Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN515.pdf DOI: 10.15862/158PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/158PVN515)
УДК 378.02
Макоев Зелим Магометович
ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Россия, Владикавказ Аспирант
E-mail: ZelimMakoev@mail.ru Малиева Залина Колумбовна
ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»
Россия, Владикавказ1 Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: zkmal@yandex.ru
Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза как условие профилактики и преодоления морального отчуждения обучающихся
1 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46
Аннотация. Глобальное распространение средств массовой информации и интернета в современном мире приводит к негативным трансформациям в сознании и мировоззрении человека, выражающимся в поверхностности восприятия поступающей информации, несформированности навыков самостоятельного критического мышления, отсутствии навыков сотрудничества, способности к нравственной рефлексии, что в целом приводит к отчуждению личности от традиционных нравственных норм. В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо применение таких методов и форм обучения и воспитания, которые способствовали бы формированию данных качеств. В статье исследуется роль современных информационных технологий в развитии коммуникативных и рефлексивных способностей, самостоятельного критического мышления, навыков анализа и оценки поступающей информации. Выявляется сущность и особенности применения в образовательном процессе вуза имитационных и моделирующих программ, программ-тренажеров, контролирующих, наставнических, демонстрационных и информационно-справочных программ. Раскрывается воспитательный и развивающий потенциал имитационных и моделирующих программ, образовательные и воспитательные возможности демонстрационных и наставнических программ, развивающие возможности информационно-справочных программ. Результаты исследования расширяют знания о сущности и возможностях современных информационных технологий, применение которых способствует развитию и воспитанию студентов.
Ключевые слова: воспитание; информационные технологии; имитационные и моделирующие программы; программы-тренажеры; контролирующие программы; наставнические программы; демонстрационные и информационно-справочные программы.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Макоев З.М., Малиева З.К. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза как условие профилактики и преодоления морального отчуждения обучающихся // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/158PVN515
Отличительной особенностью современного периода развития общества является процесс информатизации всех областей человеческой деятельности. Информатизация связана не только с совокупностью современных технологических средств работы с информацией, но и со значительными преобразованиями в образе жизни, деятельности и психологии человека. Это социальный процесс, связанный с трансформацией мышления, воображения, коммуникативных навыков, моральных ориентиров современной молодежи.
Этому процессу сопутствуют значительные преобразования в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанные с введением изменений в содержание методов и технологий воспитания и обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям, и содействовать гармоничному вхождению обучающихся в современное информационное общество.
Применение новых информационных технологий в образовательном процессе вуза представляют собой совокупность различных способов, механизмов и устройств обработки и передачи информации, позволяющих оптимизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся как на занятиях, так и во внеурочное время, при выполнении самостоятельной работы. Основную роль при этом играет персональный компьютер, интернет, а также специальное программное обеспечение, необходимое для выполнения учебно-воспитательных задач. Необходимо отметить, что, не смотря на компьютеризацию высших профессиональных образовательных организаций, во многих вузах до сих пор применение информационных технологий считается инновационным, то есть новым, обладающим значительным потенциалом в процессе оптимизации учебно-воспитательного процесса [4].
Внедрение новых информационных технологий в систему образования позволяет преподавателям значительно преобразовать и оптимизировать методы и формы воспитания и обучения, усилить интеллектуальные возможности обучающихся, развить память, мышление, воображение. Вместе с этим, создать условия для гуманизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, что в целом содействует профилактике и преодолению проблемы морального отчуждения студентов, и повышению качества обучения и воспитания в вузе [1].
К преимуществам применения информационных технологий в образовательном процессе следует отнести:
• оптимизацию и интенсификацию обучения, ее эффективность, путем вовлечения всех видов чувственного восприятия, обучаемых в мультимедийный контекст;
• рациональность организации учебно-познавательной деятельности студентов в ходе образовательного процесса;
• открытость системы образования, обеспечивающую каждому обучаемому индивидуальную траекторию обучения;
• применение специфических качеств компьютера, способствующих индивидуализации образовательного процесса [5].
Основное преимущество информационных технологий в том, что они позволяют организовать значительно более яркую и насыщенную интерактивную образовательную среду с почти неограниченными возможностями.
В отличие от традиционных технических средств, применяемых в процессе обучения, информационные технологии позволяют не только обеспечить обучающегося необходимым объемом знаний, но и сформировать необходимое в современном мире умение обучающихся
самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, развить креативные, мыслительные способности [2].
Основными элементами информационных технологий, содержащими педагогическую, методическую и дидактическую составляющую учебно-воспитательного процесса, являются педагогические программные средства, которые представляют собой совокупность компьютерных программ, направленных на достижение конкретных целей воспитания и обучения.
В зависимости от педагогических целей, среди программных средств выделяют:
1. Программы-тренажеры. Данные программы предназначены для формирования у обучаемых профессиональных и личностных компетенций, развития знаний и умений в определенной области. При этом предполагается, что теоретический материал был уже изучен. Программы-тренажеры служат для экономии времени преподавателя, развития творческого мышления обучающихся, повышения мотивации, стимулирования инициативы обучающихся. В целом, эти программы сближают учебную деятельность с игровой, предоставляя обучаемым возможность в игровой форме проверить и закрепить усвоенный материал и потренироваться в выполнении требуемых действий.
2. Контролирующие программы применяются для контроля уровня знаний и умений обучаемых. В данных программах совершенствуется процедура контроля за процессом обучения. Это обеспечивается за счет того, что:
• происходит увеличение степени соответствия педагогической оценки реальному уровню знаний обучаемых;
• повышается достоверность оценки формируемых знаний, умений и навыков;
• создаются условия для независимости оценок от случайных факторов и субъективных установок преподавателя.
Применение в образовательном процессе контролирующих программ усиливает мотивацию студентов к процессу обучения, придает процедуре контроля необходимую независимость, устойчивость и инвариантность, повышает эффективность образовательного процесса. Вместе с этим дает возможность определить степень усвоения изучаемого материала, контролировать и корректировать весь образовательный процесс, позволяет рационально организовать познавательную деятельность обучающихся.
3. Наставнические программы предлагают обучающимся теоретический материал для изучения, и нацелены, в основном, на формирование новых знаний. Управление процессом обучения осуществляется за счет задач и вопросов, содержащихся в каждой теме. В случае если ответы обучаемого будут неправильными, программа может вернуться обратно для повторного изучения материала. Обучение в данных программах осуществляется преимущественно в форме диалога. В качестве примера можно привести электронные учебники и учебные курсы, которые содержат в себе все возможности и особенности наставнических программ.
4. Демонстрационные программы применяются для наглядного преподнесения учебного материала в форме видео и аудио роликов с применением гипертекстовой системы обучения. Они могут быть эффективно использованы в образовательном процессе при изложении преподавателем нового материала. Большим потенциалом в оптимизации учебно-воспитательного процесса обладают те программы, которые содержат диалоговые или интерактивные элементы. Данные программы оптимизируют учебно-воспитательный процесс, делают его более успешным путем вовлечения всех видов чувственного восприятия обучаемого в занимательный мультимедийный контекст.
Наиболее популярной формой применения демонстрационной программы является презентация, которая может включать в себя текст, анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы диалога. Применение в образовательном процессе презентаций расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся, развивает самостоятельность, способность генерировать новые, нестандартные идеи, умение видеть, понимать суть проблемы, формирует способность к самовыражению, повышает самооценку, способствует психологическому и личностному росту, позволяет построить открытую систему воспитания и обучения, обеспечивающую каждому обучаемому собственную траекторию развития [3].
5. Информационно-справочные программы, используемые в ходе обучения и воспитания для получения необходимой информации, играют существенную роль в процессе повышения эффективности современного образования. Обучающиеся могут использовать данные программы при подготовке к занятиям или на занятиях. С помощью компьютера и Интернета обучающиеся могут осуществлять доступ к различным хранилищам информации и многим банкам данных. Примером информационно-справочной программы являются электронные энциклопедии, которые представляют собой цифровой аналог обычных (на бумажном носителе) энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Электронные энциклопедии построены на системе гипертекстовых ссылок и обладают дополнительными возможностями, оптимизирующими поисковую работу обучаемых, а именно:
• позволяют осуществлять удобный поиск информации, по ключевым словам;
• содержат комфортную систему навигации на основе гиперссылок;
• содержат возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
6. Имитационные и моделирующие программы представляют собой «симуляцию» объектов и явлений из реальной жизни. При использовании имитационных программ абстрактная информация становятся более определенной и проще усваивается обучаемыми. К имитационным программам относятся обучающие и развивающие игры, то есть интерактивные программы с игровым сценарием. Развивающие игры представляют собой некоторую существующую только в компьютере виртуальную среду, содержащую совокупность каких-то возможностей и механизмов их осуществления [6].
Применение имитационных и моделирующих программ способствует формированию необходимых для преодоления морального отчуждения качеств обучаемых, а именно позволяет:
• развить навыки самостоятельного критического мышления;
• развить умение работать в группе, принимать во внимание различные точки зрения, формулировать единое групповое решение;
• развить умение выступать публично, доказывая свою правоту;
• развить навыки сотрудничества и делового общения в коллективе;
• формировать личностную гражданскую позицию.
В процессе участия в обучающих играх развивается мышление, пространственное воображение, память, навыки работать в команде, коммуникативные способности, навыки самостоятельного выявления закономерностей и отношений объектов реального мира.
Таким образом, применение новых информационных технологий способствует развитию креативного, самостоятельного, критического мышления, умений и навыков анализа и оценки поступающей информации, овладение навыками использования информационных технологий для решения профессиональных и личностных задач. Вместе с
этим, формируются коммуникативные навыки обучаемых, способности вести диалог, развиваются умения принимать эффективные решения, умения работать с информацией, что в целом оптимизирует воспитательный процесс в вузе, вовлекая все виды чувственного восприятия обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малиева З.К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. №1. С. 95.
2. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 769.
3. Малиева З.К., Цагараев В.А. Применение технологии семиотического анализа объектов визуальной культуры к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. 2010. №5. С. 115-119.
4. Рассказова Ж.В. Современные образовательные технологии: интерактивное обучение // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 92-94.
5. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. №4. С. 283-287.
6. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №3. С. 113.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Makoyev Zelim Magometovich
North-Ossetian state pedagogical Institute Russia, Vkadikavkaz E-mail: ZelimMakoev@mail.ru
Malieva Zalina Kolumbovna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«North Ossetian State University After K.L. Khetagurov»
Russia, Vkadikavkaz E-mail: zkmal@yandex.ru
The use of new information technologies in the educational process of high school as a condition of preventing and overcoming moral alienation of students
Abstract. The global spread the media and the Internet in today's world leads to negative transformations in consciousness and outlook of the person, expressed in superficial perception of incoming information, unformed skills of independent critical thinking, lack of collaboration skills, the ability to moral reflection, which generally leads to the alienation of the individual from traditional moral norms. In this regard, in educational institutions is necessary to use such methods and forms of training and education, which would contribute to the formation of these qualities. The article investigates the role modern information technologies in the development of communicative and reflexive skills, skills of independent critical thinking, of analysis and evaluation of incoming information. Is detected the essence and features of the application in the educational process of high school of imitating and modeling programs, of programs-simulators, control, of mentoring, demonstration and reference programs. Discloses upbringing and develop the potential of imitating and modeling programs, educational and upbringing opportunities and of mentoring demonstration programs, to develop the possibilities of information and reference programs. The findings expand the knowledge about the nature and possibilities of modern information technology, the use of which contributes to the development and education of students.
Keywords: education; information technology; simulation and modeling software; softwaretraining apparatus; control programs; mentoring programs; demonstration; and information and referral program.
REFERENCES
1. Malieva Z.K. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya propedevtiki i snyatiya moral'nogo otchuzhdeniya studentov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2012. №1. S. 95.
2. Malieva Z.K. Rol' sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v reshenii problemy moral'nogo otchuzhdeniya lichnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №6. S. 769.
3. Malieva Z.K., Tsagaraev V.A. Primenenie tekhnologii semioticheskogo analiza ob"ektov vizual'noy kul'tury k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu uchashchikhsya // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo elektrotekhnicheskogo universiteta LETI. 2010. №5. S. 115-119.
4. Rasskazova Zh.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: interaktivnoe obuchenie // V sbornike: Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshchestva sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 18 chastyakh. 2013. S. 92-94.
5. Takhokhov B.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa sovremennogo vuza // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova. 2014. №4. S. 283-287.
6. Yurlovskaya I.A., Kokoeva N.V. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii kak sredstvo povysheniya kachestva obucheniya v sovremennom vuze // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №3. S. 113.