УДК 378
Pozdnyakov I.A., Cand. of Science (Pedagogy), Department of Theory and History of Pedagogy, State Pedagogical University
n.a. A.I. Herzen, (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING OF FOREIGN STUDENT. Socio-cultural changes in the society and education require adequate approaches to the organization of process of pedagogical support of adaptation of foreign students in Russian universities. The article discusses problems of adaptation of foreign students through the prism of personality-oriented education (in which the human person is considered in constant development, realize their capabilities and qualities in the subject-subject interaction) and personality-oriented technologies in the process of pre-university training, which corresponds to the trends in the development of a single world educational space. It is emphasized that the successful solution of the foreign students' adaptation, training, life in the learning process in Russian universities is a significant factor of personal success in a foreign educational environment.
Key words: pedagogical support, international students, student-oriented technology, personality-oriented education.
И.А. Поздняков, канд. пед. наук, каф. теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Социокультурные изменения в обществе и образовании требуют адекватных подходов к организации процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах. В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов через призму личностно-ориентированного образования (в котором человеческая личность рассматривается в постоянном развитии, реализации своих возможностей и качеств в субъект-субъектном взаимодействии) и личностно-ориентированные технологии в процессе довузовской подготовки, что соответствует тенденциям развития единого мирового образовательного пространства. Подчеркивается, что успешное решение иностранными студентами задач адаптации, подготовки, жизнедеятельности в процессе обучения в российском вузе является для них значимым фактором личностной успешности в иноязычной образовательной среде.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, иностранные студенты, личностно-ориентированные технологии, личностно-ориентированное образование.
Значительное влияние на развитие теории и практики педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах оказывает переход к парадигме личностно-о-риентированного образования, в котором человеческая личность рассматривается в постоянном развитии, реализации своих возможностей и качеств в субъект-субъектном взаимодействии. Приоритет при этом отдается универсальным человеческим ценностям, реализации тенденций гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Социокультурные изменения в обществе и образовании требуют адекватных подходов к организации процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах. Это относится к его теоретическому осмыслению, к преодолению имеющихся проблем и негативных воздействий, вовлечению всех студентов в социокультурные и педагогические взаимодействия.
Научно-теоретической основой решения вопросов в данной сфере педагогики высшей школы являются гуманистическая психология и педагогика Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, Ж.Б. Сур-таева [1], А. Маслоу [2], В. Жуков, А. Пилипенко, Е.Б. Попов [3], К. Роджерс [4], Е.В. Бондаревская, С.П. Печенюк [5], В.В. Сериков [6], А.П. Тряпицына [7], И.С. Якиманская.
В ракурсе данных подходов развитие идеи педагогической поддержки адаптации в ходе довузовской подготовки иностранных студентов может получить гуманистическое и общепедагогическое звучание. Такая направленность процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов созвучна тенденциям развития единого мирового образовательного пространства.
Процесс педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в значительной степени обусловлен объективными причинами. Вместе с тем, он не может быть решен без учета субъективных, личностных факторов, в частности, понимания и учета особенностей нахождения личности в условиях «пограничной» (К. Ясперс) ситуации, в которой оказываются иностранные студенты, начиная обучение в российском вузе. Для того, чтобы данная ситуация в действительности не приобрела «пограничное» содержание для иностранных студентов, процесс поддержки их адаптации должен быть гуманным, личностно-о-риентированным. Это связано с успешностью обучающихся и их социокультурной адаптацией в иноязычной среде.
В этой связи следует заметить, что успешное решение иностранными студентами задач адаптации, подготовки, жизнедеятельности в процессе обучения в российском вузе является для них фактором личностной успешности в иноязычной образова-
тельной среде. В свою очередь, педагогически успешное и психологически комфортное освоение иностранными студентами знаний и способов учебной деятельности свидетельствует об их профессиональном и личностном развитии.
Учет указанных факторов ориентирует организацию довузовской подготовки на гуманистическую и личностно ориентированную парадигму образования, что обусловлено личностной потребностью иностранных студентов в адаптации и получении высшего образования в иноязычной среде.
Личностно-ориентированная педагогическая поддержка адаптации в ходе довузовской подготовкой иностранных студентов включает следующие компоненты: постановка и решение психолого-педагогических задач: адаптация иностранных студентов к новым для них условиям вуза, региона, страны; создание в вузе личностно развивающей культурно-образовательной среды; развитие коммуникативной компетентности средствами неродного языка; формирование у иностранных студентов знаний и способов познавательной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных маршрутов; реализация педагогических принципов: взаимосвязанного решения адаптационных, социокультурных, коммуникативных, учебных и личностных задач; учета национально-культурных особенностей личности студента; коммуникативной и профессиональной направленности процесса довузовской подготовки; развития профессионально-педагогических, коммуникативно-межкультурных компетенций руководителей и преподавателей вузов в условиях межкультурного педагогического взаимодействия; формирование и освоение личностно-ориентированного содержания довузовской подготовки, включающего: базовый и вариативные компоненты подготовки; индивидуальные программы подготовки, формирования профессиональной компетенции и личностного развития с учетом личностных особенностей подготовки и учебно-познавательной деятельности студентов; реализацию организационно-педагогических условий личностно-ориен-тированной довузовской подготовки: активизация субъектной позиции личности студента; обеспечение благоприятной психологически-комфортной образовательной среды; развитие мотивации учения на основе личностной успешности студента; формирование устойчивого познавательного интереса за счет личностно-значимых учебных ситуаций; учет и педагогически-целесообразное использование национально-культурных особенностей студентов в процессе подготовки; полноценность языкового общения в учебной и досуговой сферах; индивидуализация и дифференциация подготовки с учетом индивидуальных
и групповых особенностей студентов; повышение значимости и возможностей самостоятельной работы студентов в ходе подготовки; информационная и социокультурная поддержка довузовской подготовки; проведение комплекса мероприятий педагогической диагностики, обеспечивающих мониторинг успешности обучения и личностного развития иностранных студентов в ходе довузовской подготовки.
Реализация этих компонентов личностно-ориентированной педагогической поддержки адаптации в ходе довузовской подготовки должна основываться на научно-теоретической базе лич-ностно-ориентированного образования.
Содержание личностно ориентированного образования кроме задаваемого извне содержания («образовательный стандарт») включает еще и ценностные, эмоционально-чувственные, личностные элементы, включая такие антропологически значимые, как нравственность, духовность, предназначение человека. При этом акцент делается на развитии ценностно-смысловой сферы личности, включая развитие мотивации, способностей, эмоциональных, волевых и познавательных процессов. Такое содержание имеет значимость для субъектов образовательного процесса, когда может быть определен и исследован его смысл, когда его ценность может быть сопоставлена с другими ценностями и апробирована в действии и общении с другими людьми.
Инструментально личностно ориентированное образование, как и традиционное, осуществляется посредством технологий. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциала. Личность учащегося в этих технологиях является основным субъектом, целью образовательной системы.
Главным принципом личностно-ориентированной технологии подготовки является гуманистическая направленность и личностный подход к обучению. Анализ литературы по проблеме личностно-ориентированных технологий и систем обучения («Школа жизни» Ш.А. Амонашвили, «Школа-парк» М. Балабана, адаптивная система обучения А.С. Границкой, дифференцированное обучение по интересам детей И.Н. Закатовой, система преподавания литературы как искусства и как человекоформиру-ющего предмета Е.Н. Ильина, индивидуализированное обучение Э. Унт, Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве Суртаева Н.Н. [7] и др. позволяет утверждать, что личностный подход включает следующие аспекты: понимание личности как цели образования; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от принуждения; формирование положительной «Я-концепции»; развитие у обучающихся качеств творческой личности. Такой подход изменяет организационные формы и принципы деятельности всех участников образовательного процесса, происходит смена приоритетов: от формирования знаний, навыков, умений как основной образовательной цели, к созданию условий для раскрытия субъектного опыта обучающегося. Перемещение акцентов с изложения результатов познания на процесс осуществления познавательной деятельности, как индивидуальной деятельности учения, позволяет преодолеть объективно обезличенный, репродуктивный характер обучения, ограниченный усвоением научной информации, и перейти к развитию личности с учетом имеющихся у нее ценностей, смыслов, значений, характерным для нее опытом восприятия мира вещей и людей, опытом творчества на основе уже накопленных индивидуальных способов познания (усвоения), их активного использования.
Важной целью личностно-ориентированной подготовки является развитие личностных качеств, обеспечивающих индивидуальное восприятие (принятие) мира, возможность его творческого преобразования; широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, выбора способов их реализации.
Результатом довузовской подготовки является формирование личностного, субъектного опыта. Опора на него и его учет в дальнейшей подготовке иностранных студентов является важным средством процесса педагогической поддержки адаптации.
Важное средство организации личностно-ориентированного процесса педагогической поддержки довузовской подготовки -презентация и репрезентация содержания, которое отражает разные стороны жизни учащихся и интерпретируется с точки зрения значимости как для человечества в целом, так и для каждого индивида, в знаково-символической форме. Это позволяет раз-
вивать интенсивные, личностно-значимые для учащихся способы выполнения учебных заданий.
Другим средством личностно-ориентированной педагогической поддержки выступает диалог. Диалог обеспечивает специфическую социокультурную среду подготовки иностранных студентов, в которой в условиях интенсивного общения и при активизации психических резервов личности, идет не столько обмен информацией, сколько принятие личностью нового опыта, анализ прежних ее смыслов и ценностей. Эффективным средством личностно-ориентированной педагогической поддержки является применение активных методов обучения, которые по своей сущности предполагают использование и реализацию личностного опыта обучающегося.
В целом анализ возможностей концепции личностно-ори-ентированного обучения позволяет сделать вывод, что ее реализация в процессе педагогической поддержки довузовской подготовки активизирует данный процесс, создает условия для разностороннего развития личности иностранного студента, ее уважения, становления и адекватного функционирования в различных жизненных сферах. При этом активизируется вся личность: повышается эмоциональный тонус, возрастают возможности памяти, активизируется интеллектуальная сфера, возрастает мотивация, быстрее снимается психологический барьер в общении и пр. Кроме того, в обучении опора делается на мыслительные и эмоциональные процессы, которые взаимодействуют с процессами усвоения и облегчают их протекание, так как они связаны с имеющимся личностным опытом учащихся.
Целью личностно-ориентированных технологий педагогической поддержки является обеспечение максимально возможного в заданный интервал времени уровня подготовки обучающегося, отвечающего основным требованиям стандарта, в сочетании с развитием обучающегося и совершенствованием его как личности. Развитие активного, устойчивого познавательного интереса студентов является ценнейшим свойством их личности, для которой удовлетворение приносит не только получение новых знаний, но и сам процесс их познания. Познавательную активность следует рассматривать как совокупность мотивов учения, которые могут: иметь избирательную направленность, обращенную к познанию того или иного учебного материала; проявляться в качестве сильного мотива выполнения отдельных учебных действий или всего учения в целом, то есть мотива, побуждающего студента к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности; функционировать как и любое другое свойство личности не изолированно, а в тесном взаимодействии с другими мотивами и потребностями.
Так как иностранные студенты приобретают знания на неродном для них языке в условиях параллельного им овладения, у них возникают большие затруднения при общении в социально-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сфере общения. Для снятия этих трудностей в учебно-познавательной сфере используется единый языковой режим, который подразумевает соответствующую лингвометодическую подготовку преподавателей всех дисциплин, оформление ими своих языковых действий во всех видах речевой деятельности в соответствии с его требованиями. Единый языковой режим является структурной единицей лингвометодического аспекта в преподавании естественных дисциплин. Так как курсы естественных дисциплин вводятся уже на пятой неделе обучения и при этом резко возрастают объемы текстового материала, а, следовательно, и лексики, содержащей понятийный аппарат дисциплин, то возникает необходимость отбора лексики. Отбор лексики производится с учетом принципов частотности и распределённости её употребления, после чего она группируется вокруг определенного блока понятий. Результатом усвоения такого блока является усвоение определенного естественнонаучного понятия и соответствующего языкового материала на уровне формирования навыков аудирования, чтения, записи и говорения в объеме блока.
Важный фактор личностно-ориентированной педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в ходе их довузовской подготовкой - учет особенностей межэтнического контакта. Для этого в процессе учебной и внеаудиторной работы преподаватели формируют понимание того, что разные культуры не только сопоставимы, но в них больше сходного, чем различного. На данном уровне межкультурная деятельность реализуется в комментариях к текстам и упражнениям, в толковании слов и понятий, что требует от преподавателя высокой поликультурной компетенции, личностно-ориентированные технологии способствуют этому. Основные интегративные компоненты таких техно-
логий (мотивация и профессиональная направленность; модульная организация учебного процесса; использование системы педагогической диагностики; индивидуализация на всех этапах обучения; использование компьютерных технологий; диалогичный характер обучения.
В целом, личностно-ориентированная педагогическая поддержка адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью: создания условий для развития личности в процессе ускоренной адаптации личности иностранного студента во всех сферах средствами неродного языка в условиях иноязычной материальной среды; обеспечения качественной подготовки в исключительно краткосрочный период (7-10 месяцев) иностранных студентов с нулевой базой по русскому языку к дальнейшему обучению в вузах России; обеспечения аккумуляции иностранными студентами социальной и научной информации в иной лингвоз-наковой системе.
В настоящее время, очевидно, что обучение должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие будущих специалистов, в том числе и зарубежных, быть ориентированным на формирование их творческой индивидуальности, быть личностно-ориентированным. Такое обучение оптимально учитывает индивидуальную избирательность иностранных студентов к содержанию, виду и форме презентации учебного материала, характер их познавательной мотивации, стиль учебно-познавательной деятельности и др. Отсюда определяется актуальность проблемы разработки и реализации личностно-о-риентированного обучения иностранных студентов, особенно на этапе довузовской подготовки.
Образовательное пространство, в котором разворачивается личностно-ориентированная подготовка иностранных студентов, входит в состав культурно-информационного пространства и имеет основополагающее значение для становления и развития личностного образа иностранного студента как профессионала и гражданина, ориентированного на позитивное отношение не только к России, но и всему мировому сообществу, не способному причинить вред людям и природе. Оно концентрирует в себе возможность формирования таких свойств личности, как высоко развитые способности и потребности в позитивно преобразующей деятельности, потребность в достаточно большом объеме
Библиографический список
усвоенных знаний и умений, сочетание различных видов мышления, стремление к активному жизнетворчеству. В таком образовательном пространстве, имеющем творческо-деятельностный характер, каждый студент может применить и раскрыть свои способности, удовлетворить свои личные интересы и любознательность, найти импонирующий ему способ и уровень общения. Это пространство обеспечивает удовлетворение и развитие духовных, образовательных, коммуникативных, творческих потребностей и интересов личности студента.
Образовательное пространство, в котором разворачивается и реализуется система личностно-ориентированного обучения, включает академическую, творческую, культурно-досуговую среды и среду повседневного общения.
Образовательное пространство довузовской подготовки иностранных студентов выполняет следующие функции: гуманитарную (педагогическая поддержка и сопровождение развития личности иностранного студента); коммуникативную (повышение общей языковой компетентности, а также компетенций в учебно-профессиональной, социально-культурной и бытовой сферах общения); интернационализации (введение студентов в контекст новой социально-культурной среды, осуществление взаимодействия и «диалога» культур, сохранение культурной и личной идентичности, принятие универсальных общечеловеческих ценностей); адаптивную (способствует ускоренным процессам физиологической, социально-психологической и академической адаптации); профориентационную (повышение и устойчивость учебной мотивации, рост общепрофессиональной компетентности).
Академическая среда, в которой реализуется обучения на основе его личностной направленности, предусматривает особый тип отношений между участниками учебного процесса. Образовательное пространство личностной направленности представляет собой часть жизненного пространства иностранных студентов, где преобразование их личностного опыта осуществляется в процессе вовлечения их не только в процесс обучения, но и события и отношения, основанные на партнерстве и сотворчестве, диалоге между людьми и культурами, приоритете универсальных общечеловеческих ценностей и потребностей как отдельной личности, так и всего коллектива.
1. Суртаева Н.Н., Бражник Е.И., Суртаева Ж.Б. Трансформация социального взаимодействия в вузовской системе образования. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 6-1: 71 - 74.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Под общей редакцией Г.А. Балла и др. Москва: Смысл, 1999.
3. Попов В., Жуков В., Пилипенко А. Нужны ли нам иностранные студенты? Высшее образование в России. 2007; № 11: 62 - 64.
4. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Общая редакция и предисловие Е.И. Исениной. Москва: Прогресс, 1994.
5. Печенюк С.П. Профессиональная подготовка руководителей систем образования к ценностно-личностному межсубъектному взаимодействию в процессе управлении. Санкт-Петербург: СПб ГУМ, 2001.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
7. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. Санкт-Петербург, 1997.
8. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Омск: ИРООО, 2009.
References
1. Surtaeva N.N., Brazhnik E.I., Surtaeva Zh.B. Transformaciya social'nogo vzaimodejstviya v vuzovskoj sisteme obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 6-1: 71 - 74.
2. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoj prirody. Pod obschej redakciej G.A. Balla i dr. Moskva: Smysl, 1999.
3. Popov V., Zhukov V., Pilipenko A. Nuzhny li nam inostrannye studenty? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; № 11: 62 - 64.
4. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Obschaya redakciya i predislovie E.I. Iseninoj. Moskva: Progress, 1994.
5. Pechenyuk S.P. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistem obrazovaniya k cennostno-lichnostnomu mezhsub'ektnomu vzaimodejstviyu vprocesse upravlenii. Sankt-Peterburg: SPb GUM, 2001.
6. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
7. Tryapicyna A.P. Innovacionnye processy v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 1997.
8. Surtaeva N.N. Gumanitarnye tehnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Omsk: IROOO, 2009.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 378
Polyakov A.A., senior teacher, Department of Jewelry Art, Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Institute)
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS (PROFILE "ART METAL") IN A PRODUCTION ENVIRONMENT. The article discusses the process of organizing practice-oriented training of students taking into account modern requirements of the education system, formulated in the Federal state educational standards. Special attention is paid to the analysis of activity of the Moscow branch VSNI, where it includes a unique holistic system of continuous professional training of artists in the field of decorative arts, consisting of several levels: vocational secondary education-higher education. The subject of interest of