Физическое развитие и здоровье дошкольника/ Physical Development and health of the preschool child
Оценка эффективности программы "Играйте на здоровье!" в обогащении двигательного опыта дошкольников
Волошина Людмила Николаевна, Галимская Ольга Генриховна
ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
Ключевые слова:
двигательный опыт, самостоятельная двигательная деятельность, игровые программы и технологии
Введение. В контексте образовательных задач физического воспитания и развития, определенных в стандарте и современных программах дошкольного образования, актуализируется проблема формирования двигательного опыта дошкольника.
В научно-методической литературе интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего связывается с формированием двигательных умений, навыков и относящихся к ним знаний (В.И. Кузнецова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов)[6];
-с двигательной активностью (С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков)[3];
-с двигательной подготовленностью (С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова) [5].
На наш взгляд, такое отождествление понятий не отражает личностный аспект двигательного опыта ребенка. А именно, его аксиологическую составляющую: ценности, мотивы, потребности, интересы. Мы полагаем, что деятельностный компонент двигательного опыта должен быть направлен на овладение не просто умениями и навыками, а способами деятельности. В том числе способностью ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать в ней определенных результатов, что позволит воссоздавать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. И тогда оценить результат формирования двигательного опыта можно визуально, при наблюдении самостоятельной двигательной деятельности ребенка по проявлению инициативы, двигательных способностей, склонности к тому или иному виду двигательной деятельности, овладению способами ее реализации готовности к коллективному взаимодействию.
На наш взгляд, в условиях вариативности дошкольного образования в целом и физического воспитания детей, в частности, возникает вопрос, насколько востребован в жизнедеятельности ребенка двигательный опыт, который он приобретает в период дошкольного детства?
Как показывают наши наблюдения, из жизни современных детей исчезают прыгалки-скакалки, увлекательные спортивные и народные игры, мяч перестает быть «спутником детства». Дети не владеют элементарными игровыми упражнениями с игровыми ракетками, мячами, воланами. Всё реже во дворе можно увидеть увлеченное игрой разновозрастное детское сообщество, что свидетельствует о разрушении игрового пространства детства. К сожалению, XXI век начался с ухудшения состояния здоровья детей. На 6,1% снизилось число здоровых детей, на 8,7% увеличилось число детей с нарушениями физического развития. По нашим данным около 40% дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже возрастной нормы [2]. В исследованиях Д.И. Фельдштейна отмечается, что у 25% выпускников дошкольных образовательных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетенции, неспособность к взаимодействию со сверстниками [4].
Все это требует изменений организации и содержания физического воспитания и развития дошкольников, новых подходов в проектировании физкультурно-оздоровительной деятельности, внедрения в образовательный процесс технологий, обеспечивающих вариативность системы физического воспитания. Наиболее ценными для этого, на наш взгляд,
представляются игровые модульные программы и технологии.
В последние десятилетия в дошкольных учреждениях регионов России успешно реализуется авторская программа «Играйте на здоровье!» В связи с высокой востребованностью и эффективностью программы в 2015 году обновлена в соответствии с ФГОС ДО и переиздана издательством «Вентана-Граф» [1]. Она отвечает современным требованиям гуманизации дошкольного образования, обеспечивает вариативность системы физического воспитания дошкольников. В основу программы заложены теоретические идеи, инновационный педагогический опыт белгородской научной школы дошкольного образования, связанные с воссозданием и развитием игрового пространства детства. Мы полагаем, что актуальность программы повышает её направленность на развитие ребенка -дошкольника как субъекта спортивно-игровой деятельности.
В программе нашли отражение совокупность условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности, в таких её проявлениях, как самостоятельная двигательная деятельность, педагогическая поддержка инициатив и познавательной активности ребенка. В основу программы заложены гуманистические идеи современного образования, личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию-индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Содержание программы разработано с учетом национальных, культурных и спортивных традиций России. Программа нацелена на их реализацию, как одного из факторов духовного и физического становления растущего человека в период дошкольного детства.
Цель настоящего исследования - выявить влияние игровых программ и технологий на обогащение двигательного опыта детей.
Методы исследования: хронометраж, наблюдение, шагометрия.
Обсуждение результатов исследования. Использование программы «Играйте на здоровье!» как части основной образовательной программы ДОО, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса, положительно отразилась на объеме и, характере и содержании самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальных группах ежедневно по инициативе детей использовались игровые упражнения, элементы футбола, городков, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона. Мальчиками предпочтение отдавалось тем элементам, где надо выполнять точные, прицельные действия в пространстве: удары по воротам, броски в кольцо, попадание битой в городки. Девочки самостоятельно выполняли задания, связанные с развитием координации движений, мелкой моторики рук: подбрасывание и ловля теннисных шариков, воланов, мячей, ведение мяча рукой, передача мяча друг другу, в тройках, по кругу.
Ежедневная длительность самостоятельной двигательной деятельности детей экспериментальных групп, построенная на использовании элементов спортивных игр, упражнений со спортивным инвентарем в течение месяца на прогулках составила - 26,3 минуты. Было отмечено игровое взаимодействие. Объединяясь в небольшие подгруппы (от 6 до 14 детей), дети соревновались в забрасывании мяча в кольцо, передаче мяча на месте, ударах по воротам., в выбивании городков, что свидетельствует об устойчивости их интереса к играм этого типа.
Самостоятельная двигательная деятельность детей всегда завершалась обсуждением и анализом результатов. Детям предлагалось оценить, как играли, чего достигли, как выполняли правила, что нужно делать, чтобы побеждать. Ответы детей были зафиксированы в карточках наблюдений: они иллюстрируют возрастание функции самооценки и самоконтроля, развитие двигательной рефлексии.
У детей сформировались умения объяснять, с какой целью и в какой последовательности выполняются двигательные действия, что свидетельствует об их осознанности. В экспериментальной группе у детей обнаружено наличие проектно-конструктивных параметров (способности планировать, изменять технику выполнения двигательных действий применительно к условиям) и когнитивных (познавательных) параметров (умения мысленно расчленить целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть связи в
последовательности выполнения двигательных действий).
В контрольной группе в этот период средняя продолжительность самостоятельной двигательной деятельности составила 12,5 минут на прогулках в течение дня, что на 53% ниже, чем в экспериментальных группах. В самостоятельной двигательной деятельности дети отдавали предпочтение несложным по координации игровым упражнениям. Метание предметов (мячи, шишики, мешочки) в цель выполняли дети контрольной группы в течение месяца 5 раз. Простые игры с мячом (отбивание, подбрасывание) применяли 4 раза, элементы спортивных игр (футбола, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона) — 3 раза.
Реализация программы «Играйте на здоровье!» положительно сказалась не только на характере и содержании самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Объем по показателям шагометрии на 23,6% у мальчиков и на 17,2% у девочек был выше в экспериментальной группе по отношению к контрольной.
Выводы. Сравнение результатов педагогических наблюдений за самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке, анализ результатов хронометража и шагометрии, позволяют заключить, что в ходе реализации игровых программ и технологий актуализировался двигательный опыт детей, что способствовало оптимизации их двигательной активности, обеспечило разносторонний характер содержания двигательной деятельности.
Приведенные факты можно считать весомым доказательством эффективности игровых программ и технологий в формировании двигательного опыта дошкольников, целесообразности их внедрения в образовательный процесс дошкольных учреждений для создания вариативной системы физического воспитания.
Введение. В контексте образовательных задач физического воспитания и развития, определенных в стандарте и современных программах дошкольного образования, актуализируется проблема формирования двигательного опыта дошкольника.
В научно-методической литературе интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего связывается с формированием двигательных умений, навыков и относящихся к ним знаний (В.И. Кузнецова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов)[6];
-с двигательной активностью (С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков)[3];
-с двигательной подготовленностью (С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова) [5].
На наш взгляд, такое отождествление понятий не отражает личностный аспект двигательного опыта ребенка. А именно, его аксиологическую составляющую: ценности, мотивы, потребности, интересы. Мы полагаем, что деятельностный компонент двигательного опыта должен быть направлен на овладение не просто умениями и навыками, а способами деятельности. В том числе способностью ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать в ней определенных результатов, что позволит воссоздавать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. И тогда оценить результат формирования двигательного опыта можно визуально, при наблюдении самостоятельной двигательной деятельности ребенка по проявлению инициативы, двигательных способностей, склонности к тому или иному виду двигательной деятельности, овладению способами ее реализации готовности к коллективному взаимодействию.
На наш взгляд, в условиях вариативности дошкольного образования в целом и физического воспитания детей, в частности, возникает вопрос, насколько востребован в жизнедеятельности ребенка двигательный опыт, который он приобретает в период дошкольного детства?
Как показывают наши наблюдения, из жизни современных детей исчезают прыгалки-скакалки, увлекательные спортивные и народные игры, мяч перестает быть «спутником детства». Дети не владеют элементарными игровыми упражнениями с игровыми ракетками, мячами, воланами. Всё реже во дворе можно увидеть увлеченное игрой разновозрастное детское сообщество, что свидетельствует о разрушении игрового пространства детства. К сожалению, XXI век начался с ухудшения состояния здоровья детей. На 6,1% снизилось число здоровых детей, на 8,7%
увеличилось число детей с нарушениями физического развития. По нашим данным около 40% дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже возрастной нормы [2]. В исследованиях Д.И. Фельдштейна отмечается, что у 25% выпускников дошкольных образовательных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетенции, неспособность к взаимодействию со сверстниками [4].
Все это требует изменений организации и содержания физического воспитания и развития дошкольников, новых подходов в проектировании физкультурно-оздоровительной деятельности, внедрения в образовательный процесс технологий, обеспечивающих вариативность системы физического воспитания. Наиболее ценными для этого, на наш взгляд, представляются игровые модульные программы и технологии.
В последние десятилетия в дошкольных учреждениях регионов России успешно реализуется авторская программа «Играйте на здоровье!» В связи с высокой востребованностью и эффективностью программы в 2015 году обновлена в соответствии с ФГОС ДО и переиздана издательством «Вентана-Граф» [1]. Она отвечает современным требованиям гуманизации дошкольного образования, обеспечивает вариативность системы физического воспитания дошкольников. В основу программы заложены теоретические идеи, инновационный педагогический опыт белгородской научной школы дошкольного образования, связанные с воссозданием и развитием игрового пространства детства. Мы полагаем, что актуальность программы повышает её направленность на развитие ребенка -дошкольника как субъекта спортивно-игровой деятельности.
В программе нашли отражение совокупность условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности, в таких её проявлениях, как самостоятельная двигательная деятельность, педагогическая поддержка инициатив и познавательной активности ребенка. В основу программы заложены гуманистические идеи современного образования, личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию-индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Содержание программы разработано с учетом национальных, культурных и спортивных традиций России. Программа нацелена на их реализацию, как одного из факторов духовного и физического становления растущего человека в период дошкольного детства.
Цель настоящего исследования - выявить влияние игровых программ и технологий на обогащение двигательного опыта детей.
Методы исследования: хронометраж, наблюдение, шагометрия.
Обсуждение результатов исследования. Использование программы «Играйте на здоровье!» как части основной образовательной программы ДОО, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса, положительно отразилась на объеме и, характере и содержании самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальных группах ежедневно по инициативе детей использовались игровые упражнения, элементы футбола, городков, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона. Мальчиками предпочтение отдавалось тем элементам, где надо выполнять точные, прицельные действия в пространстве: удары по воротам, броски в кольцо, попадание битой в городки. Девочки самостоятельно выполняли задания, связанные с развитием координации движений, мелкой моторики рук: подбрасывание и ловля теннисных шариков, воланов, мячей, ведение мяча рукой, передача мяча друг другу, в тройках, по кругу.
Ежедневная длительность самостоятельной двигательной деятельности детей экспериментальных групп, построенная на использовании элементов спортивных игр, упражнений со спортивным инвентарем в течение месяца на прогулках составила - 26,3 минуты. Было отмечено игровое взаимодействие. Объединяясь в небольшие подгруппы (от 6 до 14 детей), дети соревновались в забрасывании мяча в кольцо, передаче мяча на месте, ударах по воротам., в выбивании городков, что свидетельствует об устойчивости их интереса к играм этого типа.
Самостоятельная двигательная деятельность детей всегда завершалась обсуждением и анализом результатов. Детям предлагалось оценить, как играли, чего достигли, как выполняли правила,
что нужно делать, чтобы побеждать. Ответы детей были зафиксированы в карточках наблюдений: они иллюстрируют возрастание функции самооценки и самоконтроля, развитие двигательной рефлексии.
У детей сформировались умения объяснять, с какой целью и в какой последовательности выполняются двигательные действия, что свидетельствует об их осознанности. В экспериментальной группе у детей обнаружено наличие проектно-конструктивных параметров (способности планировать, изменять технику выполнения двигательных действий применительно к условиям) и когнитивных (познавательных) параметров (умения мысленно расчленить целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть связи в последовательности выполнения двигательных действий).
В контрольной группе в этот период средняя продолжительность самостоятельной двигательной деятельности составила 12,5 минут на прогулках в течение дня, что на 53% ниже, чем в экспериментальных группах. В самостоятельной двигательной деятельности дети отдавали предпочтение несложным по координации игровым упражнениям. Метание предметов (мячи, шишики, мешочки) в цель выполняли дети контрольной группы в течение месяца 5 раз. Простые игры с мячом (отбивание, подбрасывание) применяли 4 раза, элементы спортивных игр (футбола, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона) — 3 раза.
Реализация программы «Играйте на здоровье!» положительно сказалась не только на характере и содержании самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Объем по показателям шагометрии на 23,6% у мальчиков и на 17,2% у девочек был выше в экспериментальной группе по отношению к контрольной.
Выводы. Сравнение результатов педагогических наблюдений за самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке, анализ результатов хронометража и шагометрии, позволяют заключить, что в ходе реализации игровых программ и технологий актуализировался двигательный опыт детей, что способствовало оптимизации их двигательной активности, обеспечило разносторонний характер содержания двигательной деятельности.
Приведенные факты можно считать весомым доказательством эффективности игровых программ и технологий в формировании двигательного опыта дошкольников, целесообразности их внедрения в образовательный процесс дошкольных учреждений для создания вариативной системы физического воспитания.
Список литературы:
1.Волошина Л.Н. 2015. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах. М. 224 с.
2.Волошина Л.Н., Галимская О.Г. 2013. О проблеме формирования социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности //Опыт, представления дошкольников о здоровье и физической культуре/ Под ред. Л.Н. Волошиной. SaarbrDcker. с. 47.
3. Евсеев С.П., Комков А.Г., Шелков О.М. Реализация личностно-оринетированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников // Физическая культура. - 2006.- №2
URL:http://Hb.sportedu.ru/press/fkvot/2006n2/p24-26,39-41.htm Дата обращения 10.01.2016
4. Фельдштейн Д.И. 2013. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования)/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. - Воронеж. с.8
5.Филиппова С.О., Волосникова Т.В. 2008. Методические основы физической культуры дошкольников//Теория и методика физической культуры дошкольников/Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. Спб. с. 279
6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2003. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании//Теория и методика физического воспитания и спорта / Под ред. Ж.К. Холодова. М. 2003. с. 65