Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников'

Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIAGNOSTIC / INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION / PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / PROGNOSTIC AND DESIGN SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Маргарита Маратовна

Реформа высшего педагогического образования и реализация идей личностно-ориентированной образовательной парадигмы требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of the future teachers to personality oriented education of school children

The Reform of the higher pedagogical education and realization of the ideas of personality oriented educational paradigm require new approaches to the preparation of the pedagogical staff.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников»

КОНТ TF,ПТ

Русинова М. М. Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск №05. - ART 13545. - 0,3 п. л - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал 77^9965^55^2304^'гох1' Г°С Р8Г ЭЛ № Ф<~

АШ 13545 УДК 378.14:371.132 ’ ’

Русинова Маргарита Маратовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог [email protected]

Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников

Аннотация. Реформа высшего педагогического образования и реализация идей личностно-ориентированной образовательной парадигмы требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, профессионально-

педагогическое образование, педагогическая практика, диагностические умения, прогностические умения, конструктивные умения.

Важнейшим фактором изменения российского социума начала XXI века является реформа педагогического образования. Реформа высшего педагогического образования включает разработку нового содержания и структуры подготовки педагогических кадров, создание новых типов учебных заведений, а также модернизацию системы подготовки специалистов в области высшего педагогического образования.

Проблема профессионально-педагогической подготовки учителя стала вызывать дополнительный интерес еще и в связи с выдвижением личностно ориентированной парадигмы образования. Проблема личностно ориентированного обучения в последние годы являлась предметом специальных исследований И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Е. В. Бондаревской и др. Личностно ориентированное обучение в педагогической науке и практике составляет область гуманистической педагогической культуры, главными приоритетами которой выступают следующие компоненты: личностный смысл жизни ребенка и его учебной деятельности, индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика. В числе задач профессионально-педагогического образования усиление внимания к личностному развитию учащихся в процессе обучения стоит на первом месте. Педагогика последних десятилетий все более акцентирует внимание на индивидуальности растущего человека в процессе его образования. Так, Е. С. Рабунский на основе изучения личностных факторов пришел к выводу о том, что индивидуализация должна осуществляться с учетом: уровня успеваемости обучающихся, уровня познавательной самостоятельности и их познавательных интересов» [1].

И. Э. Унт за основу индивидуализации берет семь личностных качеств: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение с нужной скоростью и пониманием читать текст, специальные способности, познавательный интерес и отношение к труду [2]. И. С. Якиманская выделяя основные положения личностно ориентированного обучения, отмечает: «Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения как нормально построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению как индивидуальной деятельности школьника ,её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13545.htm

научно-методический электронный журнал ART 13545 УДК 378.14:371.132

Русинова М. М. Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13545. - 0,3 п. л.- URL: http://e-koncept.ru/2013/13545.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

учетом имеющегося у него опыта познаний совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность» [3].

В целом, анализ научных исследований по проблематике личностно ориентированного образования выявляет следующую направленность проблем профессиональной подготовки будущих учителей: разработка содержания и структуры профессиональной подготовки учителя к психолого-педагогическому изучению школьников; определение оптимальных педагогических условий, обеспечивающих такую подготовку; выявление необходимых знаний и умений, которыми должны владеть учителя, реализующие личностно ориентированное обучение; определение готовности учителя к реализации личностно ориентированного обучения как интегративной проблемы, требующей выявления взаимосвязей педагогических, психологических и методических дисциплин.

Очевидно, что профессиональная подготовка учителя к проведению личностно ориентированных уроков возможна лишь при условии интеграции необходимых предметных, педагогических, психологических и методических знаний и умений.

Одним из решений этой проблемы может стать включение в содержание пси-холого-педагогических и методических дисциплин специальным образом спланированных занятий и отдельных систем заданий.

Все имеющиеся в педагогической и методической литературе разработки примерных планов-конспектов уроков имеют существенный недостаток: они не всегда учитывают специфику учебного материала, подготовленность молодых учителей и дают лишь общие рекомендации, направленные на индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся.

Вместе с тем, опыт руководства педагогической практикой показывает, что студентам - будущим учителям в процессе подготовки к уроку проще сформулировать общие дидактические, воспитательные и развивающие цели учебного процесса. При этом конкретизация и формулировка индивидуализированных целей урока, как правило, вызывает у будущих учителей определенные затруднения.

Второе существенное затруднение возникает у студентов в связи с необходимостью учета индивидуальных, групповых, коллективных форм работы на уроке и их умелого сочетания.

Для предупреждения и преодоления первой группы затруднений проводится работа по обучению студентов умению формулировать при планировании урока как общие, так и индивидуализированные цели обучения. Для этого студентам предлагается на примерах двух-трех конкретных планов уроков разработать свой план-конспект урока, в котором должны быть отражены как общие, так и индивидуализированные цели урока.

Например, при составлении конспекта урока по математике на тему «Задачи на встречное движение» студенты параллельно должны сформулировать указанные цели урока. В плане-конспекте урока это может выглядеть следующим образом:

Общие образовательные цели урока:

- закрепить знание зависимости между величинами: скорость, время, расстояние;

- закрепить умения учащихся решать задачи на встречное движение;

- продолжить работу по закреплению умения иллюстрировать задачи такого типа с помощью чертежа.

Индивидуализация образовательных целей:

- для повторения зависимостей между скоростью, временем и расстоянием использовать соответствующие таблицы для Светы Н., Вити Н.;

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13545.htm

КОНТ TF,ПТ

Русинова М. М. Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск №05. - ART 13545. - 0,3 п. л - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал 77^9965^55^2304^'гох1' Г°С Р8Г ЭЛ № Ф<~

АШ 13545 УДК 378.14:371.132 ’ ’

- разработать для этой группы учащихся индивидуальные задания на карточках;

- оказать дозированную помощь при решении задачи Свете Н. и Оле Ж. для развития у них умения осознавать зависимость между величинами;

- для группы сильных учащихся Тани К., Юли М., Бори В. усложнить работу над задачей путем составления обратных задач к заданной;

Общие воспитательные цели:

- формировать навыки работы в парах и группах, уделяя особое внимание учащимся, испытывающим трудности в общении: Алеше З., Кате М., Васе Н.;

- воспитывать культуру труда на уроке;

- прививать навыки общения.

Индивидуализация воспитательных целей:

- воспитывать у Алеши З. и Лены М. внимательность и умение слушать объяснения учителя и ответы одноклассников,

- соблюдать культуру труда на уроке: аккуратность в записях, уважение к одноклассникам.

Общие развивающие цели:

- развивать логическое мышление и математическую речь учащихся;

- развивать умение решать задачи;

- развитие геометрических представлений учащихся.

Индивидуализация развивающих целей:

- для Алеши З. предусмотреть работу в паре с хорошо успевающим Сашей Т., который может служить интеллектуальным лидером.

- для Миши В. разработать карточку с сопутствующими указаниями инструкциями в целях создания ситуации успеха.

- для Сережи С. подобрать индивидуальное задание со вспомогательными вопросами в целях развития желания работать на уроке и преодоления интеллектуальной пассивности.

- для Марины С. в целях развития умения критично оценивать свою работу предложить карточку с заданием, предусматривающим свободный выбор решения.

В плане-конспекте урока в описание хода урока должны быть включены приемы индивидуализации и дифференциации обучения по реализации отмеченных целей.

Следует отметить, что на начальном этапе обучения планированию уроков студенты составляют конспекты отдельных, наиболее несложных в методическом отношении фрагментов урока: устного счета, вторичного закрепления изученного материала, повторения, а затем переходят к планированию целого урока.

Отмеченные затруднения студентов в выборе той или иной формы учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) на конкретном этапе урока и умелом сочетании этих форм работы требуют включения в процесс подготовки студентов к индивидуализации и дифференциации обучения отдельных приемов, направленных на предупреждение и устранение этих затруднений.

В связи с этим при планировании урока и составлении его конспекта от студентов требуется дополнительно определить форму учебной деятельности на том или ином этапе урока (коллективной, групповой, индивидуальной). Такой выбор должен быть обоснован структурой класса, характером изучаемого материала, местом урока в структуре общей темы и т. д.

В период прохождения активной педагогической практики, приобретенные ранее умения должны закрепляться.

http://e-koncept.ru/2013/13545.htm

научно-методический электронный журнал ART 13545 УДК 378.14:371.132

Русинова М. М. Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13545. - 0,3 п. л.- URL: http://e-koncept.ru/2013/13545.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Такая организация работы ставит будущих учителей в ситуацию, которая требует от них активного и совокупного использования специальных, психологопедагогических и методических знаний.

Другой эффективной формой работы, направленной на формирование у будущих учителей готовности к проведению личностно ориентированных уроков, могут выступать интегрированные занятия по педагогике, психологии и частным методикам, например, по теме «Применение индивидуального подхода при обучении младших школьников математике» Цели занятия:

- формирование умений, связанных с применением индивидуального подхода при обучении младших школьников математике;

- ознакомление будущих учителей с методическими приемами, позволяющими осуществлять индивидуальный подход на уроках математики.

На таких занятиях осуществляется трансформация дидактических и психологических знаний в методику преподавания математики с целью выбора оптимальных приемов личностно ориентированного обучения математике младших школьников в гетерогенном классе.

При проведении практических занятий по курсу «Методика преподавания математики» студентам предлагаются творческие конструктивные задания вида:

- разработать дифференцированные учебные задания по теме «Решение арифметических задач» и проанализировать их с точки зрения сложности, объема и степени оказываемой помощи;

- составить разноуровневые проверочные работы для учащихся трех групп (сильной, средней, слабой);

- разработать самоиндивидуализированные задания, предоставляющие возможность их выбора учащимися;

- составить индивидуальные домашние задания (по заданной теме для определенных групп учащихся).

Включение в процесс профессиональной подготовки подобных форм работы закладывает основы готовности к индивидуализации и дифференциации обучения, способствует формированию диагностических, прогностических и конструктивных умений у будущих учителей и нацеливает их на творческую профессиональную деятельность.

Ссылки на источники

1. Рабунский Б. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975. - 184 с.

2. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

3. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь,

Rusinova Margarita,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog [email protected]

Preparation of the future teachers to personality oriented education of school children Abstract. The Reform of the higher pedagogical education and realization of the issn 2304-120X ideas of personality oriented educational paradigm require new approaches to the preparation of the pedagogical staff.

Keywords: individualization and differentiation, professional-pedagogical education, pedagogical practice, diagnostic, prognostic and design skills.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

1996. - 95 с.

гм yj nj

977230412013517

http://e-koncept.ru/2013/13545.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.