126
Высшее образование в России • № 10, 2015
University is not only the center for professional education, but also the ground for cultural development and social modernization.
Keywords: pedagogic work at University, conception of pedagogic work, students’ out-of-class activities, students’ self-government
The paper was submitted 14.06.15.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
МАЛИЕВА Залина Колумбовна - канд. пед. наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: zkmal@yandex.ru
Аннотация. В статье раскрываются особенности применения современных образовательных технологий в процессе формирования таких необходимых для современного специалиста качеств, как социальная компетентность, коммуникативные умения, навыки критического мышления, способность к рефлексии и адекватному восприятию происходящих событий, других людей и себя, которые способствуют профилактике и преодолению морального отчуждения студентов. Раскрывается сущность и многообразие современных интерактивных технологий обучения, образовательные и воспитательные достоинства метода проектов, развивающие возможности телекоммуникационных учебных проектов. Приводятся примеры практической реализации современных интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе Северо-Осетинского государственного университета. Результаты проведенного исследования расширяют знания о сущности и возможностях современных образовательных технологий, применение которых способствует духовно-нравственному совершенствованию студентов.
Ключевые слова: моральное отчуждение, воспитание, интерактивные технологии, метод проектов, информационные технологии
Систему отношений личности к миру, окружающим и к себе, основанную на социокультурных, социально-психологических, внутрисемейных и личностных противоречиях, приводящих ее к отрицанию моральных ценностей и норм поведения, дисбалансу в межличностных отношениях, отсутствию мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию, к асоциальному поведению и депрессии, мы будем называть моральным отчуждением [1].
В сфере учебного труда проблему морального отчуждения сегодня усугубляет воздействие всевозрастающего, полифо-нично-фрагментированного потока инфор-
мации, которое обусловливает поверхностность восприятия у студентов, утрату смыслоорганизующего характера получаемой ими информации. Вследствие этого они теряют способность к концентрации внимания, умение выделять и понимать смысл поступающей информации, что приводит к снижению их мыслительных способностей, обеднению эмоциональной сферы и деградации духовно-нравственного мира [2].
Единственная возможность преодоления данного типа отчуждения лежит в пространстве профессионального образования, где существуют специфические методы, средства и технологии обучения и вос-
Юбилей
127
питания, которые могут содействовать развитию навыков самостоятельного критического мышления, способности к пониманию других. С одной стороны, данные умения и навыки позволяют студентам анализировать новую информацию и ее смыслы, с другой - способствуют адекватной самооценке, осмыслению своих положительных и отрицательных качеств. Без них невозможна рефлексия, а следовательно, усвоение моральных принципов человечности, формирование у личности таких качеств, которые в тяжелых условиях общемирового кризиса ценностей и идей помогают ей вырабатывать свою систему нравственных координат.
Результаты проведенного нами исследования, а также анализ научно-педагогической литературы позволили сделать вывод, что решение проблем морального отчуждения студентов связано с широким внедре-ни ем личностно-ориентированных развивающих технологий. Поэтому в учебновоспитательном процессе Северо-Осетинского государственного университета все большее применение находят такие современные образовательные технологии, которые способствуют формированию у студентов навыков критического мышления, аналитических способностей и способности к рефлексии, самостоятельности, ответственности за принятие решений, познавательной, творческой, коммуникативной, личностной активности.
Наиболее эффективно развитие перечисленных качеств студентов происходит в процессе применения интерактивных технологий обучения. Их особенность состоит в том, что обучающийся «выступает в постоянных флуктуирующих субъектнообъектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом» [3]. Характерным признаком и основой интерактивной технологии обучения является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на про-
дуктивную, творческую деятельность обучающихся. К интерактивным технологиям относятся дискуссии, кейс-технологии, тренинги, ролевые и деловые игры, проектная деятельность.
Для широкого внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс в Центре повышения квалификации и переподготовки кадров (ЦПК и ПК) СОГУ для преподавателей специально разработана и читается дисциплина «Интерактивные технологии обучения». В качестве зачетной работы по данной дисциплине предусмотрено, в частности, проведение слушателями открытого занятия с использованием интерактивныхметодов обучения.
Применение технологии интерактивного обучения в образовательном процессе СОГУ позволяет решить задачу развития у студентов познавательных навыков, умений самостоятельно совершенствовать свои знания, ориентироваться в информационном и социальном пространстве, самореализовываться в учебно-исследовательской деятельности. При этом информация усваивается студентами не в пассивном, а в активном режиме, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Это способствует развитию у студентов
, 1 * Л
128
Высшее образование в России • № 10, 2015
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация и категоризация. Кроме того, в ходе занятий у них формируются коммуникативные навыки, навыки самостоятельной организации учебно-исследовательской деятельности.
Технология интерактивного обучения состоит из методов и приемов, которые:
• активизируют когнитивные процессы;
• развивают у студентов коммуникативные умения, необходимые в процессе общения с преподавателями и между собой, навыки коллективного взаимодействия;
• обеспечивают деятельностный характер обучения;
• формируют такие профессиональные качества, как умение анализировать, прогнозировать развитие ситуации, формулировать и высказывать свою позицию, адекватно воспринимать и оценивать информацию;
• способствуют творческому поиску путей решения проблемы;
• оказывают на студентов значительное эмоциональное воздействие за счет увлекательности, состязательности, творческого характера деятельности.
Наибольшим потенциалом в решении проблем морального отчуждения студентов обладают интерактивные технологии, способствующие развитию критического мышления. Критическое мышление рассматривается нами как один из самых нужных в современной жизни видов интеллектуальной деятельности, который определяет высокую степень восприимчивости, объективности в понимании существующего информационного пространства. Для критического стиля мышления характерны открытость, гибкость, осознание причинно-следственных связей, внутренней многозначности позиций и точек зрения,альтернативности принимаемых решений, то есть все те свойства, которые необходимы
для эффективной работы с информацией, ее адекватного восприятия и понимания.
Реализация технологии развития критического мышления возможна через организацию диалоговых форм работы, предполагающих активный обмен мнениями, - таких, как дискуссия, дебаты, анализ ситуаций, игровые формы проведения занятий, конференции. Применение этих технологий целесообразно не только на практических и семинарских занятиях, но и на лекциях, в этом случае имеет место лекция-диалог, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками. Существует ряд приемов, позволяющих развивать у студентов критическое мышление на занятиях. К таким приемам относятся: «вопрошающие » паузы, «Синквейн », INSERT, аргументированное эссе, конспектирование текста, рецензирование научной статьи [4]. В любой интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками образовательного процесса, их опыт важен так же, как и опыт преподавателя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает студентов к самостоятельному поиску необходимой информации.
Одной из наиболее эффективных в воспитательном плане интерактивных технологий, реализуемых в образовательном процессе нашего вуза, является технология проектного обучения. Она основана на применении метода проектов, то есть способа обучения, при котором студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельной работы по планированию и реализации творческого проекта. Проект можно рассматривать как совокупность поисковых, исследовательских, рефлексивных, коммуникативных и других видов самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение поставленной проблемы, осуществляемой под руководством преподавателя и оформленной в виде некоего продукта. Изучению и разработке технологии проектного обучения в разное время были посвящены работы Дж. Дьюи,
Юбилей
129
У. Килпатрика, Э. Коллингса, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, Г.П. Щедровицкого и др., в которых были раскрыты разнообразные аспекты проектного метода и обозначен его большой образовательный потенциал.
Метод проектов представляет собой межпредметную интегрированную личностно-ориентированную образовательную деятельность, которая позволяет формировать у студентов навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах, развивать у них умения самовыражения и рефлексии, воспитывать целенаправленность, личностную ответственность, креативность, инициативность, коммуникативность. Отличительной характеристикой метода проекта является то, что при его выполнении результат формируется из достижений всех участников проекта, причем эффективность результата определяется качеством самостоятельной работы каждого.
В последние десятилетия в связи с массовым внедрением новых информационных технологий во все сферы жизни получили распространение телекоммуникационные учебные проекты. Они представляют собой модификацию метода проектов, реализуе-
мого в образовательном процессе в условиях глобальной информатизации при помощи компьютеров, Интернета и новых технологических возможностей (PowerPoint, Photoshop, Word, Skype и др.).
Под телекоммуникационным учебным проектом Е.С. Полат понимает «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнеров, разде-ленныхмежду собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата» [5]. При этом преимущество метода проектов с использованием новых информационных технологий очевидно - оно заключается в доступности и легкости способов и средств получения и обработки информации, представленной в различной форме.
Эффективность применения данной технологии обусловлена массовым интересом студентов к современным компьютерным технологиям, Интернету, средствам коммуникации. Используя их в качестве инструмента реализации учебного проекта,
130
Высшее образование в России • № 10, 2015
преподаватели проявляют не только креативный подход к образовательному процессу, но и уважение к сложившимся молодежным ценностям и интересам в области информационных технологий и тем самым повышают уровень социокультурной коммуникации между собой и студентами, а также мотивацию студентов к образовательной деятельности. Вместе с тем именно эта технология позволяет преподавателю наиболее полно реализовать индивидуальный подход к организации учебно-воспитательной деятельности, при котором учитывается «цель деятельности, направленность личности студента, его отношение к учебным задачам, индивидуальный характер усвоения знаний, потенциальные возможности, уровень продуктивной деятельности при решении учебных задач, самооценка достигнутого» [6].
В Северо-Осетинском государственном университете в настоящее время реализуется один из таких проектов - «Путеводная звезда». Основной целью его создания является формирование у студентов навыков критического осмысления художественных текстов, способности к нравственной рефлексии. При разработке идеи данного проекта был учтен интерес студентов к Интернету и социальным сетям, пространство которых и стало полем и инструментом для его реализации. Проект осуществляется в двух наиболее популярных в молодежной среде социальных сетях -«Одноклассники» и «В контакте».
Проект «Путеводная звезда» - это самоорганизующаяся группа, созданная для студентов (и самими студентами). На ее страницах студенты размещают, анализируют и комментируют тексты, несущие духовно-нравственный смысл. В проекте переплетаются избранные духовные источники и размышления студентов на темы: что главное в жизни у человека? Какие ценности истинные, а какие преходящие? В чем смысл и предназначение человека в этом мире? На сегодняшний день в проекте уча-
ствуют уже более 400 студентов математического, биолого-технологического, химико-технологического факультета, факультета искусств, осетинской филологии. Помимо студентов Северо-Осетинского университета, в нем задействованы студенты из Белоруссии, Украины, Узбекистана, Киргизии, Туниса. С их присоединением «Путеводная звезда» приобрела статус международного телекоммуникационного проекта.
Главная задача участников проекта заключается не только в том, чтобы выбрать из множества информационных источников текст, несущий духовно-нравственный посыл - о мире, добре, любви, дружбе, уважении к старшим, о любви к Родине, о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о смысле жизни, предназначении человека в этом мире, о трудностях духовного пути человека, - но и встроить этот текст в общий поток размышлений, комментариев, критических оценок, отстаивая и объясняя свой выбор. При этом выбранный текст должен не просто содержать духовно-нравственный смысл, но и обладать эмоциональной окраской, заставляющей читателя переживать прочитанное, задуматься над ним.
Одним из главных условий для входящих в проектную зону студентов является то, что те, кто не зарегистрирован в социальных сетях, не должен там регистрироваться. Это групповой проект, в котором каждый выполняет отведенную ему роль. Одни находят тексты и оформляют их, другие размещают все в Интернете, третьи являются администраторами и координаторами проекта. Обмен информацией происходит по электронной почте. Участники проекта должны не просто выбрать «нужный » текст, но и подобрать к нему иллюстрацию, музыкальное сопровождение - так, чтобы текст наибольшим образом воздействовал на эмоционально-интеллектуальную сферу предполагаемого читателя. Таким образом, студенты становятся в этом
Юбилей
131
проекте своего рода просветителями, воспитателями своих друзей, подписчиков в соцсетях, то есть всех тех, кто читает эти тексты.
Важно, что студенты не просто работают с графическими программами, создают презентации, являются их сценаристами и дизайнерами, но сами разрабатывают тему, имеющую духовно-нравственный смысл и культурную ценность. В результате подобной самостоятельной практической деятельности «интенсифицируется процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций» [7]. Таким образом, в процессе реализации телекоммуникационных учебных проектов у студентов формируются:
- способность к нравственной рефлексии, обеспечивающая умение находить и понимать духовно-нравственные смыслы в бесконечном информационном потоке;
- умения подвергать критическому анализу читаемый текст, способность к его осмыслению, определению «главных» и «второстепенных» смыслов в поступающей информации;
- коммуникативные умения и навыки работы в команде;
- навыки самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана;
- способность анализировать и сопоставлять различные взгляды на одну проблему, умение обосновывать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Таким образом, в условиях глобальной
информационной революции, в сложную эпоху постмодернистской смысловой полифонии одним из условий эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе является применение интерактивных технологий обучения. Наибольшим воспитательным потенциалом из них обладают технология формирования критического мышления и проектная деятельность.
Литература
1. См.: Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138-143.
2. Малиева З.К., Тахохов Б.А., Цагараев В.А.
Образование. Воспитание. Культура. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образователь-
ных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
4. Современные образовательные технологии
/ Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002.
6. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном
процессе современной высшей школы. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014.
7. Течиева В.З. Реализация практико-ориен-
тированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2013. № 2. С. 120-124.
Статья поступила в редакцию 14.06.15.
APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF PREVENTION AND OVERCOMING OF STUDENTS’ MORAL ALIENATION
MALIEVA Zalina K. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: zkmal@yandex.ru
Abstract. This article describes the features of the application of modern educational technologies in the process of forming of such necessary qualities for a modern specialist as social competence, communication skills, critical thinking skills, the ability to reflect and adequate perception of the events, other people and themselves, that would contribute to the prevention and overcoming of students’ moral alienation. The paper discusses the essence and
132
Высшее образование в России • № 10, 2015
diversity of modern interactive teaching technologies, the advantages of project method, possibilities of telecommunication training proj ects. It also provides the examples of practical realization of modern interactive technologies in the educational-upbringing process of the North-Ossetian State University. The results of the study extend the knowledge about the nature and possibilities of modern educational technologies, which facilitates students’ spiritual and moral development.
Keywords: moral alienation, upbringing, interactive technology, project method, information technologies
References
1. Kosyrev, V. (2009). [Alienation of Students’ Educational Work]. Vysshee obrazovanie v Rossii
[Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 138-143. (In Russ.)
2. Malieva, Z.K., Takhokhov, B.A., Tsagaraev, V.A. (2012). Obrazovanie. Vospitanie. Kul’tura. [Education. Education. Culture]. Vladikavkaz: SOGU Publ., 185 p. (In Russ.)
3. Selevko, G.K. (2006). Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologiy [Encyclopedia of Educational
Technologies]. Moscow: Institute of School Education Technologies Publ. Vol. 1, 816 p. (In Russ.)
4. Bordovskaya, N.V. (ed.) (2011). Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern Educational
Technologies]. Moscow: KNORUS Publ., 432 p.
5. Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., Moiseeva, M.V., Petrov, A.E. (2002). Novye pedagogicheskie i
informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System]. Moscow: Akademia Publ., 272 p. (In Russ.)
6. Takhokhov, B.A. (2014). Dialog v obrazovatel’nomprotsesse sovremennoi vyssheishkoly [The
Dialogue in the Educational Process of Modern Higher Education]. Vladikavkaz: SOGU Publ., 180 p. (In Russ.)
7. Techieva, V.Z. (2013). [The Implementation of Practice-Oriented Approach in the Educational
Process of Pedagogical Higher School]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. [Bulletin of NOSU]. No. 2, pp. 120-124. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 14.06.15.