Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности преподавателей факультета психологии и специального образования в условиях современных изменений образовательной среды вуза'

Совершенствование деятельности преподавателей факультета психологии и специального образования в условиях современных изменений образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / METHODOLOGICAL ACTIVITY / SYSTEM APPROACH / ACTIVITY AND COMPETENCE APPROACH / INNOVATION ACTIVITY / DESIGN / TECHNOLOGY / MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковцова Нина Ивановна, Ремезова Лариса Асхатовна

В статье показаны направления и содержание деятельности профессорско-преподавательского состава факультета психологии и специального образования СГСПУ в условиях современных изменений образовательной среды вуза. Раскрываются проблемы готовности преподавателей к методической деятельности в пяти основных направлениях: учебно-методическая, научно-методическая, экспертно-методическая, научно-исследовательская работа, повышение квалификации преподавателей; обоснован подход к формированию показателей качества в каждом из заданных направлений. По каждому направлению представлены действия профессорско-преподавательского состава и студентов, которые (действия) должны привести к изменениям в их совместной деятельности, направленной на совершенствование используемых, а также на разработку и внедрение новых подходов, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса, который должен строиться в соответствии с новой парадигмой высшего образования. Обозначены основные проблемные точки существующей системы подготовки психологов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов: традиционный преимущественно академический характер обучения, трудности перехода на деятельностно-компетентностый подход; недостаточное использование в образовательном процессе результатов современных отечественных и зарубежных исследователей; недостаточная доля самостоятельной работы студентов; отсутствие гибких, индивидуально-ориентированных траекторий обучения. Предложены пути решения обозначенных проблем, которые включают обеспечение межкафедрального взаимодействия, кооперацию преподавателей и работодателей в процессе проектирования и реализации программ качественного психолого-педагогического образования и психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса. Обозначена необходимость развития внутривузовской системы повышения квалификации в логике обучающей организации, что позволит педагогам непрерывно расширять свои возможности в достижении реальных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буковцова Нина Ивановна, Ремезова Лариса Асхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and Special Education Faculty teachers’ activity development under current changes of the university educational environment

The paper focuses on fields and content of activity of the teaching staff of Psychology and Special Education Department of Samara State University of Social Sciences and Education under current changes of educational environment. The authors reveal the problems of university teachers’ readiness for methodological activity in five main aspects: education and methodology, research and methodology, expert and methodology, research, teachers’ further professional development. The approach to development indicators in each aspect is grounded. The paper describes teaching staff’s and students’ actions in each aspect, which must lead to changes in their joint activity aimed at improving, developing and implementing new approaches that would optimize the education process in accordance with a new paradigm of higher education. The authors point out main problems in the system of training psychologists, teachers-defectologists, teachers-psychologists, teachers-speech therapists such as traditional and mainly academic training, difficulties of transition to activity and competence approach; insufficient level of applying modern Russian and foreign research to the academic process; insufficient proportion of individual students’ work; lack of flexible and student-oriented educational paths. The authors suggest solutions to the indicated problems, which include inter-chair faculty interaction, teachers’ and employers’ cooperation while designing and planning programmes of high quality psychological and pedagogical education and training of all educational process participants. The authors prove the need to develop the intra-university system of in-service professional training to enhance its possibilities to achieve high results.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности преподавателей факультета психологии и специального образования в условиях современных изменений образовательной среды вуза»

Психолого-педагогические ресурсы

среды вуза: проблемы, решения, перспективы

УДК 378.126

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

PSYCHOLOGY AND SPECIAL EDUCATION FACULTY TEACHERS' ACTIVITY DEVELOPMENT UNDER CURRENT CHANGES OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2016

Н.И. Буковцова, Л.А. Ремезова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

N.I. Bukovtsova, L.A. Remezova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье показаны направления и содержание деятельности профессорско-преподавательского состава факультета психологии и специального образования СГСПУ в условиях современных изменений образовательной среды вуза. Раскрываются проблемы готовности преподавателей к методической деятельности в пяти основных направлениях: учебно-методическая, научно-методическая, экспертно-методическая, научно-исследовательская работа, повышение квалификации преподавателей; обоснован подход к формированию показателей качества в каждом из заданных направлений. По каждому направлению представлены действия профессорско-преподавательского состава и студентов, которые (действия) должны привести к изменениям в их совместной деятельности, направленной на совершенствование используемых, а также на разработку и внедрение новых подходов, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса, который должен строиться в соответствии с новой парадигмой высшего образования. Обозначены основные проблемные точки существующей системы подготовки психологов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов: традиционный преимущественно академический характер обучения, трудности перехода на деятельностно-компетентностый подход; недостаточное использование в образовательном процессе результатов современных отечественных и зарубежных исследователей; недостаточная доля самостоятельной работы студентов; отсутствие гибких, индивидуально-ориентированных траекторий обучения. Предложены пути решения обозначенных проблем, которые включают обеспечение межкафедрального взаимодействия, кооперацию преподавателей и работодателей в процессе проектирования и реализации программ качественного психолого-педагогического образования и психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса. Обозначена необходимость развития внутривузовской системы повышения квалификации в логике обучающей организации, что позволит педагогам непрерывно расширять свои возможности в достижении реальных результатов.

The paper focuses on fields and content of activity of the teaching staff of Psychology and Special Education Department of Samara State University of Social Sciences and Education under current changes of educational environment. The authors reveal the problems of university teachers' readiness for methodological activity in five main aspects: education and methodology, research and methodology, expert and methodology, research, teachers' further professional development. The approach to development indicators in each aspect is grounded. The paper describes teaching staff's and students' actions in each aspect, which must lead to changes in their joint activity aimed at improving, developing and implementing new approaches that would optimize the education process in accordance with a new paradigm of higher education. The authors point out main problems in the system of training psychologists, teachers-defectologists, teachers-psychologists, teachers-speech therapists such as traditional and mainly academic training, difficulties of transition to activity and competence approach; insufficient level of applying modern Russian and foreign research to the academic process; insufficient proportion of

образовательной

individual students' work; lack of flexible and student-oriented educational paths. The authors suggest solutions to the indicated problems, which include inter-chair faculty interaction, teachers' and employers' cooperation while designing and planning programmes of high quality psychological and pedagogical education and training of all educational process participants. The authors prove the need to develop the intra-university system of inservice professional training to enhance its possibilities to achieve high results.

Ключевые слова: образовательная среда вуза; методическая деятельность; системный подход; деятельностно-компетентностный подход; инновационная деятельность; обучающая организация; проектирование; технологии; модульное обучение.

Keywords: university educational environment; methodological activity; system approach; activity and competence approach; innovation activity; design; technology; modular training.

Анализ современных исследований проблемы образовательной среды, проведенный С.Д. Дерябо, В.А. Козыревым, К.Г. Кречетниковым, Е.В. Лапочкиной, О.Ф. Латыповым, В.В. Рубцовым, В.И. Сло-бодчиковым, В.А. Ясвиным [1-7] и др., позволяет констатировать, что в настоящее время еще не сложилось единого понимания сущности и содержания данного понятия, а также единого подхода к выделению его структуры.

В то же время данные исследований позволяют выделить объективные компоненты образовательной среды вуза. Это учебно-информационная среда, включающая организацию учебного процесса, технологии, методы преподавания и др.; социальная среда, которая представлена профессорско-преподавательским коллективом, администрацией, студентами; материальная среда вуза, подразумевающая его техническую оснащенность и др.; а также способы межсубъектного взаимодействия и др. [8].

Таким образом, образовательная среда вуза представляет собой систему взаимодействия субъектов среды, связанную с целеполаганием, содержанием вузовского образования, социальной направленностью профессионального воспитания студентов, научно-исследовательской деятельностью педагогов и студентов, а также с образовательными технологиями.

Центральной фигурой образовательной среды вуза является преподаватель. Именно о совершенствовании его деятельности должна сегодня идти речь, поскольку в современных условиях тема профессиональной деятельности педагога приобретает особую значимость в связи с новыми требованиями к образованию (соответственно и к педагогической деятельности), которые находят отражение в федеральных государственных образова-

тельных стандартах и профессиональном стандарте педагога. Данные требования подразумевают внесение серьезных изменений в организацию образовательного процесса в вузе, что определяет ряд новых качественных характеристик профессиональной деятельности преподавателя [911]. Преподавателям важно осознать необходимость изменений, их направленность и принять на себя новые профессиональные функции. Однако имеет место недостаточная готовность преподавателей к реализации новых требований, неполное осознание необходимости изменений [12, с. 160].

Сегодня ключевыми проблемами, связанными с изменениями в педагогическом вузе, становятся системный подход к внедрению образовательных стандартов нового поколения; организация процесса обучения в соответствии с инновационными педагогическими технологиями; мо-дерационное сопровождение организации процесса обучения студентов.

Стратегическая цель инновационной образовательной программы факультета психологии и специального образования по совершенствованию деятельности преподавателей в условиях современных изменений образовательной среды вуза конкретизируется в пяти основных направлениях программы: совершенствование учебно-методической, научно-методической, экспертно-методической, научно-исследовательской работы преподавателя, повышение квалификации преподавателей как основы качества подготовки специалистов.

Готовность преподавателей к методической деятельности в целом - это планирование деятельности преподавателя, направленной на совершенствование используемых, а также на разработку и внедрение новых подходов, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса

[13]. Осуществление учебно-методической, научно-методической, организационно-методической и экспертно-методи-ческой работы сегодня должно идти в соответствии с новой парадигмой высшего образования.

Так, изменение содержания учебно-методической работы в новом образовательном процессе связано с тем, что студент выступает как субъект своего личностного и профессионального развития и становления [14-15]. Субъектность является высшим уровнем активности студента и отражается в направленности и осознанности его деятельности, в его способности к саморазвитию [16]. Развитие активности студента, по нашему мнению, должно выстраиваться на основе индивидуальных программ личностно-профес-сионального саморазвития, а также благодаря деятельности преподавателей, направленной на усиление роли учебно-воспитательного процесса, повышение качества психолого-педагогического сопровождения студентов и достижение высокого уровня понимания студентами значимости личностных и профессиональных позиций [17].

Второе изменение касается форм и технологий проведения лекционных, семинарских и практических занятий. При применении личностно ориентированного подхода к обучению в высшей школе формы учебной деятельности должны активизировать творческую деятельность и преподавателя, и студента [18]. В соответствии с этим в образовательном процессе необходимы использование интерактивных форм и технологий; создание информационно-технологического обеспечения учебного процесса; активизация информационного взаимодействия между студентом и преподавателем; интеграция прикладных педагогических продуктов, баз данных, дидактических и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс; создание практико-ориентированных комплексов учебных и учебно-методических пособий, предусматривающих применение в учебном процессе инновационных технологий и средств обучения, позволяющих высшей школе избавиться от устаревшего знание-вого подхода, и др.

В рамках учебно-методического направления преподаватели кафедр факультета психологии и специального об-

разования СГСПУ, осуществляющие подготовку по предметным методикам, обновили содержание читаемых курсов с учетом требований образовательных стандартов. Существенно изменилась тематика дисциплин по выбору и факультативов. В целях подготовки студентов к прохождению практики в условиях введения ФГОС обновляются программы практики.

Повышение качества учебно-методической работы преподавателей мы видим в следующем:

- в проведении открытых лекций и семинарских занятий с использованием активных методов обучения, таких как имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации и др.;

- в проведении методических занятий с преподавателями, направленных на совершенствование навыков применения технологий обучения и воспитания студентов, управления учебным процессом; на развитие их творческого потенциала;

- в использовании процессного подхода (необходимые ресурсы, эффективные педагогические технологии, оценочные технологии) в формировании у студентов компетенций, ориентированных на удовлетворение потребностей рынка труда и запросов работодателей;

- во внедрении в образовательный процесс результатов новых исследований в области психологии и специального образования, новых информационных технологий обучения (автоматизированных систем обучения, презентаций лекций, компьютерного тестирования и др.);

- в разработке и реализации методического обеспечения самостоятельной работы студентов;

- в опубликовании учебно-методических пособий, посвященных вопросам организации образовательной деятельности.

Перейдем к рассмотрению вопроса совершенствования научно-методической работы. Данная работа имеет главной целью выработку стратегических направлений совершенствования образовательного процесса в целом. Ее частные цели - совершенствование содержания образования и методик преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации учебного процесса. В основе научно-методической

работы лежат изучение передового педагогического опыта, его использование в практике образовательного процесса [19].

На факультете психологии и специального образования преподавателями кафедр выполняются следующие виды научно-методической работы:

- разработка документации, программных и методических средств; учебных программ дисциплин с учетом нового содержания, современных методов и технологий обучения;

- разработка методики оценивания знаний на итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»;

- подготовка и проведение научно-методических конференций и семинаров по проблемам общей, социальной, возрастной, педагогической, специальной психологии и специальной педагогики;

- выполнение научных работ в рамках деятельности научно-инновационно-образовательного центра, созданного на факультете и действующего при нем;

- написание и подготовка к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов.

В целях усиления научно-методической работы преподавателей факультета планируется:

- разработка направлений и содержания научно-методической работы по оптимизации личностно-профессиональ-ного становления студентов;

- разработка критериев оценки качества образования на факультете психологии и специального образования в целом, работы кафедр, отдельных преподавателей;

- введение единых требований к учебно-методическому обеспечению всех специальностей, реализуемых в структуре факультета психологии и специального образования, по всем формам обучения;

- разработка, апробация и внедрение образовательных технологий подготовки студентов и сотрудников вуза к осуществлению инновационной деятельности.

Важное место в деятельности преподавателей факультета занимает эксперт-но-методическая работа. По определению Н.П. Пучкова, она решает задачи оценки качества подготовки специалистов, организации и осуществления образовательного процесса, уровня выполненной научной, организационной, учебно-методической работы, а также выработки единых педагогических требований, без которых нельзя рассчитывать на достижение высоких показателей образовательного процесса [19].

В этом направлении на факультете психологии и специального образования осуществляется следующая работа:

- разработка критериев оценки научной, организационной, учебно-методической работы;

- осуществление самоаудита как способа повышения качества образования на факультете;

- разработка фонда оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации студентов по отдельным дисциплинам, их комплексам и выпускных квалификационных испытаний.

В целях совершенствования экс-пертно-методической работы необходимо

- разработать план контрольно-аналитических мероприятий на факультете;

- разработать методические рекомендации для анализа учебно-методических разработок преподавателей, обобщения и анализа передового опыта педагогов научно-методических площадок, действующих в рамках программы научно-инновационно-образовательного центра факультета;

- усилить работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового и инновационного опыта;

- привлекать лекторов-практиков к участию в модульных курсах повышения квалификации преподавателей факультета;

- распространять инновационный опыт работы (тиражировать учебно-методические пособия, методические рекомендации и др.).

Залогом успешного развития факультета может стать хорошо организованная научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава. Центром научно-исследовательской работы преподавателей факультета психологии и специального образования стали проблемы реализации требований ФГОС. Результаты этой работы представлены преподавателями факультета в докладах на различных конференциях и семинарах, отражены в публикациях (монографиях, статьях).

Для усиления научно-исследовательской деятельности преподавателей факультета необходимо

- повысить авторитет и научное признание ученых факультета за счет роста индекса цитируемости научных изданий в Российском индексе научного цитирования, Web of Science, Scopus, их упоминания в перечне ведущих периодических изданий ВАК и других информационных системах;

- расширить спектр внебюджетных образовательных, научных, инновационных и иных услуг;

- привлечь дополнительные источники финансирования за счет грантов, хоздоговорной деятельности;

- усилить партнерство, направленное на практическое применение результатов интеллектуальной деятельности;

- активизировать освещение НИР факультета в новостной ленте сайта СГСПУ.

За последнее время в обществе наметилась устойчивая тенденция к повышению требований к качеству подготовки педагогов-психологов, учителей-дефектологов, осуществляющих профессиональную деятельность в различных образовательных организациях. Это связано с введением образовательных стандартов, а также с увеличением количества детей с ОВЗ, необходимостью качественной дифференциации образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем сложившаяся в России в целом, и на факультете психологии и специального образования СГСПУ в

частности, система психолого-педагогического образования остается недостаточно готовой к новым требованиям, предъявляемым к будущим специалистам со стороны рынка труда.

На наш взгляд, основными проблемными точками существующей системы подготовки психологов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов сегодня являются

- традиционный, преимущественно академический характер обучения, трудности перехода на деятельностно-ком-петентностный подход, который должен стать эффективной методологией построения практико-ориентированного образования в XXI веке;

- недостаточное использование в образовательном процессе результатов современных отечественных и зарубежных исследований;

- незначительная доля самостоятельной работы студентов, недостаточность ее материально-технического обеспечения (литературой, компьютерами), отсутствие современного инструментария и средств ее организации;

- отсутствие гибких индивидуально-ориентированных траекторий обучения будущей профессиональной деятельности и др.

Решение этих проблем и задач, связанных с реализацией деятельностно-ком-петентностного подхода, диктует необходимость поиска ответа на целый ряд вопросов:

- как обеспечить межкафедральное взаимодействие, кооперацию преподавателей и работодателей в процессе проектирования и реализации программы качественного психолого-педагогического образования и психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса, в первую очередь психологов образования, педагогов (учителей) и руководителей образовательных организаций;

- как организовать подготовку современного педагога, способного обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для развития креативных способностей учащихся, и научение одному из центральных умений - умению учиться самостоятельно;

- как обеспечить профессиональную подготовку студентов на основе использования технологии проблемно-модульного обучения;

- какие технологии необходимы для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов;

- каким должен быть научно обоснованный механизм проектирования результатов освоения студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования и др.

В связи со сложностью задач, стоящих перед преподавателями вуза в условиях введения деятельностно-компетент-ностного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса, возникает необходимость развития внут-ривузовской системы повышения квалификации в логике обучающей организации, где преподаватели постоянно расши-

ряют свои возможности достижения идеальных результатов, где приветствуются новые пути мышления, где непрерывно учатся тому, как учиться [20].

Для этого необходимы постоянно действующие опережающие программы повышения квалификации преподавателей, разработанная система внедрения образовательных инноваций; развитие практики обмена опытом и диссеминации педагогического опыта; наличие системы поощрения преподавателей, работающих по инновационным технологиям.

И в заключение необходимо подчеркнуть: повышение квалификации сегодня следует рассматривать как подготовку преподавателей вуза к реформированию и модернизации высшего образования, как механизм формирования новых компетенций преподавателя высшей школы.

•к к к

1. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М. : Молодая гвардия, 1997. 222 с.

2. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета : монография. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 276 с.

3. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2003. 40 с.

4. Латыпов О Ф. Формирование активной образовательной среды в инновационных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2005. 20 с.

5. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : МГППУ, 2002. 272 с.

6. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения // II Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000) : тез. докладов. М. : Экопицентр РОСС, 2000. С. 172-176.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

8. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : монография. Волгоград : ВолГМУ, 2006. 237 с.

9. Березина О.Л. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в инновационной среде // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2012. №2. С. 38-40.

10. Клочкова Г.М. Педагогические условия формирования креативной образовательной среды // Вектор науки ТГУ. 2011. №3. С. 307-309.

11. Косогова А.С., Лапина О.А. Обучение в вузе как личностно значимый процесс // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2012. №3. С. 131-133.

12. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопр. образования. 2012. №2. С. 159-191.

13. Соловова Н.В. Система методической работы в вузе: повышение методической культуры преподавателя // Вестник СГУ. 2007. №5/1. С. 166-173.

14. Коростелев А.А. Обеспечение готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2011. №2. С. 125-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пол уйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 20 а

16. Ведерникова Л.В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов : монография. Ишим : ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 128 с.

17. Иванов Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды // Мир психологии. 2006. №4(48). С. 167-173.

18. Клименко И.Л., Елкина И.М. К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении // Педагогическое мастерство : мат-лы VI междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2015). М. : Буки-Веди, 2015. С. 178-182.

19. Методическая работа в вузе : метод. указания / сост. Н.П. Пучков. Тамбов : ТГТУ, 2010. 32 с.

20. Сенге П.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. М. : Олимп-Бизнес, 2009. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.