УДК 378.14 ББК Ч 486.51
С. И. Десненко
г. Чита, Россия
Личностно ориентированные технологии как основа методической подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе
Описываются особенности системы учебных занятий, направленных на реализацию методической подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе. Процессуальную основу данной системы составляют личностно ориентированные технологии обучения. Делается вывод о том, что применение в данном случае личностно ориентированных технологий способствует формированию у студентов личностнопрофессиональной позиции и развитию готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.
Ключевые слова: личностно ориентированные технологии, личностнопрофессиональная позиция, будущий учитель физики.
S. I. Desnenko
Chita, Russia
Personality-Oriented Technologies as the Basis for Methodical Training of Future Physics Teachers to Develop Pupils’ Personalities While Studying Physics at School
The article describes particular features of the system of studies aimed at methodical training of future physics teachers oriented towards the development of pupils’ personalities while studying physics at school. Person-oriented teaching techniques make up the procedural basis of this system. The author comes to the conclusion that the use of person-oriented techniques contributes to the forming of students’ personal and professional position and development of their readiness for work aimed at forming pupils’ personal position while studying physics at school.
Keywords: person-oriented techniques, personal and professional position, future teacher of physics.
Период обучения в педагогическом вузе характеризуется тем, что происходит становление и развитие личности будущего специалиста, профессионала. По мнению ряда исследователей [1; 3; 10 и др.], предпосылкой, показателем, результатом личностно-профессионального развития учителя как будущего специалиста является личностно-профессиональная позиция. Педагог с развитой личностно-профессиональной позицией отличается высоким уровнем самоактуализации, самореализации и профессионализма. Он способен создавать ситуацию развития личности обучающихся, организовывать совместную продуктивную деятельность, направленную на формирование личностной позиции в учебной деятельности как целостной характеристики личности школьника.
Анализ литературы [1; 3; 4; 5; 10 и др.] по проблеме становления и формирования позиции будущего педагога, в том числе личностнопрофессиональной позиции будущего учителя, показал следующее.
Сущность позиции студента как будущего учителя, по мнению большинства авторов (Г. И. Аксенова, А. Г. Гогоберидзе, А. В. Гуто-рова и др.) [1; 4; 5 и др.], заключается в личностном и профессиональном саморазвитии и самоактуализации личности в профессионально ориентированной деятельности, которая должна иметь творческий характер.
В позиции будущего учителя отражается вся сложная совокупность ценностного отношения к миру, система взглядов и установок личности будущего педагога, определяющая
© С. И. Десненко, 2011
её выбор поведения, деятельности, общения (Г. И. Аксенова, А. М. Ковалева) [1; 10], что позволяет ему определённым образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутрилич-ностной средой (Г. И. Аксенова) [1].
В литературе подчеркивается, что личностно-профессиональная позиция будущего педагога может меняться в ходе его подготовки в вузе, являясь то предпосылкой, то результатом личностно-профессионального развития (А. А. Деркач) [6].
По мнению А. В. Гуторовой [5], понятие «профессиональная позиция» может претендовать на роль эквивалента целостной личности профессионала, т. к. охватывает все уровни личностной структуры. Т. Г. Галактионова [3] считает, что педагогическая позиция является интегративной личностно-профессиональной характеристикой педагога.
Изложенное выше позволяет дать определение личностно-профессиональной позиции студента как будущего учителя физики.
Под личностно-профессиональной позицией студента как будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, будем понимать целостную характеристику личности студента-будущего учителя физики, которая, с одной стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативноответственное отношение к образованию, его целям, смыслу, процессу, результатам; с другой стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной деятельности, к ученику и условиям его развития.
Целенаправленное формирование личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики возможно при специальной организации системы учебных занятий, направленных на реализацию методической подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе. Процессуальную основу данной системы составляют личностно ориентированные технологии обучения.
Э. Ф. Зеер даёт следующее определение личностно ориентированных технологий, которого мы будем придерживаться: «это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результа-
та в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности» [9, с. 25].
Система занятий, направленных на реализацию методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, включает: виды занятий (лекционные, семинарско-практические, лабораторные занятия), которые проводятся как в традиционной, так и в нетрадиционной форме (например, проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, «круглый стол», семинар-дискуссия и т. д.); личностно ориентированные технологии, применяемые на занятиях.
Результаты проведённого нами исследования позволили выявить перечень личностно ориентированных технологий обучения, применение которых наиболее целесообразно при реализации методической подготовки будущего учителя физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе. Это следующие технологии: технология проблемного обучения, диалоговые технологии, технология проектного обучения, обучение в сотрудничестве, технология разноуровневого обучения, игровая технология, технология портфолио, технология позиционного обучения, технология кейс-стади.
Организация образовательного процесса на занятиях, направленных на реализацию методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой данной подготовки. Раскроем данные особенности.
1. Модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса. Применение модульно-рейтинговой системы организации образовательного процесса на занятиях позволяет каждому студенту включаться в учебную деятельность на уровне интеллектуальной, социальной активности, с учётом выстраивания индивидуальной образовательной траектории, на основе применения контекстного подхода к организации учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности студентов, конструирования инновационной образовательной среды. Это способствует достижению каждым студентом уровня готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе и уровня сформи-
рованности личностно-профессиональной позиции в соответствии со своими потребностями, интересами и личностным потенциалом.
2. Реализация идеи вариативности и уровневой дифференциации при организации занятий. В соответствии с идеей вариативности студенты могут сами выбирать собственную траекторию изучения предлагаемого на занятиях материала (например, посредством выбора учебных заданий и учебно-методических задач различной степени сложности). Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: на занятиях предполагается два уровня изучения материала - обычный, соответствующий ГОС ВПО по дисциплине «Технологии и методики обучения физике», и повышенный.
3. Применение контекстного подхода к организации учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности студентов. Применение на занятиях технологий контекстного обучения способствует развитию творческой личности будущего учителя физики, предоставляет ему возможности для саморазвития и самореализации. Задание в формах учебнопознавательной и учебно-профессиональной деятельности предметного и социокультурного контекстов будущей профессиональной деятельности придаёт учению будущего учителя физики личностный смысл, формирует у студентов интерес к содержанию образования.
4. Конструирование инновационной образовательной среды. Конструирование на занятиях образовательной среды позволяет обеспечить осознание будущими учителями физики значимости деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе, развитие их мотивационно-ценностного отношения к данной деятельности; значимости сформированной личностно-профессиональной позиции как основы организации деятельности по формированию личностной позиции школьников; раскрытие потенциальных творческих возможностей студентов; субъект-субъектные отношения между преподавателем и каждым студентом; сформированность у студентов готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе и личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики на достаточном уровне.
5. Проблематизация и диалогизация образовательного процесса. Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации,
которая используется на занятиях и обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявления самостоятельности у студентов. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Диалогичность позволяет студентам на занятиях в процессе выполнения заданий (например, учебных заданий и учебнометодических задач) вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими студентами, с преподавателем.
6. Включение студентов в образовательный процесс как субъектов деятельности. Студенты должны включаться в образовательный процесс на занятиях как субъекты учебной деятельности, что способствует формированию у них готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе как интегративного профессионально значимого качества личности будущего учителя физики и личностно-профессиональной позиции как целостной характеристики личности будущего учителя физики.
7. Использование при организации образовательного процесса на занятиях форм и методов инновационного обучения. Применение форм и методов инновационного обучения способствует процессу личностного и профессионального саморазвития учителя физики как будущего профессионала, личностно-профессиональной самореализации будущих учителей физики как компетентных творческих личностей, способных к активному совершенствованию и себя, и действительности.
8. Включение в содержание занятий комплекса учебных заданий и учебно-методических задач. Применение на занятиях комплекса учебных заданий и комплекса учебно-методических задач обеспечивает овладение студентами основами деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе и формирование личностнопрофессиональной позиции будущего учителя физики.
9. Использование на занятиях разработанных дидактических материалов. Применение на лекционных, семинарско-практических и лабораторных занятиях разработанных дидактических материалов (схем, таблиц, дидактических текстов, словаря основных терминов и т. д.) способствует овладению студентами основами деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе
и формированию личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики.
10. Осуществление студентами на занятиях рефлексии, самооценки методической подготовки к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе. Создание при проведении занятий условий (например, при предъявлении специальных заданий, программ диагностики) способствует осуществлению рефлексии и самооценки каждым студентом собственной подготовки к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, подготовки к деятельности по формированию личностной позиции школьников, собственных уровней сформированности готовности к данной деятельности и личностнопрофессиональной позиции.
11. Осуществление на занятиях гибкого и вариативного управления учебной деятельностью студента, направленной на овладение основами деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе. Гибкое и вариативное управление учебной деятельностью конкретного студента предполагает применение на занятиях модульно-рейтинговой организации образовательного процесса, когда происходит выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого студента в соответствии с его личностными целями, мотивами, потребностями, возможностями, способностями.
Занятия могут проводиться в рамках нормативного курса «Технологии и методики обучения физике» и элективных курсов («Развитие личности учащихся при обучении физике в школе», «Личностно ориентированные технологии при обучении физике в школе», «Моделирование в физике и в школьном курсе физики», «Методы познания в школьном курсе физики») и спец-практикумов («Практикум по решению физических задач», «Методика и техника школьного физического эксперимента»). Программы курсов опубликованы в сборнике программ «Физика. Образование. Личность» [8].
Покажем реализацию в курсе «Развитие личности учащихся при обучении физике в школе» технологии проектного обучения. Студентам предлагается проблема для педагогического проекта: моделирование уроков по физике экологической направленности с ориентацией на личностно ориентированные технологии обучения (на примере конкретных тем школьного курса физики) с целью формирования у школь-
ников личностной позиции. Из числа предложенных тем студенты, чаще всего, выбирают темы школьного курса физики, апробация которых проходит во время педагогической практики в школе на IV и V курсах. Данная проблема педагогического проекта является для студентов значимой, требует интегрированного знания в области физики, теории и методики обучения физике, педагогики, психологии, экологии. Реализация педагогического проекта предусматривает решение ряда задач: 1) выделение на основе анализа программ по физике для основной и средней школы, учебников по физике экологической составляющей конкретных разделов и тем школьного курса физики; 2) разработка различных вариантов тематического планирования (поурочное, модульное, блочно-модульное) конкретной темы школьного курса физики с учетом экологической составляющей; 3) определение целей и задач конкретных уроков с включением в них задач экологического образования и воспитания, задачи формирования у школьников личностной позиции на материале экологического характера; 4) отбор содержания материала, в том числе материала экологической направленности, к конкретным урокам; 5) выявление наиболее целесообразной организации познавательной деятельности учащихся по усвоению отобранного содержания материала с учётом возможных способов его включения в учебный процесс на основе технологий личностно ориентированного обучения; 6) отбор форм, средств и методов обучения, направленных на формирование у школьников личностной позиции; составление специальных учебных заданий, способствующих формированию личностной позиции школьников; составление планов-конспектов конкретных уроков по физике экологической направленности.
Для реализации педагогического проекта студентам по желанию предлагают объединиться в шесть групп: физики, педагоги, психологи, экологи, методисты, учителя. В каждой группе студентам предлагают выбрать организатора, координирующего и корректирующего работу членов группы. В ходе совместного обсуждения педагогического проекта студентам необходимо выбрать способ оформления конечных результатов. Например, для вышеописанного педагогического проекта это может быть создание методических указаний «В помощь студенту-практиканту». Данные методические указания в
дальнейшем могут быть апробированы во время педагогической практики в школе.
По окончании изучения курса «Развитие личности учащихся при обучении физике в школе» на зачётном занятии студентам предлагают провести защиту педагогического проекта с последующим анализом полученных результатов. В ходе обсуждения качества выполненного проекта проявляется личностная позиция, степень ответственности каждого студента. Это способствует осознанию будущими учителями физики ценностно-смыслового отношения к проблеме развития личности учащихся при обучении физике в школе, в том числе к проблеме формирования у школьников личностной позиции, межличностному общению, что, в конечном итоге, приводит к активизации саморазвития личности каждого студента, подготовке будущих учителей физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников.
Покажем реализацию в курсе «Личностно ориентированные технологии обучения физике в школе» технологии позиционного обучения, в основу которой положена модель позиционного обучения студентов [2]. Основу данной модели составляет идея активизации трех главных структур способностей (нормативно-стабилизирующей, диалектической и символической) с их последующей интеграцией в единый механизм познавательной деятельности. В процессе применения модели рассматриваются и отрабатываются три главные обобщенные позиции: нормативная, диалектическая, символическая.
Нормативная позиция связана с усвоением норм и правил соответствующей деятельности. Студент должен ответить для себя на вопрос, каковы профессиональные нормы и правила, которые нужно усвоить, чтобы быть специалистом в данной области. В нашем случае - это специфические особенности деятельности учителя физики по формированию личностной позиции школьников.
Диалектическая позиция связана с ответом на вопрос: как можно изменить существующие правила и нормы, какие имеются способы их систематического изменения. При этом учитывается, что сформированная личностнопрофессиональная позиция будущего учителя физики означает, с одной стороны, соответствие его целей, мотивов, способов действий при подготовке к деятельности по формированию личностной позиции школьников педагогиче-16
ским требованиям, с другой - выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального самосовершенствования.
Символическая позиция характеризуется тем, что студент должен ответить на вопрос, какое отношение существующие нормы и правила изучаемого предмета (в нашем случае содержание курса «Личностно ориентированные технологии обучения физике в школе») имеют лично к нему; в чём он видит смысл изучения данного курса. Другими словами, это ответ на вопрос, каковы ценностные ориентации физического образования, осознание будущим учителем физики ценностей образования в области методики обучения физике, ценностей профессии учителя физики как личностных ценностей.
Технология позиционного обучения используется нами при изучении раздела «Применение личностно ориентированных технологий в школьном курсе физики при формировании у школьников личностной позиции» курса «Личностно ориентированные технологии обучения физике в школе» [8]. Работа по данной теме включает три последовательных этапа. На первом этапе - информационном - происходит ознакомление студентов с нормативной стороной предметного содержания данной темы либо на лекциях, либо при самостоятельном чтении соответствующей литературы. Второй этап -смысловой - заключается в анализе материала на основе одной из вышеперечисленных позиций и в выполнении задания, соответствующего выбранной позиции. На третьем этапе -демонстрационно-дискуссионном - осуществляется предъявление студентом наработанного материала аудитории (студенческой группе).
Описанные выше обобщенные позиции не представляются в чистом виде, поэтому создаются специальные группы, соответствующие одной из позиций. При этом одна и та же позиция осваивается студентами в различных группах. Например, нормативная позиция представляется в группах «Тезис», «Понятие», «Схема»; символическая позиция - в группах «Поэты», «Театр», «Ассоциация» [2].
Как показали результаты проведенного нами педагогического эксперимента, применение при обучении будущих учителей физики лич-ностно ориентированных технологий способствует их интеллектуальному и эмоционально-
мотивационному развитию, ценностному отно- личностно-профессиональной позиции и разви-
шению студентов к образовательному процессу тию готовности к деятельности, направленной
в вузе, повышению активности, развитию само- на формирование личностной позиции школь-
сознания и самостоятельности. Это, в свою оче- ников при обучении физике в школе, на доста-
редь, обеспечивает формирование у студентов точном уровне.
Список литературы
1. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01; 19.00.07. М., 1998. 43 с.
2. Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Диалектическое обучение. М.: Эврика, 2005. С. 217-226.
3. Галактионова Т. Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1997. 19 с.
4. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъективной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2002. 46 с.
5. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 1996. 21 с.
6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
7. Десненко С. И. Формирование личностной позиции учащихся на уроках физики // Физика в школе. 2009. № 4. С. 4-10.
8. Десненко С. И., Десненко М. А. Физика. Образование. Личность: сб. программ Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. 151 с.
9. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. М.: Изд. центр АПО, 2002. 43 с.
10. Ковалева А. М. Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск,
2005. 21 с.
Рукопись поступила в редакцию 10. 05.2011 г.