Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ'

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / УСЛОВИЯ / УРОВЕНЬ / РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL OBSERVATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY / CONDITIONS / LEVEL / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков Артем Александрович

Изучение профессиональной наблюдательности в психологии труда породило множество трактовок и интерпретаций этого качества. Исследователи едины в одном - от степени ее развития зависит успешность решения оперативно-служебных задач сотрудниками ГИБДД. Выявление условий, способствующих повышению уровня профессиональной наблюдательности, может сделать этот процесс более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS THAT DETERMINE THE HIGH LEVEL OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF STATE TRAFFIC POLICE EMPLOYEES

The study of professional observation in labor psychology gives rise to many interpretations and interpretations. Researchers are united in one thing - its development contributes to a better solution of operational and service tasks by traffic police officers. The identification of conditions that contribute to improving the level of professional observation can make this process more effective.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»

УДК 1159.9:34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10312

ББК 88.4 © А.А. Перков, 2020

Научные специальности: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Артем Александрович Перков, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2) E-mail: artperk@mail.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент Л.Н. Костина

Аннотация. Изучение профессиональной наблюдательности в психологии труда породило множество трактовок и интерпретаций этого качества. Исследователи едины в одном — от степени ее развития зависит успешность решения оперативно-служебных задач сотрудниками ГИБДД. Выявление условий, способствующих повышению уровня профессиональной наблюдательности, может сделать этот процесс более эффективным.

Ключевые слова: профессиональная наблюдательность, профессионально важное качество, условия, уровень, развитие.

CONDITIONS THAT DETERMINE THE HIGH LEVEL OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF STATE TRAFFIC POLICE EMPLOYEES

Artem A. Perkov, Lecturer at the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology

Orel Law Institute of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (302027, Orel, ul. Ignatova, d. 2) E-mail: artperk@mail.ru

Supervisor: Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor L.N.Kostina

Abstract. The study of professional observation in labor psychology gives rise to many interpretations and interpretations. Researchers are united in one thing — its development contributes to a better solution of operational and service tasks by traffic police officers. The identification of conditions that contribute to improving the level of professional observation can make this process more effective. Keywords: professional observation, professionally important quality, conditions, level, development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Перков А.А. Условия, определяющие высокий уровень профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):316—319.

Деятельность сотрудников ДПС ГИБДД имеет ряд особенностей. Решение ими оперативно-служебных задач осуществляется в условиях дорожного движения, где велика вероятность возникновения экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. Умение выделять среди всего объема поступающей информации ту, которая указывает на возможность возникновения такой ситуации — это чрезвычайно важная способность, доступная лишь обладающему профессиональной наблюдательностью сотруднику [1, с. 123].

Профессиональная наблюдательность неоднократно становилась объектом изучения в психологии юридического труда.

Рассуждая о компетентности сотрудников органов внутренних дел, А.Р. Ратинов считал, что сотрудник органов внутренних дел должен быть способен понимать чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели оппонента по общению, распознавать психи-

ческие свойства и мотивы, что без развитой наблюдательности невозможно. Особое внимание он уделял навыку изучения человека, его духовного мира [1, с. 125]. Под профессиональной наблюдательностью А.Р. Ратинов понимал планомерное, целенаправленное восприятие окружающей обстановки [8, с. 45]. Более того, это качество выступает основой предвидения человеческого поведения, управления им.

Как способность к интенсивному вниманию, организованному, осмысленному восприятию, высокой чувствительности понимала профессиональную наблюдательность Е.А. Козловская [6, с. 58]. Низкий уровень развития наблюдательности, по ее мнению, снижает эффективность решения оперативно-служебных задач.

В своих исследованиях, В.Л. Васильев определял профессиональную наблюдательность как планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки [2, с. 653].

^¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

Другой специалист в области психологии юридического труда, В.В. Романов считал, что в основе наблюдательности лежит развитое внимание [9, с. 254]. Оно формируется при участии сотрудника в решении оперативно-служебных задач, в результате развития воли, целеустремленности, а также четкого понимания специфики решаемых задач.

Профессиональную наблюдательность, как восприятие обстановки, определял Ю.В. Чуфаровский [11, с. 156]. Он писал, что сотрудник должен замечать такие детали, которые указывают на облик, поведение, мотивы граждан, и могут быть важны в расследовании дела.

Анализируя профессионально важные качества сотрудника органов внутренних дел, А.М. Столя-ренко под профессиональной наблюдательностью понимает качество, выражающееся в умении преднамеренно, избирательно, планомерно, с использованием органов чувств, осуществлять выявление и сбор информации, необходимой для решения оперативно-служебной задачи [10, с. 18].

В своих исследованиях, Л.Н. Костина понимает под профессиональной наблюдательностью сотрудников — способность наблюдать за гражданами и группами граждан, прогнозируя их поведение на основании полученной информации [3].

Таким образом, в науке не сложилось единого понимания профессиональной наблюдательности. Авторы, исследуя ее, акцентируют внимание на различных аспектах [4, с. 195-196]. Тем не менее, большинство исследователей едины во мнении, что, благодаря развитой на достаточном уровне профессиональной наблюдательности, сотрудник может адекватно оце-

нивать обстановку, принимать правильные и быстрые решения и не терять самообладания, в том числе и в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами [7, с. 54].

Для выявления условий, которые оказывают влияние на уровень профессиональной наблюдательности, нами было проведено исследование с использованием метода системно-ситуативного анализа деятельности сотрудников Госавтоинспекции. При обработке результатов применялся критерий Пирсона, который позволил сопоставить эмпирическое распределение, оценить значимость различий признака с теоретическим — равномерным, нормальным или иным.

Полученные результаты позволяли выделить условия, которые коррелируют с тем, насколько эффективно сотрудник Госавтоинспекции регулировал уровень профессиональной наблюдательности и успешно преодолел экстремальную ситуацию, спровоцированную гражданином (гражданами) в условиях дорожного движения (табл. 1).

Дадим краткий анализ каждого критерия.

1. Четкое понимание оперативно-служебной задачи, стоящей перед сотрудником.

Для поиска выхода из экстремальной ситуации, спровоцированной гражданами в условиях дорожного движения, сотрудник должен четко понимать те задачи, которые стоят перед ним. Сюда относится не только знание нормативных правовых документов, которые регламентируют деятельность Госавтоинспекции, но и той задачи, которая решается каждым конкретным экипажем в текущий момент времени (владение оперативной обстановкой; наличие информации, полученной на разводе перед дежурством).

Табл. 1

№ Условия Распределение

1. Четкое понимание оперативно-служебной задачи, стоящей перед сотрудником г = 0.43

2. Слаженная работа с напарником г = 0.39

3. Владение методами повышения уровня профессиональной наблюдательности г = 0.31

4. Активное участие напарника в решении стоящих перед экипажем оперативно-служебных задач г= 0.45

5. Знание алгоритма поведения в экстремальной ситуации г= 0.52

6. Установка руководства на эффективное решение стоящих оперативно-служебных задач г= 0.39

7. Отсутствие агрессии со стороны водителей г = 0.76

8. Навык волевого регулирования своего эмоционального состояния г = 0.59

9. Наличие навыка диагностики своего эмоционального состояния г = 0.43

10. Наличие опыта решения подобных ситуаций г = 0.19

2. Слаженная работа с напарником.

Решение оперативно-служебных задач осуществляется эффективнее, когда сотрудник работает с напарником. При этом, важно то, какие взаимоотношения сложились между ними. При проведении анкетирования методом системно-ситуативного анализа сотрудники указывали, что при слаженной работе, чувствуют себя в большей безопасности. Будучи уверенным в напарнике, инспектор может управлять уровнем своего внимания более эффективно.

3. Владение методами повышения уровня профессиональной наблюдательности.

Если с сотрудником проводились занятия по обучению методам повышения уровня профессиональной наблюдательности, то в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами, он мог применить полученные знания, управлять этим качеством и, как следствие, действовать более эффективно.

4. Активное участие напарника в решении стоящих перед экипажем оперативно-служебных задач.

В случаях, где оба напарника активно участвовали в поиске выхода из экстремальной ситуации, спровоцированной гражданином (гражданами), преодолеть негативные последствия удавалась эффективнее. В анкетах сотрудники указывали, что для слаженной работы важно, когда на напарника «можно положиться», имея ввиду, что коллега готов подключиться к сложному диалогу, оказать помощь, поддержать и проявить солидарность в решении проблемы.

5. Знание алгоритма поведения в экстремальной ситуации.

В экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами, сотрудники испытывают растерянность, не успевают реагировать адекватно сложившимся обстоятельствам. Это происходит из-за эмоциональной вовлеченности в ситуацию, потери контроля [5, с. 276281]. Знание алгоритма действий в подобных ситуациях, приобретенного в процессе профессиональной подготовки, или опыта, способствует более эффективному их разрешению.

6. Установка руководства на эффективное решение стоящих оперативно-служебных задач.

Исследование выявило значимость установки, которую дает руководитель в преодолении экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. Сотрудники пояснили при анкетировании, что те

указания, которые они получают при инструктаже перед заступлением на службу, способствовали активизации их познавательной сферы, более четкой концентрации на предстоящей задаче, большей сосредоточенности, что, в общем итоге, позволяло обеспечить высокий уровень профессиональной наблюдательности.

7. Отсутствие агрессии со стороны водителей.

Данный факт означает, что готовность лица, управляющего транспортным средством, вести диалог с инспектором без агрессии, позволяет сотруднику эффективно регулировать уровень наблюдательности в спокойной обстановке, повышая вероятность более успешного преодоления экстремальных ситуаций.

8. Навык волевого регулирования своего эмоционального состояния.

Развитая волевая сфера — одно из условий эффективного управления уровнем профессиональной наблюдательности и успешного преодоления экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. Проявление выдержки, собранности, сдержанности, решительности, смелости, других волевых качеств, способствуют повышению уровня профессиональной наблюдательности. Необходимость концентрироваться долгое время на одном объекте, переключать внимание с одного объекта на другой, выделять важные детали в условиях нестандартности ситуаций — некоторые примеры того, для чего может быть применима волевая регуляция, на которые сотрудники указали в анкетах при ответе на этот вопрос.

9. Наличие навыка диагностики своего эмоционального состояния.

Диагностика своего эмоционального состояния — умение, которое обусловливает оценку и своевременное регулирование сотрудником негативных переживаний. Вовремя справившись с эмоциями, инспектор может сконцентрировать свое внимание на окружающей обстановке и деталях происходящего, не отвлекаясь от выявления малозаметных, но значимых фактов и явлений, что обусловливает поддержание высокого уровня профессиональной наблюдательности.

10. Наличие опыта решения подобных ситуаций.

Опыт нахождения в подобной ситуации обусловливает более успешное ее преодоление в дальнейшем. Сформированный у сотрудника алгоритм действий придает ему уверенности, что положительно сказывается на его эмоциональном состоя-

нии, не позволяет отвлекаться и, тем самым, повышает уровень наблюдательности.

Таким образом, развитие профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции необходимо для более эффективного решения ими оперативно-служебных задач. Высокий уровень этого качества позволяет разрешать экстремальные ситуации, спровоцированные гражданами в условиях дорожного движения, минимизируя возможные негативные последствия. Выделенные условия, обусловливающие поддержание высокого уровня профессиональной наблюдательности, важно учитывать при развитии этого качества у сотрудников Госавтоинспекции.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы челове-кознания: Избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бода-лева. М.: Институт практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002.

3. Костина Л.Н., Костина Е.Ю. Психологические знания в обеспечении безопасности дорожного движения: Моногр. М.: Московский университет МВД России, 2018.

4. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 195-196.

5. Ковальчук И.А. Содержательно-функциональная модель психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 276-281.

6. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. М., 1980.

7. Меры личной безопасности инспекторов до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России: Учеб.-практ. пособие [Гарипов Р.Ш., Зиганшин М.М., Хамматуллин А.К., Паньшин Д.Л.]; Под общ. ред. Р.Ш. Гарипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДГСК МВД России, 2015.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2001.

9. Романов В.В. Юридическая психология: Краткий курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.

10. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1987. С. 18.

11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учеб. пособие. М.: Право и Закон, 1997.

References

1. Anan 'ev B. G. Psikhologiya i problemy cheloveko-znaniya: Izbr. psikhol. tr. / Pod red. A. A. Bodaleva. M.: Institut prakt. psikhologii; Voronezh: NPO «Modek», 1996.

2. Vasil'yev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya: Ucheb-nik dlya vuzov. 5-e izd., dop. i pererab. SPb.: Piter, 2002.

3. Kostina L.N., Kostina E.Yu. Psikhologicheskiye znaniya v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dviz-heniya: Monogr. M.: Moskovskiy universitet MVD Ros-sii, 2018.

4. Kostina L.N. Vizual'naya psikhodiagnostika kak metod poznaniya i predvaritel'noy otsenki lichnosti v pro-fessional'noy deyatel'nosti psikhologa // Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6. S. 195-196.

5. Koval'chuk I.A. Soderzhatel'no-funktsional'naya model' psikhologicheskoy otsenki i razvitiya intellektu-al'no-lichnostnogo potentsiala sotrudnikov FSIN Rossii na nachal'nom etape sluzhebnoy deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 276-281.

6. Kozlovskaya E.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti uchastkovogo inspektora militsii. M., 1980.

7. Mery lichnoy bezopasnosti inspektorov dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD MVD Rossii: Ucheb.-prakt. posobie [Garipov R.Sh., Ziganshin M.M., Khammatul-lin A.K., Pan'shin D.L.]; Pod obshch. red. R.Sh. Garipova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: DGSK MVD Rossii, 2015.

8. Ratinov A.R. Sudebnaya psikhologiya dlya sle-dovateley. M.: Yurlitinform, 2001.

9. Romanov V.V. Yuridicheskaya psikhologiya: Kratkiy kurs lektsiy. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurayt, 2014.

10. Stolyarenko A.M. Psikhologicheskaya podgo-tovka lichnogo sostava organov vnutrennikh del. M.: Akademiya MVD SSSR, 1987. S. 18.

11. Chufarovskiy Yu.V. Yuridicheskaya psikhologiya: Ucheb. posobie. M.: Pravo i Zakon, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.