Научная статья на тему 'Подходы к изучению наблюдательности как качеству значимому для виктимологической профилактики'

Подходы к изучению наблюдательности как качеству значимому для виктимологической профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО / ПЕРЦЕПЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY / PERCEPTION / ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А. А.

Предметом анализа является понятие «наблюдательность». В статье осуществляется обзор имеющихся точек зрения на наблюдательность с целью определения этого понятия. Показано, как менялись подходы к ее изучению в психологии. Основными выводами проведенного исследования является положение о том, что существует большое количество толкований наблюдательности, и это не дает возможности прийти к общему пониманию качества. Новизна рассматриваемой темы заключается в изучении работ отечественных и зарубежных авторов и интерпретации на этой основе понятия «наблюдательность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the study of observability as significant as for victimological prevention

The subject of the research is the concept of «observation». The article is a review of the current viewpoints on the observation with the aim of defining this concept. It is shown how approaches to the analysis of observation in psychology changed. The main conclusions of the study are-the position that there are a large number of interpretations of observation, which makes it impossible to come to a common understanding of this quality. The novelty of the topic is the study of the works of domestic and foreign authors and the interpretation of the concept of observation on this basis.

Текст научной работы на тему «Подходы к изучению наблюдательности как качеству значимому для виктимологической профилактики»

УДК 159.9:331.101.3

Виктимология 4(18) / 2018, с. 73-77

Перков А. А.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК КАЧЕСТВУ ЗНАЧИМОМУ ДЛЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Предметом анализа является понятие «наблюдательность». В статье осуществляется обзор имеющихся точек зрения на наблюдательность с целью определения этого понятия. Показано, как менялись подходы к ее изучению в психологии. Основными выводами проведенного исследования является положение о том, что существует большое количество толкований наблюдательности, и это не дает возможности прийти к общему пониманию качества. Новизна рассматриваемой темы заключается в изучении работ отечественных и зарубежных авторов и интерпретации на этой основе понятия «наблюдательность».

Ключевые слова: наблюдательность, профессионально-значимое качество, перцепция, способность, наблюдение.

Виктимологическая профилактика бывает нескольких видов. По нашему мнению, вопрос именно индивидуальной профилактики стоит сейчас наиболее остро. В задачи органов и структур, которые занимаются этими вопросами, входит формирование у индивида комплекса качеств и навыков, позволяющих ему противостоять криминальным деяниям. Среди таких качеств выделим наблюдательность как основу личной безопасности личности. Это качество нередко упоминается в научной литературе, но фундаментальных исследований ее не так много, что приводит к отсутствию единого понимания [11].

В современной психологии существует большое количество школ, течений и направлений. В каждом из них имеется своя точка зрения на наблюдательность. Необходимо отметить, что в некоторых случаях ученые вместо термина «наблюдательность» употребляют синонимичное ему — «внимательность».

Свой анализ мы начали с деятель-ностного подхода. С.Л. Рубинштейн писал о внимании, как о процессе, лежащем в основе этого качества. Человек при восприятии какого-либо объекта выступает

как воспринимающая и мыслящая личность, так как всегда интерпретирует его. Размышления о наблюдательности С.Л. Рубинштейн считал «бессмысленным без контекста той деятельности, которую человек осуществляет. Момент максимальной внимательности при наблюдении наступает, когда совпадают направления мысли человека и направление его деятельности. Такая способность увидеть за внешним, объективно наблюдаемым, внутреннее содержание, психические состояния и свойства человека есть отличительная особенность наблюдательности» [7].

Б.Г. Ананьев понимал под наблюдательностью способность к наблюдению, рассматривая ее, как часть социальной перцепции. Он полагал, что наблюдение необходимо для познания внешнего мира, для организации этих процессов в деятельности, направленной на познание внешнего мира и играет большую роль в социальном познании, обуславливая его организацию и эффективность путем выбора объекта наблюдения [1]. В этом случае, оно становится объективизацией внешнего мира, которая повышается с накопление опыта. Б.Г. Ананьев вы-

делил два ключевых аспекта высокой наблюдательности — опыт и тренировку. Наблюдая окружающую действительность, человек обозначает важные ему предметы, объекты и ситуации, они становятся частью его перцептивного опыта. Это позволяет совершать дальнейший анализ информации, прогнозирование реальности.

Наиболее полный анализ понятия «наблюдательность» дан в педагогической психологии, так как это качество считается важным элементом психограммы педагога. Но и здесь выработать единого его понимания не удалось. В.С. Без-руква под наблюдательностью понимает качество личности, выражающееся в умении наблюдать, то есть концентрировать внимание на субъекте или объекте и выделять малозаметные, но значимые свойства [3]. Е.В. Скрипникова понимает под наблюдательностью качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрировать внимание на различных объектах; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные [8]. Д.М. Грицков определяет наблюдательность, как общую познавательную способность, свойство сенсорной организации личности в структуре специальных способностей, часть социальной компетентности, свойство социальной перцепции [4]. Н.Ю. Цибуляк под профессиональной наблюдательностью понимает профессионально важное качество, заключающееся в фиксации и интерпретации существенных, характерных и даже, малозаметных, но важных для познания и понимания индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса факторов, которые проявляются через совокупность внешних признаков [11]. А.М. Столяренко считает, что наблюдательность - это развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов, предметов или их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональных задач [9].

Особенную ценность имеют работы Л.А. Регуш, где аккумулированы результаты глубокого и многолетнего исследования наблюдательности, что говорит о проработанности данного понятия. Под

наблюдательностью она понимает психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии, являющееся свойством сенсорной организации, опосредованное протеканием восприятия и ощущения [8]. Процесс наблюдения протекает в следующей последовательностью: сначала человек определяет объект, соответствующий цели наблюдения, потом познает его, вырабатывает отношение к нему, предполагает дальнейший ход развития событий. Главный фактор повышения эффективности деятельности состоит в целенаправленности наблюдения, чтобы увидеть ту или иную сторону психики человека, в контексте ситуации [8]. Именно поэтому необходимо учитывать профессиональные знания и навыки, которые обусловливает эффективность наблюдения.

Имеет свою специфику изучение наблюдательности у зарубежных авторов. Нами отмечен тот факт, что зарубежные авторы оперируют понятием «внимательность», что является другим вариантом обозначения наблюдательности.

Уильям Джеймс, основатель современной психологии, определял внимание как пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных объектов или рядов мысли [5]. Согласно Кембриджскому словарю, наблюдательность это непосредственное наблюдение за поведением человека или животного.

Изучение наблюдательность происходило также в русле социального познания — подхода, возникшего в 1970 году в социальной психологии. Без такого качества, как наблюдательность, познание социальной действительности невозможно, так как без навыков выделения интересующих объектов и удержания на них внимания, затруднительно воспринимать и интерпретировать окружающий мир [10]. Согласно теории социального познания, мы способны понимать поведение других людей, потому что у нас есть скрытая индивидуальная концепция того, как возникают психические состояния и как они управляют поведением других; симулируем их состояние, представляя себя на их месте. Наблюдение за поведением других будет относиться к когнитивно-лингвистической обработке социальной информации, как экспли-

цитному компоненту теории социального познания.

Согласно Дж. Андерсону, у человека существует «узкое место» последовательной обработки информации — точка, в которой больше невозможно обрабатывать различную информацию параллельно, тогда мы подходим к решению моторной задачи, посредством внимания, как удержания сознания на объекте [2].

Дениэл Гоулман пишет, что способность сосредотачиваться на одном объекте требует наличия таких навыков, как устойчивое внимание, бдительность, ориентировка — и умения их координировать, причем каждый из этих видов деятельности обусловлен определенной уникальной сетью связей в мозге и является важнейшим умственным инструментом [5]. Внимание связывает нас с миром, формируя и определяя наш опыт. Ссылаясь на труды специалистов в области когнитивной нейронауки Майкла Познера и Мэри Ротбарт, Гоулман пишет, что внимание формирует механизмы, которые лежат основе нашего восприятия мира и произвольного контроля над нашими мыслями и чувствами. То, что мы видим, определяется тем, куда мы направляем наше внимание. Согласно данным когнитивной науки, такой способ обработки информации сетями глубоких структур мозга стал называться «восходящим» (bottom-up). Умственная же деятельность, главным образом возникающая в неокортексе и обладающая способностью контролировать подкорковые системы и направлять их активность на определенные цели, получила название «нисходящей» (top-bottom). Вершину автоматизма можно наблюдать, когда у мастера нет необходимости направлять произвольное внимание на то, что он делает, находясь в стрессовой ситуации. При таком подходе, наблюдательность выступает как направление внимание на интересующий объект.

Еще одно направление зарубежной психологии — гештальтподход, имеет предметом своего изучения сознание, как целостное образование. В этом направлении изначально отказались от идеи существования ощущений, как этапа познания мира. Приверженцы гешталь-тпсихологии утверждали, что мир дан в изначальной целостности. Психика человека понимается как феноменологическое поле, обладающее определенными свойствами и признаками. К. Коффка считал внимание частью процесса восприятия, силой внутри феноменального поля. В. Келер и П. Адамс считали, что внимание интенсифицирует процесс восприятия, делая его избирательным, влияя на перцептивную организацию. Таким образом, наблюдательность в рамках гештальтпсихологии рассматривается в качестве направляющей силы внимания.

Таким образом, проведенный анализ некоторых источников по проблеме наблюдательности показал, что в мировой психологической науке нет единого понимания наблюдательности, так как она рассматривается в контексте того теоретического направления, которого придерживается исследователь. Обобщая имеющиеся подходы к исследованию наблюдательности, используя эклектичный подход, предлагаем понимать под наблюдательностью качество, являющееся свойством сенсорной организации человека, заключающееся в фиксации и интерпретации существенных, но малозаметных фактов, обусловленных стоящими перед наблюдателем целями, позволяющее видеть внутреннее содержание за внешними обстоятельствами, путем организации и направления внимания. В узком смысле — качество человека, обусловливающее его способность отмечать малозаметные, но значимые для него объекты, обусловленные целью наблюдения, путем организации внимания.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев и др.. - М., «Просвещение», 1968. 335 с.

2. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. — СПб.: Питер., 2002. 496 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

3. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.

4. Грицков Д.М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2008, № 1(13).

5. Дэниел Гоулман Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе, 2013, ООО "Издательство АСТ", 2015 Издательство CORPUS.

6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

8. Скрипникова Е.В. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования // Омский научный вестник, 2014, № 2 (126).

9. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2004. 423 с.

10. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия, 2014, № 4 (83), декабрь-февраль.

11. Цибуляк Н.Ю. Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Педагогика и психология «Челябинский гуманитарий», 2013, № 4(25).

REFERENCES:

1. Ananyev B. G. and others. Individual development of the person and constancy of perception. M., «Enlightenment», 1968. 335 p.

2. Anderson Dzh. Cognitive psychology. 5-e Izd. — SPb.: Peter., 2002. 496 p.: Il. (Series «Masters of psychology»).

3. Bezrukova, V. S. Fundamentals of spiritual culture (teacher's encyclopedic dictionary) [Text] / V. S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Business book, 2000. 937 p.

4. Gritskov D. M. Psychological and pedagogical conditions for the development of socio-cultural observation in the theory and practice of teaching foreign languages // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus, 2008. № 1 (13).

5. Daniel Goleman Focus. About attention, distraction and success in life, 2013, LLC «Publishing house AST», 2015 publishing house CORPUS.

6. Ragus, L. A. Workshop on monitoring and observation. 2-e Izd., revised and supplemented. - SPb.: Peter, 2008.

7. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology. — SPb.: Peter, 2011. 713 p.: Il. (Series «Masters of psychology»).

8. Skripnikova E. V. Observation as a basis of visual activity in the system of professional education. Omsk scientific Bulletin, 2014, № 2 (126).

9. Stolyarenko, A. M. Psychology and pedagogy: Studies. the manual for high schools. -Moscow: UNITY-DANA, 2004. 423 p.

10. The Nature of social cognition disorders in mental pathology: how to reconcile «bio» and «socio»? // Counseling psychology and psychotherapy, № 4 (83) 2014 December-February, 2014.

11. Tsybulyak N. Yu. Professional-psychological training of development of observation of future teachers of preschool educational institutions // Pedagogy and psychology «Chelyabinsk Humanities», 2013, № 4 (25).

ПЕРКОВ Артем Александрович, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт. МВД России имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2. E-mail: [email protected]

Perkov A. А.

APPROACHES TO THE STUDY OF OBSERVABILITY AS SIGNIFICANT AS FOR VICTIMOLOGICAL PREVENTION

The subject of the research is the concept of «observation». The article is a review of the current viewpoints on the observation with the aim of defining this concept. It is shown how approaches to the analysis of observation in psychology changed. The main conclusions of the study are-the position that there are a large number of interpretations of observation, which makes it impossible to come to a common understanding of this quality. The novelty of the topic is the study of the works of domestic and foreign authors and the interpretation of the concept of observation on this basis.

Keywords: observation, professionally significant quality, perception, ability, observation.

PERKOV Artem, teacher of chair Criminal law, criminology and psychology, Orel law Institute The interior Ministry of Russia named after V. V. Lukyanov, 302027, Orel, Ignatova Street 2. E-mail: [email protected]

Дата поступления: 28.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.