УДК 378:001.8:61 ББК 74.480:73:5
Кравченко Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра прикладной информатики и математики Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВПО «АТиСО»
г. Челябинск Kravchenko Elena Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Applied Computer Science and Mathematics Ural Socio-Economic Institute (Branch) of the EIT HPE «AWSR»
Chelyabinsk
Формирование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная
информатика в здравоохранении»
Applied Computer Science Bachelors’ Special Competences Forming in the Process of «Applied Computer Science in Health Care» Professional Training
Course
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) значительная часть разделов образовательных программ должна разрабатываться вузами самостоятельно. В статье раскрываются вопросы формирования специальных компетенций как части профессиональной компетентности бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.
In accordance with new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE) a significant part of educational programs sections should be developed by higher education institutions independently. The article considers the questions of the special competences forming as a part of future bachelors’ professional competence taking into account their profile and peculiarities of their future professional activity.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, комптентностный подход, бакалавр прикладной информатики, специальные компетенции.
Key words: professional competence, competence approach, bachelor of applied Computer Science, special competences.
Цели современного высшего профессионального образования все более
связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности. Понятие «профессиональная компетентность», широко распространенное в зарубежной системе образования, в последнее десятилетие в связи со стремлением России интегриро-
ваться в европейское сообщество становится базисным для определения не только стратегии общего и профессионального образования, но и для выбора педагогических технологий. Компетентностный подход в системе российского образования ориентирован на принципы организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Современная оценка качества профессионального образования выпускников на всех ступенях профессионального образования должна основываться не на длительности или содержании обучения, а на результате профессиональной подготовки (знаниях, умениях и широких компетенциях), полученной выпускниками.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым в отечественной системе образования. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями П.Я. Гальпериным, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Г.П. Щедро-вицким, А.М. Новиковым и др. В данном русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Работы С.Т. Шацкого и его последователей Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в области теории и практики развивающего обучения были фактически предтечами компетентностного подхода.
Исследователи отмечают, что проблема определения содержания компетенций подготовки в рамках различных направлений не является однозначной и сводится к множеству.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения в области прикладной информатики выделяют две группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции отражают следующие виды деятельности: проектная, организационно-
управленческая и производственно-технологическая, аналитическая, научноисследовательская. Однако многие авторы приходят к мнению о необходимости уточнения структуры профессиональных компетенций. Я.И. Кузьминов, Д.В. Пузанков, И.Б. Федоров, В.Д. Шадриков [1] профессиональную группу компетенций подразделяют на общепрофессиональную и специальную. К спе-
циальной группе компетенций относятся частные компетенции по отношению к общепрофессиональным, привязанные к определённому виду деятельности и составляют вариативную часть профессиональных компетенций специалиста [2, 3].
Понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей уточнено и подробно раскрыто в исследовании «Компетентностный подход в образовании» [4]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Специальные компетентности отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Ключевые, базовые и специальные компетентности специалиста проявляются при решении профессиональных задач в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.
В настоящее время в области разработки и применения информационных технологий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовывать постановки задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла. Такое разнообразие профессий предполагает и разнообразие направлений и профилей, по которым ведется подготовка ИТ-специалистов в вузах.
Разработка федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Прикладная информатика» осуществлялась параллельно с разработкой профессионального стандарта специалиста по информационным системам сообществом ИТ-индустрии Ассоциацией пред-
приятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) [5]. В ФГОС ВПО по прикладной информатике отражены отличительные особенности подготовки информатиков различных прикладных профилей от образовательных программ по другим компьютерным специальностям, которые, с одной стороны, должны уметь строить концептуальные модели предметных и проблемных областей, а с другой стороны, выбирать и проектировать инструментарий автоматизации и информатизации с учетом специфики использования информационно-коммуникационных технологий в этих областях.
Направление подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Прикладная информатика» занимает устойчивую нишу в области ИТ-сферы. К ключевым компетенциям, формируемым в рамках этого направления и отличающимся от других направлений ВПО, которые соответствуют профессиональному стандарту специалиста по информационным системам, относятся способности выпускников вузов:
- проводить системный анализ прикладной области, формулировать требования к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализовывать с помощью специфических для этой области информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации предприятий и организаций;
- выполнять проектную, организационно-управленческую, производственно-технологическую, аналитическую, научно-следовательскую работы на различных стадиях жизненного цикла создания и эксплуатации информационной системы;
- осуществлять деятельность как в организациях, разрабатывающих информационно-коммуникационные технологии, так и в организациях, их внедряющих и эксплуатирующих.
Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) предполагается перенос акцента с предмет-но-дисцинлинарно-содержательной ориентации на компетенции.
Профессиональные компетенции соответствуют областям профессиональной деятельности и включают:
- способность определять стратегию применения икт в различных областях деятельности;
- владение знанием специфики предметной области;
- умение ставить и решать с помощью икт прикладные задачи из различных предметных областей;
- способность формулировать требования к информационной системе, проектировать бизнес-процессы, процессы управления информацией и знаниями;
- умение проектировать, внедрять, сопровождать и управлять информационной системой и др.
Формирование специальных компетенций в профессиональной подготовки обусловлена объективной потребностью профессионального образования и подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, обладающего специальными компетенциями, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В 2012 г. завершается важный этап проекта информатизации здравоохранения, связанный с формированием общего информационного пространства на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. За этим шагом, согласно планам Минздравсоцразвития РФ, должны последовать и другие, предполагающие решение не менее масштабных задач по расширению использования медицинских информационно-коммуникационных технологий в лечебно-профилактических учреждениях.
Профессиональная подготовка бакалавров прикладной информатики в области здравоохранения является необходимостью и крайне важна для обеспечения внедрения новых современных компьютерных и информационных
технологий, развития медицины и фармации, производства, распространения и технического обслуживания изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также других составляющих здравоохранения в целом.
В понятие специальной компетенции, относящейся к предметной области здравоохранения, включают: знание (основы организации здравоохранения, менеджмент здравоохранения), практическое применение знаний создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации, к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем. Предметно-специализированные компетенции будущего бакалавра в области здравоохранения выражают, что именно обучающийся вуза должен знать, понимать, способен делать после завершения обучения специальным дисциплинам профильной подготовки. Приобретенные и продемонстрированные обучаемыми специальные компетенции, относящиеся к предметной области могут быть оценены через результаты обучения.
Специальные компетенции, формируемые при обучении, можно разделить на три категории: специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач, на знании теоретических основ и способах их решения; специальные практические компетенции, связанные в частности, с работой в учебных лабораториях; специальные компетенции, непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров прикладной информатики.
1. Специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач, на знании теоретических основ и способах их решения, а именно:
знание и понимание принципов создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации;
применений этих знаний к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем;
- способность исследовать и анализировать состояние и перспективы развития медицинских информационных систем;
2. Специальные практические компетенции, связанные в частности, с работой в учебных лабораториях:
- способность управлять медицинскими информационными системами;
- способность применять существующие стандарты и инструменты в области разработки интернет-приложений в медицине;
- способность использовать соответствующий математический, статистический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа экспериментальных и клинических данных, медико-биологической информации;
3. Специальные компетенции, непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров технических вузов.
- способность осуществлять внедрение, адаптацию, настройку медицинских ИКТ в лечебно-профилактических учреждениях;
- способность осуществлять сопровождение и эксплуатацию медицинских информационных систем;
- способность обеспечивать использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества диагностики и лечения конкретных пациентов.
Сформулируем выявленные специальные компетенции:
- способность создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации, к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем (СК-1);
- способность исследовать и анализировать состояние и перспективы развития медицинских информационных систем, управлять медицинскими информационными системами, осуществлять сопровождение и эксплуатацию медицинских информационных систем (СК-2);
- способность применять существующие стандарты и инструменты в области разработки интернет-приложений в медицине, обеспечивать ис-
пользование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией (СК-3);
- способность использовать соответствующий математический, статистический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа экспериментальных и клинических данных, медико-биологической информации (СК-4);
- способность осуществлять внедрение, адаптацию, настройку медицинских ИКТ в лечебно-профилактических учреждениях (СК-5).
В таблице 1 указан перечень учебных вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении», с сопоставлением для них специальных компетенций.
Таблица 1.
Рекомендуемый состав учебных дисциплин по формированию специальных компетенций бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении»
Дисциплина Се- местр Формируемые специальные компетенции
СК-1 СК-2 СК-3 СК-4 СК-5
Стандарты представления и кодирования медицинских данных 5
Документационное обеспечение управления в здравоохранении 5
Медицинская статистика 6
Разработка программных приложений 6
Медицинские информационные системы 6
Дисциплина Се- местр Формируемые специальные компетенции
Ж-1 Ж-2 Ж-3 GK-4 GK-5
Методы обработки медикобиологической информации 6
Интернет-технологии в медицине 7
Информационное обеспечение экспериментальных и клинических данных 7
Интеллектуальные информационные системы 7
Основы телемедицины 7
Управление медицинскими информационными системами 8
Выявленные специальные компетенции являются инструментом диагно-
стики и оценивания учебных достижений, обучаемых и управления готовности к профессиональной деятельности при подготовке бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении».
Библиографический список
1. Г осударственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я.И.Кузьминова, Д.В.Пузанкова, И.Б.Федорова, В.Д.Шадрикова. - М: Логос, 2004. - 328 с.
2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО ВУЗов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф.В.И. Байденко.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 217 с.
Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
Тельнов, Ю.Ф. Подготовка специалистов по информационным системам на основе профессиональных и образовательных стандартов. -http: //www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/telu.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 783.
Bibliography
1. Baidenko, V.I. Competence-Based Approach to State Educational Standards of Higher Professional Education Designing. Guidelines for the Management of Universities Association of the Russian Federation [Text]. - M.: Research Center of Education Quality Research, 2005. - 114 p.
2. Bologna Process: Finding Common in European Higher Education Systems (Tuning Project) [Text] / Under Scientific. Ed. of Dr. of Ped., Prof. V.I. Baidenko. - M.: Research Center of Education Quality Research, 2006. - 217 p.
3. Competence Approach in Pedagogical Education [Text] / Edited by V.A. Kozyrev, N.F. Radionova, A.P. Tryapitsina. - SPb.: Publishing House of RSPU n.a. Herzen, 2005. - 492 p.
4. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education - Applied Computer Science 230 700 (Qualification (Degree) "Bachelor") [Text], Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, December, 22, 2009, № 783.
5. State Educational Standards of Higher Professional Education: Development Prospects [Text] // Ed. by Ya.I. Kuzminov, D.V.Puzankov, I.B. Fedorov, V.D. Shadrikov. - Moscow: Logos, 2004. - 328 p.
6. Telnov, Yu.F. Training on Information Systems on the Basis of Professional and Educational Standards [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/telu.pdf.