Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда как комплекс условий формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования'

Инновационная образовательная среда как комплекс условий формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / READINESS OF THE PHYSICS TEACHER TO THE INNOVATIVE ACTIVITY / THE INNOVATIVE EDUCATIONAL AMBIENCE / THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL-PROFESSIONAL ROUTE / THE ACCOMPANIMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раитина Наталья Ивановна

В статье описывается вариант специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования. Предложена реализация данной подготовки в рамках инновационной образовательной среды, которая рассматривается как комплекс условий, направленных на формирование готовности учителя физики к инновационной деятельности: 1) проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности; 2) сопровождение данного процесса; 3) мониторинг уровня готовности учителя к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раитина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovative educational ambience as a complex of conditions for formation of physics teachers readiness of to the innovative activity in terms of the additional vocational training

The article describes the variant of special preparation of the physics teacher to the innovative activity in additional vocational training conditions. The realization of the given preparation within the framework of the innovative educational ambience is offered which is considered as a complex of the conditions, directed on shaping the readiness of the physics teacher to the innovative activity: 1) designing the individual educational-professional route of the physics teacher to the readiness to innovative activity; 2) the accompaniment of the given process; 3) monitoring the level of the readiness of the teacher to the innovative activity transferring, to the self-monitoring.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда как комплекс условий формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования»

Таким образом, процессы глобализации образования вызывают не только динамичное развитие технологий, но и существенное повышение степени мобильности интеллек-

туального капитала, в первую очередь его составляющей, связанной с человеческими ресурсами, проявляемой в наибольшей степени через сетевое взаимодействие.

Список литературы

1. Адамский А. И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений. иКЬ: www/eureka.com (дата обращения 02.06.2009).

2. Василевская Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 2005. 152 с.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. М.: АПК и ППРО, 2005. 52 с.

4. Зуев С. А. Концепция сетевого общества // Сообщение. 2002. № 2. С. 10-18.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3-16.

7. Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Ин-т социол. РАН, 1999.

уДК 378.147:53 ББК Ч 486.51

Н. И. Раитина

г. Чита

Инновационная образовательная среда как комплекс условий формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования

В статье описывается вариант специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования. Предложена реализация данной подготовки в рамках инновационной образовательной среды, которая рассматривается как комплекс условий, направленных на формирование готовности учителя физики к инновационной деятельности: 1) проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности; 2) сопровождение данного процесса; 3) мониторинг уровня готовности учителя к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг.

Ключевые слова: готовность учителя физики к инновационной деятельности, инновационная образовательная среда, индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут, сопровождение, мониторинг.

N. I. Raitina

Chita

The Innovative educational ambience as a complex of conditions for formation of physics teacher's readiness of to the innovative activity in terms of the additional vocational training

The article describes the variant of special preparation of the physics teacher to the innovative activity in additional vocational training conditions. The realization of the given preparation within the framework of the innovative educational ambience is offered which is considered as a complex of the conditions, directed on shaping the readiness of the physics teacher to the innovative activity: 1) designing the individual educational-professional route of the physics teacher to the readiness to innovative activity; 2) the accompaniment of the given process; 3) monitoring the level of the readiness of the teacher to the innovative activity transferring, to the self-monitoring.

The Keywords: readiness of the physics teacher to the innovative activity, the innovative educational ambience, the individual educational-professional route, the accompaniment, monitoring.

В начале XXI в. российская система образования переживает значительные изменения. В основополагающих документах в сфере образования подчеркивается, что ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование у учащихся творческих компетентностей, готовности к переобучению, поскольку в обществе востребованы инициативные люди, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения [18]. Для достижения современных целей образования сегодня создается и внедряется большое количество педагогических новшеств, и каждый учитель включен в процесс решения задач, стоящих перед инновационным образованием. В связи с этим важной задачей системы дополнительного профессионального образования (ДПО) является задача специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности.

Под готовностью учителя физики к инновационной деятельности будем понимать интегративное профессионально значимое качество личности учителя физики, в состав которого входят структурные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоциональноволевой) и функциональные компоненты (функции - побудительная, исполнительная, регулирующая). Подробнее сушрость данного понятия изложена в других наших публикациях [20; 21]. Готовность учителя физики к инновационной деятельности как интегративное профессионально значимое качество личности определяет общее направление его личностно-профессионального развития.

С целью выяснения эффективности методики формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях ДПО нами был проведен комплексный педагогический эксперимент. Анализ результатов эксперимента показал, что специальная подготовка учителя физики к инновационной деятельности может быть эффективной, если будет создана инновационная образовательная среда как комплекс условий, направленных на формирование готовности к инновационной деятельности.

Сегодня активно исследуются проблемы, посвященные созданию образовательной среды, управлению образовательной средой, становлению специалиста в условиях образовательной среды и др. Так, в докторской диссертации Е. В. Киприяновой [13] инновационная образовательно-профессиональная

среда понимается как совокупность педагогических, организационно-управленческих, материальных условий, целенаправленно созданных в лицее на единых ценностноцелевых основаниях и обеспечивающих инновационность как способ и механизм существования образовательной системы лицея, формирование субъектной позиции обучающихся как основы их успешной социализации, содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива, открытость лицея как локальной образовательной системы. В исследовании Т. И. Степановой [22] доказывается, что процесс профессионального развития и саморазвития учителя будет эффективным, если в период его последипломного образования создать внешнюю развивающую среду, которая наряду с развитием профессиональной деятельности будет способствовать личностному развитию через использование внутренних потенциальных возможностей учителя. Составляющими активной образовательной среды выступают условия, обеспечивающие внутренние движущие силы личности, и методическая система предъявления профессиональной информации, обеспечивающая развитие профессиональной деятельности учителя физики.

Теоретический анализ проблемы и проведенный нами педагогический эксперимент позволили определить составляющие инновационной образовательной среды при организации специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности в системе ДПО.

Инновационная образовательная среда представляет собой комплекс условий, обеспечивающих формирование готовности учителя физики к инновационной деятельности, а именно: 1) проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута (ИОПМ) формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности; 2) сопровождение процесса формирования у учителя готовности к инновационной деятельности; 3) мониторинг уровня готовности учителя к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг. Опишем подробнее выделенные условия.

Первое условие - проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности.

Проектирование и реализация ИОПМ педагогов в условиях инновационной обра-

зовательной среды предоставляет учителям с разными образовательными и профессиональными особенностями и потребностями, дифференцированным опытом осуществления инновационной деятельности в школе возможность не только гибкого освоения выбранной образовательной программы, но и формирования готовности к инновационной деятельности на уровне, соответствующем ценностным ориентациям и профессиональным качествам. Проектирование ИОПМ требует от учителя умения решать профессиональные задачи, а именно: строить образовательный процесс, ориентированный на собственные профессиональные цели; устанавливать взаимодействие с другими участниками педагогического процесса; создавать и использовать возможности инновационной образовательной среды; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование и саморазвитие и т. п.

Для определения сущности ИОПМ учителя физики по формированию готовности к инновационной деятельности был проведен анализ работ, касающихся данного понятия [10; 14 и др.]. Обращает на себя внимание публикация Н. А. Лабунской [14], раскрывающая понятие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающихся с точки зрения различных подходов. Особый интерес вызывает видение исследователем ИОМ студента с позиций ценностно ориентационного подхода. Так, рассмотрению понятия «индивидуальный образовательный маршрут» предшествует введение более широкого понятия - «обобщенный образовательный маршрут» (ООМ). Автор определяет ООМ как совокупность общих для студентов этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой. При этом ООМ существует как множество и многообразие индивидуальных образовательных маршрутов, а ИОМ проявляется как одна из проекций ООМ и существует как вариант пути (тип маршрута) восхождения к образованию. Данный подход связан с обращением к понятию «поддержка маршрута».

Н. А. Лабунская отмечает, что поддержка состоит в использовании потенциала (кадрового, материально-технического, технологического и пр.) образовательной среды вуза, некоторых ее структурно-функциональных особенностей, форм и видов взаимодействия со студентом для осуществления маршрута. Рассмотренная система поддержки выступа-

ет как составная часть системы сопровождения, способствующей диагностированию, формированию и коррекции ИОМ [14].

Педагогический эксперимент показал, что в условиях ДПО целесообразно создание обобщенного образовательнопрофессионального маршрута (ООПМ) как совокупности общих для учителей этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при формировании готовности к инновационной деятельности и отражающих взаимодействие с образовательной средой. Индивидуальный образовательнопрофессиональный маршрут учителя физики проявляется как одна из проекций ООПМ и существует как вариант индивидуального пути формирования его готовности к инновационной деятельности. Проектирование и реализация ИОПМ лежит в основе разработанной технологии сопровождения процесса формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности.

Проектирование ИОПМ формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности необходимо осуществлять в логике следующих этапов: 1) личностнопрофессиональная самодиагностика учителем уровня готовности к инновационной деятельности; 2) постановка целей и задач формирования готовности учителя к инновационной деятельности; 3) определение стратегии реализации ИОПМ; 4) принятие решения учителем реализовывать маршрут, спроектированный в соответствии со своими возможностями, потребностями и дифференцированным опытом осуществления инновационной деятельности в школе. Рассмотрим подробнее выделенные этапы.

На первом этапе целесообразно осуществление учителем личностнопрофессиональной самодиагностики уровня готовности к инновационной деятельности. На основе полученных результатов можно сделать выводы об исходном уровне готовности педагога, который послужит «отправной точкой» при проектировании ИОПМ. Именно на первом этапе учителю со стороны специалиста ДПО должна оказываться помощь в обработке результатов личностнопрофессиональной диагностики, их анализе и интерпретации.

Второй этап - постановка учителем физики целей и задач ИОПМ. Для этого необходима организация поиска проблем и затруднений в осуществлении учителем инновационной деятельности, обсуждение возможных путей решения выявленных проблем. Анализ

результатов входной диагностики позволяет учителю определить цель и задачи ИОПМ по формированию готовности к инновационной деятельности. На этом этапе возможна помощь учителю со стороны специалиста ДПО в конкретизации цели ИОПМ.

На третьем этапе проектирования ИОПМ формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности необходимо определить стратегию реали-

зации маршрута. С помощью специалиста ДПО учитель физики проектирует этапы ИОПМ и описывает необходимые действия на каждом из них. Для этого учителю предлагается для заполнения технологическая карта «Индивидуальный образовательнопрофессиональный маршрут учителя физики по формированию готовности к инновационной деятельности».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут учителя физики по формированию готовности к инновационной деятельности»

Фамилия И. О.______________________________________________

Исходный уровень готовности к инновационной деятельности:

а) мотивационно-ценностный компонент -__________________________________________

б) когнитивный компонент -______________________________________________________

в) операционально-деятельностный компонент -

г) эмоционально-волевой -

Цель специальной подготовки к инновационной деятельности:

№ Задачи развития готовности к инновационной деятельности Планируемые результаты Способы достижения результатов Формы контроля

1.

2.

На четвертом этапе принятия решения учителем физики реализовывать ИОПМ в соответствии со своими потребностями, запланированными целями и дифференцированным опытом осуществления инновационной деятельности в школе необходимо сопоставить спроектированные результаты ИОПМ формирования готовности к инновационной деятельности, пути их достижения и индивидуальные особенности и возможности учителя, при необходимости произвести корректировку ИОПМ.

Для обеспечения реализации ИОПМ содержание курсов повышения квалификации в системе ДПО выстраивается на основе блочно-модульного подхода. Данный подход предполагает включение в программу для изучения инвариантного, вариативного и индивидуального блоков и соответствующих модулей. Это позволяет учителю физики осуществить выбор необходимого количества

модулей, в наибольшей степени соответствующих его возможностям, запланированным целям и дифференцированному опыту осуществления инновационной деятельности в школе.

Покажем реализацию блочно-модульного подхода на примере программы проблемного семинара «Инновационная деятельность учителя физики», который представляет один из возможных вариантов специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности в условиях ДПО. Проблемный семинар рассчитан на 72 аудиторных часа. Содержание проблемного семинара «Инновационная деятельность учителя физики» имеет инвариантный, вариативный и индивидуальный блоки.

1. Инвариантный блок представлен лекциями, семинарскими, практическими и другими занятиями по трем модулям: 1) философские и социальные основания инновационного

образования;. 2) психолого-педагогические основы инновационной педагогической деятельности;. 3) инновационная деятельность учителя физики в современных социокультурных условиях.

Перечислим темы третьего модуля, отражающие содержание инновационной деятельности учителя физики в современных социокультурных условиях: 1) современное состояние школьного физического образования в Забайкальском крае. Школьное физическое образование в условиях перехода к гуманистической парадигме образования; 2) особенности обучения школьников физике в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; 3) целеполагание как компонент инновационной деятельности учителя физики; 4) развитие личности учащихся средствами учебного предмета «физика»; 5) проблемы обучения школьников физике в условиях профильной школы;

6) особенности использования личностно ориентированных педагогических технологий в школьном физическом образовании;

7) УМК по физике нового поколения как средство дифференциации и индивидуализации обучения школьников физике; 8) современный школьный физический эксперимент; 9) современные средства оценивания уровня достижений учащихся по физике.

2. Вариативный блок представлен модулями по выбору: 1) исследовательская деятельность учителя физики как основа инновационной деятельности; 2) обобщение инновационного опыта учителя физики.

3) особенности организации исследовательской деятельности учащихся по физике;

4) методы психологической диагностики качеств личности учащихся; 5) развитие мотивационной сферы личности учащихся средствами учебного предмета «физика»;

6) информационно-коммуникативные технологии в школьном физическом образовании;

7) особенности подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по физике; 8) олимпиада по физике: подготовка учащихся; 9) актуальные проблемы физики-науки и др.

Каждый педагог должен набрать не менее 12 ч. в вариативном блоке, выбрав необходимое количество модулей в зависимости от возможностей и профессиональных потребностей. Содержание модулей по выбору отражает инновационные тенденции развития школьного физического образования в России, что позволяет учителю физики приобрести компетенции, способствующие развитию

практической готовности к инновационной деятельности. Внутри каждого курса по выбору предусмотрена форма контроля, отражающая специфику деятельности педагога.

3. Индивидуальный блок представлен выпускной творческой работой по направлению «Инновации в школьном физическом образовании». На протяжении проблемного семинара каждый учитель физики имеет возможность работать в индивидуальном режиме над выпускной творческой работой.

Эффективности реализации ИОПМ способствует мониторинг уровня готовности к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг, обеспечивающий информационную основу коррекции ИОПМ по формированию у учителя физики готовности к инновационной деятельности.

Второе условие - сопровождение процесса формирования у учителя готовности к инновационной деятельности.

В науке уделяется большое внимание вопросам, касающимся сопровождения [4; 5; 8; 9; 11 и др.]. Часть ученых [5; 8; 9; 11 и др.] рассматривают сопровождение с позиций психологического, педагогического, методического, тьюторского и др. взаимодействия. Некоторые ученые [4; 15; 16 и др.] изучают его с позиций психолого-педагогического, научнометодического, научно-педагогического и др. взаимодействия, т. е. рассматривают сопровождение как многогранный и многокомпонентный феномен. В контексте нашего исследования будем рассматривать сопровождение как многоаспектный феномен, включающий психологический, педагогический и методический аспекты (схем. 1).

Схема 1. Сопровождение процесса формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности

Педагогический аспект сопровождения формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности проявляется в создании инновационной образовательной среды как комплекса условий, направленных

на формирование готовности учителя физики к инновационной деятельности. Психологический аспект сопровождения представляет собой непрерывный процесс изучения, анализа, развития и коррекции со стороны специалистов системы ДПО готовности учителя физики к инновационной деятельности и поддержания его комфортного психического состояния для достижения высокой продуктивности инновационной деятельности. При этом большое значение имеет мониторинг как информационная основа психологического сопровождения личностнопрофессионального развития учителя физики. Методический аспект сопровождения может быть представлен вариативным учебно-методическим комплексом (УМК), включающим совокупность методических материалов, используемых учителем для решения учебно-профессиональных задач при осуществлении им инновационной деятельности. В состав данного УМК входит учебное пособие [21] и диск, на который записана информация, касающаяся философских, педагогических, психологических, методических аспектов инновационной педагогической деятельности. Как показал педагогический эксперимент, учитель физики может в полной мере реализовать свой ИОПМ формирования готовности к инновационной деятельности с помощью данного УМК.

Под сопровождением процесса формирования готовности учителя физики к инновационной деятельности будем понимать технологию, при которой осуществляется целенаправленное формирование у учителя физики готовности к инновационной деятельности на основе выбора им оптимального пути своего личностно-профессионального развития. В этом случае имеется возможность на основе анализа результатов мониторинга уровня готовности педагога к инновационной деятельности проводить коррекцию специальной подготовки учителя физики к данной деятельности на каждом этапе ИОПМ. При этом преследуется цель: достижение каждым учителем физики достаточного уровня готовности к инновационной деятельности, соответствующего его индивидуальным особенностям, профессиональным интересам и дифференцированному опыту осуществления инновационной деятельности в школе.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил выделить четыре этапа, способствующих реализации технологии сопровождения. Первый этап - диагностика исходного уровня готовности учителя к инно-

вационной деятельности и проектирование ИОПМ; второй этап - реализация разработанного учителем физики ИОПМ формирования готовности к инновационной деятельности на курсах повышения квалификации; третий этап - итоговая диагностика уровня готовности к инновационной деятельности у учителя физики и проектирование им дальнейшего пути саморазвития; четвертый этап - дальнейшее развитие готовности к инновационной деятельности при ее осуществлении в школе. Первые три этапа осуществляются в рамках обучения учителя на курсах повышения квалификации. Четвертый этап - через дистанционное сопровождение дальнейшего развития у учителя физики готовности к инновационной деятельности при ее осуществлении в школе.

Третье условие - мониторинг уровня готовности учителя к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг.

В педагогической науке уделяется серьезное внимание вопросам педагогического мониторинга [1; 7; 12 и др.]. В словаре В. М. Полонского приводится следующее определение педагогического мониторинга: «это длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций» [19, с. 150]. М. Е. Бершадский и В. В. Гузеев [2, с. 134] под мониторингом в образовании понимают систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, а также обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта.

Будем учитывать данные определения мониторинга, формулируя цель мониторинга, процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики. Для специалиста системы ДПО она заключается в обеспечении возможности производить объективную оценку динамики уровня готовности к инновационной деятельности у учителя физики и оказывать помощь в разработке и реализации ИОПМ, а для учителя физики - в возможности прогнозировать и корректировать направления своего личностно-профессионального роста

на основе развития профессионально значимого качества личности - готовности к инновационной деятельности.

Важным в вопросе организации мониторинга является следующий момент, выделенный С. И. Десненко [6; 7]: необходимо таким образом организовывать мониторинг, чтобы он переходил в самомониторинг и позволял самим учителям анализировать и корректировать запланированные цели, направленные на формирование готовности к инновационной деятельности, проводить сравнение запланированных и реализованных целей, осуществлять самооценку собственной деятельности. Для этого целесообразно организовывать рефлексивный самоанализ результатов (текущих и итоговых) специальной подготовки учителя к инновационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования [3]. В процессе рефлексии каждый педагог может более точно оценить свое отношение к полученным результатам проделанной работы, а также возможности применения на практике полученных знаний, что позволит ему обеспечить дальнейшее планирование личностнопрофессионального развития. Самомонито-ринг предполагает наличие у учителя таких умений, как: умение оценивать свою деятельность, умение оценивать последствия собственной деятельности, умение сопоставлять результаты своей деятельности с деятельностью коллег, умение разрабатывать дальнейшие пути развития и др.

Значимым компонентом самомони-торинга является самоанализ портфолио как формы оценивания личностнопрофессиональных достижений каждого учителя. В процессе формирования готовности учителя к инновационной деятельности

целесообразно предложить ему наполнять профессиональный портфолио. При разработке рубрик профессионального портфолио будем ориентироваться на созданную Т. В. Лучкиной структуру портфолио молодого учителя [17]. Структура профессионального портфолио учителя физики может быть следующей: портфолио документов (рубрики - титульный лист, мое педагогическое резюме, мое педагогическое кредо, мой опыт и мои достижения); портфолио работ (рубрики - учебно-воспитательная работа, научно-методическая работа, экспериментальная работа, мои работы (в том числе подготовленные на курсах повышения квалификации), мои материалы (в том числе подготовленные на курсах повышения квалификации), общественная работа, повышение квалификации); портфолио отзывов (рубрика - лист обратной связи (отзывы о педагогической деятельности учителя физики и ее результатах)). Каждый учитель может скорректировать предложенную структуру профессионального портфолио в зависимости от своих профессиональных интересов, индивидуальных особенностей и разработанного ИОПМ.

В ходе экспериментального исследования установлено, что создание инновационной образовательной среды как комплекса условий, обеспечивающих успешность формирования готовности к инновационной деятельности, позволяет обеспечить достижение каждым учителем физики достаточного уровня готовности для осуществления инновационной деятельности, который соответствует его личностному потенциалу, профессиональным интересам и дифференцированному опыту осуществления инновационной деятельности в школе.

Список литературы

1. Абрамович С. В. Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2006. 23 с.

2. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Педагогический поиск, 2003. 256 с.

3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.

4. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2004. № 2. С. 210-219.

5. Горшенина Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2007. 28 с.

6. Десненко С. И. Готовность студента - будущего учителя физики к деятельности по развитию личностной позиции школьников при обучении физике в школе // Школа будущего. 2008. № 2. С. 21-32.

7. Десненко С. И. Концепция профессионально-методической подготовки студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе: моногр. М., 2007. 260 с.

8. Егорова Р. И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности // Наука и образование. 2007. № 1. С. 94-99.

9. Емельянова И. Е. Тьюторство как особая форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9. С. 44-46.

10. Зверева Н. Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 22 с.

11. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2006. 239 с.

12. Казарьянц К. Э. Мониторинг в условиях инновационной педагогической деятельности преподавателя вуза // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 75-77.

13. Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2002. № 2 (3): Психологопедагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). С. 79-90.

15. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе: автореф. дис. . д-ра. пед. наук. СПб., 2007. 40 с.

16. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Самара, 2008. 48 с.

17. Лучкина Т. В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 262-271.

18. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ЦКЬ: http://mon.gov.ru/ dok/akt/6591/ (дата обращения: 12.05.2010).

19. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

20. Раитина Н. И. Готовность к инновационной деятельности как профессионально значимое качество личности учителя физики // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: мат-лы VIII Междунар. науч.-метод. конф. М.: МПГУ, 2009. Ч. 2. С. 105-108.

21. Раитина Н. И. Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования: учеб. пособие / под ред. С. И. Десненко. Чита: ЗабКИПКРО, 2010. 141 с.

22. Степанова Т. И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2002. 32 с.

Ч_____________________________________________________________________________________________,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.