УДК 378.02
Малиева Залина Колумбовна
ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»
Россия, Владикавказ Доцент кафедры педагогики и психологии Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы в процессе профилактики и снятия морального отчуждения студентов
Аннотация: В современном мире проблема отчуждения личности от
общечеловеческих моральных норм становится, в силу целого ряда обстоятельств, все более актуальной. Последняя возможность для осуществления комплексного решения данной проблемы находится в пространстве профессионального образования. Однако, не смотря на наличие работ, посвященных проблеме воспитания молодежи, в научной литературе не существует работ, посвященных исследованию роли куратора в решении проблемы морального отчуждения студентов.
В данном исследовании, во-первых, определена роль куратора академической группы в решении проблемы профилактики и коррекции морального отчуждения студентов; во вторых, обосновано применение личностно ориентированного подхода в решении исследуемой проблемы; в-третьих, спроектирована модель деятельности куратора на основе личностно ориентированного подхода, включающая последовательную реализацию аналитикодиагностического, прогностико-технологического, мотивационно-стимулирующего, интеграционно-преобразующего, контрольно-рефлексивного этапов; в-четвертых, проведен анализ необходимых условий для эффективной реализации предмодели.
Исследование показало, что эффективное решение исследуемой проблемы во многом определяется деятельностью куратора, его способностью и готовностью к организации воспитательного процесса, к проектированию гуманной, личностно ориентированной среды в вузе, приводящей к снижению степени негативных эмоциональных состояний, стимулирующей рост уровня культуры общения, справедливости, сочувствия, понимания, готовности помочь другим. Что подтверждает эффективность спроектированной модели.
Результаты исследования расширяют знания о характере деятельности кураторов, направленной на решение проблемы морального отчуждения студентов.
Ключевые слова: Моральное отчуждение; воспитание; куратор академической группы; студенты; личностно ориентированный подход; индивидуальный подход; модель профилактики и коррекции отчуждения; направления деятельности куратора; личностно ориентированная среда вуза; образовательный процесс.
Идентификационный номер статьи в журнале 82PVN613
Zalina Malieva
North Ossetian State University in K. L Khetagurova
Russia, Vladikavkaz E-Mail: [email protected]
Person-oriented pattern of the tutor’s activity in an academic group aimed at prevention and removal of alienation of students
Abstract: In the modern world, the problem of an individual’s alienation from the universal moral norms becomes, for a variety of circumstances, more and more urgent. The last opportunity to apply an integrated solution to this problem rests with vocational education. However, despite the availability of works devoted to the issue of education of young people, there is no scientific literature devoted to the study of the role of the tutor in addressing moral alienation of the students. In this study, firstly, the role of the tutor of the academic group in the process of prevention and correction of moral alienation of the students is defined; secondly, the use of person-oriented approach in solving the problem under study is justified; thirdly, the tutor’s activity pattern is developed based on the tutor’s person-oriented approach, including consistent implementation of analytical and diagnostic, prognostic and technological, motivational and stimulatory, integrational and transformative, and control and reflective stages; and fourthly, the analysis of the conditions necessary for the effective implementation of the designed model is undertaken. The study showed that the problem of prevention and correction of moral alienation of the students is largely determined by the tutor’s activities, his/her ability and willingness to organize educational activities leading to the reduction in negative emotional states, stimulating the growth of communication culture, justice, compassion, understanding, willingness to help others, which confirms the effectiveness of the designed pattern. The results of the study extend the knowledge about the nature of the tutor’s activities aimed at solving the problem of moral alienation of the students.
Keywords: Moral alienation, education, curator of the academic group, students, person-oriented approach, individual approach, the model of prevention and correction of alienation; curator’s activities; person-oriented environment of high school, educational process.
Identification number of article 82PVN613
В настоящее время проблема отчуждения человека от общечеловеческих моральных норм, ценностей и смыслов, в силу целого ряда обстоятельств, становится все более актуальной и обсуждается общественностью, учеными, педагогами, воспитателями. Проблема эта не нова, отдельные случаи проявления отчуждения человека от существующих в обществе моральных норм и законов существовали всегда, однако в современной ситуации развития общества масштабы роста культурно-нравственного отчуждения человека приобретают глобальный характер, обозначаемый как «национальный обморок» (Д. Лихачев), «духовное средневековье» (В. Пелевин), или «культурная деградация» (Ю. Лотман).
Общественная значимость проблемы морального отчуждения студентов обусловлена негативными последствиями социального и личностного характера, препятствующими ее успешному вхождению в социум, становлению как профессионала, и, приводящими в дальнейшем к социальной и культурно-нравственной деградации. Кроме того, сохранение неблагоприятных тенденций в общественной, экономической и ценностной сферах социума позволяет сделать предположение о дальнейшем росте масштабов морального отчуждения личности. Опасность данной проблемы для будущего страны и необходимость ее решения отмечены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в которой установка на обеспечение безопасности в духовно-нравственной сфере стала одним из направлений ее реализации.
Последняя возможность для осуществления компетентного, целенаправленного, комплексного решения проблемы отчуждения личности от общечеловеческих духовнонравственных ценностей находится в пространстве профессионального образования. Это требует новых исследовательских разработок, позволяющих определить основные пути, методы осуществления педагогической деятельности в данном направлении.
Одним из основных условий решения проблемы морального отчуждения личности в образовательном пространстве вуза является реализация личностно ориентированного обучения и воспитания, создание особой личностно ориентированной среды, акцентирующей диалог с воспитанником как автономным субъектом, формирующей условия для его свободного, творческого, духовно-нравственного развития.
В основе идеи личностно ориентированной модели образования находится положение о создании в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития воспитанника, его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.
Различным аспектам организации личностно ориентированного образования посвящены работы Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, С. В. Кульневич, К. Роджерса, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской и др.
Личностно ориентированное образование в вузе - это организация учебновоспитательного процесса на основе глубокого уважения личности студента, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как полноправному и ответственному участнику образовательного процесса, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [12].
Технология личностно ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, учитывающем индивидуальные особенности каждого воспитанника, что, позволяет содействовать развитию целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей
Внедрение в практику работы вуза личностно ориентированного обучения и воспитания предполагает создание условий для самосовершенствования, самообразования и
[2].
самоорганизации, стимулируя студентов к совершению осознанных, нравственных поступков, способствует решению проблемы культурно-нравственного отчуждения студентов, обретению опыта поиска смысла, презентации собственного “Я”, проявление собственной позиции при решении жизненно-практических задач [9].
Для организации гуманной личностно ориентированной системы обучения и воспитания в вузе, направленной на педагогическую коррекцию морального отчуждения необходимо создание следующих условий:
• поиск путей совершенствования среды, в условиях которой формируется
личность;
• оптимальная организация образовательного пространства и времени;
• выявление особенностей взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса;
• обеспечение ценностного единства социума и вуза;
• применение личностно ориентированных технологий, методов и форм
организации учебно-воспитательного процесса.
Одну из главных ролей в данном процессе играет куратор академической группы, который является организатором как учебной, так и внеучебной деятельности студентов. Основными направлениями деятельности куратора в процессе решения проблемы морального отчуждения являются:
• организация гуманной личностно ориентированной среды в вузе,
способствующей облегчению социализации в новых условиях через формирование ценностей, освоение социальных навыков, практических умений в области коммуникаций и социальных отношений [5];
• организация обучения как фасилитации (К. Роджерс) (то есть облегчения,
способствования, стимулирования, активизации развития студентов), неизбежно связана с предоставлением большей свободы и ответственности, с общей гуманизацией межличностного общения в учебном заведении [8];
• приобщение к общечеловеческим нормам морали - справедливости,
милосердия, патриотизма, честности, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержке [10];
• ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности, определение своего места и цели жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности [7].
Организация гуманной личностно-ориентированной среды в вузе предполагает создание таких условий, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания связаны с очеловечиванием учебного процесса, с учетом основных характеристик человека который учится [1]. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники. Именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности безопасного типа, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой и ответственной за свои действия.
Эффективность реализации личностно ориентированного обучения и воспитания зависит как от организации, так и от индивидуальных способностей студентов. В связи с чем,
проектирование личностно ориентированной модели деятельности преподавателя-куратора должно отвечать требованиям гибкости, вариативности, многофакторности, и определять средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели в соответствии с субъективным опытом обучаемого.
Профилактика и коррекция морального отчуждения будущего специалиста в контексте личностно ориентированного подхода - сложный, длительный, нелинейный, динамичный процесс, который осуществляется в образовательном пространстве вуза и проходит несколько этапов: аналитико-диагностический, прогностико-технологический, мотивационно-
стимулирующий, интеграционно-преобразующий, контрольно-рефлексивный.
Аналитико-диагностический этап включает в себя изучение личности в социальнопедагогической ситуации ее развития в условиях вузовского образования. На этом этапе предполагается выявить и проанализировать основные проблемы студентов в процессе обучения, воспитания, общения с другими людьми, характер затруднений, возникающих у педагогов, родителей и сверстников при взаимодействии со студентами.
На этом этапе происходит установление исходного уровня отчуждения студентов, определение и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития; определение индивидуальных характеристик (темперамент, тип мышления, способности, творческий потенциал и др); выявление ценностно-смысловых ориентиров студентов; изучение и оценивание реальных особенностей деятельности студентов; определение социально-психологического климата в студенческой группе; степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи и семейного воспитания. На этом этапе предполагается осуществление анализа исследуемого феномена путем расчленения его на составляющие виды, по которым дальше производится исследование.
Диагностическая информация позволяет более точно определить стратегию деятельности куратора, сосредоточить его усилия на развитие именно тех свойств и характеристик воспитанников, которые помогут им преодолеть отчуждение от общечеловеческих моральных ценностей.
Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от осознанного участия самих студентов в нем. В связи с этим, аналитико-диагностический этап включает в себя и процедуру самоосознания и самооценки студентов. Использование самооценки как одного из стимулов самопреодоления и самоизменения является одним из методов воспитания в гуманистической педагогике [11].
В зависимости от результатов диагностики происходит определение целей и содержания воспитательной деятельности куратора.
Прогностико-технологический этап характеризуется составлением на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон развития группы и личности. На этом этапе предполагается прогнозирование результатов педагогической деятельности направленных на коррекцию морального отчуждения в имеющихся конкретных условиях, и формулирование педагогических целей для достижения ожидаемых результатов.
С позиций личностно ориентированного подхода цель воспитания должна быть направлена на:
• определение системы жизненных смыслов воспитанников, вплоть до самого важного - сути жизни;
• формирование личностной картины мира - индивидуального мировоззрения
студентов;
• формирование критичного отношения к предлагаемым извне ценностям и
нормам;
• формирование представлений об общечеловеческих и национальных ценностях,
нормах и требованиях морали, законах государства, определяющих поведение человека;
• обеспечение творческого, преобразующего характера любой личностно
значимой деятельности и др. [4].
На данном этапе деятельность куратора включает разработку социальнопедагогической программы и плана; выбор адекватных способов деятельности педагога-воспитателя, предусматривающих индивидуальные особенности каждого обучающегося в вузе. Планирование воспитательного процесса заключается в упорядочении педагогической деятельности, выработке направлений, путей, средств деятельности куратора в соответствии с задуманной целью. Ее реализация связана с обеспечением таких принципов воспитательного процесса, как принцип гуманистической ориентации воспитательного процесса, целенаправленности действий, ориентации на ценностные отношения, диалогичности, индивидуализации, толерантности, социальной адекватности воспитания.
Реализация личностно ориентированного подхода на данном этапе предполагает:
• формирование воспитательных целей на основе модели развития личности специалиста и с учетом анализа данных предварительной диагностики (что должен знать и уметь студент, каким должен быть, каковы его ценностные ориентиры, потребности и мотивы деятельности);
• проектирование стратегии и тактики деятельности куратора в соответствии с поставленными целями;
• прогнозирование результатов деятельности куратора, предвидение объективных и субъективных тенденций развития студентов.
Необходимо отметить, что в условиях изменений, происходящих во взглядах и интересах, мотивах и ориентациях студентов, постоянных преобразований происходящих как в образовательном пространстве, так и в социуме, воспитатель должен уметь сверять и корректировать стратегию своей деятельности в соответствии со сложившейся реальной ситуацией, пересматривать воспитательные цели или менять их приоритеты.
Опора на принципы личностно ориентированного подхода в деятельности куратора на мотивационно-стимулирующем этапе позволяет соотнести его действия физическим и психическим характеристикам воспитанников, уровню развития их культурно-нравственных и интеллектуальных особенностей, что является залогом успешного решения проблемы морального отчуждения студентов. Воздействуя на личность студентов, уровень их притязаний, поведение, отношения с окружающими, преподаватель-куратор создает установки обучающихся на активную и продуктивную учебную деятельность, побуждает к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию [6].
Помимо целенаправленной деятельности куратора, необходимыми условиями, стимулирующими мотивацию деятельности студентов, являются: комфортная
образовательная среда; заинтересованные в своих студентах преподаватели; применение в образовательном процессе современных образовательных технологий; благоприятный социально-психологический климат в группе; творческая атмосфера сотрудничества и
взаимопонимания с преподавателями и однокурсниками; благоприятная обстановка в семье и т.д.
На интеграционно-преобразующем этапе деятельность куратора связана с осуществлением разработанной программы, поэтапной реализацией составленного плана. Организация социально значимой, совместной деятельности студентов; включение семьи и преподавательского коллектива в воспитательный процесс. На этом этапе также осуществляется анализ динамики складывающейся у обучающихся мотивации к социальноэтическому саморазвитию собственной личности. Этому способствует этическое просвещение, процесс организации деятельности и общения в учебном коллективе с позиций педагогической поддержки.
Реализация личностно ориентированного подхода на данном этапе направляет деятельность куратора на интеграцию и оптимизацию разнообразных методов и технологий воспитания, способствующих:
• коррекции имеющихся негативных установок, качеств, характеристик студентов на основе осознания трудностей и внутренних преград на пути их преодоления в процессе самовоспитания;
• формированию личностных и профессионально значимых ценностных ориентаций студентов;
• развитию навыков адекватной самооценки студентов, критического отношения к своему поведению, саморегуляции.
На данном этапе деятельность куратора связана с такими дополнительными функциями, как адаптация, компенсация, защита интересов, поддержка, фасилитация, организация разнообразной деятельности.
Контрольно-рефлексивный этап в деятельности куратора включает комплексное изучение результатов проведенной работы и сравнение их соответствия намеченным целям. На данном этапе происходит:
• разработка и использование критериев, норм оценивания культурнонравственного состояния студентов;
• определение эффективности применяемых методов и технологий воспитания, оценка динамики достижений, как отдельных студентов, так и группы в целом;
• исследование отрицательных проявлений морального отчуждения студентов, изучение причин их возникновения;
• поиск методов и средств преодоления педагогических ошибок и недочетов, проверка их исполнения.
Надежная реализация функции контроля обеспечивается систематичностью, регулярностью и всесторонностью его проведения на всех этапах деятельности куратора. Большое значение играет осуществление индивидуального подхода, учитывающего специфические особенности каждого студента и предполагающего применение разнообразных дифференцированных (в зависимости от особенностей) форм и методов проведения контроля [3].
На данном этапе происходит не просто контроль, но и рефлексия, побуждающая воспитателя постоянно осмысливать свою точку зрения, основанную на ценностях и принципах педагогической деятельности. С помощью технологии рефлексии куратор оценивает и анализирует происходящие в образовательном пространстве изменения,
определяет свое место и свое поведение, определяет новые пути и средства организации эффективного взаимодействия со студентами.
Благодаря рефлексии происходит целенаправленное преобразование, развитие, формирование мировоззрения студентов. Особенностью педагогической рефлексии является то, что студенты, являясь субъектами своего развития так же способны к управлению своей деятельностью. В этом случае функция педагога-куратора выражается в управлении данной деятельностью.
Рефлексия как акт самонаблюдения и саморазмышления позволяет провести объективную оценку внутреннего процесса развития человека, а так же причин его позитивной или негативной динамики. Она составляет основу рассмотренных выше этапов деятельности куратора - аналитико-диагностического (позволяет адекватно проанализировать и оценить состояние субъектов педагогического процесса); мотивационно-стимулирующего (сосредотачивает энергию субъектов педагогического процесса на достижение определенного результата); прогностико-технологического (является условием постановки реальных и достижимых целей; позволяет осмыслить организационно-воспитательную деятельность куратора, проанализировать эффективные способы его взаимодействия со студентами); интеграционно-преобразующего (является предпосылкой самосовершенствования педагогической деятельности, личностных свойств, как преподавателя, так и студентов).
Таким образом, организация гуманной, личностно ориентированной среды в вузе приводит к снижению уровня негативных эмоциональных состояний студентов. Стимулирует рост уровня культуры общения, справедливости, сочувствия, понимания, готовности помочь другим. Формирует уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим. Решение проблемы морального отчуждения в процессе организации личностно ориентированного обучения и воспитания в вузе осуществляется за счет обеспечения условий для самопознания, самоорганизации и самовоспитания. Обозначенная проблема решается за счет развития механизмов личностного существования человека - рефлексии, смыслотворчества, избирательности, ответственности, автономности и др., которые являются самоцелью личностно ориентированного образования [4].
В результате формируется сила воли; вырабатываются необходимые коммуникативные качества и умения, навыки продуктивного общения с окружающими; формируется самооценка, позволяющая студентам оценивать свои поступки и поведение, понимать себя и других, преодолевать эмоциональные барьеры.
Эффективное решение проблемы морального отчуждения студентов в образовательном пространстве вуза во многом определяется деятельностью куратора, его способностью и готовностью к осуществлению на практике принципов личностно ориентированного подхода.
Рассмотренная модель деятельности куратора представляет собой гибкую, оперативную, надежную и самокорректирующуюся схему организации воспитательной работы со студентами, способствующую преодолению негативных установок, формированию личностных и профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста, развитию его внутреннего потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Воронеж: НПО «МОДЖ», 2008.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Личностно-ориентированное образование. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2005.
3. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2007.
4. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технология: Монография. Волгоград: Перемена, 2000.
5. Малиева З.К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морально отчуждения студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». - 2012. - №1. - С. 95-99
6. Орлов Ю.М.Самопознание и самовоспитание характера. М.: Медиа, 2012.
7. Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков/ - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
9. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.
10. Тахохов Б.А., Магометов А.А. Воспитательная работа в современном вузе. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. - 232 с.
11. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Народное образование, 2003.
12. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.
Рецензент: Чеджемов Сергей Русланович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института.
REFERENCES
1. Amonashvili SH.A. Gumanno-lichnostnyj podhod k detjam. Voronezh: NPO «MODJ», 2008.
2. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovanija / Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie. M.: Sovremennyj Gumanitarnyj Universitet, 2005.
3. Kolesnikova I. A., Borytko N. M., Poljakov S. D., Selivanova N. L. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga. M.: Akademija, 2007.
4. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepcija, tehnologija:
Monografija. Volgograd: Peremena, 2000.
5. Malieva Z.K. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija propedevtiki i snjatija moral'no otchuzhdenija studentov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Problemy vysshego obrazovanija». - 2012. - №1. - S. 95-99
6. Orlov Ju.M.Samopoznanie i samovospitanie haraktera. M.: Media, 2012.
7. Posobie dlja kuratorov akademicheskih grupp mladshih kursov / Sost. O.S. Sysoeva, A.A. Domnickij, Ju.N. Popkov/ - Novocherkassk: JuRGTU, 2008.
8. Rodzhers K. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka. M.: Progress, 1994.
9. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost': Teorija i praktika proektirovanija
pedagogicheskih sistem. - M.: Logos, 1999.
10. Tahohov B.A., Magometov A.A. Vospitatel'naja rabota v sovremennom vuze. Monografija. - Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2009. - 232 s.
11. Shijanov E. N., Romaeva N. B. Gumanisticheskaja pedagogika Rossii: stanovlenie i razvitie. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M. Narodnoe obrazovanie, 2003.
12. Jakimanskaja I. S. Tehnologija lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. M.: Sentjabr', 2000.