Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
экономическая самостоятельность / экономическое воспитание / экономическая подготовка / критерии дошкольного образования. / economic independence / economic education / economic training / criteria of preschool education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Ирода Исматовна

В данной статье речь пойдет о роли и значении экономических знаний дошкольников, о показатель-ных уровнях экономических знаний у детей, о повышении и анализе более низких уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR DETERMINING THE LEVEL OF ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

This article will focus on the role and importance of economic knowledge of preschoolers, on the indica-tive levels of economic knowledge in children, on increasing and analyzing lower levels.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

62

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШУМ-ЛШШаИ» 2021

Махмудова Ирода Исматовна Национальный Университет Узбекистана Студентка 2 курса по направлению Региональная экономика DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-62-63 УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Makhmudova Iroda Ismatovna

National University of Uzbekistan 2nd year student in Regional Economics

CONDITIONS FOR DETERMINING THE LEVEL OF ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL

AGE CHILDREN

Аннотация.

В данной статье речь пойдет о роли и значении экономических знаний дошкольников, о показательных уровнях экономических знаний у детей, о повышении и анализе более низких уровней. Abstract.

This article will focus on the role and importance of economic knowledge of preschoolers, on the indicative levels of economic knowledge in children, on increasing and analyzing lower levels.

Ключевые слова: экономическая самостоятельность, экономическое воспитание, экономическая подготовка, критерии дошкольного образования.

Keywords: economic independence, economic education, economic training, criteria of preschool education.

Сохранение экономической независимости Республики Узбекистан, ее научного потенциала невозможно без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, в личной и общественной жизни принимать ответственные решения. Сегодня взаимодействие политики и образования открыто для всех. Экономический, интеллектуальный, культурный, духовно-нравственный потенциал любого цивилизованного общества зависит от его содержания и направленности. В условиях становления рыночной экономики и развития современного узбекского общества важное значение имеет экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия определяют необходимость воспитания в дошкольном возрасте самостоятельных, активных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных личностей, которые являются основой дальнейшей жизнедеятельности человека. Экономическое воспитание дошкольников, формирование основ экономической культуры, приобщение детей к хозяйству, начальное экономическое образование являются одним из факторов экономического социализма и оказывают большое влияние на отношение ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на формирование личности ребенка. Заслуживает внимания многообразие проблем, изучаемых в теории экономики, однако актуальным остается вопрос изучения педагогических условий экономического воспитания детей в ДОУ. По мнению A. С. Макаренко, с раннего возраста ребенок должен быть приучен к будущей хозяйственной деятельности в семейных условиях и иметь представление о честности, заботливости, бережливости, ответственности.

В 70-е годы XX века ученые Л.Н. Пономарев и Л. E. Эпштейн пропагандировал экономическое

воспитание как важнейший фактор развития народного хозяйства, необходимое условие научной организации производства и важное средство формирования у подрастающего поколения правильного отношения к труду и имуществу. В трактовке таких понятий, как "экономическое воспитание", "экономическое образование", "экономическая подготовка" учитывая взгляды исследователей А. Ф. Аменде, Л. P. Кураков, Б. ^ Лихачев, В. A. По-встик, В. D. Попов, А. 8. Прутченковых считаем целесообразным дать общее определение, что экономическое воспитание-это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности-бережливости, ответственности, эффективности, предпринимательства, а также усвоения знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные отношения. Анализ состояния теории и практики воспитания детей в ДОУ показывает, что процесс экономического образования целостная теория экономического воспитания дошкольников разработана недостаточно.

Содержание экономической образовательной среды в дошкольном возрасте состоит из: предметной среды (создание игровой экономической среды); социально - познавательной среды (родители, воспитательный коллектив ДОУ), событийно-познавательной среды (интересные экскурсии, встречи с известными людьми) и информационной среды (пазлы, иллюстрации, магазины, банки, сервисные центры, карта промышленных предприятий города, образцы монет). Воспитатель должен уметь профессионально воспроизводить информацию социальных агентов, целенаправленно направлять это воздействие, преобразовывать ситуацию социального развития в педагогическую, создавать образовательную среду, направленную на формирование ведущих нравственных и экономических качеств. Еще одним условием экономического воспитания

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 202 / БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8

63

является организация и наполнение видов деятельности детей (игровой, трудовой, познавательной) касательно экономического положения семьи, народа, общества, развитие на этой основе познавательного интереса к положительным нормам и ценностям социально-экономического общества. Выбор организационных форм обучения и видов деятельности по экономическому воспитанию зависит от целей, задач, возраста детей. Поскольку игра является активным фактором развития личности ребенка, очень важно, чтобы содержание игры обогащалось жизненно важными аспектами. В частности, овладение ребенком первоначальными понятиями знаний об экономике через игры дает возможность уточнить и закрепить его представления об экономике, получить новые знания об экономической жизни людей, проявить себя в правильных действиях, отношениях, деятельности в соответствии с теми знаниями, которые важны для самого ребенка, окружающих его взрослых и сверстников. Одним из важнейших стимулов к получению знаний о хозяйстве семьи, родном городе, области, профессии в сфере бизнеса является развитие знаний и интереса к экономике, что расширяет кругозор детей.

По наличию и набору показателей, соответствующих критериям дошкольного образования, можно судить об уровне экономического образования: высоком, среднем, низком.

На высоком уровне: дети могут объяснить первичный смысл экономических понятий, показать четкий и устойчивый интерес к труду родителей, получить представление о профессии родителя, уметь использовать экономические слова и выражения; уметь применять полученные в играх знания в жизни; они готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают много вопросов и пытаются самостоятельно найти на них ответы; помогать взрослым и сверстникам в работе, осознанно относиться к осуществлению трудовой деятельности, бережно относиться к предметам труда, его результатам, доводить начатое дело до конца, уметь правильно оценивать результаты своего труда и результаты товарищей; рационально использовать материал; быть деловым, способным, изобретательным в процессе продуктивной деятельности, активно поддерживать и развивать творческие искания сверстников; стремится и умеет брать на себя инициативу, решительно справляется с поставленными задачами, доводит начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут их объяснить; у них неустойчивый интерес к семейным потребностям, к труду родителей; имеющиеся у них знания не ясны, расплывчаты, поверхностны; вопросы об окружающих явлениях дети задают только после того, как воспитатель активизирует познавательный интерес через игровые условия, упражнения, творческие задания, у них достаточно представлений об окружающем мире, но они не знают, как использовать; организовывать свою деятельность под руководством взрослых, своевременно выполнять задания; лояльно относиться к материальным ценностям, они сильны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученная работа выполняется добросовестно, только в срок под руководством взрослых; не всегда активны, могут частично проявить упорство в достижении поставленной цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить значение экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономических слов; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, выступают лишь сторонними наблюдателями; не доводят работу до конца, не умеют договариваться в процессе совместной трудовой деятельности, быстро теряют интерес к труду и, оставив свою работу, возвращаются в игру; не склонны к внимательному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют никакой заинтересованности в ее результатах; безответственны, инициативны, не проявляют настойчивости в достижении цели.

Для определения уровня данного экономического образования у детей 6-7 лет могут быть использованы следующие методы: интервью, личные беседы, наблюдение. Детям надо обращаться с такими вопросами: "Зачем людям деньги?", "Для чего реклама?", "Почему мы должны беречь книги, игрушки, предметы, природу?", "Что купить семье, если вы идете в магазин?». Эти вопросы помогает нам определит экономическое мышление ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что восприятие ребенком будущей жизненной активности, его комфортного и полноценного существования, знаний, умений и навыков должно формироваться с раннего возраста. Целесообразна индивидуальная работа с детьми с низким индексом, подготовка их к будущей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.