Научная статья на тему 'Критерии готовности студентов педагогического колледжа к самоорганизации оздоровительной деятельности'

Критерии готовности студентов педагогического колледжа к самоорганизации оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / READINESS CRITERIA / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров И. Н.

В статье анализируется оздоровительная деятельность студентов педагогического колледжа. Описаны критерии готовности к такой деятельности. Дается характеристика компонентов готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS' READINESS TO THE SELF-ORGANIZATION OF HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

The improving activity of students of pedagogical colleges is analyzed in the article. Describes the criteria for readiness for such activities. The characteristics of the components of readiness for self-improving activity.

Текст научной работы на тему «Критерии готовности студентов педагогического колледжа к самоорганизации оздоровительной деятельности»

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

9. Сохор, А.М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. - (Педагогическая наука - реформе школы). - М. : Педагогика, 1988.

10. Закирова, А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания // Педагогика. - 2004. - № 1.

11. Брунер, Дж. Культура образования / пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2006.

12. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

13. Белова, С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. - 2007. - № 6.

14. Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория. Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

15. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. - 2007. - № 10.

Bibliography

1. Marks, V. Understanding of psychology: Problems and Prospects, V. Signs. - M.: Institute of Psychology RAS, 2005.

2. Nikiforov, A. L Philosophy of Science: History and Methodology: A Textbook. Benefit. - M.: Intellectual House Books, 1998.

3. Zinchenko, V.P. Psychological foundations of pedagogy (Psycho-pedagogical foundations of building a system of developmental education DBElkonina - Davydov): Textbook. Benefit / VP Zinchenko, SF Humps, ND Gordeeva. - M.: Gardariki, 2002.

4. Leontiev, DA Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the semantic re-alnosti. - M.: Meaning, 2003.

5. Kogalovskii, SR On top plans of teaching mathematics / Pedagogy - 2006. - № 1.

6. Brudnyi, A.A. Psychological Hermeneutics: Studies. allowance. - Moscow: Publishing House of the Labyrinth, 1998.

7. Artemyeva, E.J. Basic Psychology subjective semantics, Ed. I.B. Hanina. - M.: Science, Meaning, 1999.

8. Serikov, V.V. Education and identity. Theory and practice of designing educational systems. - Moscow: Publishing Corporation "Logos", 1999.

9. Sochor, A.M. Explanation of the learning process: Elements of a didactic concept. - (Teaching science - reform school). - Moscow: Pedagogy,

1988.

10. Zakirova, A.F. Hermeneutic interpretation of the pedagogical knowledge / Pedagogy. - 2004. - № 1.

11. Bruner, J. Culture of Education, Ed. L.V. Trubitsyna, AV Solovyova. - M.: Education, 2006.

12. Ruzavin, G.I. The methodology of scientific research: studies. manual for high schools. - Moscow: UNITY - DANA, 1999.

13. Belova, S.V. Humane education: textually-dialogical model / Pedagogy. - 2007. - № 6.

14. Bershadsky, M.E. Understanding as a pedagogical category. Monitoring cognitive: the student understands what studies?. - Moscow: Centre of Education Search, 2004.

15. Serikov, V.V. Learner to develop education: myths and reality / Pedagogy. - 2007. - № 10.

Article Submitted 15.02.11

УДК 378.147

И. Н. Егоров, асп. АлтГПА, преп. КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж», г. Славгород, E-mail: [email protected]

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К САМООРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется оздоровительная деятельность студентов педагогического колледжа. Описаны критерии готовности к такой деятельности. Дается характеристика компонентов готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, оздоровительная деятельность, критерии готовности, самоорганизация.

Вопросы здоровья и здорового образа жизни учащейся молодежи, подготовки её к самоорганизации оздоровительной деятельности в последнее время приобрели особую актуальность. Решению вопросов сохранения и укрепления здоровья, увеличения двигательной активности и формирования здорового образа жизни студентов могут способствовать инновационные формы и методы обучения и воспитания, а также мониторинг состояния их здоровья, физической активности и образа жизни [1]. Мы полагаем, что при проведении педагогических исследований по вопросам сохранения и укрепления здоровья важна разработка адекватных целям и задачам критериев оценки соответствующей готовности, в нашем случае -уровня готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности.

Критерий (от греческого criterion - средство для суждения) - «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь» [2]. Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.

Л. А. Беляева (1994), отмечает, что критерии должны отвечать следующим требованиям: 1) являться объективными; 2) включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления; 3) охватывать типичные стороны явления; 4) формулироваться ясно, коротко, четко; 5) измерять именно то, что хочет проверить исследователь [3].

Исследование проводилось на базе КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж». В исследовании приняли участие студенты школьного, дошкольного отделений и отделения информатики, всего 92 человека, из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 46 в каждой. Изучалась динамика уровня готовности студентов к самоорганизации оздоровительной деятельности до и после внедрения в учебно-воспитательный процесс колледжа модели и программы подготовки студентов к такой деятельности.

Для определения уровня готовности студентов к оздоровительной деятельности и ее самоорганизации мы выделили следующие критерии её сформированности по каждому из компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент предполагает наличие определенного уровня мотивации к ведению здорового образа жизни и потребности в рациональной организации жизнедеятельности.

Содержательный компонент - наличие знаний о здоровье и здоровом образе жизни, самоорганизации оздоровительной деятельности, способах оздоровления организма средствами физических упражнений.

Операционный компонент - способность планировать и организовывать самостоятельные занятия, направленные на укрепление здоровья.

25З

Рефлексивно-оценочный компонент - наличие рефлексивной позиции, способность давать оценку своей деятельности.

Выделено три уровня готовности студентов педагогического колледжа к самоорганизации оздоровительной деятельности (низкий, средний и высокий), которые имеют по каждому компоненту следующие характеристики.

Низкий уровень: потребностно-мотивационный компонент - отсутствие значимых личностных мотивов ведения здорового образа жизни, занятий физическими упражнениями; содержательный компонент - явные пробелы в научных знаниях о человеке, здоровье, зависимости его от различных факторов, здоровом образе жизни, самоорганизации оздоровительной деятельности; операционный компонент - неумение планировать и организовывать режим дня, питания, учебной деятельности, самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни; рефлексивнооценочный компонент - отсутствие активной деятельности по поддержанию здорового образа жизни, наличие вредных привычек, неумение оценивать состояние собственного здоровья и развития.

Средний уровень: потребностно-мотивационный компонент - устойчивая мотивация к здоровому образу жизни, осознание потребности в рациональной организации жизнедеятельности, занятиях физической культурой и спортом; содержательный - достаточный уровень знаний о здоровье и здоровом образа жизни, основах теории физической культуры, знание особенностей физического развития, способов оздоровления организма посредством физических упражнений, наличие базовых знаний о самоорганизации оздоровительной деятельности; операционный - умение планировать и организовывать самостоятельные занятия, направленные на укрепление здоровья; рефлексивно-оценочный - ситуативноактивная позиция в организации самостоятельных занятий оздоровительного характера, стремление к отказу от собственных вредных привычек.

Высокий уровень: потребностно-мотивационный компонент - сильная мотивация к сохранению и укреплению здоровья и самоорганизации оздоровительной деятельности, активно-лидирующая позиция в организации физкультурноспортивной деятельности в колледже; содержательный -системное представление всех факторов, определяющих здо-

В качестве примера приводим контрольноизмерительный материал для оценки потребностно-мотивационного компонента готовности (таблица 1).

Общий уровень готовности студентов определялся по сумме баллов всех компонентов готовности и оценивался по следующей шкале: < 40 баллов - низкий уровень, 41-80 бал-

ровый образ жизни; знание основ теории самовоспитания, методологических основ оздоровительной тренировки, средств и методов укрепления здоровья; операционный - наличие навыков организации рациональной деятельности по оздоровлению собственного организма, умение организовывать занятия оздоровительного характера в учебных группах; рефлексивно-оценочный - активная позиция в самоорганизации оздоровительной деятельности, соблюдение здорового образа жизни, оптимальный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

Коррекционная работа со студентами разного уровня готовности осуществлялась следующим образом:

- работа со студентами с высоким уровнем развития готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности предполагала широкий выбор самостоятельных действий, имеющих цель совершенствовать знания и умения в сфере здорового образа жизни, способствующих развитию всех компонентов искомой готовности;

- студенты со средним уровнем готовности вовлекались в работу по изменению отношения к своему индивидуальному здоровью, как высшей ценности человека, формированию у них устойчивой мотивации к оздоровительной деятельности;

- студентам, имеющим низкий уровень готовности, предлагалось совместно с преподавателем выяснить причины низкой мотивации к оздоровительной деятельности, слабого знания теоретических основ и неумения проводить занятия оздоровительной направленности; на основе причинности найти пути повышения заинтересованности студентов в самооздо-ровлении, научиться делать собственные выводы и заключения, анализировать результаты своей деятельности.

Методика определения уровня готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности студентов состояла в следующем: по каждому из компонентов готовности были выработаны суждения, которые студенты оценивали, исходя из количества баллов (0 баллов - утверждение полностью не соответствует действительности; 1 - скорее не соответствует, чем соответствует; 2 - скорее соответствует, чем не соответствует; 3 - утверждение полностью соответствует действительности).

Каждый компонент готовности оценивался количественно: < 10 баллов - низкий уровень, 11-20 баллов - средний уровень, 21 > баллов - высокий уровень готовности.

лов - средний уровень, 81> баллов - высокий уровень общей готовности.

Разработанные нами критерии позволили определить уровень готовности студентов педагогического колледжа к самоорганизации оздоровительной деятельности до и после эксперимента в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах (таблица 2).

Таблица 1

Оценка потребностно-мотивационного компонента____________________________________

№ Суждение Баллы

1. Я хочу знать основы здорового образа жизни 0 1 2 3

2. Я хочу узнать значение оздоровительной деятельности для укрепления и сохранения здоровья 0 1 2 3

3. Я придерживаюсь здорового образа жизни 0 1 2 3

4. У меня сильная мотивация к сохранению и укреплению здоровья и самоорганизации оздоровительной деятельности 0 1 2 3

5. У меня высокая потребность в рациональной организации жизнедеятельности 0 1 2 3

6. У меня сильная мотивация к сохранению и укреплению здоровья и самоорганизации оздоровительной деятельности 0 1 2 3

7. Я убежден, что положительная мотивация на ЗОЖ повысит уровень моего здоровья 0 1 2 3

8. Я всегда интересуюсь новыми методиками самооздоровления 0 1 2 3

9. Я убежден в необходимости самообразования в области оздоровительной деятельности 0 1 2 3

10. В моей будущей профессиональной деятельности необходимо крепкое здоровье 0 1 2 3

Таблица 2

Распределение студентов педагогического колледжа по уровням развития компонентов готовности к самоорганизации оздоровительной деятельности

Компоненты а U Уровни развития компонентов готовности до и после эксперимента (чел. - %)

Низкий Средний Высокий

До После До После До После

Потребностно- мотивационный ЭГ 28-6О,9% 3-6,5% 17-36,9% 29-63% 1-2,2% 14-О,4%

КГ 26-56,5% 12-26,1% 18-39,1% 28-6О,9% 2-4,4% 6-13%

Содержательный ЭГ 23-5О% 2-4,4% 21-45,6% 14-3О,4% 2-4,4% 3О-65,2%

КГ 25-54,3% 1О-21,7% 2О-43,5% 25-54,3% 1-2,2% 11-23,9%

Операционный ЭГ 32-69,6% 1-2,2% 12-26,1% 25-54,3% 2-4,4% 2О-43,5%

КГ 32-69,6% 9-19,6% 13-28,3% 27-58,7% 1-2,2% 1О-21,7%

Рефлексивно- оценочный ЭГ 32-69,6% 1-2,2% 13-28,3% 21-45,6% 1-2,2% 24-52,2%

КГ 33-1,7% 13-28,3% 12-26,1% 21-45,6% 1-2,2% 12-26,1%

Математико-статистическая обработка результатов по критерию х2 («хи-квадат») Пирсона в каждом уровне (низкий, средний, высокий) выявила высокую степень достоверности различий у студентов контрольной и экспериментальной групп для потребностно-мотивационного (х2экс=8,62; р<0,05); содержательного (х2экс= 10,96; р<0,01); операционного

(х2экс=9,81; р<0,01) и рефлексивно-оценочного (х2экс=14,29; р<0,001) компонентов готовности.

Экспериментальное значение критерия хи-квадрат по общему уровню исследуемой готовности студентов составило х2экс=12,35, а критическое х2кр=9,21, при уровне значимости Р=0,01. Так как экспериментальное значение хи-квадрат больше критического, можно утверждать, что в экспериментальной группе уровень готовности различается с высокой

степенью достоверности (р < 0,01), по сравнению с контрольной.

1. По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

2. Разработанные критерии готовности и корректное применение методов математической статистики свидетельствуют о достоверности результатов работы и могут быть использованы в других педагогических исследованиях.

3. Внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа модели и программы подготовки студентов педагогического колледжа существенно повышает уровень всех компонентов готовности их к самоорганизации оздоровительной деятельности.

Библиографический список

1. Кокшаров, А. А. Социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов / А. А. Кокшаров, А. Н. Орлов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4 (16).

2. Лопатин, В. В. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М.: Эксмо, 2007.

3. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - Екатеринбург, 1994.

Bibliography

1. Koksharov, A.A. Socio-pedagogical monitoring of health status, physical activity and lifestyle of students / A.A. Koksharov, A.N. Orlov / The world of science, culture and education. - 2009. - № 4 (16).

2. Lopatin, V.V. Illustrated Dictionary of Modern Russian / V.V. Lopatin, L.E. Lopatin. - M. : Penguin Books, 2007.

3. Belyaeva, L.A. Sociocultural base teaching activities: self-reflexive. dis. ... doctor. philosopher. science. - Ekaterinburg, 1994.

Article Submitted 15.02.11

УДК 159.9:37.015.3

М.П. Тырина, канд. пед. наук., доц., с.н.с. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРА ОБУЧЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется культура обучения как предмет психолого-педагогических исследований. Автором сопоставлены основные подходы к определению содержания понятия «культура обучения», выявлены семантически связанные с ним термины, вскрыта их эвристическая роль, соотнесены мнения в отношении функций культуры обучения и ее структурно-функциональных связей. Статья содержит описание уровней анализа данного феномена, анализ направлений, условий и путей его развития.

Ключевые слова: культура обучения, дидактическая культура.

Анализ культуры обучения как предмета психологопедагогических исследований требовал выявления места данной дефиниции в понятийно-категориальном аппарате соответствующих научных дисциплин.

Термин «культура обучения» встречается в документах международного и государственного значения. Так, этот термин был использован еще в 1997 г. в Гамбургской декларации об обучении взрослых. Участники V Международной конференции по образованию взрослых заявили: «Мы преисполне-

ны решимости обеспечить, чтобы обучение на протяжении всей жизни стало более значимой реальностью в начале XXI века. С этой целью мы обязуемся оказывать содействие культуре обучения путем движения «Ежедневно один час для обучения» и проведения Недели Организации Объединенных Наций, посвященной обучению взрослых» [1].

В Российской Федерации понятие «культура обучения» было использовано в 2009 г. Министром здравоохранения и социального развития РФ Т. Голиковой в выступлении на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.