Научная статья на тему 'Характеристика педагогических условий профессиональной подготовки студентов технических специальностей'

Характеристика педагогических условий профессиональной подготовки студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / TEACHING CONDITIONS / TRAINING OF ENGINEERING STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорнова Анна Юрьевна, Нагорнов Юрий Сергеевич

В статье дается определение педагогического условия профессиональной подготовки студентов технических специальностей. Проанализированы общие, частные и специфические условия профессиональной подготовки студентов технических специальностей. Особое внимание уделяется рассмотрению группы специфических условий, к которым относятся: аксиологическая направленность процесса профессиональной подготовки будущих педагогов; совершенствование организации процесса профессиональной подготовки; реализация личностно ориентированного подхода к студентам в процессе профессиональной подготовки; осознание студентами перспективы будущей профессиональной деятельности; организацию педагогического взаимодействия между обучаемыми и педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагорнова Анна Юрьевна, Нагорнов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERING STUDENTS

The paper provides a definition of training teaching conditions of engineering students. Analyzed in general, particular and specific conditions of the engineering students training. Special attention is paid to the group of the specific conditions, which include: axiological orientation process of training of future teachers; improving the organization of the training; implementation of individually oriented approach to students in training; awareness of student perspectives of future professional activity; organization of pedagogical interaction between students and teacher.

Текст научной работы на тему «Характеристика педагогических условий профессиональной подготовки студентов технических специальностей»

УДК 37.015.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю.

В статье дается определение педагогического условия профессиональной подготовки студентов технических специальностей. Проанализированы общие, частные и специфические условия профессиональной подготовки студентов технических специальностей. Особое внимание уделяется рассмотрению группы специфических условий, к которым относятся: аксиологическая

направленность процесса профессиональной подготовки будущих педагогов; совершенствование организации процесса профессиональной подготовки; реализация личностно ориентированного подхода к студентам в процессе профессиональной подготовки; осознание студентами перспективы будущей профессиональной деятельности; организацию педагогического взаимодействия между обучаемыми и педагогом.

Ключевые слова: педагогические условия; профессиональная подготовка студентов технических специальностей.

FEATURES OF TEACHING CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERING STUDENTS

Nagornov Y.S., Nagornova A.Y.

The paper provides a definition of training teaching conditions of engineering students. Analyzed in general, particular and specific conditions of the engineering

students training. Special attention is paid to the group of the specific conditions, which include: axiological orientation process of training of future teachers; improving the organization of the training; implementation of individually oriented approach to students in training; awareness of student perspectives of future professional activity; organization of pedagogical interaction between students and teacher.

Keywords: teaching conditions; training of engineering students.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№14.B37.21.0127)

Для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов технических специальностей необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать успешному функционированию каждого компонента данного процесса.

Л.С.Выготский подчеркивал, что важно «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [5, с. 55].

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки студентов технических специальностей, уточним, что же понимается нами под таковыми. В научной литературе существуют различные точки зрения. В.И.Даль под условием понимает предположительную зависимость от тех или иных обстоятельств или фактов [6, с. 512].

Н.М.Борытко педагогическое условие определяется как внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного результата [3].

По мнению В.И.Андреева, педагогические условия являются результатом «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [1, с. 124].

Опираясь на данные определения, под педагогическими условиями профессиональной подготовки студентов технических специальностей мы подразумеваем целенаправленно организованную преподавателем педагогическую среду, систему педагогических средств, комплекс педагогических взаимодействий.

Процесс профессиональной подготовки студентов технических специальностей базируется на системном единстве общих, частных и специфических педагогических условий.

К группе наиболее общих условий относится методологическое, организационно-управленческое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки.

В научной литературе методологию принято рассматривать как учение о методах научного познания и преобразования мира. В своих трудах П.И.Пидкасистый говорит о том, что педагогическое исследование невозможно грамотно провести без методологических знаний. Такая грамотность есть овладение методологической культурой. В содержание методологической культуры входят методологическая рефлексия как умение анализировать собственную научную деятельность и способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Владение методологической культурой предполагает знание методологии социального знания и умение применять это знание в процессе решения профессиональных ситуаций. При этом составными частями данной культуры являются: конструирование и проектирование процесса учебной деятельности; осознание, формулирование и творческое решение профессиональных задач;

методическая рефлексия. Именно эти составляющие гарантируют высокий уровень профессиональной деятельности будущего специалиста и характеризуют его как творческую личность.

Наличие методологической культуры у обучаемых прежде всего предполагает следующие умения: 1) умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; 2) умение выдвигать предположение и мысленно представлять себе последствия его реализации; 3) умение распределять решение задачи на шаги в оптимальной последовательности и т.п. При этом главным признаком методологической культуры студента является умение и желание применять научные знания для анализа и совершенствования своей работы. Обучаемый должен представлять, как связаны наука и практика, какое место он занимает в системе этой связи и какое применение в его практической работе могут найти методы исследования.

Таким образом, методологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов технических специальностей подразумевает использование определенной совокупности знаний для обоснования программ исследовательской деятельности обучаемых, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.

К таким знаниям прежде всего относятся общефилософские положения. Вторая составляющая методологического обеспечения - общенаучная методология. Третья - знания, которые были получены в результате методологических исследований в области педагогики. Задача данных знаний - выявление тенденций и закономерностей развития теории обучения и воспитания, а также принципов повышения качества и эффективности психолого-педагогических исследований. Четвертая составляющая методологического обеспечения - специально-научная теория, имеющая в том числе методологическую функцию по отношению к более частной теории. Пятая составляющая - методологическая рефлексия, представляющая собой размышления будущего специалиста о применяемых им способах научного познания.

Организационно-управленческое обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов технических специальностей создаёт реальные предпосылки для эффективного управления им. Современный подход к критериям оценки эффективности управленческой деятельности подразумевает расширение и уточнение функций управления - информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-

исполнительской, контрольно-диагностической и коррекционно-регулятивной.

Несомненно, что для повышения эффективности подготовки в вузе необходимо производить сбор и анализ необходимой информации, её учёт и хранение, применять современные методы сбора информации, которые адекватны целям управления процессом профессиональной подготовки студентов. Анализ проблемы формирования знаний, умений и навыков по общетехническим дисциплинам является основой установления причинно-следственных связей при организации профессионального обучения, принятия обоснованных управленческих решений. Критерий целевой направленности - взаимосвязь практикоориентированных общественно и личностно-значимых целей, которые направленны на профессиональную подготовку студентов, их профессиональную адаптацию. Прогностическая направленность планирования процесса профессиональной подготовки студентов технических специальностей включает в себя наличие модели, содержащей ближние, средние и дальние прогнозы деятельности, а также задачи преподавателей вуза по формированию профессиональной компетентности личности. Организационно-исполнительная управленческая деятельность подразумевает организацию личного труда преподавателя по профессиональному обучению в вузе. Контрольно-диагностическая деятельность есть контроль за ходом и результатами процесса профессиональной подготовки будущих специалистов [10].

Реализация задач эффективной профессиональной подготовки студентов технических специальностей требует решения вопросов не только организаци-

онно-управленческого, но и материально-технического обеспечения процесса обучения будущих специалистов.

Современные профессионально-образовательные потребности студентов вуза выдвигают новые требования к наличию материально-технической оснащенности и, прежде всего, информационной поддержки обучения (библиотека, компьютерная система, выход в Интернет и т.п.). Таким образом, в Тольяттин-ском государственном университете необходимо создание материальной базы, которая представляла бы собой цельный блок, состоящий из методической литературы, разнообразного дидактического материала по проблемам педагогической коррекции. Кроме этого должны быть разработаны четкая структура и режим использования материальной базы для совершенствования практических занятий. Материальное обеспечение должно стать составной частью образовательного процесса, так как материально-технические средства являются насущной необходимостью для профессиональной подготовки студентов технических специальностей.

Одним из важнейших и необходимых условий повышения эффективности профессиональной подготовки студентов является кадровое обеспечение.

Очевидно, что содержание профессиональной подготовки будущих специалистов должно определяться целями и задачами учебного процесса в высшей школе. В соответствии с этим подготовка студентов должна быть обеспечена высоким мастерством педагогических кадров, способных к реализации и реализующих следующие функции:

- образовательную - освоения общекультурных, профессиональных и предметных знаний;

- развивающую - развития интересов, потребностей, наклонностей и способностей студентов;

- воспитательную - формирования профессионально значимых качеств личности, социально-значимых мотивов и потребностей студентов в профессиональной деятельности;

- компенсирующую - устранения несовершенств предыдущей подготовки студентов;

- стимулирующую - побуждения к дополнительному образованию и самостоятельной практической деятельности;

- актуализирующую - осознания важности и выявление резервов профессионального развития;

- защитную - повышения уровня социальной защищенности будущих специалистов.

Для их обеспечения образовательная программа и структура подготовки студентов технических специальностей могут быть построены с учетом следующих принципов:

- системности и интегративности образования, трудовой и технологической подготовки и творческой деятельности студентов;

- многопрофильности и многоуровневости подготовки студентов по основным направлениям профессиональной деятельности на основе интеграции различных этапов и разделов профессионального образования;

- дискретности и непрерывности блочно-модульного построения взаимосвязанных курсов и циклов обучения;

- фундаментальности и вариативности федеральной, региональной и гуманитарной составляющих программы подготовки специалиста.

Необходимость методического обеспечения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов очевидна, поскольку методическая оснащенность является одним из условий эффективности и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов. К методическому относится и нормативное обеспечение - документы, определяющие функциональное назначение, содержание и организационные аспекты процесса преемственности в непрерывном профессиональном образовании. Оценивая эффективность методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов, необходимо выделить такие его разновидности, как: информационно-

методическое, нормативно-методическое, технологическое, программное. Методическое обеспечение преемственности непрерывного профессионального образования представляет собой целую систему, координирующую и интегрирующую такие сферы, как самообразование и образование, самореализация и самопознание, включающую в себя внедрение и апробирование в педагогическую практику эффективных методик, моделей и технологий, подсистему просвещения, информирования и обучения преподавателей, совместный анализ качества деятельности и её результатов, отслеживание (мониторинг), обобщение и распространение эффективного опыта профессиональной подготовки в условиях вузовского обучения. Методическое обеспечение призвано сориентировать студента в содержании учебного процесса и наиболее эффективных методах его осуществления. Оно направлено на совершенствование методики преподавания, инновации в технологии обучения и его эффективный контроль.

На базе общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают особенности процесса профессиональной подготовки студентов технических специальностей. К данным условиям относятся: реализация структурнофункциональной модели профессиональной подготовки студентов технических специальностей; разнообразие методов и форм профессиональной подготовки; определение критериев, уровней и показателей профессиональной подготовки в вузе и т.д.

К группе специфических условий, основывающихся на вышеперечисленных группах условий, мы относим: аксиологическую направленность процесса профессиональной подготовки студентов технических специальностей; совершенствование организации процесса профессиональной подготовки; реализацию личностно-ориентированного подхода к студентам в процессе профессиональной подготовки; осознание студентами перспективы будущей профессиональной деятельности; организацию педагогического взаимодействия между обучаемыми и педагогом.

Важным условием любого прогрессивного процесса обучения является его аксиологическая направленность. Так, А.Дистервег утверждал, что возможность качественного выполнения профессиональных действий во многом зависит от набора профессиональных ценностей специалиста, который должен «служить примером организованности, точности, добросовестного выполнения своих обязанностей» [7, с. 317]. А.Дистервег подчеркивал также необходимость интериоризации этой системы, их «присвоения», преобразования сознанием в некий внутренний стандарт человеческого поведения и отношений. Для выполнения своих обязанностей будущему специалисту необходимо признавать их своими, внутренне быть с ними согласным.

В структуре профессиональной подготовки студентов технических специальностей ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты системы. Ценности в данном случае - это духовные феномены, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами человеческого поведения и формирования жизненных и профессиональных установок обучаемых.

Развитие личности будущего специалиста осуществляется эффективнее в условиях, когда приоритетным в содержании профессиональной подготовки является аксиологический компонент, который подразумевает необходимость приобщения студентов к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях и их природе, механизмах развития и способах функционирования, а также о профессиональных ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного специалиста

Наряду с проблемой выбора той или иной системы ценностей, существует и проблема их иерархичности. Приоритетными ценностями современной профессиональной подготовки являются национальные ценности, зависящие от достижений национальной культуры, искусства, науки.

Для принятия студентом в качестве ведущих идеалов, норм и установок будущей профессиональной деятельности гуманистических ценностей, включающих общечеловеческие и национальные ценностные приоритеты, необходимо переживать и проживать, о утверждать и отстаивать указанные ценности в продуктивной и социально полезной творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки. Будучи признанными, проявленными в субъектноличностной деятельности и потребностно-эмоциональной сфере, ценности прямо влияют на становление мастерства и профессионализма будущего специалиста.

Одной из ведущих предпосылок повышения эффективности образования студентов является совершенствование организации процесса их профессиональной подготовки.

Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как утверждают многие исследователи, должна моделироваться будущая профессиональная деятельность.

Видение перспектив будущей деятельности обусловливает специфические особенности организации и содержания профессионального обучения студентов, к числу которых относится необходимость активизации познавательной деятельности обучаемых, содействие развитию познавательных возможностей, стремлению обучающихся непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, расширять свой кругозор.

Как утверждают А.А.Вербицкий и Н.А.Бакшаева, организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную ... предполагает и смену предметов деятельности»[4, с. 79].

А.А.Вербицкий подчеркивает, «для достижения целей формирования, точнее «выращивания» личности профессионала .необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональ-

ный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов» [4, с. 78].

Данное условие предусматривает такую подготовку преподавателя к занятиям, которая обеспечивает достаточную активизацию познавательной деятельности студентов. Преподаватель при подготовке к занятиям должен планировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, стремиться к ее максимальной активизации.

Как пишет Н.Ф.Белокур, «суть активизации познавательной деятельности заключается в развитии мысли, в непрерывности ее, в переходе от более простых к более сложным формам мышления; от действий по образцам к самостоятельным творческим видам деятельности. Активизировать мыслительную деятельность - значит изменить ее направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамичный, гибкий характер, т.е. внести качественные изменения в дальнейший процесс развертывания мыслей» [2, с. 40].

Таким образом, активная познавательная деятельность по усвоению профессиональных знаний и умений влияет на процесс профессионального самоопределения, что отражается на качестве подготовки специалистов. Если профессиональный интерес и познавательный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, то результатом их взаимодействия является формирование профессиональной направленности личности.

Важным условием повышения эффективности профессиональной подготовки студентов технических специальностей выступает реализация личностноориентированного подхода к студентам.

Процесс учения индивидуален и предполагает использование различных форм, методов обучения и способов деятельности обучаемых с учетом их личностных особенностей. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели тре-

буется отказ от такой организации профессионального обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний, (присвоение и потребление знаний), а не к его производству.

Учение должно представлять собой такую деятельность, в ходе которой студент не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, где в центре - личность, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого. По сути дела, речь идет о выработке субъектного опыта деятельности.

В научной литературе проблема личностно-ориентированного подхода увязывается с проблемами личностно-ориентированного обучения, в процессе которого важно предоставить каждому обучаемому, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. Различные стороны проблемы личностно ориентированного обучения исследуют психологи В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Б.Д.Эльконин, И.С.Якиманская, педагоги

Н.Г.Алексеев, Е.В.Бондаревская, Г.И.Железовская, Б.Б.Косов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.

Личностно-ориентированный подход к студентам имеет ряд особенностей, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности обучаемых и преподавателей, особый тип взаимодействия и взаимоотношений между ними, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности, выступающий в качестве важнейшей предпосылки развития личностных показателей.

Сущность личностного подхода наиболее полно раскрывается в работах

В.В.Серикова, который включает в него цели, содержание образования, методы обучения. В.В.Сериков считает, что образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития.

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов технических специальностей заключается в предоставлении обучаемым возможности проявить избирательность к предметному материалу, организационным формам и методам обучения.

Эффективность профессиональной подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.

Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения.

«В таких образовательных процессах, - как считает Н.Б.Крылова, - акцент делается не на объяснение ученикам «знания», а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания» [8, с. 22].

Учение приобретает личностную значимость для каждого учащегося в связи с тем, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. А.К.Маркова утверждает, что смысл учения - это сложное личностное образование, он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся и предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя [9, с. 11].

Это условие выдвигает свои требования к проектированию целей профессиональной подготовки студентов технических специальностей, что означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться препода-

ватели в совместной деятельности с обучающимися. Наилучшие результаты могут быть достигнуты в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется взаимное принятие путей его достижения.

Цели опираются на потребностно-мотивационную сферу в процессе развития личности. Каждая новая цель влечет изменение мотивационной сферы и создает возможности изменения или постановки новой цели. Психологические исследования показали, что процесс зарождения и развития цели идет: 1) от цели к мотиву и 2) от мотива к цели. Таким образом, выделяются важнейшие функции цели - регулятивная и мотивационная.

Чтобы цели приобрели особо важное значение для обучаемого, выполняли ведущую роль в работе внимания, памяти, мышления и других психологических показателях личности, они должны быть четкими и конкретными. Также преподаватель, осуществляющий профессиональную подготовку, должен осознать цели, которые позволят ему: 1) ориентироваться и учитывать реальные учебные возможности каждого студента выполнить те или иные действия в соответствии с заданными целями и условиями; 2) определить систему знаний, основных умений и навыков, которыми надлежит вооружить студентов; 3) обосновать требования к уровням усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков; 4) руководствоваться четкими критериями, определяющими качество профессиональной подготовки студентов; 5) оптимально выбрать формы и методы обучения.

Следовательно, процесс профессиональной подготовки студентов технических специальностей обусловлен конкретными целями, которые могут стать мотивами, внутренними стимулами.

В ходе профессионального становления специалиста большую роль играет организация педагогического взаимодействия между обучаемыми и педагогом.

В современных условиях развития образования, где на первый план выступает проблема развития личностных качеств обучающихся, ощущается не-

обходимость в преподавателе, который на основе учета меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе профессионального образования может наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Поэтому одной из приоритетных задач любого преподавателя является создание новой системы отношений и организация совместной деятельности со студентами.

Взаимодействие педагога и учащихся является предметом многих исследований. Одни исследователи говорят о педагогическом взаимодействии (Ю.К.Бабанский, И.Б.Котова, Е.И.Рогов, Е.Л.Федотова, Е.Н.Шиянов), другие -о воспитательном взаимодействии (Н.М.Борытко, И.А.Колесникова, Е.М.Сафронова), третьи - о диалогическом взаимодействии (М.С.Байматова), четвертые - о межсубъектном взаимодействии (В.В.Горшкова). Несмотря на различия в определениях, вследствие того, что каждый автор выделяет свои основания, можно выделить общий вывод о том, что в процессе такого взаимодействия имеет место обоюдный характер позитивных изменений, что является его сущностной характеристикой.

Выявляя совокупность педагогических условий повышения эффективности профессиональной подготовки студентов технических специальностей, нельзя не отметить необходимости выполнения дидактических условий: четкое определение образовательных задач на каждой ступени профессионального образования и их соотнесение со смысловой сферой и ценностными ориентациями студентов; оптимизация содержания вузовской подготовки с учётом профессиональных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной и профессиональной деятельности, целесообразное сочетание их разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры занятия; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью обучаемого; мастерство проведения занятия; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля, управления и др. Учет данных условий, по нашему мнению, позволяет полно и всесторонне

анализировать то или иное явление, влияющее на ход и результат процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, рассматривая его воздействие с точки зрения каждого структурного компонента педагогической системы.

Кроме общедидактических условий эффективной организации процесса подготовки студентов технических специальностей, необходимо предъявлять воспитательные требования к его организации: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на занятиях и потенциала вуза; воспитание на общечеловеческих ценностях, культурных традициях общества. Воспитание в данном контексте должно выступать механизмом социализации личности, обусловливаться общественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им профессиональном развитии личности, нейтрализовать или ослаблять стихийные, негативные воздействия на неё со стороны социума. Именно воспитание в вузе способствует развитию характеристик личности, обеспечивающих успешную дальнейшую профессиональную деятельность: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между собственными ценностями и требованиями к социальной роли (при избирательном отношении к последней); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В целом рассмотренные выше общие, частные и специфические условия представляют собой единую совокупность, позволяющую значительно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов технических специальностей.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока // Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск, 1980.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.

4. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

6. Даль В.И. Условие /В.И.Даль // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русс. яз., 1990. Т.4. С. 456-530.

7. Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1967.

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.

10. Нагорнова А.Ю. Условия профессиональной подготовки будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011, № 3 (16). С. 223230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: a training course for creative self]. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2000.

2. Belokur N.F. O povyshenii effektivnosti metodiki uroka [On improving the technique lessons]. Putipovy-sheniya effektivnosti obucheniya v shkole. Chelyabinsk, 1980.

3. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noy deyatel'nosti [In the space of educational activities]. Volgograd: Peremena, 2001.

4. Verbitskiy A.A., Bakshaeva N.A. Razvitie motivatsii studentov v kontekst-nom obuchenii [Development of students' motivation in learning context]. M., 2000.

5. Vygotskiy L.S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy [The development of higher mental functions]. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1960.

6. Dal' V.I. Uslovie [Condition]. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo veliko-russkogo yazyka, 1990. Vol. 4. pp. 456-530.

7. Disterveg A. Izbr. ped. soch [Pedagogical works]. M.: APN RSFSR, 1967.

8. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [Cultural Studies education]. M.: Narodnoe obrazovanie, 2000.

9. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of learning motivation in school age]. M.: Prosveshchenie, 1983.

10. Nagornova A.Yu. Usloviya professional'noy podgotovki budushchikh pedagogov k korrektsii psikhicheskikh sostoyaniy uchashchikhsya [Training opportunities for future teachers to correct students' mental states]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa 16, no. 3 (2011): 223230.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Нагорнова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ НИЧ

Тольяттинский государственный университет Белорусская, 14, г. Тольятти, Самарской обл., 445667, Россия rq-georg@rambler. ru

Нагорнов Юрий Сергеевич, кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ НИЧ

Тольяттинский государственный университет Белорусская, 14, г. Тольятти, Самарской обл., 445667, Россия rq-georg@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Nagornova Anna Yurevna, candidate of pedagogical sciences, senior researcher Ph.D., docent

Togliatti State University

14, Belorusskaya-St., Togliatti, 445667, Russia

rq-georg@rambler. ru

Nagornov Yuri Sergeevich, candidate of physical and mathematical sciences, senior researcher

Togliatti State University

14, Belorusskaya-St., Togliatti, 445667, Russia

rq-georg@rambler. ru

Рецензент:

Арябкина И.В., д-р пед. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.