культуры по дисциплинам предметной подготовки : учеб. пособие / И.М. Туревский. -М. : Академия, 2003. - 320 с.
5. Ярчиковская, Л.В. Шейпинг и ритмическая гимнастика в системе физической подготовки военнослужащих-женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ярчиковская Л.В. - СПб., 2002. - 20 с.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Алексей Николаевич Садков, начальник кафедры,
Волгоградская академия МВД России (ВА МВД РФ)
Аннотация
В работе изучается значимость показателей психофизического состояния курсантов в процессе огневой подготовки.
Ключевые слова: лгневая подготовка, показатели, психофизическое состояние, курсанты, взаимосвязь.
FIRE TRAINING OF THE MILITARY STUDENTS STUDYING IN MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA UNIVERSITIES UNDER THE INFLUENCE OF PSYCHOPHYSICAL STATE'S INDICATORS
Aleksey Nikolaevich Sadkov, the chief offaculty,
The Vologograd Academy of Internal Affairs of Russia
Annotation
The study analyzes the importance of psychophysical state indicators of military students' fire training.
Key words: fire training, indicators, psychological condition, students, relationship.
ВВЕДЕНИЕ
Существующая в настоящее время тенденция к росту преступности в стране требует нового подхода к профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел. Выход на качественно новый уровень работы невозможен без повышения уровня профессиональной подготовки и её составной части - огневой подготовки [1, 4].
Практика показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий во многом зависит от психофизического состояния сотрудников органов внутренних дел, их умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся психологической ситуации [2, 3, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами анализировалась структура психофизического состояния различного контингента курсантов Волгоградской академии МВД России. Такая спецификация анализируемых компонентов позволила выделить главные составляющие меткой стрельбы из пистолета Макарова.
У курсантов младших курсов между анализируемыми показателями психофизического состояния выявлено 17 достоверных взаимосвязей, из них 4 - при однопроцентном уровне значимости. Данные характеристики распределились в три группы. Абсолютный порог ощущений - центральное звено первой группы показателей. Образовано четыре ветви распределения результатов: одна (ветвь 1) - комплексная (восприятие пространственных отрезков и результаты стрельбы); три - монокомпонентные (деятельностно-стереотипная характеристика - ветвь 2, проприорецептивная чувствительность - ветвь 3, подвижность нервной системы - ветвь 4).
Индивидуально-типологическая характеристика - центральное звено второй группы показателей. Образовано три ветви: реакция на движущийся объект (пятая
ветвь), дифференцирование чувствительности (шестая), двигательная память, надежность в экстремальной ситуации (седьмая). Показатели третьей группы (склонность к риску, эмоциональная чувствительность, координация движений) распределились в цепочку.
У курсантов старших курсов нами выявлено 22 достоверных взаимосвязи, из них пять - при однопроцентном уровне значимости. Анализируемые показатели распределились в две группы. Восприятие пространственных отрезков - центральное звено первой группы. Выделено три ветви: деятельностно-стереотипная чувствительность, проприорецептивная чувствительность - ветвь 1; подвижность нервной системы, склонность к риску, надежность в экстремальной ситуации - ветвь 2; абсолютный порог ощущений - ветвь 3.
Индивидуально-типологическая характеристика - центральное звено второй группы. Реакция на движущийся объект - ветвь 4; эмоциональная чувствительность -ветвь 5; дифференцирование чувствительности, двигательная память, абсолютный порог чувствительности, результаты стрельбы - ветвь 6. Результаты исследования свидетельствуют о важности координационных способностей курсантов для достижения высоких результатов в стрельбе из пистолета Макарова.
Нами анализировалась взаимосвязь показателей психофизического состояния различных контингентов курсантов с результатами стрельбы в упражнениях №1, №2, №9, которые существенно различаются по условиям выполнения стрельбы.
У курсантов младших курсов результаты стрельбы в упражнении №1 коррелируют с показателями точности РДО (г = 0,574), психоэмоциональной устойчивости (г = -0,501), коэффициентами координации движений (г = 0,460), характеристиками психоэмоционального состояния (г = 0,424) и восприятия пространственных отрезков (г = 0,421), уровнями порога проприорецептивной чувствительности двигательного анализатора на малых интервалах (г = 0,411).
У курсантов старших курсов между анализируемыми характеристиками выявлено восемь достоверных взаимосвязей. Среди них выделялись точность РДО (г =
0,596) и порог проприорецептивной чувствительности двигательного анализатора на малых интервалах (г = 0,537). Другие характеристики взаимосвязаны при пятипроцентном уровне значимости.
В упражнении №2 лимитировано время стрельбы, стандартизировано количество выстрелов, поэтому эти условия оказали определенное влияние на взаимосвязи анализируемых показателей. У курсантов младших курсов такими характеристиками следует считать точность РДО (г = 0,552), психоэмоциональное состояние (г = 0,524), порог проприорецептивной чувствительности двигательного анализатора на больших интервалах (г = 0,504), коэффициенты координации движений (г = 0,495), психоэмоциональную устойчивость (г = -0,462), восприятие пространственных отрезков (г =
0,425). У курсантов старших курсов, с одной стороны, повторяются влияющие характеристики (восприятие пространственных отрезков, психоэмоциональное состояние, точность РДО, коэффициент координации движений, психоэмоциональная устойчивость), с другой стороны, проявляются специфические взаимосвязи (порог проприоре-цептивной чувствительности двигательного анализатора на малых интервалах, двигательная память на больших интервалах).
При выполнении упражнения №9 курсанты должны передвигаться бегом и точно стрелять. В определенной мере в этом упражнении моделируются условия преследования преступника с выполнением стрельбы. У курсантов младших курсов значимыми характеристиками психофизического состояния для точной стрельбы являются показатели психоэмоционального состояния (г = 0,575), коэффициенты стабильности в экстремальной ситуации (г = 0,574) и координации движений (г = 0,439), характеристики психоэмоциональной устойчивости (г = -0,496), а у занимающихся старших курсов к таким показателям следует отнести результаты точности РДО (г = 0,631), склонности к риску (г = -0,507), коэффициенты координации движений (г = 0,502), характе-
ристики психоэмоционального состояния (г = 0,498), коэффициенты стабильности в экстремальной ситуации (г = 0,496).
Таким образом, уровни психофизического состояния курсантов высших учебных заведений МВД России играют важную роль в результативности стрельбы, поэтому эти факторы необходимо учитывать в процессе обучения и совершенствования навыков стрельбы из пистолета Макарова.
ВЫВОДЫ
1. По мере обучения курсантов академии МВД России значительно меняется структура их психофизического состояния: становится более детализированной, повышается значимость координационных способностей в точности стрельбы.
2. В каждом стрелковом упражнении проявляется специфика взаимосвязи показателей психофизического состояния, отмечается влияние условий выполнения стрельбы, появляется необходимость разработки нормативных характеристик различных стрелковых упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворяк, И. А. Огневая (стрелковая) подготовка работников органов внутренних дел : учебник / И. А. Дворняк. - М. : ЦОКР МВД России, 2005. - 328 с.
2. Домненко, А.Ф. Снайпер : методическая подготовка / А.Ф. Домненко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 176 с.
3. Жуковский, В. Психология стрельбы / В. Жуковский. - М. : ГЕЛЕОС, 2005.
- 156 с.
4. Потапов, А. А. Боевое стрелковое наставление : от нагана до АПС / А. А. Потапов. - М. : ФАЙР-ПРЕСС, 2005. - 496 с.
5. Цой, Б.А. Теоретические основы огневой подготовки : учеб. пособие / Б.А. Цой, Э.В. Солоницкая, А.Б. Карпун ; Ростовский юридический институт МВД России.
- Ростов-на-Дону : Ростовский юридический институт МВД России., 2007. - 126 с.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НАРКОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Вячеслав Николаевич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе,
Елена Валентиновна Радчева, соискатель,
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры»
(ФГОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
В работе анализируется эффективность спортивно-массовых мероприятий наркопрофи-лактической направленности, предлагаются эффективные критерии оценки данного направления работы.
Ключевые слова: критерии, оценка, эффективность, спортивно-массовые мероприятия, профилактика наркомании.
THE EFFECTIVENESS'S ASSESSMENT CRITERIA FOR SPORT MASS DRUD ADDICTION PREVENTIVE EVENTS
Vyacheslav Nikolaevich Sergeev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Pro-rector on study,
Elena Valentinovna Radcheva, competitor,
The Volgograd State Academe of Physical Education
Annotation
The study analyzes the sport mass drug preventive events' effectiveness, effective criteria of