Научная статья на тему 'Формирование готовности к ведениюздорового образажизни студентов педагогического колледжа на основе компетентностного подхода'

Формирование готовности к ведениюздорового образажизни студентов педагогического колледжа на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / STUDENTS / HEALTH LEVEL / COMPETENCE APPROACH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Игорь Николаевич, Калачев Геннадий Анатольевич

В работе анализируется состояние здоровья, уровень компетенций студентов педагогического колледжа к ведению здорового образа жизни. Предлагаются пути повышения уровня готовности студентов к ведению ЗОЖ на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Игорь Николаевич, Калачев Геннадий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS READINESS TO HEALTHY LIFESTYLES BASED ON COMPETENCE APPROACH

The article examines the state of health, level of readiness of pedagogical colleges students to healthy lifestyle. It suggests the ways to improve students' readiness to HLS, based on competence approach.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к ведениюздорового образажизни студентов педагогического колледжа на основе компетентностного подхода»

области использования электрической энергии. На рисунке дана структурная схема профессиональной политехнической компетентности учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии (рис. 1).

Таким образом, профессиональная политехническая компетентность учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии осуществляется на основе интеграции содержания знаний при изучении курса электротехники, естественнонаучных, общетехнических, технологических дисциплин и целостного системного восприятия технико-технологических реалий применения электрифицированных процессов в различных областях человеческого общества.

Литература

1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы: избранные труды в 2 т. / под ред. Г.Н. Никольской.- М., 2001. - Т. 1.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. - 216 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

4. Веников В.А., Путятин Е.В. Введение в специальность «Электроэнергетика»: учебник для вузов / под ред. В.А. Веникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 239 с.

Дондоков Дамба Дондокович, кандидат технических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Бурятского гос-университета, тел. (301-2) 442395.

Dondokov Damba Dondokovich, candidate of technical sciences, associate professor of general technical disciplines, Buryat State University, tel. (301-2) 442395.

УДК 378.147

ИН Егоров, ГА. Калачев

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В работе анализируется состояние здоровья, уровень компетенций студентов педагогического колледжа к ведению здорового образа жизни. Предлагаются пути повышения уровня готовности студентов к ведению ЗОЖ на основе компетентно-стного подхода.

Ключевые слова: студенты, уровень здоровья, компетентностный подход, здоровый образ жизни.

IN Egorov, G.A. Ka/achyov

FORMING OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS’ READINESS TO HEALTHY LIFESTYLES BASED ON COMPETENCE APPROACH

The article examines the state of health, level of readiness of pedagogical colleges students to healthy lifestyle. It suggests the ways to improve students' readiness to HLS, based on competence approach.

Keywords: students, health level, competence approach, healthy lifestyle.

Интерес к проблемам среднего профессионального образования, обусловленный присоединением России к Болонскому процессу, предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования [1]. В настоящий момент социальные ожидания связаны с модернизацией среднего профессионального образования, ориентацией его на реализацию компетентностного подхода, индивидуализацию образовательных маршрутов; взаимодействие учреждения среднего профессионального образования с окружающей социальной средой [2].

В силу необходимости подготовки студентов к жизни, их самоопределению в стенах учебного заведения, а также общей подготовки всего спектра жизненных функций, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность», «знание» на понятия «компетентность», «компетенция» [3].

Современная трактовка компетентностного подхода в образовании определяется проектом «Tuning Project» - «Настройка образовательных структур в Европе», согласно которому компетенции включают «знание и понимание», «знание как действовать», «знание как быть». В проекте ФГОС

СПО нового поколения компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Приоритетной миссией учреждения среднего профессионального образования выступает формирование базовых профессиональных компетенций специалиста.

В Большом российском энциклопедическом словаре понятие «компетенция» (от лат. compete -добиваюсь; соответствую; подхожу) трактуется как «знания и опыт в той или иной области». «Словарь иностранных слов» разъясняет понятие «компетентность» как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение.

А.В. Хуторской разделяет понятия «компетенция» и «компетентность» по принципу общего и индивидуального. По его мнению, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности [4].

Придерживаясь данной трактовки, мы полагаем, что компетентностный подход при подготовке специалистов предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в познании, при освоении техники и технологии, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки [1, 5].

Компетентность, с точки зрения С.И. Гильманшиной, - это способность личности и социальнопрофессиональная характеристика человека-гражданина, включающая соответствующие знания, навыки, способы мышления, рефлексию, самосознание и характеризующаяся степенью овладения определенными компетенциями. Компетенцию она определяет как аспект профессиональной деятельности, который необходимо формировать в учреждениях профессионального образования [6].

Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в таком случае выступает формирование компетентного специалиста, обладающего культурой профессиональной деятельности [1].

Рассматривая ключевые компетенции как наиболее универсальные, необходимо отметить, что сам термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области [7].

М. М. Прокофьева (2009) выделяет три основные группы ключевых компетентностей:

- относящиеся к самому себе как к личности, субъекту жизнедеятельности;

- относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [8].

В нашем исследовании к компетенциям первой группы можно отнести компетенции здоровьесбе-режения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); половую грамотность; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.

Определяя ключевые компетенции, мы особо выделяем компетенции личностного самосовершенствования, которые направлены на самоорганизацию здорового образа жизни, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самопод-держку. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах здоровьесбережения, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Содержание профессиональной деятельности компетентного специалиста, согласно Ю.В. Сенько, предполагает владение знаниями и умениями в области педагогической деятельности, накопление первоначального профессионального опыта, а также способности к самостоятельному решению педагогических задач [9].

Для будущего педагога в аспекте здорового образа жизни очень важно уметь самоопределяться в жизни, выбирать стиль и образ жизни, находить способы разрешения конфликтов. Профессиональная

подготовка студента педагогической специальности предполагает не только формирование педагога, способного к выполнению определенной социальной роли, но и его готовность к деятельности в сфере здравотворчества, при этом должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками формирования индивидуального и коллективного здоровья [10].

Проводимые в настоящее время исследования в сфере образования по таким аспектам, как научнотеоретические основы подготовки учителя; научно обоснованный круг и система теоретических знаний, общепедагогических умений и навыков, которыми необходимо вооружить каждого выпускника педагогического вуза и колледжа; пути совершенствования учебных занятий по психологопедагогическим дисциплинам; эффективные методы вооружения студентов глубокими теоретическими знаниями, педагогическими умениями и навыками; научные основы организации педагогической деятельности и др., в той или иной мере затрагивают значимость компетентности педагогов в области оздоровления и здоровьетворчества.

К сожалению, в педагогических колледжах учебный курс по физическому воспитанию не в полной мере позволяет студентам оценить значимость собственного здоровья для нормальной жизнедеятельности и эффективного выполнения профессиональных обязанностей, сформировать устойчивую направленность на здоровый образ жизни, определить собственный выбор форм, средств и методов здравотворческой деятельности в процессе профессиональной подготовки и последующей практической работы. По нашему мнению, специфика здравотворчества предполагает, кроме приобретения достаточной мотивации, основанной на индивидуальных потребностях, наличие у педагога серьезных базовых знаний, высокого уровня компетентности по проблемам здорового образа жизни. Выпускник педагогического колледжа, на наш взгляд, должен обладать следующими ключевыми компетенциями:

1. Общие знания структуры и функций культуры здоровья:

- о природе человека, представляющей собой единство трех сущностей: природной, социальной, культурной, закономерностях его развития;

- стратегии здравотворчества, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека в процессе обучения;

- современной философии здоровья, где биологическое здоровье рассматривается как условие и базис для создания и совершенствования духовных и интеллектуальных достижений человека.

2. Специальные знания:

- связанные с осознанным выбором содержания, форм, средств и методов включения участников учебно-воспитательного процесса в процессы познания и самопознания;

- принципов и методов валеологии, здоровьесберегающих технологий, способствующих выявлению, использованию и активизации потенциальных возможностей человека;

- наиболее распространенных оздоровительных систем;

- анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и взрослых;

- основ половой культуры, где главное - готовность воспринимать культуру мира, культуру отношений, передающих великое единение мужчины и женщины, стремящихся к продолжению рода человеческого и ощущению гармонии, сгармонизированности отношений между полами [11].

- механизмов негативного воздействия на организм алкоголя, табакокурения, наркотических и ненаркотических веществ;

3. Знания оздоровительных методов обучения:

- надежных и доступных методов диагностики и мониторинга состояния систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной), психической деятельности и уровня функционирования органов чувств (зрения, слуха) в процессе обучения;

- методов активизации творческой деятельности (мозговой штурм, учебные творческие игры), которые позволяют преобразовать процесс обучения на основе такой его организации, при которой создаются условия для участия самих обучающихся в разработке здоровьесберегающих средств и методов обучения и воспитания;

- санитарно-эпидемических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

4. Индивидуально-здравотворческие знания индивидуально-типологических особенностей своего организма; знания в области оздоровления своего организма, своих потенциальных способностей и возможностей, умение привести свою жизнь в соответствие с биологическим возрастом, соизмерять

свое поведение с силами организма.

Чтобы знание в сфере здоровья было действительно полноценно сформировано у студента как осознанное средство решения познавательных и профессиональных задач, оно должно быть «пропущено» через действия студента, т. е. у него должны быть сформированы соответствующие умения.

В структуре здравотворческих умений целесообразно выделить умения:

- строить и реализовывать стратегию здоровья человека с позиции эволюции и онтогенеза;

- выстраивать стратегию отношения к своему здоровью с учетом типологических и индивидуальных особенностей организма, генетической предрасположенности членов семьи к различным заболеваниям.

- организовывать оздоровительную работу с детьми и взрослыми, в том чисмле просветительскую работу (беседы, дискуссии, игры и др.); а также организовывать рациональный режим жизни, работы, отдыха, питания.

Для студентов высокого уровня развития компетенций в оздоровительной деятельности характерна осознанная потребность в здравотворчестве, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих как к приоритетной жизненной ценности, поэтому они постоянно совершенствуют свои знания, владеют современными методиками оценки состояния здоровья, его регистрации и мониторинга.

Для подтверждения высказанных выше теоретических положений нами проведен лонгитюдный педагогический эксперимент, в котором приняли участие 46 студентов Славгородского педагогического колледжа. Суть эксперимента состояла в организации занятий по экспериментальной программе на уроках физической культуры и внеурочных занятиях, целью которых являлось формирование компетенций к ведению здорового образа жизни. По результатам эксперимента представляется необходимым выделить следующие компоненты готовности к ведению здорового образа жизни:

• потребностно-мотивационный компонент состоит в обеспечении сознательного выбора студентом общественных ценностей и формировании на их основе устойчивой индивидуальной системы ценностных ориентаций, способных обеспечить саморегуляцию студента, мотивацию и потребность его к оздоровительной деятельности;

• содержательный компонент - формирование системы знаний о здоровом образе жизни, знание принципов организации и проведения оздоровительных мероприятий, средств и методов укрепления здоровья. Данный компонент преследует и когнитивную функцию, выражающуюся в обеспечении информацией студентов и стимулировании их осваивать новые знания о структуре, функциях и задачах оздоровительной деятельности;

• операционный компонент предполагает владение студентами педагогическими умениями, практическими навыками планировать и организовывать мероприятия оздоровительного характера;

• рефлексивно-оценочный компонент - самооценка, анализ и коррекция собственной деятельности, умение объективного оценивания себя, собственной готовности к оздоровительной деятельности.

Повысить уровень обозначенных компонентов нам позволило решение следующих задач: формирование у студентов групп нового набора необходимых здравотворческих компетенций, позволяющих им самостоятельно заниматься физическими упражнениями оздоровительной направленности и контролировать состояние собственного организма в процессе занятий; отработка навыков саморегуляции, позволяющих адекватно реагировать на стрессовые ситуации; реализация мер, направленных на повышение престижности ведения различных форм оздоровительной деятельности в колледже.

Поставленные задачи решалась через изучение научно-методической и специальной литературы по вопросам самоорганизации различных видов деятельности человека; проведение тренингов по саморегуляции; овладение техникой физических упражнений, составление их комплексов и собственно реализацию компетентностного подхода в рамках настоящей программы.

Важное значение имели организация спортивно-массовых мероприятий для популяризации здорового образа жизни (спартакиады учебных групп колледжа, беседы, викторины, походы), мониторинг здоровья и функционального состояния студентов, стимулирование наиболее активных студентов и групп колледжа.

Для определения уровня сформированности здравотворческих компетенций (низкий, средний, высокий) были определены критерии и разработаны показатели их оценки.

По окончании эксперимента было констатировано достоверное повышение уровня готовности к ведению ЗОЖ у студентов педагогического колледжа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов педагогического колледжа по уровням готовности к ведению ЗОЖ

Компоненты Уровни готовности к ведению ЗОЖ ( в%)

Низкий Средний Высокий

До После До После До После

Потребностно-мотивационный 60,9 6,5 36,9 63 2,2 30,4

Содержательный 50 4,4 45,6 30,4 4,4 65,2

Операционный 69,6 2,2 26,1 54,3 4,4 43,5

Рефлексивно-оценочный 69,6 2,2 28,3 45,6 2,2 52,2

Таким образом, можно констатировать, что компетентность студентов в области здравотворчества существенно выросла. Анкетирование обучающихся по окончании работы подтвердило, что студенты стали относиться к своему здоровью более бережно, нацелены вести здоровый образ жизни и пропагандировать его в предстоящей профессиональной деятельности. Они отмечали хорошее самочувствие, желание сохранить и укреплять свое здоровье, гармонично развиваться, преодолевать вредные привычки. Большинство студентов овладели методами оценки уровня физического развития и функционального состояния организма, научились самостоятельно организовывать физкультурнооздоровительные и тренировочные занятия.

Литература

1. Елагина Л.В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетент-ностного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2008. - 55 с.

2. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 44 с.

3. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе // Начальная школа. - 2008. - № 12.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

5. Фазлеев Н.Ш. Формирование компетентности у педагогов по физической культуре и спорту на основе педагогических технологий, адекватных современной образовательной парадигме // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 5.

6. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода: автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Казань, 2008. - 38 с.

7. Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе // Школьные технологии. - 2007. - №5. - С. 5053.

8. Прокофьева М.М. Компетентностный подход в образовании // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2009. - №4. - С. 29-32.

9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.

10. Белов В.И., Дмитриев В.С., Коваль В.И., Родионов Т.А. Формирование готовности студентов факультета физической культуры к оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4.

11. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995.

Егоров Игорь Николаевич, аспирант Алтайской государственной педагогической академии, преподаватель Славгород-ского педагогического колледжа. E-mail: egoroff_in@mail.ru

Калачев Геннадий Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Алтайской государственной педагогической академии. E-mail: gak@uni-altai.ru

Egorov Igor' Nikolaevich, post-graduate of Altay State Pedagogical Academy, teacher of Slavgorod Pedagogical College.

Kalachyov Gennadiy Anatolievich, doctor of medical sciences, professor, head of department of anatomy, physiology and val-ueology of Altay State Pedagogical Academy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.