Научная статья на тему 'Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Н. А.

Автором рассмотрена проблема организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социального развития ребенка, в статье представлены принципы проектирования и отбора содержания развивающей предметно пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья способствующего позитивной социализации воспитанников дошкольной образовательной организации. Представлены основные группы социально-личностных компетенций детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: умение играть и трудиться в коллективе; умение доводить начатое дело до конца. Уважение к труду взрослых; уважение к продуктам деятельности сверстников; умение уступать в сложных ситуациях; проявлять дружелюбие по отношению к сверстникам; помогать младшим детям, оберегать и защищать малышей. Автором предложено содержание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающее формирование и развитие данных групп компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Колесова Наталья Александровна

преподаватель кафедры развития дошкольного образования, кафедра развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Автором рассмотрена проблема организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социального развития ребенка, в статье представлены принципы проектирования и отбора содержания развивающей предметно - пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья способствующего позитивной социализации воспитанников дошкольной образовательной организации. Представлены основные группы социально-личностных компетенций детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: умение играть и трудиться в коллективе; умение доводить начатое дело до конца. Уважение к труду взрослых; уважение к продуктам деятельности сверстников; умение уступать в сложных ситуациях; проявлять дружелюбие по отношению к сверстникам; помогать младшим детям, оберегать и защищать малышей. Автором предложено содержание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающее формирование и развитие данных групп компетенций.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-личностные компетенции, инклюзивное воспитание и образование.

о

Е

£

в) ^

0

01 г

В условиях инклюзивного образования педагоги дошкольных образовательных организаций сталкиваются с необходимостью создания специальных условий и организацией развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В ст. 79 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273-Ф3 определено право детей с ОВЗ как на их совместное обучение с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [1].

И в том и в другом случае создаваемые для детей с ОВЗ условия должны в полной мере способствовать не только развитию и компенсации имеющихся проблем у данной категории детей, но и служить базой по формирования социально-личностных компетенции каждого ребенка для позитивной социализации и последующей успешной интеграции в общество.

В общем понимании социализация, это не что иное, как процесс становления личности ребенка, усвоения им социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих социальной группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Соответственно для того чтобы достигнуть позитивной социализации данной категории детей и последующей успешной интеграции их в общество необходимо первостепенно создавать условия для компенсаций, имеющихся у них проблем в развитии: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-личностных.

Социализация ребенка может быть осуществлена через создание и использование развивающей предметно-пространственной среды, которая строится с учетом выделенных ниже принципов:

Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Принцип деятельности - заключается в развитии природных задатков ребенка в социальной и личностно значимой деятельности, ребенок, получая знания не только в готовом виде, но добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятель-ностных способностей и умений.

Принцип минимакса - заключается в следующем: детский сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания программы на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности -предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование у ребенка способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности.

Подбор материалов и оборудования для данной категории детей является тонкой, «ювелирной» работой, которая должна носить индивидуальный характер и быть согласована с медицинским работником и другими специалистами, работающими с каждым конкретным ребенком [2]. На основе анализа и обобщения специальной психолого-педагогической литературы нами были выделены наиболее общие рекомендации по применению оборудования и материалов для работы с детьми с ОВЗ, которые могут быть конкретизированы с учетом проблемы развития и конкретными условиями воспитания и развития особого ребенка (табл. 1).

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах для детей с ОВЗ нужно учитывать форму предоставляемых услуг образовательной организацией:

- воспитание и обучение в группах полного дня детского сада по адаптированной основной образовательной программе (далее АООП), в которых все дети получают постоянную коррекционную помощь специалистов ДОО на основании рекомендаций ПМПК;

- инклюзивное воспитание и обучение детей по АООП в общеразвивающих группах, при которой дети с уровнем развития соответствующим или близким к возрастной норме воспитанников группы, но при этом сопровождаются специалистами ДОО;

- воспитание и обучение в группах кратковременного пребывания адаптационной направленности, когда воспитанники со сложной структурой дефекта приходят в детский сад на короткий промежуток времени и включаются в определенные виды деятельности, проводимые специалистами ДОО.

Таблица 1

Организация предметно-пространственной среды для детей

с ОВЗ

Категория ОВЗ Развивающая среда

Глухие, слабослышащие, позднооглохшие Специальное оборудование для детей с нарушениями слуха; наглядность (экскурсии, рассматривание иллюстраций); компьютерные программы и игры для детей с нарушениями слуха. Центр речевого развития: игры и оборудование для развития остаточного слуха и формирования произносительных навыков; логопедические тетради и альбомы; игрушки для показа упражнений для артикуляционной гимнастики.

Слепые, слабовидящие Выполнение гигиенических требований к наглядности (цветовой контраст, уменьшение количества второстепенных деталей, многоплановые картинки с четким передним, средним и задним планом); подвесные мобили; игры и пособия для сенсорного обследования и развития сенсорных эталонов; настольные игры для формирования следящих движений глаз (настольный футбол, хоккей и игры по типу «Поймай рыбку»); муляжи фруктов, овощей; издания различных форматов, выполнение по системе Брайля, аудио-видео-материалы, рельефно-графические, тактильные книги своими руками; зрительно-тактильные игрушки-самоделки; материалы для музыкотерапии; Монтессори-материалы (цилиндры-вкладыши, геометрический комод, шершавые таблички); су-джоки.

Тяжелые нарушениями речи Центр речевого развития: зеркало с лампой для дополнительного освещения; игры и пособия для развития всех компонентов речевой системы; «колючие» мячики разного цвета для массажа; логопедические тетради и альбомы; сухой пальчиковый бассейн; контейнеры с различными сыпучими материалами для развития мелкой моторики; игрушки для показа упражнений артикуляционной гимнастики (с пластичным язычком). Оборудование для релаксации: коврики, валики, маски.

Нарушения опорно-двигательного аппарата Все оборудование по согласованию с врачом. Сенсорная комната. Безбарьерная среда (пандусы, специальные поручни, отсутствие порогов, доступность игрушек и пособий); Самодельная игрушка с подвижным язычком для показа правильных артикуляционных укладов; пособия для развития речевого дыхания; рукодельное пособие - мини-стол с прикрепленными к нему выключателями, шпингалетами, крючками, замками с ключами; двигательные тренажеры; лечебно-нагрузочные костюмы.

Задержка психического развития Лего-центр. Центр творчества (пластилин, шариковая глина, материалы для песочной терапии, изобразительные материалы, технологические карты для изготовления поделок); игровой центр (для сюжетно-ролевой игры, дидактических игр с вкладышами, Монтессори-материалы); «доски Сегена».

Умственная отсталость Монтессори-материалы; игрушки по типу вкладышей; строительные наборы (мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, мозаика, сборно-разборные игрушки, лего); природные материалы для изготовления поделок; материалы для проведения психокоррекционных игр; материалы для музыкотерапии; тактильные и сенсорные дорожки.

Расстройства аутистическо-го спектра Сенсорная организация пространства; коврики с рисунками, лабиринтами; пирамидки; доски с углублениями и вкладышами; юла. Изобразительный уголок: пазлы; книжки-раскраски; краски; кубики с рисунками; материалы игр с водой, светом, с мыльными пузырями, красками, сыпучими материалами; пластичные материалы (пластилин, тесто, глина); детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, бубен, дудочка, гармошка.

0

01 г

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах кратковременного пребывания адаптационной направленности, нужно учитывать формат услуг: осуществляется ли в группе реализация программы или только уход и присмотр. Так же не маловажно время пребывания для детей такой группы, если это трехчасовая группа ухода и присмотра, где дети большую часть времени проводят на участие, то при подборе оборудования и игрушек нужно сделать акцент на каталки, качалки и другие двигательные игрушки, игрушки для игр с песком и водой, сюжетные игрушки (куклы, машины), а в группе минимальный набор пособий для сенсорного развития и сюжетных игрушек.

Если же это группа полного дня, осуществляющая реализацию адаптированной основной образовательной программы (АООП), то в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах детской деятельности [3]. Таких как: игра (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами), коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарном бытовом труде, конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательная (овладение основными движениями)[4].

Подбор игрушек и оборудование для организации данных видов детской деятельности производится исходя возрастной группы детей.

Одна из проблем организации развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ОВЗ, это то, что в группах созданные условия для реализации такой образовательной области как социально-коммуникативное развитие в основном носит процессуальный характер. Но для полноценного общения со взрослыми и сверстниками ребенку нужен социальный опыт, который приобретается как в процессе непосредственного взаимодействия, так и через различные игры. С этой целью в пространство группы необходимо добавить ряд игр и конструкторов, позволяющих ребенку понимать чувства окружающих людей и эмоции как форму их проявления [5].

Говоря о проблеме социализации детей дошкольного возраста, целесообразно выделить основные группы социально-личностных компетенций, которые должны быть сформированы у ребенка с ОВЗ.

1. Умение играть и трудиться в коллективе. В содержание данной компетенции включаются уме-

ния детей играть дружно, делиться игрушками, договариваться о сюжете игры, распределять роли без конфликтов; умение помогать сверстникам.

2. Умение доводить начатое дело до конца.

3. Уважение к труду взрослых.

4. Умение уступать в сложных ситуациях. Организации позитивного общения способствует наличие конструкторов, позволяющих создать различных персонажей в разных эмоциональных состояниях с опорой на технологическую карту.

5. Проявлять дружелюбие по отношению к сверстникам. Мячи-эмоции в процессе двигательной деятельности помогут детям попытаться изобразить различные эмоции, и научиться определять причину их проявления.

6. Помогать младшим детям, оберегать и защищать малышей. Доставлять им радость от совместной игры или подарка, сделанного своими руками [6].

Выше перечисленные компетенции могут быть сформированы не только в ходе педагогических мероприятий, проводимых педагогом для всей группы или подгруппы детей с ОВЗ, но и через закрепление, расширение данных компетенций в развивающей предметно-пространственной среде. А для этого содержание среды должно наполняться материалами, предметами, играми и игрушками, которые способствуют закреплению социальных компетенций.

Так для формирования и закрепления умений детей с ОВЗ играть в коллективе педагог может предусмотреть развертывание адекватных возрасту детей с ОВЗ сюжетно-ролевых игр. Например, в игру «Кафе» внести карту-меню, игрушки-самоделки «печенье», «мороженое» и т.п. Педагог в старшей группе (5-6 лет) мотивирует детей на распределение ролей в игре, учитывая интересы и желания сверстников, может использовать считалку.

Для формирования умения детей доводить начатое дело до конца могут быть использованы карты-схемы анализа деятельности, которые педагог предлагает детям для анализа результата работы.

При формировании уважения к труду взрослых могут быть использованы подборки иллюстративного материала по профессиям, сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская», «Салон сотовой связи», лэпбуки по изучаемым профессиям. Например, предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Кораблестроительный завод» включает подборку иллюстративного материала в уголке книги о строительстве кораблей, книжки-раскраски по тематике строительства корабля, схемы, фотографии построек кораблей, алгоритмы постройки. Особенно важно это для детей с задержкой психического развития, нарушениями зрения [7].

Кроме того, задачи социально-коммуникативного направления развития решаются с помощью информационно-дидактических компонентов «Детям о Победе», «Детям о космосе», «Челябинске мой любимый город», которые

направленны на формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств любви к своей малой Родине и общечеловеческих ценностей. Эти же задачи решаются в процессе знакомства с иллюстративным материалом «Защитники Отечества», «Знаменитые люди России», «Великая Отечественная война в произведениях художников», а также государственными праздниками и символами России [8].

Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО для детей с ОВЗ должна осуществляться с учетом дидактических принципов, учетом требований ФГОС ДО, а также соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка, и способствовать не только развитию и компенсации имеющихся проблем у данной категории детей, но и формировать социально-личностное развитие каждого ребенка.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. -М.: Эксмо, 2018 - 144с. - (Законы и кодексы).

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учеб. Пособие для СПО / О.В. Крежевских. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 165с. - (Серия: Профессиональное образование).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2018 - 23с.

4. Беткер Л.М. Использование опыта моделирования специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в подготовке педагогов к реализации инклюзивного образования // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». 2018. №3(36). С. 60-67.

5. Яковлева Г.В. Основы проектирования и особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы,открытия и достижения:сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2ч. Ч.2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. С.191-198.

6. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под общ. ред. С. В. Кривцовой. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. -334, [2]с. - (счастливые люди в детском саду).

7. Лаврова Г.Н. Система социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья//Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С. 31-40.

8. Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. Методическое пособие для специалистов дошкольного образования // Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. - М: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014 - 148с.

Organization of educational subject-spatial environment as a condition of successful socialization of children with disabilities Kolesova N.A.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators

The author considered a problem of the organization of the developing subject and spatial environment as factor of social development of the child, the principles of design and selection of the contents developing in detail - the spatial environment for children of preschool age with limited opportunities of the health promoting positive socialization of pupils of the preschool educational organization are presented in article. The main groups of social and personal competences of children of preschool age with limited opportunities of health are presented: ability to play and work in collective; ability to finish the begun business. Respect for work of adults; respect for products of activity of contemporaries; ability to concede in the slozhnykhsituatsiyakh; to show friendliness in relation to contemporaries; to help younger children, to preserve and protect kids. The author the maintenance of the developing subject and spatial environment providing formation and development of data of groups of competences is offered. Keywords: the developing subject and spatial environment, socialization, children with limited opportunities of health, social and personal competences, inclusive education and education. References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" with amendments for 2018 - M .: Eksmo, 2018 - 144s. - (Laws and codes).

2. The organization of the subject-developing environment DOU:

studies. The manual for the ACT / O.V. Krezhevsky. - 2nd ed., Pererab. and add. - M .: Publishing house Yurayt, 2018. - 165s. - (Series: Vocational education).

3. The federal state educational standard for pre-school education

is approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013. # 1155 -Ekaterinburg: Publishing House "Openwork", 2018 - 23c.

4. Betker L.M. Using the experience of modeling special conditions

for students with disabilities in the preparation of teachers for the implementation of inclusive education // Scientific-theoretical journal "Scientific support of the system of staff development". 2018. No. 3 (36). S. 60-67.

5. Yakovleva G.V. Design Basics and Developmental Object-Spatial

Environment for Preschool Children with Disabilities // Science and Innovations in the XXI Century: Topical Issues, Discoveries and Achievements: Collection of Articles of the V International Scientific and Practical Conference. In 2h. Part 2 - Penza: ICNS "Science and Enlightenment." - 2017. P.191-198.

6. Life skills for preschoolers. Lessons-travel: Program-technology

of positive socialization of preschoolers / under total. ed. S.V. Krivtsova. - M .: Klever-Media-Group, 2015. - 334, [2] p. -(happy people in kindergarten).

7. G. Lavrova The system of social and personal development of

children with disabilities // Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2009. No. 5 (138). Pp. 31-40.

8. Averin S.A., Konovalova T.G., Markova V.A. We implement the

Federal State Educational Standards for secondary education: modeling the developing subject-spatial environment of a modern pre-school educational organization. Methodological manual for preschool education specialists // Averin SA, Konovalova TG, Markova VA - M: CJSC ELTI-KUDITS, 2014 -148с.

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.