российская научно-практическая конференция. Тамбов, 2009. С. 203-205.
13. Старов М. И. Психология отношений. Тамбов, 2010. С.97-99.
14. Юров Ю.Н. Интегральный подход в использовании информационных оздоровительных технологий при кластерно-модульном методе обучения в системе физического воспитания студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2006. Вып. 4. С. 500-502.
15. Классификация и кластер / под ред. Дж. Вэн Райзина. М.,1980. С. 388.
16. Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук Тамбов, 2010.
17. Прошляков В.Д. Функциональное назначение опорно-двигательного аппарата и укрепление его средствами физической культуры. Рязань,
2008. С. 15-25.
18. Юров Ю.Н. Влияние кластерно-модульного подхода на формирование соврсеменной когнитивной стратегии в физическом воспитании: тезисы докладов // 4 Всероссийская научно-практическая конференция. Тамбов,
2009. С. 265-267.
19. Гордон С.М. Спортивная тренировка. М., 2008. С. 200-203.
20. Полякова И.В. Подготовка студентов ФФК к инновационной образовательной деятельности в процессе занятий ритмопластическими видами гимнастики: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тула, 2009.
21. Фельдман Н.И. Профессионально-личностное
развитие будующего специалиста в условиях культурно-образовательного пространства
технического вуза в малом городе России: автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец , 2009.
Поступила в редакцию 24.03.2010 г.
UDC 796/799
CLUSTER MODULAR APPROACH TO PHYSICAL TRAINING AS MODERN STRATEGY OF HEALTHY STUDENT’S LIFESTYLE FORMATION
Yury Nicolaevich Yurov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Education, Teacher of Adaptive Physical Ttraining Department, e-mail: yrov68@mail.ru
This article describes the organization of healthy lifestyle of students by means of duster modular approach.
Key words: duster modular approach; cognitive strategy.
УДК 159.9
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА
© Виола Михайловна Толстошеина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: Cassandra1@yandex.ru
Статья посвящена исследованию проблемы развития креативной личности воспитанника детского дома посредством создания модели психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя. Выделяются основные задачи, принципы и уровни построения программы психологического сопровождения креативных интеракций образовательно-воспитательного процесса детского дома.
Ключевые слова: развитие; креативная личность; модель психологического сопровождения; образовательно-воспитательный процесс.
Понимая под креативностью установку личности на видение проблемы в новом ракурсе, свободном от стереотипов, особое отношение к жизнедеятельности, создающее условия к творческому проявлению интел-
лекта, мы установили, что при отсутствии семейного воспитания значимым стимулом к творческой деятельности ребенка становится целенаправленная деятельность педагога-воспитателя, включенного в креативную дея-
тельность, выступающая системообразующим фактором преобразования среды детского дома.
В педагогической среде детского дома ребенок реализует несколько пластов отношений:
а) историю неблагоприятных взаимоотношений со взрослыми членами семьи (нарушение родовых связей, поколенческих связей, интерактивных связей, препятствующих передаче и усвоению опыта);
б) отношения с педагогами, построенные на основе воспринятых воспитанниками систем оценок, мнений, реакций (Ч. Кули) [1];
в) отношения с педагогами, построенные на стремлении укрепить межличностные связи, установить продуктивные, доверительные отношения.
Именно последний пласт в большей мере учитывает взаимные претензии и индивидуально-психологические особенности субъектов взаимодействия, их готовность к преобразованию педагогической среды, что может позитивно сказаться на инициативности участников взаимодействия, их нетривиальном отношении к объекту познания.
Разработка продуктивных методических ориентиров преображения субъективной реальности педагога и ее внешних проявлений в креативной деятельности позволяет гармонизовать внутрисредовую и внешнесредовую реальности, преднамеренное, организованное психологическое сопровождение одной из которых влечет за собой не спроектированное заранее изменение другой (объективация креативных потенциалов воспитателя позволяет преобразовать субъективную реальность воспитанников), что создает векторы взаимного притяжения внутрисредового характера.
Специфику взаимодействия личности со средой изучали многие психологи (М.А. Иванова, Н.А. Титкова, А.А. Налчаджян, Г.К. Ушаков) [2-4], в т. ч. на основе теории социализации (Е.Л. Андреева, Г.А. Балл. И.К. Кряжева и др.) [5-7], акцентирующие внимание на создании адаптивных моделей развития личности ребенка. Но процесс развития адаптивных структур личности не может быть организован как бесконечно варьирующийся процесс обучения ребенка и привития ему определенных навыков, необходимых в жизни. Акцентируя внимание на том, что творческое становление возможно
только в развивающей и, что равно значимо, в безопасной среде, в атмосфере доверия, внимания, поддержки, признания, мы считаем, что развитие ребенка есть результат пробуждения его внутренних сил за счет трансформации социальных условий.
Среда детского дома, как и любая иная образовательная среда, представляющая собой совокупность особым образом структурированной пространственно-предметной
реальности, свойств и отношений, в которых происходит развитие и взаимодействие субъектов, может быть интерпретирована соразмерно параметрам школьной среды, подразделяемым Г.А. Ковалевым [8] на физическое окружение, человеческий фактор и программы обучения.
Психологический преобразующий характер нашего эксперимента направлен, в первую очередь, на человеческий фактор как компонент образовательной среды детского дома и разработку в данных целях программы психологического сопровождения педагога как условия развития креативной личности воспитанника детского дома.
Ведущими критериями оценки раскрытия креативного потенциала выступают:
а) ярко выраженное стремление субъекта к креативному преобразованию окружающей действительности, себя и познаваемого объекта (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич и др.);
б) побуждение к деятельности с элементом риска, не имеющей заранее предполагаемого итога.
Данные положения, а также психологический анализ опыта педагогической деятельности сотрудников детских домов и приютов Тамбова и Тамбовской области, побудили нас к разработке программы психологического сопровождения креативного развития личности педагога, теоретикометодологическим основанием которой послужили работы Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В.А. Петровского, К.Н. Поливановой [9-12].
При разработке модели мы использовали также идеи философии информационной цивилизации Р.Ф. Абдеева [13], показавшей особую роль системной методологии в интегративных процессах современного научного знания. Прикладной характер данного подхода трудно переоценить при разработке кон-
кретных методов преобразования компонентов нового образовательно-воспитательного пространства (среды детского дома) и в создании модели психологического сопровождения профессиональной подготовки педагога к управлению креативной деятельностью ребенка, побуждающей его к самостоятельности и ответственности, познанию посредством креативной переработки информации, предусматривающему широкое использование личного и коллективного опыта (рис. 1).
Используя комплексный методический подход, мы разработали программу психологического сопровождения, определив ее цель и задачи.
Основными положениями программы
сопровождения креативного развития педагога как условия развития креативной личности воспитанника детского дома являются следующие.
1. Образовательно-воспитательная деятельность в детском доме есть человековед-ческая и человекотворческая деятельность. Это означает, что учреждение интернатного типа должно обеспечивать формирующуюся в его условиях личность такими условиями развития, которые обеспечат минимальный риск развитию личности и в то же время будут способствовать ее творческой реализации.
2. Образовательно-воспитательная сре-
да детского дома является неотъемлемой частью жизненного пространства ребенка. Деятельность педагога-воспитателя детского дома осуществляется в том территориальном пространстве, которое для него выступает местом профессиональной деятельности, а для ребенка пространством проживания, обучения, воспитания, социального взаимодействия, т. е. пространством обретения жизненного опыта, обеспечивающего в перспективе полноценную самореализацию личности в широком социальном контексте. На уровне детского дома это выражается в системе организационно-управленческих,
методических, образовательных и воспитательных мер, направленных на обеспечение ребенка особым креативным подходом к решению любых жизнеобеспечивающих задач. В психологическом смысле - это создание условий и внедрение технологии психологического сопровождения креативного развития личности педагога и воспитанника детского дома.
3. Обеспечение креативного развития личности. В условиях относительно замкнутой среды детского дома креативное развитие личности ребенка выступает приоритетным направлением деятельности психолога, осуществляемым за счет психологичекого сопровождения деятельности педагога-вос-питателя как лица референтно значимого для идентификации и самоидентификации воспитанника.
Наполнение образовательно-воспитательной среды детского дома креативным содержанием требует соблюдения ряда принципов:
а) принцип опоры на развивающее образование, в основе которого лежит логика взаимодействия, а не воздействия педагога на воспитанника, что делает обе стороны равноправными, ответственными субъектами образовательного процесса, взаимно стимулирующими личностное развитие;
б) принцип творческой самореализации. Его роль в организации психологического сопровождения обусловлена необходимостью проектирования развивающей среды детского дома, устранения факторов, ограничивающих развитие ребенка-деприванта и компенсации ранних негативных воздействий неблагополучной семьи. Воспитанник детского дома должен овладеть эффективным психологическим ресурсом решения любых жизненно важных задач, получив психологическую поддержку в лице креативно компетентного педагога;
в) принцип социально-психологической защищенности. Это естественное требование к организации взаимодействия педагога и воспитанника детского дома, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Психолог, осуществляющий сопровождение, выступает гарантом безопасности всех участников программы, постепенно готовя каждого из них к выполнению определенных функций, ролей и непосредственных интеракций с учетом возможностей и особенностей;
г) принцип формирования креативной состоятельности основывается на характеристике деятельности, неотъемлемой составляющей которой выступает креативная личность, свободная от стереотипного мышления и поведения, уверенная в себе и готовая пойти на риск, а также активная и готовая к сотрудничеству.
ЦЕЛЬ: развитие креативности педагога-воспитателя
ЗАДАЧИ:
1. Актуализация субъективной креативности педагога-воспитателя детского дома.
2. Психологическое стимулирование креативного поиска, стремления к преодолению собственной инертности в деятельности у педагога-воспитателя.
3. Обогащение умения педагога-воспитателя оперировать стимулирующим креативность воспитанника материалом.
4. Развитие умения педагога-воспитателя организовывать творческую деятельность ребенка и взаимодействие с ним.
5.Совершенствование собственного стиля креативного взаимодействия и креативной деятельности.
6. Организация продуктивной креативной интеракции.
7. Развитие творческой направленности и умения импровизировать в процессе творческого интерактивного взаимодействия.
8. Осознание ответственности и роли педагога-воспитателя детского дома в развитии самостоятельности и творческости воспитанника, как условия компенсации негативных компонентов средового воздействия на его личность в период семейного развития и средового воздействия учреждения
1. Опоры на развивающее образование.
2. Творческой самореализации.
3. Социальнопсихологической защищенности.
4. Формирования креативной состоятельности
МЕХАНИЗМЫ:
1. Идентификация.
2. Самоидентификация.
3. Рефлексия.
4. Интериориза-ция.
5. Экстериориза-ция
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
I этап:
Психологическое просвещение психологическая консультация психодиагностика педагога и воспитанника
II этап:
Психологический тренинг для педагога-воспитателя и совместно для педагога и воспитанника
III этап:
Психологическое сопровождение отдельных педагогов и воспитанников; творческая лаборатория
КРИТЕРИИ:
1. Отношение к креативной деятельности. 2. Мотивация креативной деятельности.
3. Рефлексия креативной деятельности. 4. Склонность к риску.
5. Рост субъективной активности воспитателя и воспитанника
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ
Наличие креативной развивающей среды детского дома.
■ Наличие креативной задачи во всех сферах деятельности и взаимодействия педагога и воспитанника детского дома.
■ Креативный характер деятельности и взаимодействия педагога и воспитанника.
■ Актуализация креативности педагога за счет изменения его отношения к деятельности.
■ Расширение диапазона креативного взаимодействия воспитанника детского дома с педагогами учреждений дополнительного образования и волонтерами-психологами с целью расширения когнитивного и социального поля ребенка
ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ
Принятие педагогом активной креативной позиции как основы и условия креативного взаимодействия с воспитанником детского дома и преобразования любой образовательной, воспитательной и жизненной ситуации в креативную задачу.
■ Стремление к реализации креативной тактики и сценария взаимодействия с воспитанником.
■ Мотивация и самомотивация педагога и воспитанника на основе творческой самореализации.
■ Стремление к самостоятельности, оригинальности и нестандартности в принятии решений и взаимодействии с социальным окружением.
■ Личностный смысл и удовлетворенность образовательновоспитательной деятельностью за счет реализации себя в творчестве
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ВОСПИТАТЕЛЯ
с
ЛИЧНОСТЬ
ВОСПИТАННИКА
Рис. 1. Модель психологического сопровождения профессиональной подготовки педагога-воспитателя
Признавая креативное развитие в образовательно-воспитательной среде системой взглядов на обеспечение условий для творческого роста педагога и воспитанника в процессе педагогического взаимодействия, мы определили креативную состоятельность педагога как цикл умений, дающий возможность осознания содержания креативной деятельности, компетентного выбора форм и средств данной деятельности, обеспечивающих самостоятельный поиск креативных задач, выбор соответствующего поведения, стимулирующего креативную активность воспитанника, отношение, обеспечивающее чувство защищенности и поддержки. Соответственно, креативную состоятельность воспитанника детского дома - как систему умений и навыков, позволяющих реализовать себя в креативном процессе и продукте.
Принцип креативной состоятельности должен обеспечить поддержку и помощь в
развитии личности и педагога, и воспитанника. Соблюдение всех вышеуказанных принципов позволяет моделировать образовательное пространство детского дома и формировать неповторимую творческую атмосферу развивающей среды детского дома, наполненную креативными интеракциями и креативной атрибутикой (стимулами и продуктами творчества детей и педагогов).
Программа обеспечения креативного развития личности педагога-воспитателя и воспитанника детского дома реализуется за счет психологического сопровождения педагога, в первую очередь, опосредствующего психолого-педагогическое сопровождение
воспитанника, во вторую очередь. Именно поэтому проблема креативного развития личности субъекта педагогической интеракции будет решаться нами на трех уровнях (табл. 1).
Таблица 1
Уровни реализации программы психологического сопровождения креативного развития личности
Цели Основные задачи Форма деятельности
Когнитивное развитие педаго-га-воспитателя. Оценка уровня креативности воспитанника Выявить исходный уровень креативности воспитанника. Вооружить педагогов знанием основ креативной психологии и педагогики; сформировать положительное отношение и устойчивую позицию на повышение профессиональной компетентности в данной области Психодиагностика. Цикл лекций по психологии креативности. Метод творческого самовыражения
Актуализация креативного потенциала педагога. Отработка умений и навыков креативного решения образовательно-воспитательных задач. Оценка креативного потенциала педагога-воспитателя Научить видеть творческие задачи, формулировать и ставить их; организовывать ситуации индивидуального и группового креативного поиска решений; развить навыки креативной интеракции. Психодиагностика. Тренинг развития креативности (упражнения для педагога). Антиципация Я-образа креативной личности
Актуализация креативного потенциала воспитанника детского дома посредством отработки навыка креативной совместной деятельности и креативной интеракции с педаго-гом-воспитателем Стимулировать интерес воспитанников к креативной деятельности; отработка навыков работы по образцу и самостоятельно (в группе и индивидуально). Тренинг развития креативности (упражнения для педагога и воспитанника). Игровая деятельность. Ролевые игры
Осуществление индивидуального сопровождения лиц, нуждающихся в построении индивидуальной траектории креативного развития (с учетом потребностей и потенциала) Индивидуализировать процесс креативной деятельности педагогов и воспитанников с помощью разработки минипроектов. Организовать обмен креативным опытом для педагогов с целью обобщения полученных в ходе деятельности результатов Психологическое консультирование. Психодиагностика. Мозговой штурм. Обмен педагогами креативным опытом. Творческая лаборатория. Психологический анализ и синтез
Уровни
реализации
б
Об
й
ныйст
с
ас
нТ
о
£
о
£
1. Общий уровень - система психологического сопровождения педагога посредством повышения его когнитивного уровня, компетентности в сфере креативной психологии. Он обеспечивается за счет компенсации недостатков в профессиональной психологической подготовке воспитателя детского дома.
Тот факт, что современный компетент-ностный подход требует от специалиста, в т. ч. таких системных компетенций, как: способность учиться, порождать новые идеи, выполнять проект, т. е. осуществлять деятельность творческую, активную, инновационную, он, по сути, требует от педагога овладения необходимыми знаниями и умениями, актуализирующими его личностный ресурс.
Осуществляя психологическое сопровождение педагога за счет психологического просвещения, мы транслируем известный опыт креативной теории и практики и преломляем его через призму опыта каждого педагога, повышая общий уровень его психологической культуры и актуализируя его педагогическую позицию.
Реализации задач общего уровня способствует чтение лекций организационно-пропедевтического курса «Введение в психологию креативности», включающего следующие основные темы: «Креативность как психологический феномен», «Место креативных способностей в ряду других способностей», «Креативность, как установка и отношение к жизнедеятельности», «Креативность и неадаптивная активность», «Креативная деятельность и креативная личность».
2. Частный уровень. Подуровень I -система психологического сопровождения педагога посредством актуализации и закрепления, с помощью тренинга, умений и навыков креативной деятельности. Он должен обеспечить тренировку навыков креативного действия и креативного взаимодействия (с коллегами). Реализация данного уровня психологического сопровождения обеспечивается за счет привития вкуса к творческому процессу и творческой интеракции.
Подуровень II - система психологопедагогического сопровождения воспитателя детского дома с целью актуализации креативных ресурсов ребенка и формирования навыка совместной креативной деятельности от действия по образцу до самостоятельных
креативных действий, через процесс креативной интеракции.
Этот подуровень обеспечивает специально разработанная часть тренинга, включающая непосредственное взаимодействие главных участников образовательно-воспитательного процесса детского дома, в ходе совместной деятельности которых и будет формироваться соответствующая креативная среда учреждения. Предусматривается совместная деятельность педагога и воспитанника в процессе тренировки креативных навыков.
Роль психолога, осуществляющего сопровождение на данном этапе, сводится к активному стимулированию креативной интеракции и обеспечению психологической безопасности ребенка в процессе реализации своего потенциала, укреплению его психологического здоровья, которое рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие ряда достоинств в структуре личности.
3. Единичный уровень - психологическое сопровождение отдельных педагогов и воспитанников (методы творческого самовыражения, индивидуальная психодиагностика, мозговой штурм, дискуссия, творческая лаборатория). Сопровождение организуется в процессе педагогического обмена вновь обретенным опытом с учетом субъективной оценки педагогами достигнутых ими успехов в креативной деятельности, с перспективой разработки и апробации индивидуальных программ работы с воспитанниками, а также с учетом потребностей педагога в профессиональном и личностном росте.
Данный этап обеспечивается психологом в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, а также организации семинаров-лабораторий, работа которых позволяет оценить систему личностных взаимных влияний педагога и воспитанника; воспитанника и воспитанника; педагога и педагога в совместной творческой деятельности.
Квалифицированное собеседование между педагогом и психологом позволяет психологу оценивать эффективность процесса сопровождения педагога, а педагогу эффективность его взаимодействия с ребенком. Сопровождать и управлять означает вести к успеху другого, исходя из его потребностей и потенциальных возможностей, будучи фа-
силитатором для одних, прививать им навыки фасилитации, реализуемые на других (психолог - педагог - воспитанник).
Реализованная нами программа показала, что, как и любая способность, креативная -имеет два уровня (характера): открытый, или эстенциальный, и скрытый, или потенциальный. Первый заметен сразу, проявляется во всех видах деятельности, поступках, продуктах взаимодействия; второй нуждается в открытии, т. к. является той самой terra incognita, которая не видна окружающим и даже не знакома самому обладателю.
Чаще всего скрытые резервы креативности могут проявляться только в особых, экстраординарных ситуациях. Однако рассчитывать на такие ситуации в жизни ребенка не правомерно и, по меньшей мере, не корректно, а потому, и это очевидно, наиболее адекватной задачей развития ребенка является специально организованное психолого-педа-гогическое изменение условий, способствующих открытию скрытых потенциалов, и активное их использование в процессе обучения, взаимодействия и жизнеобеспечения. Поскольку данные способности ребенок может приобрести только на этих условиях, то их можно определить как приобретенные в ходе тренировок способности, что еще раз убеждает нас в необходимости моделирования образовательно-воспитательной среды как условия качественного преобразования творческого потенциала личности.
1. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
2. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб., 1993.
3. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
4. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.
5. Андреева Е.Л. Социально-психологические и социально-профессиональные факторы адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе. М., 1991.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.
7. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М.,1980.
8. Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
10. Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 3-7.
11. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Петровский В.А. [и др.]. М., 1993.
12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников (Стандарты второго поколения). М., 2009.
13. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Поступила в редакцию 29.03.2010 г.
UDC 159.9
MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ACTIVITY OF THE TEACHER-TUTOR ON DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSON OF ORPHANAGE’S PUPILS
Viola Mihailovna Tolstosheina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Post-graduate Student of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: Cassandra1@yandex.ru
Article is devoted to the research of a problem of development of the creative personality of the pupil of orphanage by means of creation of psychological support model of activity of the teacher-tutor. The primary goals, principles and levels of program construction of psychological support creative interaction of educational process of orphanage are allocated.
Key words: development; creative personality; model of psychological support; educational process.