Научная статья на тему 'Обучение профайлингу как один из способов виктимологической профилактики'

Обучение профайлингу как один из способов виктимологической профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ПРОФАЙЛИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИК ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / НАБЛЮДЕНИЕ / PROFLING / PROFESSIONALLY SIGNIFCANT QUALITY / TRAINING / TRAFFC POLICE OFFCER / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А. А.

В статье дается описание методики профайлинга, как одного из самых актуальных направлений применяемых в практической психологии. Показана связь между обучением профайлингу и наблюдательностью как профессионально важным качеством сотрудников органов внутренних дел. Описывается процесс подготовки сотрудника Госавтоинспекции, получающего профессионально значимые знания, владения, умения, качества, способности, способствующие эффективному выполнению служебных обязанностей. Автор обосновывает, что профайлинг методика распознавания личностных и поведенческих особенностей человека по вербальным и невербальным признакам способствует готовности сотрудника к противодействию со стороны гражданина, что способствует обеспечению личной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training profling as one of the methods of victimological prevention

The article describes the method of profling as one of the most relevant areas used in practical psychology. The connection between profling training and observation as professionally important quality of employees of law-enforcement bodies is shown. Describes the process of training of the employee Gosavtoinspektsii who receive professionally relevant knowledge, possessions, abilities, qualities, abilities, contributing to the effective performance of offcial duties. The author substantiates that the profling method of recognition of personal and behavioral characteristics of a person by verbal and non-verbal signs contributes to the readiness of the employee to counteraction on the part of the citizen, which contributes to personal security.

Текст научной работы на тему «Обучение профайлингу как один из способов виктимологической профилактики»

УДК 159.9:331.101.3

С. 58—62

Перков А. А.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФАЙЛИНГУ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

В статье дается описание методики профайлинга, как одного из самых актуальных направлений применяемых в практической психологии. Показана связь между обучением профайл ингу и наблюдательностью как профессионсиньно важным качеством сотрудников органов внутренних дел. Описывается процесс подготовки сотрудника Госавтоинспекции, получающего профессионально значимые знания, владения, умения, качества, способност и, способст вующие эффект ивному выполнению служебных обязанностей. Автор обосновывает, что профайлинг — методика распознавания личностных и поведен ческих особен ност ей человека по вербальным и невербальным признакам способствует готовности сотрудника к противодействию со стороны гражданина, что способствует обеспечению личной безопасности.

Ключевые слова: профайлинг, профессионально-значимое качество, обучение, сотрудник Госавтоинспекции, наблюдение.

Введение

Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с риском. Условия службы и специфика решаемых оперативно-служебных задач обусловливают ежедневное наличие опасности. Умение ее замечать и выявлять заранее может снизить количество происшествии, которые возникают в деятельности сотрудников. Регулярное нахождение в ситуации опасности способствует привыканию сотрудников к ней. Это может приводить к потере бдительности, совершению действий, которые приведут к ошибкам и повлекут за собой негативные последствия.

Эффективно выполнять деятельность по обеспечению законности и правопорядка возможно лишь в том случае, если сотрудник органов внутренних дел будет достаточно четко знать возможности и ресурсы своей психики, своевременно принимать меры по развитию тех умении и навыков, которые необходимы

для повышения эффективности выполняемых задач. Подготовка специалистов для Госавтоинспекции должна, наряду с решением других задач, формировать у сотрудника потребность в саморазвитии и повышении уровня подготовленности. Безусловно, это касается всего комплекса психологических свойств и качеств личности, но именно профессионально значимые качества выступают гарантом эффективности выполняемых функций для сотрудников Госавтонн-спекцип, в задачи которых входит, в том числе, визуальная диагностика участников дорожного движения для построения успешной коммуникации, наблюдение за транспортным потоком, выявление технических особенностей автотранспортных средств и т. д.

Важным направлением является обе-спечен несобствен ной безопасности, путем минимизации риска становления потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии при пресечении нарушений

правил дорожного движения либо регулировании дорожного движения [2, с. 30].

Описание проблемы

и пути ее решения

В процессе подготовки сотрудника Госавтоинспекции важно выделить профессионально значимые знания, владения, умения, качества, способности, способствующие эффективному выполнению служебных обязанностей, и так организовать процесс обучения, чтобы выпускник владел ими. Одним из профессионально значимых свойств является наблюдательность.

Под наблюдательностью понимают «...психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии, благодаря которому человек различает признаки п объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса» [5, с. 111]. В ходе процесса наблюдения сотрудник Госавтоинспекцпп стремиться подметить в наблюдаемом объекте (участнике дорожного движения, транспортном средстве), явлении (дорожно-транспортное происшествие) все существенные признаки, то есть познать его сущность. Основу данного процесса составляют ощущения как психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних, а также возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы) [3,с. 332].Выделяют.зрптель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений В деятельности сотрудников Госавтоинспекцпп наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения, так как большую часть информации он воспринимает через слуховую и зрительную системы.

Развитие наблюдате.тьностп как качества личности возможно лишь в условиях

практической деятельности. Чтобы повысить уровень наблюдательности сотруднику Госавтоинспекцпп необходимо приобрести умение наблюдать. Но этого недостаточно. Для эффективной деятельности полицейский должен превратить наблюдательность в стойкое психологическое качество, для чего нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка.

Формирование навыков наблюдательности необходимо начинать еще на этапе подготовке сотрудника в вузе. В рамках реализации должностных обязанностей эта деятельность будет продолжена. Но осознание необходимость тренировки наблюдательности, овладение методами и способами, формирование мотивации к этому у сотрудников органов внутренних дел должно происходит именно в вузе. Сотрудник Госавтоинспекции должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные признаки.

Сотрудники должны использовать имеющиеся у них виктимологическпе знания, воздействовать на впктпми-ногенные факторы в сфере дорожного движения, уметь решать профессиональные задачи на основе специальных знаний в области виктимологии с учетом имеющихся угроз жизни, здоровью п имущественным интересам участников дорожного движения, предотвращать их возможные последствия [1].

Сотрудник органов внутренних дел решает разнообразные оперативно-слу-жебные задачи. Часто они связаны с привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение правил дорожного движения. Граждане, с целью избежать ответственности прибегают ко лжи. Неумение сотрудника ее различать, выявлять признаки обмана, могут провоцировать наступление негативных последствии.

Одним из главных способов формирования наблюдательности является обучение профаплингу.

Профайлпнг (от англ. profile — профиль) — система предотвращения противоправных действии путем профилирования, т. е. выявления потенциально опасных лиц на основе невербальной

59

п оперативно» диагностики; технология оценки и прогнозирования поведения человека на основе таких характеристик как: проявления вегетативной нервной системы, эмоциональные состояния, особенности речи, невербальные проявления, особенности внешности и другие информативные признаки [6, с. 8—9]. Технология профайлпнга была создана как способ противостояния террористическим угрозам, которые стали настоящим бедствием XX века. Появившись в рамках системы безопасности аэропортов, про-файлпнг в наши дни стал применяться во многих сферах жизни общества, где важно оперативно оценить и спрогнозировать поведение. Безусловно, деятельность сотрудников Госавтоинспекции отвечаем указанным критериям.

Профайлинг применяется в различных сферах правоохранительной деятельности;

1. Для составления поискового психологического профиля (портрета)непзвест-ного лица, совершившего преступление.

2. Для предотвращения новых преступлений, совершенных одним лицом в случае совершения серии преступлений.

3. Для выявления потенциально опасных лиц и предотвращения их противоправных действий при осуществлении мероприятии, направленных на охрану общественного порядка п обеспечение общественной безопасности.

Профайлинг — это техника, позволяющая:

1. Идентифицировать преступника по особенному набору психодпнамиче-ских признаков, поведенческих проявлений (поведенческих паттернов), и другой существенной информации, полученной в результате анализа следов, оставленных на месте преступления;

2. Предсказать дальнейшее поведение преступника с высокой долей вероятности;

3. Предупредить совершение новых преступлении одним и тем же лицом;

4. Выявлять потенциально опасных лиц, представляющих угрозу общественному порядку п общественной безопасности.

Ключевым навыком для осуществления профайлпнга является выделение

невербальных сигналов в поведении человека и их интерпретация. Под невербальной коммуникацией понимается способ передачи информации при помощи неречевых средств, таких как мимика, жесты, прикосновения, телодвижения, позы, внешнее оформление человека (одежда, украшения и т. д.) и даже характеристики голоса (тон, тембр, громкость, интонация, все, за исключением значения произнесенных слов). Невербальная коммуникация производится человеком неосознанно, п при этом она несет очень много информации (обычно невербально передается от 60 до 65 прощнтов всей ишЛюрмации при межличностном общении) [5, с. 6]. Самые выразительные элементы невербального поведения называют эмблемами (они позволяют безошибочно определить истинно душевное состояние человека) [б, с. 10—11]. Так как люди не всегда сознают, что используют средства невербальной коммуникации, язык тела часто оказывается более правдивым, чем произносимые слова, которые сознательно подбираются для получения нужных для говорящего результатов [4, с. 6]. Таким образом, целенаправленное наблюдение — это главный навык, владение которым позволяет осуществлять эффективный профайлинг. При этом «необходимо использовать все пять чувств, а не одно лишь зрение» [4, с. 6]. В связи с этим, обучение профайлингу сотрудников Госавтоинспекцпи способствует формированию значимого навыка целенаправленногона блюде н и я.

В Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова в рамках проведения занятий по дисциплинам «Социально- пс 11хологич еск I ш тренинг профессионального общения», «Психология», «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» на практических занятиях используются упражнения, позволяющие оценить уровень наблюдательности у курсантов. Полученные результаты дают основания полагать о недостаточном уровне ее развития. Так, при проведении занятия в учебной группе факультета подготовки специалистов ГИБДД, состоящей из 25 человек, использовались упражнения,

разработанные доктором психологических наук, профессором Людмилой Александровной Регуш [5] для оценки уровня наблюдательности. По итогам занятия 19 человек набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню развития навыка и б — низкому уровню. Необходимо отметить, что наблюдательность — это профессионально значимое качество для сотрудника Госавтоинспекцип, поэтому средний уровень его развития не является желательным. В рамках практических занятий по указанным дисциплинам курсантами выполнялись задания, которые способствовали развитию наблюдательности, но отведенного времени в рамках перечисленных курсов явно недостаточно для формирования навыка.

Заключение

Таким образом, обучение будущих сотрудников Госавтоинспекцип технологии профайлинга будет способствовать формированию у них навыка целенаправленной наблюдательности. Это позволит полицейским эффективно выполнять свои профессиональные обязанности по обеспечению безопасности на дорогах и обеспечить личную безопасность на основании прогнозирования поведения партнеров по коммуникации. Безусловно, технология профайлинга находится в стадии развития, и обучение ей требует времени и специально отведенных курсов, тренингов, но та польза, которую мы получим по результатам, несоизмерима больше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая психологическая энциклопедия /под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зннченко. — М. : ACT ; ACT Москва ; Прайм-Еврознак, 2009.

2. Баранчикова, М. В. Значение внга1 нмологической подготовки сотрудников ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения / М, В. Баранчикова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. — 2016. — Т. 1. — № 7-1 (7). — С. 18—20.

3. Баранчикова, М. В. Виктнмологнческая профилактика нарушении правил дорожного движения : монография / М. В. Баранчикова, И. И. Кузнецова, — Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. 80 с.

4. Наварро, Д. Я вижу, о чём вы думаете / Д, Наварро, М. Карлинс ; пер. с англ. О. Г. Бело-шеев. — Минск : Попурри, 2009.

5. Регуш. Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. — 2-е изд., переработанное и дополненное, — СПб. : Питер, 2008. — 208 с.

6. Статный, В. М. Применение технологии профайлинга в деятельности органов внутренних дел : монография / В, М. Статный, Е. В. Спирнца, А. М. Иванова. — СПб. : Санкт-Петер-бургскнй университет МВД России, 2013.

REFERENCES

1. Bolshaya psikhologicheskaya entsiklopediya / pod red. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zin-chenko. — M.": AST ; AST Moskva ; Praym-Yevroznak, 2009.

2. Baranchikova, M. V. Znachenie viktimologicheskoy podgotovki sotrudnikov GIBDD dlya obespeclieniya bezopasnosti dorozhnogo dvizlieniya /М. V. Baranchikova //Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Yurisprudentsiya. —2016. — Т. 1. — Nq 7-1 (7). — S. 18—20.

3, Baranchikova, M, V. Viktimologicheskaya profilaktika narusheniy pravil dorozhnogo dvizheniya : monografiya / M. V. Baranchikova. I.I. Kuznetsova. — Orel : Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii imeni V. V, Lukyanova, 2017. 80 s.

4. Navarro, D. Ya vizhu, o chem vy dumaete / D. Navarro, M. Karlins ; per. s angl. O. G. Belo-sheev, — Minsk : Popurrí, 2009.

5, Regush, L, A. Praktikum po nablyudeniyu i nablyudatelnosti / L, A. Regush. — 2-е izd., p ere rabot an noe i dopolnennoe. — SPb. : Piter, 2008. — 208 s.

6, Statnvy, V. M. Primenenie tekhnologii profaylinga v deyatelnosti organov vnutrennikh del : monografiya / V. M. Statnyy, Ye. V. Spiritsa. A. M. Ivanova. — SPb. : Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossn, 2013.

ПЕРКОВ Артем Александрович — преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2. E-mail: artperk@mail.ru

Perkov A. A.

TRAINING PROFILING

AS ONE OF THE METHODS

OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION

The article describes the. method of profiling as one of the most relevant areas used in practical psychology. Tlie connection between profiling training and observation as professionally important quality of employees of law-enforcement bodies is shown. Describes the process of training of the employee Gosavtoinspek-tsii who receive professionally relevant knowledge, possessions, abilities, qualities, abilities, contributing to the effective performance of official duties. Tlie author substantiates that the. profiling method, of recognition of personal and behavioral characteristics of a person by verbal and non-verbal sigrts contributes to the readiness of the employee to coun teraction on the part of the citizen, which contributes to personal security.

Keywords: profiling, professionally significant quality, training, traffic police officer, supervision.

PERKOV Artem Alexandrovich — teacher of chair Criminal law, criminology and psychology Orel law Institute The interior Ministry of Russia named after V. V. Lukyanov. 302027, Orel, Ignatovstreet. 2. E-mail: artperk@mail.ru.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.