Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕБЕНОК / НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реброва Вероника Ивановна

Статья посвящена раскрытию теоретических оснований и методологических подходов к рассмотрению образовательной среды как педагогической системы, выделению её ведущих принципов и компонентов, обоснований специфики данного феномена применительно к условиям современной дошкольной образовательной организации. Показано, что имеется определенный задел в исследовании специфики формирования развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: рассмотрены условия организации предметно-пространственной среды, мотивация и развитие предметной, игровой и художественной деятельности детей дошкольного возраста. Особый акцент в статье ставится на отражении специфики воспитания детей в новой реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реброва Вероника Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND FEATURES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENTS DESIGN FOR CHILDREN’S DEVELOPMENT

The article is devoted to the disclosure of the theoretical foundations and methodological approaches to the consideration of the educational environment as a pedagogical system, the allocation of its leading principles and components, substantiation of the specifics of this phenomenon in relation to the conditions of a modern preschool educational organization. It is shown that there is a certain groundwork in the study of the specifics of the formation of the developing environment in preschool education: the conditions for organizing the subject-spatial environment, motivation and development of the subject, game and artistic activity of preschool children are considered. Particular emphasis in the article is placed on the reflection of the specifics of raising children in the new reality.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Воспитание, социализация и развитие личности

УДК 37.043.2

В. И. Реброва

(Санкт-Петербург)

принципы и особенности проектирования образовательных сред развития детей

principles and features of educational environments design for children's development

Статья посвящена раскрытию теоретических оснований и методологических подходов к рассмотрению образовательной среды как педагогической системы, выделению её ведущих принципов и компонентов, обоснований специфики данного феномена применительно к условиям современной дошкольной образовательной организации. Показано, что имеется определенный задел в исследовании специфики формирования развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: рассмотрены условия организации предметно-пространственной среды, мотивация и развитие предметной, игровой и художественной деятельности детей дошкольного возраста. Особый акцент в статье ставится на отражении специфики воспитания детей в новой реальности.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, ребенок, новая реальность, образовательная среда.

The article is devoted to the disclosure of the theoretical foundations and methodological approaches to the consideration of the educational environment as a pedagogical system, the allocation of its leading principles and components, substantiation of the specifics of this phenomenon in relation to the conditions of a modern preschool educational organization. It is shown that there is a certain groundwork in the study of the specifics of the formation of the developing environment in preschool education: the conditions for organizing the subject-spatial environment, motivation and development of the subject, game and artistic activity of preschool children are considered. Particular emphasis in the article is placed on the reflection of the specifics of raising children in the new reality. Key words: preschool educational organization, child, new reality, educational environment.

Образовательная среда - широко используемый в педагогике термин, описанный в контексте влияния на воспитание и обучение ребенка в дидактической системе М. Монтессори, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и других исследованиях. Сегодня образовательная среда рассматривается как важная структура социокультурной среды, обеспечивающая достижение целей и смыслов образования.

Применительно к условиям широкого спектра образовательных систем нами исследованы и проанализированы различные модели проектирования образова-

тельных сред, к числу которых относится эколого-личностная модель (В. А. Ясвин), коммуникативная модель (В.В. Рубцов), психо-дидактическая модель (В. А. Орлов,

B. В. Лебедев), антропологическая модель (В. И. Слободчиков), модель социокультурного взаимодействия (В. И. Слободчиков,

C. В. Тарасов) и др.

Исследование опирается на работы, в которых описаны специфические способы организации воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, к числу которых относятся: организация предметно-пространственной среды деятельности

дошкольников (Л. В. Котенко и др.), духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественных социокультурных традиций (О. Потаповская), пространства безопасного детства и здоровьесберегающего пространства ДОО (М. А. Погодаева и др.), экологического воспитания дошкольников (С. Н. Николаева и др.).

Особо отметим применительно к современному периоду развития ребенка актуальность исследований И. А. Ахвердовой, касающегося особенности формирования личности ребенка в педагогическом континууме жизнедеятельности, и С. А. Тращен-ковой «Проблемы развития межпоколенче-ских взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах» [1, 7]. Существенными являются исследования развивающих возможностей образовательных сред. В этом аспекте дан развернутый анализ этой проблемы в работе академика РАО Н. В. Бор-довской «Вызовы времени и новые модели образовательной развивающей среды» [3].

На основе анализа накопленного теоретического и практического опыта создания и функционирования образовательных сред нами вычленены методологические принципы их моделирования.

Принцип целостности и системности среды. В. А. Ясвин, Ю. С. Михайлов особо подчеркивают системный признак, выражающийся в комплексном целостном представлении социально-педагогических, функциональных, субъектно-личностных ориента-ций среды. Н. В. Бордовская подчеркивает, что образовательная среда «определяется как та объективная реальность, в которой пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни» [3, с.4 ].

Основополагающее системное представление среды дано В. А. Ясвиным, который её рассматривает, как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10, с. 19].

В широком социально-философском смысле, по утверждению С. В. Тарасова, среда человека - это есть естественное и со-

циальное окружение жизнедеятельности человека. Феномен образовательной среды определяется «совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятия» [6, с.4.].

Принцип интегративного взаимодействия субъектов среды. Формирование среды дошкольной образовательной организации связано с организацией и согласованием взаимодействия субъектов среды как её деятельностной составляющей (дети, воспитатели, родители, социальные партнеры). В развитии принципа интегративного взаимодействия субъектов образовательной среды ДОО важная роль отводится организации гибкой системы межпоколенных взаимоотношений [7]. Особую форму взаимодействие детей и взрослых приобретает в процессе формирования образовательной среды в ДОО. Так, в докторской диссертации Е. В. Шакирова обосновывает возможность профессионально-личностного развития ребенка в этих условиях [9]. Исследователь подчеркивает эту задачу как мотив развития творчества педагогов. В то же время, как отмечает Д. И Фельдштейн, современное детское сообщество изменчиво и динамично по отношению к взрослым как соучастникам их деятельности с учетом современного уровня саморазвития ребенка [8].

Принцип контекстности (А. А. Вербицкий). Функционирование образовательной среды ДОО опирается на учет жизненного контекста развития современного детства [4]. Д. И. Фельдштейн отмечает: «Перед нами сложный, многопланово обусловленный процесс взаимоотношений детей и взрослых, в котором активно участвуют обе стороны. И именно в этом процессе произошли сейчас большие изменения, которые определяют специфику современного детства, многие характерные особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившемся социокультурном пространстве» [8, с.8]. Ребёнок, как субъект детской деятельности и поведения, проявляет такие субъектные качества, как

интерес, активность, самостоятельность, целеустремленность, - это необходимые условия для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности.

Принцип средового многообразия. Развитие ребенка органично связано с учетом многообразия условий организации его деятельности в ДОО. Это предусматривает целевое согласование проектировочной деятельности педагогов и коммуникативных действий воспитателей. Все это определяет проблему средового многообразия, в том числе при вычленении и описании компонентов образовательных сред. Как утверждает Е. В. Ша-кирова, «возникает необходимость изучения личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования как особой научной проблемы, связанной с поиском условий и средств, влияющих на это развитие. В таком контексте формирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации мы рассматриваем как особый вид деятельности воспитателя, способствующий его личностно-професси-ональному развитию посредством решения творческих задач педагогического характера. ... Наряду с непосредственным взаимодействием с дошкольниками одним из основных направлений профессиональной деятельности современного воспитателя является создание и преобразование развивающей предметно-пространственной среды для детей [9, с. 42]».

Социокультурный принцип. Формирование образовательной среды является сложным аспектом, предусматривающим определение его социокультурного замысла, философии целеполагания среды как этапа её концептуализации, структурно-функционального построения и выделения условий развития ребенка, реализации совокупности развивающих деятельностных проектов. Социокультурный аспект в создании образовательной среды ряд исследователей развития ребенка в ДОО связывают с развитием дошкольников в дополнительном образовании.

Существуют различные концепции построения развивающих образовательных

сред - построения развивающей предметно-пространственной среды (А.Г. Гогобери-дзе, М.Н. Полякова, Т. Хармс), эстетическое оформление предметного пространства (И.А. Лыкова). Современные исследователи развивающей предметно-пространственной среды (Е.О. Смирнова, О.А. Шиян, И.Б. Шиян и др.) рассматривают её как показатель качества дошкольного образования.

Изложенные нами принципы легли в основу построения и структурирования составных компонентов образовательной среды, обеспечивающих комплекс возможностей для развития детей в системе дошкольного образования. При этом будут раскрыты как универсальные элементы, присущие любой образовательной среде, так и специальные, отражающие специфику современных условий дошкольного воспитания [3, 6, 10].

Соглашаясь с учеными В. А. Ясвиным, Н. В. Бордовской, С. В. Тарасовым, В. В. Рубцовым в позиции о том, что развивающие эффекты участников образовательного процесса будут достигнуты при определенном наборе качеств (состава) среды, приходим к выводу о следующей, наиболее оптимальной, структуре компонентов среды.

Субъектный компонент среды (участники образовательного процесса - дети, воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи, логопеды, родители, руководители ДОО). Как подчеркивает Н. В. Бордов-ская, для образовательной среды прежде всего характерен «человеческий фактор» - личностные особенности воспитанников, взаимопонимание и адаптивность к условиям образовательного процесса, позитивный настрой и интерес, психическое и эмоциональное благополучие, мера вовлеченности родителей в совместную воспитательную деятельность, готовность субъектов образовательной среды к оптимальному взаимодействию в условиях многообразия.

Отметим, что субъектный компонент образовательной среды развития ребенка многими исследователями рассматривается в широком социально-культурном срезе как проявление социальной активности, в организации образовательной среды до-

школьной образовательной организации, которая дает возможность ребенку накопить нужный опыт проявления социальной активности в многообразии социальных ролей и отношений. Однако до настоящего времени не анализировалась целостная система развития детей дошкольного возраста с учетом потенциала образовательного пространства дошкольного учреждения.

В исследовании структуры образовательной среды учеными особо подчеркивается значение пространственно-предметного компонента (В. А. Ясвин, С. В. Тарасов и др.). Отметим те качества данного компонента, которые свойственны характеру организации деятельности детей в ДОО.

Предметно-пространственный компонент среды ДОО удовлетворяет признакам социокультурной открытости, что проявляется:

- в сформированном видении ближайшего социального окружения; умении определить вид зданий и объектов во дворе и на улице, наличии опыта соблюдения правил дорожного движения и поведения в общественном транспорте;

- в навыках взаимодействия ребенка с предметно-пространственной средой дошкольного учреждения, его знаниях о предметах и их определяющих признаках (цвете, форме, величине, материале, из которого они изготовлены);

- в увеличении практического взаимодействия с окружающим миром: растительным и животным, приобретении навыков наблюдения и опыта совместного с родителями ухода за растениями и животными.

Образовательная среда ребенка должна способствовать решению основной задачи -оптимальному обеспечению и организации условий для его личностного развития. На это направлен психодидактический компонент (В. А. Ясвин) или, как его обозначает С. В. Тарасов, содержательно-методический компонент среды. Авторами подчеркивается приоритетность ориентации учителя на личность ребенка, учет индивидуальных качеств и характеристик, что в значительной мере содействует развитию творческих возможностей и способностей человека в

начале жизненного пути. Это связывается с возрастными особенностями, так как этап до поступления в школу характеризуется как период наиболее активного физического и психического развития ребенка [1].

Содержательно-методический (психодидактический) компонент включает содержание и методы обучения, выбор которых обусловлен психологическими целями и задачами образовательного процесса и направлен на педагогическую реализацию развивающего потенциала образовательной среды, проектирование системы связей между всеми элементами образовательной среды, создающей устойчивую базу для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Такой образовательный процесс относится к развивающему образовательному процессу [2].

В общей системе развития ребенка в образовательной среде дошкольной образовательной организации актуальным является воспитательное воздействие и обеспечение его безопасности, в том числе информационной. Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятие художественной литературы, двигательной). Специально созданные педагогические условия, безусловно, способствуют успешной реализации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей данной группы и их индивидуальными предпочтениями, служат достижению целей образовательного процесса в дошкольной организации [2, с. 185].

В условиях ДОО, как показывает анализ практики, наиболее ярко просматривается влияние деятельностного компонента среды на развитие ребенка. Это проявляется в игровой и художественной деятельности, при решении детьми конструктивных задач, выполнении функций лидера в процессе общения, волонтерской деятельности и др. [5].

Реализация указанных компонентов, таких как мировосприятие ребенка, коммуни-

кативные навыки и ориентация в социальной среде, погружение в решение деятель-ностных задач в современных условиях, безусловно, дополняется критериями освоения информационного мира, сформированности навыков здоровьесбережения и безопасности, гибкого взаимодействия в домашней среде и в общении со сверстниками.

Современная реальность - это продвижение общества в информационно-технологическом прорыве, ранняя социализация детей, приобщение их к технологическим новинкам. Как подчеркивал Д. И. Фельд-штейн, все это актуализирует развитие де-

тей и одновременно в условиях информационной революции создает проблему личностной безопасности субъектов [8].

Таким образом, новая реальность диктует необходимость выработки новых концептуальных подходов к уточнению системы дошкольного воспитания детей с учетом социально-культурного пространства регионов с их экономическими, национально-этническими, демографическими и другими особенностями, определения детерминирующих факторов формирования проектно ориентированной образовательной среды развития ребенка и пр.

Литература

1. Ахвердова О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Ставрополь, 1998. - 328 с.

2. Бартошевич Т.И. Создание предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 2 (9). - С. 185.

3. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. -№ 2 (35). - С.4.

4. Вербицкий А. А. Контекстный подход к повышению качества образования в России и США // Антропоцентрические науки в образовании : кол. моногр. - Воронеж: Издатель-ско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. - С. 6-14.

5. Реброва В. И. Моделирование проектно ориентированной среды развития ребенка в современной дошкольной образовательной организации // Человек и образование. -2021. - № 1(66). - С. 140-144.

6. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - С.4.

7. Тращенкова С. А. Детско-взрослые сообщества в условиях многообразия: принципы и факторы развития // Человек и образование. - 2018. - № 1(54). - С. 48-52.

8. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 19. - С. 7-14.

9. Шакирова Е. В., Белкина В. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 3. - С. 40-45. - DOI 10.24411/1813-145Х-2018-10065.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.