УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10061 © Л.Н. Костина, А.Ф. Калашников, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Любовь Николаевна Костина,
начальник кафедры психологии УНК ПСД, доктор психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Александр Федорович Калашников, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта,
доктор педагогических наук, профессор Опорный орловский университет имени И.С. Тургенева (302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95)
Аннотация. Раскрываются основные направления развития профессиональной наблюдательности у психологов органов внутренних дел.
Ключевые слова: психологическая помощь, взаимодействие с людьми, профессиональная наблюдательность.
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL OBSERVATION IN PSYCHOLOGISTS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Lyubov N. Kostina,
Head of the Department of Psychology, educational and scientific complex psychology service activities, Doctor of Psychology, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Aleksandr F. Kalashnikov,
Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor The supporting Oryol University named after I.S. Turgeneva (Omsk region, Orel, Komsomolskaya str., 95, 302026)
Abstract. In article the main directions of development of professional observation in psychologists of Department of Internal Affairs reveal.
Keywords: psychological assistance, interaction with people, professional observation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Костина Л.Н., Калашников А.Ф. Основные направления развития профессиональной наблюдательности у психологов органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):305-7.
В настоящее время в фундаментальной и прикладной психологии не ослабевает вопрос к рассмотрению и изучению наблюдательности в контексте профессиональной деятельности. Определяя понятие профессиональной наблюдательности, ученые указывают на следующие отличительные признаки: «... такая способность увидеть за внешним объективно наблюдаемым внутреннее содержание, психические состояния и свойства человека ...» [6]; «совокупность личностных качеств и способностей человека, необходимых для наиболее продуктивного, творческого наблюдения» [1]; «.способ-
ность подмечать внешне малозаметные и на первый взгляд малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих задач» [2, с. 43—44] и др. Другими словами, профессиональная наблюдательность применительно к деятельности психолога является профессионально важным качеством, способностью видеть и замечать в поведении человека/людей внутреннее содержание личности/группы, их состояния, свойства для решения профессиональных задач. В своих исследованиях Л.А. Регуш подчеркивала, что в процессе наблюдательности интерпретация поведе-
ния человека и прогноз его поведения носят вероятностный характер, но эта работа имеет огромное значение при построении коммуникации и выборе стратегий поведения [5]. Поэтому в структуре профессиональной наблюдательности Л.А. Регуш выделяла не только перцептивный и эмпатийный компоненты, но и понятийный и прогностический компоненты.
Выделим некоторые специфические особенности психологической работы в подразделениях территориальных органов МВД России. В первую очередь следует отметить предмет труда и объект наблюдения. Это граждане (кандидаты на службу), сотрудники органов внутренних дел и работники, члены их семей, а также служебные коллективы и иные группы лиц. Например, при обеспечении сотрудниками общественного порядка во время проведения массовых мероприятий ^ША-2018), психологи целенаправленно наблюдали за слаженностью действий отдельных групп сотрудников, а также за действиями граждан или групп граждан в толпе. В-вторых, психологи находятся в постоянных контактах и взаимодействии с людьми в различных ситуациях профессиональной деятельности (повседневных, экстремальных, конфликтных и пр.). Профессиональная наблюдательность в психологических насыщенных ситуациях позволяет психологу не только выявить проблемы индивидуального, социального или профессионального уровня, но и предупредить негативные последствия, своевременно скорректировать поведение человека или группы лиц. В-третьих, работа психолога предполагает оказание психологической помощи или поддержки людей по запросу или необходимости. Указанные особенности определяют значимость развития у психологов профессиональной наблюдательности. В этой связи стоит отметить, что эффективность деятельности психолога обеспечивается своевременным получением информации о человеке/людях, с которыми он вступает во взаимодействие [4, с. 195—196].
Определим основные направления развития профессиональной наблюдательности как профессионально важного качества психолога органов внутренних дел через структуру профессиональной наблюдательности.
1. Целенаправленное развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности анализаторов (и не только зрения, но и слуха, обоняния, осязания, вкуса). Это направление связано с перцептивным компонентом профессиональной наблюдательности, благодаря которому психолог определяет, дифференцирует и различает признаки, через которые человек себя выражает во внешнем поведении и поступках.
2. Накапливать и расширять опыт «понимающего наблюдения» в рамках понятийного компонента профессиональной наблюдательности. Эту работу нужно осуществлять психологу за счет расширения профессионально-психологических и житейских знаний о типологических и индивидуально-психологических свойствах личности, индивидуальном стиле деятельности людей, а также развития умений понимать и объяснять, как выявленные особенности личности проявляются в различных ситуациях.
3. Развивать и совершенствовать такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, эмпатийность, рефлексивность. Эти свойства личности связывают наблюдательность с мышлением и чувствами. Психолог во взаимодействиях с людьми должен развивать умения становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояние, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, ин на этой основе предвосхищать поведение этого человека и психических состояний — вот это конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.
Указанные направления развития могут быть реализованы как на уровне самостоятельной работы, так и в рамках психологического тренинга. На это указывал в своих исследованиях Б.Г. Ананьев, который отмечал два ключевых аспекта высокой наблюдательности — опыт и тренировку. Более того, разработки отдельных тренингов и программ представлены в исследованиях М.Я. Басова, А.А. Бодалева, В.А. Лабунской, Л.А. Регуш, А.В. Викулова, А.Ц. Пуни и др. В настоящее время эти программы остаются востребованными не только педагогами, но и практическими психологами.
306
Вестник экономической безопасности
№ 4/2018
В рамках проводимого научного исследования, в котором приняли участие курсанты Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (в количестве 12 человек), была разработана программа тренинга и проведены занятия, направленные на развитие профессиональной наблюдательности. Программа тренинга включала разделы, охватывающие перцептивный, понятийный и эмпатийный компоненты наблюдательности. Результаты эксперимента показали, что повысилось число курсантов с высоким уровнем развития профессиональной наблюдательности. Половина курсантов могут безошибочно выявлять психоэмоциональное состояние человека по мимике и жестам. Курсанты имеют представление об основных видах жестов, научились интерпретировать причины поведения людей, могут прогнозировать поведение людей в повседневной жизни [8].
Таким образом, тренировка (как самостоятельная, так и управляемая в процессе психологического тренинга) профессиональной наблюдательности («меткости взгляда») — путь к объективизации исследования личности/группы, а также саморазвитию собственной личности, совершенствованию профессиональной деятельности психолога и решению задач. Целенаправленное и систематическое наблюдение в процессе психологической работы позволяет накапливать и совершенствовать опыт восприятия, анализа и понимания психологии личности/группы. Этот опыт становится основанием для осуществления оперативной и первичной визуальной диагностики, прогнозирования возможного поведения данного человека, обеспечения других направлений психологической работы (профессионально-психологического отбора, психологического консультирования, психологической коррекции, психологической помощи).
Подчеркнем еще одну важную особенность профессиональной наблюдательности психолога: тот, кто обладает этим качеством, способен развить наблюдательность у сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время необходимость развития этого профессионально важного качества у сотрудников обусловлена экстремальным характером
их деятельности, риском и опасностью, а также возможностью причинения сотрудником вреда другим [3]. Согласимся с мнением о том, что «необходимыми условиями сохранения жизни и здоровья сотрудника при решении оперативно-служебных задач, являются ... умение предвидеть возможные столкновения, опасные места и ситуации, осмотрительность.» [7].
Литература
1. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., «Просвещение», 1968.
2. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Борисова С.Е., Дашко М.Н., Касперо-вич Ю.Г., Костина Л.Н., Котенев И., Ульянина О.А. Спецкурс «Профессиональные действия сотрудников подразделений Госавтоинспекции в условиях провокационного поведения участников дорожного движения»: учеб. пособие / под общ. ред. В.Л. Ку-бышко. М., 2017.
4. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6.
5. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. ил. (Серия «Мастера психологии»).
7. Меры личной безопасности инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России [Текст]: учебно-практическое пособие / под общ. ред. Р.Ш. Гарипова; Р.Ш. Гарипов, М.М. Зиганшин, А.К. Хамматуллин, Д.Л. Паньшин. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ДГСК МВД России, 2015.
8. Научное исследование проводилось в 2017—2018 гг. курсантом Калмыковой Н.Д. под руководством Костиной Л.Н. на тему «Визуальная психодиагностика личности в работе психолога органов внутренних дел».