Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования маркетинговой компетенции студентов вуза'

Педагогические условия формирования маркетинговой компетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MARKETING / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слаутина Надежда Михайловна

На современном этапе развития российского общества и системы образования в условиях рыночных отношений, конкуренции, в том числе и на рынке образовательных услуг, назрела потребность в формировании у студентов вузов необходимых качеств для выживания в сложных социальноэкономических условиях, в подготовке конкурентоспособных кадров для поиска подходящей ниши для своей будущей профессиональной деятельности. То есть выпускники вузов должны не только в полной мере владеть профессиональными знаниями и умениями, обладать определенными личностными качествами, но и быть активными маркетинго ориентированными субъектами. Экономические условия развития общества предъявляют особые требования к специалистам в любой отрасли и направлены на формирования высококомпетентного сотрудника, который способен мобилизовать свой личностный потенциал для решения профессиональных задач. Ему необходимо обладать не только исследовательскими умениями, но и соответственно позиционировать себя в рыночном пространстве для эффективного взаимодействия в личной, социальной, профессиональной сферах. В связи с этим актуализируется проблема формирования маркетинговой компетенции у студентов вуза, способствующей изучению, формированию и удовлетворению дифференцированных образовательных потребностей личности. Профессиональную компетентность студентов допустимо рассматривать как исключительный факт современного социокультурного образовательного пространства. Данный факт непосредственно оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности студента. При этом необходимо учитывать, что процесс формирования профессиональной компетенции происходит на теоретическом, методологическом и практическом уровне. Взаимосвязь данных уровней прослеживается в готовности студентов к профессионально-практической деятельности. Социальные и экономико-информационные условия развития общества способствуют и пересмотру отношений к знаниям, переходу от знания, умения и навыков к управлению знаниями, которые трансформируются в компетенции. Данные условия отражаются и на характере профессиональной деятельности, требуют не только профессиональной мобильности и гибкости, но и устойчиво-непрерывного повышения уровня маркетинговой компетенции. В связи со сложившимися социально-экономическими условиями возрос и интерес к профессионально-маркетинговой компетентности студентов. В целом подход к формированию профессионально-маркетинговой компетенции студентов возможно рассматривать как целенаправленное изменение содержательного аспекта в рамках имеющихся ориентаций всего образовательного пространства. Однако, учитывая то, что профессионально-маркетинговая компетентность студентов формируется на основе взаимосвязи полученных знаний в процессе обучения, необходимо применение определенных педагогических технологий, способствующих развитию профессионально значимых личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слаутина Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of University Students’ Marketing Competence Building

At the present stage of development of the Russian society and education system in the conditions of market relations, competition, including the education market, there is a need in the formation of university students’ necessary qualities to survive in difficult socio-economic conditions, training the competitive staff to find suitable niche for their future careers. The graduates must not only fully possess professional knowledge and skills and have a certain baggage of personal qualities, but also to be active marketing-oriented subjects. The economic conditions of society development have specific requirements for professionals in any industry and are aimed at the formation of a highly competent employee who is able to mobilize the personal potential solving the professional problems. To do this, one must have not only the skills of research, but also in accordance with that position themselves in the market space for effective interaction in personal, social and professional spheres. In connection with this problem of forming the updated marketing competence of university students, promoting learning, creativity and meeting the differentiated educational needs of an individual. Professional competence of admissible students is regarded as an exceptional fact of modern socio-cultural educational environment. This fact directly influences the formation of professional competence of a student. It should be borne in mind that the process of formation of professional competence occurs at theoretical, methodological and practical level. The relationship of these levels can be traced to the readiness of students to professional practice. Social and economic development of society and information conditions contribute to the revision of relations to knowledge. From knowledge, abilities and skills to knowledge management, which are transformed into competence. These conditions are reflected in the character of professional activities requiring not only professional mobility and flexibility, but also to stable-continuous improvement of the level of marketing expertise. Due to the prevailing socio-economic conditions, the interest in professional and marketing competence of students increased. In general, the approach to formation of professional competence of students of marketing may be considered as a purposeful change of substantial dimension in all orientations within existing educational space. However, given that the marketing of professional competence of students is based on the relationship of the received knowledge in the learning process, one must use specific pedagogical technologies that contribute to the development of professionally significant personal qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования маркетинговой компетенции студентов вуза»

7. Panova N.V. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga [Professional development of the teacher personality]. Vest-nik TGPU [Bulletin of Tomsk State University of Pedagogical], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: http://cyberlen-inka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-lichnosti-pedagoga.

8. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human psychology from birth to death]. Ed. A.A. Reana. Moscow, AST Publ., 2015. 656 p. (In Russ.).

9. Ramazanova T.N. Professional'naya sreda kak faktor professional'no-lichnostnogo rosta pedagogov [Professional environment as a factor of professional and personal growth of teachers]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2010, no. 12. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/professional-naya-sreda-kak-faktor-professionalno-lichnostnogo-rosta-pedagogov.

10. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 712 p. (In Russ.).

11. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoy real'nosti v ontogeneze [Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, Izdatel'stvo Pravo-slavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. 540 p. (In Russ.).

12. Strategiya gosudarstvennoy kul 'turnoy politiki na period do 2030 goda [The strategy of the state cultural policy in the period up to 2030]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html.

13. Feldshteyn D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoy shkoly v usloviyakh znachimykh izmen-eniy rebenka i situatsii ego razvitiya [Psycho-pedagogical problems of building a new school in the conditions of significant changes in the child's situation and its development]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2010, no. 2, pp. 4-12. (In Russ.).

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Слаутина Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: m.slautina2015@yandex.ru

На современном этапе развития российского общества и системы образования в условиях рыночных отношений, конкуренции, в том числе и на рынке образовательных услуг, назрела потребность в формировании у студентов вузов необходимых качеств для выживания в сложных социально-экономических условиях, в подготовке конкурентоспособных кадров для поиска подходящей ниши для своей будущей профессиональной деятельности. То есть выпускники вузов должны не только в полной мере владеть профессиональными знаниями и умениями, обладать определенными личностными качествами, но и быть активными маркетинго ориентированными субъектами.

Экономические условия развития общества предъявляют особые требования к специалистам в любой отрасли и направлены на формирования высококомпетентного сотрудника, который способен мобилизовать свой личностный потенциал для решения профессиональных задач. Ему необходимо обладать не только исследовательскими умениями, но и соответственно позиционировать себя в рыночном пространстве для эффективного взаимодействия в личной, социальной, профессиональной сферах. В связи с этим актуализируется проблема формирования маркетинговой компетенции у студентов вуза, способствующей изучению, формированию и удовлетворению дифференцированных образовательных потребностей личности.

Профессиональную компетентность студентов допустимо рассматривать как исключительный факт современного социокультурного образовательного пространства. Данный факт непосредственно оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности студента. При этом необходимо учитывать, что процесс формирования профессиональной компетенции происходит на теоретиче-

ском, методологическом и практическом уровне. Взаимосвязь данных уровней прослеживается в готовности студентов к профессионально-практической деятельности.

Социальные и экономико-информационные условия развития общества способствуют и пересмотру отношений к знаниям, переходу от знания, умения и навыков к управлению знаниями, которые трансформируются в компетенции. Данные условия отражаются и на характере профессиональной деятельности, требуют не только профессиональной мобильности и гибкости, но и устойчиво-непрерывного повышения уровня маркетинговой компетенции.

В связи со сложившимися социально-экономическими условиями возрос и интерес к профессионально-маркетинговой компетентности студентов. В целом подход к формированию профессионально-маркетинговой компетенции студентов возможно рассматривать как целенаправленное изменение содержательного аспекта в рамках имеющихся ориентаций всего образовательного пространства.

Однако, учитывая то, что профессионально-маркетинговая компетентность студентов формируется на основе взаимосвязи полученных знаний в процессе обучения, необходимо применение определенных педагогических технологий, способствующих развитию профессионально значимых личностных качеств.

Ключевые слова: маркетинг, образовательный процесс, профессиональная компетентность.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF UNIVERSITY STUDENTS' MARKETING

COMPETENCE BUILDING

Slautina Nadezhda Mikhaylovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Management and Economics of Socio-cultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: m.slautina2015@yandex.ru

At the present stage of development of the Russian society and education system in the conditions of market relations, competition, including the education market, there is a need in the formation of university students' necessary qualities to survive in difficult socio-economic conditions, training the competitive staff to find suitable niche for their future careers. The graduates must not only fully possess professional knowledge and skills and have a certain baggage of personal qualities, but also to be active marketing-oriented subjects.

The economic conditions of society development have specific requirements for professionals in any industry and are aimed at the formation of a highly competent employee who is able to mobilize the personal potential solving the professional problems. To do this, one must have not only the skills of research, but also in accordance with that position themselves in the market space for effective interaction in personal, social and professional spheres. In connection with this problem of forming the updated marketing competence of university students, promoting learning, creativity and meeting the differentiated educational needs of an individual.

Professional competence of admissible students is regarded as an exceptional fact of modern socio-cultural educational environment. This fact directly influences the formation of professional competence of a student. It should be borne in mind that the process of formation of professional competence occurs at theoretical, methodological and practical level. The relationship of these levels can be traced to the readiness of students to professional practice.

Social and economic development of society and information conditions contribute to the revision of relations to knowledge. From knowledge, abilities and skills to knowledge management, which are transformed into competence. These conditions are reflected in the character of professional activities requiring not only professional mobility and flexibility, but also to stable-continuous improvement of the level of marketing expertise.

Due to the prevailing socio-economic conditions, the interest in professional and marketing competence of students increased. In general, the approach to formation of professional competence of students of

marketing may be considered as a purposeful change of substantial dimension in all orientations within existing educational space.

However, given that the marketing of professional competence of students is based on the relationship of the received knowledge in the learning process, one must use specific pedagogical technologies that contribute to the development of professionally significant personal qualities.

Keywords: marketing, educational process,professional competence.

В современной теории и практике педагогической науки накоплен большой опыт профессиональной подготовки студентов, но при этом отмечаются некоторые проблемные аспекты профессиональной подготовки обучающихся в вузах к образовательному маркетингу. Теоретические вопросы включения основ маркетинга в профессиональную подготовку студентов отмечены в работах О. И. Киселевой, Е. А, Ганаевой, И. В. Кравец, И. А. Дониной, Т. Г. Шириной.

Однако проблематике реализации педагогических условий формирования профессиональных маркетинговых компетенций отводится недостаточное внимание.

Формированию маркетинговой компетенции в российской системе высшего образования не уделяется должного внимания и не учитывается то, что будущим специалистам придется искать работу и воплощать в профессиональной деятельности освоенные в высшем учебном заведении профессиональные умения и навыки в условиях рыночной борьбы «за место под солнцем». Это предполагает необходимость создания комплексной системы подготовки с учетом данного фактора, создание определённых педагогических условий формирования маркетинговой компетенции в рамках образовательной системы в целом.

Маркетинговую компетентность студента -будущего специалиста можно рассматривать в совокупности личностно профессиональных качеств, способствующих повышению его конкурентоспособности по окончании вуза. Компетентность студентов в области маркетинга состоит из основных аспектов маркетингового подхода к формированию и развитию компетентного профессионала в определнной области деятельности. Таким образом, не полностью решённым являяется вопрос о содержании и структуре маркетинговой компетенции студентов вузов. Методологически этот вопрос решается в работе Е. А. Кагакиной и Т. А. Чекалиной [4].

Определяется данная компетентность совокупностью сформированных общих, общепрофес-

сиональных и профессиональных компетенций, таких как имиджевая, креативная, коммуникативная, репрезентативная, информационно-технологическая, диверсификационная, а также умением работать в команде и др.

Процесс формирования компетентности студентов вуза в данное время рассматривается в двух направлениях: как автономная, независимая задача и как один из путей решения других, более общих проблем, в частности, проблем качественного образования студентов в вузах.

Совершенно прав Ю. Б. Рубин, указывая на то, что компетентностный подход - это не совсем новое направление как для российской системы образования, так как и для большинства европейских стран: те или иные элементы компе-тентностного подхода так или иначе учитывались как в системе управления качеством обучения, так и в профессиональной подготовки кадров.

Рассматривая организацию учебной деятельности, можно обратиться к исследованиям М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, В. В. Краевско-го, Г. П. Щедровицкого и др., которые описывают разнообразие как компексных, так и специальных способов организации учебной деятельности [5, с. 12].

В диссертационном исследовании О. И. Киселёва указывает на то, что на формирование у студентов маркетинговой компетенции влияют не только педагогические условия профессиональной подготовки, но и соблюдение внешних и внутренних педагогических условий [5].

К внутриорганизационным педагогическим условиям формирования компетенций студентов вуза при изучении дисциплины «Маркетинг» относятся: внедрение современных способов и методов, а также интерактивных форм, способствующих развитию мотивации студентов к профессиональной подготовке; разработка методических рекомендаций, способствующих формированию маркетинговой компетенции; использование в образовательном процессе обучения интерактивных форм подачи лекционного мате-

риала, способствующего формированию у студентов не только маркетинговой компетентности, но и грамотности.

Нельзя не согласиться с Е. С. Гричанов-ской, которая в своем диссертационном исследовании указывает, что при формировании компетентности у студентов необходимо уделять особое внимание развитию и самоактуализации мотивационно-ценностной сферы, которая направлена не только на повышение личностного статуса, но и на конкурентоспособность будущего выпускника в современных условиях. Однако при этом необходимо создавать условия актуализации и развития когнитивной сферы при помощи организации практических занятий [2].

При формировании профессионально-маркетинговых компетенций студентов необходимо учитывать и внешние условия, такие как создание гибкой системы административного управления вузом, учет социально-экономических и социально-культурных изменений в обществе.

Особое значение при формировании маркетинговой компетенции имеет создание организационно-педагогических условий, но при этом необходимо учитывать, что педагогический персонал должен обладать не только маркетинговым мышлением, современными технологиями в области маркетинга, но и способами, методами передачи теоретических знаний и практического опыта студентам. При создании педагогических условий формирования маркетинговой компетенции особое значение имеет целостность и преемственность социально-экономической подготовки студентов на всех этапах теоретического и практического обучения.

Так, например, Е. А. Ганаева и И. В. Кравец в статье «Характеристика системы формирования маркетинговой компетенции студента вуза» выделяют следующие педагогические условия эффективного формирования маркетинговой компетентности студентов: мотивационную актуальность студентов при формировании маркетинговой компетентности, то есть необходимо уделять внимание процессу формирования побуждений; направленность образовательного процесса вуза на систематизацию маркетинговых знаний студентов, соотнесение теоретического материала с практическим; структуризацию и соотношение новой и старой информации; субъективный

опыт студентов, формируемый в ходе занятий по развитию маркетинговых компетенций посредством максимального включения студентов в практическую деятельность [1, с. 325].

Следовательно, при формировании маркетинговой компетентности студентов необходимы педагогические условия, учитывающие интеграцию системного, личностно-деятельностного, компетентностного и маркетингового подходов.

Применение системного подхода к формированию маркетинговой компетенции делает возможным организацию наиболее эффективной структуры процесса, оптимального взаимодействия всех факторов на развитие педагогических условий. Теоретической базой для этого является понимание процесса формирования компетенций, основанное на синергетичеком подходе. В работе Т. А. Чекалиной, Е. А. Кагакиной и О. В. Устимовой [8] были раскрыты указанные синергетиче-ские основания.

В личностно-деятельностном подходе личность понимается как источник творчества. За счет своей индивидуальной неповторимости и индивидуального опыта личность способна к уникальным достижениям в любой профессиональной деятельности. Благодаря данному подходу студенты приобретает уверенность в собственной значимости, что и мотивирует их деятельность.

Компетентностный подход необходим вследствие того, что он обеспечивает в будущем качество решения проблем в области профессиональной маркетинговой компетенции.

Таким образом, основным педагогическим условием при формировании маркетинговой компетенции студентов вуза будет организация содержания и структуры образовательного процесса, основанного на модели, состоящей из четырех этапов:

Адаптивно-информационный этап, цель которого состоит в осмыслении у студентами в ходе обучения базы маркетинговых и других сопутствующих понятий, маркетинговых компетенций с целью дальнейшего использования своих профессиональных умений и навыков практической деятельности по окончанию вуза.

Содержательный этап, основанный на общепедагогических и специальных компетенций, что способствует формированию у студентов маркетинговой компетентности.

Следующий этап, который характеризуется применением практических маркетинго-ориен-тированных компетенций деятельности в ходе образовательного процесса, определяется как дея-тельностный. Деятельностный этап предполагает практическое использование сформированных на предыдущих этапах маркетинговых компетенций, что способствует реализации следующего этапа - результативного.

На результативном этапе осуществляется рефлексия и подведение итогов сформированно-сти маркетинговой компетенции студентов. Оцениваются их готовность к использованию профессиональных знаний и умений, полученных в ходе обучения, а также возможности демонстрации данных умений потенциальным работодателям.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что благодаря педагогическим условиям, которые представляют собой систему взаимосвязанных компонентов, последовательную смену этапов, а также оценку уровней профессиональной подготовки студента, происходит процесс формирования и развития маркетинговой компетентности.

Отсюда одна из главных целей профессиональной подготовки студентов - формирование конкурентоспособного специалиста, что возможно только при нацеленности образовательной системы на практический результат и соблюдении основных педагогических условий при формировании маркетинговых компетенций студентов.

Литература

1. Ганаева Е. А., Кравец И. В. Характеристика системы формирования маркетинговой компетенции студента вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. - С. 320-327.

2. Гричановская Е. С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза: на примере специальностей 080103 - Национальная экономика, 080111 - Маркетинг: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08; [Место защиты: Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т]. - Комсомольск-на-Амуре, 2012.- 220 с.

3. Донина И. А., Ширина Т. Г. Маркетинговая компетентность как критерий профессионализма в сфере образования // Фундаментальные исслед. - 201-. - № 5-4. - С. 844-848.

4. Кагакина Е. А., Чекалина Т. А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза // Мир науки, культуры и образования. - 2011. - № 4-1. - С. 105-108.

5. Киселева О. И. Профессиональная подготовка студентов к педагогическому маркетингу в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 182 с.

6. Слаутина Н. М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2005. - 167 с.

7. Хорошилова Н. В. Формирование культурной компетентности студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Н. Новгород, 2013. - 190 с.

8. Чекалина Т. А., Кагакина Е. А., Устимова О. В. Синергетические основания формирования компетенций студентов вузов в процессе обучения // European Social Science Journal. - 2011. - № 13(16). - С. 143-150.

References

1. Ganaeva E.A., Kravets I.V. Kharakteristika sistemy formirovaniya marketingovoy kompetentsii studenta vuza [The Characteristics of building a university student's marketing competence]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [SiberianPedagogical Journal], 2009,no. 7, pp. 320-327. (In Russ.).

2. Grichanovskaya E.S. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti u studentov gumanitarno-pedagogicheskogo vuza: dis. kand. ped. nauk [Building a humanitarian-pedagogical university students' communicative competence. Diss. PhD in pedagogy]. Komsomolsk-na-Amure, 2012. 220 p. (In Russ.).

3. Donina I.A., Shirina T.G. Marketingovaya kompetentnost' kak kriteriy professionalizma v sfere obrazovaniya [Marketing competence as a criteria of professionalism in education]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 5-4, pp. 844-848. (In Russ.).

4. Kagakina E.A., Chekalina T.A. Soderzhanie i struktura professional'noy kompetentsii studentov vuza [The content and structure of professional competence of university students]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [World of science, culture and education], 2011, no. 4-1, pp. 105-108. (In Russ.).

5. Kiseleva O.I. Professional'nayapodgotovka studentov kpedagogicheskomu marketingu v usloviyakh vuza: dis. kand. ped. nauk [Professional preparation of students for pedagogical marketing in a university. Diss. PhD in pedagogy]. Moscow, 2010. 182 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.