Научная статья на тему 'Формирование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики профиля "Прикладная информатика в здравоохранении"'

Формирование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики профиля "Прикладная информатика в здравоохранении" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / BACHELOR OF APPLIED COMPUTER SCIENCE / SPECIAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Е. А.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) значительная часть разделов образовательных программ должна разрабатываться вузами самостоятельно. В статье раскрываются вопросы формирования специальных компетенций как части профессиональной компетентности бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied Computer Science Bachelors’ Special Competences Forming in the Process of “Applied Computer Science in Health Care” Professional Training Course

In accordance with new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE) a significant part of educational programs sections should be developed by higher education institutions independently. The article considers the questions of the special competences forming as a part of future bachelors’ professional competence taking into account their profile and peculiarities of their future professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики профиля "Прикладная информатика в здравоохранении"»

УДК 378:001.8:61 ББК 74.480:73:5

Кравченко Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра прикладной информатики и математики Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВПО «АТиСО»

г. Челябинск Kravchenko Elena Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Applied Computer Science and Mathematics Ural Socio-Economic Institute (Branch) of the EIT HPE «AWSR»

Chelyabinsk

Формирование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная

информатика в здравоохранении»

Applied Computer Science Bachelors’ Special Competences Forming in the Process of «Applied Computer Science in Health Care» Professional Training

Course

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) значительная часть разделов образовательных программ должна разрабатываться вузами самостоятельно. В статье раскрываются вопросы формирования специальных компетенций как части профессиональной компетентности бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.

In accordance with new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE) a significant part of educational programs sections should be developed by higher education institutions independently. The article considers the questions of the special competences forming as a part of future bachelors’ professional competence taking into account their profile and peculiarities of their future professional activity.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, комптентностный подход, бакалавр прикладной информатики, специальные компетенции.

Key words: professional competence, competence approach, bachelor of applied Computer Science, special competences.

Цели современного высшего профессионального образования все более

связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности. Понятие «профессиональная компетентность», широко распространенное в зарубежной системе образования, в последнее десятилетие в связи со стремлением России интегриро-

ваться в европейское сообщество становится базисным для определения не только стратегии общего и профессионального образования, но и для выбора педагогических технологий. Компетентностный подход в системе российского образования ориентирован на принципы организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Современная оценка качества профессионального образования выпускников на всех ступенях профессионального образования должна основываться не на длительности или содержании обучения, а на результате профессиональной подготовки (знаниях, умениях и широких компетенциях), полученной выпускниками.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым в отечественной системе образования. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями П.Я. Гальпериным, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Г.П. Щедро-вицким, А.М. Новиковым и др. В данном русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Работы С.Т. Шацкого и его последователей Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в области теории и практики развивающего обучения были фактически предтечами компетентностного подхода.

Исследователи отмечают, что проблема определения содержания компетенций подготовки в рамках различных направлений не является однозначной и сводится к множеству.

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения в области прикладной информатики выделяют две группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции отражают следующие виды деятельности: проектная, организационно-

управленческая и производственно-технологическая, аналитическая, научноисследовательская. Однако многие авторы приходят к мнению о необходимости уточнения структуры профессиональных компетенций. Я.И. Кузьминов, Д.В. Пузанков, И.Б. Федоров, В.Д. Шадриков [1] профессиональную группу компетенций подразделяют на общепрофессиональную и специальную. К спе-

циальной группе компетенций относятся частные компетенции по отношению к общепрофессиональным, привязанные к определённому виду деятельности и составляют вариативную часть профессиональных компетенций специалиста [2, 3].

Понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей уточнено и подробно раскрыто в исследовании «Компетентностный подход в образовании» [4]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Специальные компетентности отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Ключевые, базовые и специальные компетентности специалиста проявляются при решении профессиональных задач в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

В настоящее время в области разработки и применения информационных технологий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовывать постановки задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла. Такое разнообразие профессий предполагает и разнообразие направлений и профилей, по которым ведется подготовка ИТ-специалистов в вузах.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Прикладная информатика» осуществлялась параллельно с разработкой профессионального стандарта специалиста по информационным системам сообществом ИТ-индустрии Ассоциацией пред-

приятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) [5]. В ФГОС ВПО по прикладной информатике отражены отличительные особенности подготовки информатиков различных прикладных профилей от образовательных программ по другим компьютерным специальностям, которые, с одной стороны, должны уметь строить концептуальные модели предметных и проблемных областей, а с другой стороны, выбирать и проектировать инструментарий автоматизации и информатизации с учетом специфики использования информационно-коммуникационных технологий в этих областях.

Направление подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Прикладная информатика» занимает устойчивую нишу в области ИТ-сферы. К ключевым компетенциям, формируемым в рамках этого направления и отличающимся от других направлений ВПО, которые соответствуют профессиональному стандарту специалиста по информационным системам, относятся способности выпускников вузов:

- проводить системный анализ прикладной области, формулировать требования к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализовывать с помощью специфических для этой области информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации предприятий и организаций;

- выполнять проектную, организационно-управленческую, производственно-технологическую, аналитическую, научно-следовательскую работы на различных стадиях жизненного цикла создания и эксплуатации информационной системы;

- осуществлять деятельность как в организациях, разрабатывающих информационно-коммуникационные технологии, так и в организациях, их внедряющих и эксплуатирующих.

Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) предполагается перенос акцента с предмет-но-дисцинлинарно-содержательной ориентации на компетенции.

Профессиональные компетенции соответствуют областям профессиональной деятельности и включают:

- способность определять стратегию применения икт в различных областях деятельности;

- владение знанием специфики предметной области;

- умение ставить и решать с помощью икт прикладные задачи из различных предметных областей;

- способность формулировать требования к информационной системе, проектировать бизнес-процессы, процессы управления информацией и знаниями;

- умение проектировать, внедрять, сопровождать и управлять информационной системой и др.

Формирование специальных компетенций в профессиональной подготовки обусловлена объективной потребностью профессионального образования и подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, обладающего специальными компетенциями, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В 2012 г. завершается важный этап проекта информатизации здравоохранения, связанный с формированием общего информационного пространства на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. За этим шагом, согласно планам Минздравсоцразвития РФ, должны последовать и другие, предполагающие решение не менее масштабных задач по расширению использования медицинских информационно-коммуникационных технологий в лечебно-профилактических учреждениях.

Профессиональная подготовка бакалавров прикладной информатики в области здравоохранения является необходимостью и крайне важна для обеспечения внедрения новых современных компьютерных и информационных

технологий, развития медицины и фармации, производства, распространения и технического обслуживания изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также других составляющих здравоохранения в целом.

В понятие специальной компетенции, относящейся к предметной области здравоохранения, включают: знание (основы организации здравоохранения, менеджмент здравоохранения), практическое применение знаний создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации, к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем. Предметно-специализированные компетенции будущего бакалавра в области здравоохранения выражают, что именно обучающийся вуза должен знать, понимать, способен делать после завершения обучения специальным дисциплинам профильной подготовки. Приобретенные и продемонстрированные обучаемыми специальные компетенции, относящиеся к предметной области могут быть оценены через результаты обучения.

Специальные компетенции, формируемые при обучении, можно разделить на три категории: специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач, на знании теоретических основ и способах их решения; специальные практические компетенции, связанные в частности, с работой в учебных лабораториях; специальные компетенции, непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров прикладной информатики.

1. Специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач, на знании теоретических основ и способах их решения, а именно:

знание и понимание принципов создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации;

применений этих знаний к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем;

- способность исследовать и анализировать состояние и перспективы развития медицинских информационных систем;

2. Специальные практические компетенции, связанные в частности, с работой в учебных лабораториях:

- способность управлять медицинскими информационными системами;

- способность применять существующие стандарты и инструменты в области разработки интернет-приложений в медицине;

- способность использовать соответствующий математический, статистический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа экспериментальных и клинических данных, медико-биологической информации;

3. Специальные компетенции, непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров технических вузов.

- способность осуществлять внедрение, адаптацию, настройку медицинских ИКТ в лечебно-профилактических учреждениях;

- способность осуществлять сопровождение и эксплуатацию медицинских информационных систем;

- способность обеспечивать использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества диагностики и лечения конкретных пациентов.

Сформулируем выявленные специальные компетенции:

- способность создания программного обеспечения для обработки и передачи медицинской информации, к проектированию и эксплуатации медицинских компьютерных систем (СК-1);

- способность исследовать и анализировать состояние и перспективы развития медицинских информационных систем, управлять медицинскими информационными системами, осуществлять сопровождение и эксплуатацию медицинских информационных систем (СК-2);

- способность применять существующие стандарты и инструменты в области разработки интернет-приложений в медицине, обеспечивать ис-

пользование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией (СК-3);

- способность использовать соответствующий математический, статистический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа экспериментальных и клинических данных, медико-биологической информации (СК-4);

- способность осуществлять внедрение, адаптацию, настройку медицинских ИКТ в лечебно-профилактических учреждениях (СК-5).

В таблице 1 указан перечень учебных вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении», с сопоставлением для них специальных компетенций.

Таблица 1.

Рекомендуемый состав учебных дисциплин по формированию специальных компетенций бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении»

Дисциплина Се- местр Формируемые специальные компетенции

СК-1 СК-2 СК-3 СК-4 СК-5

Стандарты представления и кодирования медицинских данных 5

Документационное обеспечение управления в здравоохранении 5

Медицинская статистика 6

Разработка программных приложений 6

Медицинские информационные системы 6

Дисциплина Се- местр Формируемые специальные компетенции

Ж-1 Ж-2 Ж-3 GK-4 GK-5

Методы обработки медикобиологической информации 6

Интернет-технологии в медицине 7

Информационное обеспечение экспериментальных и клинических данных 7

Интеллектуальные информационные системы 7

Основы телемедицины 7

Управление медицинскими информационными системами 8

Выявленные специальные компетенции являются инструментом диагно-

стики и оценивания учебных достижений, обучаемых и управления готовности к профессиональной деятельности при подготовке бакалавров прикладной информатики профиля «Прикладная информатика в здравоохранении».

Библиографический список

1. Г осударственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я.И.Кузьминова, Д.В.Пузанкова, И.Б.Федорова, В.Д.Шадрикова. - М: Логос, 2004. - 328 с.

2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО ВУЗов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф.В.И. Байденко.

- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 217 с.

Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

Тельнов, Ю.Ф. Подготовка специалистов по информационным системам на основе профессиональных и образовательных стандартов. -http: //www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/telu.pdf.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 783.

Bibliography

1. Baidenko, V.I. Competence-Based Approach to State Educational Standards of Higher Professional Education Designing. Guidelines for the Management of Universities Association of the Russian Federation [Text]. - M.: Research Center of Education Quality Research, 2005. - 114 p.

2. Bologna Process: Finding Common in European Higher Education Systems (Tuning Project) [Text] / Under Scientific. Ed. of Dr. of Ped., Prof. V.I. Baidenko. - M.: Research Center of Education Quality Research, 2006. - 217 p.

3. Competence Approach in Pedagogical Education [Text] / Edited by V.A. Kozyrev, N.F. Radionova, A.P. Tryapitsina. - SPb.: Publishing House of RSPU n.a. Herzen, 2005. - 492 p.

4. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education - Applied Computer Science 230 700 (Qualification (Degree) "Bachelor") [Text], Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, December, 22, 2009, № 783.

5. State Educational Standards of Higher Professional Education: Development Prospects [Text] // Ed. by Ya.I. Kuzminov, D.V.Puzankov, I.B. Fedorov, V.D. Shadrikov. - Moscow: Logos, 2004. - 328 p.

6. Telnov, Yu.F. Training on Information Systems on the Basis of Professional and Educational Standards [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/telu.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.