удк 378 doi: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-69-76
Компетентностью подход
как способ модернизации системы образования Д. А. Семенова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс высшей школы способствует установлению соответствия между качеством подготовки бакалавра и требованиями рынка труда, в которых на первом месте стоит подготовка компетентного в своей профессиональной деятельности специалиста, умеющего максимально быстро адаптироваться к изменениям в современном производственном процессе. Особое внимание уделяется тому, что способы обучения должны соответствовать тенденциям настоящего времени, в котором применение информационных технологий становится необходимостью, направленной на реализацию образовательных задач современного процесса обучения, значит обучаемый должен обладать информационной компетентностью. Цель: выявление необходимости формирования информационной компетентности обучающихся в рамках модернизации процесса обучения. Материалы и методы. Компетентностный подход положен в основу модели выпускника, реализуемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), в котором важную роль играет не только формирование компетенций профессиональной деятельности, но и реализация личностных качеств будущего специалиста. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Проанализировав ФГОС ВО разных направлений подготовки бакалавров на предмет наличия компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий, можно говорить о присутствии их в любом направлении подготовки. Результаты исследования, обсуждения. Компетенции, формируемые средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий, в том или ином виде выявлены в каждом направлении подготовки, так как это связано с тем, что одной из задач вузов является задача подготовки выпускника к жизни и работе в информационном обществе. Заключение. Внедрение ФГОС ВО и тенденции современного общества ставят перед образовательной организацией задачу подготовки специалиста с определенным набором компетенций, в числе которых отмечается значительное количество компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий, то есть выпускник должен обладать и информационной компетентностью.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, информационная компетентность, высшее образование, студент, кластер компетенций.
Competence approach as a way
of modernization of the education system D. A. Semenova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The introduction of federal state educational standards in the educational process of higher education contributes to the establishment of correspondence between the quality of bachelor's training and the labor market requirements, in which the training of a competent professional, who is able to adapt to changes in the modern production process as quickly as possible, comes first. Particular attention is paid to the fact that the methods of teaching should match the trends of the present time, in which the use of information technologies becomes a necessity aimed at realizing the educational tasks of the modern learning process, so the trainee must have information competence. Purpose: identification of the need to develop information competence of students in the modernization of the educational process. Materials and methods. The competence approach is based on the graduate model implemented by the Federal State Educational Standard of Higher Education, in which not only the formation of competences of professional activity, but also the realization of the personal qualities of the future specialist plays an important role. As a result of mastering the bachelor's program, the graduate should have general cultural, general professional and professional competences. After analyzing the Federal Educational Standards in different bachelors' training programs for the availability of competences formed by means of informatics and information and communication technologies, we can talk about their presence in any program of training. Results, discussion. Competences, formed by means of informatics and information and communication technologies, in one form or another, identified in each program of training, since this is due to the fact that one of the tasks of the universities is the task of preparing the graduate for life and work in the information society. Conclusion. The introduction of Educational Standard and the trends of modern society put before the educational organization the task of training a specialist with a certain set of competences, including a significant number of competences formed by means of informatics and information and communication technologies. That is, the graduate must have information competence.
Keywords: competences, competence approach, information competence, higher education, student, cluster of competences.
© Семенова Д. А., 2018
В настоящее время в сфере высшего образования проходят широкомасштабные процессы поиска возможных путей обновления его содержания. Это, в свою очередь, привело к тому, что происходит модернизация образовательных стандартов и внедрение новых форм управления и организации образовательного процесса.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования в РФ до 2020 года указывает на то, что современному обществу необходима модернизация и усовершенствование системы образования. И, в связи с тенденциями развития общества, она немыслима без информатизации учебного процесса и организации информационных пространств. Это будет совершенствовать систему образования и развивать человеческий потенциал1.
Переход высшего образования на уровневое образование, в основе которого лежат федеральные государственные образовательные стандарты, во многом определил направление модернизации системы образования.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс высшей школы способствует установлению соответствия между качеством подготовки бакалавра и требованиями рынка труда, в которых на первом месте по актуальности стоит подготовка компетентного в своей профессиональной деятельности специалиста, умеющего максимально быстро адаптироваться к изменениям в современном производственном процессе [4].
В модели выпускника, формируемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), важную роль играет процесс развития компетенций профессиональной деятельности.. Но кроме этого, значительное место отводится также реализации личностных качеств будущего специалиста. В основе такой модели лежит компетентност-ный подход.
В переводе с латинского языка слово «компетенция» означает соответствовать, подходить (от лат. сошрйеге). Также оно может обозначать круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Мы придерживаемся мнения, что компетенцией является способность человека успешно
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
применять приобретенные знания, умения и личностные качества в своей профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ВО результатом освоения программы бакалавриата является формирование у выпускника общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) (рис. 1).
Общекультурные компетенции характеризуются своим постоянным характером, человек проносит их через всю жизнь, они помогают специалисту приобретать новые компетенции, которые в свою очередь позволяют ему совершенствоваться в своем профессиональном становлении.
А. В. Хуторской отмечает, что общекультурной компетенцией является достаточно широкий круг вопросов, в отношении которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен. К таким вопросам он относит познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, а также опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [9].
Общепрофессиональные компетенции носят системный и междисциплинарный характер, который завит от общего профиля направлений подготовки студентов. Их формирование происходит в процессе изучения и освоения профессиональных дисциплин. Они характеризуют инвариантный состав компетенций и задач специалистов для различных видов профессий.
Как было сказано выше, современное общество требует от специалистов не просто набора определенных знаний в своей профессиональной области, но и мобильности их применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. То есть одной из основных задач высшей ступени образования является подготовка разносторонне развитой личности, обладающей профессиональной компетенцией [6].
Рис. 1. Компетенции бакалавра / Fig. 1. Bachelor's competences
В соответствии с ФГОС ВО выпускник, осво- направленными на реализацию следующих ви-ивший программу бакалавриата, должен обла- дов деятельности (рис. 2). дать профессиональными компетенциями,
направлена на получение и применение новых знаний фундаментального и прикладного характера
направлена на формирование позиции о роли и результате своей профессиональной деятельности с учетом социальных,
профессиональных и этических факторов
направлена на развитие способности организации
процесса выполнения работы и оценки его результатов
направлена на достижение результатов в конкретном направлении деятельности
Рис. 2. Профессиональные компетенции / Fig. 2. Professional competences
Таким образом, в сфере высшего образования одним из важных понятий становится профессиональная компетенция, являющаяся целью и результатом всего образовательного процесса.
Под профессиональной компетенцией понимают способность успешно действовать в конкретных ситуациях деятельности, решать поставленные задачи на основе практического опыта, умения и знаний [3].
Таким образом, для успешного и продуктивного формирования профессиональных компетенций необходимо совершенствование образовательного процесса не только в вопросе изменения содержания образования, но и в вопросе внедрения активных технологий и современных форм обучения, умения активизировать самостоятельную работу студентов, продуктивного использования возможностей дистанционного образования в практике высшей школы.
Особое внимание уделяется тому, что способы обучения должны соответствовать тенденциям настоящего времени, в котором применение в образовательном процессе сетевых и мультимедиа технологий становится не роскошью или данью времени, а необходимостью, направленной на реализацию образовательных задач современного процесса обучения. И, как следствие, обучаемый должен уметь работать с данными технологиями. А для этого ему необходимо владеть информационной компетентностью [5].
К информационной компетентности обучаемого мы относим способность и умение индивида самостоятельно и продуктивно работать с информацией при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно - искать, анализировать, обрабатывать и передавать.
Говоря о формировании информационной компетентности обучающихся, следует отметить, что она может развиваться и совершенствоваться непосредственно в процессе изучения курса информатики или же в процессе использования обучаемым информационных технологий при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и использовании полученных знаний в собственных научных исследованиях [8].
Проанализировав ФГОС ВО разных направлений подготовки бакалавров на предмет наличия компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникаци-
онных технологий, можно говорить о присутствии их в любом направлении подготовки в числе общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Так, среди общекультурных компетенций можно выделить компетенции, присущие всем направлениям подготовки, развитию которых активно способствуют сетевые и мультимедиа-технологии. Это компетенции: ОК-6, которая определяет умение обучаемого работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, и ОК-7, определяющая способность индивида к самоорганизации и самообразованию (для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование эти компетенции имеют код ОК-5 и ОК-6 соответственно).
Анализируя ФГОС ВО, следует отметить, что наиболее часто встречающаяся общепрофессиональная компетенция - это компетенция, сформулированная как «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности». Это, несомненно, связано с активным внедрением информационных и коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы.
Именно присутствие компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий в любом направлении подготовки, позволяет рассматривать информационную компетентность как кластер компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Под кластером мы понимаем объединение нескольких однородных элементов, которое может быть рассмотрено как самостоятельная единица с присущими ей определенными свойствами. Так, кластер для направления подготовки 28.03.03 Наноматериалы будет иметь вид, как на рисунке 3.
На рисунке 4 представлен кластер компетенций обучаемых, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий укрупненной группы специальностей и направлений.
Кластер компетенций обучаемых по направлению подготовки 28.03.03 Наноматериалы
Рис. 3. Кластер компетенций обучаемых по направлению подготовки 28.03.03 Наноматериалы, формируемые средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий / Fig. 3. Cluster of competences of trainees of the training program 28.03.03 Nanomaterials, formed by means of informatics and information and communication technologies
Кластер компетенций обучаемых УГНС 28.00.00 Нанотехнологии и материалы, формируемые средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий
28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника
IT IT 1 1 •УТ 1 1
ОПК ПК ОПК ПК ОК ОПК ПК
С -N Г -N Г Л r r r r
ОПК-1 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ПК-1 ПК-3 ПК-7 ПК-11 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ПК-1 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ОК-14 ОК-15 ОК-16 ОПК-1 ОПК-4 ОПК-5 ПК-1
ОПК-9 v J v J v J v J v J v J
V
Рис. 4. Кластер компетенций обучаемых УГНС 28.00.00 Нанотехнологии и материалы, формируемые средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий / Fig. 4. Cluster of competences of trainees of the integrated group of the training programs and specialties 28.00.00 Nanotechnologies and materials, formed by means of informatics and information and communication technologies
Объединим сходные по направлению обще-професиональные компетенции в группы со следующими формулировками:
Группа 1. Cпособность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Группа 2. Способность к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ и представлению экспериментальных данных.
Группа 3. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий, а также работать с информацией, представленной в цифровом виде.
Группа 4. Способность к разработке алгоритмических и программных решений профессиональных задач.
Группа 5. Способность понимать роль и значение информации в процессе развития современного общества.
Проанализировав ФГОС ВО более 80 направлений подготовки бакалавров на предмет наличия
общепрофессиональных компетенций из перечисленных выше групп, мы можем отметить, что компетенции из группы 1 встречаются практически в половине рассмотренных стандартов, группы 3 - в четверти, а из группы 2 - в 20 % (рис. 5). В то же время компетенции из группы 4 встречаются в 6 % из рассмотренных стандартов, а группы 5 - в 1 %. Связано это в первую очередь с тем, что общепрофессиональные компетенции из этих групп имеют узкоспециализированную направленность и встречаются в основном в стандартах, профиль которых так или иначе связан с информатикой и информационными технологиями.
В блоке профессиональных компетенций на количество и значение компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий, влияет профиль направления подготовки. Так, наибольшее их количество приходится на блок направлений подготовки из физико-математической группы и в направлениях подготовки, имеющих прикладной характер, а минимальное количество наблюдается в направлениях подготовки, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, ветеринарией.
Рис. 5. Группы общепрофессиональных компетенций / Fig. 5. Groups of general professional competences
Подводя итог, следует заметить, что кластер компетенций, формируемых средствами инфор-
матики и информационно-коммуникационных технологий, в том или ином виде может быть
выявлен в каждом направлении подготовки. Направлений подготовки, в которых данных компетенций не выявлено, нет, так как это связано с тем, что одной из задач вузов является задача подготовки выпускника к жизни и работе в информационном обществе (обществе, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации). И чем больше информационно-коммуникационные технологии внедряются в нашу жизнь, тем выше должна быть информационная компетентность современного выпускника.
Таким образом, внедрение ФГОС ВО и тенденции современного общества ставят перед образовательной организацией задачу подготовки специалиста с определенным набором компе-
тенций, в числе которых отмечается значительное количество компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий. То есть, выпускник также должен обладать и информационной компетентностью, для формирования которой необходимы специальные организационно-методические условия, в число которых входит не только визуализация информации при изложении нового материала и использование информационно-коммуникационных технологий для закреплении материала, контроля и проверки знаний, но и использование методов и средств электронного и дистанционного обучения, а также сетевой формы организации учебного процесса.
Литература
1. Адольф В. А. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения // Профессиональное образование: отечественный опыт и международные практики. 2015. С. 331-338.
2. Ахаян А. А. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся // Письма в Эмиссия. 2015. № 10. URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1220.htm (дата обращения: 03.07.2018).
3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17-22.
4. Лызь Н. А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. № 5. С. 68-79.
5. Приходько О. В. Влияние информационной компетентности на уровень конкурентоспособности молодого специалиста // Информационные технологии в образовании, науке и производстве. 2010. С. 387-389.
6. Радионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Омск: Интернет-центр ОмГПУ, 2007. URL: http://www.omsk.edu/volume/2006/ped-psych/ (дата обращения: 02.07.2018).
7. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 106-117.
8. Темербекова А. А. Педагогические условия формирования информационной компетентности студента вуза // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. 2009. № 23. С. 110-114.
9. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
10. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: моногр. М.: ИНФРА-М, 2016. 292 с.
References
1. Adolf V. A. Kolichestvennaya otsenka kompetentnosti vypusknikov integiirovannoi sistemy obucheniya [Quantitative assessment of the competence of graduates of the integrated education system]. Professionalnoe obrazovanie: otechestvennyi opyt i mezhdu-narodnye praktiki = Professional education: domestic experience and international practices, 2015. pp. 331-338. (In Russ.).
2. Akhayan A. A. Zarubezhnyi opyt razvitiya informatsionnoi kompetentnosti uchashchikhsya [Foreign experience in the development of information competence of students]. Pis'ma v Emissiya = Letters to Issue, 2015, no. 10. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2007/1220.htm (accessed 03.07.2018). (In Russ.).
3. Baidenko V. I. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda) [Competences in vocational education (to mastering the competence approach)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2004, no. 11, pp. 17-22. (In Russ.).
4. Lyz N. A. Obrazovatel'naya kompetentnost studentov kak faktor kachestva vysshego obrazovaniya [Learning competence of students as a factor of higher education quality]. Pedagogika = Pedagogics, 2011, no. 5, pp. 68-79. (In Russ.).
5. Prikhod'ko O. V. Vliyanie informatsionnoi kompetentnosti na uroven' konkurentosposobnosti molodogo spetsialista [The impact of information competence on the level of competitiveness of the young specialist]. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii, nauke i proizvodstve = Information technology in education, science and industry, 2010, pp. 387-389. (In Russ.).
6. Radionova N. F. Kompetentnostnyi podkhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education]. Omsk: Internet-centr OmGPU, 2007, Available at: http://www.omsk.edu/volume/2006/ped-psych/ (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
7. Sklyarenko T. M. Zarubezhnye kontseptsii distantsionnogo obrazovaniya [Foreign concepts of distance education]. Obra-zovanie i nauka = Education and science, 2013, no. 1 (100), pp. 106-117. (In Russ.).
8. Temerbekova A. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informatsionnoi kompetentnosti studenta vuza [Pedagogical conditions for the formation of information competence of a university student]. Aktual'nyeproblemyprofessional'no-pedagogcheskogo obrazovaniya = Actual problems of professional and pedagogical education, 2009, no. 23, pp. 110-114. (In Russ.).
9. Khutorskoi A. V. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics: theory and technology of creative training]. Moscow, Izd-vo MGU, 2003, 416 p. (In Russ.).
10. Chulanova O. L. Kompetentnostnyi podkhod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika [Competence approach to work with personnel: theory, methodology, practice]. Moscow: INFRA-M, 2016, 292 p. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 4.07.2018 г.; принята к публикации 15.08.2018 г.
Submitted4.07.2018; revised 15.08.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Семенова Д. А. Компетентностый подход как способ модернизации системы образования // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 69-76. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-69-76
Об авторе
Семенова Дина Алексеевна, аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID: 0000-0002-7892-3003,
dinasemenova@gmail. com
Citation for an article :
Semenova D. A. Competence approach as a way of modernization of the education system. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 69-76. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-69-76 (In Russ.).
About the author
Dina A. Semenova, Graduate Student, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID: 0000-0002-78923003, dinasemenova@gmail.com