Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ'

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / MODEL OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / MILITARY TRAINING CENTER / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Лушников Юрий Юрьевич

В статье приведены результаты теоретического исследования модели воспитательной системы будущих офицеров в учебном военном центре при Сибирском федеральном университете. Проведенный анализ позволил сделать вывод о взаимосвязи каждого ее компонента с процессом воспитания курсантов в условиях интеграции гражданско-профессионального и военно-профессионального образования. При построении модели мы опирались на основные идеи методологических подходов - системно-деятельностного, личностно ориентированного, синергетического, культурологического, компетентностного и профессионально-контекстного. Все вышеуказанные факторы позволили сформировать конкретные организационно-педагогические условия реализации предлагаемой нами модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Лушников Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL EDUCATIONAL SYSTEM OF MILITARY TRAINING CENTER IN CIVIL UNIVERSITY

The article presents the results of a theoretical study of the model of educational system of the future officers in the military training center at Siberian Federal University. The analysis led to the conclusion about the relationship of each of its components with the process of education of students in the integration of professional civil and military professional education. In constructing the model, we have relied on the basic ideas of methodological approaches - System-activity, personally focused, synergistic, cultural, competence and professional context. All the above factors are allowed to form specific organizational and pedagogical conditions of realization of our proposed model.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ»

Ю.Б. Байрамуков, Ю.Ю. Лушников

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: система воспитания, модель воспитательной системы, учебный военный центр, организационно-педагогическими условиями.

Аннотация: В статье приведены результаты теоретического исследования модели воспитательной системы будущих офицеров в учебном военном центре при Сибирском федеральном университете. Проведенный анализ позволил сделать вывод о взаимосвязи каждого ее компонента с процессом воспитания курсантов в условиях интеграции гражданско-профессионального и военно-профессионального образования. При построении модели мы опирались на основные идеи методологических подходов - системно-деятельностного, личностно ориентированного, синергетического, культурологического, компетентностного и профессионально-контекстного. Все вышеуказанные факторы позволили сформировать конкретные организационно-педагогические условия реализации предлагаемой нами модели.

Проблема воспитания будущих офицеров в условиях учебного военного центе при гражданском вузе заключается в определении необходимых оптимальных психолого-педагогических условий, для чего в рамках проводимого исследования использован метод моделирования, трактуемый как отображение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте - педагогической модели [14].

Напомним, что термин «модель» происходит от латинского modus, modulus - «мера», «форма», то есть измеренное, охваченное. В научной литературе под моделью понимают материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект-оригинал, сохраняя важные для исследования типичные черты, и замещение одного объекта другим происходит с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели [4].

Ученые, занимавшиеся проблемой педагогического моделирования, -А.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.М. Новикова, А.И. Субетто - отмечали: моделирование способствует построению и коррекции педагогического процесса, управлению им, что делает его содержательно и технологически более определенным в плане решения конкретных педагогических задач. И.П. Подласый отмечает: главное преимущество метода моделирования - целостность представления процесса обучения и воспитания, так как программа отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса [10]. В качестве основных подходов к разработке моделей В.В. Краевский предложил: фиксирование общего содержания, целей, принципов и методов обучения и воспитания; проектирование процесса обучения и воспитания; описание дидактических составляющих технологии обучения и воспитания [6].

Наиболее созвучным задачам, решаемым в рамках нашего исследования, представляется мнение ученого-философа В.А. Штоффа, который под моделью понимает мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной) наглядной форме [13]. Анализ литературы по изучаемой проблеме в области теории и методики представления педагогической системы как модели привел к выводу о целесообразности реализации структурно-функциональной модели воспитания будущих офицеров на базе учебного военного центра, где процесс управления педагогической системой реализуется как решение множества педагогических задач (с выделением основных функциональных компонентов) [12].

То есть, модель представляет собой логическую конструкцию педагогического процесса, в котором множество подходов к воспитанию выстраивается с учетом социального заказа на подготовку специалиста в данной сфере; как целенаправленный процесс с поэтапной организацией воспитывающей деятельности педагога и внутренней логикой формирования общественно, профессионально и личностно значимых качеств офицера на каждом этапе при условии завершенности решаемых на данном этапе задач. Выпускник учебного военно-

пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). Я015 SSSSSSS

го центра в определенной военной среде выполняет различные виды деятельности: руководит людьми, решает служебно-боевые задачи с применением техники, информационных технологий и т. д. Для этого курсанту необходимо овладеть навыками решения сложных профессиональных задач, за результаты которых он будет нести персональную ответственность; он должен быть готовым к быстрой адаптации в реальных ситуациях, уметь выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного развития [1]. Обобщенные основные требования к современному офицеру, подготовленному на базе УВЦ гражданского вуза, на каждом этапе его подготовки:

- быть гражданином-патриотом со сложившейся системой мировоззренческих, духовных, социокультурных и нравственных ценностей;

- физически и интеллектуально развитой личностью со сформированной мотивацией к военной службе, навыками самоорганизации, эмоционально-волевой, коммуникативной и соматической культуры;

- квалифицированным специалистом - офицером, целенаправленно подготовленным с учетом специфики знаний, умений и навыков по гражданской специальности, применительно к военной деятельности;

- руководителем подразделения, способным обучать и воспитывать подчиненных.

Большое значение имеет также профессиональная мобильность военного специалиста, понимаемая как интегративное качество личности с внутренней установкой на самоанализ и саморазвитие, на изменение содержания и / или места профессиональной деятельности, обусловленное стремлением добиваться успеха [11]. При этом готовность к смене видов деятельности и к неопределенности опирается на согласованность личностных характеристик и содержания как в учебно-профессиональной, так и воспитательной деятельности структурных подразделений вуза, его развивающей педагогической среды. Все это предопределяет признание выпускниками учебного военного центра гражданского вуза значимости военной службы для государства (и, следовательно, воспитание увлеченности будущей службой как путь профессионального и личностного развития через карьеру офицера).

Система воспитания будущих офицеров на базе учебного военного центра при Сибирском федеральном университете может быть представлена в виде модели, представленной на рисунке 1.

Модель показывает тесную взаимосвязь каждого ее компонента с процессом воспитания, обусловленным спецификой подготовки курсантов в условиях интеграции гражданско-профессионального и военно-профессионального образования. В связи с некоторой схематичностью модели поясним отдельные ее компоненты.

По мнению В.С. Кагерманьяна и Л.И. Коханович, при формировании современных воспитательных систем высших учебных заведений необходимо учитывать следующие принципы:

- связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

- деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию и род деятельности курсанта и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества (социального заказа) и личности;

- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания; единство воспитания и самовоспитания;

- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности;

- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса [5].

ПРПНТИКП ОСРПЗОППНИП

Социальный заказ, потребности личности

I

Цель: формирование мотивации к военной деятельности, принятие студентами её аксиологической составляющей; воспитание качеств, значимых для будущего офицера, гражданина России, защитника Отечества, нравственно, интеллектуально, духовно и физически развитой личности

Задачи

Обеспечить действенность — I — Создать оптимальные органи-

воспитательной работы в УВЦ зационно-педагогические ус-

в контексте подготовки студен- ловия для целенаправленного

та гражданского вуза к военной воспитания студентов на базе

деятельности УВЦ

Повысить роль управленческой деятельности, обеспечивающей совершенствование воспитательной работы на основе постоянного мониторинга её эффективности

Принципы: 1) приоритетности гражданственно - патриотических ценностей; 2) системности 3) ориентации на профессиональное и личностное развитие; 4) наглядности и ритуальности; 5) проблемности; 6) мотивации к саморазвитию; 7) непрерывности; 8) социализации.

Подходы: 1) системно-деятельностный; 2) синергетический; 3) личностно-ориентированный; 4) компетент-ностный; 5) профессионально-контекстный

Содержание

Мотивационно-ценностный блок

Блок профессионально-ориентированного и личностного развития

Блок социальной адаптивности

Направления

Организация внеучебной воспитательной работы Помощь в реализации воспитательных целей учебных занятий Взаимодействие с другими структурами, обеспечивающими профессиональную подготовку

Организация культурно-досуговой деятельности

Обеспечение деятельности в контексте военной культуры и ритуальности Обеспечение личностного развития и военно-социальной адаптации

Методы, приёмы, формы Информационное обеспечение, создание проблемной ситуации, дискуссия, проектирование, игра, тренинг и др. ролевая игра, и др.

Управление

• Стратегическое управление системным процессом реализации воспитательной работы

• Управление объект/ субъектным взаимодействием

• Мониторинг эффективности педагогического процесса, оценка результативности

Критерии: интерес к военной деятельности и ценностное отношение к ней, выражающееся в чувстве удовлетворенности участием в воспитательном процессе; активность, признание социальной и личной значимости воспитательной деятельности в рамках УВД; стремление использовать результаты воспитывающего воздействия для личного развития, для компетентностной конкурентоспособности в военной профессионально-ориентированной и социально значимой деятельности и т.д.

Результат: сформированность лучших качеств высокомотивированного защитника отечества; компетент-ностного специалиста, готового с максимальной отдачей использовать полученные знания, умения и навыки в ратном труде; офицера с чётким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству; духовно и физически развитой личности

Рис.1. Модель системы воспитания будущих офицеров на базе УВЦ при СФУ

пеппгогнчесннй журнпл спшнортостпнп м 4 (59). ао15 э®§§ш

Конкретизация цели и задач воспитательной работы осуществляется на основе базовых принципов модели, позволяющих сформулировать частные задачи воспитательной работы, которые учитывают особенности и изменения в социальной среде, условиях деятельности учебного заведения и его выпускников; а также требования, предъявляемые государством, обществом и личностью к качеству высшего гражданского и военного образования. Базовыми принципами при этом являются научность, целостность, направленность процессов обучения и воспитания на развитие способностей человека, самоценность объективного научного познания, гуманизм и т. п. Реализация перечисленных принципов формирования воспитательной системы вуза базируется на взаимодействии всех элементов воспитательной системы. Развивая данное положение, поясним отдельные специфические принципы предлагаемой системы воспитания (в контексте нашей модели):

- принцип приоритетности гражданственно-патриотических ценностей - связывает формируемые качества с образом воина-гражданина, осознающего свой долг и обязанности защитника Отечества;

- принцип системности - обеспечивает упорядоченность и определяет взаимосвязь между целью, содержанием и технологической частью воспитательного процесса;

- принцип ориентации на профессиональное и личностное развитие - обеспечивает соотнесение воспитательного процесса с личными интересами и потребностями курсанта, в том числе и обусловленными профессиональным выбором;

- принцип наглядности и ритуальности - обеспечивает планомерное овладение военной культурой, освоение курсантом - будущим офицером социально-профессиональных ролей;

- принцип проблемности - позволяет включать курсантов в деятельность, требующую проявления ценностных приоритетов, определенных нравственных усилий, рефлексии;

- принцип мотивации к саморазвитию - способствует осознанию военной службы как мотивов «достижения» и «достижимости» в обществе; нацеленности на обретение курсантами личностно, профессионально и социально важных черт и качеств, накопление индивидуального опыта самоконтроля и самокоррекции;

- принцип непрерывности - обеспечивает преемственность всех этапов и направлений воспитательного процесса; отражение целостного характера военно-специальной подготовки в единстве ее составляющих как общего педагогического процесса - воспитания, обучения, развития, психологической подготовки и самосовершенствования;

- принцип социализации - предусматривает создание предпосылок для оптимальной адаптации личности в воинском коллективе, гармонизации отношений с коллегами, подчиненными, членами семьи.

Кроме того, в модели учтены закономерности военной подготовки, которые понимаются как «объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, внутренне присущие данному процессу» [3].

Изучение материалов научных исследований и анализ практики подготовки кадровых офицеров в УВЦ гражданских вузов позволили выявить следующие группы закономерностей:

- социального характера, определяющие зависимость военной подготовки (обучения, воспитания, личностного развития) от социально-экономических, политических, идеологических, правовых и других факторов жизнедеятельности общества;

- стратегического характера, отражающие взаимосвязь военной подготовки на базе УВЦ с общим развитием военной школы, военного образования и собственно вооруженных сил страны;

- тактического характера, определяющие специфику подготовки офицерских кадров в контексте интеграции гражданского и военного образования.

йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика оеразоаанип

При построении системы воспитания офицерских кадров на базе учебного военного центра при Сибирском федеральном университете на основе концепции и модели мы опирались на основные идеи следующих методологических подходов:

- системно-деятельностный - С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Степин, Г.П. Щедровицкий, - позволяющий представить процесс воспитания как целостную педагогическую систему и рассматривать его во всем многообразии связей и отношений компонентов системы, находящихся в постоянном развитии;

- синергетический - Л.С. Акопян, В.А. Барабанщиков, Т.Л. Бусыгина, Дж. Гилфорд, Ю.М. Забродин, Б.Ф. Ломов, С.Б. Малых, В.Ф. Петренко, - нацеливающий на изучение механизма самоорганизации структур, что тесно связано с развитием и самосовершенствованием личности курсанта, пониманием человека как системы, «находящейся в процессе создания самой себя и определенной продуктивной деятельности, направленной вовне» [2];

- личностно ориентированный - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, - соотнесенный с сознательным выбором личности мотивации, принятия ценностных мировоззренческих и нравственных ориентаций, а также определяющий значимость учета направленности интересов и жизненных планов личности;

- культурологический - Н.В. Гаранжа, В.И. Глухов, Н.А. Еньшина, С.Н. Заплетина, Н.А. Коваленко, С.И. Максименко, Л.Ф. Михальцова, Е.А. Никитина, Т.Н. Синенко, - рассматривающий процесс воспитания как актуальную задачу становления и развития всех компонентов личностной культуры (этической, правовой, коммуникативной, военной, соматической, физической и т. п.) в плане потребностей социума;

- компетентностный - И.А. Зимняя, А.К. Куницина, В.Н. Маркова, Л.А. Петровская, -позволяющий уточнить содержание понятия «военная компетентность» в плане определения качеств личности, значимых для служебной деятельности, а главное - предполагающий исследование компетентности как готовности к военной службе выпускника учебного военного центра гражданского вуза;

- профессионально-контекстный - А.А. Вербицкий, Л.В. Паринова, - обусловливающий изучение системного воспитывающего воздействия как педагогического процесса, в котором моделируется социальное и профессиональное содержание деятельности будущего защитника Отечества [8].

Каждый из перечисленных подходов предусматривает конкретные организационно-педагогические условия реализации реализации модели, под которыми понимаем выбор форм и методов воспитания, способствующих более успешному формированию мотивации и готовности к военной службе у будущих офицеров:

- активное включение курсанта в воспитательный процесс;

- взаимодействие, совместная творческая деятельность курсантов;

- опора на интеграцию гражданского и военного образования;

- обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- применение наглядности и целенаправленного эмоционального воздействия;

- участие в реализации системы воспитания всех субъектов вуза, создание необходимого уровня методического, правового, финансово-материального и организационно-структурного обеспечения;

- обеспечение преемственности воспитания и развития первокурсников на стыке «школа - вуз», исследование их мировоззренческих ориентаций и ценностных предпочтений;

- включение в сферу воспитания социокультурного потенциала города, края, международных связей;

- правильно организованное субъект-объектное и субъект-субъектное педагогическое

пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). 2Ol 5 SSSSSSS

общение; толерантность субъектов педагогического процесса;

- постоянный мониторинг педагогического процесса; сочетание вариативности, гибкости и динамичности управленческого сопровождения педагогического процесса.

Наряду с этим, как важнейшее организационно-педагогическое условие мы рассматриваем создание воспитывающей среды не только на базе учебного военного центра, но и всего университета. Под воспитывающей средой понимается относительно устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его воспитания и развития, профессионализации и социализации. Оптимальная воспитывающая среда включает формирование у всех педагогов и ответственных лиц положительного отношения к организации воспитательной деятельности; использование гуманистической формы педагогического общения, постоянный анализ и коррекцию собственных способов деятельности (рефлексия). Особое внимание необходимо уделять созданию и поддержке в вузе обстановки уверенности, эмоционального подъема. Важна положительная эмоциональная окраска каждого воспитательного мероприятия, каждой встречи, выполняемых ритуалов, внедрения традиций и т. п. Необходим также учет возрастных и индивидуальных особенностей курсантов - группы молодежи, характеризующейся потенциальными интеллектуальными возможностями и в основном сформированными устремлениями, жизненными ориентирами, определенным уровнем духовного, социального, общекультурного развити. Характерными чертами данной возрастной группы (как правило, 17 лет - 23 года) является активное отношение к действительности, стремление к поиску способов самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта социальной жизни, в связи с чем воспитание курсантов в вузе должно осуществляться через систему деятельности, связанной с приобретением жизненного опыта и общественной активностью. Такое возможно на личностном уровне, поэтому личностная ориентациявоспитания, ее дифференциация, основанная на свободе выбора форм и способов социализации конкретным курсантом, является фундаментальным методологическим положением воспитательной работы, определяет ее цель, задачи, содержание и основные направления педагогического воздействия. [Под воздействием в психологии понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому; в педагогике под воздействием понимается отдельный операционный акт, обращенный к воспитываемому в общем контексте взаимодействия с ним. ]

В связи с изложенным выше, большое значение для благоприятной воспитывающей среды имеют «проблемно-рефлексивный характер и контекстность активной деятельности курсантов в рамках воспитательного процесса» (А.А. Вербицкий); а также «развитие моти-вационной сферы личности курсанта в интеграции с рефлексивной (механизмы самооценки и саморазвития), расширяющих его опыт социально-профессиональных отношений» (С.О. Грунина); создание атмосферы оптимизма и веры курсанта в свои силы в выбранном им дальнейшем служении отечеству; поощрение стремления курсанта к саморазвитию. Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение при этом - функционально-технологический элемент модели, который включает не только отмеченные направления воспитательной работы и содержательные компоненты системы воспитания, но и процессуальную (собственно технологическую) часть, а именно: выбор оптимальных методов, форм, приемов для решения воспитательных задач и определение стратегий активного взаимодействия субъектов педагогического процесса; организацию рефлексивной деятельности. При выборе оптимальных методов, форм, приемов для решения воспитательных задач мы ориентировались на традиционные, зарекомендовавшие себя формы и методы воспитательной работы: торжественные собрания, беседы, Дни воинской славы; досуговые, организационные, торжественные, культурно-массовые и праздничные мероприятия; лектории, уроки мужества, диспуты, экскурсии, посещение музеев и памятных мест; краевед-

msbssj^^ практика овраэооанип

ческая и поисковая деятельность, спортивные конкурсы и соревнования.

Кроме этого, в плане воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза целесообразно обсудить следующее.

1. Широкое использование инновационных технологий не только в образовательной, но и воспитательной деятельности, в частности, моделирование рисков, возможных в будущей военной деятельности (применялись кейс-технологии). С одной стороны, это обусловливало эмоциональное состояние участников и соответствующую творческую проблемную деятельность курсантов, воспитывающую у них организованность, внимательность, находчивость, креативность, решительность, чувство коллективизма и т. п., а с другой - это также приобретение соответствующего опыта, важного для будущей деятельности. Основными методическими приемами здесь являются: моделирование отдельных ситуаций и факторов, изменения условий, поиск двух-трех вариантов решений, моделирования и обсуждения возможных неудач.

Среди инновационных методов, активизирующих процесс воспитания, немаловажное место занимает тренинг, основная задача которого - формирование субъектной и межличностной составляющих педагогического процесса (формирование коммуникативной и правовой культуры, развитие умений взаимодействовать, воспитание лидерских качеств и т. п.). Важная особенность тренинга - направленность на активное проявление тех или иных качеств курсантов, их мировоззренческих и ценностных установок; создание ситуации, диктующей необходимость подчинения своих интересов долговременным, более общим, коллективным целям; проигрывание ситуаций, активизирующих моральные, гуманные мотивы решений и поступков; усиление мотивов самоконтроля, самооценки, долга, ответственности.

Одним из инновационных приемов является ролевая игра, так как именно в этой форме происходит «примерка» курсантами к себе будущих социальных и профессиональных ролей, через которые реализуются, в том числе и межличностные отношения будущих офицеров, умение работать в команде и т.д. Важна роль и компьютерных игр - атрибута повседневного досуга молодежи (например, «Counter Strike»).

2. Соотнесение технологий воспитания будущих офицеров с особенностями субъектного пространства. Так, А.В. Носов говорит об индивидуальных и групповых субъектах воспитательного пространства [9]. В нашем случае индивидуальный субъект воспитательной системы УВЦ гражданского вуза - преподаватели, офицеры, курсанты, родители и другие участники воспитательного процесса (например, сотрудники структурных подразделений). Групповой субъект воспитательной системы военного вуза - совокупный коллектив (в том числе творческих и научных объединений и обществ, спортивных секций, клубов по интересам). Основой для установления субъектно-коллективных связей в рамках воспитательного процесса являются внеучебные взаимодействия. И чем сложнее и разнообразнее картина данных связей, тем больше возможностей у воспитательной системы, влияющей на принятие курсантами ее ценностей и формирование субкультуры; наиболее значимые субъектно-коллективные связи во внеаудиторной деятельности называют «проводниками». Большое значение при этом имеет так называемый выход вовне: сотрудничество с военной частью, подростковыми военными клубами, кадетскими организациями, обществами ветеранов; участие в вахтах памяти, акциях, показательных выступлениях спецназа, ВДВ и представителей других родов войск; встречи с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов и др.

3. Создание духовно-творческой среды, включая ознакомление с духовно-нравственного потенциалом религий в разнообразных формах: беседа со священнослужителями, паломническая поездка, православная выставка, просмотр и обсуждение видеосюжетов религиозного характера. Кроме этого, в контексте активной воспитывающей деятельности реализуются творческая и эстетическая составляющие

пеппгогнчесннй журнал епшнортостпнп м « (59). zois sssssss

педагогического процесса - всевозможные конкурсы (в том числе авторской и военной песни), выставки (плакатов), посещение спектаклей, выпуск газеты; самостоятельное создание рекламных фильмов и роликов, направленных на разъяснение престижности и преимуществ военно-профессионального образования; совместное обсуждение фрагментов из известных современных фильмов и книг, благодаря чему такие ценностные понятия, как патриотизм, воинский долг, воинская честь осваиваются курсантами не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Изучение и использование в воспитательном контексте соответствующего опыта офицеров других стран. Очевидно, что в отечественной системе воспитания сегодня необходимо избегать подражания или слепого копирования, но требуются изучение и сравнительный анализ различных подходов в организации воспитания в учебных заведениях зарубежных государств, поскольку «такие понятия, как гражданственность, нравственность, моральные ценности остаются базовыми инвариантами в любую эпоху, в любом обществе, и воспитывать эти ценности в новых поколениях всегда остается насущной задачей педагогов» [7]. В плане технологий это предполагает организацию обсуждений, диспутов и виртуальных экскурсий, помогающих критически осмыслить опыт воспитания и, что немаловажно, самовоспитания будущих офицеров. К примеру, это может быть обсуждение списка из закона, принятого в 2001 году в Соединенных Штатах Америки (The Student Citizen Act of 2001), который конкретно рекомендует воспитывать у молодежи следующие качества: смелость, способность принимать правильные решения, честность, доброта, настойчивость, уважение, ответственность, самодисциплина, убежденность в богоизбранности (навязывается американцам с детских лет и выполняет функцию политической идеологии). Отмечается большая роль специфического культового оформления гражданственности: религиозная символика, гимны и церемонии (элементы религиозной символики наличествуют во многих общегражданских действиях и общественных акциях). Представляют интерес и американская система формирования психической устойчивости к боевому стрессу и способности действовать в экстремальных условиях; воспитание агрессивности, уверенности в своих силах, сплоченности воинских подразделений.

Как отмечалось, результаты воспитательной работы определяются эффективностью ее влияния на формирование у курсантов качеств, необходимых защитнику Отечества и военному профессионалу. В связи с этим последний - оценочно-результативный - компонент модели выявил трудности воспитательного процесса в силу многоплановости и много-структурности, вследствие чего измерение его эффективности не может быть в полной мере стандартизировано. Поэтому компонентами предлагаемой системы воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза приняты критерии активности курсантов, степени сформированности мировоззренческих и ценностных ориентиров, коммуникативной, правовой, этической и др. культуры, достижений личностного развития и самоорганизации. Данные критерии соотносятся с содержательными блоками воспитания (мотивационно-ценностный блок; блок профессионально-ориентированного и личностного развития; блок социальной адаптивности), с учетом которых использовался диагностический инструментарий измерения (проведение бесед, целенаправленного наблюдения за поведением и поступками обучающихся, степенью их личного участия в воспитательном процессе, изучение документов, проведение опросов, социологических исследований, рефлексия, анкетирование, тестирование и др.).

Учитывая содержание блоков системы воспитания, приняты три основных уровня сформированности качеств и характеристик будущего офицера как защитника Родины, гражданина, военного специалиста, социально адаптированной, духовно, нравственно и физически развитой личности.

1. Оптимальный (устойчивый, положительный, стабильный) уровень, главными критериями которого являются:

практика овраэооанип

- высокая мотивация к военной деятельности;

- демонстрация зрелого уровня политической грамотности, идеологической стойкости, в том числе умения работать с информацией из СМИ и Интернета, выполнять ее анализ, выдвигать обоснованные доводы и контрдоводы;

- широта и адекватность представлений о мировой истории и истории страны, о современном этапе геополитических трансформаций и вызовов, о перспективах развития нации и государства;

- гражданская активность, проявление приверженности ценностным ориентирам гражданина, патриота, человека, готового к сознательному служению Отечеству;

- подлинные уважение и интерес к воинским традициям и ритуалам, стремление овладеть военной культурой; сформированность чувства собственного достоинства как будущего офицера;

- демонстрация высокого уровня этичности, толерантности, нравственности, стремления к духовному развитию;

- проявление сформированных коммуникативных, волевых качеств, эмоциональной самокоррекции, а также дисциплинированности, собранности, ответственности, организованности;

- соблюдение правовых, моральных и социальных норм поведения;

- явное (видимое, демонстрируемое) проявление склонности к саморазвитию, адекватная самооценка;

- стремление к здоровому образу жизни, физическая активность.

Условно рассматриваем оптимальный уровень как 90-80-процентное соотношение критериев и факта.

2. Достаточный (средний) уровень, который предполагает развитость большей части критериальных характеристик. Условно рассматриваем его как 70-50-процентное соотношение критериев и факта.

3. Допустимый (удовлетворительный) уровень, который не вступает в противоречие с основными требованиям к качествам и характеристикам выпускника УВЦ, но сигнализирует о необходимости текущей или дальнейшей (в ходе службы) коррекции поведенческих моделей, отдельных ценностных ориентиров, самооценки, установок на саморазвитие и т. п. Условно рассматриваем допустимый уровень как 40-30-процентное соотношение критериев и факта (если ниже его, то встает вопрос об отчислении курсанта УВЦ).

Принимая за основу данные уровни оценки качеств и характеристик будущего офицера как защитника Родины, гражданина, военного специалиста, социально адаптированной, духовно, нравственно и физически развитой личности, мы не исключаем возможность и субъективной оценки при использовании диагностического инструментария и мониторинга в контексте управленческой деятельности.

Реализация и проверка разработанных организационно-педагогических условий в ходе формирующего эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и эффективность предложенной модели воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза. Результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют о хорошей динамике осмысления понятий «патриотизм» и «гражданственность» в связи с признанием личной ответственности за судьбу и благополучие страны; об осознанной мотивированности к будущей военной деятельности и активной гражданской позиции, расширении представлений о верности традициям, уважении к исторической памяти и культуре отечества; об углубленном понимании нравственных категорий - особенно понятий «честь», «долг», «достоинство», а также сформированности коммуникативной, психологической и физической культуры, мотивации на здоровьесбережение как профессионального и личностного ресурса. Итоги эксперимента представлены на рисунке 2.

пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). aoi5 essssse

60% — 50% — 40% — 30% — 20% — 10% -0% г-

Оптимальный Достаточный Допустимый

ЭГ 1 курс КГ 1 курс ЭК 5 курс КГ 5 курс

Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента по определению уровня

воспитанности курсантов УВЦ

Таким образом, разработанные и научно обоснованные модель и соответствующая ей воспитательная система учебного военного центра при Сибирском федеральном университете обеспечивают воспитание высокомотивированного защитника Отечества; офицера с четким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству; духовно и физически развитой личности. Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования в вузах России, где созданы учебные военные центры.

1. Адольф, В.А. Пилипчевская, Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт [Текст] // Высшее образование в России. - М.: МГУП, 2011. - №4. - С. 143-147.

2. Аршинов, В.И., Буданов, В.Г. Роль синергетики в формировании новой картины мира [Текст] // Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / отв. ред. Н.К. Удумян. - М. : Наука, 2004. - 392 с.

3. Бакланов, И.О. Выявление закономерностей и принципов процесса военно-профессиональной подготовки слушателей и курсантов [Текст] // Вестник ВГУ, 2010. - № 2. - С.119-124.

4. Грунина, С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2011. - № 2. - С. 73-76.

5. Кагерманьян, В.С., Коханович, Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов [Текст] // Организация воспитательной деятельности в вузах : Всерос. конкурс моделей и проектов. - М., 2002. - С. 45-49.

6. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя [Текст] / Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.

7. Макарова, О.Ю. Опыт нравственного и патриотического воспитания в гражданской и военной образовательной системе США [Текст] //Образование и саморазвитие. 2011. - № 6(28). - С. 201-206.

8. Миронов, А.В., Саитова, Л.Р. Дидактико-технологическое обеспечение формирования технической культуры будущих курсантов военного вуза [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. - № 1(50). - С. 88-96.

9. Носов, А.В. Научные подходы к исследованию профессионально-деструктивных качеств офицеров [Текст] / А.В. Носов // Вестн. академии военных наук, 2004. - № 2. - С. 77-84.

10. Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов [Текст] / М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

11. Сергеева, С.А. Формирование профессиональной мобильности как фактор становления профессионально инициативного специалиста // III Всерос. заоч. проф. пед. конкурс. [Электронный ресурс]. URL : http://conseducenter.ru/index.php/mate-rialv1/96-profinitiative/182-seraeeva (дата обращения : 03.12.14).

12. Тухватуллин, Р.И. Сущность и структура педагогического проектирования образовательной среды [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана, 2013. - № 6(49). - С. 97-103.

13. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. - M.-Л.: Наука, 1966. - 30 с.

14. Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическая концепция : методологические аспекты построения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.