DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-56-61 УДК 378.147
Дата поступления статьи: 23/VIII/2018 Дата принятия статьи: 11/IX/2018
Э.А. Куруленко, Г.А. Кузичкина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
© Куруленко Эллеонора Александровна, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры РФ, ректор, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.
E-mail: [email protected]. ORCID ID: 0000-0002-4687-1704.
© Кузичкина Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и библиографоведения, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1213-0190
АННОТАЦИЯ
В информационном обществе в решении профессиональных задач и проблем ценным качеством любого специалиста является способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно совершенствовать и пополнять свои знания. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «информационная компетентность» как ключевой квалификационной характеристики современного специалиста, прослеживается ее связь с информационной культурой личности. Сформированность информационной компетентности будущих специалистов сферы культуры — основа для реализации всего комплекса их профессиональных компетенций в организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, психолого-педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности.
Проведено соотнесение компетенций ФГОС 3++ направлений образовательной подготовки, входящих в УГСН 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, с задачами формирования информационной компетентности студентов. Отмечается необходимость дифференцированного подхода к выбору состава и форм применения педагогических технологий реализации концепции информационно-культурологического образования в зависимости от целей и содержания профиля подготовки. Приводится обзор опыта использования в учебном процессе когнитивно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и личностно-ориентированных педагогических технологий в аспекте создания и развития качеств информационной компетентности студентов. Доказывается эффективность внедрения интерактивных форм занятий, стимулирующих поиск студентами дополнительной информации для анализа и презентации, применения средств визуализации знаний на основе мультимедийных технологий, элементов музейной педагогики, взаимодействия с учреждениями культуры Поволжья.
Личностно-деятельностный аспект информационной компетентности связан с освоением этических норм и критериев оценки современной информационной среды, что в определенной степени закладывает основы экологического культурного мышления студента.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура личности, информационно-культурологическое образование, педагогические технологии.
Цитирование. Куруленко Э.А., Кузичкина Г.А. Педагогические технологии формирования информационной компетентности студентов вузов культуры // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 3. С. 56-61. Б01: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-56-61.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-56-61 Submitted: 23/VIII/2018
UDC 378.147 Accepted: 11/IX/2018
E.A. Kurulenko, G.A. Kuzichkina
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE
© Kurulenko Elleonora Aleksandrovna — Doctor of Cultural Studies, professor, honored worker of culture of the Russian Federation, rector, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation. E-mail: [email protected]. ORCID ID: 0000-0002-4687-1704.
© Kuzichkina Galina Anatolyevna — Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Document Science and Bibliography, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1213-0190
ABSTRACT
In the information society in solving professional problems and problems valuable quality of any specialist is the ability to respond quickly to the needs of a dynamically changing reality, constantly improve and replenish their knowledge. The article deals with the approaches to the definition of the concept of «information competence» as a key qualification characteristics of a modern specialist, traced its relationship with the information culture of an individual. The formation of information competence of future specialists in the sphere of culture is the basis for the implementation of the whole complex of their professional competencies in the organizational, managerial, design, research and methodological, information and analytical, psychological, pedagogical, cultural and educational spheres.
It is conducted the correlation of the competencies of the GEF 3++ areas of educational training within WGSN 51.00.00 cultural studies and sociocultural projects, with the tasks of formation of information competence of students. The need for a differentiated approach to the selection of the composition and forms of application of pedagogical technologies for the implementation of the concept of information and cultural education, depending on the goals and content of the profile of training is noted. The article reviews the experience of using cognitive-oriented, activity-oriented and personality-oriented pedagogical technologies in the educational process in the aspect of creating and developing the qualities of information competence of students. The efficiency of introduction of interactive forms of classes that stimulate students to search for additional information for analysis and presentation, the use of visualization of knowledge based on multimedia technologies, elements of Museum pedagogy, interaction with cultural institutions of the Volga region is proved.
Personal-activity aspect of information competence is associated with the development of ethical standards and criteria for assessing the modern information environment, which to some extent lays the foundations of ecological cultural thinking of the student.
Key words: information competence, information culture of a person, information and cultural education, pedagogical technologies.
Citation. Kurulenko E.A., Kuzichkina G.A. Pedagogicheskie tekhnologii formirovaniia informatsionnoi kompetentnosti studentov vuzov kul'tury [Pedagogical technologies of formation of information competence of students of universities of culture]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 3, pp. 56—61. DOI: https:// doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-56-61.
Введение
Информационное общество ставит все более сложные задачи перед системой образования. В условиях возрастания количественного и качественного разнообразия потоков информации одним из главных признаков профессионализма и гражданской ответственности становится не только владение собственно профессиональными умениями и навыками, но и знание и понимание особенностей современной информационной среды, навыки использования многообразных информационных ресурсов, умение делать «информационный выбор», отличать интеллектуальное манипулирование от истинного знания [Гендина 2016].
В современной социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем ценным качеством любого специалиста является способность оперативно реагировать на запросы динамично меня-ющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования и пополнения своих знаний.
Таким образом, информационная компетентность специалистов, связанная как с информационно-методическим обеспечением профессиональной деятельности, так и уровнем развития личностных качеств умений и навыков работы с информацией, может быть признана ключевой квалификационной характеристикой любого профессионала.
Формирование информационной компетентности студентов вузов культуры
Информационная компетентность — сложное, многосоставное понятие, и в педагогической литературе пока нет его единого определения. Можно выделить два подхода: более узкий (понимание информационной компетентности как уровня владения компьютерными технологиями, мультимедиа и т. п.) и расширенный, согласно которому информационная компетентность отражает процесс восприятия информации личностью, владение различными формами и методами работы с информацией (не только с использованием технических средств). На наш взгляд, второй подход более продуктивен, поскольку раскрывает связь информационной компетентности с информационной культурой личности. Это близкие, но не синонимичные понятия: информационная культура включает в себя обширную проблематику информационного мировоззрения человека, а информационная компетентность носит более прикладной характер, отражая проявление практического взаимодействия человека и информации. Информационная компетентность признается «интегративным качеством личности, являющимся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реа-лизовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [Тришина 2005].
Таким образом, в профессиональной среде растет осознание необходимости информационной компетентности как «основания для понимания, возможности выбора, формирования мнения, принятия решений и выполнения информированных и ответственных действий» [Паршукова 2006, С. 51].
Рассматривая информационную компетентность как компонент профессиональной компетентности специалиста сферы культуры, необходимо отметить, что понятие «специалист сферы культуры» является обобщенным и в достаточной мере условным. В системе высшего образования в состав укрупненной группы специальностей и направлений (УГСН) подготовки 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты входят следующие направления: 51.03.01 Культурология, 51.03.02 Народная художественная культура, 51.03.03 Социально-культурная деятельность, 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, 51.03.06 Библиотечно-инфор-мационная деятельность. Как видим, данная УГСН объединяет достаточно разные направления, у каждого из которых есть свои специфические типы профессиональных задач, функциональные доминанты, конкретизируемые во ФГОС на уровне области и сферы профессиональной деятельности.
Во ФГОС 3++ всех направлений УГСН 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты уже заложен потенциал формирования информационной компетентности — как в универсальных компетенциях, так и общепрофессиональных. Так, в категории универсальных компетенций «Системное и критическое мышление» — это компетенция
УК-1 («Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач»). В категории общепрофессиональных компетенций — это компетенция ОПК-2 («Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности»).
Признавая необходимость формирования информационной компетентности студентов вуза культуры, следует заметить, что ее наполнение будет несколько различным в разных образовательных направлениях. Это связано со спецификой профессиональной деятельности. Так, под информационной компетентностью специалиста культурно-досуговой сферы понимается его «способность и готовность к получению, обработке, переосмыслению, творческому использованию информации в процессе реализации профессиональной деятельности, основанная на соотнесении специалистом своих внутренних (знания, умения, навыки, ценности, психологические особенности) и внешних (информационная инфраструктура культурно-досу-говой сферы, профессиональное информационное пространство)» [Базарова 2008, с. 8]. Использование информации является необходимым условием осуществления специалистами профессиональной деятельности, а информационная компетентность представлена как базовое условие ее эффективности, ведь для проведения любого мероприятия или разработки проекта используется значительный объем материалов — от законодательных и статистических до популяризаторских и художественных.
Несколько иную трактовку и наполнение имеет информационная компетентность библиотечного специалиста — это «профессионально значимое качество личности, проявляющееся в умении эффективно решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий, совершенствовать свои навыки в сфере информационных технологий, адаптировать профессиональные знания к меняющимся условиям информационного общества» [Мамонтова 2012, с. 8]. Можно сказать, что библиотечный специалист не только реализует и развивает собственную информационную компетентность, но и содействует формированию и развитию информационной культуры пользователей библиотек.
В Самарском государственном институте культуры (СГИК) последовательно реализуется стратегия информационно-культурологического образования, обоснование, цели и принципы которой изложены в монографии доктора педагогических наук, профессора М.Г. Вохрышевой [Вохрышева]. Содержание и структура таких образовательных направлений, как Библиотечно-информационная деятельность и Документоведение и архивоведение напрямую связаны с непосредственным объектом профессиональной деятельности - информационные ресурсы, коммуникации и потребители информации. Информационная компетентность студентов, обучающихся по данным направлениям, формируется всем комплексом общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профилей. Для студентов других направлений подготовки разра-
ботан специальный курс «Информационная культура личности». Однако элементы формирования информационной компетентности проявляются практически в каждой учебной дисциплине. Базовой основой являются дисциплины информационно-коммуникационного цикла, при этом в вузах культуры «в концепции преподавания информатики и информационных технологий сделан акцент на гуманитарном характере информатики, её ориентации на актуализацию человеческого ресурса, на интеграцию информационных и компьютерных технологий» [Бабиева, Ключенко, Дрешер 2018].
Важной задачей является формирование интеллектуального потенциала студентов, развитие их креативности и активизация познавательной деятельности. В связи с этим существенно изменяются функции преподавателя: наряду с традиционной функцией передачи, трансляции некоторого объема знаний на лекциях, возрастает значение функционирования педагога как руководителя и консультанта студента в процессе приобретения им компетенций, организации эффективных форм и методов работы с учебной информацией [Руднева 2017].
Выбор состава и форм применения педагогических технологий формирования информационной компетентности студентов обусловлен особенностями структуры информационной компетентности, включающей когнитивный, деятельностно-творче-ский и ценностно-мотивационный компоненты.
Когнитивно-ориентированные образовательные технологии направлены на формирование устойчивой системы профессионального знания, или профессионального тезауруса. Основа тезауруса дисциплины — совокупность основных понятий, терминов и определений — излагается на лекциях, а дальнейшее развитие и углубление получает в процессе семинарских и практических занятий. С этой целью преподавателями используется методика составления словаря ключевых слов (глоссария). Кроме основной учебно-методической задачи — поиска сущностных основ изучаемой дисциплины, — решается и задача обучения навыкам работы с научным текстом — конспектированию, выделению смыслообразующих понятий и т. п. Выделяя из сложного массива информации опорные понятия и термины, обсуждая различия в их определениях и трактовках, студенты овладевают методикой сравнительного анализа, типизации, классификации, составления рейтинга понятий. Иногда в процессе обсуждения студенты пытаются дать определения своими словами, демонстрируя достаточно любопытное понимание профессиональной сферы.
Результат подобных занятий — это освоение не всего тезауруса дисциплины, а его части — предметного поля. Навыки анализа предметного поля дисциплины достаточно хорошо поддаются оценке и контролю с помощью тестирования. Акцентируя внимание студентов на уже знакомых им понятиях из изученных ранее дисциплин (точки пересечения предметных полей), переходя от узкопредметной направленности к установлению межпредметных связей (что заложено в рабочих программах), мы закладываем основу системного представления о будущей профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется педагогами вуза семинарским занятиям, повышающим познавательную активность студентов. Семинарские занятия по специальным дисциплинам проводятся в форме мини-конференций, «круглых столов», книговедческих чтений, что позволяет оценить глубину подготовки студентами вопросов, умение анализировать информационную ситуацию, подбирать адекватные аргументы и вести дискуссию (в частности, по методике ПОПС-формула).
Достаточно распространенным видом занятий стали и семинары-презентации периодических изданий, электронной продукции или web-сайтов учреждений культуры и искусства. Они основаны на выполнении студентами цикла сквозных заданий, предполагающих глубокое погружение студентов в тему, разработку собственного алгоритма анализа информационных изданий и ресурсов, что содействует развитию их аналитических навыков.
В учебном процессе в аспекте формирования информационной компетентности студентов эффективно использование сочетания активных методов обучения (таких, как ролевая игра, мозговой штурм, проигрывание ситуаций, диалогических проекций деловой коммуникации) с традиционными методами обучения (например, лекцией-дискуссией, лабораторным практикумом, тестированием и анкетированием). Использование активных форм обучения позволяет студентам приобрести навыки анализа и синтеза информации (как во время подготовки к занятиям, так и непосредственно их проведения), стимулирует концептуальное мышление, а обеспечение живой обратной связи способствует выявлению непонимания или недостаточности информации с адресной ориентацией на источник необходимого знания. Такое сочетание позитивно влияет на усвоение теоретического материала, обеспечивает его понимание и демонстрацию практического применения.
Для современного учебного процесса важно обеспечить наглядность в обучении, визуализировать знания. В библиотеке вуза и в кабинетах при кафедрах СГИК регулярно организуются выставки научных и учебных изданий с целью информирования студентов о новых поступлениях. Положительно зарекомендовало себя составление структурно-логических схем по материалам дисциплин, создание иллюстративно-визуального ряда наглядных пособий, использование учебных и документальных фильмов — ведь применение визуализации знаний содействует их закреплению. Комплекс аудиовизуальных мультимедийных средств обучения, кроме общей наглядности, обеспечивает и освоение методики использования экранной информации, поисковых возможностей электронных энциклопедий и справочников. Представление студенту информации об изучаемом объекте в форме синтеза сведений из разных по своей природе источников — печатных, аудиальных, аудиовизуальных — способствует созданию полной и многообразной информационной картины мира.
В работе со студентами очного отделения особое внимание уделяется сочетанию изучения теории с изучением практической деятельности организаций и учреждений культуры, в чем и состоит суть деятельностно-ориентированных технологий
обучения. Для погружения в изучаемую среду, кроме обязательной производственной практики, активно используются и занятия в форме ознакомительных экскурсий в библиотеки, архивы и музеи Самары. По итогам экскурсий студенты должны сравнить ресурсы и научно-справочный аппарат фондохранилищ, определить специфику информационного обслуживания пользователей, его формы в каждом конкретном случае. Хорошо зарекомендовала себя и методика организации в студенческих группах фокус-групп в соответствии с направлениями деятельности учреждений культуры. Задача каждой фокус-группы — в сжатые сроки разработать проект, направленный на решение конкретной проблемы (сфокусировать на ней внимание) и предложить коллегиальное решение. В результате активизируется творческое мышление студентов, появляется желание оригинально представить информационную ситуацию в регионе, выработать рекомендации по совершенствованию системы региональных информационных ресурсов.
Кроме того, студенты присутствуют на творческих мероприятиях, семинарах, мастер-классах и совещаниях директоров культурно-досуговых центров г. Самары и Самарской области, погружаются в проблематику профессиональной сферы, могут задавать вопросы, высказывать свои мнения, т. е. превращаются в полноправных участников меро-приятий.
Преподаватели СГИК активно используют в преподавании основные элементы личностно-ори-ентированной образовательной технологии как набор стратегий достижения определенных образовательных результатов, необходимых для жизни в быстроменяющемся мире. Кроме того, ее использование может оказать влияние и на осознание студентом себя как будущего профессионала. В новых условиях объем педагогических задач не только возрастает, но и видоизменяется: в создании индивидуальной образовательной траектории появляется еще один дополнительный компонент, который заключается в создании мотивации получения образования именно для реализации в последующем полученных знаний в конкретной профессиональной области. Использование методики самоанализа позволяет студентам определить собственный уровень психологической готовности к профессиональной работе в сфере культуры, диагностировать уровень личной грамотности, умения принимать решения в ограниченном объеме времени и т. п.
Современная информационная среда — это динамично развивающийся феномен, с еще не устоявшимися морально-этическими нормами оценки всех ее форм, проявлений, влияния на социум. Важно заложить их основы в период обучения будущих специалистов, чему отчасти содействуют такие дисциплины, как «Информационное право», «Авторское право», «Патентоведение», «Реклама информационных продуктов и услуг», «Информационный маркетинг». Преподаватели организуют дискуссии, в центре внимания которых — неодно-значно воспринимаемые феномены информационной среды. Поиск ответов заставляет студентов задуматься о критериях их оценки, в определенной степени закладывает основы экологического культурного мышления.
Еще одним видом педагогического инструментария является музейная педагогика, применение
элементов которой отвечает задачам реализации мемориальной функции культуры. Библиотеки, музеи и архивы — хранители документированной памяти человечества. Цель музейной педагогики — не только ознакомление студентов со спецификой музейной культуры, уважения к наследию прошлого, но и возможность оказаться в роли фондохра-нителей, организаторов и оформителей выставок, экскурсоводов. Кроме того, музейная педагогика позволяет повысить креативность мышления студентов и развивать корпоративную информационно-библиографическую деятельность. Эта образовательная технология получила особое развитие с созданием в 2001 году при кафедре библиографии учебно-исследовательской лаборатории нового типа — Музея книги. Значительную часть коллекции Музея книги составляют дары от преподавателей, студентов, коллег из библиотек, вузов и т. д. Уникальность изданий, входящих в фонд Музея книги, не является препятствием к их использованию студентами в учебном процессе по историко-книговед-ческим и библиографическим дисциплинам.
Особое внимание в профессиональной подготовке библиотечно-информационных специалистов уделяется созданию новых информационных продуктов — и это важно не только для закрепления практических навыков библиографирования, но и для развития личностного креативного потенциала студента, поскольку в процессах создания информационно-аналитических продуктов соединяются когнитивный (знаниевый) и библиографический (информационно-поисковый) компоненты.
Подготовка выпускных квалификационных работ студентами СГИК является своеобразной демонстрацией уровня освоения ими информационно ориентированных компетенций — информационно-технологических, информационно-аналитических, проектных, исследовательских и др. Формы ВКР различны: теоретические работы, прикладные исследования, проекты, информационно-аналитические продукты. Каждая работа представляет собой по-своему уникальный авторский продукт. В ВКР студенты проявляют не только навыки владения методикой работы с массивами информации, но и качества информационных аналитиков, поскольку обязательными элементами работы являются аналитическая часть, терминологический анализ темы (ее предметного поля), раскрытие данной темы в научно-исследовательских, справочных и библиографических ресурсах.
Обязательным элементом ВКР становится исследование электронных и сетевых информационных ресурсов. Они представлены в исследованиях и как источник выявления материалов, и в качестве непосредственного объекта анализа. Год от года наблюдается нарастание тенденции синтеза библиографии и других видов информационно-аналитической деятельности — фильмографии, изографии, нотографии, веблиографии. По существу, в современных выпускных работах студенты демонстрируют умения и навыки поиска и отбора значимых документов в любой информационной среде.
Заключение
Информационная компетентность специалиста не есть данное раз и навсегда качество личности,
она нуждается в постоянном совершенствовании (что, в частности, подтверждают результаты проведенного нами исследования [Кузичкина 2016]). ФДО СГИК предоставляет профессионалам социально-культурной сферы вариативные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Прикладная информатика».
Таким образом, сформированность информационной компетентности будущих специалистов сферы культуры — основа для реализации их профессиональных компетенций в организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, психолого-педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности. Дальнейшее развитие культуры немыслимо без внедрения современных информационных технологий, методов развития персонала учреждений культуры, связанных с постоянным обучением, ориентированным на повышение квалификации и развитие личностных качеств, способствующих эффективной реализации в динамичной информационной среде.
Библиографический список
Бабиева H.A., Ключенко Т.И., Дрешер Ю.Н. Потенциал вуза в процессе обучения информатике и информационным технологиям // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 36-46. URL: http://www.gpntb.ru/ ntb/ntb/ 2018/5 /NTB5_2018_% D0%905_4.pdf
Базарова И.А. Информационно-методическое обеспечение как средство совершенствования профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 18 с.
Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования: монография. Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. 223 с.
Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография. Москва: Литера, 2016. 392 с.
Кузичкина Г.А. Роль библиотеки в развитии информационной компетентности специалистов культурно-досуговой сферы // Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект: материалы Всерос. науч. конф. Уфа: ЦКиР НБ РБ, 2016. С. 452-458.
Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2012. 18 с.
Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / НГТУ. Новосибирск, 2006. 253 с.
Руднева Т.И. Индивидуальная рефлексия преподавателя вуза - фактор успешного решения инновационных образовательных задач // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 2(34). С. 76-81.
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 20.08.2018).
References
Babieva N.A., Klyuchenko T.I., Dresher Yu.N. Potentsial vuza v protsesse obucheniia informatike i informatsionnym tekhnologiiam [University's resources to teach information science and information technologies]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and Technical Libraries], 2018, no. 5, pp. 36-46. Available at: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2018/5/NTB5_2018_% D0%905_4.pdf [in Russian].
Bazarova I.A. Informatsionno-metodicheskoe obespechenie kak sredstvo sovershenstvovaniia professional'noi deiatel'nosti spetsialistov kul'turno-dosugovoi sfery: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Information and methodological support as a means of improving the professional activity of specialists in the cultural and leisure sphere: Author's abstract of Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. SPb., 2008, 18 p. [in Russian].
Vokhrysheva M.G. Sovremennye strategii kul'turologicheskogo obrazovaniia: monografiia [Modern strategies of cultural education: monograph]. Samara: Izd-vo SGAKI, 2001, 223 p. [in Russian].
Gendina N.I. Informatsionnoe obrazovanie i informatsionnaia kul'tura kak faktor bezopasnosti lichnosti v global'nom informatsionnom obshchestve: vozmozhnosti obrazovatel'nykh organizatsii i bibliotek: monografiia [Information education and information culture as a factor of personal security in the global information society: opportunities of educational organizations and libraries: monograph]. M.: Litera, 2016, 392 p. [in Russian].
Kuzichkina G.A. Rol' biblioteki v razvitii informatsionnoi kompetentnosti spetsialistov kul'turno-dosugovoi sfery [The role of a library in the development of information competence of specialists of cultural and leisure sphere]. In: Biblioteka v kontekste rossiiskoi sotsiokul'turnoi istorii: kraevedcheskii aspekt: materialy Vseros. nauch. konf. [Library in the context of Russian socio-cultural history: local lore aspect: materials of all-Russian research conference]. Ufa: TsKiR NB RB, 2016, pp. 452-458 [in Russian].
Mamontova M.S. Informatsionnaia kompetentnost' bibliotechnogo spetsialista kak uslovie ego professional'nogo razvitiia: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Information competence of a library specialist as a condition of his professional development: Author's abstract of Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Kazan, 2012, 18 p. [in Russian].
Parshukova G.B. Informatsionnaia kompetentnost' lichnosti. Diagnostika i formirovanie: monografiia [Information competence of an individual. Diagnosis and formation: monograph]. Novosibirsk, 2006, 253 p. [in Russian].
Rudneva T.I. Individual'naia refleksiia prepodavatelia vuza — faktor uspeshnogo resheniia innovatsionnykh obrazovatel'nykh zadach [Individual reflection of the academician — a factor of the successful solution of innovative educational tasks]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta, 2017, no. 2(34), pp. 76—81 [in Russian].
Trishina S.V. Informatsionnaia kompetentnost' kak pedagogicheskaia kategoriia [Information competence as a pedagogical category]. In: Eidos [Eidos], 2005, September,
10. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-
11.htm (accessed 20.08.2018) [in Russian].