Научная статья на тему 'Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования'

Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2345
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / OBSERVATION / PERCEPTION / IMAGINATION / PAINTING / ARTISTIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипникова Евгения Валерьевна

В статье подробно анализируется такое качество личности, как наблюдательность, с философской, психологической, педагогической точек зрения. Особо подчеркивается значение этой способности в изобразительной деятельности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Observation as the basis of the fine art in the system of professional education

The article provides a detailed analysis of such person's skill as an observation from philosophical, psychological and pedagogical point of view. It highlights the importance of this ability for a fine art student.

Текст научной работы на тему «Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования»

тей и элементов какого-либо предмета, машины, прибора, определяющееся его назначением. Конструкция предусматривает способ соединения, взаимодействие частей, а также материал, из которого отдельные части (элементы) должны быть изготовлены. Конструированием создается конкретная, однозначная конструкция изделия, являющаяся одним из основных его свойств, позволяющих отличить одно изделие от другого.

Проектирование и конструирование служат одной цели — разработке нового изделия, которое не существует или существует в другой форме и имеет иные размеры.

Уровень сформированности умений и навыков вполне удовлетворительно возможно оценивать по следующим критериям:

1. Предварительная подготовка материалов и художественная обработка.

2. Рациональное владение техникой обработки металла.

3. Эффективность работы разными инструментами и приспособлениями в зависимости от сложности изделия.

4. Поэтапное выполнение технического процесса.

5. Дифференцированная передача всех деталей изделия.

6. Разнообразная техника обработки.

7. Передача материальности, фактуры металла.

8. Эффективность использования сформированных умений и навыков обработки.

9. Конструирование новых умений.

10. Степень законченности изделия.

Таким образом, обозначенные критерии и показатели достаточно полно и объективно позволяют оценить динамику формирования умений и навыков у студентов по художественной обработке металла в процессе творческой деятельности.

Библиографический список

1. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980. — 172 с.

2. Шабанов, Н. К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе /

Н. К. Шабанов. — Курск, 1994. — 166 с.

3. Соколов, М. В. Художественная обработка металла, азы филиграни : учеб. пособие / М. В. Соколов. — М, 2005. — 143 с.

ПАВЛОВСКИЙ Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Союза кузнецов РФ.

ПАВЛОВСКАЯ Анастасия Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры декоративноприкладного искусства и дизайна, член Союза дизайнеров РФ, член Евразийского кукольного союза. Адрес для переписки: oleg.p75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г.

© О. В. Павловский, А. А. Павловская

УДК 75 378.147 Е. В. СКРИПНИКОВА

Омский государственный педагогический университет

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье подробно анализируется такое качество личности, как наблюдательность, с философской, психологической, педагогической точек зрения. Особо подчеркивается значение этой способности в изобразительной деятельности обучающегося. Ключевые слова: наблюдение, наблюдательность, восприятие, воображение, изобразительная деятельность, художественное мышление.

В философии метод наблюдения выделяется прежде всего как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением. Процессионный подход к проблеме наблюдения включает две точки зрения. Согласно одной из них, наблюдение — это метод сугубо эмпирический, он есть всего лишь естественное продолжение восприятия — целенаправленное наблюдение. В этой связи наблюдение и познание противопоставляются. Другие авторы определяют метод наблюдения как метод познания и искусственно «снижают» наблюдение до уровня перцепции. Крайность этих двух подходов очевидна, хотя оба содержат объективное зерно. Третья точка зрения на метод наблюдения соединяет в себе рациональные

утверждения первых двух: согласно ей, наблюдение является методом познания явлений на основе их восприятия органами чувств с одновременной изначальной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдателя.

Наблюдение представляет важнейший гносеологический инструмент не только в философии, но и в других науках, таких как социология, экономика, педагогика, психология, химия, астрономия и т. д.

В психологии наблюдательность определяется как качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности, концентрации внимания на том или ином объекте: способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

но существенные для анализа. Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в научных исследованиях они рассматриваются вместе.

Наблюдение и наблюдательность достаточно обстоятельно изучаются психологами с различных сторон, выделяются в сложную комплексную проблему. В результате многочисленных научных исследований было выявлено, что наблюдательность по отношению к понятиям абстрактно-психологического содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство, имеет с ними сложные многоуровневые связи.

Прежде всего наблюдательность опосредована ощущениями и условиями их протекания. Поскольку ощущения, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности, то и условия формирования и развития наблюдательности лежат в области активизации этих процессов.

Анализируя взаимосвязь наблюдательности и восприятия необходимо прежде всего подчеркнуть, что наблюдательность формируется в структуре восприятия. Поскольку наблюдательность рассматривается нами в плане познавательной деятельности человека, то для нас, соответственно, представляет интерес гносеологическая сторона восприятия.

Наблюдение и восприятие часто отождествляют, но, будучи родственно восприятию, наблюдение все же не совпадает с ним вполне. Все, что составляет структуру восприятия, целиком и полностью относится к наблюдению. Но наблюдение, в отличие от простого восприятия, всегда устремлено на определенную цель, которая по утверждению М. Я. Басова «направляет его течение и регулирует отбор соответствующих ей и подлежащих наблюдению явлений» [1, с. 353]. В процессе наблюдения получаемые впечатления так же осмысливаются, как при обычном восприятии, но при наблюдении это осмысление составляет последовательную цепь размышления, направленного на решение определенной мыслительной задачи. Таким образом, наблюдение представляет собою сложную деятельность, в которой восприятие и мышление даны в диалектическом единстве. В связи с сознательной постановкой цели наблюдение всегда более активно, чем простое восприятие и требует определенного волевого усилия. Восприятие, как и наблюдение, регулируется нашим вниманием, но характер его иной — не волевой, а рефлекторно-ассоциативный. Внимание наблюдателя всегда ищущее, избирательное, тогда как внимание воспринимающего не имеет четкой направленности. Качество восприятия определяется уровнем развития его предметности, константности, целостности, структурности, осмысленности и апперцепции. Что касается качества наблюдения, то оно включает в себя все основные свойства восприятия и помимо этого определяется целевой установкой, избирательностью, произвольным вниманием, характером интерпретации и характером организации.

Различия между наблюдением и восприятием происходят уже на физиологическом уровне. Так, физиологическую основу восприятия составляет взаимо-

действие различных анализаторных систем или отдельных частей одного и того же анализатора, и образование на этой основе условных рефлексов на комплексные раздражители. Физиологической основой наблюдения, в свою очередь, служит взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. В процессе наблюдения сначала происходит словесная формулировка целей и задач, которые направляют процесс восприятия. Временные связи второй сигнальной системы оказывают регулирующее воздействие на первую сигнальную систему. В то же время вся чувственная информация, полученная посредством восприятия, отражается во второй сигнальной системе, обозначаясь тем или иным словом. Это ведет к постановке новых вопросов, новых задач наблюдения, которые выражаются словесно и актуализируют новые временные связи во второй сигнальной системе. Таким образом, наблюдение в отличие от восприятия предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку, т.е. совместную деятельность первой и второй сигнальной систем.

Наряду с восприятием важнейшее место в структуре наблюдательности занимает мышление. Именно логическому мышлению принадлежит ведущая роль в превращении восприятия в целенаправленное наблюдение.

Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность, благодаря чему появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного. Глаз человека способен воспринимать избирательно, в соответствии с потребностями сознания человека в каждый данный момент. После расшифровки информация, которая поступает в зрительный центр, подвергается дальнейшей доработке. В действие вступает мышление и память, информация анализируется, синтезируется: происходит своеобразное сравнивание формирующегося образа с имеющимся в памяти. Представления о воспринимаемом объекте дополняются информацией из числа образов, полученных в процессе более раннего опыта. Как видно, наблюдение связано не только со зрением, но и со всеми органами чувств и осуществляется при их тесном взаимодействии.

Очень важное значение имеет осмысление наблюдаемого, которое зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит, обобщение. Таким образом, знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и наблюдаемые явления. Следовательно, процесс наблюдения должен сопровождаться изучением теории воспринимаемого явления: чем лучше школьник овладеет ей, тем выше будут итоги наблюдения.

Результаты понимания и осознания наблюдаемого опосредованы особенностями памяти, которая развивается в процессе наблюдения и в то же время является важнейшим условием формирования наблюдательности .

В психологических исследованиях особо отмечается, что наблюдательность формируется при усло-

вии четко и конкретно поставленных задач — что и зачем наблюдать. Отсюда решающее значение в момент восприятия играет цель, установка сознания, исполняющая роль своеобразного руководителя, регулируя процесс наблюдения.

Сознательная установка организует определенным образом процесс чувственного познания и способствует осмыслению чувственных впечатлений, а также перестраивает процессы ощущения и восприятия, делая их более совершенными и объективными. Развиваемая под влиянием умственного и эстетического воспитания, сознательная установка на восприятие имеет огромное значение в выработке соответствующих навыков наблюдения. Основываясь на этой теории, при работе с детьми на уроках изобразительного искусства, необходимо стремиться создать такую установку на наблюдение, которая бы стала их активной потребностью.

Способность к наблюдению включает в себя как умение сосредотачивать внимание на одном или нескольких объектах, так и умение переключать и правильно распределять внимание. Наблюдательность предполагает наличие произвольного волевого внимания.

В педагогической работе особую важность приобретает не только знание структуры наблюдательности, но и условия наблюдения, установки наблюдателя по отношению к объекту наблюдения, психологические типы наблюдателей.

Индивидуальные характеристики процесса наблюдения проявляются в его динамике, глубине, особенностях эмоциональной окраски. К ним относятся — различия в строении и функции зрительного анализатора, влияющего на остроту зрения.

Различная наблюдательность определяется и неодинаковой степенью развития остроты восприимчивости людей. Так, одни обладают тонкой восприимчивостью по отношению к цветам, их оттенкам, но слабо дифференцируют звуки, речь, другие хорошо воспринимают движение и т.п.

Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, является сенсорная организация, характеризующаяся объединением разных модальностей в комплексы с выделением ведущей чувствительности.

Без определенных качеств личности развитие наблюдательности не может осуществляться активно. К таким качествам можно отнести инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость. Так, инициативность способствует деятельному поиску ответов на вопросы, которые возникают в процессе наблюдения. Наблюдатель ставит перед собой новые вопросы, его мышление становится все более пластичным и может перестраиваться в ходе наблюдения. Любознательность определяет активную установку интереса человека на наблюдение. Сообразительность, как умственное качество человека, заключается в быстром решении умственных задач и быстрой ориентировке в окружающем. Все вышеперечисленные качества наблюдательности будут неполными без настойчивости или длительного волевого напряжения, носящего характер распределительного волевого усилия.

Мы рассматриваем наблюдательность в контексте художественной деятельности учащихся. Наблюдательность, формирующаяся на уроках изобразительного искусства, имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать в работе учителям изобразительного искусства. В первую очередь, художественная наблюдательность всегда подчинена

задачам выявления эстетического, образного содержания в воспринимаемых объектах и явлениях. Это проявляется в выделении в изображаемом объекте или явлении его образной сущности. При сформиро-ванности художественной наблюдательности обыденное восприятие переходит в иной план — план образного отражения действительности. Таким образом, художественная наблюдательность является основой для развития образного мышления, воображения.

Наблюдения, связанные целью изображения, активизируют воображение, которое обогащается в зримых образах действительности. Источником воображения, насколько бы фантастичным оно не было, является объективная реальность. Воображение рисующего способствует воссозданию невидимых граней в наблюдаемых объектах и явлениях и определяет образно-выразительную трактовку изображения. Следует отметить, что в подростковом возрасте еще сохраняется сензитивный период для развития воображения, функция которого требует постоянного притока новой информации. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания.

Развитие художественной наблюдательности ведет к совершенствованию креативных способностей учащихся или способности порождать необычные идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, что имеет огромнейшее значение не только в изобразительной, но и в других сферах деятельности человека.

Таким образом, наблюдательность в процессе художественной деятельности выходит за пределы обыденного восприятия, поднимаясь на более высокий уровень организации наблюдения.

Существенными факторами, влияющими на формирование наблюдательности в процессе изобразительной деятельности, являются: установка на наблюдение, обусловленное целями и задачами изображения; особенности объекта наблюдения; художественно-выразительные средства выражения наблюдаемого.

Исследования в области возрастной психологии доказывают, что средний подростковый возраст (5 — 6 класс) особенно благоприятен для развития вполне определенных качеств восприятия в процессе изобразительной деятельности. Во-первых, большое значение в этом возрасте приобретает способность устанавливать максимальное количество связей в воспринимаемых предметах и явлениях окружающего мира, во-вторых, внимание, память и воображение подростка приобретают произвольный характер, он может управлять ими по собственной воле, а его сознание способно соединить две высшие психические функции — воображение и мышление. В 5-х— 6-х классах целенаправленное наблюдение — это основа изображения, базирующаяся на всестороннем, активном изучении действительности, на более глубоком восприятии и понимании взаимосвязей предметов и явлений. Только такое развитие процесса рисования способствует воспитанию художественной наблюдательности.

Педагогу в этом процессе необходимо учитывать специфические качества наблюдения в изобразительной деятельности, которые заметно отличаются от качеств обыденного восприятия и научного наблюдения. В качестве основных свойств наблюдения, обусловленного задачами изображения можно выделить: целостность, избирательность, апперцепцию, константность.

Целостность наблюдения предполагает умение видеть объекты натуры одновременно, все сразу.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Только при наличии данного качества наблюдения можно правильно определить пропорции предметов, тоновые и цветовые отношения и добиться целостности изображения.

Важное значение в процессе наблюдения приобретает апперцепция, которая определяется наличием определенного опыта наблюдения и изображения, запасом знаний и умением, а также общим содержанием психической деятельности индивида. Выделение главного в объектах восприятия также объясняется явлением апперцепции, поскольку обусловлено влиянием прошлого опыта, целей и интересов наблюдателя. Апперцепция проявляется и в избирательности восприятия или в предпочтении одних наблюдаемых объектов и их свойств перед другими объектами и свойствами. Специфика изобразительного творчества такова, что из множества свойств и качеств предмета необходимо выбрать самые существенные, отвечающие задачам изображения и определяющие их образную суть. Прочие качества и свойства являются для наблюдателя фоном восприятия.

Восприятие человека, не обладающего развитой наблюдательностью, отличается константностью, т.е. он воспринимает предметы независимо от происшедших с ними изменений. Например, один и тот же объект человек видит при разном освещении и постепенно перестает замечать, как освещение повлияло на цвет предмета. Различают константность восприятия цвета, величины и формы предметов. Так, бумага воспринимается белой и при солнечном, и при электрическом освещении, хотя в электрическом свете содержится много желтых и красных лучей — так проявляется константность в восприятии света. Изобразительная деятельность требует аконстантно-го видения объектов окружающей действительности. Человек с развитой художественной наблюдательностью обладает аконстантным восприятием. Наблюдение является очень сложным и противоречивым во многих отношениях процессом. В отличие от обычного восприятия целенаправленное восприятие связано с необходимостью «преодоления константности», с умением выделять главные, видимые особенности формы предмета, окраски, характеризующие его сущность и, одновременно с этим, являющиеся изобразительными средствами для передачи его вида в рисунке.

Теория отражения рассматривает восприятие и творчество художника в единстве, указывая на творческий характер восприятия, и представляет сознание человека как образ объективно существующего мира, отражение которого субъективно в силу ряда особенностей и закономерностей восприятия. Из чего следует: насколько глубоко воспринимается человеком мир, настолько убедительным будет созданный им художественный образ.

Вполне очевидно, что целенаправленное восприятие является не слепым копированием действительности, а творческим процессом познания. Специфические качества наблюдения в изобразительной деятельности определяют и особый характер наблюдательности. Как уже подчеркивалось, художественную наблюдательность отличает прежде всего образность и эмоциональная окрашенность. Выделяются такие особенности художественной наблюдательности, как разносторонность и богатство наблюдений, масштаб знаний об объекте, критическое отношение к впечатлениям, четкая организованность, взаимосвязь восприятия натуры с восприятием ее изображения, возможность варьирования и дополнения впечатлений, возможность включения в худо-

жественный эксперимент. Такая многогранность художественной наблюдательности подтверждает необходимость ее формирования у школьников, переход на этот уровень наблюдательности обогащает психические качества личности ребенка, расширяет его знания об объектах действительности, совершенствует умения и навыки, а также активизирует его творческую энергию, имеющую несомненную важность в любом виде человеческой деятельности. Все это определяет основную направленность уроков рисования в школе — формирование активного наблюдения окружающего мира, умения выделять в объектах восприятия главное, существенное. Отсюда вытекает основная задача учителя изобразительного искусства — вооружить учащихся необходимыми знаниями и умениями, способствующими формированию логики наблюдения, позволяющей глубоко познавать окружающую действительность и на ее основе создавать образы-представления. Изображение предметов требует всестороннего и полного восприятия их формы, цвета в большей степени, чем в повседневной практике, где оно ограничивается суммарными оценками качеств, необходимых для узнавания предметов и практической ориентировки.

Процесс наблюдения требует сложного анализа, который совершенствуется в многочисленных упражнениях. Посредством многократных осмысленных наблюдений происходит полное познание натуры. Если подобного рода наблюдения приобретают планомерный и систематический характер, этот процесс автоматизируется, формируется наблюдательность, становящаяся свойством личности. Сложный образ совершенствуется благодаря участию в его формировании второй сигнальной системы, которая, опираясь на первую сигнальную систему, постоянно взаимодействуя с ней, помогает совершенствованию образа. Под влиянием все новых и новых зрительных опор в восприятии или под влиянием оживления прошлых восприятий создается, строится и перестраивается зрительный образ. Иногда в процессе перестройки образа совершенно стираются его первоначальные очертания и возникает новый образ, отличающийся от прежнего. Толчком для перестройки образа является повторное восприятие предмета, в результате которого учащиеся находят его новые грани и особенности. Следовательно, постоянные наблюдения одного и того же объекта с разных сторон и точек зрения дают возможность всесторонне изучить его, что способствует формированию и совершенствованию наблюдательности.

Итак, наблюдательность, являясь основой изобразительной деятельности, в этой деятельности эффективно формируется. Развиваясь на уроках рисования, наблюдательность естественным образом приобретает некоторые специфические особенности, характерные для этого вида деятельности. Так, окружающая действительность наблюдается в первую очередь через эстетическую ценность и задачи изображения, а основным механизмом художественной наблюдательности становится выявление в натуре ее образного содержания. Вместе с тем, на данном уровне наблюдательности, наряду со специфическими чертами, развиваются и другие ее стороны, самым непосредственным образом включенные в процесс этого развития. Совершенствуются такие психические процессы человека, как мышление, память, внимание, воображение. Параллельно улучшается система сенсорного восприятия, а растущие перцептивные возможности ведут к обогащению и совершенствованию практической деятельности учащихся.

Библиографический список

1. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения/ М. Я. Басов. — М. : Педагогика, 1975. — 432 с.

Адрес для переписки: evskripnikova@bk.ru

СКРИПНИКОВА Евгения Валерьевна, кандидат

педагогических наук, доцент кафедры академичес- Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г.

кой живописи и рисунка. © Е. В. Скрипникова

УДК 72.(М Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет

ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ВЕРХНЕГО ЩИТКА НАЛИЧНИКОВ В ДОМОВОЙ РЕЗЬБЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX вв.

К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ

Статья содержит анализ конструктивных разновидностей верхней части наличников в домовой резьбе городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX вв. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты конструкции и формы верхней части наличников, некоторые особенности декоративных композиций.

Ключевые слова: деревянное зодчество, верхняя часть наличника, резной декор, орнамент.

В традиционной русской крестьянской архитектуре наличники — обрамления окон, изначально имевшие сугубо практическое назначение защиты стыков окна и стены от попадания влаги, — несли на своих поверхностях узоры, включавшие древние универсальные знаки орнамента, магические символы, призванные защищать оконный проем от проникновения темных сил.

С течением времени магический смысл этих знаков терял первоначальное значение и отходил на второй план; соответственно, возрастало значение декоративных аспектов домовой резьбы. В конце XIX — начале XX вв. в городской архитектуре стало особенно заметным стремление к насыщению резного убранства деревянного дома сложными и динамичными узорами, нередко напоминающими кружевное плетение. Этому способствовало распространение техники ажурной и накладной пропильной резьбы, позволяющей достаточно быстро придать деревянному жилищу нарядный, привлекательный облик.

Согласно древней традиции, среди архитектурных форм, которые наиболее активно использовались в декоративном убранстве деревянного городского дома, первое место занимали украшенные резными узорами наличники. Они играли основную роль в композиции стены, контрастируя с монументальной пластикой бревенчатой поверхности или подчеркнутой плоскостью тесовой обшивки.

Конструкция и формы наличников, расположение на них резных украшений во второй половине XIX в. и на протяжении значительной части XX в. также оставались традиционными. Верхняя часть на-

личника состояла из доски-шпренгеля (иначе «лоб», «очелье», «щиток», «подкарнизная доска» — далее в тексте термин «наличник» традиционно используется для обозначения именно этой части) и карниза. Бруски боковых стоек поддерживали верх и соединяли его с подоконной доской.

Форма верхней части наличника имеет несколько исторически сложившихся вариантов, распространенных в европейской части России и перенесенных в Западную Сибирь переселенцами. Но если конструктивно-декоративная основа оставалась прежней, то приемы оформления в новых условиях изменялись и варьировались. Разнообразие западносибирских наличников свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале мастеров народной городской культуры, создававших замечательные произведения, где общерусская традиция получала развитие в местных «школах» (рис. 1).

Типы западносибирских наличников

1. Наличник в виде полукруглой или лучковой арки («кокошник», «коруна»). Вероятно, в основе этой разновидности лежат формы порталов и закомар каменных храмов древних русских городов — Киева, Новгорода, Владимира и др. [1, с. 100 — 101]. Наличники «аркой» могут быть очерчены сплошной дугой или имеют «плечики», если арка является выступом в центре карниза (рис. 2).

Украшениями наличников «аркой» служат ажурные гребни и накладные узоры на очельях — обычно довольно скромные, хотя в некоторых случаях встречаются сложные и красивые композиции в технике накладной рельефной резьбы (рис. 2б). Наличники

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.