Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя'

Личностно-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович

В статье представлены материалы реализации личностно-ориентированного подхода к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя, в особенности организации многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, приведены принципы организации личностно-ориентированной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

® 2012 Гаджиев Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлены материалы реализации личностно-ориентированного подхода к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя, в особенности организации многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, приведены принципы организации личностно-ориентированной модели.

The author of the article represents the materials of realizing the person-oriented, approach to the future teachers’ professional-pedagogical training, in particular to the organization of the multilevel system of the pedagogical staff training and gives the principles of the organization of the personality-oriented model.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, уровневое образование,

принципы организации образовательного процесса.

Keywords: personality-oriented approach, multilevel of education, organization principles of the educational process.

Реформирование образования базируется на методологических позициях и концепциях, каждая из которых прорабатывает конкретный аспект изменений, где все многообразие условно подразделяется на три группы: иррационально-эзотерическую, морализаторско-гуманистическую и рационально-прагматическую. При этом иррационально-эзотерическое направление основывается на философском иррационализме, последователи которого считают, что главное в образовании -развитие способностей чувствовать, где важен не столько интеллект, сколько эмоции и художественный вкус.

В настоящее время второе рождение переживает прагматическое направление современного образования, основные педагогические идеи которого сформулированы У. Джеймсом, Д. Дьюи и др. и в котором преобладает принцип получения максимальной выгоды, основным методом чего рассматривается инструментализм. При этом инструментом может быть все что угодно, а в качестве наиболее эффективного средства достижения успеха выступает рационализм, которому присущи особенности, связанные с:

- ориентированностью на факты и житейскую практику;

- рассмотрением мышления как инструмента успеха, связанного с личным интересом;

- интерсубъективностью как критерием истины, а не объективность;

- целью (достижение успеха), логически оправдывающей средства;

- рационализмом, превращающим в технологию оптимального поведения.

Следует отметить, что в современном образовании на первый план выходят

антропологические, экзистенциальные и личностно-ориентированные программы, которые положены в основу обновления образовательных систем, сущность которых выражается во взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях переосмысления роли и места предметной подготовки в образовании, владении предметом преподавания как инструментом реализации целей, связанных с обеспечением развития ребенка.

В этих условиях личностно-ориентированный подход рассматривается как система факторов, определяющих новообразования в личностной сфере учащихся (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. И. Данилюк, В. В. Сериков, В. М. Симонов, Е. Н. Шиянов, В. В. Зайцев и др.), сущность которой сводится к созданию условий, обеспечивающих развитие обучаемых. Следовательно, личностно-развивающее образование предполагает организацию опыта переживаний ученика, обеспечение эмоционально-ценностного отношения к миру через овладение опытом творческой деятельности, опору на самостоятельность учащихся в достижении целей обучения, стимулирование поиска обучаемыми новых знаний, способов их усвоения, ориентацию на «зону ближайшего развития» и «индивидуальные особенности личности»; гуманистический характер педагогического взаимодействия.

С этих позиций основой личностно-ориентированного образования выступает интеллектуальное развитие учащихся и студентов; формирование психологических новообразований через учебную деятельность, открытость учителя в общении с учащимися, оформленность межличностных отношений, организованность, самостоятельность и умение отстаивать свою позицию.

Концепция личностно-ориентиро-ванного образования оказала заметное влияние на развитие педагогического образования, практики подготовки учителей в педвузах и педучилищах, осмыслении целей подготовки в связи с социально-экономическими и культурными трансформациями. При этом выделились три

организационно-структурные схемы реализации педагогического образования: моноуровневая, многоступенчатая и многоуровневая, каждая из которых рассматривается как целостная образовательная система, имеющая свои истоки, связанные с конкретной культурно-экономической ситуацией.

В многоступенчатой системе несколько изменены возможности для получения образования, для чего многие педагогические вузы составили совместные учебные планы с однопрофильными педагогическими училищами, что позволяет их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса, по специально разработанной программе («сопряженные» учебные планы). Вместе с тем, несмотря на широкую распространенность этой схемы, наличие публикаций, описывающих опыт построения учебно-педагогических комплексов, данная система нуждается в теоретико-методологическом анализе с точки зрения качества подготовки педагога при такой организации образовательного процесса.

Одним из официально признанных и разрабатываемых на разных уровнях направлений обновления высшего педагогического образования в настоящее время является переход на ступенчатую систему подготовки специалиста, которая должна быть также разноуровневой. При этом переход на ступенчатую, разноуровневую систему подготовки педагогических кадров должен сопровождаться выполнением ряда условий, среди которых: рассмотрение выстраиваемой системы как составной части более общих систем; учет современного состояния отечественной и мировой экономики, культуры и науки; учет тенденции развития областей человеческой деятельности; использование исторически сложившихся традиций и национальной специфики сфер, взаимодействующих с образованием; практически на всех уровнях предполагающая подготовку специалистов, реально необходимых обществу и пользующихся спросом.

Следовательно, в системе должны найти отражение региональные особенности, национальный состав населения, аграрный и промышленный потенциал, направленность экономики и т.д. При этом выпускник педагогического вуза должен знать, понимать задачи школы, в которой он будет работать, и уметь готовить школьников для конкретной сферы трудовой и общественной деятельности, продолжению образования в конкретном учебном заведении.

Система образования должна обладать определенной направленностью, ориентированностью на изменившиеся запросы и готовить специалистов, способных реализовывать альтернативные модели обучения и воспитания, а также самостоятельно приобретать профессиональные знания и умения. Кроме того, разрабатываемая система должна быть целостной, обеспечивать синтез профессионально значимых знаний и умений в общенаучной, предметной, психолого-педагогической и методической составляющих.

Система должна учитывать сложившийся научно-педагогический потенциал и интересы профессорско-преподавательского состава в научной деятельности. Кроме того, важно учитывать реальное состояние материальной базы, позволяющей готовить специалистов того или иного уровня или профиля в соответствии с целями ступенчатой, разноуровневой системы и основными тенденциями ее развития.

Мы полагаем, что при построении ступенчатой, разноуровневой системы подготовки педагогических кадров по личностно-ориентированной парадигме должны реализоваться принципы:

- обеспечения университетского подхода к подготовке, предполагающего смещение акцентов из области конкретных наук в методологию, обязательное сочетание учебной и научно-исследовательской работы через выполнение и защиту соответствующей квалификационной работы на основе интеграции педагогики, психологии и специальных дисциплин;

- ступенчатого характера подготовки, предполагающего относительную самостоятельность, завершенность образования, ее соответствие определенному набору квалификационных характеристик специалиста, подтверждаемой соответствующим документом, дающим право прервать дальнейшее образование и выполнять педагогическую работу, а также переходить от ступени к ступени образования, прерываясь по личной инициативе студента, но при условии выполнения учебного плана;

- уровневого характера подготовки на каждой ступени обучения, предполагающего на основе описания квалификационных характеристик выпускника выделение нескольких уровней подготовки специалиста, в качестве которых могут быть: уровень знаний первоначальной предметной, общенаучной, педагогической и профессионально-методической подготовки; уровень умений применять знания в стандартных предметных, общенаучных, психолого-педагогических и методических ситуациях; уровень ценностно-ориентационных установок личности в области методологии науки, базового предмета и методики его преподавания, педагогики, психологии, предполагающего наличие определенного стиля мышления (педагогического, прогностического и т. д.);

- профессионально-педагогической подготовки специалиста, заключающейся в том, что определенный профиль отражает направленность подготовки на среднюю школу, учебно-воспитательный комплекс, где учебные предметы, стиль преподавания целиком подчинены задачам подготовки специалиста;

- профильного подхода к организации университетского образования, предусматривающего учет реальных требований к подготовке молодежи в современных условиях;

- педагогического характера базовых учебных дисциплин, суть которого сводится к тому, что система дидактических целей и содержания образования по базовым дисциплинам в явном виде будет содержать не только предметную, но и педагогическую и общеучебную составляющие, проявляемые в делегировании части педагогических функций преподавателя студентам в знакомстве студентов с реализацией конкретных дидактических систем.

Единство приведенных принципов построения ступенчатой, разноуровневой системы подготовки означает изменение структуры педагогического образования, ее переход на реализацию личностно-ориентированной парадигмы, конструирование нового содержания образования по каждому предмету, преподаваемому в педагогическом университете. Мы полагаем, что к отбору содержания образования, обеспечивающего ступенчатую, разноуровневую систему подготовки специалиста, должен предъявляться ряд требования, среди которых:

- общая функциональная нацеленность на подготовку специалиста педагогической квалификации, способного обеспечивать учебно-воспитательный процесс определенной предметной направленности, реализацию конкретных форм, формирование разноуровневых знаний, умений, ценностно-ориента-ционных установок;

- неоднородность, выделение относительно независимых, но обязательно взаимосвязанных элементов знаний, опыта осуществления деятельности в стандартных ситуациях, эмоционально-чувственного опыта;

- вариативность и возможность альтернативных решений задач профессиональной подготовки;

- удовлетворение принципам дидактики, в первую очередь, доступности и систематичности, сознательности и активности, связи теории с практикой, воспитывающего характера обучения;

- преемственность учебных программ на разных этапах реализации моделей образования;

- выделение в явном виде методологической и педагогической составляющих и реализация в обучении ориентировочной основы действия третьего типа.

Статья поступила в редакцию 16.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.