НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС77 - 4 8211. Государственная регистрация №042 1200025. ISSN 1994-0408
электронный научно-технический журнал
Характеристика методов профилактики и коррекции морального отчуждения студентов # 04, апрель 2014 Малиева З. К.
УДК 378.02
Россия, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
zkmal fivandex.ru
Введение
Проблема морального отчуждения личности в нашем обществе возникла не в драматические девяностые, когда повсеместно разрушались устоявшиеся фундаментальные ценности, в главном - это проблема мировой цивилизации с ее установкой на главенство фактора масскультурных ценностей. И хотя в последнее время предприняты значительные усилия по реабилитации классических моральных, духовно-нравственных ценностей исконно свойственных нашему народу, острота проблемы не снижается, грозя жизненным интересам государства, что позволяет определить ее как проблему общенационального значения.
При этом бездуховный, аморальный человек может быть хорошо образованным и в то же время далеким от духовно-нравственной культуры, воспринимая ее как враждебное поле, стоящее на пути его корыстных, эгоистических устремлений. Характерной особенностью молодых людей, находящихся в состоянии морального отчуждения, является готовность добиваться своих личных целей любыми средствами; отношение к стыду, милосердию, совести, состраданию, как к препятствующим достижению личных целей.
Последняя возможность для осуществления компетентного, целенаправленного, комплексного решения проблемы отчуждения личности от общечеловеческих духовно-нравственных ценностей находится в пространстве профессионального образования. Это требует новых исследовательских разработок, позволяющих определить основные пути, методы осуществления педагогической деятельности в данном направлении.
Проблема выбора методов
Выбор эффективных профилактических и коррекционных методов и приемов определяется содержанием внутриличностных, психологических источников морального отчуждения, связанных с:
- негативной установкой, обусловленной прошлым опытом, и определяющей готовность действовать тем или иным образом, неадекватно реагировать на воспринимаемую ситуацию;
- направленностью субъективных ориентаций воспитанников на те или иные негативные ценности, определяющие способы их поведения;
- неадекватной самооценкой, оказывающей отрицательное влияние на развитие и функционирование психики личности и на ее поведение;
- психическими состояниями, в которых человек находится и которые изменяют его поведение [1].
В результате возникает дезорганизация, дезориентация личности, приводящая к проблемам в межличностных отношениях, к затруднениям в процессе обучения и взаимодействия с преподавателями и сверстниками [2],[3].
Для профилактики и преодоления морального отчуждения необходимо, чтобы преподаватели могли эффективно применять такие методы и средства перевоспитания, которые стимулировали бы духовно-нравственное развитие студентов, устраняя при этом отрицательные качества и привычки поведения. С этой точки зрения под методами профилактики и коррекции морального отчуждения студентов понимается система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, направленная на: переосмысление уже сложившихся в сознании негативных ценностей, правил и норм поведения; преодоление негативных психических состояний, отрицательных установок, интересов и склонностей воспитанников.
Характеристика методов
Изучение и анализ передового опыта профилактической и воспитательной деятельности педагогов, наблюдения за процессом профилактики и перевоспитания обучающихся, разработанная в процессе исследования структурно-функциональная модель исследуемого феномена позволяют выделить следующие методы профилактики и коррекции морального отчуждения студентов: убеждение и переубеждение, метод «Сократа»; понимание; семиотический анализ; внушение, метод «взрыва».
Одним из основных методов преодоления морального отчуждения является метод убеждения, с помощью которого, посредством неопровержимой убедительности аргументов, доказывается истинность определенных идей, взглядов и поступков. Убеждение, по мнению И.Ф.Харламова, - это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Результатом применения данного метода должно стать формирование твердой, глубоко осмысленной и
эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения [4].
Применение метода убеждения связано с воздействием словом и делом на сознание, чувства и волю воспитанника с целью привития ему необходимых норм и правил поведения, выработки сознательного отношения к своим обязанностям, формирования стремления к совершенствованию духовно-нравственных качеств. А.Г. Ковалев рекомендует следующие правила применения данного метода:
- Убеждающий должен пользоваться авторитетом в глазах убеждаемых.
- Содержание и формы убеждения должны соответствовать уровню развития личности. Убеждающая беседа должна быть доступна и понятна.
- Убеждение должно быть последовательным, логичным, доказательным. Явление необходимо рассматривать с разных сторон, при этом должна быть главная посылка - неопровержимый аргумент.
- Убеждение должно содержать как обобщенные положения, так и факты, примеры, хорошо известные собеседникам.
- Убеждающий должен глубоко верить в то, что он сообщает [5, 263].
В тесной взаимосвязи с методами убеждения применяются методы переубеждения. Метод переубеждения представляет собой целенаправленное воздействие воспитателя на внутренний мир и поведение воспитанника в целях восстановления, развития и закрепления положительных и искоренения негативных взглядов и качеств. Переубеждение связано с разрушением системы оправдательных мотивов неправильного поведения и формированием социально ценных, с переориентацией обучаемых, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения. Применение данного метода одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств студентов.
Необходимо учитывать, что ошибочные взгляды и убеждения студентов уже сложились и им будет трудно от них отказаться. Поэтому преобразование ложных убеждений требует длительных усилий педагогов. Эффективность метода переубеждения возрастает при соблюдении следующих условий:
- включение воспитанника в коллектив, где его взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.
- деятельность на основе правильных нравственных убеждений должна приносить удовлетворение и укреплять авторитет воспитанника в глазах окружающих;
- авторитет педагога в глазах воспитанников.
Реализация метода переубеждения начинается с дестабилизации уверенности студентов в правильности своих убеждений. Возникающая неустойчивость взглядов позволяет впоследствии окончательно их перестроить.
В современной педагогике, одной из разновидностей метода переубеждения является метод Сократа. Сократ строил свой диалог в виде логической цепи очевидных умозаключений, в результате признания которых оппонент вынужден был соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога.
Для обеспечения эффективности применения метода Сократа В.И. Кнорринг рекомендует следующие правила:
- начинать беседу с простых и ясных оппоненту, заранее продуманных вопросов, на которые он будет вынужден отвечать утвердительно,
- начинать беседу не только с понятных, но и приятных оппоненту мыслей;
- тщательно продумывать логическую цепь рассуждений в планируемой беседе;
- хорошо знать желания и потребности собеседника и уметь апеллировать к этим потребностям;
- уметь завершить разговор, ведь в памяти собеседника обычно остаются последние, итоговые фразы беседы, то есть логично и ненавязчиво подвести оппонента к согласию и к спорному заключению [6].
В процессе решения проблемы морального отчуждения студентов важную роль играют методы объяснения студентам нового знания, способствующие не только наиболее полному пониманию смыслов гуманитарных текстов (в искусстве, культурологи, истории, литературе, психологии), но и принятию ценностей, заложенных в них. В связи с этим был выбран метод семиотического анализа. Семиотика, как наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, закрепилась во второй половине ХХ века и играет в современном гуманитарном знании все возрастающую роль. Любые культурные объекты, явления, феномены представляют собой знаковые структуры, содержащие определенные символические тексты, которые могут быть выявлены посредством семиотической интерпретации.
Под методом семиотического анализа понимается процесс последовательного распознавания знаков (их свойств, способов выражения, системных связей между ними), позволяющий не только интерпретировать внутренние смыслы изучаемых гуманитарных текстов, но и, посредством эмоционального воздействия на личность, способствующий пониманию и усвоению ею духовно-нравственных ценностей, заложенных в них.
Последовательное применение метода семиотического анализа в образовательном процессе позволяет планомерно и полноценно погрузить студентов в пространство культуры, сформировать не только знания о фактах, явлениях культуры и общества, но и определить формирование идеалов, ценностных ориентаций, установок, убеждений, способствовать выработке определенного нравственного поведения.
Метод семиотического анализа активизирует смыслообразующие процессы сознания студентов, поскольку акцентирует процесс обучения не столько на фактологической информации об истории и функционировании в обществе определенного объекта культуры, сколько на том, какой текст несет в себе данный объект, что хотел сказать нам в своем произведении народный мастер или выдающийся писатель, мыслитель или художник. То есть, применение метода структурного семиотического анализа произведений культуры способствует выявлению сокрытого в них образного текста о том или ином аспекте духовно-нравственных ценностей культуры [7].
Применение метода семиотического анализа способствует возникновению размышлений об основополагающих смыслах бытия, пробуждению ориентации на высокий, нрав-
ственный идеал, переосмыслению и принятию духовно-нравственных ценностей культуры человечества через раскрытие и эмоциональное переживание смыслов, в них заложенных.
Результативность применения метода зависит от уровня сформированности личностной ценностной позиции, его готовности к принятию духовно-нравственных убеждений, идеалов, принципов. Воспитательный эффект применения данного метода проявляется не сразу. В результате многочисленных примеров, аналогий, эмоциональных оценок происходит постепенное принятие личностью исследуемых смыслов и ценностей.
Во многих ситуациях, как показывает опыт, целесообразным средством профилактики и коррекции морального отчуждения личности является метод внушения, способствующий изменению негативных установок, преодолению дурных привычек, побуждающий студентов к самосовершенствованию.
Метод внушения и самовнушения применяется во всех сферах деятельности и общения — медицине, искусстве, военном деле, психологии труда, спорте, социальной психологии, где необходимо оказать мощное воздействие на психику человека.
Под педагогическим внушением понимается такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается воспитанниками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности [8].
Внушение происходит в процессе общения, взаимодействия педагогов и воспитанников. На психологическом уровне внушение приводит к тому, что обучающийся, принимая позицию педагога, считает свои действия результатом самостоятельно принятых решений. Внушающее воздействие на воспитанника оказывают не только слова, но и внешний вид педагога, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, условия образовательной организации.
В отличие от метода убеждения, требующего аргументации доказываемых положений, внушение прививает чувствования, установки, не требуя доказательств и аргументации. В тоже время, в воспитательном процессе убеждение и внушение часто действуют не изолированно, а в тесной связи, естественно и непроизвольно дополняя друг друга [8].
Внутренним фактором отчуждения является негативная установка, которая определяет сознательные и неосознаваемые отношения психического состояния человека. Д.Н. Узнадзе рассматривают установку как специфический регулятор поведения, возникающий при наличии определенной потребности и под воздействием объективной среды [9].
В этом плане педагогический метод внушения, создающий позитивную установку человека, определяющий потребность, направляющий мысли человека, формирующий отношение личности к совершению определенного действия, является необходимым элементом педагогического воздействия в процессе решения проблемы морального отчуждения.
Помимо рассмотренных методов воспитания и перевоспитания, способствующих постепенному, эволюционному пути преодоления морального отчуждения, существует
революционный, быстрый, когда в результате неожиданной ситуации, сильных эмоций, происходит резкое изменение отношения к себе и окружающим. «Самые тяжелые характеры, - писал А.С. Макаренко, - самые убийственные комплексы привычек никогда эво-люционно не разрешаются. В эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» [10,457].
Свой метод перевоспитания А.С.Макаренко назвал «метод взрыва» и применял его, когда необходима была «перековка» личности. А.С. Макаренко обозначил «взрыв», как «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» [11,254]. Метод «взрыва» применяется непосредственно, в реальной обстановке. Он основательно влияет на психологическое самочувствие воспитанника, резко усиливает позитивные и негативные эмоции. Данный метод применяется в таких педагогических ситуациях, когда убедить воспитанника в необходимости прекратить нежелательное поведение становится невозможным, когда педагогами были уже безрезультатно применены все возможные методы, средства и формы воспитательной деятельности.
Особенность метода «взрыва» заключается не в силе и интенсивности педагогических воздействий, а в сочетании их с внезапностью, нестандартностью. А. С. Макаренко писал о том, что метод «взрыва» мог бы иначе назваться методом удивления.
Эффективность метода «взрыва» необычайно высока в том случае, если его применение происходит в организованном и сплоченном коллективе; при условии согласованного взаимодействия всех категорий воспитателей; тщательном изучении психологии воспитанников, их личностных особенностей и т. д.
При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы воздействия на воспитанника:
- нагнетание глубоких, тяжёлых, негативных переживаний, в результате чего возникает отрицательное отношение к своим поступкам, чувство неудовлетворенности, недовольство самим собой, своей жизнью;
- демонстрация бессмысленности отрицательной линии поведения воспитанника, нелепости ситуации, когда недостатки человека доставляют ему самому неприятности;
- организация условий для возникновения сомнений в правильности своих взглядов, внутренней борьбы, столкновения позитивных и негативных качеств воспитанника.
Необходимо отметить, что уничтоженный стереотип может вновь возродиться в прежнем виде, если внешние условия среды и сущность деятельности останутся неизменными. Поэтому после применения метода «взрыва» организация деятельности воспитателя должна быть направлена на обеспечение воспитанника необходимыми условиями для преобразования к лучшему, на его поддержку в процессе приобретения положительного опыта поведения. Это достигается стимулированием и поощрением каждого шага воспитанника вперед, предотвращением любой возможности возобновления прежнего типа поведения.
Эффективность применения метода «взрыва» в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов обусловлена следующими факторами:
- степенью осведомленности воспитателя о психологических особенностях воспитанника, его отрицательных и положительных его качествах;
- степенью согласованности и взаимодействия воспитательных сил, участвующих во «взрыве»;
- заблаговременном продумывании стратегии и тактики применения данного метода;
- уровнем силы, глубины и интенсивности переживаний воспитанника, в результате которых у воспитанника возникает чувство неудовлетворенности собой, зарождается желание стать лучше;
- оптимистической направленностью метода, его применение нельзя связывать лишь с нагнетанием до предела отрицательных эмоций, если же это все-таки происходит, то его необходимо продолжить иными методами воспитания.
Необходимо помнить, что основной функцией метода «взрыва» является разрушение связи в структуре мотивационно-ценностной системы воспитанника, между негативными привычками, отрицательными взглядами и качествами воспитанника, но не устранение самих недостатков. Поэтому за данным методом должны следовать другие методы воспитания.
Заключение
Таким образом, педагогические методы профилактики и коррекции морального отчуждения студентов представляют собой способы совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на: преодоление отрицательных установок, интересов и склонностей воспитанников, переосмысление сложившихся в сознании негативных ценностей, правил и норм поведения.
В процессе исследования были выделены следующие основные методы профилактики и коррекции морального отчуждения студентов: убеждение и переубеждение, метод «Сократа»; понимание; семиотический анализ; внушение, метод «взрыва».
Последовательное применение в учебно-воспитательном процессе данных методов способствует формированию сознания, мировоззрения, преобразованию негативных потребностей, установок, ценностей, интересов, воспитанию общей культуры обучаемых, их интеллекта, т. е. разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.
Список литературы
1. Малиева З.К. Моральное отчуждение личности: опыт психолого-педагогической коррекции духовно-нравственного мира студентов: монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 168 с.
2. Keniston К. Uncommitted: Alienated Youth in American Society. N.-Y.: Harcourt, 1965. 452 p.
3. Jarrett W.H., Haller А.О. Situational and personal antecedents of incipient alienation: an exploratory study // Genetic Psychology Monographs. 1964. Vol. 9. P. 151-191.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2007. 520 с.
5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 444 с.
6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА-ИНФРА, 2009. 544 с.
7. Малиева З.К., Цагараев В.А. Применение технологии семиотического анализа объектов визуальной культуры к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2010. № 5. С. 115-120.
8. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, ГОУ ВПО «ПГПУ», 2009. 386 с.
9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 3. О взрыве. М.: АПН РСФСР, 1983. С. 457-460.
11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. О моем опыте. М.: АПН РСФСР, 1983. С. 248-267.
SCIENTIFIC PERIODICAL OF THH BAUMAN MSTU
SCIENCE and EDUCATION
EL № FS77 - 48211. N»0421200025. ISSN 1994-0408
electronic scientific and technical journal
Characteristic of methods for prevention and correction of moral of alienation of students # 04, April 2014 Z. K. Malieva
North Ossetian State University in K. L Khetagurova, Vladikavkaz, Russian Federation
zkmal a vandex.ru
A moral alienation is a complex integrative phenomenon characterized by individual's rejection of universal spiritual and moral values of society. The last opportunity to find a purposeful competent solution of the problem of individual's moral alienation lies in the space of professional education.
The subject of study of this article is to identify methods for prevention and correction of moral alienation of students that can be used by teachers both in the process of extracurricular activities, and in conducting classes in humanitarian disciplines.
The purpose of the work is to study methods and techniques that enhance the effectiveness of the prevention and correction of moral alienation of students, identify their characteristics and application in the educational activities of teachers.
The paper concretizes a definition of methods to prevent and correct the moral alienation of students who represent a system of interrelated actions of educator and students aimed at: redefining of negative values, rules and norms of behavior; overcoming the negative mental states, negative attitudes, interests and aptitudes of aducatees.
The article distinguishes and characterizes the most effective methods for prevention and correction of moral alienation of students: the conviction, the method of "Socrates"; understanding; semiotic analysis; suggestion, method of "explosion." It also presents the rules and necessary conditions for the application of these methods in the educational process.
It is ascertained that the choice of effective preventive and corrective methods and techniques is determined by the content of intrapersonal, psychological sources of moral alienation associated with the following: negative attitude due to previous experience; orientation to these or those negative values; inadequate self-esteem, having a negative impact on the development and functioning of the individual's psyche and behavior; mental states.
The conclusions of the article confirm that a sequential use of given methods in the educational process is highly efficient.
Publications with keywords: moral alienation, educational activities, methods of education and re-education
Publications with words: moral alienation, educational activities, methods of education and re-education
References
1. Malieva Z.K. Moral'noe otchuzhdenie lichnosti: opytpsikhologo-pedagogicheskoy korrektsii dukhovno-nravstvennogo mira studentov [Moral alienation of personality: the experience of psychological and pedagogical correction of spiritual and moral world of students]. Vladikavkaz, SOGU Publ., 2008. 168 p. (in Russian)
2. Keniston K. Uncommitted: Alienated Youth in American Society. N.-Y., Harcourt, 1965. 452 p.
3. Jarrett W.H., Haller A.O. Situational and personal antecedents of incipient alienation: an exploratory study. Genetic Psychology Monographs, 1964, vol. 9, pp. 151-191.
4. Kharlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 520 p. (in Russian)
5. Sharipov F.V. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly [Pedagogy and psychology of the higher school]. Moscow, Logos Publ., 2012. 444 p. (in Russian)
6. Knorring V.I. Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya [Theory, practice and art of management]. Moscow, NORMA-INFRA Publ., 2009. 544 p. (in Russian)
7. Malieva Z.K., Tsagaraev V.A. [Application of technology of semiotic analysis of visual culture objects to spiritual and moral education of students]. Izvestiya SPbGETU "LETI", 2010, no. 5, pp. 115-120. (in Russian)
8. Shvarts I.E. Vnushenie vpedagogicheskomprotsesse [Suggestion in the pedagogical process]. Perm', GOU VPO "PGPU" Publ., 2009. 386 p. (in Russian)
9. Uznadze D.N. Psikhologiya ustanovki [Psychology positions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 416 p. (in Russian)
10. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya. V8 t. T. 3. O vzryve [Pedagogical works. In 8 vols. Vol. 3. The explosion]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1983, pp. 457-460. (in Russian)
11. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya. V8 t. T. 4. O moem opyte [Pedagogical works. In 8 vols. Vol. 3. About my experience]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1983, pp. 248-267. (in Russian)