Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-ориентированный подход / формирование готовности / воспитательная деятельность / курсант военного университета / будущий офицер / personality-oriented approach / formation of readiness / educational activity / military university cadet / future officer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровский Ю. П.

Изменения в политической, социальной, экономической, информационной, технологической, военной сферах приводят к поиску инновационных подходов к военному образованию и воспитанию военнослужащих для замены классической, монофункциональной, однонаправленной предметно-знаниевой модели военного образования, которая утрачивает свою эффективность и целесообразность, на личностно-ориентированную модель образования. Современные подходы к построению личностно-ориентированной парадигмы военного образования в военных университетах связаны также с новыми требованиями к характеру и содержанию педагогической подготовки будущих офицеров. В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих офицеров к реализации современного личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICERS TO USE A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Changes in the political, social, economic, informational, technological, and military spheres lead to the search for innovative approaches to military education and the upbringing of military personnel to replace the classical, monofunctional, unidirectional subject-knowledge model of military education, which is losing its effectiveness and expediency, with a personalityoriented model of education. Modern approaches to the construction of a personality-oriented paradigm of military education in military universities are also associated with new requirements for the nature and content of pedagogical training of future officers. The article reveals the results of experimental work on the formation of the readiness of future officers to implement a modern personality-oriented approach in the education of military personnel.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С.179-193. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 179-193. Научная статья УДК 37.02

doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-179-193.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Павлович Комаровский

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия, yukom70@mail.ru

Ю. П. Комаровский

Аннотация. Изменения в политической, социальной, экономической, информационной, технологической, военной сферах приводят к поиску инновационных подходов к военному образованию и воспитанию военнослужащих для замены классической, монофункциональной, однонаправленной предметно-знаниевой модели военного образования, которая утрачивает свою эффективность и целесообразность, на личностно-ориентированную модель образования. Современные подходы к построению личностно-ориентированной парадигмы военного образования в военных университетах связаны также с новыми требованиями к характеру и содержанию педагогической подготовки будущих офицеров.

В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих офицеров к реализации современного личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, формирование готовности, воспитательная деятельность, курсант военного университета, будущий офицер

© Комаровский Ю. П., 2022

179

Формирование готовности будущих офицеров ... I

Для цитирования: Комаровский Ю. П. Формирование готовности будущих офицеров к применению личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 179-193. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-179-193.

Original article

Formation of Readiness of Future Officers to Use a Personality-Oriented Approach in Educational Activities

Yury P. Komarovskiy

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, yukom70@mail.ru

Abstract. Changes in the political, social, economic, informational, technological, and military spheres lead to the search for innovative approaches to military education and the upbringing of military personnel to replace the classical, monofunctional, unidirectional subject-knowledge model of military education, which is losing its effectiveness and expediency, with a personality-oriented model of education. Modern approaches to the construction of a personality-oriented paradigm of military education in military universities are also associated with new requirements for the nature and content of pedagogical training of future officers.

The article reveals the results of experimental work on the formation of the readiness of future officers to implement a modern personality-oriented approach in the education of military personnel.

Keywords: personality-oriented approach, formation of readiness, educational activity, military university cadet, future officer

For citation: Komarovskiy Yu. P. Formation of readiness of future officers to use a personality-oriented approach in educational activities. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3):179-193. (In Russ.). https://doi. org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-179-193.

Одной из главных целей современного образования курсантов в военных университетах является профессиональное становление и развитие личности будущего офицера как военного специалиста и воспитателя. Поэтому одной из основных педагогических задач образования в военном университете становится овладение будущими офицерами различными эффективными методиками воспитательной деятельности с военнослужащими. Реализация этой педагогической задачи предполагает внедрение различных педагогических моделей подготовки курсантов

180

IЮ. П. Комаровский

в военных университетах к воспитательной деятельности; формирование у них готовности к применению традиционных «классических» и инновационных подходов в воспитании военнослужащих на основе существующих современных педагогических теорий воспитания.

Мы знаем, что важным первоначальным этапом профессионального становления офицера как воспитателя является этап получения им военно-профессионального и педагогического образования в военном университете. Особенность получения образования курсантами в военном университете заключается в том, что у будущих офицеров за период обучения в военном университете должны сформироваться не только военно-профессиональные компетенции, которыми они будут пользоваться в своей практической деятельности, но и специфические компетенции педагога-воспитателя для осуществления ими педагогической деятельности в воинских подразделениях, без наличия которых невозможно эффективно руководить воинскими коллективами, обучать и воспитывать личный состав воинских подразделений, качественно решать поставленные задачи.

Изучение степени научной разработанности различных вопросов и проблем воспитания военнослужащих мы видим в работах И. А. Алехина (историко-педагогические исследования проблем воспитания военнослужащих), А. В. Барабанщикова (вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих), В. И. Вдовюка (аспекты этического воспитания военнослужащих) [6], В. Н. Герасимова (теория и практика воспитания военнослужащих), А. Н. Григорьева (формирование профессиональных качеств у военнослужащих), В. П. Давыдова (вопросы идейно-политического воспитания военнослужащих и взаимосвязи воспитания, обучения и развития военнослужащих), А. С. Калюжного (проблемы организации воспитания в военных вузах), А. А. Лукьянца (формирование мотивации к военно-профессиональному самовоспитанию и самосовершенствованию), А. С. Рыбинчука (аспекты патриотического воспитания военнослужащих) [11], Ю. А. Шмакова (вопросы формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении) [18; 19], В. И. Хальзова (модели мониторинга качества профессиональной подготовки) [17] и др.

Вместе с тем непосредственно проблемы реализации личностноориентированного подхода в воспитании военнослужащих и вопросы формирования готовности будущих офицеров к применению данного

181

Формирование готовности будущих офицеров ... I

подхода в воспитании военнослужащих в военно-педагогической науке не исследовалась. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор направления этого исследования.

Научными предпосылками многих личностно-ориентированных педагогических концепций, идей и теорий воспитания являются работы отечественных и зарубежных ученых — педагогов и психологов в области педагогики и психологии личности. Для выявления сущности личностно-ориентированного подхода в воспитании, особенностей его реализации в воспитании военнослужащих и обоснования комплекса педагогических условий основой для нашего исследования послужили работы Н. А. Алексеева, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской [5], И. А. Зимней, В. С. Ильина, В. В. Краевского, Д. А. Леонтьева, В. А. Петровского, П. И. Пидкасистого, А. А. Плигина [10], С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова [12; 13; 14; 15], В. И. Слободчикова, В. А. Сухомлинского, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской [21; 22; 23; 24; 25], Дж. Келли, А. Маслоу, Г. Олпорт и др., связанные с концепциями личностного, личностно-развивающего, личностно-ориентированного образования.

Нами выявлено, что личностно-ориентированный подход в воспитании военнослужащих, провозглашенный современными исследователями одним из перспективных направлений в педагогической теории и практике, не имеет в педагогическом сознании будущих офицеров однозначного понимания.

В нашем исследовании была взята за основу концепция личностноориентированного образования В. В. Серикова и его трактовка понятия «личностно-ориентированный подход», который он рассматривает как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями, критериями эффективности), специально ориентированного на развитие и саморазвитие собственно личных свойств индивида [14]. Ключевая идея данной модели состоит в том, что для развития у воспитанника «опыта быть личностью» должна быть создана специальная личностно-развивающая ситуация [12; 13; 14; 15]. По сути, это такое значимое событие, которое востребует проявления личностной позиции воспитуемого. Последовательность целенаправленно создаваемых личностно-развивающих ситуаций ведет к развитию требуемого личностного качества, позиции, опыта [12; 13; 14; 15]. По результатам проведенного опроса будущих офицеров военных

182

IЮ. П. Комаровский

университетов, данная трактовка понятия личностно-ориентированного подхода наиболее ими принимаема, понимаема, считается правильной и подходящей для использования ими в своей будущей воспитательной деятельности с военнослужащими.

Остановимся на существующих в настоящее время проблемах подготовки будущих офицеров в военных университетах к личностно-ориентированной воспитательной деятельности с военнослужащими, которая, как полагают военные эксперты, относится к числу наиболее актуальных и сложных, исходя из специфических условий получения военно-профессионального и педагогического образования в военных заведениях.

Настоящее педагогическое исследование и экспериментальная работа проводились с учетом существующих проблем подготовки будущих офицеров к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих, которые были выявлены в начальной стадии исследования.

Целью исследования был анализ состояния педагогической подготовки курсантов военных университетов к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих и обоснование условий эффективности данного процесса. Достижение этой цели предполагало проверку готовности будущих офицеров к применению личностноориентированного подхода в воспитательной деятельности с военнослужащими; создание учебных ситуаций и анализ результатов применения педагогических средств создания таких ситуаций; проверку различных педагогических условий применения личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих для формирования готовности будущих офицеров к его применению ими в своей будущей воспитательной деятельности; теоретическая разработка и практическое апробирование экспериментальной педагогической модели подготовки будущих офицеров к созданию личностно-ориентированных ситуационно-событийных занятий (мероприятий); создание и проверка педагогических условий для освоения будущими офицерами опыта применения личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания военнослужащих.

Опытно-экспериментальная работа с курсантами военных университетов проводилась в три этапа. Работа основывалась

1) на разработке и апробации педагогической модели подготовки будущих офицеров к созданию и проведению личностно-развивающих ситуационно-событийных мероприятий в процессе

183

Формирование готовности будущих офицеров I

воспитания военнослужащих;

2) на формировании у будущих офицеров в процессе обучения в военном университете личностно-ориентированного педагогического мышления, умений анализировать жизненную ситуацию военнослужащих, выявлять их личностные проблемы в сфере общения, самоорганизации, волевых качеств, настойчивости в овладении военной специальностью и др.;

3) на формировании у будущих офицеров навыков ставить цели личностной педагогической поддержки военнослужащих;

4) на формировании у них личного педагогического опыта воспитателя.

Субъектами формирования у будущих офицеров опыта личностноориентированного подхода в воспитании военнослужащих выступали: преподаватели военных кафедр военных университетов, командиры и воспитатели курсантских и воинских подразделений, сокурсники и курсанты других курсов военных университетов, действующие военнослужащие различных воинских подразделений.

Для контроля и оценки уровня готовности курсантов к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих нами были разработаны критерии готовности: мотивационно-смысловой (понимание курсантом значимости личностно-ориентированного подхода к воспитанию военнослужащих, желание овладеть приемами формирования личностных качеств воина — защитника Родины); когнитивный (знание теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании, понимание специфики данного вида воспитания, владение основными понятиями, знание критериев эффективности); деятельностный (владение способами диагностики личностного развития обучаемых и основными технологиями создания личностно-развивающей ситуации — приемами диалога, побуждения к волевому усилию, педагогической поддержки, создания личностно-эмоционального события); рефлексивный (способность к эмоционально-волевой саморегуляции, к рефлексии педагогической целесообразности своих действий, к принятию личности Другого как самоценности, к самоизменению в ситуации общения).

Уровни готовности к реализации идей и методик личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с военнослужащими характеризуются различием «значений» (состояний) указанных крите-

184

IЮ. П. Комаровский

риев (параметров).

Так, для низкого («понимающего») уровня готовности характерно наличие элементарных понятий о некоторых признаках личностного подхода в воспитании и поверхностное знание его основных идей, неумение понимать личностное состояние другого человека, слабые навыки диалогического общения и оказания педагогической поддержки; неустойчивость саморегуляции в сложных педагогических ситуациях.

Средний («осознающий») уровень готовности отличается тем, что будущий офицер осознает значимость личностного подхода как эффективного педагогического инструмента воспитания гражданских и нравственных качеств будущего воина; знаком с психолого-педагогическими закономерностями личностно-ориентированного подхода в воспитании; имеет представление о сущности личностно-развивающей ситуации и владеет некоторыми приемами ее создания — установлением диалогического контакта, оказанием педагогической поддержки воспитаннику; проявляет умение анализировать педагогическую эффективность собственных коммуникативно-воспитательных действий.

Высокий («личностно-развивающий») уровень характеризуется потребностью во взаимодействии с подчиненными на личностном уровне; владением теоретическими основами личностно-развивающего обучения и воспитания военнослужащих; наличием умения применять различные приемы создания личностно-развивающих ситуаций; умениями адекватно оценивать принимаемые педагогических решения и качество их исполнения.

Высший уровень готовности — уровень со-развития — проявляется в принятии личностно-ориентированного подхода как эффективного средства воспитания и способа самореализации в педагогической сфере; глубоком понимании идей личностного подхода в воспитании и их творческом применении; владении разнообразными приемами изучения воспитанников и создании личностно-развивающих ситуаций; потребности в со-развитии, т.е. в совершенствовании своих собственных профессионально-личностных качеств в ходе воспитательной работы с подчиненными.

На первом (констатирующем) этапе исследования у курсантов военного университета выявлялись проблемы, связанные с их готовностью к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. Анкетирование и интервьюирование курсантов показало

185

Формирование готовности будущих офицеров I

в целом низкий уровень их психолого-педагогической подготовки, а также низкий уровень мотивации к применению личностно-ориентированного подхода, отсутствие умений изучать личность военнослужащего, представлений о механизмах развития личности военнослужащего. Все эти пробелы, естественно, выразились в неумении создавать личностно-развивающие ситуации, в отсутствии рефлексии своей воспитательной деятельности и др. Последнее обнаружилось в период прохождения войсковых практик, где перед каждым из курсантов ставились задачи воспитательного характера, а они, соответственно, предпринимали попытки создания личностно-развивающих воспитательных ситуаций.

Анализ теоретических основ личностно-развивающего образования и состояния готовности курсантов к реализации данного подхода в воспитательной практике позволил построить модель процесса формирования готовности будущих офицеров к применению личностноориентированного подхода в воспитательной практике. Ключевые идеи данной модели — выявление целей, содержания, условий, технологий и критериев подготовки будущих военных специалистов к реализации идей личностного подхода в воспитательных практиках. Соответственно, содержательно-целевой блок модели описывает характеристики готовности к реализации данного вида педагогической деятельности, блок условий и технологий характеризует требования к образовательной среде и методикам обучения в военном университете, которые призваны актуализировать развитие у будущих военных личностно-ориентированного педагогического мышления, умений и опыта создания личностно-развивающих ситуаций. Критериально-оценочный блок модели описывает критерии и индикаторы готовности к реализации личностно-ориентированного подхода; приемы, рекомендуемые курсантам для рефлексии собственного развития как педагогов.

Для проведения формирующего этапа экспериментально-опытной работы по проверке модели и соответствующей ей методики формирования у будущих офицеров готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих были созданы шесть групп (три экспериментальные группы (ЭГ) и три контрольные группы (КГ) курсантов из различных военных университетов (по 50 курсантов в каждой из групп), в которых по одинаковой методике с использованием разработанных тестов и анкет была проведена диагностика уровня готовности курсантов к применению личностно-ориентирован-

186

IЮ. П. Комаровский

ного подхода в воспитании военнослужащих. Результаты диагностики приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Стартовые показатели уровня готовности курсантов ЭГ и КГ первых курсов военных университетов к применению личностноориентированного подхода к воспитательной деятельности с военнослужащими на первоначальном этапе опытноэкспериментальной работы

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Количество курсантов, чел. 8 7 14 12 128 131

Значение в% 5,33 4,67 9,33 8 85,34 87,33

Представителей с высшим уровнем готовности не было обнаружено.

На втором этапе исследования для курсантов трех экспериментальных групп (всего на начальной стадии исследования 150 курсантов, по окончании исследования — 130 курсантов) разрабатывались, внедрялись и проводились занятия по усвоению ключевых идей личностно-ориентированного подхода — теоретических знаний о личности и механизмах ее развития, об «опыте быть личностью» как содержании личностноориентированного воспитания, о типологии личностно-ориентированных ситуаций и приемов их создания. Одновременно в поле нашего внимания было развитие личностных качеств самих будущих офицеров, их способности рефлексировать собственную профессиональную эффективность в сфере воспитания.

На данном этапе в соответствии с моделью проверялись такие педагогические средства достижения поставленной цели, как проведение коллективного и индивидуального обсуждения особенностей и проблем личностно-ориентированной воспитательной деятельности офицера с военнослужащими, моделирование различных ситуаций воздействия на личностную сферу подчиненного как инструментов развития его опыта проявления субъектно-личностной позиции, методический тренинг по развитию навыков проведения с военнослужащими различных воспитательных мероприятий: ценностно-смысловых диалогов, индивидуальных и групповых бесед, кейсов, ролевых игр, военно-исторических рекон-

187

Формирование готовности будущих офицеров ... I

струкций, где проектировались учебно-воспитательные и жизненные ситуации-события, формулировались личностно-ориентированные педагогические цели, ставились педагогические и воспитательные задачи, требующие от курсантов принятия обоснованных решений.

На этом этапе была разработана и внедрена в образовательный процесс программа педагогического тренинга для курсантов первых трех курсов обучения в военных университетах, где в ходе прохождения учебной педагогической стажировки в действующих воинских подразделениях курсанты военных университетов стажировались в первоначальном качестве как обучаемые и воспитуемые (в роли военнослужащих-под-чиненных на рядовых должностях), а на более старших курсах уже как педагоги и воспитатели (в роли командиров и воспитателей различных воинских подразделений, воинских коллективов военнослужащих). Также в практическую программу педагогического тренинга были включены практические занятия, на которых курсанты отрабатывали учебно-воспитательные упражнения и ситуационные мероприятия-события, тем самым получая педагогические навыки и умения, накапливая личный педагогический опыт, реализуя свои возможности в соответствии с поставленными педагогическими задачами.

Первоначальной целью и задачами педагогического тренинга будущего офицера в ходе стажировки на первом курсе военного университета являлось первичное ознакомление курсантов начальных курсов с личностно-ориентированным подходом офицеров к реально проводимой практической воспитательной деятельности с военнослужащими в действующих воинских частях и подразделениях.

Последующими целями педагогического тренинга будущего офицера в ходе стажировки на старших курсах обучения в военном университете являлись: получение педагогической и воспитательной практик; формирование умений реализации личностно-развивающих приемов в процессе воспитания, навыков и компетенций будущего офицера в аспекте применения личностно-ориентированного подхода к воспитательной деятельности в различных воинских подразделениях и коллективах военнослужащих.

На третьем этапе исследования проводилась контрольная диагностика в контрольных и экспериментальных группах курсантов военных университетов, анализ показателей контрольных и экспериментальных групп на основе сравнения стартовых и итоговых результатов формирования готовности будущих офицеров к применению личностно-

188

IЮ. П. Комаровский

ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. Итоговая диагностика проводилась после окончания методического курса по формированию личностно-ориентированного педагогического мышления и проведения методических, учебно-воспитательных, ситуационных занятий, педагогического тренинга с курсантами из экспериментальных групп. Полученные в экспериментальных группах результаты сравнивались с результатами диагностики формирования готовности у будущих офицеров контрольных групп, обучение и воспитание которых проводилось в обычном режиме, согласно учебным программам военных университетов. Результаты диагностики представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Итоговые показатели уровня готовности курсантов ЭГ и КГ четвертых курсов военных университетов к применению личностно-ориентированного подхода к воспитательной деятельности с военнослужащими по итогам проведения опытно-экспериментальной работы

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Количество курсантов, чел. 28 40 52 69 50 21

Значение,% 21,54 30,77 40 53,08 38,46 16,15

Представителей с высшим уровнем готовности обнаружено не было.

Выводы. Проводимое исследование готовности будущих офицеров к реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих показало, что треть курсантов из состава контрольных групп (38,46%) на четвертом курсе военных университетов имеют низкий уровень готовности, что почти в два раза больше, чем у курсантов из состава экспериментальных групп (16,15%) на четвертом курсе военных вузов.

Также хочется отметить, что у курсантов военных университетов старших курсов из контрольных групп наблюдается почти в полтора раза меньше курсантов с высоким (КГ=21,54% против ЭК=30,77%) и средним (КГ=40% против ЭГ=53,08%) уровнями готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих.

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что в результате реализации педагогической модели подготовки и педагогического тре-

189

Формирование готовности будущих офицеров ... I

нинга будущих офицеров в ходе учебных занятий, войсковых стажировок в действующих воинских подразделениях возросло количество курсантов военных университетов с высоким уровнем готовности к применению личностно-ориентированного подхода к своей будущей воспитательной деятельности. Также заметно увеличилось количество курсантов в экспериментальных группах (с 12% до 53,08%), у которых повысился средний уровень готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. Соответственно, произошло существенное снижение количества курсантов в экспериментальных группах (с 87,33% до 16,15%) с низким уровнем готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. Однако к высшему уровню готовности мы пока еще не отнесли никого из наблюдаемых нами курсантов военных университетов, полагая, что этот уровень может быть достигнут ими уже в ходе реальной практики воспитания.

Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

Низкий уровень готовности Средний уровень готовности Высокий уровень готовности

■ КГ 1 курс ПЭГ 1курс ■ КГ 4 курс ПЭК 4 курс

Рисунок1. Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы по результатам стартовой и итоговой диагностики исследования

Такимобразом,примененный в экспериментальныхгруппах практический педагогический тренинг курсантов и реализация педагогической модели подготовки способствовали повышению уровня готовности будущих офицеров к применениюличностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. Этовидноизрезультатов контрольной

190

IЮ. П. Комаровский

диагностики курсантов из всех трех контрольных и трех экспериментальных групп. Сравнительные результаты проведенного исследования представлены на Рисунке 1.

Заключение. Проведенная опытно-экспериментальная работа и ее результаты показали, что в военных университетах наряду с решением основной задачи образовательного процесса — освоения военной профессии — необходимо ставить и решать задачу по формированию у будущего офицера теоретических знаний и практических способностей к применению не только классических, но и инновационных педагогических идей и технологий и средств реализации различных подходов в воспитании военнослужащих.

Одной из учебно-педагогических задач военного университета должна стать задача по обучению будущего офицера личностно-ориентированному подходу и формирование у него готовности к применению этого подхода в воспитании военнослужащих.

Для формирования более высокого уровня готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности в процессе обучения в военных университетах необходимо ввести в содержание военного образования, а также в уже существующую педагогическую подготовку курсантов дополнительный курс или учебно-практические занятия по изучению личностно-ориентированного подхода в воспитании, по созданию и применению личностно-развивающих ситуаций в воспитании военнослужащих.

Также необходимо уделить особое внимание проведению педагогического тренинга с курсантами военных университетов во время прохождения педагогической стажировки в действующих воинских подразделениях для формирования у будущих офицеров личностно-ориентированного педагогического мышления; для осознания каждым курсантом важности личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности; для приобретения ими знаний, навыков, умений и формирования личного педагогического опыта, необходимых ему в будущем для его профессиональной, педагогической и воспитательной деятельности.

Список источников

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990. 367 с.

2. Ажимов О. В.-А., Петрусевич А. А. Формирование готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 37-41.

191

Формирование готовности будущих офицеров ... I

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

4. Беляев Р В. Формирование информационной культуры будущих офицеров военных вузов средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 193 с.

5. БондаревскаяЕ. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов/ н/Д: Булат, 2000. 351 с.

6. Вдовюк В. И. Фильков С. М. Основы воспитательной работы с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации: курс лекций. М.: МГИМО, 2003. 147 с.

7. Военная педагогика / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб., 2015. 640 с.

8. Маклаков А. Г. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер. 2007. 464 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 353 с.

10. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.

11. Рыбчинчук А. С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 250 с.

12. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.

13. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

14. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: педагогическая теория и практика // Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004. С. 91-125.

15. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.

16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925. 52 с.

17. Хальзов В. И. Концептуализация модели мониторинга качества профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств // Мир образования — образование в мире. 2012. № 1. С. 197-204.

18. Шмаков Ю. А. Закономерности процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе: мат-лы всеросс. науч.-метод. конф. Рязань: РГРУ, 2009. С. 329-331.

19. Шмаков Ю. А. Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 23 с.

20. Юдина Е. Ю., Борисова Е. В. Ситуационные технологии формирования общекультурных компетенций будущих офицеров // Вестник ТГТУ Сер. Науки об обществе и гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 43-46.

21. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 13-21.

22. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / под ред. М. А. Ушковой. М.: Сентябрь, 2000. С. 156-170.

23. Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения / под науч. ред. И. С. Якиманской. М.: КСП+, 2001. 128 с.

24. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 2004. 224 с.

25. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сфера, 2007. 192 с.

References

1. Asmolov A. G. Psihologiya lichnosti. M.: MGU, 1990. 367 s. [In Rus].

2. Azhimov O. V.-A., Petrusevich A. A. Formirovanie gotovnosti kursantov k vospitatel’noj deyatel’nosti v voinskih podrazdeleniyah // Psihopedagogika v pravoohranitel’nyh organah. 2018. № 4 (75). S. 37-41. [In Rus].

192

IЮ. П. Комаровский

3. Babanskij Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskih issledovanij. M.: Pedagogika, 1982. 192 s. [In Rus].

4. Belyaev R. V. Formirovanie informacionnoj kul’tury budushchih oficerov voennyh vuzov sredstvami social’no-kul’turnoj deyatel’nosti: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2017. 193 s. [In Rus].

5. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov/n/D: Bulat, 2000. 351 s. [In Rus].

6. Vdovyuk V. I. Fil'kov S. M. Osnovy vospitatel’noj raboty s lichnym sostavom Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: kurs lekcij. M.: MGIMO, 2003. 147 s. [In Rus].

7. Voennaya pedagogika / pod red. O. Yu. Efremova. SPb., 2015. 640 s. [In Rus].

8. Maklakov A. G. Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya / pod red. A. G. Maklakova. SPb.: Piter. 2007. 464 s. [In Rus].

9. Maslou A. Motivaciya i lichnost’. 3-e izd. SPb.: Piter, 2003. 353 s. [In Rus].

10. Pligin A. A. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie. Istoriya i praktika: monografiya. M.: KSP+, 2003. 432 s. [In Rus].

11. Rybchinchuk A. S. Pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya molodyh oficerov: dis. . kand. ped. nauk. M., 1997. 250 s. [In Rus].

12. Serikov V. V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii: koncepcii i tekhnologii: monografiya. Volgograd: Peremena, 1994. 150 s. [In Rus].

13. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost’. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M.: Logos, 1999. 272 s. [In Rus].

14. Serikov V. V. Lichnostno-razvivayushchee obrazovanie: pedagogicheskaya teoriya i praktika // Obshchaya pedagogika: izbrannye lekcii. Volgograd: Peremena, 2004. S. 91-125. [In Rus].

15. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel’nom processe: monografiya. M.: Logos, 2012. 448 s. [In Rus].

16. Frejd Z. Psihologiya mass i analiz chelovecheskogo «Ya». M., 1925. 52 s. [In Rus].

17. Hal'zov V. I. Konceptualizaciya modeli monitoringa kachestva professional’noj podgotovki oficerov v vuzah silovyh vedomstv // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2012. № 1. S. 197-204. [In Rus].

18. Shmakov Yu. A. Zakonomernosti processa formirovaniya pedagogicheskoj gotovnosti kursantov k vospitatel’noj rabote: mat-ly vseross. nauch.-metod. konf. Ryazan’: RGRU, 2009. S. 329-331. [In Rus].

19. Shmakov Yu. A. Formirovanie pedagogicheskoj gotovnosti kursantov voennyh vuzov k vospitatel’noj rabote v podrazdelenii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010. 23 s. [In Rus].

20. Yudina E. Yu., Borisova E. V. Situacionnye tekhnologii formirovaniya obshchekul’turnyh kom-petencij budushchih oficerov // Vestnik TGTU. Ser. Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki. 2014. № 1. S. 43-46. [In Rus].

21. Yakimanskaya I. S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Voprosy psihologii. 1995. № 2. S. 13-21. [In Rus].

22. Yakimanskaya I. S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / pod red. M. A. Ushkovoj. M.: Sentyabr’, 2000. S. 156-170. [In Rus].

23. Yakimanskaya I. S. Postroenie modeli lichnostno-orientirovannogo obucheniya / pod nauch. red. I. S. Yakimanskoj. M.: KSP+, 2001. 128 s. [In Rus].

24. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M., 2004. 224 s. [In Rus].

25. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M.: Sfera, 2007. 192 s. [In Rus].

Информация об авторе

Ю. П. Комаровский — аспирант

Information about the author

Yu. P. Komarovskiy — postgraduate student

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 23.03.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 23.03.2022; accepted for publication 04.05.2022.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.