельной работы, непривычный уклад жизни в общежитии, нерегуляр-
ное питание, нерациональное использование времени в условиях относительной свободы - все это травмирует психику значительной части студентов, негативно сказывается на их здоровье [1; 2]. В то же время в современных условиях успешно осуществлять профессиональную деятельность может только специалист с достаточно высоким уровнем здоровья, хорошо знакомый с медико-гигиеническими правилами жизнедеятельности, современными методиками оздоровления и активно применяющий их на практике [3]. Особенно это касается студентов педагогических образовательных учреждений, так как их будущая трудовая деятельность заключается не только в обучении детей, но и в заботе об их здоровье, воспитании у них мотивации к здоровому образу жизни, формировании навыков его практической реализации [4; 5].
Есть и другой, не менее важный аспект значимости здоровья, здорового образа жизни, приобщения к активной физкультурно-спортивной деятельности для будущих педагогов. Овладеть здоровьесберегающими технологиями, успешно внедрять их в практику учебно-воспитательной работы могут только люди, убежденные в необходимости вести здоровый
образ жизни, сами придерживающиеся его и, тем самым, являющиеся ярким положительным примером для своих воспитанников.
В нашем исследовании мы попытались выяснить отношение студентов к своему личному здоровью, выявить уровень компетенций в области здорового образа жизни, а также определить состояние их здоровья и физической подготовленности. В исследовании приняло участие 367 студентов Слав-городского педагогического колледжа.
Уровень здоровья определяли по широко используемой экспресс методике В.И. Белова с оценкой показателей в баллах: очень низкий - 1,0-1,9 балла; низкий - 2,0-2,9; средний -3,0-3,9; высокий 4,0-4,9; очень высокий - 4,0- 4,9; супервысо-кий - 6,0 баллов и выше [6].
На основании объективного исследования было установлено, что у 232 студентов (63,2 %) доминирует средний уровень здоровья. Из десяти наиболее информативных показателей, по которым можно судить о жизнеобеспечении систем организма, самые низкие результаты зарегистрированы в отношении частоты сердечных сокращений, жизненного показателя (отношение жизненной емкости легких к массе тела) и частоты простудных заболеваний.
Следует отметить, что объективные показатели здоровья не в полной мере соответствовали представлениям студентов о собственном здоровье. При анкетировании большинство респондентов указывали на более высокий уровень собственного здоровья, не учитывая незначительными, на их взгляд, отклонениями. По результатам самооценки 89,6 % студентов считали свое здоровье хорошим или средним и лишь 10,4 % плохим. Выявлено различие в оценках респондентами своего здоровья в зависимости от пола: 43,4 % юношей считали себя здоровыми (с оценкой «хорошо»), в то время как среди девушек таких только 31,2 %. Что касается собственного физического развития, то его юноши и девушки оценивали приблизительно одинаково (таблица 1).
Для выявления отношения студентов к здоровому образу жизни, готовности его ведения, а также определения уровня компетенций в области здорового образа жизни нами было проведено их анкетирование, результаты которого выявили низкую грамотность респондентов в вопросах сохранения здоровья, слабую мотивацию к оздоровительной деятельности и неготовность к её организации.
Таблица 1
Распределение студентов педагогического колледжа по уровням здо-
Самооценка здоровья Соматическое здоровье Физическое развитие
Все го Юно ши Деву шки Все го Юно ши Деву шки
Хорошее 33, 2 43,4 31,2 39, 8 43,4 39,2
Среднее 40 54 49,0 57,7 50, 4 47,2 50,9
Ниже среднего (плохое) 10, 4 7,6 11,1 9,8 9,4 9,9
Содержательный компонент - формирование системы знаний о здоровом образе жизни, знание принципов организации и проведения оздоровительных мероприятий, средств и методов укрепления здоровья. Данный компонент преследует и когнитивную функцию, выражающуюся в обеспечении и стимулировании студентов осваивать новые знания о структуре, функциях и задачах оздоровительной деятельности.
Операционный компонент - предполагает владение педагогическими умениями, практическими навыками планировать и организовывать мероприятия оздоровительного характера.
Рефлексивно-оценочный компонент - познание, анализ и коррекция собственной деятельности, умение объективного оценивания себя, собственной готовности к оздоровительной деятельности.
Цель Формирование ГОТОВНОСТИ СП лентов педколкджа к езмоорпни ицки оиоромпелиюй жятслиюстм
имчи I Сошнис стойкой мотивации к велению иорового обрзш
ЖИШИ.
2 Формирование компетенций ли самостоятельных шипий фишчсскимн \ пражненнаии.
’ Оалахиис навыками самооргани ацни оиоровнтсльной детальности
• ф* нламситальнол ^ - проб.кмюсти.
• непрерывности.
V - оптимальности.
■ индивид) пиацин.
Пс іаі 01 нмссктм* н.ювия:
• профессиоиальио-пс-пгогпчссси направленность хятслыюсти.
• объект-о бьсктиі отиоикнм.
• индивид) атыш робота
Таким образом, исходя из результатов диагностического этапа эксперимента, возникла необходимость построения модели, которая представляла бы собой органически упорядоченную связь цели, содержания и технологии формирования готовности студентов к оздоровительной деятельности (рисунок 1).
При конструировании модели мы рассматривали и представляли ее как систему, состоящую из потребностно-мотива-ционного, содержательного, операционного и рефлексивнооценочного компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент - состоит в обеспечении сознательного выбора студентом общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы ценностных ориентаций, способных обеспечить саморегуляцию студента, мотивацию и потребность его к оздоровительной деятельности.
Рисунок 1. Модель формирования готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности
Взаимодействие студента и педагога выражается в субъект-субъектных отношениях в системе «преподаватель-студент», в стиле руководства, способности к деловому общению, что предполагает взаимопонимание, равенство позиций, и принятие друг друга.
Наиболее значимыми принципами формирования готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности мы считаем следующие: принцип системности,
так как он создает определенную упорядоченность между целью, содержанием и самим процессом; фундаментальности, который предполагает знание теоретических основ изучаемых дисциплин, развиваемых у студентов способностей к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, оценке и самооценке; проблемности, позволяющий включать обучаемых в деятельность, требующую проявления творческих способностей; непрерывности, обеспечивающий преемственность всех этапов обучения, выбор форм, методов и средств, способствующих переходу от репродуктивных к творческим видам деятельности студентов, направленность педагогического взаимодействия, проявляющегося в переходе от управления к самоуправлению.
Не менее значимыми являются: принцип оптимальности, состоящий в учете реального уровня готовности студен-
тов к исследуемой деятельности, конкретности целей каждого элемента деятельности, выборе адекватных форм, методов и средств; индивидуализации, заключающийся в соотнесении учебно-воспитательного процесса научным, личным интересам, потребностям студентов, раскрытии способностей студентов путем организации педагогических ситуаций, деловых игр; сотворчества, предусматривающий демократичное взаимодействие студента и преподавателя, совместное проектирование и равноправный анализ совместной деятельности; развития и саморазвития, обеспечиваемый приобретением личного опыта развития общественно значимых (профессиональных) и личностно важных (духовных) черт и качеств, накоплением индивидуального опыта самоанализа, самоконтроля, самоорганизации, самокоррекции.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, используемых в практической работе со студентами. В нашем исследовании особую значимость приобретают следующие педагогические условия: профессионально-педагогическая направленность учебной и вне-учебной деятельности студентов; использование максимального разнообразия средств физической культуры, выходящих за рамки традиционно культивируемых в колледже видов физкультурно-спортивной деятельности; субъект-субъектные отношения в системе «преподаватель-студент»; обеспечение дополнительных возможностей для индивидуальной работы преподавателя со студентом; творческий характер деятельности студентов; включение студентов в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю оздоровительной работы.
Для определения уровня готовности студентов к оздоровительной деятельности и ее самоорганизации мы выделили следующие критерии её сформированности по каждому из компонентов.
Низкий уровень: потребностно-мотивационный компонент - отсутствие значимых личностных мотивов ведения здорового образа жизни, занятий физическими упражнениями; содержательный - явные пробелы в научных знаниях
о человеке, факторах, определяющих здоровье, здоровый образ жизни, самоорганизацию оздоровительной деятельности; операционный - неумение планировать и организовывать режим дня, учебной деятельности, самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни; рефлексивно-оценочный - отсутствие деятельности по поддержанию здорового образа жизни, наличие вредных привычек.
Средний уровень: потребностно-мотивационный компонент - устойчивая мотивация к здоровому образу жизни, осознание потребности в рациональной организации жизнедеятельности, занятиях физической культурой и спортом; содержательный - достаточный уровень знаний о здоровье и здоровом образа жизни, основах теории физической культуры, знание особенностей физического развития, способов оздоровления организма посредством физических упражнений, наличие базовых знаний о самоорганизации оздоровительной деятельности; операционный - умение планировать и организовывать самостоятельные занятия, направленные на укрепление здоровья; рефлексивно-оценочный - ситуативно-активная позиция в организации самостоятельных занятий оздоровительного характера, отказ от собственных вредных привычек.
Высокий уровень: потребностно-мотивационный компонент - сильная мотивация к сохранению и укреплению здоровья и самоорганизации оздоровительной деятельности, активно-лидирующая позиция в организации физкультурноспортивной деятельности в колледже; содержательный -системное представление всех факторов, определяющих здоровый образ жизни; знание основ теории самовоспитания, методологических основ оздоровительной тренировки, средств и методов укрепления здоровья; операционный - наличие навыков рациональной самоорганизации, оздоровительной деятельности, умение организовывать занятия оздо-
ровительного характера в учебных группах; рефлексивно-оценочный - активная позиция в самоорганизации оздоровительной деятельности, соблюдение здорового образа жизни, оптимальный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.
Для практической реализации описанной модели нами была разработана и апробирована в экспериментальной группе (ЭГ - 46 человек) Славгородского педагогического колледжа программа формирования готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности. Результаты эксперимента сравнивались с контрольной группой (КГ - 46 студентов), занимавшейся по обычной программе.
Осуществление программы в экспериментальной группе проводилось последовательно по этапам, каждый из которых имел свою цель, задачи, содержание и конечный результат. На констатирующем этапе (начало 3 семестра обучения в колледже) решались следующие задачи:
- диагностика уровня потребностно-мотивационной сферы студентов, готовности их к самоорганизации оздоровительной деятельности;
- определение степени компетентности студентов в сфере оздоровительной деятельности, общих умений и навыков в области физической культуры;
- оценка функционального состояния и физической подготовленности студентов с целью распределения их по медицинским группам на занятиях физической культурой и устранения факторов риска для здоровья;
- мотивация студентов к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
- ознакомление студентов понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», факторами, влияющими на здоровье, требованиями компетентностного подхода;
- создание условий для реализации программы формирования готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности в условиях компетентностного подхода.
Основными средствами достижения поставленных задач на этом этапе являлись:
- педагогический анализ школьного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности студентов;
- тестирование уровня развития физических качеств, функционального состояния организма, выявление уровня здоровья.
На формирующем этапе (середина третьего до конца седьмого семестра обучения в колледже) были поставлены и решены следующие задачи:
- формирование у студентов групп нового набора необходимых компетенций, позволяющих им самостоятельно заниматься физическими упражнениями оздоровительной направленности;
- создание стойкой мотивации к ведению здорового образа жизни;
- отработка навыков саморегуляции, позволяющих адекватно реагировать на стрессовые ситуации;
- обеспечение текущего контроля выполнения программы, в случае необходимости, внесение корректирующих действий;
- реализация мер, направленных на повышение престижности ведения различных форм оздоровительной деятельности в колледже.
Поставленные задачи решалась через:
- изучение научно-методической и специальной литературы по вопросам самоорганизации различных видов деятельности человека;
- проведение тренингов по саморегуляции;
- корректировку учебных предметов медико-биологического цикла по вопросам оздоровления организма;
- овладение техникой физических упражнений, составление их комплексов;
- реализацию компетентностного подхода в рамках настоящей программы;
- организацию спортивно-массовых мероприятии для популяризации здорового образа жизни (спартакиады учебных групп колледжа, беседы, викторины, походы);
- мониторинг здоровья студентов;
- стимулирование наиболее активных студентов и групп колледжа.
На контрольном этапе эксперимента (начало восьмого семестра обучения) осуществлялись:
- диагностика сформировавшихся уровней готовности студентов к оздоровительнои деятельности и ее самоорганизации;
- выявление динамики показателей физической подготовленности, функционального состояния и уровня здоровья студентов;
- внесение корректив в действующую программу для индивидуализации и дифференциации оздоровительных занятий;
- внедрение программы в учебный процесс всего колледжа.
В рамках формирующего эксперимента нами был разработан и реализован спецкурс «Теория и методика формирования навыков оздоровительной деятельности» объемом 52 часа, цель которого состояла в привитии студентам основ знаний, умений и навыков по оздоровительной деятельности и её самоорганизации. В программу курса, в первую очередь, были включены темы, которые вызвали у студентов наибольший интерес: рациональное питание, закаливание организма, оздоровительные системы, методики развития физических качеств, способы коррекции телосложения средствами физической культуры и спорта, здоровый образ жизни как элемент общей культуры.
В процессе освоения курса студенты ЭГ разучивали комплексы дыхательных упражнений, аутогенной тренировки, проводили отдельные части тренировочных занятий оздоровительной направленности, учились определять уровень функциональной и физической подготовленности, контролировать состояние здоровья, регулировать массу тела, осуществлять коррекцию телосложения средствами физической культуры.
Кроме освоения спецкурса, студенты экспериментальной группы активно вовлекались во внеклассную работу. Систематически проводились мероприятия - викторины и диспуты по оздоровительной тематике, конкурсы проектов, в которых были задействованы и кураторы групп. Учитывалась и поощрялась любая самостоятельная форма занятий, отслеживалось количество студентов, посещающих секционные занятия.
Потребностно-мотивационная сфера студентов формировалась, исходя из ее направленности на здоровый образ жизни, сохранение собственного здоровья в профессиональной деятельности, познавательные потребности. Использовались такие формы деятельности, как изучение предпочитаемых видов спорта оздоровительной направленности (шейпинг, стретчинг, ритмическая и атлетическая гимнастика, аэробика, аквааэробика); участие в массовых физкультурных мероприятиях, совместный просмотр и обсуждение спортивных трансляций; беседы, викторины, конкурсы по физкультурно-оздоровительной тематике; овладение проектировочными и организаторскими компетенциями. Для сохранения психического здоровья применялись тренинги саморегуляции, релаксации, психологического самоконтроля.
Анализ результатов эксперимента показал достоверное повышение уровня сформированности всех компонентов готовности студентов экспериментальной группы к самоорганизации оздоровительной деятельности (таблица 2). В контрольной группе также отмечены положительные результаты в формировании у студентов компонентов готовности, но они были существенно менее выражены, чем в экспериментальной.
Значительно выше оказались в ЭГ и показатели общей готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности. Число их с высоким уровнем готовности к концу эксперимента увеличилось с 1,1 % до 67,1 % (в КГ - с 0,3 % до 19 %), а с низким уровнем готовности сократилось с 63,6 % до 1,6 % (в КГ - с 64,1 % до 30,4 %; рисунок 2).
Таблица 2
Распределение студентов педагогического колледжа по уровням развития компонентов готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности до и после эксперимента
Компонен ты Гр Уп пы Уровни развития компонентов готовности (чел. в %)
Низкий Средний Высокий
До Пос ле До Пос ле До После
Потребное тно- мотивацио нный ЭГ 63 6,5 36 63 0 30,4
КГ 58, 7 26,1 41, 3 60,9 0 13
Содержате льный ЭГ 50 0 50 17,4 0 82,6
КГ 54, 3 21,7 47 54,3 0 23,9
Операцио нный ЭГ 9, 66 0 26, 1 19,6 4,3 80,4
КГ 66 19,6 32 58,7 2,2 21,7
Рефлексив но- оценочны й ЭГ 71, 7 0 28, 3 26,1 0 74,9
КГ СО 79 54,3 40 21 28,3 0 17,4
I контрольная гр. О зкслеримен-тальная гр.
Рисунок 2. Распределение студентов педколледжа (в %) по уровням готовности (УГ) к самоорганизации оздоровительной деятельности до (слева) и после (справа) эксперимента; УГ: I - низкий, II - средний, III - высокий
Анкетирование обучающихся по окончании работы подтвердило, что студенты экспериментальной группы стали относиться к своему здоровью более бережно, собираются вести ЗОЖ и пропагандировать его в предстоящей профессиональной деятельности. Они отмечали хорошее самочувствие, желание сохранить и укреплять свое здоровье, гармонично развиваться, преодолевать вредные привычки. Большинство студентов овладели методами оценки уровня физического развития и функционального состояния, научились самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели и программы формирования готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности, что позволяет рекомендовать их к внедрению в учебный процесс педагогических образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Гендин, А.М. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность / А.М. Гендин, М.И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7.
2. Калачев, Г. А. Сохранение и укрепление здоровья будущих учителей в педагогической системе вуза / Г. А. Калачев, В.Н. Ирхин // Педагогические кадры - основа инновационного развития образования: коллектив. монография / под ред. Л.М. Растовой. - Барнаул, 2006.
3. Ларионова, О. А. Формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008.
4. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
5. Иванова, С.Ю. Организация работы по формированию потребности студентов вуза в здоровом образе жизни / С.Ю. Иванова, Т.Б. Игонина //
Теория и практика физической культуры. - 2007. - №3.
6. Белов, В.И. Формирование готовности студентов факультета физической культуры к оздоровительной деятельности / В.И. Белов,
В.С. Дмитриев, В.И. Коваль, Т. А. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4.
Статья поступила в редакцию 17.11.09
УДК 378
О.И. Давыдова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, Е-таіІ: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В работе описаны особенности полноценного и естественного этнопедагогического мышления современного учителя, смысл этнопедагогиза-ции целостного учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, потенциал развития творческих свойств мышления педагога.
Ключевые слова: образование, этнопедагогика, народная педагогика, традиции, мышление.
Одной из актуальных проблем современного образования, в первую очередь высшего, является обеспечение подготовки выпускников к адекватной многофункциональной, все более усложняющейся деятельности современного человека с высшим образованием, который должен быть специалистом в узкой профессиональной области и одновременно высоким интеллектуалом с широким кругом социальных связей и отношений. Рост сложности проблем подготовки, усиление их связанности и динамичности, с одной стороны, и ограниченность информационных и других интеллектуальных возможностей каждого человека, с другой стороны, требуют находить через науку и систему образования методы и средства их качественного и своевременного решения. Одно из направлений разрешения этих противоречий является, на наш взгляд -гуманитаризация образования. Гуманитаризация образования, заключается, в первую очередь, в наполнении образования духовностью, духовной культурой. Учет нравственного аспекта понятия «образование» предполагает, что в основе его должны лежать гуманистические принципы и общечеловеческая мораль.
Духовное развитие совершается в процессе духовнопрактической деятельности человека через интеллектуальное усилие, эмоциональное напряжение, через реально-практические связи человека с миром, ценности которого и раскрываются для субъекта благодаря этим усилиям и за счет этих усилий. Духовность как цель развития личности требует обособленных, определенных, вполне конкретных усилий педагогов и родителей для ее взращивания и культивирования. А.А. Брудный писал «...что касается вузов, то ведь и в них развитие духовных сил личности происходит спонтанно. В особо густой тени лежит развитие способности понимать, воспитание культуры мышления. Образование - не то, чему человека учат, а то, что он в этом понял. Если ясно сориентировать образовательный процесс на понимание, а не на запоминание материала, то эффективность образования вырастет, резко и намного. Для этого необходимо решительное изменение способа учения. Понимание текстов (учебных и научных, политических и литературных), понимание других людей (в первую очередь - понимание представителей другой культуры), понимание самого себя - вот чему следует учить» [1, с. 241]. Категория «понимания» введена в научный оборот герменевтикой, одним из направлений современной философии. Впервые категориальный статус она приобрела в концепции В. Шлейермахера, который рассматривал понимание как постижение смысла текста, достигаемого в процессе его «грамматической» и «психологической» интерпретации. В целом
можно сказать, что понимание трактуется как процесс самоопределения индивида и общества в культуре и рассматривается как необходимое условие трансляции культуры, а герменевтика увидела в нем не просто метод познания и самопознания человека, а способ его бытия.
В гносеологическом плане понимание сходно с объяснением. И там и тут происходит вскрытие сущности. В психологическом плане они существенно различаются. Объяснение -это научная, логическая, рефлексируемая познавательная операция. Понимание - это внутреннее психологическое действие, которое иногда называют свернутым объяснением. Поняв что-либо, человек сравнительно легко воспроизводит результат этого понимания, но часто затрудняется в описании его процедуры. В генетическом плане понимание представляет собой сложный комплекс разноуровневых мыслительных действий, которые характеризуются рядом параметров: глубиной, отчетливостью, полнотой и обоснованием. Подробную структуру понимания текста предложил американский психолог С. Фессенден [2, с. 18-26]. М.М. Бахтин писал: «Человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов» [3, с. 302]. Понимание чужой индивидуальности, понимание другого - основа процесса гуманитаризации образования, нужно научиться по-новому мыслить и по-новому действовать.
В каждой педагогической культуре лежит ключ к пониманию общего через постижение частного и единичного. Национального (частного) в самой культуре и индивидуального (единичного) в человеке. Каждая этническая культура имеет свою логику действий и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение, а что второстепенное. Осознание индивидом своей самобытности, отличающей его от других этнических групп, удовлетворяет его потребность в принадлежности к какой-то группе и защите, и не является врожденной, оно формируется под влиянием целой группы факторов, к которым относится этническая принадлежность индивида. В кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «я» существенно повышается, а в период социальной устойчивости как бы замирает, уступая свое место сугубо социальным характеристикам. Знание и осознание этой этнической идентичности человека, является важной составной частью процесса гуманитаризации образования.
В сложившейся в нашей стране системе образования долгое время существовали определенные препятствия для