Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования психологической компетентности студентов направления подготовки "Сервис"'

Организационно-педагогические условия формирования психологической компетентности студентов направления подготовки "Сервис" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремкина Ирина Николаевна

Статья посвящена организационно-педагогическим условиям формирования психологической компетентности студентов, обучающихся в технологическом вузе по направлению подготовки бакалавров 100100 «Сервис». Необходимость формирования психологической компетентности бакалавров сервиса определяется содержанием профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволяет автору утверждать, что формирование конкретных компетенций возможно только на основе применения новых методов и технологий обучения, в качестве которых выступают в первую очередь интерактивные, которые являются при этом личностно-ориентированными и основанными на взаимодействии субъектов образовательной деятельности. С целью формирования психологической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис» в технологическом вузе, автором определены организационно-педагогические условия, в частности, связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью; активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение внутренней мотивации обучения; развитие самостоятельности мышления; адекватный контроль знаний и критериальность оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремкина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION "SERVICE"

Article is devoted to organizational-pedagogical conditions of formation of psychological competence of the students trained in technological high school in a direction of preparation of bachelors 100100 «Service». Necessity of formation of psychological competence of bachelors of service is determined by the contents of professional work. The theoretical analysis allows the author to confirm, that formation concrete competence, is possible only on the basis of application of new methods and technologies of training as which act first of all interactive which are thus person-focused and based on interaction of subjects of educational activity. With the purpose of formation of psychological competence of the students trained in a direction of preparation 100100 «Service» in technological high school, the author certain organizational-pedagogical conditions, in particular, connection of a studied material with the future professional work; activization of cognitive activity trained; increase of internal motivation of training; development of independence of thinking; the adequate control of knowledge and criterion appreciation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования психологической компетентности студентов направления подготовки "Сервис"»

УДК 004+159.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС»

© 2015

И.Н. Ефремкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация. Статья посвящена организационно-педагогическим условиям формирования психологической компетентности студентов, обучающихся в технологическом вузе по направлению подготовки бакалавров 100100 «Сервис». Необходимость формирования психологической компетентности бакалавров сервиса определяется содержанием профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволяет автору утверждать, что формирование конкретных компетенций возможно только на основе применения новых методов и технологий обучения, в качестве которых выступают в первую очередь интерактивные, которые являются при этом личностно-ориенти-рованными и основанными на взаимодействии субъектов образовательной деятельности. С целью формирования психологической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис» в технологическом вузе, автором определены организационно-педагогические условия, в частности, связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью; активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение внутренней мотивации обучения; развитие самостоятельности мышления; адекватный контроль знаний и критериальность оценивания.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, психологическая компетентность, компетенция, интерактивные технологии.

Социально-экономические реалии предъявляют свои требования к современному профессионалу в любой сфере, в том числе и сервиса, в связи с чем возрастает потребность в подготовке конкурентоспособных специалистов, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки методического обеспечения процесса формирования профессиональных качеств будущих бакалавров сервиса.

Поскольку сервисная деятельность относится к сфере «человек - человек», то неотъемлемой характеристикой профессионала в области сервиса является психологическая компетентность, которая включает в себя способность бакалавра сервиса воспринимать психологическую информацию, осознавать её, выстраивать на её основе систему отношений с клиентом, партнёром, принимать грамотные психологические решения. Кроме того, психологическая компетентность обеспечивает бакалавру сервиса не только общепсихологическую подготовленность, но способность к рефлексии, анализу своих сильных и слабых сторон, способность управлять своими психическими состояниями.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и поколения 3+ основываются на компетентностном подходе, который также предъявляет новые требования к подготовке выпускника вуза. Формирование компетенций, в свою очередь, требует применения новых методов и технологий обучения, которые должны не только активизировать учебную деятельность, но и нивелировать разрыв между теорией и практикой.

Отечественными авторами компетенция рассматривается как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [10], а под компетентностью понимается «основывающаяся на знаниях интеллектуально- и личностно-об-условленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» [5, с. 13].

Многими исследователями отмечается, что компетенции невозможно сформировать только путём передачи готовых знаний, они могут быть сформированы прежде всего на основе деятельности самого студента, поэтому так важно развивать у обучающегося познавательную, творческую активность. Этим обусловливается необходимость внедрения в учебный процесс интерактивных технологий и методов обучения. Авторами подчёркивается необходимость при обучении студентов использовать спектр современных образовательных технологий,

позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, умениями и навыками, но и компетенциями [4].

С точки зрения Л.А. Песковой, суть интерактивных технологий и методов обучения «состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность осуществлять рефлексию своих знаний и умений» [7, с. 11]. Существенным является и то обстоятельство, что интерактивные технологии признаются личностно-ориентированными [8] и основанными на разнонаправленном и разноуровневом взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: преподаватель - студент, студент - студент. Использование в учебном процессе интерактивных технологий позволяет, по мнению исследователей, повысить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций [2, 6, 8].

Чтобы в процессе психологической подготовки студента в вузе сформировать ключевые компетенции, важно создать определённые организационно-педагогические условия. Как отмечает Н.Н. Двуличанская, организационно-педагогические условия - это «совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающая успешное решение поставленных дидактических задач» [1]. Ин-новационность образовательной среды обеспечивается применением в учебном процессе инновационных образовательных технологий, к которым относят и интерактивные технологии.

Психологическая компетентность студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис» в Пензенском государственном технологическом университете, формируется, в частности, в рамках изучения дисциплин и модулей «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология».

Указанные дисциплины и модули способствуют формированию умений применять техники и технологии организации коммуникативного взаимодействия; интерпретировать собственное психическое состояние, анализировать и оценивать психологические состояния другого, анализировать основные индивидуальные особенности личности человека; выделять и учитывать основные психологические особенности личности потребителя; прогнозировать последствия собственных действий и эффективно принимать решения с опорой на психологические особенности личности.

С целью формирования психологической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис» в технологическом вузе были

определены такие организационно-педагогические условия, как:

- преемственность и взаимосвязь содержания изучаемого материала общей психологии, психологии личности, социальной психологии;

- связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью;

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- повышение внутренней мотивации обучения;

- развитие самостоятельности мышления;

- критериальность оценивания формируемых компетенций.

Рассмотрим возможности применения интерактивных технологий для формирования психологической компетентности с точки зрения методического и моти-вационного аспектов указанных организационно-педагогических условий.

В преподавании указанных дисциплин (модулей) интерактивные технологии реализуются в следующих формах работы:

- интерактивные лекции (лекция-беседа, лекция-визуализация; лекция с технологией «Знаю/Хочу узнать/ Узнал»);

- работа в малых группах на семинарских занятиях -в парах, мини-группах с использованием интерактивного метода «Мозаика», стратегии «Фишбоун»;

- семинары в форме дискуссий, дебатов с использованием интерактивных методов «Пресс»-метод, «Аквариум», «Круг идей»;

- метод проектов;

- тренинговые игры и упражнения.

Лекция-беседа предполагает диалог и непосредственный контакт со слушателями, позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, изменять содержание и темп изложения с учетом особенностей аудитории, расширять кругозор обучающихся.

Применение на интерактивных лекциях таких методических игровых приёмов, как «Викторина», «Вкра-плённые задания» позволяет не только сразу же оценить степень усвоения рассмотренного на лекции материала, но и развивать критическое мышление обучающихся.

Основной идеей приёма «Викторина» является использование взаимных вопросов и ответов. В определённый момент лекция останавливается, слушатели делятся на команды по 3-5 человек, членам команд предлагается сравнить свои записи и придумать три вопроса по последнему фрагменту лекции. Через несколько минут команды задают друг другу вопросы и отвечают на них. В основе приёма «Вкраплённые задания» лежит деятельность обучающихся по обработке полученной в ходе лекции информации. Лекция останавливается, делается пауза, во время которой слушатели могут предложить идею по применению информации, выразить несогласие, проиллюстрировать сформулированные в ходе лекции теоретические положения реальным или вымышленным примером, уточнить, задать вопросы.

Сопровождение изложения теоретического материала слайд-презентацией (лекция-визуализация) делает процесс мышления более активным через зрительные образы, что существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации.

По всем темам указанных психологических дисциплин (модулей) разработаны слайд-презентации, по ряду тем подобраны отрывки из научных, экспериментальных, а также художественных фильмов, мультфильмов, к которым разработаны вопросы-задания, которые разбираются в ходе лекции. Так, например, отрывок из х/ф «Битва в пути» (реж. В. Басов, 1961 г.) позволяет не только проиллюстрировать процесс формирования навыков в той или иной деятельности, но и оценить, как студенты усвоили основные понятия темы «Общепсихологическая характеристика деятельности» и могут применять

их при анализе практической жизненной ситуации, показанной в фильме [3].

Также, например, в рамках темы «Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности» после просмотра отрывков научного фильма «Я и другие» (реж. Ф. Соболев, 1971 г.), художественного фильма «Красотка» (реж. Г. Маршалл, 1990 г.) студентам предлагается проанализировать поведение его героев в конкретной ситуации и определить, какие социально-психологические явления в них представлены.

Технология «Знаю/Хочу узнать/Узнал» представляет собой частную технологию (или стратегию) более общей технологии развития критического мышления. В указанной стратегии обычно выделяют три фазы: вызов (анализ того, что обучающийся уже знает по теме); осмысление (отбор необходимой информации); рефлексия (анализ, в результате которого обучающийся осознаёт, что он узнал, а что осталось узнать). При этом роль преподавателя - уточняющая, а не направляющая, а основные формы работы - групповые. Студенты учатся соотносить «старую» информацию с «новой», выражать мысли своими словами (интериоризируют информацию); аргументировать, обмениваться идеями.

На семинарских занятиях ряд теоретических вопросов рассматривается с использованием интерактивного метода «Мозаика». Это технология обучения в малых группах. Студенческая группа разделяется на несколько малых групп, и каждая из них выполняет своё задание, разработанное для них преподавателем. Например, одна группа выбирает все понятия, термины, содержащиеся в материале, даёт им определения и пытается дать объяснение. Другая группа представляет информацию в виде схем и таблиц. Задачей третьей группы является выбрать как все уже известные по лекционному материалу, так и незнакомые, совершенно новые факты. Ещё одна группа пытается найти применение полученной информации в жизни или будущей профессиональной деятельности. Затем студенты обмениваются результатами своей работы, которые являются существенными для всех остальных, поскольку без этих результатов останутся пробелы в информации.

На семинарских занятиях при организации дискуссии целесообразно использовать «Пресс»-метод, который помогает студентам научиться аргументированно и чётко формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионному вопросу. Указанный метод может быть выражен в ПОПС-формуле (позиция - обоснование - пример - следствие). Алгоритм «Пресс»-метода включает следующие этапы - высказывания студентов:

1. «Я считаю, что» (позиция)

2. «Потому что» (обоснование)

3. «Например» (факты и аргументы)

4. «Итак, я считаю» (следствие, выводы).

Целью метода «Круг идей» является привлечение всех студентов к обсуждению проблемного вопроса, формирование умений работать в команде, обосновывать свое мнение.

Алгоритм работы предлагается следующий:

1. Постановка дискуссионного вопроса и предложение обсудить в мини-группах его аспекты.

2. Формирование мини-групп и обозначение времени обсуждения.

3. Вариант решения проблемы от каждой мини-группы с фиксацией выдвинутых идей.

4. Поведение итогов.

Для дискуссий, в частности, предлагаются следующие темы: «Ненаучность» психологии (У Джемс)»; «Человек - это «tabula rasa»? «Существуют ли гендерные различия в способностях?»

Метод «Аквариум», кроме решения дидактических задач, помогает совершенствовать навыки работы в малых группах, формировать коммуникативную культуру и развивать практическое мышление, а также способствует формированию критичности мышления студентов.

Данный метод целесообразно применять при решении психологических задач, сформулированных В.С. Мерли-ным и Е.Е. Сапоговой.

Преподаватель объединяет студентов в три-четыре подгруппы и предлагает задачи по теме семинарского занятия.

Одна из мини-групп занимает место в центре аудитории и начинает обсуждение задачи. Для этого условие задачи читается вслух, затем задача обсуждается с использованием метода дискуссии. Через 3-5 минут группа должна прийти к общему мнению.

Все остальные студенты имеют право только слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, наблюдают, после чего преподаватель выясняет у них, согласны ли они с мнением группы в «Аквариуме», было ли это мнение достаточно аргументированным, каковы иные возможные варианты решения данной задачи. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую задачу [9].

Стратегия «фишбоун» (скелет рыбы) представляет собой способ постановки и решения той или иной проблемы с применением графической техники, которая позволяет глубже проанализировать причины событий, показать связи между разными частями проблемы. Указанная стратегия представляет собой схематичное изображение скелета рыбы: голова - это проблема; верхние косточки - сформулированные причины проблемы; нижние косточки - факты, аргументы, подтверждающие наличие этой проблемы; хвост рыбы - вывод. Работу целесообразнее проводить по группам.

Студентам предлагается любая информация проблемного содержания и указанная схема «Фишбоун» для систематизации причин проблемы и поиска фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.

Применение в преподавании психологических дисциплин метода проектов обусловлено требованием современного образования - предоставить студентам возможность стать субъектом учебной деятельности. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» [2, с. 110].

Критериями оценки творческих проектов являются: полнота; профессиональная направленность (отражения специфики профессии); научность; качество и культура оформления; полнота и глубина ответов на вопросы;- качество электронной презентации.

Как показывает опыт применения метода проектов, весьма интересными могут быть проекты студентов по темам «Развитие Я-концепции. Применение теории К. Роджерса: условия для изменения личности», «Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Возможности применения теории А. Маслоу в профессиональной деятельности», «Проект предприятия сервиса с учётом личностно-возрастных особенностей потребителей», «Социализация», «Лидерство и руководство в малой социальной группе».

Постепенно осваивая все этапы работы над проектом, студенты овладевают навыками проектной деятельности, что способствует формированию проектной компетентности, необходимой профессионалу.

Применение тренинговых игр и упражнений направлено не только на усвоение знаний, полученных в лекционном курсе, но и, главным образом, на формирование

и развитие коммуникативных умений, навыков межличностного взаимодействия, рефлексии. В частности, тре-нинговые упражнения могут наглядно иллюстрировать некоторые психологические закономерности, в частности, влияние невербальных знаковых систем на восприятие собеседника, партнёра; потерю важной информации при несоблюдении основных техник слушания; для выработки техник вступления в контакт, активного слушания и регуляции эмоционального напряжения, нахождения внутренних ресурсов стрессоустойчивости при взаимодействии с клиентом (партнёром).

Использование интерактивных методов и технологий обучения способствует приобретению обучающимися не только психологических, но и «метапредметных компетенций» [11]: критического мышления, взаимодействия в группах, планирования и осуществления исследовательской деятельности, аргументирование своей позиции т.д. Весьма существенным обстоятельством применения интерактивных технологий и методов обучения является то, что коренным образом меняется характер деятельности преподавателей и студентов, их взаимоотношения. При этом все описанные формы работы предполагают отказ от традиционного информирования студентов относительно теоретических основ той или иной учебной и научной дисциплины и реализуют диалогические отношения между преподавателями и студентами.

Ещё одним важным результатом применения интерактивных технологий является развитие способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, что способствует развитию таких личностных качеств, как толерантность, ответственность за результаты совместной работы, умение вести деловое обсуждение, диалог [12-18]. А это именно те качества, которые необходимы для работы в сфере сервиса.

Критериями оценки сформированности компетенций (или их части) могут выступать:

- способность к публичной коммуникации;

- способность эффективно работать как самостоятельно, так и в команде;

- готовность к сотрудничеству, толерантность;

- способность использовать широкие теоретические и практические знания в рамках будущей профессиональной области;

- способность демонстрировать критический анализ, оценку и синтез новых идей;

- способность оценивать свою деятельность и деятельность других.

Ежегодный анонимный опрос студентов, проводимый в конце изучения каждой из указанных дисциплин, показывает, что не только темы, изучавшиеся с применением интерактивных технологий, но и сами психологические дисциплины представляются им наиболее интересными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. - 2011. - №3. - URL: Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html (дата обращения 05.02. 2015)

2. Долгих С.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин // Инновационные технологии в образовании. Выпуск №2 [Электронный ресурс] - URL: Режим доступа: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/ s12/s12_17.pdf (дата обращения 05.02. 2015)

3. Ефремкина И.Н. Опыт применения инновационных педагогических технологий в преподавании психологических дисциплин в вузе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - М. - № 4 /

2014, (часть 8). - С. 163-165.

4. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. // Международный журнал экспериментального образования, 2012. - №1, - С. 104.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Колесникова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента интерактивными методами обучения // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 - С. 1135-1139;

7. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов в интернет-обучении: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. - С. 11.

8. Рихтер Т.В. Интерактивные технологии взаимодействия как условие формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатике - URL: Режим доступа: http://novainfo. ru/archive/23/interaktivnye-tehnologii-vzaimodeystviya (дата обращения 06.03.2015)

9. Туркот Т.И. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] - URL: Режим доступа: http://uchebnikionline. com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/ metod_kolo_idey.htm#757 (дата обращения 10.03.2015)

10. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (дата обращения 10.03.2015).

11. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения 10.03.2015)

12. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

13. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 234-236.

14. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 7 (11). С. 112-116.

15. Панфилова Л.В. Влияние интерактивных средств обучения на качество подготовки будущего учителя химии // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 125127.

16. Куприянов С.В., Пересыпкина В.В. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом посредством интерактивного обучения // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 22-26.

17. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

18. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 3. С. 69-71. УДК 316.77(075.8)

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION «SERVICE»

© 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.N. Yefremkina, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and Psychology»

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Abstract. Article is devoted to organizational-pedagogical conditions of formation of psychological competence of the students trained in technological high school in a direction of preparation of bachelors 100100 «Service». Necessity of formation of psychological competence of bachelors of service is determined by the contents of professional work. The theoretical analysis allows the author to confirm, that formation concrete competence, is possible only on the basis of application of new methods and technologies of training as which act first of all interactive which are thus person-focused and based on interaction of subjects of educational activity. With the purpose of formation of psychological competence of the students trained in a direction of preparation 100100 «Service» in technological high school, the author certain organizational-pedagogical conditions, in particular, connection of a studied material with the future professional work; activization of cognitive activity trained; increase of internal motivation of training; development of independence of thinking; the adequate control of knowledge and criterion appreciation.

Keywords: organizational-pedagogical conditions, psychological competence, the competence, interactive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.