Научная статья на тему 'Исследование взаимоотношений в детском коллективе в процессе спортивно-игровой деятельности'

Исследование взаимоотношений в детском коллективе в процессе спортивно-игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольник / социализация / социальный опыт / взаимодействие / спортивно-игровая деятельность. / preschooler / socialization / social experience / interaction / sport and play activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимская Ольга Генриховна

В статье социальный опыт рассматривается с позиции единства его аксиологического, когнитивного, деятельностного и коммуникативного компонентов. Сопоставляются результаты авторского исследования уровня сформированности социального опыта детей старшего дошкольного возраста и исследования других ученых, определяются педагогические условия эффективного обогащения социального опыта в спортивно-игровой деятельности. Статья предназначена для педагогов исследователей, практических работников, занимающихся вопросамидошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF RELATIONSHIPS IN THE CHILDREN'S SOCIETY DURING SPORTING AND PLAYING

In the article social experience is considered from the perspective of the unity of his axiological, cognitive, activity and communication components. Compares the results of the research on the level of formation of the social experience of children of preschool age and the research of other scientists, are determined by the pedagogical conditions of effective enrichment of social experience in the sports and gaming activities. The article is intended for educators, researchers, practitioners involved in preschool education.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимоотношений в детском коллективе в процессе спортивно-игровой деятельности»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 373.24

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Г. Г алимская1

1 Статья выполнена в рамках научного проекта РГНФ №15-06-10569 «Социализация -

индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Аннотация. В статье социальный опыт рассматривается с позиции единства его аксиологического, когнитивного, деятельностного и коммуникативного компонентов. Сопоставляются результаты авторского исследования уровня сформированности социального опыта детей старшего дошкольного возраста и исследования других ученых, определяются педагогические условия эффективного обогащения социального опыта в спортивно-игровой деятельности. Статья предназначена для педагогов исследователей, практических работников, занимающихся вопросамидошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольник, социализация, социальный опыт, взаимодействие, спортивно-игровая деятельность.

INVESTIGATION OF RELATIONSHIPS

IN THE CHILDREN'S SOCIETY DURING SPORTING AND PLAYING

O. Galimskaya

Abstract. In the article social experience is considered from the perspective of the unity of his axiological, cognitive, activity and communication components. Compares the results of the research on the level of formation of the social experience of children of preschool age and the research of other scientists, are determined by the pedagogical conditions of effective enrichment of social experience in the sports and gaming activities. The article is intended for educators, researchers, practitioners involved in preschool education.

Keywords: preschooler, socialization, social experience, interaction, sport and play activities.

В период детства происходит вхождение ребенка в социальную среду, адаптация к ней, освоение определенных ролей. Особенно ярко процесс формирования социального опыта наблюдается в дошкольном возрасте, когда происходит становление личности,

закладывается необходимый базис, который будет служить основой всей дальнейшей жизни. Проблему формирования социального опыта личности невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации.

В современных исследованиях проблема социализации личности рассматривается как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»[1, с. 156].

По мнению Н.Ф. Головановой, сущностной характеристикой социализации ребенка является «овладение» им социальным опытом, при этом существует проблема связи таких

понятий, как общественный опыт, представленный в культурном наследии общества и индивидуальный опыт самого дошкольника [2, с. 268]. Решение данной проблемы заложено в природе социального опыта, когда с одной стороны, социальный опыт рассматривается как итог процесса воспитания и образования ребенка, когда образуется своеобразный «производный продукт» в процессе присвоения результатов общественного опыта и с другой стороны, социальный опыт имеется изначально у ребенка, а в процессе воспитания, особенно в его авторитарных формах и обучении, он постепенно скуднеет и может утратиться.

Важным компонентом социального опыта является деятельность, которая являясь как способом, условием, так и формой выраженности и воспроизведения культурноисторического наследия, способствует становлению эмоционально-образного «образа мира» и «я в мире», влияющими на социальные отношения ребенка. (Г.С. Батищев [3,с. 45], М.С. Каган [4, с. 102], А.Н. Леонтьев [5, с. 230]).В связи с этим для нас оказывается важной модель социального опыта,

140

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

представленная Е.В. Рылеевой [6, с. 36]. Она содержит такие компоненты, как: аксиологический, познавательный,

коммуникативный и деятельностный. Показателем аксиологического компонента является осознанное отношение к нравственным нормам поведения, понимание дошкольником эмоционального состояния окружающих взрослых и сверстников, осознание игровой ситуации и личностная готовность к достижению результатов. Познавательный компонент проявляется в знании о социально-нравственных нормах поведения в межличностном взаимодействии дошкольников, знании спортивной

терминологии, спортивных игр, игровых ролей, способов игровых действий, специальных игровых сигналов.

По мнению ряда авторов, спортивноигровая деятельность способствует

формированию у детей социальной чувствительности (проявление ответной реакции ребенка на воздействия партнера по игре), коммуникативной инициативы (способность ребенка проявлять инициативу и самостоятельно без помощи взрослого обращаться к другому ребенку), эмоционального отношения (к конкретному ребенку или ситуации, в зависимости от имеющегося опыта взаимодействия с дошкольниками) (Л.Н. Волошина [7, с. 51], Э.А. Колидзей [8, 231], Э.А. Степаненкова [9, с. 65] и др.).

исследования стало готовности старших межличностному спортивно-игровой составляет основу познавательного, коммуникативного

Целью нашего выявление уровня дошкольников к

взаимодействию в

деятельности, что аксиологического, деятельностного и

компонентов социального опыта.

Теоретический анализ последних исследований свидетельствует о том, что современные дошкольники во многом опережают в своем развитии предшествующие поколения своих сверстников, но в тоже время у 25% современных выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками,

наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях [10, с. 31]. Это негативно сказывается на адаптации выпускников дошкольных учреждений в условиях освоения новой социальной роли -

роли школьника.

К шестилетнему возрасту у детей в процессе деятельности вырабатывается не только умение оценивать поведение других детей и взрослых, но и расширяются знания социальных связей, то есть деятельность в этом возрасте помогает ребенку не просто понять, но и оценить социальные явления и понять мир взрослых. Это подтверждается исследованием А.В. Третьяк [11, с. 13]. Несмотря на активное желание дошкольников включаться в игровую деятельность, у детей наблюдаются разрозненные представления о механизмах игровых действий и отношений детей в процессе игры. Только у 16% детей была выявлена эмоциональная направленность на партнера, а для 46% детей старшего дошкольного возраста характерна значимость своего собственного выигрыша, что приводит к нарушению правил и к возникновению многочисленных конфликтных ситуаций между детьми старшего дошкольного возраста в ходе игры. Понимание роли игровых правил, соблюдение культурно-этических норм в ходе игры, по данным А.В. Третьяк были отмечены у 28% детей старшего дошкольного возраста, но высший уровень социально-нормативного взаимодействия в ходе игры был показан 10% детьми, когда дошкольники не только осознают назначение игровых правил для спортивного взаимодействия и для достижения игровой цели, но и видят в своем сверстнике субъекта игрового взаимодействия, проявляя к нему сочувствие, сопереживая ему [11, с. 2-3].

Спортивно-игровая деятельность является «могущественным воспитательным фактором» в формировании социального опыта, в организации жизнедеятельности

дошкольников, так как ее использование способствует всесторонней образовательной деятельности, направленной не только на умственное, но и на нравственное, эстетическое, физическое развитие

дошкольника. В дошкольных учреждениях Белгородчины на протяжении многих лет успешно реализуется парциальная программа «Играйте на здоровье!» (Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова) [12, с. 33]. Поэтому целью нашего эмпирического исследования было выявление влияния спортивно-игровой деятельности, осуществленной по указанной выше программе, на формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста. Исследованием было охвачено 100 детей в возрасте пяти-шести лет.

141

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Методы исследования. Для определения уровня представлений о взаимодействии со сверстниками и взрослыми применялись: диагностическая ситуация «Перчатки», наблюдение за действием детей в процессе спортивно-игровой деятельности, ситуации выбора, обсуждение результата [13, с. 205-237].

При изучении характера общения дошкольников с окружающими

(коммуникативного компонента) в ходе проведения диагностической ситуации «Перчатки» было выявлено, что только 24 ребенка из 100 умеют работать в парах. В их деятельности прослеживалось партнерство, равенство. Дошкольники спокойно

выслушивали задание, согласовывали свои действия при выборе рисунка, его размера и местоположения, договаривались при подборе цветов перчаток. Активно вели диалог. Реплики носили характер предложения («Давай нарисуем цветочек»), при выполнении задания у детей присутствовали невербальные средства коммуникации. Таким образом, 24% детей мы отнесли к высокому уровню сотрудничества. В ходе всей деятельности у них присутствовало чувство «мы» по отношению друг к другу. Средний уровень проявления сотрудничества детей со сверстниками был выявлен у 40% детей. Он выражался по-разному и связан с особенностями самораскрытия и

самореализации дошкольника. Ряд детей наблюдали за деятельностью партнера -«наставника», и рисовали такой же рисунок (например: Даша К. выполняла рисунок в паре с Ромой Р., отвечая на вопрос, о том, как она выполняла задание, ответила: «Я смотрела, что рисует Рома и рисовала такого же человека»). Смысловое поле возникало фрагментарно, когда дошкольники обсуждали какие-то элементы рисунка, но в основном процесс деятельности проходил параллельно, регуляция деятельности дошкольников проходила прерывисто. Низкий уровень проявления сотрудничества был выявлен у 36% дошкольников. Эти дети выполняли задание в индивидуальном темпе и логике, не согласовывая действия с партнером, отсутствовало управление общим процессом выполнения задания. Полученный в итоге результат - у каждого в паре был свой рисунок перчаток (Например, в паре Никита и Ульяна дошкольники не согласовывали свои действия. Каждый хотел нарисовать свою «перчатку». В результате - Никита нарисовал оранжевую

перчатку, а Ульяна нарисовала на перчатке сердечко и раскрасила зеленым и оранжевым цветом). Объясняя, как выполняли задание, многие дети говорили «а я так захотел», «мне больше понравился этот рисунок».

Наблюдение за действием детей в процессе спортивно-игровой деятельности и сравнение с результатами, полученными в других заданиях показало, как у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, преобладает средний уровень сформированности социальных эмоций, который влияет на действия детей. Дошкольники знают культурные нормы и правила поведения, ориентируются на общепринятые ценности, но не всегда придерживаются и соблюдают их в игре. Только 23% детей постоянно оказывают по собственному желанию помощь в процессе игры сверстникам и младшим детям. 77% детей испытывают затруднения в совместной деятельности при согласовании своих действий в процессе игры, не всегда сдерживают проявление своих эмоций. Могут оценить конкретную ситуацию, но не всегда могут принять правильное решение и оказывают помощь по просьбе сверстника время от времени. Однако есть дошкольники с низким уровнем сформированности социальных эмоций. Они эмоционально неуравновешенны в игровых ситуациях, часто не обращают внимание на эмоциональное состояние своих товарищей в процессе игры. Могут проявлять ярость, гнев, из-за чего оказываются отвергнутыми своими

сверстниками. Их неохотно приглашают в игры, часто для этого требуется вмешательство воспитателя.

Полученные в ходе проведения ситуации выбора результаты позволяют сделать вывод о том, что в исследуемой группе 6 и более выборов («звезды») не набрал никто из дошкольников, 3-5 выборов («принятые») набрали 24% детей. Однако почти половина детей (49%) получили 1-2 выборов («непринятые»). Не получили ни одного выбора 36% детей. Эти дети часто проявляют несдержанность своих эмоций, что провоцирует конфликтные ситуации в общении со сверстниками при согласовании своих действий и они бывают не приняты в детскую игру. Эти дошкольники часто нуждаются в помощи педагога, его поддержке. Выборы дошкольников обуславливались субъективным отношением к детям -«нравится играть» или не «нравится играть»,

142

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

имеющимся у них опытом общения и взаимодействия со сверстниками.

Вывод: Анализ полученных результатов свидетельствует о положительном влиянии спортивно-игровой деятельности на формирование готовности дошкольников к взаимодействию. Так 64% детей проявляют высокий и средний уровень готовности к сотрудничеству. 2/3 детей знают нормы и понимают правила поведения в игровой деятельности.

Полученные результаты подтверждают наличие проблем во взаимодействии старших дошкольников в спортивно-игровой деятельности: недостаточный уровень

самостоятельности у дошкольников, неспособность 36% детей без вмешательства взрослого к завершению игры, ограниченность представлений детей о возможностях

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: МГУ. - 1998. - 338 с.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь. - 2004. - 272 с.

3. Батищев Г.С. Философия как работа человека над самим собой // Философское сознание: драматизм обновления. - М.: Политиздат. - 1991. - 151 с.

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема

межсубъектных отношений. - М.: Политиздат. -1988. - 319 с.

5. Леонтьев А.Н. Философия психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ. - 1994. - 242 с.

6. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособие для рук. и методистов / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика. - 2004. - 56 с.

7. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж»: моногр. / Л.Н. Волошина. - Белгород: Изд-во БелГУ. - 2005. -355 с.

8. Колидзей Э.А. Личностно-

ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие / Э.А. Колидзей. - Москва: МПСИ; Воронеж: Модэк. - 2007. - 480 с.

9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - 368 с.

10. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. - 2013. - 336 с.

применения спортивно-игровой деятельности, трудности при распределении игровых ролей, при согласовывании своих действий.

Проведенное исследование

свидетельствует о необходимости новых подходов к организации игрового пространства детства, с целью формирования готовности ребенка к общественной жизни. Возможно, для решения этих проблем необходимо включить в занятия по физической культуре коммуникативные минуты, проблемные ситуации, игровые ритуалы, речевые приветствия,

коммуникативные беседы, рефлексию, а в свободную деятельность и в режимные моменты - специальные игры, направленные на развитие социальных качеств дошкольников.

11. Третьяк А.В. «Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Санкт Петербург. - 2006. - 19 с.

12. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М.: Вентана-Граф. -2015. - 224 с.

13. Мониторинг в детском саду. Научнометодическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС». - 2010. - 592 с.

References:

1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. - M.: MGU. - 1998. - 338 s.

2. Golovanova N.F. Socializacija i vospitanie rebenka. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - SPb.: Rech'. - 2004. - 272 s.

3. Batishhev G.S. Filosofija kak rabota cheloveka nad samim soboj // Filosofskoe soznanie: dramatizm obnovlenija. - M.: Politizdat. - 1991. - 151 s.

4. Kagan M.S. Mir obshhenija: Problema

mezhsub#ektnyh otnoshenij. - M.: Politizdat. - 1988. -319 s.

5. Leont'ev A.N. Filosofija psihologii / A.N. Leont'ev. - M.: Izd-vo MGU. - 1994. - 242 s.

6. Ryleeva E.V. Upravlenie kachestvom social'nogo razvitija vospitannikov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija: posobie dlja ruk. i metodistov / E.V. Ryleeva, L.S. Barsukova. - M.: Ajris-press: Ajris-Didaktika. - 2004. - 56 s.

7. Voloshina L.N. Teorija i praktika razvitija

zdorov'esberegajushhego obrazovatel'nogo

prostranstva v komplekse «doshkol'noe uchrezhdenie -pedagogicheskij kolledzh»: monogr. / L.N. Voloshina. - Belgorod: Izd-vo BelGU. - 2005. - 355 s.

143

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

8. Kolidzej Je.A. Lichnostno-orientirovannoe fizicheskoe razvitie rebenka: uchebnoe posobie / Je.A. Kolidzej. - Moskva: MPSI; Voronezh: Modjek. - 2007.

- 480 s.

9. Stepanenkova Je.Ja. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i razvitija rebenka: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Je.Ja. Stepanenkova. - 2-e izd., ispr. M.: Izdatel'skij centr «Akademija». - 2006. - 368 s.

10. Fel'dshtejn D.I. Mir detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovanija) / D.I. Fel'dshtejn. - M.: MPSU; Voronezh: MODJeK. - 2013.

- 336 s.

11. Tret'jak A.V. «Pedagogicheskie uslovija formirovanija vzaimodejstvija detej starshego doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami v igrah s pravilami»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Sankt Peterburg. - 2006. - 19 s.

12. Voloshina L.N. Igrajte na zdorov'e! Fizicheskoe vospitanie detej 3-7 let: programma, konspekty zanjatij, materialy dlja besed, metodika obuchenija v raznovozrastnyh gruppah / L.N. Voloshina, T.V. Kurilova. - M.: Ventana-Graf. - 2015.

- 224 s.

13. Monitoring v detskom sadu. Nauchno-metodicheskoe posobie. - SPb.: «DETSTVO-PRESS».

- 2010. - 592 s.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галимская Ольга Генриховна (г. Белгород, Россия), ассистент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: ogalimskaya@mail.ru

Data about the author:

O. Galimskaya (Belgorod, Russia), assistant of Department of Preschool and Special (Defectological) Education, Federal State Autonomous Educational Institutional of Higher Professional Education "Belgorod National Research University", e-mail: ogalimskaya@mail.ru

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.