УДК 378
А.А. Шакуров
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)
МЕ ТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В учреждениях высшего образования усилия педагогического сообщества направлены на создание условий, способствующих как повышению качества профессиональной предметной подготовки студентов, так и их личностному развитию. В статье затрагивается проблема практического создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор рассматривает педагогический процесс как целостное явление, все компоненты которого взаимосвязаны, и их реализация влияет на конечный результат подготовки квалифицированных специалистов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА; КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; РЕФЛЕКСИВНОСТЬ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА; МЕЖСУБЪЕКТНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ
Модернизация всех сфер жизни общества требует личности, обладающей новым типом аналитического мышления, способной успешно решать не только жизненные, но и профессиональные проблемы. Сейчас основной целью высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных работников, соответствовующих требованиям государственного заказа и рынка труда. При этом выпускники должны свободно владеть своей профессией, быть мобильными внутри своей отрасли/ профиля, готовы к самостоятельности, принятию нестандартных решений и творческой самореализации. В данном аспекте целью подготовки современных бакалавров является развитие аналитических, управленческих и творческих способностей, а также формирование у них соответствующих компетенций и навыков самообразования.
Если рассматривать процесс обучения экономическим дисциплинам при подготовке бакалавров как систему, то успешное ее функционирование и развитие невозможно без соблюдения определенных условий соблюдения междисциплинарных связей. Следовательно, формирование профессионально - ориентированных компетенций в рамках нашей системы будет проходить более рационально и эффективно при создании и соблюдении специального комплекса педагогических условий.
Этимология понятия «условия» позволяет трактовать его следующим образом. В словаре Д.И. Ушакова мы можем найти следующее определение: «условие - 6. Обстановка для какой - н. деятельности, обстановка, в которой
происходит что - н. 7. То, что делает возможным что - н. другое, от чего зависит что - н. другое, что определяет собой что - н. другое II Положение, лежащее в основе чего - н., определяющее что - н.» [1: 1013].
Философский энциклопедический словарь под редакцией Е.Ф. Губского трактует «условие» следующим образом: «условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия» [2].
В педагогике под «условием» принято понимать совокупность факторов, мер и обстоятельств, которые существенным образом влияют на эффективность работы педагогической системы.
Что касается образовательного процесса, то создание специфического комплекса условий будет неотъемлемо связано с педагогическим аспектом, т.е. выявлением и созданием обстоятельств, которые должны обеспечивать эффективность использования имеющихся у преподавателя технологий обучения. Следовательно, применительно к системе образования, опираясь на мнение таких исследователей как А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и др., мы можем рассматривать педагогические условия как совокупность мер, способствующих успешному протеканию учебного процесса и созданию педагогически комфортной среды.
И.А. Федякова понимает под педагогическими условиями «конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно - воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности), учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях» [3].
В процессе обучения понятие «педагогические условия» сближается с понятием «педагогический процесс», так как это обусловлено тем, что именно в педагогическом процессе создаются условия с целью его оптимизации. «Педагогический процесс - это целостный учебно -воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности» [4]. Таким образом, мы можем трактовать «педагогический процесс» как постоянно меняющуюся педагогическую систему, которая направлена на развитие личности студента и его потенциала.
Элементами педагогической системы являются следующие (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.М. Столяренко):
- цели и задачи;
- субъект (преподаватель) и объект - субъект (студент) в их взаимодействии (межсубъектность отношений);
- условия и принципы построения работы со студентами;
- организация, технологии, способы и методы обучения;
- контроль (выбор критериев оценки) и коррекция;
- конечные результаты.
Соответственно, эффективность педагогического процесса определяется совокупностью «влияния проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, личности преподавателя [5: 290].
Под педагогическими условиями мы понимаем определенную организацию процесса обучения специальным экономическим дисциплинам в совокупности с созданием необходимых педагогических мер (средств, методов и форм организации учебного процесса), направленных на педагогическое взаимодействие преподавателя и студента с целью формирования профессиональных компетенций.
Совокупность педагогических условий определяется: во - первых, целями обучения; во - вторых, выбором основных образовательных программ, подходов и технологий обучения; в - третьих, спецификой среды с ее организационными условиями, в которых осуществляется процесс обучения.
Таким образом, при выявлении комплекса педагогических условий как их совокупности для повышения уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов мы учитываем:
- методологические подходы;
- требования рынка труда и государства;
- особенности и специфику процесса преподавания экономических дисциплин;
- перспективы развития системы образования в реальном учебном процессе при преподавании дисциплин экономического цикла.
На основании вышесказанного и анализа теоретических источников (В.Г. Афанасьев, Л.П. Качалова, В.С. Лазарев, Т.Ф. Лошакова, Л.М. Плахова, В.И. Слободчиков) мы считаем, что комплексом педагогических условий с характерными параметрами для системы формирования профессиональных компетенций у студентов, являются следующие условия:
1) педагогически комфортная образовательная среда, т.е. создание благоприятных условий для формирования и развития профессиональной маркетинговой компетентности. По мнению Т.Ф. Лошаковой понятие комфортной среды трактуется как «совокупность условий, которые определяют благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса» [6]. Необходимо отметить, что неотъемлемой частью педагогически комфортной среды является создание творческой, психологически благожелательной атмосферы в группе для содействия самореализации всех студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам. Это предполагает принцип равного общения между всеми участниками образовательного процесса для обоюдного сотворчества;
2) рефлексивность самоорганизации творческой самостоятельности студентов, т. е. развитие у них не только интеллектуальной мобильности, но и психолого-эмоциональных возможностей;
3) импровизация, т. е. это некий способ создания поля действенного постижения учебного материала через творческий потенциал преподавателя и студентов. В процесс преподавания экономического цикла дисциплин необходимо вовлечь студентов в творческую деятельность с помощью проблемных лекций и кейс -методов для получения нестандартных, оригинальных решений и формирования нешаблонного мышления. При этом преподаватель также должен быть вовлечен в совместный творческий поиск. Л.П. Качалова в своей работе отмечает, что педагогическая импровизация мотивирует студентов к получению новых знаний и умений, определяет целенаправленное включение студентов в процесс обучения и способствует их творческой самореализации [7];
4) открытость системы обучения, т. е. ее взаимодействие с внешней средой. Любая система состоит из объектов, их свойств и связей между ними. В.С. Лазарев отмечает следующие системные объекты: вход, выход, процесс, условия и обратную связь.
«Вход» - это все необходимое для непрерывного протекания процесса. В системе педагогических условий элементами входа будут являться непосредственно субъекты образовательного процесса (студенты, преподаватели) и ресурсы (учебно - методические, материально -техничекие, нормативные, информационные).
«Выход» - результат процесса обучения. То есть в процессе обучения и формирования профессиональных компетенций на выходе должны оказаться студенты/бакалавры, владеющие данной компетентностью в процессе межсубъектного взаимодействия и использования всех ресурсов.
«Процесс» - это все происходящие отношения между входом и выходом, т.е. это преобразования, которые происходят между входом и выходом внутри системы обучения в процессе формирования профессиональных компетенций.
«Обратная связь» - это обеспечение соответствия между фактическим и запланированным результатом. То есть обратная связь осуществляется через проверку остаточных знаний и умений, что позволяет преподавателю отследить динамику обучения и уровня сформированности заданной компетенции.
«Условия» - совокупность норм, правил и требований, установленных к выходу из данной системы обучения.
5) субъектность обучения - это взаимодействие субъектов образования (преподавтель - студент) в процессе формирования профессиональных компетенций. В процессе педагогической деятельности и формирования профессиональных компетенций, преподавателю необходимо повышать не только знания и умения студентов, но и их роль в происходящих социальных преобразованиях.
Субъектами педагогической деятельности являются преподаватель и студент.
Преподаватель в процессе обучения дисциплинам экономического цикла в контексте формирования профессиональных компетенций должен
содействовать самостоятельной, сознательной и целенаправленной работе студентов по овладению необходимого комплекса дисциплин. Это нужно для успешного применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности.
Студент как субъект обучения есть система отношений между преподавателем и другими людьми по овладению им знаний и умений в области управления, экономики и маркетинга в отрасли и реализуемая впоследствии в профессиональной деятельности.
Мы приходим к выводу о том, что преподаватель и студент должны выступать субъектами совместной творческой деятельности, в процессе которой один дополняет деятельность другого, сохраняя при этом индивидуальность своих действий.
Для создания взаимодействия между преподавателем и студентом необходимо создать следующие условия:
- активное включение студентов в процесс обучения через
индивидуальные задания, обсуждение проблемных, актуальных
вопросов экономики и маркетинга на всех этапах организации
занятий;
- постоянный контроль успеваемости студентов с наличием обратной
связи;
- партнерское, равноправное общение.
Таким образом, в результате совместной межсубъектной работы в процессе педагогической деятельности будет достигнуто сотрудничество и взаимопонимание, что скажется на профессиональной подготовке студентов.
6) включенность студентов, в проектировочную творческую деятельность, которая является самостоятельной деятельность студентов, направленной на углубленное усвоение учебных программ экономического цикла дисциплин через создание проекта (реферата/ курсового/ дипломного проекта), его соответствующего оформления и публичной защиты. Данное условие обусловливается глубиной исследуемого материала, формированием учебных умений и компетенций, а также влияет на развитие психологических и личностных качеств студентов в процессе самостоятельной поисково -исследовательской учебной деятельности. Ключевым моментом в реализации данного условия является то, что проблемы учебного творческого проекта должны быть лично значимы для студента.
7) интегративность как педагогическое условие выступает в качестве взаимосвязанных компонентов внутри системы обучения и формирования профессиональных компетенций у студентов.
Следовательно, мы считаем, что формирование профессиональных компетенций у студентов требует создания определенных педагогических условий и подходов с разработанной методологической базой, включающей в себя все необходимые структурно-функциональные компоненты. Такими подходами выступают личностно-ориентированный и системно-деятельностный, которые задают основные ориентиры образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. / Д.Н. Ушаков. - М., 2004.
2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. - М.: Инфра-М, 2005. - 576 с.
3. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / И.А.Федякова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
4. Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rammstein100.narod.ru/m4/m4_3.html
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие для вузов / А.М.Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.
6. Лошакова Т. Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: монография. - Екатеринбург, 2001. - 269 с.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
Шакуров Андрей Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная филология» Гуманитарного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Shakurov Andrey A. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN STUDENTS OF MODERN UNIVERSITY
In institutions of higher education teaching community's efforts are aimed at creating an environment conducive to both improving the quality of students' vocational training in the subject and their personal development. The article addresses the issue of the practical creation of pedagogical conditions of building students' professional competence. The author examines the pedagogical process as an integral phenomenon, whose components are interrelated, and their implementation influences the final result of training qualified specialists.
PEDAGOGICAL CONDITIONS; PEDAGOGICAL SYSTEM; COMPETENCE APPROACH; PROFESSIONAL COMPETENCE; REFLEXIVITY; PEDAGOGICAL ENVIRONMENT INTERSUBJECTIVE RELATIONS
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016