Научная статья на тему 'Формирование профессиональной наблюдательности как профилактика виктимного поведения сотрудников полиции'

Формирование профессиональной наблюдательности как профилактика виктимного поведения сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО / ПЕРЦЕПЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / PROFESSIONALLY SIGNIFCANT QUALITY / PERCEPTION / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перков А. А.

В статье дается анализ наблюдательности как профессионально значимого качество, которое обеспечивает повышение уровня решения оперативно-служебных задач. Существующий подход, основанный на формировании компетенций, в рамках которого в настоящее время ведется обучение в нашей стране, предполагает формирование специалиста умеющего приспособиться к условиям деятельности, гибко реагировать на изменения среды, применять имеющиеся знания и умения на практике, быстро обучаться необходимым способам действия. Достижение поставленной цели невозможно без учета психологических особенностей деятельности и формирования тех профессионально важных качеств, которые бы обеспечили максимально эффективное решение оперативно-служебных задач. Приводятся имеющиеся точки зрения на наблюдательность с целью определения этого понятия. Обосновывается мнение о том, что профессиональная наблюдательность является частью виктимологической профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional observation as a prevention of the victim behavior of police staff

The article provides an analysis of observation as a professionally signifcant quality, which provides an increase in the level of operational tasks solution. The existing approach, based on the formation of competencies, within which training is currently conducted in our country, involves the formation of a specialist who can adapt to the conditions of activity, respond fexibly to changes in the environment, apply existing knowledge and skills in practice, quickly learn the necessary methods of action. Achieving this goal is impossible without taking into account the psychological characteristics of the activities and the formation of those professionally important qualities that would provide the most effective solution of operational tasks. The available points of view on observability are given in order to defne this concept. It proves that professional observation is part of victimological prophylaxis.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной наблюдательности как профилактика виктимного поведения сотрудников полиции»

УДК 159.9:331.101.3

С.63—68

Перков А. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В статье дается анализ наблюдательности как профессионально значимого качество, которое обеспечивает повышение уровня решения оперативно-служебных задач. Существующий подход, основанный на формировании компетенций, в рачках которого в настоящее время ведется обучение в нашей стране, предполагает формирование специалиста умеющего приспособиться к условиям деятельности, гибко реагировать на изменения среды, применять имеющиеся знания и умения на практике, быстро обучаться необходимым способам действия. Достижение поставленной цели невозможно без учета психологических особенностей деятельности и формирования тех профессионально важных качеств, которые бы обеспечили максимально эффективное решение оперативно-служебных задач. Приводятся имеющиеся точки зрения на набл юдат ельност ь с целью определения этого понятия. Обосновывается мнение о том, что профессионал ьная наблюдательность является частью виктимологической профинактики.

Ключевые слова: наблюдательность, профессионапьно-значимое качество, перцепция, способность, наблюдение.

Введение

Формирование профессионалов нового поколение невозможно без качественного образования. Именно поэтому ему уделяется столь пристальное внимание на самом высоком уровне. Президент России В. В. Путин говорил: «Именно образованные... люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого п последующего веков»1. Высококвалифицированные кадры — фундамент безопасности и благополучия государства. Особую актуальность эта фраза приобретает в контексте обсуждения профессиональной подготовки будущих полицейских. Недостаток знаний, умении или владений у сотрудника, решающего опера-тпвно-с.1\'жебные задачи, может привести к трагичным последствиям [5].

Деятельность сотрудников органов внутренних дел принадлежит к категории профессий, где важным является профилактика виктимного поведения.

1 https://ria.ru/valdaiclub_anniversary_ веввюп/гО 130919/964431437.html

Ежедневное несение службы в условиях риска приводит к привыканию у сотрудников. Они теряют ощущение того, что пх деятельность связана с опасностью п потеря бдительности здесь может привести к трагичным последствиям. Поэтому, одной из целей подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них тех качеств п свойств, которые позволят не терять бдительность п всегда помнить о наличии опасности [7].

Образовательная среда, которая сформировалась в настоящее время, вкупе с оперативной обстановкой вынуждают кардинально менять систему подготовки сотрудников органов внутренних дел. В условиях роста информационного потока, н еста биль ности социально-экономических условий, наличие комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства п общества к гражданскому п профессионально-нравственному облику сотрудника органов

внутренних дел, потребностями п особенностями оперативно-служебной деятельности, выступает гарантом профессионализма стража правопорядка.

Подход, основанный на формировании компетенций, в рамках которого в настоящее время ведется обучение в нашей стране, предполагает формирование специалиста умеющего приспособиться к условиям деятельности, гибко реагировать на изменения среды, применять имеющиеся знания и умения на практике, быстро обучаться необходимым способам действия. Достижение поставленной цели невозможно без учета психологических особенностей деятельности п формирования тех профессионально важных качеств, которые бы обеспечили максимально эффективное решение оперативно-служебных задач. Большую роль в этом играет работа психологов системы органов внутренних дел, которые обязаны обеспечивать п проводить мероприятия психологической работы с личным составом, в том числе по формированию необходимых профессионально-значимых качеств [9].

Сотрудник для успешного выполнения оперативно-служебных задач, должен обладать совокупностью компетенций, которые формируют модель компетентности специалиста. Дискуссии о том, какие именно знания, умения и владения должны входить в эту модель, продолжаются до спх пор. Над этой проблемой работали такие ученые, как Л. Н. Костина, Б. Г. Бовина, В. Л. Васильева, М. Г. Де-больскпй, А. Т. Иванпцкий, И. О. Коте-нев, М. II. Марьин, Н. В. Мартиросова, Н. И. Мягких, В. Е. Петров, М. В. Пря-хпна, А. Д. Сафронов, А. М. Столяренко, Ю. А. Шаранова, А. Г. Шестаковым и др. Все без исключения авторы отмечают, что без развитых познавательных способностей, говорить о профессиональной пр11годности специалиста, невозможно. Одним из ключевых компонентов когнитивной сферы психики человека является наблюдательность, так как это психологическое качество, определяет эффективность сотрудника полиции. Деятельность по подготовке и дальнейшему сопровождению профессионального развития специалиста должно быть направлено

на формирование этого качества. Именно оно лежит в основе таких ключевых компетенций специалиста, как прогнозирование, креативность при решении задач, глубина и широта мышления, способность обрабатывать и запоминать большие массивы данных, оперативность при принятии решений и многих других [2].

Описание исследования

Рассматривая такое качество, как наблюдательность, необходимо отметить ее исключительную важность для всех сфер деятельности человека. Для педагога, например, значимым является замечание малейших изменений в состоянии об\гчающегося, врачу необходимо отмечать изменения, происходящие с пациентом, психолог должен четко реагировать на мельчайшие изменения мимики клиента. Не менее важна наблюдательность сотрудника полиции, для которого умение по вербальным и невербальным признакам определять намерения лица, может стать фактором, гарантирующим безопасность [12].

Проведенный анализ психологический литературы позволяет нам сделать вывод об отсутствии единого понимания наблюдательности как профессионально важного качества. Остановимся на определении, которое имеет более широкое распространение по сравнению с остальными: это профессионально важное качество, являющееся свойством сенсорной организации человека, заключающееся в фиксации и интерпретации существенных, но малозаметных фактов, обусловленных стоящими перед наблюдателем целями, позволяющее видеть внутреннее содержание за внешними обстоятельствами, путем организации и направления внимания. В узком смысле, под н аб лю д а те ль ность ю будем понимать качество человека, обусловливающее его способность отмечать малозаметные, но значимые для него объекты, обусловленные целью наблюдения, путем организации внимания.

Формирование профессиональной наблюдательности сотрудников органов внутренних дел способствует тому, что сотрудник будет замечать признаки опасности и предупреждать возможные

негативные последствия. Еще одним важным следствием формирования профессиональной наблюдательности сотрудника является повышение его способности к замечанию своих действий, в том числе, ставших автоматическими, не осознаваемыми в процессе деятельности. Это способствует внктимологнческой профилактике сотрудника и обеспечивает бдительность при решении оперативно-служебных задач. Для иллюстрации рассмотрим пример из деятельности сотрудника Госавтоинспекцпи. Сотрудник ежедневно несет службу в условиях риска и опасности. Если он будет обладать развитой профессиональной наблюдательностью, то сможет замечать те действия и манипуляции, которые совершает в течение дня. Так, находясь на проезжей части, он может замечать транспортные средства, траекторию их движения, особенности их маршрута, что поможет ему вовремя заметить опасность, в случае ее возникновения, п совершить действия по защите себя или своего напарника [7]. Это позволит ему, как .ищу с так называемым «ролевым типом виктимности» избежать становления потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии при пресечении нарушений правил дорожного движения либо регулировании дорожного движения [3, с. 30].

В контексте компетентностного подхода формирование профессиональной наблюдательности возможно при соблюдении ряда условий. Среди них — партнерское взаимодействие, проблем-ность содержания учебной деятельности, рефлексивное поведение курсантов, слушателей и преподавателей, интеллектуально-эмоциональное напряжение и расслабление, разделение ответственности участниками образовательной деятельности. Эти принципы способствуют формирования образовательной среды, так необходимой для развития

компетентности и подготовки современного специалиста.

Выполнение указанных условий при формировании профессиональной наблюдательности возможно, используя активные формы обучения. Они предполагают взаимодействие создающегося и обучающего, их партнерские отношения, создание поведенческого паттерна у сотрудника, который он может использовать при возникновении опасных ситуации [5]. Такое обучение имеет деятельностный характер, может принимать формы анализа реальных случаев из практики деятельности сотрудников полиции, моделирования ситуаций, где профессиональная наблюдательность необходима для эффективного решения оперативно-служебных задач [12].

Актуальным направлением выступает впктимологическая подготовка, включающая уяснение и реализацию вик-тнмологическпх знаний в практической деятельности сотрудников ГИБДД [4].

Заключение

Таким образом, формирование профессиональной наблюдательности должно носить характер развития владения способностью замечать малозаметные, но профессионально значимые факты и явления, что способствует профилактики впктимного поведения сотрудника. Одним пз шагов в решении задачи является выявление и систематизация ситуаций, в которых сотрудники полиции допускали ошибки, ввиду недостаточной наблюдательности (не смогли предвидеть опасность, пропустили нечто значимое, другие). Формирование п р офесс I юн а ль но и н аблюда тельности должно идти в течение всего процесса подготовки сотрудника полиции II носить комплексный характер. Компетентност-ный подход позволяет решать данную задачу наиболее эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека н константность восприятия / Б. Г. Ананьев [и др.], — М. : Просвещение, 1968, — 335 с,

2. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. — 5-е изд. — СПб. : Питер., 2002, — 496 с, : ил, — (Серия «Мастера психологии»).

3. Баранникова, M. В. Внэтимологическая профилактика нарушений правил дорожного движения : монография / М. В. Баранчикова, И. И. Кузнецова. — Орел : Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова. 2017. 80 с.

4. Баранчикова, М. В. Значение в и кт и мо логической подготовки сотрудников ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения / М. В. Баранчикова // Вестннк образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. — 2016. — Т. 1. — № 7-1 (7). — С. 18—20.

5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. — Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 937 с.

6. Грицков, Д М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков / Д. М. Грицков // Психолого-педагогически й журнал Гаудеамус. — 2008. — № 1 (13).

7. Гоулман, Дэниел. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе /Д. Гоулман. — М. : ACT, 2013. — Серия: CORPUS.

8. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. — 2-е изд., переработанное н дополненное. — СПб. : Пнтер, 2008.

9. Костина, Л. Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / Л. Н. Костина, А. А. Перков. — Орел : ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, 2017, — 185 с.

10. Костина, Л. Н. Традиционные и нетрадиционные подходы к формированию у курсантов (слушателей) коммуникативной компетентности / Л. Н. Костина // Наука и практика. — 2015. — № 3 (64). — С.144—147.

11. Скрипникова, Е. В. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования / Е, В, Скрипникова. — Омский научный вестннк. — 2014. — № 2 (126).

12. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб, пособие для вузов / А. М. Отолярен-ко. — М. : Юнити-Дана. 2004. — 423 с.

13. Холмогорова, А. В. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «бно» н «социо»? / А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 4 (83) декабрь-февраль.

14. Цнбуляк, Н. Ю. Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Н. Ю. Цибуляк // Педагогика н психология «Челябинский гуманитарий». — 2013. — № 4 (25).

REFERENCES

1. Ananev, В. G. Individualnoe razvitie clieloveka i konstantnost vospriyatiya / B. G. Ananev [i dr.], — M. : P rosve shch e n ie, 1968. — 335 s.

2. Anderson, Dzh. Kognitivnaya psikliologiya / Dzli. Anderson. — 5-e izd. —SPb. : Piter., 2002. — 496 s. : il. — (Seriya «Mastera psikhologii»).

3. Baranchikova, M. V. Viktimologicheskaya profilaktika naruslieniy pravil dorozhnogo dvizheniya : monografiya / M, V. Baranchikova, I. I. Kuznetsova. — Orel : Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii im. V. V. Lukyanova. 2017. 80 s.

4. Baranchikova, M. V. Znachenie viktimologicheskoy podgotovki sotrudnikov GIBDD dlya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / M. V. Baranchikova // Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Yurisprudentsiya. — 2016. — T. 1. — Nq 7-1 (7). — S. 18—20.

5. Bezrukova, V. S. Osnovy dukliovnoy kultury (entsiklopedicheskiy slovar pedagoga) / V. S, Bezrukova, —Yekaterinburg : Delovaya kniga, 2000. —937 s.

6. Gritskov, D. M. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsiokulturnoy nablyudatelnosti v teorii i praktike prepodavaniya inostrannykh yazykov / D. M. Gritskov // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. — 2008. — № 1 (13).

7. Goulman, Deniel. Fokus. О vnimanii, rasseyannosti i zhiznennom uspekhe / D. Goulman. — M. : AST, 2013. — Seriya: CORPUS.

8. Regush, L. A. Praktikum po nablyudeniyu i nablyudatelnosti / L. A. Regush. — 2-е izd., p ere rabot an noe i dopolnennoe. — SPb. : Piter. 2008.

9. Kostina, L. N. Psildiologiya v deyatelnosti sotrudnikov organov vnutrennildi del : uchebnoe posobie / L. N. Kostina, A. A. Perkov. — Orel: OrYuI MVD Rossü im. V. V. Lukyanova, 2017. — 185 s.

10. Kostina, L. N. Traditsionnye i netraditsionnye podkliody к fornnrovaniyu u kursantov (slushateley) kommunikativ noy kompetentnosti / L. N. Kostina // Nauka i praktika. — 2015. — №3(64). —S.144—147.

11. Skripnikova, Ye. V. Nablyudatelnost как os nova ízobrazitelnoy deyatelnosti v sisteme profession al no go obrazovaniya / Ye. V. Skripnikova. — Omskiy nauchnyy vestnik. — 2014. — № 2 (126).

12. Stolyarenko, A. M. PsLkhologiya ipedagogika : ucheb. posobie dlya vuzov / A. M. Stolyarenko. — M. : Yuniti-Dana, 2004. — 423 s.

13. Kholmogorova, A. B. Priroda narusheniy sotsialnogo poznaniya pri psikhicheskoy patologii: как primirit «bio» i «sotsio»? / А. В. Iíholmogorova // Konsultativnaya psildiologiya i psilihoterapiya. — 2014. — № 4 (83) dekabr-fevral.

14. Tsibulyak, N. Yu. Profession a lno-psikliologicheskiy trening razx'itiya nablyudatelnosti budushchikh vospitateley doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy / N. Yu. Tsibulyak // Pedagogika i psikhologiya «Chelyabinskiy gumanitariy». — 2013. — № 4 (25).

ПЕРКОВ Артем Александрович — преподаватель кафедры уголовного права, криминологии п психологии, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 302027. г. Орел, ул. Игнатова, д. 2. E-mail: [email protected].

Perkov A. A.

FORMATION OF PROFESSIONAL OBSERVATION AS A PREVENTION OF THE VICTIM BEHAVIOR OF POLICE STAFF

The article provides an analysis of observation as a professionally significant quality, which provides an increase in the level of operation al tasks solution. The existing approach, based on the formation of competencies, within which training is curren tly conducted in our country, involves the formation of a specialist who can adapt to the conditions of activity, respond flexibly to changes in the environment, apply existing knowledge and skills in practice, quickly learn the necessary methods of action. Achieving this goal is impossible without taking in to account the psychological characteristics of the activities and the formation of those professionally important qualities that would provide the most effective solution of operational tasks. The available points of view on observability are given in order to define this concept. It proves that professional observation is part of victimo-logical prophylaxis.

Keywords: observation, professionally significant quality, perception, ability, observation.

PERKOV Artem Alexandrovich — teacher of chair Criminal law, criminology and psychology Orel law Institute The interior Ministry of Russia named after V. V. Lukyanov, 302027, Orel, Ignatovstreet, 2. E-mail: [email protected].

Дата поступления статьи в редакцию: 17 07 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.