САЛЬНИКОВ Е.В., кандидат философских наук, доцент, [email protected] Кафедра социально-философских
дисциплин;
Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, Игнатова, 2
SALNIKOV E.V.,
Candidate of Philosophical Sciences,
associate professor,
Chair of social and philosophical disciplines;
Lukyanov Orel Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Ignatova St. 2, Orel, 302027,
Russian Federation
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕНИЮ СОТРУДНИКОВ ГИБДД С ВОДИТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ИХ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Реферат. Этническая и религиозная толерантность особенно необходима сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, деятельность которых предполагает общение со значительным количеством людей. Приводятся результаты проведенного с участием автора социологического опроса 302 сотрудников, представляющих 9 подразделений ГИБДД из 62 регионов России. При достаточно высоком уровне толерантности внутри коллектива сотрудники ГИБДД испытывают проблемы в сфере толерантности во взаимоотношениях с гражданами в ходе службы, при этом наибольшее значение имеет проблема межэтнической толерантности. Ведущую роль в построении толерантного взаимодействия должен играть сам полицейский. Сотруднику следует преодолевать разобщенность по этническим или религиозным мотивам, продемонстрировав общность целей, интересов и мнений с гражданином применительно к конкретной ситуации. Необходимо проявлять уверенность, решительность, переводить общение из межличностной плоскости в строго профессиональное общение, обосновывая свои действия требованиями нормативных правовых актов. В ситуации этнического или религиозного конфликта сотруднику необходимо контролировать собственные эмоции, внутренне мобилизоваться, переоценить критическую ситуацию и состояние гражданина. ставится вопрос о границах толерантности. Уважение к национальным и религиозным обычаям и традициям не должно трансформироваться в попустительство. Утверждается необходимость единой правовой оценки деятельности каждого гражданина вне зависимости от его национальности или религиозной принадлежности. Формулируются рекомендации по профессиональному общению сотрудников ГИБДД в ситуациях, когда необходимо учитывать этническую или религиозную принадлежность водителя, управляющего транспортным средством, иных участников дорожного движения. Это позволит улучшить морально-этический облик сотрудника полиции, повысить имидж российского полицейского.
Ключевые слова: толерантность, этническая принадлежность, религиозная ориентация, сотрудник ГИБДД, водители транспортных средств.
REQUIREMENTS FOR COMMUNICATION OF TRAFFIC OFFICERS WITH DRIVERS IN VIEW OF THEIR ETHNICITY AND RELIGIOUS ORIENTATION
Abstract. Ethnic and religious tolerance is especially necessary for officers of State Inspection for Road Traffic Safety, whose activity implies communication with a great number of people. The results of public opinion poll conducted among 302 traffic officers representing 9 GIBDD divisions of 62 Russian regions are provided. Though the tolerance level in traffic officers' team is rather high, they have some problems associated with displaying tolerance in relationships with people, the problem of interethnic tolerance is particularly important. Police officers themselves should play the leading role in establishing tolerant communication. They should overcome dissociation related to ethnic and religious motives through demonstrating community of goals, interests and opinions with a person in a certain situation. They should also display confidence and resoluteness, communicate professionally and base their own actions on the requirements of normative acts. In case of ethnic and religious conflict traffic officers should control their emotions, collect their thoughts and reconsider the critical situation and person's state. The issue of tolerance boundaries is raised. It's stated that respect for national and religious customs and traditions should not be transformed into connivance. Unified legal assessment of the activities of every citizen regardless of his/her nationality or religion is considered to be essential.
© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).
Proposals on the professional communication of traffic officers in situations when it's necessary to take into account ethnicity and religious orientation of drivers and other road traffic participants, are made. It will allow to improve moral and ethnic image of the Russian traffic officers.
Keywords: tolerance, road police, to interrelation between traffic officer and drivers.
На современном этапе развития российского общества от сотрудников органов внутренних дел требуются высокий уровень грамотности в вопросах межэтнического и межрелигиозного взаимодействия, толерантность и устойчивое владение навыками межэтнического и межрелигиозного общения. В силу насыщенности и многогранности правоохранительной деятельности сотрудникам полиции достаточно часто приходится сталкиваться с этническими и религиозными барьерами, актуальными и потенциальными этническими (религиозными) конфликтами при решении различных проблем, вопросов профессиональной деятельности.
Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»*. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности. На протяжении последних десятилетий проблеме толерантности уделялось повышенное внимание со стороны научного сообщества. Исследователи анализировали как политико-правовые аспекты борьбы с экстремизмом и поддержания толерантности в обществе [1; 2; 3; 4], так и психолого-педагогические методы и приемы формирования основ толерантного поведения [5; 6; 7; 8], исследовались и социологические аспекты нетерпимости и толерантности в современном обществе [9; 10; 11]. Однако особенности толерантности сотрудников органов внутренних дел в целом, а тем более специфика такого поведения при осуществлении должностных обязанностей сотрудниками отдельных
* Декларация принципов толерантности: принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/toleranc
служб должного анализа в современной литературе еще не получили.
Вместе с тем наличие этнической и религиозной толерантности имеет большую значимость для сотрудников тех служб в составе органов внутренних дел, которые в своей повседневной деятельности общаются со значительным количеством людей. К их числу относится личный состав Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Обязательным элементом обеспечения безопасности дорожного движения является уважительное отношение сотрудников ГИБДД к участникам дорожного движения. Недопустимы акты предвзятости и некорректного отношения, ущемления прав участников дорожного движения по мотивам этнической, религиозной, социальной нетерпимости или вражды.
В настоящей статье приводятся отдельные данные социологического опроса, осуществленного в рамках научного исследования «Формирование толерантности как фактор предупреждения распространения экстремистских настроений в среде сотрудников ГИБДД». Данное исследование проводилось кафедрой социально-философских дисциплин Орловского юридического института МВД России в 2011-2013 годах. Объектом исследования явились сотрудники различных подразделений ГИБДД из 62 регионов России, проходившие повышение квалификации на базе факультета переподготовки и повышения квалификации ОрЮИ МВД России и слушатели факультета заочного обучения данного вуза. В исследовании приняли участие случайным образом отобранные представители 9 подразделений и служб в составе ГИБДД в количестве не менее 18 человек из каждой службы. Общая величина выборки составила 302 человека. Таким образом, выводы социологического опроса опираются на показатели случайной бесповторной выборки, предельная средняя ошибка которой с вероятностью 0,95 не составит более 5 %, что позволяет считать выборку репрезентативной.
Проведенный опрос позволяет получить представления об уровне и характеристиках толерантности как во взаимо-
отношениях внутри профессионального коллектива сотрудников ГИБДД, так и в рамках взаимоотношений сотрудников ГИБДД с гражданами при осуществлении служебной деятельности.
Согласно полученным данным лишь 2,3 % опрошенных респондентов считают, что недоброжелательные отношения на религиозной почве широко распространены в среде сотрудников ГИБДД. 19,2 % указали на малую распространенность этого явления, тогда как 54,3 % респондентов убеждены, что подобное практически не встречается. К этому числу следует добавить и 24,1 % тех респондентов, которые затруднились с ответом. Согласимся с тем, что в ситуации наличия межрелигиозных проблем в собственном профессиональном коллективе сотрудник не может затрудняться с ответом. Затруднение с ответом здесь следует рассматривать как косвенный показатель отсутствия проблемы межрелигиозной толерантности в служебном коллективе.
Немного выше негативные показатели степени распространенности в среде сотрудников ГИБДД недоброжелательных отношений на межэтнической почве. 5 % опрошенных считают, что данные отношения распространены довольно широко, а 29,4 % указали на их незначительную распространенность. В противоположность этому 44,1 % опрошенных убеждены, что подобное практически не встречается, а для 21 % данная проблема не обладает значимостью настолько, что они затруднились с ответами.
Вместе с тем сотрудники ГИБДД все же признают, что религиозная и национальная принадлежность является значимой при осуществлении профессиональной деятельности. Высокую степень значимости религиозной принадлежности отмечают 5,35 % опрошенных, национальной принадлежности - 5,7 %, среднюю степень - 18,3 % и 10,6 %, низкую степень - 35 % и 39,3 % соответственно. Почти половина (44,3 %) сотрудников ГИБДД убеждена в том, что национальная принадлежность не имеет значимости для осуществления профессиональной деятельности, процент лиц, убежденных в отсутствии значимости религиозной принадлежности, не намного ниже - 41,3 %.
Таким образом, уровень толерантности во взаимоотношениях сотрудников ГИБДД
внутри своего профессионального коллектива можно считать достаточно высоким. Межэтнические и межрелигиозные проблемы в своей острой стадии достаточно редки, и в целом эта составляющая взаимоотношений не является наиболее актуальной, хотя отдельные эксцессы все же наблюдаются.
Несколько иные характеристики толерантности мы обнаруживаем в рамках профессиональных взаимоотношений сотрудников ГИБДД с гражданами. Так, практически половина опрошенных (47,4 %) указали на то, что национальность водителя накладывает отпечаток на стиль его вождения и общения с сотрудниками ГИБДД. При этом в общей сложности 68,3 % опрошенных при осуществлении своей профессиональной деятельности сталкивались с проявлениями агрессивности со стороны представителей других национальностей, из них 11,7 % - часто, 46,3 % - иногда, 10,3 % - однажды сталкивались с подобной проблемой во взаимоотношениях с гражданами.
Вдвое выше оказалась доля тех сотрудников, которые не встречались с проявлениями религиозной нетерпимости со стороны граждан при осуществлении своей профессиональной деятельности (64,8 %, против 31,7 %). При этом часто встречались с нетолерантностью и религиозно мотивированной агрессией 2 % респондентов, каждый пятый (24,9 %) указывал на редкость данного явления, однократно с религиозной нетерпимостью сталкивались при исполнении служебных обязанностей 8,3 % респондентов. При этом 57,1 % сотрудников ГИБДД убеждены в том, что вероисповедание водителя не накладывает никакого отпечатка на стиль его вождения и общения с сотрудниками ГИБДД.
Таким образом, полученные в результате социологического опроса данные позволяют нам сформулировать весьма значимый вывод. Сотрудники ГИБДД испытывают значительно большие проблемы в сфере толерантности во взаимоотношениях с гражданами в ходе осуществления своих профессиональных обязанностей, чем внутри собственного профессионального коллектива. При этом наиболее значимой представляется проблема межэтнической толерантности.
Этот вывод задает ориентиры воспитательной работы с сотрудниками ГИБДД.
Совершенно очевидно, что она должна строиться по-разному применительно к взаимоотношениям сотрудников ГИБДД внутри своего профессионального коллектива и применительно к взаимоотношениям сотрудников ГИБДД с гражданами.
Целью воспитательной работы в профессиональном коллективе по данному направлению будет являться поддержание на соответствующем уровне и укрепление толерантных отношений сотрудников ГИБДД, а основными задачами подобной работы - повышение уровня толерантности, предупреждение и пресечение недоброжелательных отношений, возникающих на религиозной или этнической основе, выявление на ранней стадии и профилактика возможных конфликтов с религиозным и национальным подтекстом.
Проведение воспитательной работы по поддержанию и укреплению толерантности внутри коллектива сотрудников полиции должно основываться на принципах:
- целостности и системности как постоянного совершенствования форм теоретического осмысления и практики, т.е. достижения определенной стабильности и целостности толерантных отношений, взаимного уважения в коллективе сотрудников ОВД вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности;
- развития как способности системы сохранять позитивную поступательность толерантных отношений;
- единства сознания и деятельности сотрудника полиции в сфере толерантных отношений.
Знания, которые необходимы сотруднику ОВД для формирования толерантных отношений, - это общие сведения об особенностях межэтнического и межрелигиозного взаимодействия. Сотруднику полезно познакомиться с традициями и обычаями, культурой этнических групп, представители которых есть в его профессиональном коллективе. Особое значение имеет знание и правильное понимание принципа толерантности, форм и методов его формирования и поддержания.
Сотрудник должен обладать умением профессионального общения в коллективе [12], умением формировать в коллективе нормы доброжелательности, товарищества, навыки уважительного отношения к инокультурным нормам.
Ознакомление сотрудников с выше-обозначенной проблемой целесообразно осуществлять в ходе занятий по профессиональной служебной и морально-психологической подготовке. Формами таких занятий будут являться лекции, дискуссии, встречи с наиболее видными представителями этнических и религиозных групп, круглые столы, культурно-массовые, научно-представительские, конкурсные мероприятия. Организация и проведение таких мероприятий, использование иных форм воспитательной работы, направленной на укрепление толерантности, предупреждение недоброжелательных отношений, возникающих на межэтнической и межрелигиозной основе, является важной составляющей общей системы воспитательной работы. Особое место занимают специальные тренинги, направленные как на формирование толерантности, так и на сплочение коллектива.
Иное содержательное наполнение должна иметь воспитательная работа по формированию толерантности в сфере взаимоотношений «сотрудник ГИБДД - гражданин» в процессе осуществления служебной деятельности.
Целью данной работы будет являться формирование требуемого уровня толерантности во взаимоотношениях с гражданами с учетом национальной и религиозной принадлежности последних, подготовка сотрудников полиции к возможному нетолерантному поведению граждан, конфликтным взаимоотношениям, национальной и религиозной неприязни.
Достижение подобной цели потребует от сотрудников ГИБДД знания:
- психологических особенностей этнических групп;
- этнокультурных и религиозных характеристик, способных повлиять на характер взаимодействия сотрудника полиции и гражданина;
- приемов предотвращения межличностного конфликта на основе этнической или религиозной неприязни;
- принципов поведения в ситуации агрессивного, нетолерантного поведения граждан.
Сотрудник ГИБДД должен обладать умениями:
- адекватно оценивать и анализировать ситуацию в ракурсе межэтнических и межрелигиозных отношений;
- предвидеть возможное развитие ситуации в направлении конфликта, возникающего на религиозном или этническом основании;
- предотвратить межличностный конфликт, возникающий на основе этнической или религиозной неприязни;
- проектировать систему взаимодействия с гражданами с учетом дальнейших перспектив и возможных результатов;
- твердо, но в корректной форме отстаивать свое мнение;
- управлять собственными эмоциями и настроением;
- понимать психологическое состояние граждан и создавать комфортный климат взаимодействия.
В силу сложности и недостаточной разработанности данного вопроса представляется оправданным в настоящей статье сформулировать ряд рекомендаций сотрудникам ГИБДД по взаимодействию с участниками дорожного движения, и прежде всего водителями транспортных средств, с учетом их национальной и религиозной принадлежности.
Сотрудник ГИБДД, вступая в профессиональные взаимоотношения с гражданами в ситуации, когда этническая или религиозная принадлежность оказывает определенное влияние на общение, должен стремиться к поддержанию максимально высокого уровня толерантности такого взаимодействия. Именно от этого зависит степень потенциальной и реальной конфликтности взаимоотношений и, как следствие, результативность взаимодействия вообще.
В рамках формирования толерантных отношений большое значение имеет фактор первого впечатления. Профессиональное общение с незнакомым человеком основывается на установке понимания собеседника, при этом в качестве критериев понимания, как правило, выступают собственные культурные нормы. Опираясь на субъективные представления о том, «как должно быть», сотрудник может сделать поспешные выводы, дать неверную оценку результатов и последствий взаимодействия. В связи с этим взаимодействие сотрудника ГИБДД с гражданином должно строиться в обязательной зависимости от установленной этнической или религиозной принадлежности последнего.
Сотруднику ГИБДД надлежит знать о культурных маркерах принадлежности индивида к той или иной социальной группе, в том числе к этнической и религиозной. Такими культурными маркерами в ситуации профессионального взаимодействия могут выступать, в первую очередь, одежда человека, включающая все атрибуты его внешности, в том числе знаки различия, прическу, драгоценности и т.д., а также манеру его поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).
Правильное понимание культурных маркеров позволяет уже на начальной стадии разговора определить национальную и религиозную принадлежность гражданина. При этом следует обратить внимание на тот факт, что нарочитая внешняя демонстрация принадлежности к определенной этнической или религиозной группе свидетельствует в большинстве случаев о повышенной степени этнической идентификации лица, что нередко связано с завышенным уровнем конфликтности по данному основанию. Умышленно маркируя свою национальность или религиозность, лицо заранее находится в ситуации оборонительной готовности. В этой ситуации сотруднику ГИБДД следует предвидеть излишнюю демонстрацию национальных особенностей и в манере поведения, и в речи данного лица. Игнорирование, пренебрежение этими особенностями приведет лишь к росту конфликтности в данной ситуации. Правильный алгоритм действий в этом случае заключается в спокойном поведении, в умении показать гражданину, что полицейский осознает принадлежность лица к определенной этнической или религиозной группе, имеет представление о культурной специфике данной группы, влияющей на стиль поведения, общения. Вместе с уважительным отношением сотрудник должен твердо продемонстрировать принцип универсальности права - единства закона для всех граждан страны вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности.
Сотрудник ГИБДД в ситуации профессионального общения с водителями транспортных средств должен избегать, не допускать любых форм проявления религиозной и этнической нетерпимости, которые могут выражаться:
- в оскорблениях, насмешках, выражениях пренебрежения;
- негативных стереотипах, предубеждениях, предрассудках, основанных на отрицательных характеристиках;
- дискриминации по национальному или религиозному принципу;
- неуважении религиозных или культурных памятников, обычаев, традиций и т.п.
Опираясь на исследование Л.Н. Костиной, С.Е. Борисовой, Н.М. Кузнецовой [13], можно дать некоторые рекомендации сотрудникам ГИБДД в ситуации возможного возникновения конфликта, неприязни на межэтнической и межрелигиозной почве.
Прежде всего, сотруднику ГИБДД следует быть максимально спокойным и вежливым, несмотря на проявляемые гражданином неуравновешенность, некорректность, неприязненное отношение ксе-нофобного характера. Необходимо дать гражданину время и возможность успокоиться, высказаться. В случаях особо сильного проявления агрессии полезно будет обратить внимание граждан на недопустимость религиозной и этнической нетерпимости в любых ее формах и возможность привлечения лица к ответственности за унижение человеческого достоинства по мотивам этнической или религиозной ненависти, вражды, неприязни.
Сотруднику ГИБДД следует стремиться нивелировать, уменьшить этническую или религиозную составляющую взаимодействия и перевести его исключительно на дорожную ситуацию или допущенное гражданином правонарушение. Как правильно советуют специалисты, акцент следует сделать на необходимости разрешения ситуации, предложив не противостояние и разобщенность, а взаимодействие и совместный поиск выхода из нее [14, с. 31-32].
Сотруднику ГИБДД необходимо осознавать, что ведущую роль в деле построения именно толерантного взаимодействия должен играть он сам. Противоречия и противоборство, порожденные конкретной дорожной ситуацией, могут наслаиваться на этническую или религиозную неприязнь граждан, порождая открытую конфликтную ситуацию. В этом случае именно профессионализм сотрудника способен направить энергию нега-
тивных эмоций в нужное русло и привести ситуацию к своему бесконфликтному разрешению.
Сотруднику ГИБДД следует стремиться преодолеть возникшую разобщенность по этническим или религиозным мотивам, демонстрируя общность целей, интересов и мнений с гражданином применительно к конкретной ситуации. Для этого необходимо опираться на положительные проявления характера человека, апеллировать к моральному и правовому сознанию гражданина, обращать внимание на появившееся сходство в подходах к решению противоречия, демонстрировать свою готовность решить проблему. Вместе с тем сотруднику необходимо проявлять уверенность, решительность, переводить общение из межличностной плоскости в строго профессиональное общение, обосновывая свои действия требованиями нормативных правовых актов.
В ситуации конфликтного общения с водителями транспортных средств, порожденного этническим или религиозным фактором, сотруднику ГИБДД жизненно необходимо взять под контроль собственные эмоции, внутренне мобилизоваться. В этом случае можно порекомендовать переосмыслить критическую ситуацию и состояние гражданина, изменить свое отношение к гражданину, устранить негативные стереотипы этнического и религиозного характера. Специалисты советуют в подобной ситуации снижать значимость эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности, использовать установки на повышение уверенности, умелости и опытности, переключать собственное внимание, использовать приемы самовнушения и релаксации [15, с. 37].
Характеризуя особенности взаимоотношений сотрудника ГИБДД с гражданами при обеспечении безопасности дорожного движения, следует особо упомянуть о границах толерантности. Уважение к национальным и религиозным обычаям и традициям, терпимое отношение к представителям всех народов, религиозным вероисповеданиям не должно перетекать в попустительство. Деятельность каждого гражданина вне зависимости от его национальности или религиозной принадлежности должна получать единую правовую
оценку в соответствии с действующим законодательством. Нет и не может быть отдельно права для разных народов и вероисповеданий внутри единого Российского государства.
В заключение еще раз подчеркнем тот факт, что предложенные методики формирования и поддержания толерантности в коллективе сотрудников гИБДД, а также рекомендации по осуществлению сотрудниками гИБДД функций по обеспечению безопасности дорожного движения в ситуациях, когда необходимо учитывать этническую или религиозную принадлежность водителя, управляющего
транспортным средством, иных участников дорожного движения, позволят улучшить морально-этический облик сотрудника полиции, имидж российского полицейского. современный сотрудник полиции должен ориентироваться не только на процесс выполнения должностных обязанностей и функций, но и на субъектов, с которыми выстраивает взаимоотношения, в том числе с учетом их этнической и религиозной принадлежности. следовательно, толерантность профессионального поведения сотрудника гИБДД является одним из фундаментальных оснований его профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Маркова Ю.В. Комплексное предупреждение экстремистской преступности несовершеннолетних: учеб. пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2010.
2. Суслонов П.Е. Политический экстремизм: опыт теоретического исследования: монография. Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2010.
3. Хлебушкин А.Г. Уголовно-правовой и уголовно-политический анализ. Саратов, 2007.
4. Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности: сб. ст. Волгоград: Изд-во ВАГС,
2009.
5. Агапова Г.В. Комплексные подходы по формированию установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в молодежной и подростковой среде // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2006.
6. Алтуфьев Д.Ю. Ксенофобия в современном российском обществе. М.: Академия управления МВД России, 2012.
7. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
8. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-ме-тод. ст. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003.
9. Аминов Д.Э., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Щит-М, 2005.
10. Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008.
11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009.
12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетенции у сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007.
13. Костина Л.Н., Борисова С.Е., Кузнецова Н.М. Психология в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: учеб. пособие. Орел: ОрЮИ МВД России, 2010.
14. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки инспектора до-рожно-патрульной службы Госавтоинспекции: учеб.-метод. пособие. М.: УМЦ ГУК МВД РФ, 1994.
15. Костина Л.Н., Кузнецова Н.М. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: учеб. -практ. пособие. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.
References
1. Markova Yu.V. Kompleksnoe preduprezhdenie ekstremistskoy prestupnosti nesovershennoletnikh [Comprehensive prevention of extremist juvenile crime]. Belgorod, Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2010.
2. Suslonov P.E. Politicheskiy ekstremizm: opyt teoreticheskogo issledovaniya [Political extremism: the experience of theoretical research]. Yekaterinburg, Ural Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2010.
3. Khlebushkin A.G. Ugolovno-pravovoy i ugolovno-politicheskiy analiz [Criminally-legal and criminal-political analysis]. Saratov, 2007.
4. Tolerantnost' v Rossii: voprosy istorii i otvety sovremennosti [Tolerance in Russia: questions and answers contemporary history]. Volgograd, 2009.
5. Agapova G.V. Kompleksnye podkhody po formirovaniyu ustanovok tolerantnosti soznaniya i profilaktika ekstremizmav molodezhnoyipodrostkovoysrede [Integrated approaches for the promotion of tolerance and prevention of extremism in the youth and adolescents]. Zashchita prav i profilaktika pravonarusheniy nesovershennoletnikh [Protection of rights and the prevention of juvenile delinquency]. Moscow, 2006.
6. Altuf'ev D.Yu. Ksenofobiya vsovremennom rossiyskom obshchestve [Xenophobia in modern Russian society]. Moscow, Academy of the Interior Ministry of Russia, 2012.
7. Kroz M.V., Ratinova N.A. Sotsial'no-psikhologicheskie i pravovye aspekty ksenofobii [Socio-psychological and legal aspects of xenophobia]. Moscow, 2005.
8. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika) [Tolerance and formation of tolerant relations (theory and practice)]. Moscow, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh, MODEK Publ., 2003.
9. Aminov D.E., Oganyan R.E. Molodezhnyy ekstremizm [Youth extremism]. Moscow, Shchit-M Publ., 2005.
10. Seydzhman M. Setevye struktury terrorizma [Network structures terrorism]. Moscow, Ideya-Press Publ.,
2008.
11. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Molodezhnyy ekstremizm: sushchnost, formy proyavleniya, tendentsii [Youth extremism: the nature, manifestations and trends]. Moscow, Academia Publ., 2009.
12. Psikhologicheskoe obespechenie formirovaniya i razvitiya kul'tury obshcheniya i kommunikativnoy kompetentsii u sotrudnikov organov vnutrennikh del [Psychological support of formation and development of a culture of communication and communicative competence of police officers]. Moscow, 2007.
13. Kostina L.N., Borisova S.E., Kuznetsova N.M. Psikhologiya v deyatel'nosti sotrudnikov Gosavtoinspektsii [Psychology in the activities of employees of traffic police]. Orel, Orel Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2010.
14. Kozlovskaya E.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professional'noy podgotovki inspektora dorozhno-patrul'noysluzhby Gosavtoinspektsii [Psycho-pedagogical bases of vocational training of the inspector of traffic police officers of traffic police]. Moscow, 1994.
15. Kostina L.N., Kuznetsova N.M. Psikhologiya obshcheniya v deyatel'nosti sotrudnikov Gosavtoinspektsii [Psychology of communication in the activities of employees of traffic police]. Orel, Orel Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2011.