Научная статья на тему 'Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов'

Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ / PREVENTION AND CORRECTION OF MORAL ALIENATION STUDENTS / ИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / IMITATION TECHNOLOGY OF LEARNING / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITIES / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / CASE-TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / SITUATION ANALYSIS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / UPBRINGING / QUALITY OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиева Залина Колумбовна

Одной из актуальных проблем современного общества является моральное отчуждение личности, заключающееся в неприятии культурно-нравственных ценностей и норм поведения и выражающееся в чувствах одиночества, враждебности, безучастности, равнодушия. Решение этой проблемы в образовательном процессе вуза связано с формированием личностных качеств, позволяющих ей быстро адаптироваться и успешно взаимодействовать с социальным окружением. К таким качествам относятся аналитические и творческие способности обучающихся, умения работать в группе, коммуникативные навыки, навыки рефлексии. В этом плане значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладают имитационные технологии обучения. Новизна исследования связана с выявлением и обоснованием роли имитационных технологий обучения в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов. В статье выявлены особенности и функции игровой деятельности в контексте ее влияния на формирование личностных качеств обучаемых. Раскрыта сущность, особенности и воспитательный потенциал применения кейс-технологии. Применение современных имитационных образовательных технологий способствует развитию аналитических и прогностических способностей, креативности, активности, формированию умения осуществлять коммуникацию на разных уровнях, диалогичности, познавательной и профессиональной мотивации, самостоятельности, ответственности, развитию стремления к самосовершенствованию и самореализации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиева Залина Колумбовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF IMITATING EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF MORAL ALIENATION STUDENTS

One of the actual problems of modern society is the moral alienation of the individual, which consists in the rejection of the cultural and moral values and norms of behavior, and expressed in feelings of loneliness, hostility, apathy and indifference. The solution to this problem in the educational process of high school connected with the formation of personal qualities students that allow it to adapt quickly and successfully interact with the social environment. To such qualities applies analytical and creative abilities of students, the ability to work in a team, communicative skills, of reflexion skills. In this plan a significant developing and bringing up potential have simulation technology of learning. The novelty of the research is connected with identifying and justification of the role of imitation technologies learning in the prevention and correction moral alienation of students. In the article the features and functions of play activity in the context of its impact on the formation of personal qualities of students. Discloses the essence features and upbringing potential of the application of case-technology. Application of the modern imitating technology education contributes to the development of analytical and prognostic abilities, creativity, activity, formation of skills to communicate at different levels, the cognitive and professional motivation, independence, of liability development of aspirations for self-improvement and self-realization of students.

Текст научной работы на тему «Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов»

УДК 378.02

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2016

Малиева Залина Колумбовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46; e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Одной из актуальных проблем современного общества является моральное отчуждение личности, заключающееся в неприятии культурно-нравственных ценностей и норм поведения и выражающееся в чувствах одиночества, враждебности, безучастности, равнодушия. Решение этой проблемы в образовательном процессе вуза связано с формированием личностных качеств, позволяющих ей быстро адаптироваться и успешно взаимодействовать с социальным окружением. К таким качествам относятся аналитические и творческие способности обучающихся, умения работать в группе, коммуникативные навыки, навыки рефлексии. В этом плане значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладают имитационные технологии обучения. Новизна исследования связана с выявлением и обоснованием роли имитационных технологий обучения в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов. В статье выявлены особенности и функции игровой деятельности в контексте ее влияния на формирование личностных качеств обучаемых. Раскрыта сущность, особенности и воспитательный потенциал применения кейс-технологии. Применение современных имитационных образовательных технологий способствует развитию аналитических и прогностических способностей, креативности, активности, формированию умения осуществлять коммуникацию на разных уровнях, диалогичности, познавательной и профессиональной мотивации, самостоятельности, ответственности, развитию стремления к самосовершенствованию и самореализации обучающихся.

Ключевые слова: образование, воспитание, профилактика и коррекция морального отчуждения студентов, имитационные технологии обучения, игровая деятельность, кейс-технология, личностные качества, анализ ситуации, инновационная деятельность.

APPLICATION OF IMITATING EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF MORAL ALIENATION STUDENTS

© 2016

Malieva Zalina Kolumbovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» North Ossetian State University after K.L. Khetagurova (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46; e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. One of the actual problems of modern society is the moral alienation of the individual, which consists in the rejection of the cultural and moral values and norms of behavior, and expressed in feelings of loneliness, hostility, apathy and indifference. The solution to this problem in the educational process of high school connected with the formation of personal qualities students that allow it to adapt quickly and successfully interact with the social environment. To such qualities applies analytical and creative abilities of students, the ability to work in a team, communicative skills, of reflexion skills. In this plan a significant developing and bringing up potential have simulation technology of learning. The novelty of the research is connected with identifying and justification of the role of imitation technologies learning in the prevention and correction moral alienation of students. In the article the features and functions of play activity in the context of its impact on the formation of personal qualities of students. Discloses the essence features and upbringing potential of the application of case-technology. Application of the modern imitating technology education contributes to the development of analytical and prognostic abilities, creativity, activity, formation of skills to communicate at different levels, the cognitive and professional motivation, independence, of liability development of aspirations for self-improvement and self-realization of students.

Keywords: education, upbringing, prevention and correction of moral alienation students, imitation technology of learning , game activities, case-technology, quality of personality , situation analysis, innovative activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном информационном обществе проблема отчуждения от традиционных общечеловеческих моральных норм, возникающая в процессе взаимоотношений личности с миром и выражающаяся в чувствах одиночества, индифферентности, враждебности, безучастности, равнодушия, приобретает особую актуальность. Одним из факторов ее решения является система образования, в которой происходит становление личности, формирование ее мировоззрения, жизненных принципов, убеждений [1]. Образование должно развивать качества, способствующие преодолению отчуждения личности, ее успешной адаптации и продуктивному социальному взаимодействию в быстроменяющихся условиях современного мира [2]. К таким качествам относятся аналитические и творческие способности обучающихся, умения работать в группе, навыки рефлексии, взаимопонимания, коммуникативные навыки [3]. В этом плане наиболее результативными являются имитационные образовательные технологии, которые следует рассматривать как механизм развития потенциальных возможностей обучаемых и их реализацию, инструмент формирования аналитических и прогностических способностей, умений адекватно воспринимать и оценивать информацию, подвергать критическому анализу читаемый текст, опре-

делять основные и второстепенные смыслы в поступающей информации [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Значительным развивающим и воспитательным потенциалом обладают имитационные образовательные технологии. В отечественной психологической и педагогической науке различные аспекты данной проблемы раскрывались в трудах Н.А. Аникеевой, П.П. Блонского, Н.Н. Богомоловой, А.С. Макаренко, В.Д. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, С.А. Смирнова, К.Д. Ушинского, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина и др. В работах ученых исследована и доказана роль имитационных технологий в развитии личности, ее адаптации, социализации, самовыражении, самоутверждении, самоуправлении, саморегулировании и самореализации. Поэтому имитационные технологии обучения рассматриваются нами как стимул и механизм преодоления и коррекции морального отчуждения студентов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Применение имитационных игровых и неигровых технологий обучения не только расширяет и углубляет знания обучающихся в определенной предметной области, но и формирует личностные качества, необходимые для

успешного взаимодействия в социальной и профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость исследования особенностей имитационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза и их роли в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одной из форм имитационных образовательных технологий, имеющих значительный развивающий и воспитывающий потенциал, является игра. Исследуя феномен игры, Д.Б. Эльконин определил ее, как «деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [5].

Наличие воспитательного потенциала применения игровых технологий в образовательном процессе обуславливается самим содержанием игровой деятельности, существованием в ней необходимых условий для самореализации, цели и перспектив своего бытия, апробации методов постижения окружающего мира и его совершенствования [6]. Игровой деятельности присущи следующие основные характеристики:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [7].

Реализуемая в образовательном процессе игровая деятельность отличается от других игр наличием обозначенной педагогической цели обучения или воспитания, а также прогнозируемым и достигаемым ею результатом, которые могут быть обозначены и диагностированы.

Преодоление морального отчуждения в процессе применения игровых технологий обеспечивается такими функциями игровой деятельности, как:

1) функция социализации заключается в том, что игра позволяет обучающимся почувствовать себя частью социума, осознать нормы и традиции этнокультурного бытия, осмыслить социокультурный опыт предыдущих поколений, а также освоить социальные нормы и правила жизни в коллективах, ознакомиться со способами продуктивного взаимодействия и конструктивного общения [8];

2) функция самореализации. Игра представляет собой благоприятную форму для самовыражения, в которой обучающиеся могут проверить и продемонстрировать свои силы и возможности. В игре создаются условия для самоутверждения человека, проявления его самобытности, неповторимости, уникальности [9];

3) коммуникативная функция игры основывается на присутствующем в ней реальном контексте сложнейших человеческих отношений, которые развивают навыки коллективной творческой деятельности, формируют умения эффективного сотрудничества со сверстниками и взрослыми [10];

4) развивающая функция связана с тем, что в процессе игры появляется возможность совершенствовать различные качества и способности обучающихся (интеллектуальные, аналитические, творческие, эмоциональные и др.), выявлять их интересы и склонности [11];

5) дидактическая функция игры связана с облегчением вхождение обучающихся в мир знаний, изучение ими основ наук, приобщение к социокультурному наследию [12];

6) функция коррекции заключается в мягкости и незаметности внесения позитивных преобразований в поведение и личностные характеристики обучающихся в

процессе игры. Применение игровых технологий формирует навыки преодоления различных проблем, возникающих у обучающихся в общении, поведении и познавательной деятельности, создает оптимальные условия для выстраивания плодотворных отношений с другими и благоприятного разрешения конфликтов [13];

7) диагностическая функция. В процессе игры наглядно отображается динамика интеллектуального, двигательного и эмоционального развития обучающихся [14];

8) Кроме этого, игра доставляет удовольствие и радость, может вдохновить, пробудить интерес к познанию, что составляет ее развлекательную функцию [15].

Применение игровых технологий на занятиях предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения и воспитания, содействует росту познавательной активности обучающихся, формированию интереса к новому знанию и стремления к творческой деятельности [16]. В игре создаются условия для формирования умения студентов управлять своим эмоциональным состоянием, при этом осваивать различные роли и позиции преподавателя, ученика, менеджера, руководителя, что формирует гибкий, системный характер мыслительной деятельности, умение поставить себя на место другого, а также способность к эмпатии.

Применение игровых технологий сопровождается такими необходимыми, в воспитательном аспекте, эффектами, как: улучшение психоэмоционального состояния обучающихся; трансформация потребностно-мо-тивационной сферы; преобразования в самосознании, самовосприятии, самооценке [17-21].

Преодоление и коррекция различных видов отчуждения личности связано с формированием умения видеть проблемы в бытовой, социальной, профессиональной сфере, спокойно анализировать их и самостоятельно решать [22]. Поэтому в образовательном процессе необходимо применение таких технологий, которые развивают гибкость и подвижность мышления, диалогичность, толерантность, умение осуществлять коммуникацию на всех уровнях.

Кроме игровых наиболее эффективными, в воспитательном плане, имитационными методами обучения, являются кейс-технологии, которые интегрируют в себе одновременно качества ролевой игры, метода проектов и ситуативного анализа. Обучающиеся должны проанализировать реальную или приближенную к реальной, ситуацию, отражающую какую-либо проблему, разобраться в ее сути, предложить возможные варианты решения и выбрать наиболее оптимальное из них. При этом актуализируется комплекс знаний, которые необходимо усвоить при выборе решения данной проблемы и проектирования программы действий [23].

Ситуация в кейс-технологии - это специально разработанный педагогический механизм, позволяющий поставить человека в новые условия, преобразующие привычный ход его деятельности и предъявляющие новые требования к его поведению. Решение проблем, находящихся в основе ситуации, умножает социокультурный опыт субъектов образовательного процесса, мотивирует их познавательную поисковую деятельность [24].

Применение кейс-технологий предполагает предоставление свободы выбора, что содействует развитию креативных способностей, формированию познавательного интереса, умения осуществлять адекватную самооценку своих возможностей и способностей, а также активности, самостоятельности, инициативности. Проведённое исследование позволило выявить следующие возможности применения кейс-технологии в решении проблемы морального отчуждения студентов:

1. Использование в качестве кейсов реальных жизненных ситуаций, имеющих духовно-нравственное ценностно-смысловое значение, обеспечивает не только связь обучения с жизнью, его прикладную направленность, но и является фактором переосмысления обуча-

ющимися своих знаний об общекультурных ценностях, формирования ценностных ориентаций.

2. Высокая степень самостоятельной работы обучающихся при реализации данной технологии позволяет обучающимся, опираясь на свой опыт, находить решения, совершенствовать речемыслительный процесс, при этом содействует развитию познавательной активности обучающихся, их самостоятельности и интереса к учебной и профессиональной деятельности, выработке собственной мировоззренческой концепции.

3. Обсуждение кейса имеет дискуссионный характер, что предполагает включение в образовательный процесс элемента соревновательности и обуславливает личную заинтересованность обучающихся, определяет формирование таких важных для преодоления отчуждения характеристик, как умение понимать других, находить с ними общее во взглядах, при этом отстаивать и аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

4. По сравнению с традиционными методами обучения, кейс-технология обладает намного более свободным и демократичным характером взаимодействия субъектов образовательного процесса, что является значимым фактором преодоления отчуждения между ними.

Основная цель кейс-технологии - общими усилиями группы студентов проанализировать ситуацию, возникающую в конкретных условиях, разработать алгоритмы практических решений, оценить их с точки зрения эффективности и выбрать наилучший в контексте поставленной проблемы. При этом упор делается не на получении знаний в готовом виде, а на их выработку, на совместное творчество, сотрудничество педагога и обучаемого.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, применение имитационных технологий в образовательном процессе вуза имеет не только обучающее, но и воспитывающее воздействие на студентов, создавая условия для самореализации, самообразования, формирования личностных и профессиональных качеств, необходимых для преодоления морального отчуждения.

Значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладают применяемые в образовательном процессе вуза игровые и неигровые методы и кейс-технология. Применение современных имитационных образовательных технологий способствует повышению активности, самостоятельности, ответственности, познавательной и профессиональной мотивации, креативности, коммуникативности студентов, развитию у них стремления к самосовершенствованию, самоорганизации и самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.

2. Александрова Н.С. Социально-культурная адаптация студента: смыслы образования и жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 7-10.

3. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 55-58.

4. Малиева З.К. Применение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов //Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 126-132.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с.

6. Малиева З.К. Воспитательный потенциал применения технологии телекоммуникации в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 13.

7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая Москва, 1994. 240 с._

8. Магометов А.А., Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе. Владикавказ, 2009. 231 с.

9. Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 11. С. 19.

10. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2014. 180 с.

11. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 11-13.

12. Ерина Т.С., Раклова Е.М. Игровая деятельность как фактор развития мышления младших школьников /В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2016. С. 77-79.

13. Малиева З.К. Психолого-педагогические механизмы преодоления и коррекции морального отчуждения студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1298-1302.

14. Раклова Е.М. Информационно-компьютерные технологии в условиях модернизации современного педагогического образования /В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 295-299.

15. Аникушина Е.А., Бобина О.С., Дмитриева А.О., Егорова О.Н., Калянова Т.А., Мамонтова М.Ю., Старцева С.П., Фомин В.С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. -Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.

16. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.

17. Верниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Личностно-профессиональное становление субъектов высшей школы в условиях полипрофессионализма деятельности // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 207-208.

18. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.

19. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.

20. Котова С.А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 65-69.

21. Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 56-57.

22. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

23. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.

24. Рассказова Ж.В. О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников /В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 19-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.