Лепешкина Анна Борисовна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ..
УДК 377.112.4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2016
Лепешкина Анна Борисовна, аспирант кафедры «Психолого-педагогического образования» Томский государственный педагогический университет, Томск (Россия)
Аннотация. Профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень развития различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать. В 90-е годы XX столетия в России стала складываться система профессионального образования, ориентированная на законы рыночной экономики. В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей. Исходя из распоряжения Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также распоряжения Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды - он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение всей жизни. Личностно-ориентированный подход — базовая ценностная ориентация преподавателя, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым студентом и коллективом. Этот подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. В статье отражена роль системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в профессиональной подготовке специалистов. Представлена классификация типов педагогических условий. Охарактеризовано понятие «психолого-педагогические условия». Отражены характерные признаки психолого-педагогических условий. Выявлена классификация и компонентный состав психолого-педагогических условий. Описан каждый компонент психолого-педагогических условий.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, организационно-педагогические условия, дидактические условия, личностно-ориентированная подготовка, экономико-управленческая деятельность, системный подход, де-ятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERSONALITY-ORIENTED TRAINING COLLEGE STUDENTS TO PROFESSIONAL ECONOMIC AND MANAGERIAL ACTIVITIES
© 2016
Lepeshkina Anna Borisovna, a graduate student of the department «Psycho-pedagogical education» Tomsk State Pedagogical University, Tomsk (Russia)
Abstract. Vocational education - the most important social and public institution that performs the function of preparing the younger generation to solve in the future professional tasks in a specific area of activity, suggesting a fairly high level of development of various skills and the ability to continuously improve them. In 90-ies of XX century in Russia began to develop the system of professional education oriented to the laws of market economy. With an ever-increasing pace of updating the knowledge, techniques and technologies the speed of change has become ahead of the dynamics of the change of generations. Based on the orders of the RF Government of 30.12.2012 number 2620-r «On approval of the action plan («Roadmap»)» Changes in the social sectors, to improve the effectiveness of education and science, as well as the disposal of the Russian Government dated 11.22.2012 number 2148-r «on approval of the Russian state program» Development of education «for 2013 - 2020», a specialist XXI century is not enough to get an education once - he is forced to improve their qualifications and even to retrain throughout their lives. Person-centered approach - the basic value orientation of the teacher that determines its position in interaction with each student and staff. This approach requires a relationship to the student as a unique phenomenon, regardless of its individual characteristics. This approach requires that the pupil he took himself a person and seen her in each of the people around them. The article reflects the role of the system, the activity, student-centered approaches to vocational training. The classification of types of pedagogical conditions. It characterized by the concept of «psycho-pedagogical conditions». It reflected the characteristics of psycho-pedagogical conditions. Revealed classification and component structure of psycho-pedagogical conditions. We describe each component of psycho-pedagogical conditions.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, didactic conditions, personality-oriented training, economic and administrative activity, systematic approach, activity approach, student-centered approach.
Изучение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:
- организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и ряд других.);
- психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н.В. Журавской, А.В. Круглия, А.В. Лысенко, А.О. Малыхина и других);
- дидактические условия (их рассматривает М.В. Рутковская и др.).
Все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют друг друга, а также позволяют сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным.
Однако, в личностно-ориентированной подготовке студентов колледжа к профессиональной экономико-
управленческой деятельности особую роль занимают психолого-педагогические условия.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день нет единого подхода к понятию «психолого-педагогические условия». Известно, что термин «психолого-педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты [1, с. 10201022].
В современной психолого-педагогической литературе понятие «психолого-педагогические условия» исследователями В.И. Андреевым, М.Е. Дурановым, Т.А. Ильиной, Ю.К. Конаржевским, А.Я. Найном, И.П. Подласым, В.И. Смирновым, В.А. Сластениным, Н.М. Яковлевой, И.Ю. Соколовой и др. трактуются неоднозначно.
Изучение исследований и подходов к определению понятия «психолого-педагогические условия» позволя-
Лепешкина Анна Борисовна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ...
ет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:
1) психолого-педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.
Однако сегодня определение термина «психолого-педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Войти в структуру определения термина «психолого-педагогические условия» помимо организационных форм и материальных возможностей должны следующие компоненты [2, с. 258]:
- возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам;
- возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.
Присутствие перечисленных элементов в определении понятия «психолого-педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых, наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения.
Дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» рассматривается в качестве важного фактора формирования личностно-ориентированной подготовки студентов колледжа к профессиональной экономико-управленческой деятельности, так как на базе этой дисциплины у студентов формируются необходимые в профессиональной деятельности компетенции.
В связи с этим необходимо выделить психолого-педагогические условия способствующие развитию лич-ностно-ориентированной подготовки студентов колледжа к профессиональной экономико-управленческой деятельности. К психолого-педагогическим условиям относятся: методологические; содержательные; мотива-ционные; организационные.
Компонентный состав психолого-педагогических условий представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание психолого-педагогических условий личностно-ориентированной подготовки студентов колледжа к профессиональной экономико-управленческой деятельности
Психолого- педагогические условия Содержание
1. Методологические Теории, концепции, подходы и принципы обучения
2. Мотивационные Стимулы, факторы обучения соответствующее склонностям личности к предметной, профессиональной деятельности
3. Содержательные Программа курса, вопросы, задачи-задания, средства контроля (КИМ, КОС), УМК, электронные образовательные ресурсы - ЭОР, и пр.
4. Организационные Формы, методы, технологии обучения, мониторинг качества обучения, качества подготовки специалистов
Рассмотрим подробнее каждое психолого-педагогическое условие.
1. Методологические условия
Фундаментом развития компетентностного подхода являются системный, деятельностный и личностно-ори-ентированный подходы.
Системный подход в современной науке рассматривается как универсальный метод исследования объектов: систем, структур, процессов. Выявление многообразия связей внутри исследуемого объекта позволяет рассматривать свойства целостной системы интегративно.
Изучение внутренних связей предполагает рассмотрение системы как закрытой, самоорганизующейся за счет внутренних согласований, соответствий. Возможность преодолевать внутренние противоречия, проблемы, конфликты обеспечивает ее развитие.
Функционирование системы предполагает ее открытость, «вход» и «выход», наличие внешних связей как взаимодействий с другими системами. Состояние закрытости и открытости, таким образом, относительно.
Системный подход занимает в настоящее время одно из ведущих мест в научном познании. В системном подходе обычно выделяют два альтернативных направления — системный анализ и системный синтез.
В первом случае решается задача определения организации системы, исходя из характеристик ее взаимодействия с окружением. Во втором — задача определения характеристик взаимодействия, исходя из организации системы.
Решение задачи системного синтеза связано с поиском системообразующего фактора, позволяющего объединять отдельные элементы в систему. При этом выделяют внешние и внутренние системообразующие факторы, а в качестве одного из внутренних системообразующих факторов рассматривают взаимодополнение отдельных элементов системы. Взаимодополнение как системообразующий фактор означает, что между различными элементами системы, например различными учебными дисциплинами, устанавливается связь на основе некоторых общих признаков, присущих каждому из них. Применительно к проблеме предметных связей взаимодополнение как системообразующий фактор означает установление внутри учебной дисциплины и между отдельными учебными дисциплинами предметных связей, объединяющих их в систему.
Деятельностный подход в теоретическом аспекте основан на положениях о ведущей роли деятельности в процессе образования личности и сформирован под воздействием следующих детерминирующих факторов [3, с. 152-155]:
- деятельность характеризует уровень активности личности обучаемого, его способность к социализации в отношениях с окружающей средой, с различными коллективами людей;
- акцентирование современного образования на гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека, актуализации проблематики эффективного развития его личности, что возможно в процессе активного деятельного познания окружающей среды, предшествующего опыта, культуры и т.д.;
- актуальность деятельностного подхода следует из закона психологии (единство деятельности и развития личности).
Вместе с тем деятельностная концепция на первый план выдвигает методическую подготовленность преподавателя, способного выявлять объективные условия, обеспечивающие безошибочное формирование у обучаемых новых знаний, умений и навыков на основе новых действий путем организации с самого начала правильной ориентировки на них. В результате процесс усвоения нового объема знаний, умений и навыков приобретает управляемость, а уровень подготовки обучаемых обусловливается степенью усвоения ими информации, необходимой для перспективной профессиональной де-
Лепешкина Анна Борисовна педагогические
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ... науки
ятельности.
Личностно-ориентированный подход реализуется через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности на базе индивидуальных особенностей. Цель личностно-ориентированного образования — привести в обучаемом в действие механизмы адаптации, самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, необходимые для его становления в качестве самобытной личности. Для достижения данной цели основные функции личностно-ориентированного образования составляют [4, с. 212]:
1) гуманитарная, предполагающая признание ценности самого человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Механизмы реализации этой функции: понимание, общение и сотрудничество;
2) кулътурообразующая, направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизм реализации этой функции: культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи человека со своим народом, принятие его ценностей в качестве собственных и выстраивание на их основе своей жизни;
3) социализации, предполагающая усвоение и генерирование человеком социального опыта, необходимого и достаточного для его адаптации в социуме. Механизмы реализации этой функции: рефлексия, личная индивидуальность, созидание (творчество) как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано содействовать человеку в формировании себя как личности посредством определения своей личностной позиции, выбора значимых для себя ценностей, овладения определенным уровнем образования, освоения способов решения актуальных проблем, формирования в себе способностей управлять своими действиями и действиями других в своих интересах.
Таким образом, личностно-ориентированный подход представляет собой методологическую направленность педагогической деятельности, которая сформирована на базе систематизированных знаний, понятий, идей и способов действий в интересах обеспечения непрерывности процессов самопознания и самореализации личности человека, развития его самобытной индивидуальности.
Практика личностно-ориентированной педагогики предлагает конкретные формы и методы инновационной деятельности, обеспечивающей для обучаемых атмосферу комфорта и психологической безопасности. Среди них [5, с. 249-256]:
- создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждой личности;
- дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности;
- психологическая безопасность;
- вера в обучаемого таким, каков он есть;
- комфортность учебно-воспитательной среды;
- обеспечение успешности обучения и воспитания;
- усиление гуманитарного образования и т.д.
2. Мотивационные условия
Огромная роль в компетентностом подходе отводится формированию мотивов учения или мотивации [6-15].
Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их студентом и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически и дидактически продуманных приемов [16, с. 132-136].
Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека является ведущим звеном в структуре 74
личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе деятельности, направленной на получение образования. Наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины является необходимым условием продуктивного обучения студента.
В природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями являются деятельностью с большим мотивационным потенциалом. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:
- самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- организацией образовательного процесса;
- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);
- субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу;
- спецификой учебного предмета.
Невысокий уровень мотивации может быть обусловлен несколькими причинами:
- Неосознанный выбор профессии.
- Недостаточность самоидентификации.
- Недисциплинированность ^ пропуски занятий ^ пробел в знаниях ^ потеря интереса к учению.
- Отсутствие привычки добывать знания, учиться.
Можно выделить следующие приемы, способствующие повышению мотивации студентов:
- сочетание общегрупповой, групповой, индивидуальной работы;
- составление логических цепочек;
- применение разноуровневых заданий («стандарт», «хорошо», «отлично»);
- различные формы опроса (фронтальный, «цепочка»);
- творческие задания (составление кроссвордов, ребусов, загадок, создание презентаций, участие в конференциях и олимпиадах);
- закрепление теоретических знаний с помощью практикоориентированных заданий;
- участие студентов в презентации нового материала (создание слайдов);
- работа с наглядными пособиями и макетами;
- работа с учебной литературой (составление конспекта темы);
- работа с карточками (составление студентами различных заданий).
В виде логической цепочки формирование и развитие мотивации студентов специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» среднего профессионального образования к изучению дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» можно представить так:
Низкая мотивация студентов к изучению дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» ^ Применение активных методов и форм в преподавании ^ Опора на имеющийся багаж знаний и умений, личный опыт ^ Практикоориентированные разноуровневые задания ^ Создание траектории развития и ситуации успеха для каждого студента ^ Повышение мотивации студентов к изучению информации
В таблице 2 представлена проблема, причины возникновения проблемы и способы решения проблемы -низкой мотивации студентов к изучению дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
3. Содержательные условия
Разработка и корректировка образовательной программы курса «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» с учетом уточненного и дополненного переч-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
Лепешкина Анна Борисовна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ...
ня экономико-управленческих компетенций. Создание и разработка учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины, разработка средств контроля - КОСы (контрольно-оценочные средства), КИМы (контрольно-измерительные материалы). Оценка полученных знаний в ходе освоения образовательной программы.
Таблица 2 - Решение проблемы - низкой мотивации студентов к изучению дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Проблема Причины возникновения Источники помощи Критерии проблемы
Низкая моти- 1. Н е о со знаннын выб ор 1. Применение актив- 1 .Методическая 1.Абсолют-
вация студен- профессии. ных методов и форм в служб а колл еджа. наяуспева-
тов к изучению 2. Недостаточность пр еподаванин. 2.Программное емость-
дисциплины самоидентификации. 2. Демонстрация связи с обеспечение. 100%.
«Основы 3. Недисциплинирован- жизнью. 3. Интернет-ресурсы, 2. Качествен-
экономики, ность, пропуски занятий - 3.Мотивирование сту- литература. наяуспевае-
менеджмента пробел в знаниях - потеря дентов через создание 4. Инновационные мость-
и маркетинга» интереса. тр а ект ории р а звития и курсы. более 50%.
4. Отсутствие привычки ситу а ции у спех а 5. Взаимопосещение 3. Создание
добывать знания, учиться занятий электронной
б азы мат ер и-
студентамн
4. Организационные условия
Методика преподавания дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения. Это обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических и управленческих законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития [17, с. 94].
Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты.
Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика, управление, маркетинг как сферы человеческой деятельности предназначены обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населения. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздействует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества.
Важнейшая черта методики - взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним.
Подводя итог, хочется отметить, что в современном образовательном процессе психолого-педагогическим условиям должна отводиться огромная роль, так как от этого напрямую зависит качество подготовки конкурентоспособного специалиста.
школы: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 447 с.
3. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические условия активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся / И.Ю. Соколова // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. - Б.м. - 2004. - Выпуск 5(42). - с. 152 - 155.
4. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
5. Поляков С.Д. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности личности в учебном процессе / С.Д. Поляков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - Б.м. - 1997. - № 3. - с. 249 - 256.
6. Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в понимании феномена мотивации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.
7. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56-62.
8. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
9. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
10. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
11. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
12. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
13. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Формализация предметной образовательной информации в процессе разработки компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 156-160.
14. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
15. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
16. Чижакова Г.И., Позднякова А.Л. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности / Г.И. Чижакова, А.Л. Позднякова // Вестник ТГПУ. - Б.м. - 2009. - Выпуск 7 (85). - с. 132 - 136.
17. Хвесеня, Н.П. Методика преподавния экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: Изд-во «БГУ», 2009. - 116 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
2. Громкова, Майя Тимофеевна. Педагогика высшей_