№>42006
Ю. Ф. Тельнов
Предстоит серьезная работа по созданию Государственного образовательного стандарта направления «Прикладная информатика»
Подготовка квалифицированных и компетентных кадров в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе высшего профессионального образования (ВПО) обеспечивает инновационное развитие российской экономики. В настоящее время ВПО в области ИКТ осуществляется в рамках 112 специальностей, из них углубленное изучение самих ИКТ предусмотрено по 42 специальностям [5]. Такое разнообразие направлений и специальностей не всегда оправдано. Соответствующие государственные образовательные стандарты (ГОСы) и учебные планы нечетко ориентированы на требуемые профили подготовки специалистов в области ИКТ, что затрудняет в дальнейшем адаптацию выпускников вузов к реальным условиям деятельности предприятий и организаций.
Выход России на международные экономические рынки обусловливает необходимость гармонизации системы ВПО с международной системой образования и, прежде всего, европейской в рамках Болонского процесса [2, 14]. Необходимость международного признания российского диплома в области ИКТ предполагает уточнение образовательных программ в соответствии с едиными критериями качества образования. Они изложены в таких авторитетных международных документах о стандартизации ИКТ-образования, как Computing Curricula 2005 [13] и Career Space [16], а также в требованиях к международной аккредитации образовательных программ в области ИКТ, например Accre-
ditation Board for Engineering and Technology (АВЕТ) [12, 15].
Перечисленное выше приводит к необходимости проведения серьезной работы по созданию ГОС третьего поколения на основе следующих принципов:
1. Переход на двухступенчатую систему ВПО.
2. Реализация компетентностного подхода в определении содержания образовательной программы.
3. Применение модульного подхода к построению учебного плана и кредитной системы зачетных единиц.
Рассмотрим выполнение перечисленных требований в рамках разработки ГОС третьего поколения для направления ВПО по прикладной информатике.
Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования
В соответствии с двухступенчатой системой ВПО на первой ступени осуществляется базовая профессиональная подготовка бакалавров, а на второй — специализированная подготовка специалистов или магистров, причем магистры по сравнению со специалистами приобретают дополнительные компетентностные характеристики по анализу, обобщению и выработке инновационных решений (рис. 1).
Для подготовки профессионалов по направлению ВПО «Прикладная информати-
Предстоит серьезная работа по созданию Государственного образовательного стандарта направления «Прикладная информатика»
ІІ942006
I ступень II ступень
Рис. 1. Двухступенчатая система ВПО
ка» характерны следующие компетентност-ные характеристики [6, 7, 11]:
• проведение системного анализа предметных областей (экономика, менеджмент, юриспруденция и др.) с целью постановки задачи применения ИКТ;
• владение методами и средствами проектной и эксплуатационной деятельности на различных стадиях жизненного цикла информационной системы;
• способность работы как в организациях, разрабатывающих ИКТ, так и в организациях, их внедряющих и эксплуатирующих.
Вместе с тем, различный уровень подготовки бакалавров, специалистов и магистров обусловливает дифференциацию компетенций для различных профессий, по которым могут работать выпускники направления «Прикладная информатика»:
• специалист по поддержке (эксплуатации) информационной системы, IT-менеджер, технолог — бакалавр;
• системный аналитик, проектировщик — специалист, бакалавр;
• консультант по информационным (ERP) системам, специалист по внедрению ин-
формационных систем — специалист, бакалавр;
• менеджер проектов — магистр;
• эксперт в области прикладного программного обеспечения — магистр.
Базовый характер подготовки бакалавров приводит к необходимости минимальной профилизации обучения методам и инструментальным средствам прикладной информатики для конкретных предметных областей. Кроме того, углубленное изучение отдельных аспектов прикладной информатики возможно только в рамках вариативных элективных курсов. Так, проект ГОС третьего поколения в рамках дисциплины «Информационные системы» предлагает сделать обзор различных видов информационных систем по классам предметных областей и типам решаемых задач. В вариативных элективных курсах планирует дать углубленное представление особенностей архитектуры и проектирования по отдельным видам информационных систем. В специальностях и магистерских программах профилизация обучения приобретает более углубленный характер.
Реализация компетентностного подхода к разработке Государственного образовательного стандарта
Компетентностный подход к образованию в отличие от традиционного квалификационного подхода отражает требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть выпускник вуза в профессиональной области), но и к поведенческой составляющей (способностям применять эти знания, умения и навыки для решения задач профессиональной деятельности) [3, 4, 8]. Так, в настоящее время широкое распространение получила трактовка компетенции как «стремления и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [4].
№>42006
Компетенции определяют тот набор видов деятельности, который должен осуществлять профессионал в конкретной области на определенном уровне, а компетентность — это реализация компетенций у конкретного субъекта деятельности, которая зависит от личностных характеристик. В соответствии с этими положениями модель компетенций в некоторой профессиональной области более точно раскрывает характер деятельности специалиста по сравнению с набором квалификационных характеристик.
Различают следующие категории компетенций:
• когнитивная — применение теоретических знаний и опыта;
• функциональная — реализация практических умений и навыков;
• личностно-этическая — проявление поведенческих способностей в конкретной ситуации, наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
При этом первые две категории определяют, по сути, профессионально-ориентированные компетенции, а последняя — социально-психологические компетенции применительно к профессиональной области. Формализация общих компетенций для информатики (Computer Science) была проведена еще в рамках Computing Curricula 2001 [9], к которым относятся:
1. Когнитивные компетенции:
Знания и понимание. Демонстрация знаний и понимания основных фактов, концепций, принципов и теорий, связанных с информатикой.
Моделирование. Использование полученных навыков в моделировании и проектировании информационных систем с демонстрацией способности выбора правильных компромиссных решений.
Требования. Выявление и анализ критериев и требований, относящихся к конкретным задачам, а также планирование стратегий их решения.
Критическая оценка и тестирование. Анализ того, насколько конкретная информационная система отвечает критериям, определенным для ее использования и будущего развития.
Методы и средства. Использование соответствующих теоретических знаний, практических навыков и инструментов для проектирования, реализации и оценки компьютерных систем.
Профессиональная ответственность. Следование профессиональным, социальным и этическим нормам, касающимся области компьютерных технологий.
2. Практические (функциональные) компетенции:
Проектирование и реализация. Спецификация, проектирование и реализация компьютерных систем.
Оценка. Оценка систем и их качественных характеристик, возможных компромиссных путей решения конкретной задачи.
Управление информацией. Применение принципов эффективного управления информацией к различным видам информации, включая текстовую, графическую, видео и звуковую.
Человеко-машинное взаимодействие. Применение принципов человеко-машинного взаимодействия при оценке и создании широкого диапазона продуктов, включая пользовательские интерфейсы, web-страницы и мультимедийные системы.
Оценка риска. Определение рисков и связанных с вопросами безопасности аспектов эксплуатации компьютерного оборудования в заданном контексте.
Инструменты и средства. Эффективное использование адекватных инструментов при разработке и документировании программного обеспечения (ПО), с акцентом на умении решать практические задачи с помощью компьютера.
Эксплуатация. Эффективная эксплуатация компьютерного оборудования и программных средств.
Ю. Ф. Тельнов
Предстоит серьезная работа по созданию Государственного образовательного стандарта направления «Прикладная информатика»
Н942006
3. Личностно-этические качества:
Общение. Способность публично выступать перед различными аудиториями с докладами/сообщениями о технических проблемах и путях их решения.
Командная работа. Умение эффективно работать в коллективе.
Способность к количественному мышлению. Понимание и объяснение количественных характеристик проблемы.
Самоуправление. Управление собственным обучением и развитием, управление временем и организаторские качества.
Профессиональное развитие. Стремление всегда быть в курсе текущего состояния дел в дисциплине, продолжать свое профессиональное развитие.
Профессионально-ориентированные компетенции закладываются у студентов в процессе освоения профессиональных дисциплин, а личностно-этические компетенции — в процессе освоения гуманитарных, социальных, экономических и управленческих дисциплин. Поэтому полезно определять компетенции не только на уровне всей образовательной программы, но и на уровне отдельных учебных дисциплин. В этом случае сами дисциплины формируются, исходя из близких компетенций, ориентированных на одну учебную дисциплину.
Так, набор профессиональных дисциплин строится в соответствии со следующими ключевыми компетенциями специалистов по направлению «Прикладная информатика»:
1) способность определять стратегию применения ИКТ в различных областях деятельности;
2) владение знанием специфики предметной области;
3) умение ставить и решать с помощью ИКТ прикладные задачи из различных предметных областей;
4) способность формулировать требования к информационной системе, проекти-
ровать бизнес-процессы, процессы управления информацией и знаниями;
5) умение проектировать, внедрять, сопровождать и управлять информационной системой и др.
Гуманитарно-социальные и экономикоуправленческие дисциплины развивают такие личностно-этические компетенции, как:
1) умение работать в команде;
2) коммуникативность;
3) применение знаний нормативно-правовых актов в области ИКТ;
4) способность проводить IT-консалтинг и обучение и др.
При построении модели компетенций прикладного информатика полезно использовать положительный опыт разработки типового учебного плана Computing Curricula 2005 [13]. Например, для дисциплины «Информационные системы» определен набор ключевых профессиональных компетенций, которые оцениваются по 5-балльной шкале для 5 разных специальностей: Вычислительная техника (Computer Engineering — CE); Информатика (Computer Science — CS); Информационные системы (Information Systems — IS); Информационные технологии (Information Technology — IT); Программная инженерия (Software Engineering — SE) (см. табл. 1).
Благодаря определению дисциплины как набора компетенций, в дальнейшем можно осуществить привязку дидактических единиц непосредственно к компетенциям, которыми должен овладеть выпускник вуза по определенной специальности с необходимым уровнем сложности освоения.
Применение модульного подхода к построению учебного плана
Модульная структура обеспечивает разбиение образовательной программы на группы родственных дисциплин, к которым относят: фундаментальные, профессио-
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ___ —
'— №>42006
Таблица 1
Уровень компетенций по дисциплине «Управление информацией»
Управление
информацией
(базы данных)
Information
management
(Database)
Способность (компетенция) CE CS IS IT SE
Проектировать СУБД (например, Огас1е) 2 5 1 0 4
Моделировать и проектировать БД 2 2 5 5 2
Реализовывать ПО информационного поиска 1 5 3 3 4
Выбирать СУБД 1 3 5 5 3
Конфигурировать СУБД 1 2 5 5 2
Управлять БД 1 2 5 5 2
Обучать и поддерживать пользователей БД 2 2 5 5 2
нальные, гуманитарные и социальные, экономические и управленческие модули дисциплин. Каждую учебную дисциплину разбивают на учебные модули, среди которых выделяют базовые модули, соответствующие обязательному компоненту освоения профессии, и вариативные (элективные) модули, определяемые вузом, исходя из его особенностей и традиций, региональных потребностей рынка и индивидуальных устремлений студентов.
К фундаментальным математическим дисциплинам относятся такие дисциплины, как: «Высшая математика», «Дискретная математика», «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория систем и системный анализ» и др.
Гуманитарные и социальные, экономические и управленческие дисциплины, помимо общих для всех дисциплин: «Мак-ро- и микроэкономика», «Менеджмент», «Философия», «Отечественная история», «Иностранный язык», включают дисциплины: «Психология деловых отношений», «Правовое обеспечение прикладной информатики», «1Т-консалтинг», которые фор-
мируют личностно-этические компетенции профессионалов по прикладной информатике.
Для направления прикладной информатики существенным является следующее разбиение профессиональных дисциплин:
• общие, характерные для всех направлений информатики и ИКТ;
• предметной области, для информатизации и автоматизации которой применяются методы и инструментальные средства прикладной информатики;
• специальные, специфические для направления прикладной информатики по сравнению с другими ИКТ-специальностями;
• специализации, дифференцирующие подготовку прикладных информатиков для конкретных профилей.
В число общих профессиональных дисциплин входят дисциплины, характерные для всех ИКТ-специальностей, к которым относятся такие дисциплины, как: «Информатика и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуника-
Ю. Ф. Тельнов
Предстоит серьезная работа по созданию Государственного образовательного стандарта направления «Прикладная информатика»
Ne42006
ции», «Высокоуровневые методы программирования», «Базы данных» и др.
К дисциплинам предметной области для профиля подготовки прикладных информа-тиков в экономике относятся: «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет», «Статистика», «Маркетинг» и др.
Специальными профессиональными дисциплинами являются: «Информационные системы и технологии», «Проектирование информационных систем», «Менеджмент информационных систем», «Сетевая экономика», «Управление информационными ресурсами», «Программная инженерия» и др.
Дисциплины специализаций определяют профиль подготовки специалистов для автоматизации решения прикладных задач в конкретных предметных областях, таких как: «Управление корпорациями», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет и аудит», «Налогообложение», «Электронная коммерция», «Управление знаниями» и др. В бакалавриате эти профили реализуются только на начальном уровне, в спе-циалитете и магистратуре они трансформируются в детальные специализации и магистерские программы. Таким образом, обучение студентов по прикладной инфор-
матике в бакалавриате обеспечивает фундаментальную подготовку, а в специалите-те и магистратуре — целенаправленную профильную подготовку. В магистратуре добавляется ряд дисциплин общетеоретического плана, которые направлены на развитие компетенций в части проведения исследований в области прикладной информатики.
Примерно такая же модульная структура характерна и для зарубежных учебных планов. Так, в рекомендациях Сагеег Space [16] предлагается выделять фундаментальные дисциплины, к которым в первую очередь относят такие дисциплины, как математические и технологические, соответствующие в российской классификации профессиональным дисциплинам, а также дисциплины персональных и деловых качеств, соответствующие гуманитарным и социальным, экономическим и управленческим дисциплинам. В отдельную группу выделены дисциплины предметной области. В табл. 2 показана структура учебного плана по программным модулям для различных специальностей Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в сравнении с рекомен-
Таблица2
Сравнение структуры учебных планов по ИКТ-специальностям МЭСИ с требованиями Career Space, %
ICT Curricula (Учебный план) - Career Space consortium Учебные планы ИКТ МЭСИ Математическое Автоматизиро- ... обеспечение ванные Прикладная и администри- системы информатика рование обработки (по областям) информационных информации систем и управления
Фундаментальные знания 30 15 25 23
Технологические знания 30 53 48 46
Прикладная область и системное мышление 25 25 20 21
Персональные и деловые качества 15 7 7 10
№>42006
Таблица 3
Сравнение структуры учебных планов по ИКТ-специальностям зарубежных вузов с требованиями Career Space, %
ICT Curricula (Учебный план) -Career Space consortium Fontys University of Professional Education (Information Technology) Ведущие вузы California Institute of Technology (Computer Science) Massachusetts Institute of Technology (Electrical Engineering and Computer Science)
Фундаментальные знания ЗО 14 11 2б
Технологические знания ЗО 55 бО 47
Прикладная область и системное мышление 25 26 22 21
Персональные и деловые качества 15 5 7 б
дациями Career Space, а в табл. 3 — аналогичная структура учебных планов зарубежных вузов. Анализ показывает близость структуры учебных планов МЭСИ и зарубежных вузов, и вместе с тем их неполное соответствие требованиям Career Space. Конкретное же содержание учебных модулей отличается вследствие недостаточно развитой элективной части учебных планов. В связи с переходом на двухступенчатую систему образования в рамках бакалавриата предлагается увеличить элективную часть образования. Например, для базового учебного модуля «Информационные системы» предполагается использовать такие вариативные учебные модули, как «Информационно-аналитические системы», «Системы электронных коммуникаций», «Системы электронного документооборота», «Системы поддержки принятия решений», «Системы управления знаниями» и др.
Большое значение для приобретения компетенций имеет проведение учебных, производственных и преддипломных практик, научно-исследовательская работа студентов, написание групповых курсовых ра-
бот и проектов. Идеальным в этом плане является выполнение практической работы непосредственно в ИКТ-компаниях или в их центрах компетенции. Институтом компьютерных технологий МЭСИ создана базовая кафедра «Большие вычислительные системы» в компании ЕС-Лизинг (стратегическом партнере IBM в России) и филиал кафедры Проектирования экономических информационных систем в компании 1С по специализациям «Корпоративные информационные системы» и «Бухгалтерские информационные системы», Центры компетенции Cisco и Software AG. Производственная практика проходит в таких известных компаниях и организациях, как «Галактика», PMSoft, ИНЭК, НИИ «Восход», ОРИОН и др. Все это позволяет обеспечить необходимый уровень осваиваемых студентами компетенций в рамках учебного процесса, которые определяются ГОС в части реальной практической работы.
В заключение, отметим, что разработка ГОС третьего поколения по направлению «Прикладная информатика» на основе изложенных принципов обеспечит международный уровень ВПО и высокую конкуренто-
аоняиз± ф (И
Предстоит серьезная работа по созданию Государственного образовательного стандарта направления «Прикладная информатика»
Н942006
способность на рынке труда выпускаемых бакалавров, специалистов и магистров по этому направлению.
Литература
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Тигтд)/Под науч. ред. д.п.н., профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
3. Быстров И.Е., Дудырев Ф.Ф., Коршунов В.Л., Петров В.П., Белоцерковский А.В., Козлов В.Н., Никифоров В.И., Стажков С.М., Степанов А.Л., Фотиади А.Э., Шехонин А.А. О перечне направлений высшего профессионального образования Российской Федерации для ГОС третьего поколения//Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
4. Галямина И.Г. Проектирование ГОС ВПО нового поколения//Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
5. Гиглавый А.В., Шкред А. В. Анализ контингента студентов ИКТ-специальностей в высших учебных заведениях Российской Федерации в 2005 году. http://www.irtuit.ru/research/.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 808000 Прикладная информатика. Степень (квалификация) — бакалавр прикладной информатики. М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образова-
ния. Направление 808000 Прикладная информатика. Степень (квалификация) — магистр прикладной информатики. М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
8. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетенций как результат современного образования//Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
9. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Currucula 2001: Computer Science/Пер. с англ. под ред. В.Л. Павлова и А.А. Терехова. СПб., 2002.
10. Сухомлин В.А., Тихомиров В. В. Основные принципы стандартизации ИТ-образования//Ма-териалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
11. Тельнов Ю.Ф. Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика». Сборник научных трудов Научно-методической конференции «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению “Прикладная информатика” на основе инновационных технологий и e-Learn-ing». М.: МЭСИ, 2005.
12. Цейтович К.Н. Элементы компетентност-ного подхода в определении требований к уровню подготовки выпускников высшей школы в США//Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
13. ACM K-12 Task Force Curriculum Committee. A Model Curriculum for K-12 Computer Science. ACM Press, 2004. http://csta.acm.org/Cur-riculum/sub/k12final1022.pdf; http://www.acm.org/ education/curricula.html or http://www.computer.org/ curriculum.
14. http://elfa.bham.ac.uk/ELFA/Bologna_Decla-ration_1999/european_credit_transfer_system.htm.
15. http://www.abet.org/.
16. http://www.career-space.com.