некоторые результаты и взгляд в будущее // Высш. образование в России. 2009. № 7. С. 147-155.
3 Голованова Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема // Высш. образование в России. 2009. № 6. С. 36-40.
4 Деза Е.И. Особенности организации учебно-исследовательской работы студентов в условиях двухуровневой системы образования //Режим доступа http://www.fa-kit.ru/main dsp.php?top id=12750
5 Грязев М.В. , Бляхеров И.С. , Иванова В.И. , Руднев С.А. Старт многоуровневой подготовки ВПО: проблемы и задачи многопрофильного вуза : [Тульский гос. ун-т] // Аккредитация в образовании. 2009. № 32. С. 24-26.
Миронова Анна Владимировна, канд. пед наук, ст. преподаватель, anna-eng@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Петровичев Владимир Матвеевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kafedra_timpo@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM A.V. Mironova, V.M. Petrovichev
The article considers a training system of new formation specialists, where the best way is to create an individual trajectory of professional self-development for each student that allows to use obtained knowledge, abilities and skills in new non-standard situations of dynamically changed reality.
Key words: professional self-development, system, trajectory.
Mironova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical science, senior teacher, anna-eng@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.
Petrovichev Vladimir Matveevich, doctor of pedagogical science, professor, manager of department, kafedra timpo@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 796.077.4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева
С позиций методологии системного подхода рассматривается проблема оздоровления, физического и психомоторного развития дошкольников и младших школьников. Систематизированы многовариантные физкультурно-спортивные средства и на основании комплексного физиолого-педагогического анализа с учетом возрастных морфофункциональных особенностей контингента представлена классификация интегрированных инновационных средств — фитнес-технологий.
Ключевые слова: фитнес-технологии, стретчинг-гимнастика, спортивно-танцевальный рок-н-ролл, креатив, ритмическая гимнастика.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных тех-
нологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2015г.», в выступлении президента В.В.Путина на заседании государственного Совета «О стратегии развития Российской Федерации до 2020г.» (08.02.2008 г., г. Москва) говорится об усилении комплексных мер, в том числе социального, физкультурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В настоящее время факторами, негативно влияющими на состояние здоровья детей, являются нервно-психические перегрузки, связанные с учебной деятельностью, использованием компьютерных технологий и низкий уровень психологических знаний межличностного общения учащихся и учителей. Интенсификация занятий, педагогические инновации, режим учебной деятельности осуществляются без достаточного физиолого-гигиенического обоснования.
Несмотря на принимаемые меры для оздоровления, физическое состояние детей их здоровье продолжает ухудшаться. Поэтому одной из приоритетных задач Российской системы образования и физического воспитания, в частности, является более четкая системная организации здоровьесберегающей деятельности каждого образовательного учреждения, включающей формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, культуры физического, психического и социального здоровья детей.
Сегодня из поля зрения педагогов выпадает интеграционная роль ЦНС, о необходимости учета которой, в процессе психической и двигательной деятельности говорил И.М.Сеченов (1863). Не просматривается четкой связи и преемственности средств физического воспитания между системами образовательных учреждений, где во многом определяется фундамент здоровья и здорового образа жизни. Существующее в образовательных учреждениях классическое физическое воспитание не обеспечивает необходимого уровня физического развития и подготовленности в соответствии с требованиями, которые предъявляются в разных сферах человеческой деятельности (А.А.Горелов, А.В. Лотоненко, 2011).
В то же время внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования средств фитнеса в образовательных учреждениях. Данное обстоятельство связано с определенными позитивными изменениями в дошкольном и школьном физическом воспитании. Так в средних общеобразовательных учреждениях введен 3-й урок по физической культуре, в ДОУ тематические, ролевые и иные игры несут в себе большую физическую и психоэмоциональную активность. Вместе с тем, отсутствие систематизации фитнес-технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки. Это обстоятельство не позволяет получить должный адаптивно-развивающий и оздоровительный эффект.
Наши многолетние исследования направлены на разрешение сложившихся противоречий заключающихся в том, что: - с одной стороны имеются серьезные разработки по проблеме использования средств фитнеса для людей разного возраста, с другой, - отсутствие научного обоснования по их применению для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Это одна из основных причин не позволяющих создать личностно-ориентированной основы эффективного дифференцированного применения средств фитнеса в режиме образовательных учреждений с учетом типологических особенностей детей.
В то же время научные данные последнего времени (Т.С. Лисицкая, Л.В.Сиднева, 2002; Е.Г. Сайкина, 2009; Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова, 2010) свидетельствуют о высоком, прежде всего, оздоровительном эффекте интегрированных инновационных средств, вошедших в физкультур-но-спортивную область под общим названием фитнеса. Таким образом, созданы предпосылки и существует объективная
необходимость осуществления адекватной двигательной активности с использованием средств фитнес-технологий в детских садах начальной школе. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся классификаций в системе физического воспитания и спорта (В.С. Фарфель, Я.М. Коц, А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб), современных представлений в этой сфере человеческой культуры (М.М. Безруких, В.К. Бальсевич, В.Д.Сонькин), материалов научно-практической деятельности (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сидне-ва,2002; Е.Г.Сайкина,2009) систематизировать средства фитнеса и представить их в виде физиологически обоснованной классификации для использования в образовательных учреждениях, а также в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту.
Современные подходы к построению классификации в фитнесе
для детей дошкольного и младшего школьного возраста В зависимости от объема активной мышечной массы, обеспечивающей выполнение упражнений, мы вслед за Я.М. Коцем (1986) классифицируем их на локальные (упражнения, в которых участвуют менее трети всей мышечной массы), региональные (упражнения, в осуществлении которых принимает участие от 30 до 50 % мышечной массы тела) и глобальные (когда в реализации упражнения участвуют более 50% активной мышечной массы). Учитывая многовариантность упражнений в фитнесе, возрастные морфофункциональные особенности контингента, на который они рассчитаны, исходным для предлагаемой классификации стала единица интегративной деятельности - функциональная система (П.К.Анохин), включающая в свою структуру подсистемы. Данный подход, исходя из принципа целостности (И.П.Павлов), позволяет высказать суждение, что в упражнении любой сложности участвует организм в целом, однако основная нагрузка ложится на подсистемы его реализующие. Поэтому в соответствии с особенностями упражнений, мозаикой включаемых при этом мышечных групп, дополним в нашу классификацию: локально-региональные, регионально-глобальные и локально-глобальные группы
упражнений. Определяющими в предлагаемой классификации, учитывая возраст контингента, являются наиболее характерные и выраженные для каждого вида двигательной деятельности критерии:
- биомеханические: по структуре движения - циклические, ациклические, сложно-технические и т. п.;
- интенсивность: дифференцирование упражнений по зонам относительной - максимальной, околомаксимальной, субмаксимальной, средней и малой мощности;
- ведущие физические качества и тип моторной деятельности: упражнения на силу, быстроту, ловкость, на выносливость, сложно-координационные и скоростно-силовые;
- критерии функционального обеспечения: выделяющие упражнения по степени участия физиологических систем и объема мышечной массы;
- энергетическое обеспечение: по преобладающим источникам энергообеспечения (аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные) и по уровню энерготрат.
Собственные исследования, обширный литературный материал позволяют структурировать инновационные средства физической культуры, технологии фитнеса в соответствии с морфофункциональным статусом детей и психофизиологически обосновать занятия по группам на этапах первого и второго детства. При этом соблюдаются свойственные возрасту общие и специфические педагогические принципы (преемственность, доступность, систематичность, последовательность, системность, интегративность, проблемность, контект-ность, принцип сенсорных и психо-мышечных коррекций); учитываются онто-кинезиологогические (В.К. Бальсевич, 2000) возможности ребенка.
Разновидность и многогранность упражнений фитнеса классифицируются в соответствии с возрастным созреванием детей (функциональных и психомоторных механизмов), сложностью выполняемых движений, поступательным усложнением элементов, связок, композиций в процессе их обучения от 1-го к 4-му этапу. Общая примерная схема последовательного поэтапного использования фитнесс-технологий в соответствии с морфофункциональным и психомоторным развитием детей может различаться между собой по степени технической сложности и биодинамической нагрузке.
Так общими характерными признаками морфофункционального созревания детей 1-й группы (4,5 - 6,0 лет) является активное формирования инте-гративных механизмов, обеспечивающих целевые движения: акты бега, предметных действий, усложненные интегративные формы двигательной адаптации. Этому в значительной степени способствует формирование рече-двигательного аппарата, расширение словарного состава звуковой речи. Соответственно для этой группы детей наиболее адекватными средствами будут:
- в стретчинге - основные элементы базового пассивного и активного стретчинга мышц преимущественно верхних и нижних конечностей, избирательно мышц туловища;
- в хореографии - основные позиции рук и ног, сочетания движений конечностей с движением туловища, выборочно - движения свободной пластики;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле -адаптивно- музыкальный ритмо-фитнесс, игро-музыкальные упражнения для усвоения элементарного чувства ритма; музыкально-игровые упражнения в построении движений.
Темп музыкальных ритмов, в основном, медленный (максимум принят для детей 5,0 - 6,0 лет: от 80 до 100 акцентов /мин.)
Общими признаками морфофункционального созревания детей 2-й возрастной группы (6,5 - 7,5 лет) является дальнейшее развитие интегративных механизмов, обеспечивающих целевые двигательные акты, формирование координации движений, в том числе за счет миелинезации нервно-мышечных волокон, зрительных обратных связей, механизмов кольцевого регулирования. Происходит дальнейшее развитие связной речи, обусловливающей осмысление игровых видов деятельности.
Для этой группы детей вполне доступны и наиболее адекватными средствами являются:
- базовый и общий стретчинг - преимущественно локального, локально-регионального характера с переходом на стретчинг мышц туловища и конечностей.
- расширение состава упражнений сочетанного движения конечностей, свободной пластики, основы танцевальных движений и связок, музыкальной грамоты; разучивание танцев и музыкальных игр;
- ритмическая гимнастика и спортивно-танцевальный рок-н-ролл.
Темп музыкальных ритмов - медленно-повышенный и средний.
3 этап - возраст 7,5 - 8,5 лет. Наиболее характерными признаками морфофунк-ционального созревания детей является Развитие механизмов регуляция движений за счет формирования проприоцептивных и зрительных связей (ЗДС), расширение формирования механизмов кольцевого регулирования, развитие и расширение грамматического строя речи.
Рекомендуемыми, как наиболее адекватные и эффективные для этой группы детей средствами являются:
- общий стретчинг регионального и регионально- общего плана, стрет-чинг мышц туловища и конечностей;
- в хореографии разучивание связок и танцев, упражнений, шагов; -народных и спортивно-бальных танцев: польки, галопа, вальсовых движений; музыкальные игры;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле выполнение упражнений в разном темпе и музыкальных размерах; комбинированные упражнения в партере парами. Комбинации упражнений в образно-двигательных действиях. В целом этот этап обозначен нами как адаптивно-гармонической направленности в формировании относительно сложных танцевальных связок и комбинаций.
Темп музыкальных ритмов - в основном, средний и выше среднего.
4 этап - возраст - 8,0 - 11 лет. По своей структурности головной мозг приближается к мозгу взрослого человека. Соотношение оксидативных и гли-колитических (за незначительным исключением волокон типа 2-А и 2-Б) в
дальнейшем почти не меняется. Именно в этот период осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивной регуляции движений, значительно расширяется представление о схеме тела. Для этой группы детей вполне по силам и наиболее эффективны следующие средства фитнеса:
- вариативный + базовый стретчин общего плана, локально-регионального и регионально- глобального характера (мышц туловища, спины, живота, конечностей);
- в хореографии расширение основного состава танцевальных упражнений и связок; на основе освоенного материала - вариативное совершенствование музыкальных игр;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле -креативное ритмо-фитнесс-тактирование под музыкално-ритмические рисунки; дыхательно-образные элементы и связки, образно-имитационная гимнастика; основы хореографии; креативные комплексы спортивно-танцевального рок-н-ролла; адаптированные ритмо-пластические комплексы импровизации.
Темп музыкальных ритмов, в основном, выше среднего и средний.
Для регулирования и дифференциации физической активности выделено несколько категорий трудности (зон относительной мощности), включающих виды фитнеса: малая, малая - повышенная, средняя, большая, субмаксимальная, максимальная.
Интенсивность выполняемых упражнений одной и той же категории трудности сдвигается в сторону увеличения в соответствии с взрослением детей.
Определяющими в предлагаемой классификации являются наиболее характерные и выраженные для каждого вида двигательной деятельности критерии: по структуре движения (биомеханические); по интенсивности (зоны относительной мощности); по ведущим физическим качествам и типу моторной деятельности. Существенное значение имеет непосредственное участие физиологических систем, объема мышечной массы, преобладающих источников энергообеспечения и уровня энергозатрат. Все это позволяет судить о воздействии, которое оказывают на занимающегося те или иные виды фитнес-упражнений.
К обучению наиболее сложных элементов, связок, композиций фитнеса: хореографии, ритмической и креативной гимнастики, спортивно-танцевальному рок-н-роллу можно приступать после того как будут освоены их базовые элементы.
У детей развитие и воспитание креативности, навыков и умений, мозаики проявления этого качества формируются поэтапно и органично вписываются в соответствующие разделы классификации всех разновидностей фитне-са. Как показывает опыт и исследования, наиболее результативно проходят занятия при поэтапном последовательном включении (в соответствии с возрастными особенностями детей) средств фитнеса и соблюдении основных и специальных педагогических принципов.
На первом этапе (для 1-й возрастной группы): педагогом решаются задачи по адаптации детей к создаваемой, в соответствии с условиями среды и возрастом, адекватной креативной атмосферы и формированию навыков, со-
держащих элементы театральной педагогики как естественного компонента творческой технологии и выразительности текущих сюжетных и ролевых эпизодов. Воспитание таких навыков по времени совпадает с началом обучения детей базовым элементам стретчинга, хореографии и ритмической гимнастики.
Второй этап (в основном для 2-й возрастной группы) определяется как адаптированный тренинг разновидностей названых элементов и некоторых программ «креативной гимнастики». Он совпадает с освоением базовых форм, простейших связок стретчинга, хореографии и отдельных (простейших) элементов спортивно-танцевального рок-н-ролла.
Третий этап (3-я возрастная группа) большей частью относится к основному разделу обучения в названных разновидностях фитнеса (исключение составляет спортивно-танцевальный рок-н-ролл) и носит во многом адаптивно-творческий характер при активной роли педагога, принимающего участие в эмоциональной, рефлексивной, эстетической и других проявлениях, связанных с креативным содержанием воспитания.
Четвертый этап (для детей 3 и 4-й возрастных групп) определен нами как креативно-адаптированный, основанный на вариативности и импровизации связок и комбинаций ритмопластических и других видов фитнесса. Здесь процессуальная сторона основывается большей частью на самостоятельно принимаемых решениях, импровизации и артистизме при ненавязчивом, но уверенном участии педагога.
Представленный материал отражает не только последовательность обучения детей музыкально-ритмическим технологиям, но и одновременно актуализирует подготовку специалиста. Создаваемые технологии обозначенного направления формируются в русле обогащенного развития учащихся, в которых предусматривается насыщенное образовательное содержание, адекватное познавательным интересам детей. В программе предусматривается широкое взаимодействие обучающихся детей с различными сферами культуры: музыкой, хореографией, танцами, драматургией. При этом делается акцент на создание индивидуальных условий для полного раскрытия возрастных психофизических, духовных и интеллектуальных способностей.
Именно на подготовку специалиста, владеющего современными методиками, технологиями и компетенциями должна быть направлена модернизация физкультурного образования. Практический опыт и проводимые нами исследования по выявлению эффективности используемых инновационных физкуль-турно-спортивных средств и фитнес-технологий в образовательных учреждениях позволили сформулировать ряд новых положений, имеющих существенное значение для решения задач по данной проблеме.
Список литературы
1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособ./под ред. проф. О.П. Панфилова. М.: ВЛАДОС, 2010.389 с.
2. Безруких М.М.,Сонькин В.Д.,Фарбер Д.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. М.: Академия, 2009.480 с..
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: Молодежь и современность // Теория и практика Физической культуры. 1995.190 с.
4. Борисова В. В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис....канд. пед. наук. М.: Московский гос. областной университет, 2002.
5. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС. 1986. 226с.
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики: в 2 т. М.: Федерация аэробики России. 2002. Т. II. 216 с.
7. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис....канд. пед. наук. СПб : С-Петерб. гос. академ. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта , 2009.
8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: Терра-спорт, 2001. 520с.
9. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре/ О. П. Панфилов [и др.]//Культура физическая и здоровье. 2012. № 4(40). С. 36-39.
10. Физкультурно-оздоровительные технологии: монография / под ред. проф А.А.Горелова, проф. А.В. Лотоненко. М: Изд-во «Еврошкола», 2011. 300с.
Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., _panfilov30@,mail.ru Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доцент, borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доцент, , Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Руднева Лидия Викторовна, канд. пед. наук, доцент, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
METHODOLOGICAL BASES OF CLASSIFICATION OFFITNES-TEHNOLOGIIFOR
CHILDREN
O.P. Panfilov, V.V. Borisova, T.A. Shastakova, l.V. Rudneva
In this article, from the position of systemic approach, the problem of health improvement, physical and psychomotor development preschool and younger children are observed. Multiversion sportive means are systemized and on the base of complex physiologo-pedagogic analysis, subject to age-dependent morph functional peculiarities of contingent, the classification of integrated innovative means - fitness technology are discovered.
Key words: fitness technologies, stretching-gymnastics, sports and dancing rock'n'roll, creative, rhythmic gymnastics.
Panfilov Oleg Petrovitch, the Dr. biological sciences, the professor, _panfilov30@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.
Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.
Rudneva Lydia Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the associate professor TM&KuCfl, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.
УДК 811.161.1. - 054.6
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
А.А. Подосинникова
Посвящена реализации потенциала русской народной сказки в практическом курсе русского языка как иностранного.
Ключевые слова: фольклор, художественный текст, русская народная сказка, повседневная речь.
Обучение устной русской речи - одна из самых сложных задач в процессе преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ).
Основная причина трудностей заключается в том, что языковой материал, которым должен овладеть студент, выступает в совершенно новом аспекте -им нужно овладеть активно как средством общения. Говорящий должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов, которая всегда специфична и в большой степени не совпадает с сочетаемостью в родном языке студента-инофона. Но, к сожалению, обучение устной речи часто сводится к заучиванию наизусть письменных текстов или, в лучшем случае, к пересказу прочитанных текстов нейтрального стиля.
На этом фоне русская народная сказка исследуется и привлекается к учебному процессу слишком мало, хотя обладает огромным лингвистическим, дидактическим, страноведческим, культурным потенциалом.
Устойчивая, шаблонная структура текстов русских народных сказок предусматривает употребление определенных языковых единиц в определенной форме. Таким образом, создаются естественные речевые условия для отработки грамматического материала, формирования навыков употребления грамматических форм в соответствии с ситуацией реального общения (что особенно актуально в иноязычной аудитории).
Включение в учебно-методический комплекс русского языка как иностранного в качестве художественного материала русских народных сказок имеет целью воспитание интереса и уважения к русской культуре и русскому языку у студентов-иностранцев. Изучение русских народных сказок на занятиях РКИ призвано развить культуру чтения студентов, научить их извлекать из