А.Е. Сатунина,
к.э.н., доцент,
Российский государственный гуманитарный университет
Систематизация профессиональных компетенций по направлению «Прикладная информатика» на основе международной программы TUNING
В статье делается попытка использования основных принципов выявления профессиональных компетенций для направления «Прикладная информатика». Одной из наиболее известных моделей компетентностного подхода к образованию является модель, разработанная в рамках программы TUNING («Настройка образовательных структур»), направленной на реализацию целей Болонской декларации на институциональном уровне и ставящей задачу «определения точек конвергенции и выработки общего понимания содержания квалификаций по уровням образования в терминах компетенций и результатов обучения».
Наблюдаемая в российском образовательном пространстве тенденция движения от понятия -квалификация- к понятию -компетенция- является не только общеевропейской. но и мировой. Эта тенденция обусловлена тем. что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не покрывается традиционным понятием профессиональной квалификации. Более адекватным становится понятие компетентности, выражающееся в совокупности системно организованных компетенций как развивающейся системы знаний, умений и навыков, а также коммуникативных и социально-моральных начал, позволяющих успешно организовывать свою профессиональную деятельность в определенной области в условиях быстро развивающегося общества. Понятие же компетенции как «стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» не дает возможности полностью перечислить и оценить необходимые для той или иной деятельности профессиональные компетенции.
Одной из наиболее известных моделей компетентностного подхода к образованию является модель, разработанная в рамках программы TUNING (-Настройка образовательных структур«), направленной на реализацию целей Болонской декларации на институциональном уровне и ставящей задачу -определения точек конвергенции и выработки общего понимания содержания квалификаций по уровням образования в терминах компетенций и результатов обучения*. В ходе работы над программой TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию, было выделены две основные группы компетенций, как результатов обучения:
Общие компетенции (инструментальные, межличностные, системные):
• инструментальные компетенции включают знания, умения и навыки, связанные с использованием современных техник принятия решений и решения проблем. способность к анализу и синтезу, коммуникации на родном и иностранном языке;
• межличностные компетенции связаны с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способность работать в междисциплинарной команде. навыки межличностных отношений и т.п.;
• системные компетенции выражаются в способности системно подходить к решению профессиональных проблем, в готовности и способности приобретать новые знания, исследовательские навыки, способности порождать новые идеи, готовности и способности применять знания на практике;
• профессиональные компетенции (бакалавра и магистра) выражающиеся в готовности и способности реализовывать: проектную, произоводственно-техно-логическую, аналитическую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность.
Здесь компетенции предстают как способности успешно проявлять сформированные внутри личности знания, умения и навыки при выполнении той или
иной работы. Используемый в данной модели термин -способность- дает возможность представить компетенции как совокупность формируемых в процессе обучения профессиональных знаний и умений, а также приобретаемых навыков межличностных отношений, умений системно воспринимать изменения, порождал» новые идеи (креативность). Причем основные отличия между уровнями бакалавров и магистров заключаются в «способности последних интерпретировать новейшие явления в теории и на практике, внести оригинальный вклад в каноны дисциплины». 13 рассматриваемом подходе предпринята попытка установить соответствие системы общих и специальных компетенций уровням подготовки, типам курсов и системе кредитов. Таким образом, от системы компетенций можно перейти к образовательным модулям и далее к учебным дисциплинам, формирующим в совокупности ту или иную компетенцию для различных уровней подготовки.
В статье делается попытка использования основных принципов рассмотренного подхода для направления «Прикладная информатика». Каждая образовательная программа нацелена на подготовку кадров в той или иной области человеческой деятельности. «Прикладная информатика» рассматривается, как прикладное направление подготовки кадров высшей квалификации, способных создавать и использовать информационные системы, как основные современные человекомашинные институты по обработке, хранению, анализу, генерации информации с целью обеспечения ею реализации человеческой деятельности в различных предметных областях. Термин 'Прикладная- используется для определения предметной области действия информационных систем (экономика, социальная сфера, культура, образование, здравоохранение, гуманитарные науки и т.п.). В настоящее время сложилась практика дробления предметных областей, что представляется нецелесообразным. Каждая предметная область должна отличаться некими общими характерными для нее характеристиками. Одними из важнейших таких характеристик яв-
ляются вид обрабатываемой информации и тип решаемых задач информационного обеспечения того или иного вида деятельности. Напомним, что в качестве основных видов информации принято выделять: тексты на естественном языке, числовую информацию, графическую. видео- и аудиоинформацию, художественные образы. А что касается типов решения задач в информационных системах, то они связаны с обработкой информации: преимущественно поиск и предоставление информации, преимущественно отчетные и аналитические задачи для принятия управленческих решений. Специалисты по направлению -Прикладная информатика» должны обладать рядом компетенций в той или иной предметной области: общие закономерности ее развития, технологии обработки соответствующих видов информации, характерные правовые аспекты, структуру, реализуемые характерные информационные и бизнес-процессы. Именно прикладной характер, нацеленность на предметные области деятельности человека отличает данную специальность от всех других ИТ-специальностей. Возможность выделить предметные области в направлении «Прикладная информатика» дает утвержденный 22 февраля 2007 г. макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающий такое понятие, как «профиль— совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание. С учетом вышеизложенного можно выделить следующие «профили» в направлении -Прикладная информатика«: «Экономика«, -Менеджмент», «Юриспруденция-, «Муниципальное управление-. -Техники и технологии», -Образование', «Здравоохранение», «Социально-культурная сфера», «Сервис», «Искусство. дизайн и архитектура», «Информационная сфера и массовые коммуникации-, -Гуманитарные науки».
Таким образом, в совокупность компетенций, требуемых по направлению «Прикладная информатика», долж-
ны быть включены в группу «профессиональные компетенции» — компетенции в предметной области (профиль). Система компетенций по направлению «Прикладная информатика- может быть представлена как система взаимосвязанных и пересекающихся компетенций, которая должна удовлетворять следующим требованиям: модульность, динамичность, оцениваемость (возможность оценить уровень достижения той или иной компетентности).
1 [елями подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Прикладная информатика» в соответствии с требованиями информатизации общества является обеспечение возможностей использования выпускников ДЛЯ:
• разработки информационных систем в определенной предметной области;
• управления и реализации проектов по информатизации объектов и процессов информационного общества;
• эксплуатации информационных систем в определенной предметной области и обеспечение необходимой информацией всех видов деятельности.
Каждая из этих сфер деятельности может быть декомпозирована на ряд требуемых для ее реализации совокупностей компетенций по реализации классических стадий жизненного цикла информационных систем и проектов:
при создании информационных систем:
а) разработка требований к ИС;
б) проектирование;
в) кодирование:
г) тестирование;
д) внедрение;
при управлении проектом информационных систем:
а) разработка концепции проекта;
б) планирование.
в) выполнение/администрирование):
г) завершение;
при эксплуатации ИС:
а) начальный (организация ИТ-сервиса);
б)выполнение/администрирование (обеспечение ИТ-сервиса);
в Завершающий (вывод из эксплуатации).
1 рушим
КО\ШСТСТТГПОСТИ
высшего уровня
Компетенции по реализации ЖЦ
Компетенции нижнего уровня
Рис. 1. Структура системы компетенций
Выпускники по направлению -Прикладная информатика- призваны реали-зовывать те стадии из перечисленных выше, которые требуют знаний в предметной области, например: анализ предметной области, разработка требований. проектирование, разработка концепций проекта ИС и т.п..
Формирование компетенций в реализации перечисленных стадий жизненных циклов требует в свою очередь компетенций на более низком уровне: в области профессиональных, фундаментальных, социально-экономических, межличностных, в предметной области.
Таким образом, может быть сформирована иерархическая структура системы компетенций (рис. 1).
Заметим, что ряд нижестоящих компетенций могут входить в различные выше стоящие группы компетенций,
Таблица 1
Матрица компетенций
причем на нижнем уровне компетенции могут принадлежать разным классам. И соответствии с компетентностной моделью 7и\7Л'(7общие (для всех специальностей) три группы компетенций: инструментальные (способности к анализу и синтезу, принятию решений, лингвистические коммуникации); межличностные (способность работать в команде, приверженность этическим требованиям. лидерство и т.п.); системные (способность учиться, способность порождать новые идеи, способность самостоятельно работать, исследовательские навыки). Компетенции нижнего уровня, наиболее связанные со всеми компетенциями вышестоящего уровня, образуют базовый уровень подготовки.
Ниже, в табл. 1, приведена матрица компетенций, иллюстрирующая выше изложенные соображения.
№ Разработка ИС Управление проектом И С Эксплуатация ИС
а б в г а б в г а б в
1 Инструментальные (коммуникации на русском и иностранных языках, общие навыки в управлении информацией и т.п.)
2 Межличностные (социально-психологические науки, практикумы, тренинги, деловые игры по профессиональным компетенциям)
3 Системные (для информатиков это знание комплекса математических наук
4 Компетенции в предметной области (знание основных типовых характеристик области применения)
Ниже в качестве примера приводится система компетенций, необходимых при управлении проектом информатизации (табл. 2).
Нахождение востребованных компетенций (результатов обучения), как считают участники проекта TUNING, повышает качество учебных программ с точки зрения их фокусированности. прозрачности целей и результатов. Со стороны организации учебного процесса в новом компетентностом формате эффективным является проектирование образовательных программ с опорой на дескрипцию (описание) результатов обучения.
Анализ описания требуемых компетенций позволяет определить необходимые для их формирования учебные дисциплины, а также уровни подготовки в требуемых рамках: бакалавр — магистр. Так для подготовки бакалавров достаточными в области реализации проектов информатизации могут являться компетенции, приведенные во втором и третьем столбцах, а для подготовки магистров дополнительно должны быть обеспечены компетенции, приведенные в первом и четвертом столбцах. То есть от бакалавров в данном случае ожидается: способность и готовность эффективно участвовать в реализации процессов управления проектами по созданию информационных систем, готовность и способность работать в команде, способность и готовность использован» современные стандарты по управлению проектами информатизации: в то время как от магистров готовность и способность принимать основные решения по организации. планированию, анализу и контролю за процессами реализации проектов информатизации.
Очевидно, следующим шагом должен являться шаг, связанный с выделением модулей (блоков) учебных дисциплин, реализующих выявленные востребованные компетенции.
Программа TUNING предлагает следующие типы учебных модулей.
Основные профессиональные модули — группы учебных дисциплин, составляющих ядро направления подготовки.
Таблица 2
Профессиональные компетенции при управлении проектами создания ИС
Стадии жизненного цикла Проекта
Инициатзация Планирование • Исполнение Завершение
1. Знать состав и структуру современных ИС. 2. Знагь жизненный цикл ИС и уметь управлять им. 3. Знать и уметь профессионалыю использовать современные ИТ. 4. Знать и уметь оцепить рынок ИТ 5. Знать стандарты на программные продукты и ИС. 6. Знать и уметь оценить критерии успеха и неудач проекта ИС. 7. Знать критерии качества и стандарты качества ИС. X. Уметь оценить качество ИС. 9. Уметь определить создаваемый продукт. 10. Уметь оце!шватьальтернативы: выбрать тип Проекта (собственная или приобретаемая НС). 1 1. Уметь выполпптьпервоначатьпыс оценки ИС: оценить ТСО Информационной системы (общая стоимость владения ИС). 12. Уметь состави ть бизнес-план на Проект ИС 1. Знать состав и структуру совремашых ИС 2. Знать и уметь профессионально использовать современные ИТ. 3. Знание стандартов жизненного цикла процессов считания ИС (ЖЦ). 4. Знать и уметь оценить рьнюк ИТ. 5. 'Знать систему метрических показателе»! НС уметь оценить процессы создания на всех стадиях ЖЦ ИС. 6. Уметь сформулировать требования к ИС. 7. Знать и уметь Оцепить стоимость и трудозатраты па ИС. X. Знать и уметь отобрать методы и технологии управления проектом ИС. 9. Выполнять моделирование ИС и процессов созда»в»я. 10. Уметь планировать внедрение и качество ИС. 11. Уметь планировать риски создаваемой ИС. 12. Знагь методы и технологии тестирования и умегь планировать покомпонентную и интегральную систему тестнрова»1ия ИС. 13. Знать математические методы оценки финансовых потоков и уметь оценить экономическую эффективность ИС\ 14. Умел» сост авить систему пооперационного перечня работ по Проекту ИС. 15. Знать методы кале»»дар»юго планирования и уметь составить график рабо т. 16. Уметь составить бизнес-план на Проект ИС 1. Знать состав и структуру современных ИС. 2. Знать»»уметь профессионально использовать современные ИТ. 3. Знание стандартов жизненного цикла процессов создания ИС(ЖЦ). 4. Знагь систему метрических показателей ИС уметь оценить процессы создания на всех стадиях Ж11 ИС. 5. Знать стандарты качест ва ИС. методы контроля качества и уметь управлять качеством ИС. 6. Уметь оценить процессы создания ИС на всех стадиях ЖЦ ИС. 7. Уметь управлять требованиями па ИС и уметь докуме»пировать процессы создаш»я ИС. X. Знать методы тестирования, уметь оргаш»зовывать тестирование и управлять процессом тестированием. 9. Знать систему рисков ИС и уметь управлять ими. 10. Владеть навыками настройки приобретенных ИТ для реали зации ко» 1крет» !ых бнз! кх-» »роцессов. 11. Уметь осуществлять ко»»гроль за выполнением ката парных планов работ. 12. Знать методы оценки финансовых потоков на ИС и уметь управлять ими. 13. Знать и уметь использовать совреме» 11 »ые саяе-средства управления проектами. 14. Уметь оценить финансовые потоки па проект ИС 1. Знать состав и структуру современных ИС. 2. Знать и уметь профессионалыю использовать современные ИТ. 3. Знание стандартов жизненною ник.и процессов создания ИС (ЖЦ). 4. Знать и уметь оценить рьнюк ИТ. 5. Знать стандарты качества ИС и уметь оценить качество ИС 6. Уметь составить спецификацию па ИС. 7 Знать методы интегрального тестирования и уметь тестировать ИС 8. Знать методы экономической эффективности ИС и уметь оцепит», ит оговую стоимость Проекта ИС и ТСО созданной ИС. 9. Уметь использовать методы принятия решений об успешном (неуспешном) завершении проекта. 10. Состав»пъ Акт о внедрении ИС
Межличностные компетенции
1. Способность к лидерству. 2. Знание закономерностей межличностных отношений и способность работы в междисцн пли »ирной кома»ще. 3. Умение организовать эффективные встречи и способность вест переговоры. 4. Способность эффективного представления результатов. 5. Способность работать и международной среде. 6. Знание законов об интеллектуальной собс 1 веппосгп и умение решал, проблемы интеллектуальной собственности 1. Способность к лидерству. 2. Знание методов оценки производительности труда и умение адекватно ее оценивать. 3. Способность отобрать»» создать команду специалистов по создан »по (адаптации) ИС. 4. Умение работать в команде. 5. Способность работать в международной среде. 6. Умение организовать эффект»»вные встречи и способность вести переговоры. 7. Планирование карьерного роста 8. Знание зако»ювоб интеллектуальной собственности и умение решать проблемы интеллектуальной 1 Умение работать в команде. 2. Знание методов оценки производительности труда и умение адекватно ее оценивать. 3. Управление изменениями. 4. Способность общаться со специалистами из другой предметной области. 5. Способность работать в международной среде. 6. Знание законов об интеллектуальной собственности и умение решать проблемы »нггеллекгуалыюй. 7. Планирование кар».ерного роста 1. Способность к лидерству. 2. Знание закономерностей межличностных отношений и способность работы в междисциплинарной команде. 3. Умение организовать эффективные встречи и способность вести переговоры 4. Способность эффективного представления результатов. 5. Способность к крит икс и самокритике. 6. Способность работать в международной среде. 7. Знание законов об шггеллекгуалыюй собственности и умение рспигь проблемы » и ггеллекгуолы юн
Инструментальные и системные компетенции
1. Знать, уметь использовать и развивать методологию системного анализа. 2. Знать, уметь моделировать информационные системы и бизнес-процессы, умегь создавать новые методы информационного и математического моделирования ИС и информациашых процессов. 3. Знать методологию теории графов и сетевого плашрования. уметь ее развивать для управления ИТ-проектами. 4. Знагь, уметь использовать и развивал, методологию принятия решений. 5. Знать и уметь использовать матема тические методы финансового анализа систем. 6. Знать теорию вероятностей и магматической статистики и уметь создавать ш ее основе методы оценивания качества управления Проектом ИС и выработки критериев оценки успешности 11роекта ИС 1. Знать и умет»» использовать методов системного анализа. 2. Знать методы моделирования и уметь моделировать процессы (»и 1 формацио»п юс, ими гашюнное модели рова 1 те). 3. Знать методологию теории графов, умегь составлять графики сетевою планирования работ. 4. Знать и уметь использовать математические методы финансового анали за информационных систем 1. Знать и уметь использовать методов системного анализа 2 Знать основы методологии моделирования б»пнес-пронессов и уметь их использовать. 3. Знать основы сетевою и календарного планирования и уметь составлять » рафики работ. 4. Знать и уме»ь использовать математические методы финансового анализа информационных систем 1. Знать »» умет»» использовать методов системного анализа. 2. Знать методы моделирования и уметь моделировать процессы (информационное. »1 миташю! 11 к>е модели рова» те). 3. Знать, уметь использовать и развивать методологию принятия решений. 4. Знать п уметь использовать математические методы финансового анализа информационных систем. 5. Знать теорию вероятностей и математической статистики и умегь создавать пасе основе мстоды оценивания качества управления Проектом ИС и выработки кри териев оценки успешности Проекта ИС
Профильный компетенции в предметная область
1. Знать цели и задачи данной предметной области и основную стратегию ее развития. 2. Знать номенклатуру ее продукгов (услуг). 3. Знать критерии качества оценю» ее продуктов (услуг). 4. Способность исследовать и уметь формулировать основные критерии успешности сознания ИС для данной предмет! юй области. 5. Знать и уметь оцепить финансовые возможности данной предметной области. 6. Способность исследовать системы показателей проекта и уметь сформулировать цели Проекта (в количественных и качественных показателях) 1. Знать цели и задачи данной предметной области и основные стратегию ее развития. 2. Знать номенклатуру ее продуктов (услуг). 3. Знать критерии качества оценки ее продукгов (услу»). 4. Знагь бизнес-процессы в данной предмет» юй области и уметь адекватно моделироват ьэтн бизнес-процессы. 5. Знать границы применимости ИТ в данной предметной области. 6. Знать и уметь оцешлъ финансовые возможности да» и юй нре.хмеп юй области. 7. Знать стратегию данной предметной области и ИТ-проекта в данной предметной области и уметь сформулировать требования к создаваемой системе 1 Знать цели и задачи данной предметно»1» области и основные стратегию ее рачв»»тия. 2. Знать номенклатуру ее продуктов (услуг). 3. Знать критерии качества оценки ее продукте в (услуг). 4. Знать бизнес-процессы в данной предметной области и уметь адекватно моделировать эти бизнес-процессы. 5. Знал. ipaiBiiibi применимости ИТ в данной предметной области 1. Знать тв ли и задачи данной пред мел юй области и основную стратегию ее развития. 2. Знать» юменкла гуру ее продуктов (услуг). 3. Знагь критерии качества оценки ее продуктов (услуг). 4. Уметь сформулировать основные критерии успешности создания ИС .тля данной предметной области. 5. Знать и умегь оценить финансовые возможности данной предметной области. 6. Знать стратегию данной предметтюй области»»ИТ-проекта в данной предмет»юй области и уметь оиен»пъадекватность внедряемой информационной системы общему стратегическому менеджменту компании
Поддерживающие модули — группы учебных дисциплин, обеспечивающих основные профессиональные модули.
Организационные и коммуникационные модули, например: иностранные языки, управление персоналом, социальная психология.
Специализированные модули — учебные дисциплины, расширяющие и углубляющие компетенции в области прикладной информатики, например: имитационное моделирование, модели принятия решений, управление знаниями и т.п.
Переносимые модули — учебные мероприятия, выстраивающие связь между теорией и практикой: курсовые работы, проекты, стажировки, практики.
Идея по формированию перечисленных учебных модулей, заложенная в программе 7Т/ММ/,
в соответствии со сложившейся в РФ традицией по разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования реализуется формировании блоков учебных дисциплин — учебных циклах: Б.1 — гуманитарный, социальный и экономический; Б.2 — математический и естественнонаучный цикл; Б.З — профессиональный , Б.4 — практика (научно-исследовательская работа), Б.5 — итоговая аттестация. Не трудно установить соответствие с предлагаемыми модулями в программе 777ММ7, если рассматривать для направления -Прикладная информатика- цикл -Математические и естественно-научные дисциплины^ как -поддерживающий модуль», а цикл -Гуманитарный, социальный и экономический», как -организационные, коммуникациониые модули».
Дескриптивный анализ выявленных компетенций на нижнем уровне позволяет также определить перечень конкретных дисциплин, обеспечивающих эти компетенции в рамках указанных циклов. Так. выявленные компетенции в приведенном выше примере по одно-
му из объектов направления -Прикладная информатика* — управление проектами создания информационных систем позволил определить минимум необходимых для их реализации учебных дисциплин по отдельным циклам. Так. в цикл -Математический и естественно-научный- следует включить следующие дисциплины: теория вероятностей и математической статистики, математическое моделирование; в цикл -Профессиональный» следует включить такие дисциплины: информационные системы, информационные технологии, программная инженерия, управление проектами: в цикл « Гуманитарный, социальный и экономический- следует включить дисциплины: менеджмент, маркетинг, экономика предприятий, социальная психология, этика деловых отношений.
Приведенный подход к формированию профессиональных компетенций выпускников по направлению «Прикладная информатика» способствует выявлению дескриптивных единиц востребованных компетенций, а. следовательно, и учебных дисциплин, которые могут их обеспечить, что в конечном итоге составляет информационную базу для работы по созданию государственного образовательного профессионального стандарта по направлению Прикладная информатика», которую совместно и согласованно проводят УМО вузов по специальности -Прикладная информатика» при МЭСИ и РГГУ. При создании проекта этого образовательного стандарта используется опыт многих вузов, ведущих подготовку специалистов в области прикладной информатики, а также опыт многочисленных работодателей. использующих труд выпускников в данной области на протяжении нескольких лет.
Работа над данным государственным образовательным стандартом уже сегодня дает основание говорить о своевременности перехода к компетентно стному подходу, так как выявление во-
стребованных компетенций, как результатов обучения ПОЗВОЛЯЮТ:
• студентам видеть, что ожидается от них;
• преподавателям сосредоточиться на будущих достижениях студентов;
• работодателям получать информацию о компетентности выпускников.
Еще не закончена работа над образовательным стандартом, а уже сейчас необходимо задумываться о дальнейшей работе, так как использование компетентного подхода при разработке государственных образовательных стандартов требует изменения структуры, формы и содержания оценочных и диагностических средств аттестации выпускников на всех уровнях обучения.
Список литературы
1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под научи, ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионал!,ного образования: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005.
3. Методические рекомендации по разработке проектов федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (проект). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
4. Тельнов Ю.Ф. О разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению -Прикладная информатика-. И Экономика, Статистика и Информатика. 2006. №1.