ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
SPECIAL TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION
УДК 378
ББК 74.584
У 68
Ф.К. Уракова
Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета. E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов, перспективы их развития, современные технологии обучения студентов в профессиональном образовании, позволяющих мобилизовать все ресурсы для повышения результативности обучения, соответствующие современным национальным и международным требованиям. Этот процесс связан с переходом на новые образовательные стандарты (ФГОС), методологической основой которых является личностно-ориентированная парадигма образования.
Личностно ориентированная система высшей школы привела к многоуровневости подготовки обучающихся (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура). Для эффективного становления психолого-педагогического образования необходимо решение задач методической направленности. Их актуальность обусловлена особенностями основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, в основу которых положены кредитно-модульная система и компетентностный подход.
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка студентов, личностно ориентированная парадигма обучения, информационно-коммуникационные технологии, интеграция современных информационных и педагогических технологий.
F.K. Urakova
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Russian and Teaching Technique, Adyghe State University. E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION AND MODERN TECHNOLOGIES OF STUDENTS TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION AT THE
PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY FACULTY
Abstract. The paper discusses the main problems of psychological and pedagogical students training, prospects of their development, modern technologies of students training in the professional education, allowing mobilization of all resources to increase productivity of the training, conforming to modern national and international requirements. This process is connected with the transition to the new educational standards (FGOS), the methodological basis of which is the person focused paradigm of education.
The person-focused system of the higher school led to a multilevelness of student training (a specialist programme, a bachelor degree, a magistracy and post-graduate study). Effective formation of psychological and pedagogical education requires the solution of problems of a methodical orientation. Their topicality is caused by features of the main educational programs of bachelor and master training the bases of which are the credit and modular system and the competence-based approach.
Keywords: psychological and pedagogical student training, person-focused paradigm of training,
information and communication technologies, integration of modern information and pedagogical technologies.
В последние годы в отдельных официальных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, федеральных программах и разнообразных научных исследованиях педагогов, психологов, психолингвистов, методистов отмечается необходимость обновления содержания профессионального образования. Этот процесс связан и с переходом на новые образовательные стандарты (ФГОС), методологической основой которых является системно-деятельностный подход, практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования обучающихся [1, с. 217].
С личностно ориентированной парадигмой соотносятся все особенно значимые для профессионального образования современные подходы к обучению:
1) деятельностный (человек существует и развивается в деятельности);
2) социокультурный/культуроведческий (образование - это вхождение/ «вращивание» человека в культуру);
3) коммуникативно-когнитивный (общение и познание, основные способы получения образования вообще и иноязычного в частности);
4) компетентностный (практико-ориентированный, «определяющий результативноцелевую направленность образования» (И.Я. Зимняя);
5) средоориентированный (нацеленный на сознательное, целеустремленное проектирование каждым образовательным учреждением своей эффективной образовательной среды) [2, с. 9].
Личностно ориентированная система высшей школы привела к многоуровневости образования. Так, с 2009 года факультет педагогики и психологии Адыгейского государственного университета одним из первых перешел на двухуровневую систему образования: бакалавриат / магистратура. При кафедре русского языка и методики преподавания ведется подготовка аспирантов, соискателей по специальности 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе). При кафедре педагогики и педагогических технологий ведется подготовка аспирантов, соискателей по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Вся научная, исследовательская, учебная и методическая деятельность профессорско-преподавательского состава, сотрудников факультета ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов по направлениям: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профили: «Психология и педагогика начального образования»; «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Психология образования»; 030300.62 «Психология», профиль: «Психология» за счет целенаправленного формирования комплекса востребованных образовательных программ и научного потенциала путем реализации системного подхода к определению содержания учебного материала на основе сочетания и взаимодействия вышеназванных подходов к психолого-педагогической подготовке будущих специалистов.
В истекшем 2011-2012 учебном году все усилия профессорско-преподавательского состава факультета были направлены на решение проблем, связанных с подготовкой документации, связанной с многоуровневой системой подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). В связи с этим проведена серьезная работа по доработке учебнометодических комплексов по дисциплинам кафедр. Электронные варианты учебнометодических комплексов были размещены на сайте вуза.
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов: общенаучного цикла; профессионального цикла; практики; итоговой государственной аттестации.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и обучения в магистратуре, а затем и в аспирантуре.
Структура программ предусматривает блок профессиональных («универсальных») знаний и компетенций, объединяющий в единое направление все профили подготовки, и блок профильно-ориентированных знаний и компетенций, необходимых для решения конкретных узкоспециализированных задач.
Не менее важной для эффективного становления психолого-педагогического образования является решение задач методической направленности. Их актуальность обусловлена особенностями основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, в основу которых положены кредитно-модульная система и компетентностный подход. В учебных планах существенно увеличена доля самостоятельной работы студентов. Это требует смещения акцентов в психолого-педагогическом образовании с аудиторных занятий на практику, исследовательскую работу непосредственно в учреждениях образования и культуры, социальной сферы.
Методическая работа обеспечивает соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой учебной дисциплины требованиям учебного плана. Поэтому цель методической работы факультета - совершенствование преподавания учебных предметов, их учебно-методическое обеспечение.
Особого внимания в методической работе заслуживают разработка, апробация и внедрение как инновационных моделей подготовки студентов, так и современных психологопедагогических технологий, которыми они должны овладеть для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.
Само слово «технология», входящее во многие современные терминообразования (нанотехнология, информационные, когнитивные, педагогические технологии), подразумевает науку о мастерстве, об искусном умении создавать что-либо. В последние десятилетия оно получило еще одно определение: инновационная. Использование
инновационных технологий в сфере языка и речеведческих дисциплин позволило родиться новому направлению - информационно-коммуникационным технологиям. Все эти термины объединяет понятие технологии в сфере образования, применяющее специальные методы, способы, программные и технические средства работы с информацией, в том числе - ее передача для достижения педагогических целей [3].
В исследованиях все чаще речь идет о растущем потоке информации, и, по самой консервативной оценке, объем информации или накопленных знаний удваивается каждые 14 лет. Замена технологий происходит каждые 3-5 лет. Обработать, систематизировать такие нарастающие объемы информации (знаний), в том числе и в учебных целях, уже невозможно без современной компьютерной техники. Здесь компьютер выступает не как самоцель, а всего лишь как эффективное средство решения задач развивающего обучения.
И, действительно, в последнее время в сфере образования распространена модель развивающего обучения, в которой отдается предпочтение развитию когнитивных способностей личности. Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей личности - ее внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, самостоятельности и активности.
Основной идеей развивающей модели образования является умение студентов самостоятельно мыслить, добывать знания, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, необходимые для решения определенной проблемы, анализировать их, делать аргументированные выводы), быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах и работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Сейчас личностно-ориентированное образование рассматривается как
одна из разновидностей развивающего обучения.
Активно развивается отрасль педагогических технологий на основе информационнокоммуникационных средств:
1. Чтение лекций и проведение практических занятий с помощью созданных в Power Point слайдов.
При проектировании занятий преподаватели факультета педагогики и психологии Адыгейского госуниверситета используют различные программные продукты:
1) текстовый редактор Word, который дает возможность подготовить любое количество раздаточного формата;
2) готовые программные продукты (энциклопедии, учебные курсы, обучающие программы и т.д.);
3) систему баз данных, которая предполагает большую подготовительную работу при составлении занятия, но в результате можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний;
4) электронные презентации.
При составлении современных компьютерных программ преподаватели учитывают индивидуальные потребности студентов, их интересы, используют различные стратегии овладения языком, дифференцируют способы предъявления учебного материала, обеспечивают индивидуальные формы тренировки. Использование ИКТ при чтении лекций имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Молодые люди, с детства привыкшие вместо чтения книг смотреть мультфильмы по телевизору или играть в компьютерные игры, как должное воспринимают соединение слова с картинкой. Преподаватель же не считывает то, что изображается на слайде, а комментирует, наполняя схему новым содержанием. К сожалению, студенты стремятся мгновенно переписать все, что есть на экране. При этом, конечно, не умеют вслушаться в комментарий преподавателя, выбрать только необходимое для записывания. Требуется высокое коммуникативное мастерство лектора, чтобы заострить внимание студентов на главном и заставить написать то, чего нет на изображении. Слайд - это схема, это «конспект», «фасад мысли». И осознать всю глубину мысли, красоту, присвоить ее себе, сделав своим знанием, -вот чему нужно научить студентов.
При конспектировании студенты лучше запоминают необходимую информацию, невольно готовясь к воспроизведению полученного знания. А после показа слайдов многие студенты не могут развернуть сжатую в схему информацию в полный подробный ответ. Просто повторяют сведения, сфотографированные в сознании на картинке. Речь идет о клиповом запоминании. И задача преподавателя - научить соотносить увиденное с услышанным, воспринимать информацию не только визуально, но и аудиально.
Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Трудность реформирования образования заключается в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе и надеяться, что революция в образовании произойдет сама по себе. На наш взгляд, не надо отказываться от уже разработанных и доказавших свою эффективность форм обучения. Включение ИКТ должно помочь совершенствованию и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала, а не создавать видимость самообразования обучаемых.
2. Использование компьютерных технологий представляется эффективным как на этапе получения новых знаний и их закрепления, так и на этапе контроля знаний. Речь идет о компьютерном тестировании, которое используется в работе всеми преподавателями факультета. Список тестов и описание каждого теста создаются преподавателем.
Тесты могут быть итоговыми, промежуточными, текущими (по одной теме), предварительными (перед презентацией материала). В зависимости от этапа и уровня обучения устанавливается и их сложность. Как правило, структура тестов типична: вопрос -
варианты ответов - оценка знаний.
Если информацию об истории русского языка или о разных видах речи можно представлять, широко используя устно-письменные возможности языка, то успешно проконтролировать усвоение нормативного аспекта культуры речи удобнее с помощью компьютера.
Тесты составляются на основе формулировок Fepo-тестирования (www.fepo.ru, www.i-exam.ru), чтобы при федеральной проверке знаний по культуре речи студенты не растерялись и продемонстрировали хорошие результаты. Компьютерное тестирование позволяет вести объективный, независимый от обучаемого контроль и дает возможность проводить комплексный системный анализ успеваемости. И все же стоит отметить, что оценка не всегда бывает объективной. Возникает проблема: в оценивании знаний необходимо разрабатывать такие типы заданий, которые помогают проверить не только «заученность» по предмету, но и способность мыслить, доносить информацию до адресата.
Компьютерное рабочее место - это давно не роскошь, а личное средство коммуникации и обращения к разному роду информации: зрительно-иллюстративной, текстовой, звуковой. И, конечно, для работы в аудитории с контрольно-измерительными материалами (КИМ) нужны компьютерные рабочие места. Не секрет, что еще не всегда удается преподавателю регулярно, в соответствии с учебными планами, работать в компьютерном классе на своих занятиях.
3. Заочно-дистанционное обучение студентов факультета педагогики и психологии проводится как с использованием компьютерной связи (рассылка заданий и рекомендаций к их выполнению, обратная связь с преподавателем, комментирующим выполнение заданий после проверки, итоговое компьютерное тестирование), так и с непосредственной контактной коммуникацией (установочная лекция читается как краткий обзор курса, как комментарий к сложным вопросам, индивидуальные беседы-консультации, и принимается зачет).
Внедрение дистанционных форм обучения обеспечивает доступность образования, позволяет осваивать различные курсы, проводимые в рамках государственного контракта Министерства образования и науки Российской Федерации.
Реализация научной составляющей в разработке методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров предполагает дальнейшее усиление интеграции образовательного процесса, научных исследований и инноваций в деятельности факультета. В этой работе появляются новые возможности, связанные, например, с подготовкой бакалаврских выпускных квалификационных работ, а в дальнейшем и магистерских диссертаций. Здесь мы имеем в виду проектную деятельность, электронные презентации в Power Point и др.
Студенты, составляя презентации, проявляют самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Способности молодежи свободно общаться с компьютером не сопровождаются их умением точно, ярко, понятно объяснить с помощью слова то, что им хотелось бы донести до других.
Как видим, интеграция современных информационных и педагогических технологий способствует созданию дополнительных возможностей для формирования и развития языковой и информационной компетенций студента. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать современные технологии в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков.
Вместе с тем следует отметить, что при использовании современных информационных технологий в образовательном процессе возникает много проблем: это влияние образовательных информационных ресурсов на качество обучения, качество и критерии оценки образовательных ресурсов, технология создания электронных образовательных объектов, систематизация существующих разработок.
Решение перечисленных проблем возможно при организации и проведении в течение
года постоянно действующего учебно-методического семинара, включающего в себя: индивидуальные и групповые консультации ведущих преподавателей по методологии работы; мастер-классы приглашенных исследователей и практиков; спецсеминары и организационно-деятельностные игры по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ; проектные семинары студентов, связанные с обсуждением исследовательских планов; обсуждение и предзащиты проектов курсовых и квалификационных работ, а в дальнейшем и магистерских диссертаций; взаимном посещении занятий как внутри кафедры, так и между преподавателями различных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов; совместных заседаниях с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами в целях обмена опытом работы, оптимизации программы и последовательности прохождения соответствующих учебных предметов, отслеживание преемственности и системности в работе и пр.
Весь этот процесс займет не один год и потребует активных согласованных действий всех структурных подразделений факультета, вуза.
Примечания:
1. Хачмафова З.Р. Формирование языковой личности в условиях модернизации школы: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. № 1. С. 217-223.
2. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. № 7. С. 9-16.
3. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. 234 с.
References:
1. Khachmafova Z.R. Formation of linguistic personality in the conditions of school modernization: problems and prospects // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2012. No. 1. P. 217-223.
2. Galskova N.D. New technologies of teaching in the context of modern conception of education in the field of foreign languages // Foreign languages at school. 2009. No. 7. P. 9-16.
3. Peypert S. Revolution in consciousness: children, computers and fruitful ideas. M.: Pedagogy, 1989. 234 pp.