Научная статья на тему 'Наблюдательность как профессионально важное качество'

Наблюдательность как профессионально важное качество Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6098
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / НАБЛЮДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А.А.

Профессионализм работника базируется на совокупности необходимых для данного вида деятельности качеств. В статье рассматривается наблюдательность как профессионально важное качество, которое играет важную роль в эффективности различных видов деятельности. Предпринята попытка обобщить имеющиеся точки зрения, выделив то общее, что в них содержится. В статье сделан вывод о плюрализме имеющихся ее интерпретаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наблюдательность как профессионально важное качество»

УДК 159.9:331.101.3

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО

© 2019 А. А. Перков

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии

e-mail: artperk@mail.ru

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

Профессионализм работника базируется на совокупности необходимых для данного вида деятельности качеств. В статье рассматривается наблюдательность как профессионально важное качество, которое играет важную роль в эффективности различных видов деятельности. Предпринята попытка обобщить имеющиеся точки зрения, выделив то общее, что в них содержится. В статье сделан вывод о плюрализме имеющихся ее интерпретаций.

Ключевые слова: наблюдательность, наблюдение, профессиональная деятельность, эффективность, профессиограмма.

Рассматривая наблюдательность как профессионально важное качество, необходимо отметить наличие большого количества подходов к ее определению в научной литературе. Это связано с тем, что каждый исследователь анализирует наблюдательность с позиций того теоретического направления, в котором работает. Следует также отметить отсутствие систематизированных исследований по данной теме и недостаточное, по нашему мнению, количество практических рекомендаций по формированию и развитию этого важного качества. В психологии труда наблюдательность рассматривается в контексте профессиографии, как деятельности по составлению профессиограмм, что позволяет подбирать, адаптировать, разрабатывать диагностический инструментарий для определения успешности освоения профессии. Исследователи предлагают включать в модель специалиста следующие компоненты [Горбец, Ковалев 2016]: профессиограмму, как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста; профессионально-должностные требования; квалификационный профиль. Наблюдательность является неотъемлемой частью профессиограмм во многих сферах деятельность, что обусловливает важность систематизации знаний о ней.

Наблюдательность привлекала внимание многих ученых-психологов. В своих исследованиях С. Л. Рубинштейн писал, что с помощью наблюдательности можно увидеть за «внешним объективно наблюдаемым внутреннее содержание, психические состояния и свойства человека» [Рубинштейн 2011]. Большая роль уделяется тому, что наблюдается человеком в данный момент времени. Размышления о наблюдательности С.Л. Рубинштейн считал бессмысленными без контекста той деятельности, которую человек осуществляет, так как момент максимальной внимательности при наблюдении наступает, когда совпадают направления мысли человека и направление его деятельности. Этим и определяется ценность этого качества для специалиста в деятельностном подходе.

В трудах Б.Г. Ананьева наблюдательность понимается как способность к наблюдению, являющаяся частью социальной перцепции. Он полагал, что наблюдение необходимо для познания внешнего мира, для организации когнитивных процессов в деятельность, направленную на познание внешнего мира. Для наблюдательности характерно то, что она формируются под влиянием опыта и научения. Стоит отметить, что в исследованиях Б. Г. Ананьева наблюдательность рассматривается как качество личности, организующее перцептивную деятельность

человека [Ананьев 1996], направляя усилия на объективизацию реальности в соответствии с мотивом познающего. При этом автор выделил два ключевых аспекта высокой наблюдательности - опыт и тренировку.

В исследованиях Л.С. Выготского наблюдательность анализируется как качество, без которого невозможен выход за пределы видимого и отыскание ненаблюдаемого смысла, что обусловливает ее важность, так как, «если бы каждый имел только те реакции, которые могут быть наблюдаемы всеми, тогда никто не мог бы ничего наблюдать» [Выготский 2005]. Данное положение особенно важно для специалистов профессий типа «человек-человек», так как именно им приходится находить смысл в наблюдаемых поступках и особенностях человека.

Уделял большое значение цели наблюдения А.Н. Леонтьев, считая, что без нее невозможен процесс познания реальности. Отсутствие понимания того, за чем именно наблюдать, делает задачу наблюдения за каким-либо объектом бессмысленным. Поэтому очень важны инструкции, которые получает наблюдатель [Леонтьев 2010].

В своих трудах М.Я. Басов отмечает, что развитая наблюдательность - одно из важнейших условий формирования личности. Познание окружающего мира базируется на информации, которую мы получаем от органов чувств. От качества полученных сведений зависит успешность ориентации в нем [Басов 1975]. Особенно это качество ценно для профессионального мастерства. Причем степень развития наблюдательности зависит от выполняемой человеком функции. Поэтому наблюдательность, по мнению М.Я. Басова, становится гарантом успешности в выбранной сфере деятельности.

Наблюдательность как часть социального познания, включающую анализ связей с окружающим миром, своей деятельности в нем, понимала Г.М. Андреева [2000]. Этот анализ невозможен без интерпретации воспринимаемого, определения, какая информация будет значима, на что обращать внимание, то есть, что наблюдать. Развитая наблюдательность помогает преодолеть ошибки восприятия, позволяя сконцентрироваться на значимых объектах, исходя из имеющихся целей. В таком случае произойдет отнесение воспринимаемой информации к соответствующему критерию, что обеспечит эффективность прогностической деятельности человека.

Характеризуя профессии типа «человек-человек», Е.А. Климов считал, что умение анализировать поведение людей и интерпретировать их поступки - важный навык. Мнение о людях формируется под влиянием стереотипов. Стереотипы приводят к тому, что мы относим наблюдаемого человека к тому или иному типу по внешним признакам. Это осложняется тем, что часто внешнее поведение не соответствует внутреннему миру человека. В связи со сложной зависимостью внешней манеры поведения и внутренней сущностью человека возникает задача развития психологической наблюдательности. Для успешного развития наблюдательности необходим интерес как познавательное отношение к субъекту (хочется, «тянет» узнать). Но одного интереса мало. Е.А. Климов также большое значение уделял склонности - такой черте направленности человека, которая проявляется в желании заниматься интересующим объектом, деятельностью [Климов 1997].

Профессиональная наблюдательность - это комплексное качество (связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), понимаемое как развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи [Столяренко 2004].

Обобщая имеющиеся точки зрения на наблюдательность, можно сделать вывод, что часть ученых-психологов интерпретируют ее как психическое свойство личности,

особенность психики. В таком контексте наблюдательность приобретает признак устойчивости [Безрукова 2000]. Ю.Б. Гиппенрейтер понимает под наблюдательностью свойство сенсорной организации индивида, основанное на ощущении и восприятии. К.К. Платонов трактовал наблюдательность как свойство личности, заключающееся в замечании малозаметного, но существенного для определенных целей «фигур» на малозаметном «фоне». Л. А. Регуш пишет о наблюдательности как о свойстве сенсорной организации, базирующемся на ощущении и восприятии, включенном в познавательный процесс или практическую деятельность. Понимание наблюдательности как свойства раскрывает ее связь с сенсорной организацией личности [Регуш 2003].

Другую позицию занимают ученые, которые считают наблюдательность качеством личности. Качество личности - это сложный социально и биологически обусловленный компонент личности, вбирающий в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющий устойчивое поведение личности в социальной и природной среде [Жмуров 2012]. Б.Г. Ананьев считал, что наблюдательность формируется при участии интегральных процессов -мотивационной установки, сенсорно-перцептивных, когнитивных процессов [Ананьев 1996]. Она необходима для наиболее продуктивного, то есть творческого наблюдения, познавательной деятельности. Наблюдательность, как профессионально значимое качество специалиста, рассматривается в психологии труда [Климов 1997]. Без этого качества эффективное решение стоящих перед сотрудником служебных задач невозможно. Особенно это актуально для профессий типа «человек-человек», где наблюдательность обеспечивает эффективность взаимодействия между людьми.

В психологии труда наблюдательность рассматривается как профессионально значимое качество, которое является частью профессиограммы специалистов разных отраслей деятельности [Ковалёв 2010].

Несмотря на схожесть интерпретаций понятия «наблюдательность», единого определения этого феномена нет. Каждый ученый рассматривает наблюдательность в контексте той области исследования, того подхода, в котором работал. Часть специалистов считают наблюдательность продолжением восприятия, эмпирическим методом, тогда как другие понимают под ней способ познания, перцепцию, познание предметов на основании их восприятия с первоначальной обработкой их в сознании наблюдателя [Маркова 1996].

Учитывая анализ научных подходов к наблюдательности, предлагаем ее трактовку как качества личности, которое является свойством сенсорной организации человека, позволяет фиксировать и интерпретировать существенные факты, обусловленные стоящими перед наблюдателем задачами. В узком смысле наблюдательность - качество личности, обусловливающее его способность отмечать малозаметные, но значимые для него объекты. Она обладает следующими отличительными особенностями: связана с познавательными процессами; определяет способность человека к целенаправленному и организованному восприятию; включает в себя динамическую сторону - замечание объекта; является основой прогнозирования; профессионально значимо во многих сферах деятельности.

Развитая наблюдательность важна в каждой профессии. Это качество рассматривается как составная часть профессиональной компетентности госслужащих (Ю.В. Терещенко, Д.А. Николенко и др.), медицинских работников (Ли Вон Хо и др.), практических психологов (Л.А. Регуш, В.В. Ковалев и др.), педагогов (А.Г. Ковалев, Т.С. Мандрыкина, М.Д. Захарийчук, Л.В. Лежнина и др.). Для педагога значимы малейшие изменения в состоянии обучающегося, врачу необходимо отмечать изменения, происходящие с пациентом, психолог должен четко реагировать на мельчайшие изменения мимики клиента.

Попытку дать наиболее полный анализ понятия «наблюдательность» предприняли психологи, работающие в русле педагогической психологии, так как это качество считается важным элементом профессиограммы педагога. Наблюдательность является объектом изучения многих авторов, занимающихся проблемами профессиографического описания педагогической деятельности.

Но и в русле педагогической психологии выработать единое понимание наблюдательности не удалось. В.С. Безрукова под наблюдательностью понимает качество личности, выражающееся в умении наблюдать, то есть концентрировать внимание на субъекте или объекте и выделять малозаметные, но значимые свойства, что позволяет управлять когнитивными процессами с целью познания истинно важных фактов и явлений [Безрукова 2000]. Е.В. Скрипникова понимает под наблюдательностью качество личности, заключающееся в способности концентрировать внимание на различных объектах, замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные. Она подчеркивает тесную связь наблюдательности с когнитивными процессами [Скрипникова 2014]. Д.М. Грицков определяет наблюдательность как общую познавательную способность, свойство сенсорной организации личности в структуре специальных способностей, часть социальной компетентности, свойство социальной перцепции [Грицков 2008]. Н.Ю. Цибуляк под профессиональной наблюдательностью понимает профессионально важное качество, заключающееся в фиксации и интерпретации существенных и даже малозаметных, но важных для педагогического процесса факторов [Цибуляк 2013]. А.М. Столяренко считает, что наблюдательность -это развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов или их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональных задач [Столяренко 2004]. Л.А. Регуш установила связь наблюдательности и успешности прогнозирования. Основанием полноты прогноза является накопление знаний, получаемых в ходе наблюдения, которые потом эмпирически обобщаются. Чем наблюдательнее субъект, тем больше значимой информации он может получить. Поэтому развитие наблюдательности у будущих специалистов - приоритетная задача профессиональной подготовки [Регуш 2003].

В своих исследованиях Л. А. Регуш экспериментальным путем доказала важность тренировки наблюдательности. В результате проведенного исследования было установлено, что студенты, имевшие до тренинга наблюдательности средний уровень точности прогноза поведения, после него продемонстрировали более высокую точность, в то время как студенты с низкой точностью показали уже средний ее уровень. Также было установлено, что при низком уровне развития наблюдательности происходит использование проекции, то есть безосновательного приписывания объекту прогноза собственных поступков и действий. При высоком уровне развития наблюдательности прогнозирование осуществляется на основе понимания мыслей и чувств объекта прогноза. Это становится возможным при проявлении эмпатии как компонента наблюдательности. Более того, развитие наблюдательности расширяет объем поступающей через органы чувств информации, которую воспринимает, видит человек.

Таким образом, наблюдательность - качество, позволяющее замечать малозаметные, но значимые факты, необходимо для осуществления прогнозирования. Профессиональная наблюдательность - качество, которое необходимо для успешного осуществления различных видов деятельности. Оно позволяет выделять важное из массива информации. В профессиях типа «человек-человек» профессиональная наблюдательность позволяет замечать значимые изменения в поведении субъектов общения, что дает возможность работнику выбрать стратегию поведения в каждой конкретной ситуации.

Библиографический список

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / под ред. А.А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во «Институт практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 382 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 228 с.

Басов М.Я. Избр. психол. произвед. М.: Педагогика,1975. 432 с.

Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

Горбец Т.Н., Ковалев, В.В. Конвергенция разномодальной информации в процессе наблюдательности: гендерный аспект // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф.: в 8 ч. Ч. 7 / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, ИВ. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. С. 137-142.

Грицков Д.М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков // Гаудеамус: Психолого-педагогический журнал. 2008. № 1 (13).

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. 2012.

Ковалев В.В. Развитие наблюдательности студентов-психологов в процессе изучения дисциплин анатомо-физиологического цикла: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2010. 23 с.

Климов Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов. М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Психология» / под ред. Д. А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. 5-е изд., стер. М.: Смысл : Academia, 2010. 509 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Олейников С.В. Формирование педагогической наблюдательности у офицеров воинской части: дис. ... канд. пед. наук / Воен. ун-т МО РФ. М., 2016. 193 с.

Педагогический энциклопедический словарь / [Абдуллин Э. Б. и др.]. М.: Дрофа : Большая Российская энциклопедия, 2008. 527 с.

Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 2-е изд., стер. М. : Academia, 2004. 476 с.

Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003. 352 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. 713 с.

Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 423 с.

Скрипникова Е.В. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 249-253.

Цибуляк Н.Ю. Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Педагогика и психология. Челябинский гуманитарий. 2013. № 4 (25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.