Научная статья на тему 'Педагогическое руководство формированием экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы'

Педагогическое руководство формированием экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC UPBRINGING / ECONOMIC IDEAS / DIFFERENT AGE GROUPS / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Нина Леонидовна

Статья посвящена проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher guide the formation of economic concepts in preschool children of various age groups

The article deals with the formation of economic concepts of children in various age groups.

Текст научной работы на тему «Педагогическое руководство формированием экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы»

субъектами педагогической поддержки в различных жизненных ситуациях и интерактивных формах.

Библиографический список

1. ДелорЖ. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ifap.ru/library/book201.pdf

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3. Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Проблема преемственности формирования жизненных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. -

№ 1. - С. 58-60.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/pdf

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/до-кументы/922/файл/748/ФГОС_НОО^

6. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland. 2730 March, 1996. Council for Cultural Co_operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. - 68 p.

7. Salganik L.H. Projects on Competencies in the OECD Context: Analysis of Theoretical and Conceptual Foundations / L.H. Salganik, D.S. Rychen, U. Moser, J.W. Konstant. - Swiss Federal Statistical Office, Neuchatel, 1999. - 52 p.

8. The definition and selection of key competencies. Executive summary. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.oecd.org/edu/ statistics/deseco

УДК 373.2

Беляева Нина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

BelyaevaNL@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Статья посвящена проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономические представления, разновозрастная группа, дошкольное образование.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из слож-. ных и в то же время важных проблем дошкольного образования. Экономическое воспитание дошкольников не только формирует деловые качества личности, но и приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем [5, с. 77].

Исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном возрасте. И, несмотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева и др.) [1, с. 55].

Особый интерес вызывают исследования А.Д. Шаговой, которые посвящены проблеме изучения возможности экономического образования и воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. По мнению автора, знания, уме-

ния и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, послужат фундаментом для будущей успешной экономической деятельности, поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономических представлений.

Ученые считают, что более целесообразным будет не использование оторванных от реальной жизни современного ребенка экономических знаний, сколько обеспечение формирование первичного экономического опыта. Этот процесс становится возможным, когда ребенок выполняет самостоятельные действия, строит взаимодействия с другими людьми и уже на этой основе осваивает конкретные знания и умения [8, с. 34].

В процессе формирования экономических представлений следует учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего в старшем дошкольном возрасте, посколь-

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Беляева Н.Л., 2014

ку дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности. В работе с детьми младшего дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования лишь предпосылок экономического воспитания. Сложность экономических законов и категорий, на которых основано содержание экономического воспитания, некая абстрактность, отдаленность детей от сферы производительного труда, малый социальный опыт дошкольников требуют осторожности в отборе, как содержания, так и методов формирования экономических представлений.

Среди проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших. Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и деятельности детей. Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу. В работах Л.С. Бай-бородовой, Б.З. Вульфова, С.Л. Ильюшкиной, О.В. Соловьева разновозрастные группы и коллективы оцениваются как оптимальная модель среды развития ребенка. В разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития - достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Практическая часть работы состояла из серии последовательных экспериментов, которые были проведены в течение 2012-2013 гг. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Новошеш-минский детский сад «Солнышко» с. Новошеш-минск. В исследовании принимали участие 19 детей разновозрастной группы.

Анализ документации показал, что в годовом плане уделяется достаточно внимания решению воспитательных задач по формированию трудолюбия, трудовых умений и навыков, развитию интереса к труду, воспитанию чувства взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Среди задач, выдвинутых педагогами, отсутствуют задачи по формированию экономических представлений, но они

переплетаются и связаны с темой исследования запланированной работой по трудовому воспитанию и обучению, развитию нравственных качеств личности дошкольника.

На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что работа в группе по формированию экономических представлений проводится воспитателями эпизодически, в процессе решения задач трудового, нравственного воспитания, ознакомления с окружающим, специально эта работа не планируется. Воспитатели считают, что для такого рода работы у детей младшего дошкольного возраста может не хватить жизненного и социального опыта, что затрудняет работу и препятствует формированию экономических представлений.

Воспитатели отмечают отсутствие методических пособий по экономическому воспитанию детей в условиях разновозрастной группы.

Опрос детей разновозрастной группы дошкольного возраста показал, что у большинства детей существует нечеткое, поверхностное представление о необходимости и значении труда в жизни человека, т.е. детям пока не понятен экономический смысл труда, следовательно, отсутствуют элементарные экономические представления.

Спецификой МБДОУ «Новошешминский детский сад «Солнышко»» является то, что это малокомплектный детский сад, в составе которого функционируют одна разновозрастная группа общераз-вивающей направленности для детей дошкольного возраста. Это условие учитывалось при составлении программы формирующего этапа эксперимента.

Для формирования экономических представлений детей младшей подгруппы выбрано направление: ознакомление детей с трудом и миром профессий взрослых. Основными методами и приемами экспериментальной работы с младшей подгруппой являлись: игра, приобщение к труду, наблюдение за трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, художественное слово, положительная оценка, личный пример педагога, поддержка [2, с. 49].

В повседневной жизни создавались специальные педагогические ситуации, направленные на формирование трудовых навыков, способов сотрудничества, закрепления бережного отношения в процессе трудовой деятельности. При этом хочется отметить, что дети с большим желанием овладевали навыком, если задание давалось не в форме «сделай это», а в форме «помоги мне». Такая форма вовлечения ребенка в процесс труда оказалась эффективной не только для задач формирования экономических представлений, но и для приобретения опыта положительных взаимоотношений, так как поддерживала желание детей помогать другому, выступать в роли более умелого, самостоятельного (со сверстником) или равноправного (со взрослым) партнера.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

17

Постепенно интерес к трудовой деятельности у детей все более возрастал, у детей появилась большая уверенность в себе, дети стали бережнее относиться к игрушкам, книгам, подражая при этом действиям взрослого.

Далее были проведены беседы: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает на ферме», «О труде строителей». Воспитатель рассказывал детям о содержании труда, его общественной значимости. При этом обращали внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорили о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

В качестве средства формирования экономических представлений использовали обучающие игры, в которых могли принимать дети и младшей, и старшей подгруппы. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагались детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяло интег-ративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических представлений, чувств, привычек поведения [3].

В процессе обучающей игры «Кафе «Вкусно и полезно» (для детей младшей и старшей подгруппы) предлагалось сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

В обучающей игре «Туристический поход» дети делились на три команды, каждая из которых готовилась в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могли взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

Воспитатель предлагал детям в игре «Товарный склад» выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находил карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе экономического воспитания использовали более сложные методы формирования экономических представлений: занятия с использованием логических загадок, задачек-шуток, дидактические игры с экономическим содержанием. В процессе работы, кроме экономических представлений, у детей группы сформировались такие качества как бережливость, аккуратность, самостоятельность,

чувство коллективизма, сопереживания, взаимопомощи.

На момент завершения экспериментальной работы старшие дети старались чаще предлагать свою помощь малышам, рассказывали воспитателям о том, как они помогали дома маме или папе, бабушке, стали давать советы родителям, как нужно не просто экономить, но и беречь природные энергоресурсы (свет, тепло, воду, газ). По рассказам родителей, дети стали проявлять больше интереса к тому, сколько стоит та или иная вещь, сколько нужно заработать денег, чтобы купить ту или иную вещь, стали предлагать экономнее относится к бытовым отходам, расходованию воды, электроэнергии, продуктам питания и др.

В результате проделанной работы дети младшей группы научились правильно использовать предметы быта (игрушки, одежду, обувь, книги, предметы туалета), экономно расходовать воду, беречь тепло в помещении. Приучали детей проявлять заботу о предметах, нуждающихся в ремонте, привлекая к помощи взрослых. Формировали предпосылки положительного отношения к трудовому процессу, человеку труда, создающему материальные блага.

Результатом работы в старшей подгруппе стало то, что у детей постепенно сформировались экономические представления о продуктах труда, об экономической необходимости труда, о товаре как результате труда, стоимости, потребностях и др. Такие понятия как деньги, цена, дешевле, дороже, выгодно, профессия. Ранее абстрактные для детей представления наполнились конкретным экономическим смыслом, а значит, стали понятнее. Об этом говорит и то, что дети стали часто использовать эти слова в своих играх, на занятиях, на прогулках.

В целом дети группы стали заметно бережливее, стали разбираться в источниках энергоснабжения, экономить воду, свет, тепло. По словам родителей, дети и дома стали обращать внимание родителей на то, что протекает кран - расходуется вода, неэкономно, дует в окна - расходуется тепло, нужно утеплить окна и т.д. Дети стали с уважением относиться к труду взрослых, появилось понимание, что очень многие необходимые и полезные предметы, окружающие человека в его жизни, сделаны руками умельцев, трудолюбивых людей.

Основной идеей, объединившей обе возрастные группы стали: воспитание трудолюбия и бережливости как важнейших нравственно-экономических качеств личности во всех видах детской деятельности (труд, игра, продуктивная деятельность). В процессе воспитания трудолюбия, бережливости дети получали представление о природных ресурсах, потребностях человека, продуктах труда, его значении для жизни человека и др.

Проделанная работа отразилась не только в изменении количественных результатов (детей с вы-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

соким уровнем стало значительно больше и в младшей, и в старшей подгруппе), но произошли и качественные изменения в экономических представлениях детей. У детей старшей подгруппы результаты более высокие, что можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В младшей подгруппе дети не обладают необходимым практическим опытом, у них меньше словарный запас, не сформирована сюжетно-ро-левая игра, что затрудняет усваивание экономических представлений. Но дети этого возраста с удовольствием включались в игру вместе со старшими ребятами; принимали участие в совместном труде; с большим интересом слушали литературные произведения, с радостью участвовали в музыкальном развлечении «Полезные советы кота Леопольда».

Таким образом, педагогу разновозрастной группы необходимо определить задачи и содержание экономического воспитания, методы формирования экономических представлений, исходя из требований программы для каждой возрастной группы детского сада и учитывая умения и навыки каждого из детей группы. Это условие правильного соотнесения программных требований с состоянием экономического воспитания у реального состава группы, от соблюдения которого зависит эффективность педагогического процесса, при котором у детей всех возрастных подгрупп формируются экономические представления.

Библиографический список

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 4. - С. 55-60.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. -2003. - № 4. - С. 103-105.

3. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. - С. 63-66.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. - Минск: Выш. шк., 2007. - 48 с.

5. Лукьянова Р. С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я. - 2003. -№ 4. - С. 77-80.

6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. - М.: АРК-ТИ, 2006. - 88 с.

7. Ташкузиева А.З. Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 99-101.

8. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и ... дети» // Детский сад от А до Я. - 2003. -№ 4. - С. 148-151.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.