Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологические подходы / личностно ориентированный подход / формирование / цифровая образовательная среда / дошкольные образовательные организации / образовательный процесс / methodological approaches / personality oriented approach / formation / digital educational environment / preschool educational organizations / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федина Нина Владимировна, Лазарева Мария Васильевна, Звезда Людмила Михайловна

В статье раскрываются положения личностно ориентированного подхода к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Ключевым положением является обязательное педагогическое сопровождение ребенка в его деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Актуальность темы статьи обусловлена фактом стихийного формирования цифровой образовательной среды ДОО, поскольку это прорывная инновация в дошкольном образовании, аналогов которой в прошлом нет, в связи с этим необходима разработка соответствующих теоретико-методологических основ, начиная с методологических подходов. Объект исследования: методологические подходы к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Предмет исследования: личностно ориентированный подход к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Научная новизна заключается в разработке положений личностно ориентированного подхода к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, интерпретация научной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федина Нина Владимировна, Лазарева Мария Васильевна, Звезда Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON CENTERED APPROACH TO THE FORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article reveals ideas of a student-centered approach to the formation of a digital educational environment for preschool educational institutions. The key idea is the mandatory pedagogical support of the child in his activities in the digital educational environment. The relevance of the topic of the article is revealed by the the fact of the spontaneous formation of the digital educational environment of preschool education, since this is a breakthrough innovation in preschool education, which has no analogues in the past, in this regard, it is necessary to develop appropriate theoretical and methodological foundations, starting with methodological approaches. Object of study: methodological approaches to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. Subject of research: a personality-oriented approach to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. The scientific novelty lies in the development of the ideas of a personality-oriented approach to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. Research methods: analysis, synthesis, generalization, interpretation of scientific literature.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-50-55 УДК 373.2

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.В. Федина, М.В. Лазарева, Л.М. Звезда Статья поступила в редакцию 15 октября 2022 г.

В статье раскрываются положения личностно ориентированного подхода к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Ключевым положением является обязательное педагогическое сопровождение ребенка в его деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Актуальность темы статьи обусловлена фактом стихийного формирования цифровой образовательной среды ДОО, поскольку это прорывная инновация в дошкольном образовании, аналогов которой в прошлом нет, в связи с этим необходима разработка соответствующих теоретико-методологических основ, начиная с методологических подходов. Объект исследования: методологические подходы к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Предмет исследования: личностно ориентированный подход к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Научная новизна заключается в разработке положений личностно ориентированного подхода к формированию цифровой образовательной среды ДОО. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, интерпретация научной литературы.

Ключевые слова: методологические подходы, личностно ориентированный подход, формирование, цифровая образовательная среда, дошкольные образовательные организации, образовательный процесс.

PERSON CENTERED APPROACH TO THE FORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

N.V. Fedina, M.V. Lazareva, L.M. Zvezda

The article reveals ideas of a student-centered approach to the formation of a digital educational environment for preschool educational institutions. The key idea is the mandatory pedagogical support of the child in his activities in the digital educational environment. The relevance of the topic of the article is revealed by the the fact of the spontaneous formation of the digital educational environment of preschool education, since this is a breakthrough innovation in preschool education, which has no analogues in the past, in this regard, it is necessary to develop appropriate theoretical and methodological foundations, starting with methodological approaches. Object of study: methodological approaches to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. Subject of research: a personality-oriented approach to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. The scientific novelty lies in the development of

the ideas of a personality-oriented approach to the formation of the digital educational environment for preschool educational institutions. Research methods: analysis, synthesis, generalization, interpretation of scientific literature.

Key words: methodological approaches, personality oriented approach, formation, digital educational environment, preschool educational organizations, educational process.

Создание цифровой образовательной среды (ЦОС) в ДОО сопряжено с рядом проблем, поскольку это абсолютно инновационная, прорывная образовательная технология, аналогов которой в прошлом просто нет. Вместе с тем существует государственный заказ, выраженный в ряде нормативно-правовых документов, проектов и программ. Так, в Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. включен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», нацеленный на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поскольку дошкольное образование является первым уровнем системы отечественного образования, то проблема формирования цифровой образовательной среды актуальна и для теории и практики дошкольного образования.

Нами был выявлен ряд противоречий, лежащих в основе проблемы формирования ЦОС ДОО:

- между социальным заказом, выраженным в ряде нормативно-правовых документов, требующих формирования цифровой образовательной среды в образовательных организациях, и реальным состоянием практики дошкольных образователь-

ных организаций, не соответствующей этим требованиям;

- необходимостью целостной концепции к формированию цифровой образовательной среды ДОО в науке и фрагментарным, эмпирическим подходом к ее формированию в практике ДОО;

- необходимостью разработки на научной основе целостной модели формирования цифровой образовательной среды в практике ДОО и эмпирическим характером построения таких моделей в практике ДОО;

- необходимостью научного подхода к формированию цифровой образовательной среды в практике ДОО и недостаточной компетентностью руководства и педагогов ДОО в этом вопросе.

Исходя из этих противоречий, проблема формирования цифровой образовательной среды ДОО многогранна и содержит такой аспект, как разработка ее теоретико-методологических основ, включающих в себя методологические подходы, закономерности и принципы формирования цифровой образовательной среды ДОО.

Важным для разработки методологии является также определение понятия «цифровая образовательная среда ДОО», которое в педагогической литературе чаще всего рассматривается как интерактивная, открытая для выстраивания взаимосвязей со всеми участниками образовательных отношений, мобильная система, позволяющая опера-

тивно реагировать на изменения внешней среды и решать актуальные задачи в условиях непредсказуемости современного информационного общества.

Мы несколько уточнили и расширили это определение, однако не считаем, что оно претендует на исчерпанность. В нашем исследовании оно выступает как рабочее определение.

Цифровая образовательная среда ДОО трактуется нами как открытая совокупность информационных систем, состоящая из комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупности технологических средств ИКТ (компьютеры, планшеты, телевизоры, ноутбуки, интерактивные доски, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы), а также системы современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде, ориентированной на решение различных задач образовательного процесса. Эти задачи реализуются во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса «руководитель - педагог -ребенок - родители (лица, их заменяющие)» во внутреннем компоненте цифровой образовательной среды и взаимоотношения «коллектив ДОО -педагогические сообщества - представители различных социальных институтов» во внешнем компоненте ЦОС.

Положение о том, что ЦОС ДОО -это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения качества и доступности дошкольного образования, является основополагающим в определении методологических подходов к ее фор-

мированию. Методологический подход - это мировоззренческая категория, отражающая установки субъектов педагогического процесса. В связи с этим формирование цифровой образовательной среды ДОО обусловлено современной гуманистической парадигмой образования и опирается на комплекс следующих методологических подходов: личностно ориентированного, системного, антропологического, средового, интегрированного, гносеологического, аксиологического, деятельностного и технологического.

Центральным положением гуманистической парадигмы образования является признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности личности ребенка (Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А. Маслоу, Ж.П. Сартр, П.А. Флоренский, В. Франкл, Э. Фромм и др.). В связи с этим в нашем исследовании центральным является положение о том, что цифровая образовательная среда должна создавать благоприятные условия, способствующие раскрытию индивидуальных способностей личности ребенка, а значит, и формироваться она должна с максимальным учетом его индивидуальных, возрастных особенностей, учетом его потребностей и интересов.

Это положение является базовым для всех остальных методологических подходов. В личностно ориентированном подходе формирование цифровой образовательной среды ДОО понимается как создание условий для становления ребенка дошкольного возраста как активного субъекта, реализующего в познавательной деятельности свою личностную сущность. Пути реализации данного подхода наиболее полно раскрыты в работах отечественных и зару-

бежных исследователей (Ш.А. Амона-швили, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, К. Роджерс, И.С. Якиманская и др.).

К. Роджерс выделил условия, которые обеспечивают субъектную позицию ребенка в образовательном процессе. Это и наполненность содержания образования жизненно важным познавательным материалом, стимулирующим решение познавательных задач, пробуждающих любознательность и познавательный интерес. Важным условием является создание педагогом благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе познавательной деятельности, снимающей состояние напряжения. К. Роджерс назвал это конгруэнтностью личности педагога, способностью быть самим собой, соответствовать своим мыслям и чувствам, - способность принимать ребенка таким, какой он есть, и понимать его мысли и чувства. Необходимым условием исследователь также считает опору на стремление ребенка к самоактуализации, в связи с чем нужно ориентироваться на выявление его внутреннего потенциала [3].

Е.В. Бондаревская разрабатывала теорию и практику личностно ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которого считала воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, начиная с детского возраста [1]. Исходя из этого основания, цифровая образовательная среда ДОО является частью социальной среды, частью культуры - материальной и духовной.

Эта же идея отражена исследователями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротко-вой, которыми выявлены основные векторы личностно ориентированного образования дошкольников, заключающиеся в изменении форм общения с детьми, трансформации форм и содержания образовательного процесса, погружения ребенка в мир отечественной и мировой культуры на основе ознакомления с ее лучшими образами, доступными для понимания дошкольниками и освоения с позиций общечеловеческих ценностей и идеалов и т.д. [2]. В связи с этим, цифровая образовательная среда ДОО должна быть наполнена развивающим контентом, ориентированным на лучшие образцы современных цифровых технологий, разработанных специально для детей с учетом особенностей дошкольного возраста.

В работах В.В. Серикова сформулировано положение личностно ориентированного подхода о важности создания условий, эффективных для проявления универсальных личностных способностей ребёнка: мотивации, творчества, рефлексии и других его личностных функций [4]. Следовательно, формирование цифровой образовательной среды ДОО должно осуществляться с учетом такой направленности, ее содержание, наполнение должно создавать условия для раскрытия этих универсальных личностных способностей.

Исследователь И.С. Якиманская также видит сущность личностного подхода в реализации субъектной позиции ребенка в процессе обучения, однако она считает, что обучающийся не становится субъектом в процессе

обучения, а изначально выступает как носитель субъектного опыта. В процессе такого обучения происходит выявление, обогащение и преобразование данного опыта [6].

Таким образом, исходя из особенностей личностно ориентированного подхода, формирование цифровой образовательной среды в ДОО как средство обеспечения качества и доступности дошкольного образования должно быть ориентировано:

- на признание самоценности, уникальности, неповторимости и индивидуальности личности ребенка дошкольного возраста как сложной саморазвивающейся системы;

- учет смещения целевых установок образования с информатизации ребенка дошкольного возраста на создание условий и помощь (психолого-педагогическую поддержку) в развитии и саморазвитии личности в целом средствами цифровой образовательной среды;

- понимание необходимости наполнения содержания дошкольного образования жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, побуждающими ребенка дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды ДОО узнать что-то новое и применить его в разных видах практической деятельности;

- изменение позиции ребенка в образовательном процессе, которая обеспечивается субъект-субъектными отношениями в общении ребенка дошкольного возраста и взрослых (педагогов, психологов, родителей) в условиях цифровой образовательной среды ДОО;

- создание цифровой образовательной среды ДОО, благоприятной, комфортной, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям ребенка, учитывающей его потребности и интересы, способствующей его воспитанию и развитию в соответствии с социокультурным заказом;

- понимание ведущего человеческого фактора в цифровой образовательной среде ДОО: взрослый (педагог, родители) выступает как посредник между цифровым и реальным миром.

Последнее положение демонстрирует отличительную черту формирования цифровой образовательной среды ДОО от других уровней системы образования: если в школьном или профессиональном образовании возрастает возможность самостоятельного решения обучающимся многих образовательных задач в цифровой образовательной среде, то в дошкольном возрасте взрослый (педагог, родитель или лицо, его заменяющее) - обязательное условие решения образовательных задач в цифровой образовательной среде. Это предотвращает когнитивные и личностные искажения личности ребенка, которые могут быть вызваны влиянием цифровой образовательной среды (Е.О. Смирнова, Н.Ю. Матушкина, С.Ю. Смирнова) [5].

Таким образом, в основе теоретико-методологического обоснования проблемы формирования цифровой образовательной среды ДОО лежат методологические подходы, ведущим среди которых является личностно ориентированный подход, базирующийся на гуманистической парадигме образования. Центральным положением лич-ностно ориентированного подхода вы-

ступает положение цифровая образова- Проблема разработки методологи-

тельная среда - для ребенка, удовле- ческих подходов к формированию

творения его интересов и потребностей, цифровой образовательной среды тре-

его развития и самоактуализации, бует рассмотрения и других подходов в

взрослый - посредник между реальным контексте специфики образовательного

и виртуальным миром. Важным также процесса ДОО. Требуют разработки и

является положение личностно ориен- закономерности, и принципы форми-

тированного подхода, согласно которо- рования цифровой образовательной

му цифровая образовательная среда среды ДОО, опирающиеся на личност-

ДОО должна стимулировать инициа- но ориентированный подход. тивность, активность дошкольника.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - №5. - 41-52.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации, научно-методическое объединение «Творческая педагогика». - М., 1991. - 35 с.

3. Роджерс К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. - Москва: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 456 с.

4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994. - №5. -С. 16-21.

5. Смирнова Е.О. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. [Электронный журнал]. - 2018. - Т. 23. - № 3. -С. 42-53.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

References

1. Bondarevskaya E.V. Koncepciya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i celostnaya pedagogicheskaya teoriya // Shkola duxovnosti. - 1999. - №5. - 41-52.

2. Mixajlenko N.Ya., Korotkova N.A. Orientiry4 i trebovaniya k obnovleniyu soderzhaniya doshkoTnogo obrazovaniya: Metodicheskie rekomendacii, nauchno-metodicheskoe ob44edinenie «Tvorcheskaya pedagogika». - M., 1991. - 35 s.

3. Rodzhers K.R. Gumanisticheskaya psixologiya. Teoriya i praktika. - Moskva: MODE4K, NOU VPO Moskovskij psixologo-sociaTny4j universitet, 2013. - 456s.

4. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. - 1994. - №5. -

5. 16-21.

5. Smirnova E.O. VirtuaTnaya reaTnost4 v rannem i doshkoTnom detstve // Psixo-logicheskaya nauka i obrazovanie. [E4lektronny4j zhurnal]. - 2018. - T. 23. - № 3. - S. 42-53.

6. Yakimanskaya I.S. Razvivayushhee obuchenie. - M.: Pedagogika, 1979. - 144 s.

Для ссылки: Федина Н.В., Лазарева М.В., Звезда Л.М. Личностно ориентированный подход к формированию цифровой образовательной среды дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. -№4 (25). - С. 50-55.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-50-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.