Научная статья на тему 'Профессиональная наблюдательность как основа личной безопасности сотрудника Госавтоинспекции'

Профессиональная наблюдательность как основа личной безопасности сотрудника Госавтоинспекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
755
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVANCE / DANGER / COMMUNICATION / PERSONAL SAFETY / OBSERVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков Артем Александрович

Профессиональная наблюдательность остается одной из самых неисследованиях тем в психологии труда сотрудника ГИБДД. Вместе с тем, растет количество специалистов, которые утверждают, что потеря бдительности и рассеянное внимание становятся причиной ранений и гибели сотрудников при решении оперативно-службеных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional observation as the basis of personal safety of the staff of the Governoinspecia

Professional observation remains one of the most not researched topics in the psychology of labor of a Bodies of internal affairs officer. At the same time, there is a growing number of specialists who say that loss of vigilance and distracted attention are the cause of injuries and death of employees in solving operational and service problems.

Текст научной работы на тему «Профессиональная наблюдательность как основа личной безопасности сотрудника Госавтоинспекции»

УДК 159.9 ББК 88.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕЦИИ

АРТЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕРКОВ,

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института

МВД России имени В.В. Лукьянова, E-mail: artperk@mail.ru Научный руководитель: доктор психологических наук,

доцент Костина Л.Н. Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Профессиональная наблюдательность остается одной из самых неисследованиях тем в психологии труда сотрудника ГИБДД. Вместе с тем, растет количество специалистов, которые утверждают, что потеря бдительности и рассеянное внимание становятся причиной ранений и гибели сотрудников при решении оперативно-службеных задач.

Ключевые слова: наблюдательность; профессионально важное качество; общение; личная безопасность; наблюдение.

Annotation. Professional observation remains one of the most not researched topics in the psychology of labor of a Bodies of internal affairs officer. At the same time, there is a growing number of specialists who say that loss of vigilance and distracted attention are the cause of injuries and death of employees in solving operational and service problems.

Keywords: observance; danger; communication; personal safety; observation.

Необходимость решения оперативно-служебные задачи в сложных условиях, постоянное общение с различными категориями граждан, рост количества должностных обязанностей, безусловно, предъявляет к личности сотрудника Госавтоинспекции повышенные требования. Подготовка профессионала для ГИБДД должна включать не только формирование прочной базы знаний, умений и владений, но и развитие психологических свойств и качеств, необходимых для успешного выполнения стоящих перед полицейским задач. Одним из таких свойств является наблюдательность.

Интерес к наблюдательности был высок в советской психологии, в частности, большое внимание изучению этого свойства уделял Б.Г. Ананьев [1, с. 12], который развивал мысль усложнения процесса наблюдения как необратимого следствия совершенствования средств наблюдения. В последующем наблюдательность как профессионально важное качество рассматривалось в контексте той профессии, к которой принадлежал исследователь (О.В. Суворова, Е.С. Сычева, Ф.Ч. Коблов, Е.В. Скрипникова, В.А. Крыштоп, Е.В. Косова, Л.Н. Костина и др.). Значимым трудом, где не только был дан теоретический анализ наблюдательности, но и пред-

ложены практические упражнения для развития этого качества, стала работа Л.А. Регуш [5, с. 25].

Наблюдательность сотрудника полиции как профессионально важное качество не изучалось столь широко как, например, коммуникативная компетентность, но по значимости является равнозначным, а, возможно, даже более значимым. Специалисты, научная сфера интересов которых лежала в области анализа профессионально важных качеств сотрудников полиции, в своих трудах не могли обойти стороной столь важное качество. Как важную составляющую профессионализма наблюдательность указывали В.А. Васильев, считавший ее способностью замечать малозаметные детали, Е.А. Козловская, отдававшая приоритет наблюдательности в идентификации необходимой информации, Ю.В. Чуфаровский, уделявший большое значение плану наблюдения, А.А. Волков, раскрывший связь между наблюдательностью и успешностью в решении оперативно-служебных задач [7, с. 72]. Особенно стоит отметить вклад в анализ наблюдательности как профессионально-важного качества сотрудника полиции А.М. Столяренко, который сформировал структуру наблюдательности, предложив три ее компонента: профессиональную внимательность; профес-

сиональную чувствительность; профессиональную восприимчивость [6, с. 34].

Рассмотрение наблюдательности в настоящее время отличается излишней теоретизированностью. Многие ученые анализируют это свойство, рассматривая его компоненты, но, к сожалению, способов и форм развития его у сотрудников полиции предлагается очень мало. При этом, важным условием личной безопасности сотрудника ДПС ГИБДД является достаточный уровень подготовленности, предполагающий также владением безопасными методами труда, сформированной личной установке на выживание, психологических качествах, позволяющих адекватно оценивать обстановку, принимать правильные и быстрые решения и не терять самообладания в опасных ситуациях [3, с. 43]. Без развития наблюдательности обеспечить безопасность свою, своего напарника и других участников дорожного движения вряд ли представляется возможным.

Несмотря на значимость понятия «наблюдательности», единого понимания его нет. Выделяется несколько подходов к наблюдательности [2, с. 52]. Среди основных подходов — рассмотрение наблюдательности как общей познавательной способности, обеспечивающей эффективность в понимании и осмыслении мира. Наблюдательность сотрудника органов внутренних дел как свойство личности в структуре специальных способностей, позволяет эффективно решать оперативно-служебные задачи [9, с. 36]. Как свойство сенсорной организации личности наблюдательность выступают частью процесса восприятия окружающего мира. В деятельности психолога указывается специфика профессиональной наблюдательности, которая заключается в выборочности и иерархичности составляющих структуры личности, подлежащих визуальной диагностике [10, с. 195]. И, наконец, наблюдательность, как способность в рамках социальных способностей формируется при социализации личности и обеспечивает рост социальной компетентности. При этом исследователи наблюдательности отмечают, что этот феномен необходимо рассматривать в социальном контексте, то есть в контексте социального взаимодействия, в процессе общения. Наблюдательность организует когнитивные процессы, обусловливая их функционирование имеющейся целью наблюдения. Нам видится наиболее оптимальным определение наблюдательности, данное Л.А. Регуш, которая понимала ее как «...психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации, опосредованное свойствами и условиями протекания восприятия и ощущения, предполагающее хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность» [5, с. 16].

А.М. Столяренко писал, что оно должно быть направленным, то есть избирательным [6, с. 2]. Для того, чтобы эту избирательность обеспечить педагог должен знать внешние проявления педагогической реаль-

ности. Это утверждение справедливо и для сотрудников Госавтоинспекции, для которых наблюдательность является профессионально значимым качеством [4, с. 13], формируемым в процессе профессиональной подготовки и обучения профайлингу [8, с. 140], совершенствуемым в процессе решения оперативно-служебных задач и являющемся важным компонентом профессиональной компетентности. В связи с этим, основной задачей специалиста — психолога является формирование у сотрудника понимания того, что наблюдательность, пришедшая с опытом, стоит дорого, — сотрудник придется совершить много ошибок, подвергая свою жизнь опасности. Осознанное приобретение профессиональной наблюдательности может сберечь ресурсы сотрудника и, возможно, спасти ему жизнь.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. — М.,1982.- С.7-88, 219-327.

2. Грицков Д.М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (13), 2008. С. 52 — 64.

3. Меры личной безопасности инспекторов до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России [Текст] : учебно-практическое пособие / под общ. ред. Р.Ш. Гарипова; Р.Ш. Гари-пов, М.М. Зиганшин, А.К. Хамматуллин, Д.Л. Паньшин. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ДГСК МВД России, 2015. — 72 с.

4. Профили профессиональных компетенций сотрудников подразделений обеспечения безопасности дорожного движения / Л.Н. Костина, А.А. Перков. — Орёл : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. — 80 с.

5. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

6. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., Экмос, 1999. — 496 с.

7. Терещенко Ю.В. Содержание профессиональной наблюдательности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, № 1 (7). С. 71-75.

8. Костина Л.Н., Перков А.А. Обучение профай-лингу как фактор формирования профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Наука и практика. 2014. №4 (61) С. 138-140.

9. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. В 2 частях. Ч. 1 / Л.Н. Костина. — Орел: Орловский юридиче-

ский институт МВД России, 2011. — 146 с.

10. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №6. С. 195-196.

Reference

1. Anan'ev B. G. Sensomo-pertseptivnaya organizatsiya cheloveka // Poznavatel'nye psikhicheskie protsessy: oshchushcheniya, vospriyatie / Pod red. A.VZaporozhtsa, B.F.Lomova, V.P.Zinchenko. — M.,1982.- S.7-88, 219-327.

2. Gritskov D.M. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsiokul'turnoy nablyudatel'nosti v teorii i praktike prepodavaniya inostrannykh yazykov // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, № 1 (13), 2008. S. 52 — 64.

3. Mery lichnoy bezopasnosti inspektorov dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD MVD Rossii [Tekst] : uchebno-prakticheskoe posobie / pod obshch. red. R.Sh. Garipova; R.Sh. Garipov, M.M. Ziganshin, A.K. Khammatullin, D.L. Pan'shin. — Izd. 2-e, pererab. i dop. — M.: DGSK MVD Rossii, 2015. — 72 s.

4. Profili professional'nykh kompetentsiy sotrudnikov podrazdeleniy obespecheniya

bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / L.N. Kostina, A.A. Perkov. — Orel : OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova, 2015. — 80 s.

5. Regush L.A. Praktikum po nablyudeniyu i nablyudatel'nosti. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. — SPb.: Piter, 2008. — 208 s. : il. — (Seriya «Praktikum po psikhologii»).

6. Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lektsiy. — M., Ekmos, 1999. — 496 s.

7. Tereshchenko Yu.V. Soderzhanie professional'noy nablyudatel'nosti sotrudnikov OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, 1998, № 1 (7). S. 71-75.

8. Kostina L.N., Perkov A.A. Obuchenie profaylingu kak faktor formirovaniya professional'noy nablyudatel'nosti sotrudnikov Gosavtoinspektsii // Nauka i praktika. 2014. №4 (61) S. 138-140.

9. Psikhologiya v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del: uchebnoe posobie. V 2 chastyakh. Ch. 1 / L.N. Kostina. — Orel: Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2011. — 146 s.

10. Kostina L.N. Vizual'naya psikhodiagnostika kak metod poznaniya i predvaritel'noy otsenki lichnosti v professional'noy deyatel'nosti psikhologa // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №6. S. 195-196.

Профайлинг в деятельности органов внутренних дел.

Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.Л. Цветкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики; рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников; раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга; представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера; показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.