Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ'

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ИГРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Шарик Светлана Михайловна

Авторы статьи анализируют особенности организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. В статье рассматриваются различные подходы к воспитательному потенциалу развивающей образовательной среды. Кроме того, определены приоритетные задачи и условия построения развивающей предметно-пространственной среды в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста, формирование у них игровых действий. В статье обоснованы психолого-педагогических условия организации игровой деятельности с учетом развивающей предметно пространственной среды в современной дошкольной образовательной организации. Описаны и проанализированы организационные моменты игровой деятельности дошкольников. Выявлены приоритетные условия организации развивающей предметной среды дошкольной образовательной организации. Авторы выявили, что предметно-развивающая среда может быть эффективным средством развития познавательной деятельности ребенка при условии организации правильной структуры, соблюдения соответствующих принципов, учета определенных факторов и требований. Соблюдение методических требований по планированию, организации и дидактически целесообразному проведению игр будет способствовать системному развитию психофизических возможностей ребенка дошкольного возраста, обогащая его социальный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Шарик Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF PLAY ACTIVITIES TAKING INTO ACCOUNT THE DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN KINDERGARTEN

The authors of the article analyze the features of the organization of play activities of preschool children in kindergarten conditions. The article discusses various approaches to the educational potential of the developing educational environment. In addition, priority tasks and conditions for the construction of a developing subject-spatial environment in the process of development and upbringing of preschool children, the formation of their game actions are determined. The article substantiates the psychological and pedagogical conditions of the organization of play activity, taking into account the developing subject-spatial environment in a modern preschool educational organization. The organizational aspects of preschool children's play activity are described and analyzed. The priority conditions of the organization of the developing subject environment of the preschool educational organization are revealed. The authors have revealed that the subject-developing environment can be an effective means of developing a child's cognitive activity, provided the organization of the correct structure, compliance with the relevant principles, taking into account certain factors and requirements. Compliance with the methodological requirements for planning, organizing and didactically expedient games will contribute to the systematic development of the psychophysical capabilities of a preschool child, enriching his social experience.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ»

Эффективность обучения студентов эстрадно-джазового вокала при подготовке к концертной деятельности определяется внутренними и внешними критериями. В то же время интенсивность обучения способствует наиболее положительным результатам обучения студентов, т.к. эффективность подготовки обучающихся к концертной деятельности зависит от психологических и педагогических условий, в которых раскрывается творческий потенциал каждого участника педагогического процесса. В процессе обучения не всегда учитывается фактор интенсивности обучения. В то же время большое значение имеет психологическая и педагогическая поддержка, направленная на создание особых условий для успешной подготовки концертных мероприятий.

Интенсификация развития музыкально-дидактического и концертного репертуара студентов эстрадно-джазового вокала зависит от организационной производительности индивидуальной работы, направленной на интеграцию навыков, приобретенных в ходе индивидуальных занятий, в том числе:

- самостоятельное изучение нового музыкального материала;

- оригинальная интерпретация музыкального текста;

- исторический и стилистический анализ звуковых возможностей в изучении произведения;

- преодоление технических трудностей, детальное изучение и понимание средств выражения и т.д.

Согласно учебному плану университета на индивидуальную работу отведено большое количество часов (60% периода учебы) и в зависимости от того, как организована индивидуальная работа студентов эстрадно-джазового вокала, можно говорить об интенсификации обучения. Однако на этапе активизации процесса подготовки концертных мероприятий студенту требуется педагогическая поддержка, в рамках которой осуществляется:

- диагностика состояния и поведения студента в стрессовых ситуациях (в нашем случае, в ситуации публичного выступления);

- разработка мер по психологической подготовке студента к концертной деятельности с учетом его индивидуальных особенностей;

- создание стратегий преодоления страха у студентов перед концертными выступлениями;

- совместный анализ результатов концерта [4].

Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе своего развития отечественное высшее образование переживает период модернизации. Процессы модернизации образование коренным образом влияют на изменение содержательной стороны профессиональной подготовки студентов эстрадно-джазового вокала. Так, концептуальной основой современного педагогического образования является компетентностный подход. Изменения, возникающие в связи с модернизацией высшего педагогического образования, касаются не только содержательной линии подготовки, но и форм, технологий и методов ее реализации.

Литература:

1. Барбан, Е.С. Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантахджаза [Текст] / Е.С. Барбан. - СПб.: Композитор, 2016. - 304 с.

2. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства:вокальное пособие [Текст] / Н.Б. Гонтаренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 155 с.

3. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 128-135

4. Романова, Л.В. Школа эстрадного пения: учеб.Пособие [Текст] / Л.В. Романова. - СПб.: Лань; ПЛАНТА МУЗЫКИ, 2018. - 40 с.

5. Семенченко, Е.В. Практические занятия по эстрадному вокалу с учащимися в системе дополнительного образования : метод. рекомендации [Текст] / Е.В. Семенченко. - Краснодар: КГИК, 2016. - 52 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); воспитатель Шарик Светлана Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детского сада № 5 «Звездочка» (г.о. Лосино-Петровский)

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. Авторы статьи анализируют особенности организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. В статье рассматриваются различные подходы к воспитательному потенциалу развивающей образовательной среды. Кроме того, определены приоритетные задачи и условия построения развивающей предметно-пространственной среды в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста, формирование у них игровых действий. В статье обоснованы психолого-педагогических условия организации игровой деятельности с учетом развивающей предметно пространственной среды в современной дошкольной образовательной организации. Описаны и проанализированы организационные моменты игровой деятельности дошкольников. Выявлены приоритетные условия организации развивающей предметной среды дошкольной образовательной организации. Авторы выявили, что предметно-развивающая среда может быть эффективным средством развития познавательной деятельности ребенка при условии организации правильной структуры, соблюдения соответствующих принципов, учета определенных факторов и требований. Соблюдение методических требований по планированию, организации и дидактически целесообразному проведению игр будет способствовать системному развитию психофизических возможностей ребенка дошкольного возраста, обогащая его социальный опыт.

Ключевые слова: ребенок, игра, деятельность, развитие, развивающая предметно-пространственная среда, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия.

Annotation. The authors of the article analyze the features of the organization of play activities of preschool children in kindergarten conditions. The article discusses various approaches to the educational potential of the developing educational environment. In addition, priority tasks and conditions for the construction of a developing subject-spatial environment in the process of development and upbringing of preschool children, the formation of their game actions are determined. The article substantiates the psychological and pedagogical conditions of the organization of play activity, taking into account the developing subject-spatial

environment in a modern preschool educational organization. The organizational aspects of preschool children's play activity are described and analyzed. The priority conditions of the organization of the developing subject environment of the preschool educational organization are revealed. The authors have revealed that the subject-developing environment can be an effective means of developing a child's cognitive activity, provided the organization of the correct structure, compliance with the relevant principles, taking into account certain factors and requirements. Compliance with the methodological requirements for planning, organizing and didactically expedient games will contribute to the systematic development of the psychophysical capabilities of a preschool child, enriching his social experience.

Key words: child, game, activity, development, developing subject-spatial environment, preschool educational organization, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными документами определены ведущие цели и задачи развития национальной системы образования, которая должна соответствовать социальному заказу и потребностям личности, способной реализовать себя в динамично изменяющихся условиях современного общества. Реализация возможна лишь посредством научно-обоснованных принципов педагогической деятельности современных дошкольных образовательных организаций, поскольку именно они способны создать развивающую образовательную среду, способную обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Целью статьи является обоснование психолого-педагогических условий организации игровой деятельности с учетом развивающей предметно пространственной среды в современной дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Исследованиям предметно-развивающей среды детского сада посвящены работы большого количества педагогов-практиков. Большой вклад в разработку и создание системы развивающих игр, игрушек, дидактический пособий для детей дошкольного возраста были внесены С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддъяковым, Л.А. Парамоновой и др. В конце XX века в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др. начинают рассматриваться аспекты предметно-развивающиеся среды детского сада выдвигая на первый план задачи гуманизации воспитательно-образовательного процесса, направленного на возможность всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

Посредством правильно организованной предметно-пространственной среды и четко выстроенный воспитательный процесс осуществляется социализация и адаптация ребенка дошкольного возраста к современной ситуации развития. Исследуя развивающую предметно-пространственную среду, ученые по-разному определяли ее воспитательный потенциал.

В исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что роль среды заключается в её индивидуальном преломлении и направлении, как раздражение, оказываемое извне на человека, так и любую реакцию, которая идет от человека наружу [2]. Лев Семенович пытался найти связь между развитием ребенка и воздействием на него окружающей среды, от того в каких взаимоотношениях находится ребенок и окружающая среда, а также учет изменений в развитии ребенка и самой среде.

А.И. Леонтьев среду определяет как то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, культура». В своих исследованиях, А.И. Леонтьев рассматривает предметно-пространственную среду не только как условие творческого саморазвития личности ребенка, но и как показатель профессионального творчества педагога при конструировании предметно-пространственной среды.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации является своего рода стимулятором в становлении личности ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Предметно-пространственная среда - это поисково-исследовательское пространство, направленное на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, на формирование его самостоятельности. Кроме того, при организации предметно-пространственной среды важно помнить об особенностях развития детских видов деятельности. Необходимо учитывать периодизацию ведущих видов деятельности. Педагоги должны уделять особое значение и роли игры как ведущей деятельности дошкольника, оказывающей существенные значение на качественные изменения в психике и развитии личности ребенка. Характеризуя особенности организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в развитии игровой деятельности необходимо соблюдать психолого-педагогические условия.

Поскольку игровая и предметная деятельность в детстве тесно переплетаются, то в современной научной литературе встречаем понятие «развивающее среда», «игровая среда», «предметная среда». Эти понятия достаточно взаимосвязаны, поэтому ученые соединяют их в одну дефиницию: предметно-развивающую, предметно-игровую, развивающе-игровую среду. Ведь предметно-игровая среда будет развивающей, если расширяет и углубляет мышление, внимание, память, речь, социальный опыт ребенка.

Исследуя влияние среды на развитие ребенка, Р. Штайнер определяет ее как «физическую среду», в которой действующее место занимает развивающая игрушка. Он считал, что ребенку не нужны логически «продуманные и сфабрикованные интеллектуальной цивилизацией» игрушки. Они должны быть изготовлены собственноручно из природного материала. Такие игрушки будут развивать фантазию, воображение, творчество детей, не навязывая им готовые образы.

По подбору игрушек, материалов и атрибутов для детей в детском саду (предметная или предметно-игровая среда), В.И. Реброва считает необходимым обустроить такие ячейки для деятельности, где ребенок чувствует себя свободно; заинтересована всем, что ему так легко понятно. Учитывая особенности восприятия детьми дошкольного возраста окружающего мира, В.И. Реброва отмечала, что им трудно сосредотачиваться и долгое время удерживать внимание на чем-то одном: их любопытство перебегает с одного предмета на другой и надо идти за ними, а не вести за собой или программой. Поэтому, главным условием создания предметно-игровой среды В.И. Реброва видела обустройства в детском саду ячеек с достаточным количеством «вещей» для деятельности с ними [5].

Таким образом, развивающая предметная среда - это совокупность условий, система материальных объектов деятельности [4] обеспечивающих всестороннее развитие ребенка.

Исследуя педагогические факторы развивающее-игровой предметной среды, Л. В. Лохвицкая определила его основные задачи и возможности: осуществлять воспитание и обучение, ориентируясь на конкретную личность; объединять детей в группы по способностям и интересам; через различные материалы, пособия, атрибуты и т. п поощрять дошкольников к исследованиям, испытание собственных идей; обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающим миром; поощрять детей к различным видам деятельности; развивать способность детей осуществлять выбор; способствовать развитию мировосприятия [5].

Составляющими элементами такой среды являются: природные, социальные и культурные компоненты; труда художников, проектировщиков, конструкторов, (произведения искусства, мебель, инструменты, предметы, изделия прикладного искусства, пособия, игрушки); продукты деятельности взрослых для детей - персонала дошкольного

образовательного учреждения и родителей (выставки, оформления интерьера, пособия и тому подобное); изделия детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки и др.) [8].

Среди основных требований к обустройству среды, по мнению ученых, следует определить следующие:

- необходимость объединения игровых материалов по функциональным признакам для различных видов детской деятельности;

- игровые материалы должны быть полифункциональны;

- весь игровой материал должен быть сгруппирован по определенным признакам (размеру, расположению в пространстве, классификации и т.д.);

- необходимо сочетать новые компоненты среды со знакомыми, направленными на познавательное развитие дошкольников;

- важно обеспечивать динамику и мобильность среды, что развивает умение ребенка активно сотрудничать с этой средой [1].

Для того, чтобы удачно организовать развивающее окружающей среды для детей раннего возраста, отмечает З.Г. Нафикова, педагогам следует учитывать следующие основные принципы: взаимодействии; активности, самостоятельности и творчества; динамичности; свободного центровки; эмоционального комфорта; эстетичности в подборе игрушек, материалов и атрибуты; связи с реальной жизнью; учета возрастных особенностей детей; постепенного усложнения наполнения среды; права выбора деятельности [3].

Для того, чтобы игровая деятельность максимально полезна для ребенка дошкольного возраста, важно выполнять правила, относящиеся к организационным моментам игры [1]. Проанализируем их:

- внимание ребенка дошкольного возраста неустойчиво, в связи с этим при планировании игровой деятельности с детьми важно учитывать эту возрастную особенность. Продолжительность игры должна быть не более пяти, десяти минут.

- перед началом игры необходимо учитывать режимные моменты (не начинать игру перед сном, едой и т.п.);

- при планировании игры с дидактическими материалами важно подготовить все необходимое заранее, чтобы в кульминационный момент не прерывать игровое действие;

- применяя готовые развивающие игры, нужно контролировать их ход;

- играя в ту или иную игру, важно учитывать уровень развития и индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста. Нельзя заставлять ребенка усваивать больше, чем он может;

- ребенка надо приучать к чистоплотности. Надо дать ребенку понять, что он должен привести свое рабочее место в порядок после каждого занятия. Это тоже можно сделать в виде веселой игры [3].

Осознавая особое значение игры для развития произвольного поведения дошкольника, педагог освобождает его от чрезмерной опеки, ограничивает количество предложенных для воспроизведения ребенком образцов и эталонов, дает удалось действовать по-своему, предлагает ребенку регулировать свое поведение, оценивать совместные с партнером игровые достижения [4].

Выводы. На основе проведенного нами научно-теоретического исследования можно утверждать, что развивающая предметно-пространственная среда - это динамичное и изменчивое пространство, наполненное взаимодействующими игрушками, атрибутами, материалами, предметами - заменителями, объектами, обеспечивающими деятельность, направленную на развитие каждого воспитанника, основанное на позитивном и продуктивном общении детей и взрослых. Развивающая игровая среда может быть эффективным средством развития познавательной деятельности ребенка при условии организации правильной структуры, соблюдения соответствующих принципов, учета определенных факторов и требований. Соблюдение методических требований по планированию, организации и дидактически целесообразному проведению игр будет способствовать системному развитию психофизических возможностей ребенка дошкольного возраста, обогащая его социальный опыт.

Приоритетными условиями организации развивающей предметной среды являются: создание полноценного всестороннего развития детей; реализация программного содержания учебно-воспитательной работы; опора на личностную ориентированную модель взаимодействия между педагогом и детьми; обеспечение интересов ребенка, удовлетворение его природных наклонностей и потребностей; наполнение новизной развивающего характера среды, обеспечение составных элементов и их вариативность. Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке методики формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учебных заведений, изучения зарубежного опыта ее организации.

Литература:

1. Бессмертная, Н.А. К вопросу организации развивающей образовательной среды детского сада / Н.А. Бессмертная, О.А. Демина // Вестник Белгородского института развития образования. - 2020. - Т. 7. - № 3 (17). - С. 124-130

2. Нафикова, З.Г. Развивающая предметно-пространственная среда как составная часть образовательной среды ДОО / З.Г. Нафикова // Образование: традиции и инновации. - 2020. - №1 (28). - С. 3-10.

3. Реброва, В.И. Принципы и особенности проектирования образовательных сред развития детей / В.И. Реброва // Человек и образование. - 2021. - № 3 (68). - С. 46-50.

4. Тафинцева, Н.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС / Н.А. Тафинцева, И.А. Маликова // Преемственность в образовании. - 2020. - № 25 (03). - С. 343-342.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Олешкевич Дмитрий Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Богданова Марина Владимировна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Исследуются некоторые педагогические технологии, способствующие развитию проективных умений педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Внимание также уделяется особенностям развития российской школы на современном этапе. Доказывается, что совершенствование методологии и материальной базы образовательного процесса, фиксирующееся на протяжении трёх последних десятилетий, способствует изменению требований к педагогу. В частности, демонстрируется, что определённую трансформацию претерпели показатели сформированности у него проективной компетентности. Далее рассматриваются основные составляющие этой компетентности применительно к педагогическим работникам современных российских школ, предлагаются критерии оценки их развития. Затем демонстрируются возможности различных форм организации учебного процесса и тематика занятий, благоприятствующих формированию проективных компетенций современного педагога.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, проективные умения, проективная компетентность, учитель, модернизация школьного образования.

Annotation. Some pedagogical technologies that contribute to the development of teachers' projective skills in the system of additional professional education are investigated. Attention is also paid to the peculiarities of the Russian school at its modern development stage. It is proved that the improvement of the educational process methodology and material base, which has been fixed for the last three decades, contributes to changing the requirements for the teacher. In particular, it is demonstrated that the indicators of the teacher's projective competence formation have undergone a certain transformation. Next, the main components of this competence are considered in relation to the teaching staff of modern Russian schools, and criteria for assessing their development are proposed. Then the possibilities of various organization forms of the educational process and the topics of classes that favor the modern teacher projective competencies formation are demonstrated.

Key words: additional professional education, projective skills, projective competence, teacher, modernization of school education.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий существенное влияние на ход развития российского социума и, в частности, образовательной системы, оказывают процессы, связанные со становлением глобального информационного пространства [1; 5; 7-8; 15-16].

Соответственно эффективность профессиональной деятельности педагога в современных условиях естественным образом связана с изменениями в требованиях к его профессиональной и личной компетентности. Определённым изменениям, например, подверглась система критериев сформированности проективной компетентности у современных педагогов. Это, в свою очередь, предполагает новые подходы к её развитию в системе дополнительного образования учителей [14, С. 185].

Процессу развития проективных умений современного педагога средствами дополнительного профессионального образования будет в основном посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Содержание проективной компетентности современного учителя включает три составляющие (Табл. 1).

Таблица 1

Составляющие проективной компетентности современного педагога

№ Наименование Характеристика

1 Когнитивная Отражает комплекс способностей педагогического работника, связанных с предвидением результатов действий, своих или других участников образовательного процесса, связана с умениями формулировать образовательные задачи, планировать информационную составляющую учебно-воспитательного процесса, содержание деятельности его участников [10-11; 13-14].

2 Операционально-технологическая Отражает умения связанные со следующими аспектами деятельности современного педагога: анализ полученной информации, конкретизация образовательных целей, отбор учебного материала в соответствии с целью и задачами учебного занятия, выделение образовательных технологий, наиболее оптимальных для использования в рамках конкретного занятия, подбор и разработка методических и дидактических материалов, эффективная коррекция учебно-воспитательного процесса, оптимизация временных затрат в ходе учебно-воспитательного процесса.

3 Позиционно-ценностная Заключается в наличии у педагогического работника системы сформированных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих его результативность [4, С. 152].

В пространстве учреждения дополнительного образования учителей сформированность у них проективной компетентности может быть оценена при входном и итоговом контроле в соответствии с пятибалльной системой (от «0» до «4»). Рассмотрим структуру модели процесса такой оценки (Табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.