Научная статья на тему 'Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников'

Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
861
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC SOCIALIZATION / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / INFORMATIVE ACTIVITY / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жилина Жанна Анатольевна

Показаны сущность и факторы экономической социализации в детском возрасте, эмпирически установлены три уровня сформированности экономических представлений у дошкольников и сделано их описание по соответствующим группам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жилина Жанна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников»

УДК 316.614 ББК 88.5

ж.А. жИЛИНА

Кандидат психологических наук, доцент каф. психолого-педагогического образования Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова

г. Владимир

дети и экономика. результаты исследования экономической социализации дошкольников

Аннотация: Показаны сущность и факторы экономической социализации в детском возрасте, эмпирически установлены три уровня сформированности экономических представлений у дошкольников и сделано их описание по соответствующим группам.

Ключевые слова: экономическая социализация, дошкольный возраст, познавательная активность, творческое мышление, социальный статус.

В научной литературе экономическая социализация рассматривается как процесс усвоения и воспроизводства индивидом системы экономических связей и отношений в обществе, становления и развития форм экономического сознания и поведения личности.

Проблема экономической социализации является для отечественной психологии достаточно новой, теоретически неразработанной и мало исследованной. Вместе с тем анализ зарубежной литературы обнаруживает многообразие подходов, представлений, теоретических и эмпирических исследований.

Впервые проблема экономической социализации рассматривалась с позиций неомарксистского анализа как «процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере жизни», это связывают с работой С. Камингса и Д. Тибла, в которой они анализируют процесс усвоения детьми ценностных ориентаций, благоприятных для рыночной экономики с учетом социального неравенства. Сюда относится и проведенное в 1947 году исследование Дж. Брунера и К. Гудмена, в котором они изучали влияние ценностей и потребностей на восприятие денег детьми.

Большинство исследований детских представ-

лений о бедности и богатстве, о владении материальными благами были проведены в рамках теории когнитивного развития Пиаже. Каждый ребенок проходит через качественно различные стадии социо-экономического понимания, двигаясь от простых и конкретных к сложным и абстрактным понятиям.

Исследования, проведенные в рамках другой теории развития, теории Э. Эриксона, учитывают также влияние социальных факторов на процесс развития экономических представлений ребенка и понимания детьми функций денег. Взаимосвязь между уровнем образования родителей и возрастом, в котором дети понимают реальное «побуждающее» назначение рекламы, была выявлена в исследованиях П. Вебли. К. Дэнзигер (1958) утверждает, что непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги) способствует более глубокому пониманию экономических явлений.

В последнее время наблюдается значительный рост числа работ, посвященных проблемам экономической социализации, экономического поведения и в отечественной психологии.

М.Н. Стельмашук (2002) считает, что целью

экономической социализации в детстве является также приобретение навыков потребительского поведения. Размер и направленность детского потребления характеризуется представлением о деньгах, о покупке и месте покупки. Понимание функций денег в детстве фиксируется с четырех лет. С 6-7 лет дети начинают покупать самостоятельно, к 9-12 годам большинство детей делают покупки регулярно и самостоятельно.

Характерной чертой современных исследований экономической социализации в нашей стране является изучение влияния различных факторов на формирование экономического сознания и поведения.

Так, в исследованиях А.Д. Шатовой (1989) обосновывается необходимость экономического образования, начиная с дошкольного возраста в игровых ситуациях. К.С. Чермухина (2002) также подчеркивает роль обучения и воспитания как средства экономической социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Галкина Л.Н. (1993) в своих исследованиях изучает процесс формирования экономического мышления школьников на уроках «Экономики», Журавлев А.Л. и Дробышева Т.В. (2002) установили, что раннее экономическое образование изменяет структуру ценностных ориентаций личности младшего школьника в направлении усиления значимости социальных и волевых ценностей.

Среди наиболее значимых факторов экономической социализации детей выделяют семью. Козлова Е.В. (2002) выявила наличие взаимосвязи с социально-экономическим статусом семьи: в семьях среднего класса дети лучше осведомлены об экономических реалиях, раньше приобретают опыт непосредственного обращения с деньгами. Также ею были выделены 4 стадии экономической социализации, в основе которых - представленность когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющей.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что целью экономической социализации в детстве является выработка адекватных представлений об экономических категориях, развитие навыков экономического поведения, что и обусловило определение экономической социализации как процес-

са усвоения экономических понятий и категорий, освоения норм и различных форм экономического поведения.

С экономической терминологией дети с самого раннего возраста встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов, и используют новые термины в общении друг с другом, в игровой деятельности. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, финансовом положении семьи, распределении семейного бюджета и планировании покупок. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить имеющиеся деньги с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством платежа.

Старший дошкольный возраст является, на наш взгляд, не только сензитивным периодом по развитию памяти, внимания, речи, по формированию творческого воображения и других психических новообразований, но также экономической социализации. Высокий уровень развития экономической социализации дошкольника обеспечивает ему активную жизненную позицию во всех видах деятельности, в которые он опосредовано или непосредственно включается. Чтобы целенаправленно управлять процессом экономической социализации дошкольника, необходимо изучать личностные качества ребенка, участвующие в психорегуляции экономической социализации.

Среди исследований развития психорегуляции поведения у дошкольников можно выделить два основных направления. Одно из них связано с изучением развития произвольности, овладения собственным поведением с помощью культурно-заданных средств. Сюда относятся исследования регулирующей роли речи и правил поведения, а также становления произвольности в игровой деятельности. Второе направление - изучение развития детской воли, как становления устойчивой социально-значимой мотивации, качественного преобразования мотивационной сферы ребенка.

Дошкольный возраст - это период первоначального овладения социальным пространством человеческих отношений, в том числе и в экономической сфере. Дети встречаются с экономикой, даже если их не учат этому: они узнают, что такое «мое»,

«твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Основным институтом социализации в этом возрасте является семья, именно в семье ребенок приобретает первые экономические знания, знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно окружающих его людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребенок, являясь свидетелем экономического поведения родителей, примеряет к себе отдельные его формы: потребительское - когда идет в магазин за небольшими покупками, сберегающее - когда складывает деньги, которые ему дают родители, в копилку, имея какую-то отдаленную цель.

Однако следует отметить, что в качестве основного средства оценки уровня экономической социализации дошкольников выступают представления детей о наиболее часто встречающихся в их социальной практике экономических понятиях.

Анализ полученных эмпирических данных позволил прийти к выводу о наличии трех уровней сформированности экономических представлений у дошкольников.

Высокий уровень - предполагает выделение содержательных и функциональных особенностей явлений. К высокому уровню сформированности экономических представлений были отнесены ответы типа: банк - это место, куда кладут деньги на сохранение, чтобы потом получить больше; заработная плата - это когда работают, и им деньги дают. Дети, дающие подобные ответы, могли свободно рассуждать об этом экономическом понятии. Чувствовалось, что это понятие входит в их речевой лексикон.

Среднийуровень - понятия отличаются конкретностью проявления особенностей данного явления. К среднему уровню сформированности экономических представлений были отнесены ответы типа: банк - это где много денег лежит, и там большая железная дверь; богатые - это президент.

Низкий уровень - характеризуется выделением несущественных качеств, либо отсутствием у ребенка представлений о рассматриваемом явлении.

К низкому уровню сформированности экономических представлений были отнесены ответы типа: банк - это место, которое любят грабить бандиты; бедные - это люди, с которыми никто не дружит. Следует заметить, что дети, дающие подобные ответы, подолгу думали над ответами, в дальнейшем смущаясь, скороговоркой давали ответ. По ответам можно было сделать заключение, что экономические понятия не входили в их повседневный речевой лексикон.

При оценке уровня развития экономической социализации дошкольников учитывался и поведенческий компонент, проявляющийся в реализации различных видов и норм экономического поведения в игровых ситуациях.

Отмечались следующие поведенческие проявления детей: интерес или его отсутствие к играм с экономической направленностью; экономические понятия находятся в активном (пассивном) разговорном словаре; ребенок правильно (неправильно) использует экономические понятия в игровой деятельности; умеет (не умеет) принять правильное экономическое решение в ситуации выбора; способен или не способен идти на обоснованный риск с целью получения выгоды (прибыли) (игры «Монополия»); ребенок быстро (медленно) ориентируется в выборе товара в зависимости от «наличных денег» (игра «Магазин»); хорошо (плохо) ориентируется в ценах (более качественный, большой или красивый товар оценивает дороже) (игра «Аукцион», «Страна детства», «Что сколько стоит»); использует или не использует рекламу товара («Страна детства»; «Бюро добрых услуг»); различает (не различает) денежные единицы («Какая монета»); учитывает (не учитывает) результаты деятельности (количества и качества) при оплате труда («Бюро добрых услуг») и т.п.

На основании объективных и субъективных факторов оценки были выявлены индивидуально-типологические особенности детей с высоким, средним и низким уровнями развития экономической социализации.

Дошкольники, отнесенные к группе «В» с высоким уровнем экономической социализации (21,5% от общего числа испытуемых), имели высокий уровень сформированности экономических представ-

лений. Они выделяли содержательные и функциональные особенности экономических явлений или называли конкретные их проявления, активно и в большей части правильно использовали их в своей речи. Например: «Заработная плата - это деньги, которые дают за работу», «Богатые - это люди, у которых много денег», «В банк кладут деньги на сохранение, они копятся, и потом их можно взять, чтобы что-нибудь купить».

Эти дети понимали функции денег как средства платежа и накопления, знали стоимость отдельных вещей и могли относительно их оценить другие вещи при игре в «Магазин». Например: «Эта кукла маленькая, поэтому она должна стоить меньше» или «Цену этой машинки я сделаю больше, т.к. у нее руль крутится и багажник поднимается, а у этого грузовика даже дверцы не открываются». Они разумно подходили к покупке вещей из расчета «наличных денег» и своих потребностей («Я лучше куплю сок в маленькой коробочке, потому что сок в большой коробке стоит много и я тогда не смогу купить игрушку»).

По результатам наблюдений в процессе изо-деятельности, при работе с конструктором или строительным материалом дети с высоким уровнем развития экономической социализации, как правило, доводили начатое дело до конца. Они стремились корректировать свои действия по ходу выполнения задания, учитывая оценку воспитателя и детей, а также изменения условий и требований с целью достижения более высокого результата. Для детей данной группы была характерна выраженная самостоятельность. Они довольно-таки быстро ориентировались в ситуациях, связанных с обменом игрушек, а также в играх, где присутствовали элементы купли-продажи.

Наблюдение за поведением и деятельностью показало, что в группу «В» вошли дети с выраженной двигательной и интеллектуальной активностью. Они предпочитали подвижные игры спокойным, в играх, как правило, проявляли высокую моторную активность, выражающуюся в темпе и скорости выполнения двигательных действий. Их двигательные действия отличались высокой координацией, скоростью и точностью. В движениях отмечалась целенаправленность и организован-

ность. В спортивных мероприятиях, на занятиях с использованием соревновательных элементов не боялись проигрывать, как правило, брали инициативу на себя, в трудных игровых ситуациях проявляли самообладание.

Этих детей характеризует высокий уровень познавательной активности (любознательность, исследовательский интерес к миру, частота запрашивания информации), уверенность и общительность (высокая потребность в частых и продолжительных социальных контактах со сверстниками и взрослыми), трудолюбие, быстрая и плавно проходящая адаптация (легкое и безболезненное привыкание к новому социальному окружению, инициативность и смелость в социальных контактах с незнакомыми взрослыми и детьми), предприимчивость (обменять одну игрушку на другую - желаемую, умение представить себя в выгодной для ребенка форме, стремление в делах и поступках доминировать, лидировать).

Результаты наблюдения за поведением и деятельностью испытуемых группы «В» совпадают с данными, полученными методом экспертных оценок. Наиболее высоко эксперты оценили у детей «самостоятельность» (8,7 +-0,2 балла по 10-балльной оценочной шкале), «организованность» (8,4+-0,1 балла) и «любознательность» (8,1+-0,1 балла).

Для более полного описания «механизма» психорегуляции экономической социализации дошкольников со средним уровнем ее развития были проведены психодиагностические методики, позволяющие оценить уровень развития интеллектуальной, коммуникативной сфер личности дошкольника, а также развитие социально-психологических показателей.

Дети с высоким уровнем развития экономической социализации, имеющие высокий уровень развития интеллектуальных способностей, отличаются умением организовать свою деятельность - как игровую, так и продуктивную - с учетом внешних факторов. Они быстро реагируют на замечания взрослых, умеют контролировать свои эмоции, настойчивы в достижении цели, что ярко проявляется при выполнении аппликаций, построек из деталей конструктора, при выполнении построек из песка, снега. Быстро

находят себе занятие по интересам, игрушками, как правило, обмениваются, умеют войти в любую игровую ситуацию, имеют опрятный внешний вид.

Дети группы «В» способны предвидеть, прогнозировать последствия различных ситуаций, что подтверждается наличием прямой взаимосвязи результатов второго субтеста методики «Творческое мышление» - «Заключения» с любознательностью (г=0,63, р<0,01) и обусловливает развитие у детей данной группы большей уверенности в себе и большей произвольности поведения (г=0,6, р<0,01).

Гибкость мышления позволяет ребенку быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, реагировать на эмоциональные и поведенческие проявления взрослых и сверстников с целью достижения максимального результата деятельности, что подтверждается наличием взаимосвязи между субъективным параметром «гибкость мышления» и объективными показателями «находчивость» и «предприимчивость» (г=0,54, р<0,05). Компонент специального блока «предприимчивость» по результатам проведенной батареи тестов Е.Е. Туник «Творческое мышление» и корреляционного анализа имеет также значимую корреляционную взаимосвязь с четвертым субтестом «Словесная ассоциация».

Дети, отнесенные к группе с высоким уровнем развития экономической социализации, отличаются наличием склонности к приобретению новых знаний, пытливостью, желают получить ответы на множество вопросов, направленных на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, что объясняет наличие большого количества корреляционных связей показателя «познавательная потребность».

Согласно результатам методики «Социальная компетентность» и данным наблюдения, эти дети не стесняются обращаться с просьбой к другим детям, всегда говорят, если им что-то не нравится или нравится, чаще сами решают, что им надеть на прогулку, всегда подойдут к ребенку, если он плачет, любят делиться с друзьями новой информацией, игрушками, всегда самостоятельно выполняют свои обязанности.

Исследование показало, что ведущими показателями, активно участвующими в психорегуляции

экономической социализации дошкольников с высоким уровнем ее развития, выступают показатели «интеллектуальные способности», «творческое мышление», «познавательные потребности», «социальная компетентность» и «познавательное содержание общения взрослых с ребенком».

Индивидуально-типологические особенности детей со средним уровнем развития экономической социализации отличаются следующим. В данную группу «С» вошли 33% от общего числа исследуемых дошкольников.

Дети данной группы отличались частичной сформированностью экономических представлений. Интерпретируя экономические термины и явления, дети называли их конкретные проявления, например: «Банк - это здание с железными сейфами», «Богатые - это президент», «Бедные - это пожилые люди».

В играх экономической направленности дети данной группы действовали чаще обдуманно, не торопясь, обосновывая свой выбор (хотя и не всегда правильно). Стремление занять лидирующую позицию достаточно неустойчиво, при возникновении внешних помех, трудностей дети отступали, беря на себя роль добросовестного исполнителя. Дети конформны (однако в большинстве случаев это явление временное, которое выступает как способ овладения умением согласовывать свои мнения с мнением других), их легко переубедить, они не настаивают на своей точке зрения.

В совместной деятельности с другими детьми проявляют доброжелательность, неконфликтны, умеют отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

Дети группы «С» наблюдательны, умеют управлять своим поведением, они замечают ошибки, допущенные другими детьми как в ходе игровой, так и в ходе учебной и трудовой деятельности. Однако своих ошибок не замечают, результат деятельности оценивают с помощью наводящих вопросов взрослого («Ты правильно расположил фигуры? Какая фигура должна быть первой?»).

Дошкольники, отнесенные к группе со средним уровнем развития экономической социализации, как правило, соблюдают требования взрослых, послушны, демонстрируют правильное поведение

даже при отсутствии внешнего контроля. Ревностно следят друг за другом, охотно отмечают промахи других, т.о. контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий.

При организации игровой деятельности, как правило, дети данной группы готовят игровую среду заранее (а не по ходу игры), редко бывают инициаторами, чаще включаются в игру сверстников и активно поддерживают ее. Подобная ситуация описана следующим примером.

Дети группы «С» реально оценивают свои игровые умения и умения сверстников: «Костя всегда придумывает интересные игры», «Катя очень хорошая, в какую игру с ней ни начнешь играть, она говорит: «Девочки, кто хочет быть воспитателем или учителем?», а вот Света всегда хочет быть главной и никому не разрешает быть мамой, она говорит: «Эта роль моя».

Во время дежурства оказывают помощь товарищам, как правило, начинают с энтузиазмом, но потом им быстро это надоедает. На занятиях дисциплинированы, умеют контролировать свою позу (сидеть спокойно, как этого требует воспитатель, не вертеться), управлять мыслительной деятельностью (пробуют разные варианты соединения частей в целое, последовательно переходя от одного варианта к другому), однако при планировании учитывают, как правило, только процесс исполнения, упуская организацию труда и его контроль. Умеют работать творчески, проявлять выдумку, но малоинициативны и не настаивают на своем предложении, решении.

У детей группы «С» хорошо развиты навыки самообслуживания (самостоятельно одеваются на прогулку, аккуратно складывают одежду, застилают кровать после сна, без внешнего контроля моют руки, чистят зубы, пользуются носовым платком и расческой), они следят за своим внешним видом, заметив неполадки в своей одежде или в одежде другого, устраняют их, владеют навыками поведения за столом, правильно используют столовые приборы и средства личной гигиены.

Наиболее высокими оценками эксперты оценили развитие таких качеств у дошкольников со средним уровнем развития экономической социа-

лизации как «самостоятельность» (7,5+-0,1 балла) и «дисциплинированность» (7,2+-0,1 балла), что подтверждается результатами наблюдения за деятельностью и поведением детей в ситуациях игры, на занятиях, на прогулках, во время трудовой деятельности. Они умеют организовать и осуществить собственную деятельность, нет необходимости осуществлять постоянный контроль за их действиями. Дети данной группы определяют свои поступки, ориентируясь не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующей ситуации.

Ведущими показателями в психорегуляционном механизме экономической социализации дошкольников со средним уровнем ее развития выступают: «творческое мышление», «познавательная активность», «социальный статус» ребенка и «содержание общения родителей и детей».

Показатель «творческое мышление» имеет корреляционные связи со всеми блоками объективных показателей экономической социализации. Создание нового образа (в рисовании, в сочинительстве, в движении), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью, построение игры по собственному занимательному сюжету - все это помогает ребенку в организации взаимодействия со сверстниками, помогает удерживать внимание собеседника, партнера. Развитое творческое мышление помогает ребенку планировать действия, устанавливать связи между отдельными элементами.

Доминирующую позицию по количеству корреляционных связей занимает также «познавательная активность» ребенка группы «С». Потребность в знаниях становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Ребенок любит экспериментировать, что стимулирует его к поиску новых действий и способствует развитию смелости и гибкости детского мышления.

Выраженная уверенность, самостоятельность являются характеристиками общительного ребенка, входящего в группу «С», помогающими ему устанавливать контакт с малознакомыми сверстниками и взрослыми, находить способы для быстрого

налаживания взаимодействия, что, в свою очередь, отражается на «социальном статусе» ребенка (входит в группу «принятых», методика «Секрет»).

Способность быстро и эффективно реагировать на замечания взрослого, способность регулировать свое эмоциональное состояние, быстро и эффективно переключаться с одного вида занятий на другое, осуществлять контроль за внешним выражением мысли, способность предвидеть результаты своих действий - все это частично обусловлено у дошкольников группы «С» уровнем развития «гибкости мышления» (г =0,48, р<0,05), «познавательной активности», «творческого мышления» и «содержания общения» (г =0,42, р<0,05).

Результаты исследования позволяют заключить, что поведение и деятельность испытуемых отличаются наличием самоуверенности, проявлением чрезмерной самостоятельности при сниженном трудолюбии и рациональной бережливости, что и характеризует средний уровень развития экономической социализации детей старшего дошкольного возраста.

Индивидуально-типологические особенности детей с низким уровнем развития экономической социализации отличаются следующей представленностью.

К группе детей «Н», проявляющей низкий уровень развития экономической социализации, было отнесено 45,5% детей дошкольного возраста. У них отмечалась несформированность экономических представлений, они, как правило, выделяли несущественные качества, свойства экономических явлений или не могли их охарактеризовать. Например: «Богатые - это взрослые люди», «Бедные люди - с ними никто не дружит», «Банк - бандиты его любят грабить».

В игровых ситуациях такие дети не проявляли настойчивость и целеустремленность, в ситуациях конкуренции уходили («пасовали») от острой борьбы. Они, как правило, не доводили начатое дело до эффективного результата, если встречались трудности в выполнении задания, то легко отказывались от первоначального замысла.

Они не отличались предприимчивостью в играх с экономической направленностью, не проявляли стремления получить прибыль, сэкономить на од-

них покупках ради удовлетворения других, более действенных потребностей. Так, дети при игре в «Магазин», как правило, тратили свои «деньги» сразу под воздействием минутного желания, не изучив всего ассортимента товаров и их цен. Сделав необдуманную покупку, легко меняли свое решение под влиянием мнения других детей.

При конструировании, строительстве, выполнении аппликаций дети группы «Н» не выступали инициаторами, редко предлагали новые идеи, лучше выполняли работу в группах или в парах, являясь ведомыми. В коллективных играх чаще занимали позицию исполнителей.

Дети данной группы отличались низким уровнем двигательной активности (замедленный или медленный темп двигательных действий, предпочтение спокойных и тихих игр, продолжительных по времени, медлительность при одевании, приеме пищи, во время учебных занятий со знакомым материалом), замедленной адаптацией к новым людям, незнакомым ситуациям, в процессе которых они проявляли элементы ситуативной, внедеятельност-ной любознательности. Последнее проявлялось в следующем: внимательное и длительное наблюдение за новым человеком в группе детского сада в течение 1,5-2 недель, не входя с ним в общение, и только через 1,5-2 недели вступали в межличностные отношения; прислушивание к разговорам активных и общительных детей со взрослыми, что в дальнейшем обусловливало логику индивидуального поведения и общения со сверстникам и взрослыми; привлечение внимания взрослого продуктами своей деятельности, в которых не отмечались элементы оригинальности, новизны; длительное наблюдение за играми других детей; длительное рассматривание новых незнакомых игрушек.

По параметру коммуникативно-экономической активности как специфическому качеству экономической социализации дошкольника дети с низким уровнем развития экономической социализации предпочитали, как правило, определенный, достаточно постоянный и устойчивый круг общения со сверстниками. Их общение чаще носило ситуативно-деловой характер. Если эти дети включались в игру сверстников, то отражали в ней преимущественно предметное содержание, а не со-

держание общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами.

В общении со взрослыми также преобладало ситуативно-деловое общение, построенное на вопросах в процессе взаимодействия.

По параметру «организованности» экспертами было отмечено, что дошкольники группы «Н» не умеют организовать свою деятельность, берутся сразу за несколько дел и часто не завершают начатого. Это ярко видно на занятиях, когда дети, не умея планировать ход своих действий, не справляются с аппликацией, с постройками из конструктора, с мозаиками.

Испытуемые группы «Н», по-видимому, в силу своей медлительности, низкой общительности, как правило, имели меньше поручений, обязанностей, где они могли бы развивать и совершенствовать организованность, ответственность и способность отвечать за свои поступки. Проявляя низкую инициативность, находясь в позиции исполнителя, дети группы «Н» не накапливают опыта нести ответственность за результаты деятельности, не имеют практики организации своей деятельности и, тем более, деятельности группы детей. Они более конформны, проявляют неуверенность в себе.

По результатам применения психодиагностических методик, выявляющих степень развития интеллектуальных, коммуникативных и социально-психологических качеств детей группы «Н», было установлено, что данные качества имеют низкий уровень развития.

Для детей группы «Н» свойственно слабое развитие интеллектуальных способностей, творческого мышления, познавательной активности, социальной компетентности. Обнаружена положительная корреляционная связь низкого уровня развития познавательной активности (методика В.С. Юркевича «Древо желаний») с низким уровнем развития самообладания, произвольности (г=0,55, р<0,01), любознательности, настойчивости (г=0,49, р<0,05), находчивости и предприимчивости (г=0,42, р<0,05).

Дети с низким уровнем развития экономической социализации, по оценкам экспертов, имеют чрезмерно низкий уровень развития самостоятельности (3,5+-0,3 балла), а также высокий уровень тревож-

ности из-за частой неуспешности в деятельности («Тест тревожности»).

Слабая уверенность в себе ограничивает детей группы «Н» в проявлении поисковых и познавательных действий, у этих детей часто проявляется тенденция к выбору несложных заданий независимо от того, достигают они успеха или нет.

Низкий уровень развития творческого мышления проявляется у дошкольников группы «Н» как в игровой деятельности, так и на занятиях. В игре ребенок оперирует в основном предметами-заместителями, редко использует воображаемые предметы и персонажи, в игре не видит перспективу, мало импровизирует, сюжет игры представляет из себя цепочку последовательных событий. В изо- и конструкторской деятельности дошкольник с низким уровнем развития экономической социализации копирует имеющиеся образы, характеризующиеся стереотипностью.

Низкий уровень развития познавательной активности обусловливает отсутствие исследовательского интереса к миру у детей группы «Н». Неумение устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями сказывается на их умении управлять поведением, дети часто неправильно оценивают свои возможности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

При рассмотрении показателей коммуникативного блока максимальное количество корреляционных связей с объективными показателями экономической социализации имеет показатель «развитие речи» (методика «Серия картинок»). Неумение дошкольников группы «Н» четко выделять замысел, сюжет рассказа, придерживаться его во время повествования, малое использование комбинированных образов памяти и восприятия, отсутствие эмоциональной насыщенности - все это обусловливает низкий уровень «коммуникативно-экономической активности» детей, проявляющийся в неумении привлечь собеседника, удержать его внимание, организовать с ним взаимодействие.

Результаты исследования позволяют отметить, что в группе детей с низким уровнем развития экономической социализации ведущими в механизме психорегуляции являются показатели «творческое мышление», «познавательная активность» и «ин-

теллектуальные способности», низкий уровень развития которых обусловливает и низкий уровень развития экономической социализации.

Т.о., концептуальная сущность экономической социализации определяется структурой психорегуляции личности и рассматривается как личностная характеристика ребенка, в которой уровень развития качеств личности и их структурная организация оказывают существенное влияние на процесс усвоения экономических понятий и категорий, освоения норм и различных форм экономического поведения.

Базовыми составляющими уровней экономической социализации детей старшего дошкольного возраста являются: сформированность представлений детей об экономических понятиях; объективно-психологические экономические про-

явления дошкольников, характеризующие предприимчивость, коммуникативно-экономическую активность, рациональную бережливость; объективно-деятельностные показатели, характеризующие личность дошкольника с интеллектуальной, организационно-деятельностной и эмоционально-волевой сторон.

Все ведущие показатели психорегуляции экономической социализации дошкольников с высоким уровнем ее развития не имеют аналогичной представленности у детей группы с низким уровнем экономической социализации. Можно предположить, что именно развитие этих качеств поможет оптимизировать и повысить эффективность процесса экономической социализации у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.